что значит аскетичный человек
АСКЕТИЧНЫЙ
Смотреть что такое «АСКЕТИЧНЫЙ» в других словарях:
аскетичный — воздержанный, крайне воздержанный, строгий, скупой Словарь русских синонимов. аскетичный прил., кол во синонимов: 5 • аскетический (5) • … Словарь синонимов
Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Аскетичный — I прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1.. 2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2.. II прил. 1. соотн. с сущ. аскетизм II … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
аскетичный — аскет ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь
аскетичный — кр.ф. аскети/чен, аскети/чна, чно, чны; аскети/чнее … Орфографический словарь русского языка
аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. = Аскетический. А ое лицо. А. образ жизни. Живопись художника Корина аскетична. ◁ Аскетично, нареч … Энциклопедический словарь
аскетичный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. аскетично = аскетический А ое лицо. Аскети/чный образ жизни. Живопись художника Корина аскетична … Словарь многих выражений
аскетичный — аскет/ичн/ый … Морфемно-орфографический словарь
Аскетичный (Avoidant) — используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем… … Медицинские термины
крайне воздержанный — аскетичный Словарь русских синонимов. крайне воздержанный прил., кол во синонимов: 1 • аскетичный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Что такое эти необычные слова «аскетизм» и «аскетичность»
Стремления к богатству
Но получается вот что: мы стремимся, желаем какую-то вещь, добиваемся её в итоге, но оказывается, что, чем больше мы желаем, тем меньше радуемся и бываем удовлетворенными, когда искомая вещица появляется у нас. И тут вдруг нам уже хочется чего-то иного, чего-то более дорогого, красивого, блестящего. И мы включаемся в гонку, в которой нет победителей, гонку, которая не приводит к финишу, гонку длиною в жизнь, которая не делает нас счастливыми. А всё потому, что люди хотят получить от жизни всё, буквально всё, ни в чём себе не отказывая.
Существует одна превосходная черта характера человека, которая может помочь победить в этой бесконечной, непрекращающейся гонке потребления. Это, конечно же, аскетизм. Аскетизм – есть норма морали, нравственности, самоотречения, самоограничения. Такая норма совсем не свойствена для большинства обывателей, которые даже не задумываются об этом. А чтобы пойти на жертву ради какой-то высокой цели – и речи быть не может. Слышали ли вы об аскетах религиозных? Так вот они отрекались от всего земного, от всех удовольствий и благ ради служения Богу.
История аскетизма
Вот несколько фактов из истории аскетизма. В христианской религии понятие аскетизма появилось благодаря античной культуре. Данное слово произошло от греческого «аскео», которое обозначает обработку, грубого, твёрдого материала, производимое очень искусно, а также развивающее тело и душу упражнение.
Ещё можно отметить, что корни аскетизма уходят в доисторические, первобытные времена: невозможно тяжелые условия жизни приводили к тому, что человеку, чтобы выжить, нужно было быть очень выносливым физически, и нужно было преодолевать невозможно трудные испытания повсеместно и ежечасно. Необходимость постоянно не жить, а выживать, выражалась в специфических ритуалах. Обряд посвящения мальчиков в мужчин предполагал длительную изоляцию подростка, пост и другие лишения. Этот обряд должен был показать испытуемому, что жизнь в дальнейшем будет совсем «не сахар».
Будьте аскетом
Любому из нас было очень важно сохранить в себе какую-то хотя бы малую частичку аскетизма для того, чтобы жизнь не казалась нескончаемым бегом с препятствиями за чем-то новеньким. А как же можно воспитать такую черту характера в себе?
Работайте над собой
АСКЕТИЗМ — что это простыми словами. Виды и причины
Аскетизм. Человек может довольствоваться малым – постулат людей проповедующих минимализм в противовес потребительству, захлестнувшему современный мир. Аскетизм поощряется в разных религиях и часто – это жесткие практики: самоистязания. Обычному человеку сложно идти таким путем, но есть менее суровые аскезы, результат от которых впечатляющий.
Что такое аскетизм?
Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.
Аскетизм содержит в себе две составляющие:
Аскетизм в философии
Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:
Аскеты в православии
Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.
Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):
Аскетизм в буддизме
Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти — бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:
Виды аскетизма
Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:
Как живут аскеты?
