что значит ассенизаторская машина
Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
В предыдущих статьях о советских коммунальных автомобилях мы рассказывали о подметальных, поливальных и мусоровозных машинах. Теперь пришел черёд автомобилей «для города и деревни» с доисторическими корнями, когда кучеры древних конных повозок, званые золотарями, по ночам тайно вывозили «ночное золото» с отвратительным запахом. Видимо, с тех пор у нас преобладают непечатные и нецензурные названия этой техники, а читателям, не переносящим виртуальные дурные запахи, предлагаем закрыть эту статью.
В нашей стране профессию золотарей прославил поэт Владимир Маяковский: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…». Да, речь здесь пойдет об автомобилях с цистернами, насосами и специальным оснащением, которые в разные годы носили чуть изменённые наименования: ассенизационные, ассенизаторские или просто ассенизаторы. Процесс очистки называли ассенизацией: в переводе с французского – «оздоровление».
Такие машины предназначены для обслуживания, прочистки и утилизации городских и сельских источников всевозможных нечистот, канализационной и водосточной сети, откачки ила и сточных вод. Впрочем, во все времена конструкторы как бы сторонились этой «непредставительной» автотехники, и потому её полная история остается «белым пятном».
Первые советские ассенизаторы ЦН-8 на шасси ГАЗ-ММ заводского изготовления. 1939 год
Рождение советских ассенизаторов
Первые опытные ассенизаторские автомобили появились в крупных городах СССР за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Это были достаточно совершенные машины ЦН-8, ЦН-12 и ЦН-15 со стальными цистернами разной ёмкости с внутренними перегородками, прорезиненными всасывающими шлангами и вакуумными насосами с приводом от трансмиссии грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Ассенизатор ЦН-12 с приводом вакуумного насоса от коробки отбора мощности грузовика ЗИС-5. 1940 год
При опускании заборного шланга в фекальную массу эти насосы создавали в цистернах разрежение, обеспечивавшее их заполнение. Уровень закачанных нечистот контролировался через заднее окошко, а для завершения работы коробку отбора мощности просто отключали.
Модернизированный ассенизатор ЦН-15 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1946 год
Ассенизаторская машина ЦН-15 в процессе очистки канализационного колодца в Ленинграде
В 1946 году в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) на шасси трёхтонки был разработан первый ассенизаторский автомобиль АСМ (АСМ-1) без вакуумного насоса и систем механического привода.
Упрощенный рабочий вариант ассенизаторской машины АСМ с цистерной ёмкостью 2,4 тысячи литров
Для заполнения цистерны здесь также применялось разрежение, но создавалось оно на всасывающем коллекторе двигателя шасси. Опорожнение производилось под давлением выхлопных газов силового агрегата или самотеком. Аналогичная машина базировалась и на шасси УралЗИС-355.
Редкая ассенизаторская машина АНИ-355 на трёхтонном шасси грузовика УралЗИС-355. 1956 год
Первое ассенизаторское семейство на базе ГАЗ-51
В 1950-1958 годах заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения серийно собирали упрощенную ассенизационную машину АСМ-2 на шасси ГАЗ-51 с системой разрежения по образцу модели АСМ. Новым решением стало повышение давления в цистерне при разгрузке, которое создавалось отработавшими газами автомобиля при переключении газоотборной коробки, смонтированной на выхлопной трубе двигателя. Для мойки и очистки рабочих органов здесь появился промывочный бачок, из которого вода подавалась по шлангу под давлением выхлопных газов.
Первый ассенизатор АСМ-2 на 2,5-тонном шасси ГАЗ-51 с системой разрежения от двигателя. 1956 год
В период с 1958-го по 1970 год выпускалась модернизированная и самая распространенная машина АСМ-3 на базе ГАЗ-51А с небольшим задним наклоном цистерны, предохранительным клапаном переполнения и контрольными смотровыми окнами на задней стенке. Наполнение цистерны по-прежнему создавалось путем разрежения на всасывающем коллекторе силового агрегата и длилось всего две-три минуты. Слив нечистот производился под давлением выхлопных газов.
