что значит атмосферная фотография
Как делать «атмосферные» фото?
Артем Кашканов, 2012
В получении «сюрреалистичных» фотографий есть два основных подхода:
1. Сфотографировать обычный пейзаж и в Фотошопе (или другом подобном ему редакторе) придать картинке сюрреалистичность при компьютерной обработке. Под эту же категорию попадает получение HDR-изображений.
2. Заставить фотоаппарат увидеть картинку такой, какой мы хотим ее получить благодаря применениею некоторых вспомогательных устройств. У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки.
Какую технику я брал с собой на съемки?
Прежде чем ехать на съемки.
Красиво, конечно, но ясным летним утром можно найти пейзажи поинтереснее!
Рассмотрим типичных сюжетов из категории «рассвет над лугом» и посмотрим, как их лучше фотографировать.
Солнце в кадре
Знакомая ситуация, правда? Выбеленное небо, солнце размазалось в огромный блин, земля почти черная. Динамического диапазона катастрофически не хватает. Эту неприятность можно обойти двумя способами:
Сергей Степаненко «Полевые лампочки»
2. Градиентный фильтр. Пример использования:
Утреннее небо
Думаю, этого примера достаточно, чтобы понять, как использовать поляризатор при утренней съемке в тумане. Лучше всего поляризатор работает, когда солнце сбоку от нас.
«Другая планета»
«Ежик в тумане»
Этот известный мультфильм получил несколько наград «Лучший анимационный фильм», в том числе зарубежных. И это не просто так. На утренних съемках попадаешь примерно в такую же атмосферу! Я, например, когда лазил по берегу озерца, поскользнулся и чуть не бултыхнулся в воду вместе с фотоаппаратом 🙂
Главный объект не обязан быть на 100% видимым. Если в фотографии остается недосказанность, то она может быть скомпенсирована тем богатством ассоциаций, которые фоторабота может вызывать у зрителя.
Туманная радуга
Это интересное явление. Оно возникло через 1.5 часа после восхода солнца, когда я уже ехал домой. К сожалению, дорога пролегала по чистому полю, поэтому построить какую-то более-менее законченную композицию не удалось, тем не менее, фото прилагаю.
На этой оптимистичной ноте, я считаю, теорию можно закончить и приступить к практике. Желаю всем удачных экспериментов!
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Репортаж в стиле атмосферной фотографии
Мы покажем и расскажем, как, выйдя за «пределы» классического студийного портрета, вы можете создать «атмосферные» фотографии. Запечатлеть обстановку – дух – какого-либо места в её неразрывной связи с людьми, отношениями между ними и их занятием повседневным трудом.
Попробуйте создать «иные» портреты, добавьте им свежести и новаторства. Взгляните на мир заново, покинув стены привычной студии и окунувшись в его широкие объятия. Атмосферная фотография – это стиль создания портретов. Его идея заключается в том, чтобы показать людей, находящихся в своём привычном окружении. Где они живут, трудятся и играют.
Обычно, атмосферная фотография пользуется спросом в журнальной и газетной прессе. Снимки, включающие детали чьей-либо «среды обитания», могут «рассказать» о ней больше, чем классические портреты.
Создание фотоистории в стиле атмосферной фотографии прекрасно подходит как для выполнения коммерческого заказа (съёмка бизнес-процесса в заведении, на предприятии), так и для творческих экспериментов, чтобы «открыть второе дыхание» в съёмке портретов.
Серьёзным преимуществом репортажа в таком стиле является расслабленное состояние героев. Ведь они находятся в своём повседневном окружении. Как следствие, их будет проще запечатлеть в естественных позах. Чтобы создать эффектные «атмосферные» снимки вам понадобится ваша цифровая зеркальная камера, укомплектованная стандартным объективом, и немного терпения. Мы покажем вам, как всем этим воспользоваться для съёмки репортажа в стиле атмосферной фотографии.
Мы направились в Общественное Кафе в Бате (Society Café in Bath), чтобы сфотографировать персонал за работой. Место идеально подходит для тренировки. В нём непрерывно «кипит» жизнь, а окружающая обстановка привлекательна деталями и создаёт контекст для фотоистории.
Секрет хорошей атмосферной фотографии кроется в поиске «золотой середины» между героем и окружающей его обстановкой. Помните, что смысловым центром вашего кадра является человек. Окружающая его обстановка намекает, «приоткрывая», на его индивидуальность и особенности жизни.