В современном обществе аскет это — человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический — это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:
Аскетизм — причины
Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» — это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:
Аскетизм — принципы
Что значит аскетизм — В.С. Соловьев (русский философ XIX в.) описал в своем произведении «Оправдание добра», отмечая при этом главные принципы аскетизма:
Аскетизм — польза
Аскетизм как образ жизни подхватило сегодняшнее поколение молодежи. Люди, вставшие на путь самоограничения задаются вопросами о целесообразности аскез. Разумный аскетизм действительно приносит ощутимую пользу для человека, соответствующую смыслу ради чего аскеза совершается. Практические результаты аскетизма:
Известные аскеты
Аскетичный человек привлекает внимание своей деятельностью и поступками, которые призваны улучшать этот мир. В основном, это люди прошедшие определенные трудности и лишения на своем жизненном пути, усвоившие духовные истины Вселенной. Знаменитые личности аскеты:
Александр Суворов – великий полководец России. Жизненные трудности переносил стойко, с оптимизмом. Был прост в общении и любим своими солдатами. Высказывание:
«Голову надо держать в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле»
Мать Тереза – монахиня и общественный деятель, каждодневно совершавшая аскезу служения людям и любви к Богу.
Марк Цукерберг — основатель сети Facebook довольствуется простой одеждой обычных производителей, вместе с женой ведут скромный образ жизни.
Хосе Кордано – бывший президент Уругвая, большую часть зарплаты перечислял в благотворительные фонды нуждающимся.
Киану Ривз – любимый актер миллионов живет в небольшой квартире, передвигается на общественном транспорте, приветлив и участлив к обычным людям. Гонорары актера идут на борьбу с раком и помощь неимущим.
Что такое аскетизм и аскет
В последнее время часто начали встречаться необычные термины, а именно аскетизм и аскет. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое аскетизм, а также кто такой аскет. Вначале придётся углубиться в историю и понять, что предшествовало появлению аскетического образа жизни. После этого расскажем, какие принципы имеет аскетизм, и кто же является известным представителем этой идеологии. Своеобразная философия жизни имеет постулаты, которые также кратко разберём.
В конце статьи укажем на то, какие виды имеет аскетизм, а также расскажем о важных правилах, которых придерживается аскет. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной помощью.
Аскетизм и аскет: разбор понятий
Происхождение терминов аскетизм и аскет имеет греческие корни. Слово аскетизм в буквальном переводе значит упражнение. В узком смысле данное понятие принято считать – тренировкой воли и ума.
Несмотря на множество разновидностей аскетических практик, весь аскетизм требует соблюдения похожих правил и принципов. Например, ограничение или запрет удовольствий и удовлетворения потребностей.
Аскетизм и аскет: возникновение
В процессе эволюции у человечества выработалось стремление упрощать и облагораживать жизнь. Вследствие этого людям сложно противостоять соблазнам. Представители всех наций инстинктивно считают достойным уважения способность некоторых индивидов вести аскетичный образ жизни. Некоторые народы испокон веков передают истории об аскетах, приблизившихся к богам, достигших духовного обогащения и получивших сверхъестественные умения.
Читайте также: Ценность жизни
Аскетизм – это ряд принципов, правил и устоев личности, которые направлены на достижение духовного возвышения, понимания воли вселенной и нравственного совершенства, путём отказа от любых видов удовольствий и благ. В каждой религии и нации на планете существует свой вид отречения от греховной жизни, а именно аскетизм.
О чём гласят легенды
В некоторых поверьях, легендах и сказаниях рассказывают о мудрецах (аскет), которым открылись древние тайны, неуловимая истина или невероятные способности. Такой образ существования как аскетизм не является отдельным философским направлением или полноценной концепцией.
Читайте также: История гуманизма
Аскетизм не имеет определённого места зарождения, поэтому его историю нереально проследить. В каждой культуре существовал собственная разновидность неприхотливого бытия.
Как формировались принципы
Все типы желания отказаться от земной жизни формировались независимо в разных временах и странах. Однако вне зависимости от места и эпохи все они обладали похожими целями – это стремление индивида к духовному совершенствованию.
Следование аскетическому укладу позволяло аскетам развивать силу духа, воли и тренировать разум. В некоторых случаях монахи пытались достичь просветления, связаться с высшими силами, найти истину всего сущего или открыть в себе фантастические таланты и способности.
Аскетизм и аскет: принципы
Аскет – это индивид, выбравший аскетичный образ существования. Главная особенность этой философии в добровольном отказе от всего, что желает тело. Аскетизм имеет единственную цель – это развитие духа и воли. Некоторые практики применяют телесные истязания.
Читайте также: Важность морали
Аскетизм базируется на своеобразных принципах, а потому аскет в большинстве случаев отказывается от удовлетворения следующих благ:
Гедонизм – это противоположное учение такой философии жизни, как аскетизм, и оно убеждено, что удовольствие является неотъемлемой частью существования человечества.
Аскетизм и аскет: примеры практиков
Среди всех последователей такого образа жизни, как аскетизм имеются доволе известные исторические личности, и они связаны с религией. Аскет — это не слепо верующий человек в идеологию, а личность, которая приняла новые правила существования и следует им беспрекословно. Самые известные духовные наставники:
Иисус Христос
Личность Иисуса как основателя христианства и сына Божьего не одно столетие вызывает споры. Некоторые историки сомневаются в его существовании или считают, что история, рассказанная в писании, может не соответствовать истинному образу Христа.