Массовый ассенизатор АСМ-3 с цистерной на 2 200 литров с устройством обмыва рукавов. 1960 год
Задняя рабочая часть машины АСМ-3 с всасывающим шлангом и тремя смотровыми окнами
Три сообщающихся друг с другом боковых ящика для хранения и транспортировки шлангов
Машину оснастили бортовыми пеналами для укладки рукавов и инструментария, задней фарой для освещения места работы и приспособлениями для обмыва четырёхметрового заборного рукава и других узлов. Одной из первых машин такого рода была модель АСМ-3, которая стала поступать на экспорт в социалистические и союзные страны.
Промежуточный вариант ассенизатора АСМ-3А с повышенной высотой заливной горловины. 1969 год
Полноприводный сельскохозяйственный ассенизатор на шасси ГАЗ-63 с оснащением от машины АСМ-3А
Последним ассенизаторским автомобилем семейства АСМ на базе ГАЗ-51/51А была модернизированная машина АСМ-51, внешне отличавшаяся двумя более вместительными боковыми ящиками с пологими крышками. Её выпуск пришелся на 1971-1975 годы.
Ассенизаторная машина АСМ-51 на шасси ГАЗ-51А с увеличенными боковыми ящиками. 1973 год
Ассенизаторы второго поколения на грузовиках ГАЗ-53
В начале 70-х, не дожидаясь окончания 25-летнего выпуска машин первого семейства АСМ, началось изготовление нового поколения ассенизаторной техники, которая по общей конструкции и кругу выполняемых задач отличалась от предшественников несущественными доработками и перестановкой рабочего оснащения на четырёхтонные грузовики ГАЗ-53 разных версий.
На более мощном безнасосном ассенизаторе АСМ-53 на шасси ГАЗ-53А, в отличие от модели АСМ-3, стояла цистерна ёмкостью 3 250 литров, заполнявшаяся отходами за восемь-десять минут, а рукава хранились в двух трубчатых бортовых пеналах. Полная масса машины составляла 7,4 тонны.
Ассенизатор АСМ-53 – одна из последних машин с системой разрежения от двигателя автомобиля. 1973 год
Перспективный ассенизатор АНМ-53 на шасси ГАЗ-53А с собственным вакуумным насосом. Фото 1980 года
С появлением самого распространенного советского ассенизатора АНМ-53, являвшегося развитием машины АСМ-1, началась эра так называемых вакуум-машин, служивших для сбора и вывоза жидких и полужидких бытовых отходов из выгребных ям глубиной до четырёх метров и их доставки к местам обеззараживания или утилизации.
Городская ассенизаторская вакуум-машина АНМ-53 в рабочем положении. 1974 год
Автомобиль тоже базировался на грузовике ГАЗ-53А и снабжался цистерной от модели АСМ-53. Его главной «изюминкой» был обогреваемый вакуумный насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, который в течение трех-пяти минут создавал вакуум, обеспечивавший засасывание в цистерну нечистот по всасывавшему рукаву. При её наполнении сигнальное устройство автоматически останавливало двигатель. Время опорожнения под давлением составляло две-три минуты. Для мытья наконечника шланга служил промывочный 55-литровый бачок. Полная масса сократилась до 6,8 тонны.
Разработкой машины АНМ-53 занималось КБ московского отделения Академии коммунального хозяйства, серийный выпуск был развернут на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.
В 1980-е развитием модели АНМ-53 стал достаточно совершенный базовый ассенизатор КО-503, выполнявший все перечисленные выше операции. Его лопаточный вакуумный насос размещался на раме ГАЗ-53А за кабиной водителя и соединялся с цистерной трубопроводом с всасывающим или напорным патрубком. В зависимости от положения регулировочных кранов можно было создавать вакуум для заполнения цистерны или избыточное давление для её опорожнения. С обеих сторон машины имелись пеналы для заборного рукава, водяного бачка и инструментов.
Схема ассенизатора КО-503. Основные агрегаты: 1 – трубопровод, 3 – цистерна, 4 – ящики для шланга, 5 – смотровое окно, 6 – всасывающий трубопровод, 7 – вакуумный насос, 9 – блок регулировочных кранов
Для облегчения тяжелого ручного труда водителей ассенизаторов при манипуляциях со съёмом, установкой и подъёмом тяжелых рукавов на шасси КО-503 небольшой партией была собрана машина УК-19. Её планировалось использовать для очистки выгребных ям, сбора помоев и твердых бытовых отходов. Для выполнения этих операций с левой стороны цистерны установили 1,4-метровый барабан с приводом от трансмиссии автомобиля. Он служил для укладки всасывающего рукава, соединенного с цистерной, который можно было размотать на расстояние до восьми метров.
Схема машины УК-19. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 3 – рукавный барабан, 4 – рычаг управления всасывающим шлангом, 6 – редуктор привода барабана, 7 – вакуумный насос
Северный ассенизатор КО-501 на шасси ГАЗ-53-12 из Новосибирской области. 1986 год
Последним достижением в семействе КО-503 советского времени была модернизированная вакуум-машина КО-503Б Арзамасского завода с цистерной повышенной вместимости и простейшей задней поворотной стрелой для работы с тяжелыми всасывающими рукавами. Несмотря на столь «революционные» нововведения, для выполнения этих операций служила обычная ручная лебёдка с храповым механизмом.
Ассенизатор КО-503Б на автомобиле ГАЗ-53-12 с 3,6-кубовой цистерной и миниатюрным краном. 1987 год
ЗИЛовский вклад в дело ассенизации страны
Во времена СССР первым и единственным ассенизатором московского Завода имени Сталина была вакуумная машина на грузовике ЗИС-156А образца 1953 года с 250-литровым баллоном со сжиженным газом, построенная в транспортном цехе ЗИЛа для собственных нужд.
Уникальный газобаллонный ассенизатор на шасси ЗИЛ-156А с двигателем, работавшим на сжиженном газе. 1962 год
С переоснащением этой категории коммунальной автотехники известные впоследствии пятитонки ЗИЛ-130 послужили основой небольшого семейства специализированных машин.
Агрегат КО-502Б на шасси ЗИЛ-431410 предназначался для прочистки водопроводных и фекальных сетей от осадка, а также ликвидации аварийных ситуаций при их полном засоре. Для этих целей его оборудовали цистерной на 4,7 тысячи литров воды, насосом высокого давления, гидромотором, задним рукавным барабаном, обмывочной камерой и боковыми инструментальными ящиками.
Машина КО-502Б на шасси ЗИЛ-130-76 для расчистки городских канализационных сетей. 1978 год
Схема машины КО-502Б. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 2 – ящик для рукавов, 3 – рукавный барабан, 4 – водяной насос, 5 – обмывочная камера, 6 – пульт управления
К группе узкоспециализированных коммунальных автоцистерн относились илососные машины (илососы) ИЛ-980 трёх унифицированных версий, выполненных на шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130-76. Их применяли для очистки колодцев городской канализации от ила и его транспортировки к месту разгрузки.
На них устанавливали трёхсекционную цистерну для ила, иловой и рабочей воды, вакуумный насос для создания разрежения, гидравлическую систему и трубопроводы. В передней части цистерн был установлен полноповоротный стреловой гидрокран для подъёма и опускания всасывающего шланга в заданном месте. Управление основными узлами осуществлялось из кабины водителя или дистанционно.
Демонстрация прототипа илососной машины ИЛ-980 на шасси ЗИЛ-130. 1967 год (фото автора)
Модернизированный илосос ИЛ-980A с усиленной крановой стрелой и открытым креплением шланга. 1974 год
Друг от друга машины семейства ИЛ-980 отличались вариантами шасси, комплектацией, деталями крановой системы, местом крепления запасных колёс, глубиной очищаемых колодцев (4,0-4,5 метра). Их транспортная скорость не превышала 50 км/ч, полная масса – 9,5-11,0 тонн.