Если не обращать внимания на всех сомневающихся в нём людей, то он является одним из самых ярых почитателей аскетичной жизни. Библия повествует, что аскет не принимал роскошь, излишества и учил всех умеренной жизни.
Махатма Ганди
Мохандас Карамчанд Ганди автор философии ненасилия. Всю жизнь аскет стремился жить умеренно, и его не интересовало богатство, комфорт или развлечения. Ганди не искал пути удовлетворения своих потребностей. Смысл существования заключался в ненасильственном освобождении Индии от колониальной зависимости.
Пифагор
Пифагор Самосский является древнегреческим философом, математиком и известным практиком идеологии. По политическим взглядам в 40-летнем возрасте аскет покидает родину. После долгого путешествия Пифагор останавливается в городе Кротон.
В новом месте философ основывает школу больше похожую на монастырь и начинает принимать учеников. Главное правило заведения – это строгое соблюдение правил, принятие участия в обрядах и практика аскетичного образа жизни.
Аскетизм и аскет: виды
Из-за неоднозначного происхождения такой идеологии, как аскетизм, когда каждый народ приходил к его пониманию самостоятельно, его нельзя отнести к определённому направлению философии или целостной концепции.
Однако все разновидности аскетичных практик можно разделить на две больших группы:
Необходимо заметить, что аскетизм каждого из вида имеет индивидуальные постулаты, которым необходимо дать краткое описание.
Аскетизм: религиозный
Аскетизм присутствует в том или ином виде во всех основных религиях:
Все религии мира в той или иной степени причисляют потакание желаниям и прихотям к греху. Религиозные деятели должны следовать простой и незамысловатой жизни, лишённой всех удовольствий земного существования.
Прихожанам и прочим гражданам рекомендуется следовать некоторым формам аскетической жизни.
Христианство
В библейских и прочих христианских писаниях нет упоминаний терминов аскет или аскетизм. Однако воздержанию от плотских желаний уделяется большое значение. Особенно строго его требуют исполнять во время поста. Иисус, наставляя своих учеников, учил соблюдать чистоту в пост, а также он проповедовал отказ от движимого и недвижимого имущества.
В современном христианстве продолжают следовать заветам прошлого. Монахи живут просто и незатейливо. Религия требует от них практиковать аскетизм, а именно аскетичный образ жизни. Соблюдение чистоты души и тела в пост является важным критерием для верующих людей. Духовенство предлагает простым гражданам желающим прийти к пониманию всевышнего через отказ от мирских потребностей, практиковать слабую или умеренную форму аскетизма.
Ислам
В этой религии аскетизм присутствует, но его строгая форма запрещена. Подобный образ существования в исламе называют зухд. Богословы используют отказ от земных благ, как оптимальный способ очищения души и тела от грязи мирской скверны. Исламского практика применяющего зухд принято называть захидом.
Буддизм
Будда в 29 лет начал практиковать строгий аскетизм. На протяжении 6 лет аскет прилежно следовал жестокому лишению всех благ. Однако на 6 год монах прекратил практику из-за постигшего его разочарования. Именно поэтому буддизм продвигает умеренность во всём.
Нежелательными элементами является две крайности – строгое соблюдение аскетичного образа жизни и гедонизм. Стоит заметить, что данный промежуток жизни основателя религии уделяют повышенное внимание.
Аскетизм: светский
Если в религии под таким понятием, как аскетизм понимают сложный путь по достижению духовной гармонии, то в не религиозных определениях аскетизм направлен на совершенствование:
Обычные граждане с его помощью пытаются развить в себе способность противостоять внешним и внутренним соблазнам.
Светский аскетизм не пытается заставить граждан (аскет) полностью отказаться от всех благ и удовольствий. Главной особенностью данного направления – это ограничение потребностей. Обычно речь идёт защите окружающей среды:
А также в отказе от вредных привычек:
Вот так выглядит светский аскетизм, в котором аскет выбирает правильный и скромный образ жизни.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Аскетизм (аскеза)
Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять) – христианское подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, осуществляемое через подвиги добродетельной жизни в монастыре или миру.
Можно сказать, что аскетизм проявляется в напряженных усилиях человека стяжать благодать Святого Духа как залог спасения и достижения Царства Небесного. Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.
В христианство слово «аскетизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из античной культуры. Слово «аскетика» восходит к греческому глаголу ἀσκέω (аскео), который в древности обозначал: 1) искусное и старательное обрабатывание что-либо, например, грубого материала, украшение или обустройство жилища; 2) упражнение, развивающее телесные и/или душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).
«Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа.
Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.
Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно – тленным.
В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архимандрит Софроний (Сахаров)
Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.
патриарх Кирилл
Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины.
протоиерей Максим Козлов