Илососная машина ИЛ-980В на шасси ЗИЛ-130-76 в транспортном положении с запасным колесом на цистерне. 1983 год
Вскоре после развертывания массового выпуска камских грузовиков на трёхосном шасси КамАЗ-53213 (6×4) Арзамасский завод начал монтировать оборудование машины КО-504 для прочистки канализационных сетей, вакуумную установку КО-505 и новый илосос КО-507.
Коммунальные автоцистерны недалекого прошлого
Вакуумная машина КО-523 Арзамасского завода на шасси МАЗ-53373 с цистерной вместимостью 8,7 тысячи литров для очистки выгребных ям и транспортировки фекальных жидкостей. 1990 год
Ассенизационная машина КО-504 на шасси КамАЗ-53213 для гидродинамической прочистки канализационных ливневых и фекальных сетей в транспортном положении. 1980 год
Установка КО-504 для очистки городских сетей от осадков и засоров с двумя цистернами общей ёмкостью 9,5 тысячи литров воды и насосом высокого давления в рабочем состоянии
Вакуумная машина КО-505А для очистки выгребных ям глубиной до 4,5 метров с двумя цистернами общей вместимостью 10 тысяч литров и механизмом укладки рукавов. 1985 год
В рабочем положении мощная илососная установка КО-507 для механизированной очистки колодцев ливневой канализации от ила и его утилизации, весившая 20,5 тонны. 1988 год
Процессе опорожнения илососа КО-507 с тремя ёмкостями общей вместимостью 8,2 тысячи литров, вакуумным насосом и полноповоротным краном для перемещения всасывающего шланга
На заглавной фотографии — простейшая ассенизационная машина на шасси ГАЗ-ММ военного времени при отсосе нечистот.
Илосос или ассенизатор – в чем разница?
20-08-2018
Содержание
Проблемы очистки автономных канализационных систем, вывоза отходов с предприятий, откачки жиро- и крахмалоуловителей точек общепита можно решить только с помощью специализированной техники – ассенизаторов и илососов. Существует еще множество ситуаций, в которых обойтись без них просто невозможно. В некоторых случаях более эффективным является применение ассенизаторской (вакуумной) машины, а в некоторых – илососной. Поэтому ответить на вопрос о том, что лучше, илосос или ассенизатор, можно только после определения характера запланированных работ.
Как работает ассенизаторская машина?
Ассенизатор предназначается для откачки и вывоза отходов, находящихся в жидком состоянии. В состав этой техники входят:
Жидкие отходы закачиваются в емкость и вывозятся на сооружения для очистки, согласно заключенному договору. Жидкость выгружается через шланг откачки. Мощность вакуумной установки невысокая, поэтому глубина откачки небольшая. Значительным плюсом ассенизаторской техники является то, что вакуумное оборудование может устанавливаться на компактное шасси – например, ГАЗель NEXT.
Чем илосос отличается от ассенизатора?
Илосос – усовершенствованная дорогостоящая техника, широко применяемая в коммунальном хозяйстве для решения сложных задач. Этапы работы илососных машин:
Параметры илососной машины – глубина откачки и производительность – примерно в 2 раза превышают показатели ассенизатора на аналогичной базе. В чем еще заключается разница между илососом и ассенизатором:
Илосос может выполнить весь спектр работ, который выполняет ассенизатор. Однако использовать дорогостоящую илососную технику для простой откачки жидких отходов с небольшой глубины – экономически невыгодно. В таких ситуациях более рентабельным является ассенизатор. Еще одно ограничение по использованию илососа – его крупные габариты. Илососная техника в основном применяется в промышленных масштабах, в условиях, в которых ее большие размеры не являются помехой.
Вакуумная машина для очистки канализационных систем
Ассенизатор представляет собой бочку объемом в несколько кубических метров, с вакуумным насосом и гофрированным шлангом, установленную на шасси грузового автомобиля или прицепа. При установке инжекторного насоса глубина откачки увеличивается до 10 м. Кроме основных узлов, спецмашина оборудована различными устройствами для удобной и безопасной работы.
Прежде всего, это контроллер перегруза бочки, предупреждающий о ее переполнении. Для работы зимой предусмотрены подогреватели для насоса и цистерны. При помощи специальных дополнительных установок можно собрать горючие или нефтесодержащие жидкости. Современные модели имеют систему для устранения выходящего из цистерны неприятного запаха. Для визуального наблюдения за степенью наполнения бочки в ней делается специальное окно.
Нередко илосос на заказ оформляется для удаления ЖБО и прочих отходов и загрязнений. Поступать таким образом никто не запрещает, но это не совсем правильно, для подобных целей существует ассенизатор. Эти машины похожи по устройству и функциональности. Но, в отличие от ассенизатора, илосос должен не только очистить водоем, а еще и отделить ил от воды, при помощи вращения емкости с загрязнениями. Бочка илососа имеет более сложную конструкцию, она состоит из нескольких емкостей и фильтров.
Сдача илососа в аренду – это востребованное и выгодное мероприятие для владельца машины. Удаление ила или промывка трубопроводов делается не часто. Например, колодец с питьевой водой чистят один раз в 3 – 5 лет, а выгребную яму – дважды в год. Поэтому стационарные системы или покупка дорогой спецтехники не всегда является экономически оправданной. Намного выгоднее арендовать илосос для выполнения работ. В этом случае можно подобрать машину с оптимальными характеристиками. Компаниям, которые предоставляют услуги по очищению водоемов и промывке сточных систем, также нет смысла держать автомобиль на балансе.
Принцип работы ассенизатора
Из отечественных авто используются ГАЗ, ЗиЛ, Урал, КамАЗ. Среди импортных машин можно встретить МАЗ, Renault, DAF, MAN, Mercedes Benz, Volvo, Tullow (одноосный прицеп), Scania, Iveco, Isuzu, Mitsubishi и другие. Объемы цистерн импортных установок находятся в пределах от 1,8 м3 (Toyota Dyna) до 16 м3 (Hyundai HD260), отечественных — от 3,5 м3 (ГАЗ) до 12 м3 (КамАЗ). На некоторых моделях устанавливается 2 цистерны меньших размеров.
Ассенизаторская машина предназначена для выкачки жидких отходов и их вывоза для последующей утилизации. Ассенизаторские услуги оформляют и в тех случаях, когда требуется очистить отстойники канализационной или ливневой сети, выгребные ямы, септики, сточные колодцы, обычные и биотуалеты, удалить земляной раствор после проведения буровых работ, удалить нечистоты, убрать воду из бассейна или затопленного подвала.
Аренда ассенизатора требуется производственным предприятиям, а также гражданам, которые проживают в частном секторе и не имеют подключения к централизованной канализационной системе. Регулярная очистка сточных сооружений позволит обойтись без аварий. Кроме того, намного выгоднее заказать ассенизатор для прочистки канализационных труб, чем делать это при помощи троса. Вакуумная установка устраняет отложения на внутренних стенках, тогда как трос всего лишь пробивает отверстие для движения жидких фракций.
Нередко в случаях, когда требуется ассенизатор, эту машину путают с илососом. Отличие между ними заключается в том, что илосос имеет более сложную конструкцию. Эта машина не только очищает колодцы от всевозможных наносов, но еще и отделяет ил от воды. Для этого ее бочка представляет собой сооружение из нескольких емкостей и фильтров. Поэтому нерационально использовать илосос там, где достаточно заказать услуги ассенизатора.
Классификация илососа
Илососы относятся к категории каналоочистительных машин. Они могут быть специализированными – на них установлено только оборудование для удаления ила и комбинированными – на которых, кроме илососного, есть гидродинамическая система с каналопромывочными насадками для формирования водяной струи высокого напора.
По емкости цистерны:
1. Специализированные илососы:
2. Комбинированные илососы:
Комбинированные илососы большой емкости могут иметь регенерационные установки. В них вода для промывки труб после ее использования всасывается в цистерну вместе с текущей по трубе жидкостью. Затем она проходит многоступенчатую очистку и снова подается в каналопромывочные насадки. Наличие регенерационных устройств повышает производительность и экономит воду. Но распространение этих машин ограничено вследствие их дороговизны из-за сложной конструкции, и возможности использования только при наличии в трубах потока жидкости.
Вместимость цистерн большинства автомобилей находится в пределах от 3 м3 до 16 м3. Наиболее распространен услуги илососа с емкостью 7 м3, 10 м3 или 15 м3. Расходы воды у комбинированных илососов – от 5 м3/ч до 23 м3/ч.
Рациональными расходами считаются следующие значения:
Чтобы размыв отложений в канализационных и водосточных сетях был эффективным, скорость воды должна составлять 120 – 150 м/с. Для этого нужно снять илосос, у которого плунжерный насос создает давление 10 – 16 МПа. Для очистки тепловых и водопроводных сетей от твердых отложений этого недостаточно – требуются насосы с давлением 40 – 80 МПа.
Модели бывают разные более дешевые – это отечественные илососы и ассенизаторские машины (МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ Газель), но есть и более дорогие варианты – импортные (Мерседес, Скания).
Из-за специфичности отходов, как показывает практика, желательно перед вызовом машины для откачки септиков или канализации визуально убедиться в том, что откачиваемый материал имеет достаточно жидкую консистенцию, иначе цена илососа может быть увеличена.
К ассенизаторам относятся с уважением и считают их незаменимыми во многих сферах. Не будь этих спецмашин, многие города давно захлебнулись бы отходами своей жизнедеятельности, а жители дачных поселений и современных деревень и по сегодняшний день бы имели все удобства во дворе. Услуги этой техники всегда востребованы, поэтому аренда ассенизаторской машины явление достаточно распространенное.
Вакуумная машина — это специализированная техника. Предназначена она для механизированного забора, перевозки и отгрузки жидкостных отходов, которые не содержат взрывоопасные или горючие вещества и их компоненты.
Цистерна «вакуумки» наполняется при помощи работы вакуумного компрессора. Современная техника снабжена спецдатчиками, контролирующими наполнение емкости и ограничивают давление. Разбег температуры окружающего воздуха для стабильной работы механизмов колеблется между +40ºС и –20°С.
Возможности ассенизаторской машины позволяют применяются её для очистки канализационных систем, колодцев и выгребных ям. Другие области применения тоже знакомы «вакуумкам». Их с успехом используют для очистки буровых штаммов, осушения водоемов, вывоза токсичных отходов. Но, самым распространенным видом работ для ассенизаторов в черте города, является очистка канализационных труб от застоявшихся отложений.
Производители ассенизаторских машин
Среди коммунальных служб самыми популярными ассенизаторами российского производства являются следующие:
На российском рынке представлены ассенизаторы от разных производителей, включая Механический завод-филиал ФГУП ПЭУ МО РФ, Карловский механический завод (ОАО «КМЗ»), Мценский завод коммунального машиностроения, Курганский завод дорожных машин, ООО УСПТК (Челябинск), YTO International (Китай), Kobit (Чехия).
Популярные модели ассенизаторских машин:
Популярные модели илососов:
В России также используются илососы от Тверского и Арзамасского заводов коммунального машиностроения, ООО «Доркомтехника», немецкого концерна Fahrzeugbau-Umwelttechnik (под маркой KROLL), итальянской компании Moro.
Сдача ассенизатора в аренду является делом прибыльным вследствие высоких расценок и постоянной востребованности. Одним из подходящих вариантов для организаций, которым необходимы частые услуги этой спецтехники или физических лиц, желающих заниматься бизнесом в сфере удаления отходов, является лизинг ассенизатора. Это долгосрочная аренда на срок 6 месяцев и более с правом последующего выкупа по остаточной стоимости.