Ознакомьтесь с нашим руководством, посвящённым применению реквизита, различным съёмочным ситуациям, в которых вы можете заполучить отличные портреты. Узнайте, как разнообразить кадры с помощью съёмки с широкоугольным объективом (прим. переводчика – подробнее о видах и параметрах объективов Вы можете узнать во второй части серии «Основы фотографии») и эффектов чёрно-белой фотографии. А также, какие настройки фотоаппарата выбрать для создания качественных снимков в каждой из съёмочных ситуаций.
Как создавать «атмосферные» снимки?
Совет #1. Будьте спонтанными
«Разогрейтесь», запечатлев несколько спонтанных сюжетов. Снимайте то, чем герои занимаются каждый день. Например, на фото выше бариста Эш (Ash) готовит кофе. Оставайтесь слегка «в стороне». Чем меньше вы навязываетесь своим героям, тем более они расслаблены. Людям требуется несколько минут, чтобы исчезло чувство неловкости, возникающее при осознании того, что их фотографируют.
Совет #2. Добавьте реквизит
Дополнительные принадлежности могут подчеркнуть индивидуальность героя и «занять руки», создать условия более комфортному позированию. Пример – фотография Кэти (Katie) с тортом. Реквизит помогает сделать фотографию осмысленной, когда фон скучный. Продаваемая продукция, инструменты, даже части униформы, такие как шефский колпак, мгновенно пробуждают интерес к происходящему на изображении, снабжая его деталью.
Совет #3. Лаконичные оттенки серого
Чтобы усилить ощущение «документальности» фотографии, трансформируйте её в чёрно-белое изображение на этапе обработки. Чёрно-белая фотография всегда актуальна. К тому же обесцвечивание «разгружает», делает более лёгким для восприятия, снимок, изобилующий действующими лицами. Пример – фотография выше.
Совет #4. Сделайте постановочные снимки
Когда несколько спонтанных сюжетов «запечатлено» на карте памяти, попросите героев попозировать вам.
Расположите модель в смысловом центре кадра, в фокусе, на фоне происходящего вокруг. Поддерживайте беседу с героем, пока делаете снимки. Это позволит оставаться лицу портретируемого расслабленным, а эмоциям – живыми. Если задний план «загромождён» событиями, уменьшите значение диафрагмы, например, до 3,5, чтобы сильнее «размыть» фон.
Совет #5. Расширьте поле зрения
Для взгляда на происходящее под «другим углом» позаботитесь о наличии в вашей сумке с фотооборудованием широкоугольного объектива, например, Sigma 10-20 мм. Включите в кадр больше деталей окружающей обстановки. Съёмка с широкоугольным объективом особенно удобна, когда требуется запечатлеть одним кадром нескольких человек, толпящихся рядом друг с другом.
Совет #6. Ищите достаточно интенсивное освещение
Если вы фотографируете внутри помещения, как мы, попросите модель встать около источника естественного света. Мы попросили бариста Алистэйра (Alistair) стать рядом с окном, чтобы итоговая картинка получилась более светлой. При низком уровне освещённости может помочь отражатель, например, «золотой». Попросите друга подержать отражатель так, чтобы направить больше света на лицо портретируемого.
Настройки фотоаппарата
Переключитесь в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»)
Вам придётся фотографировать «с рук» в быстро меняющейся обстановке, поэтому съёмка в ручном режиме («M») может быть не лучшим выбором для создания качественных снимков. Переключившись в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»), вы будете управлять значением диафрагмы. Остальные настройки «возьмёт на себя» камера.
Повысьте чувствительность
Если вы снимаете внутри помещения, то вам придётся повысить чувствительность, например, до 1600 ISO, чтобы скомпенсировать недостаточную интенсивность освещения. На итоговых изображениях будет видны «зерна». Но «плата» оправдана свободой перемещения и возможностью в любой съёмочной ситуации получать резкие снимки.
Старайтесь фотографировать с большим значением диафрагмы
Вполне естественно в портретной фотографии, если вы будете стремиться к малой глубине резко изображаемого пространства (прим. переводчика – подробнее о глубине резко изображаемого пространства Вы можете узнать в третьей части серии «Основы фотографии»). Однако, когда вы снимаете «атмосферные» фотографии, старайтесь избегать сильного «размытия» заднего плана. Если вы снимаете с объективом, комплектующим вашу камеру, установите достаточно большое значение диафрагмы, например, равное 8. Тогда большая часть окружающей обстановки останется в «ясности» и насытит вашу фотоисторию деталями.
Автор статьи: J. Meyer
Репортаж в стиле атмосферной фотографии
Мы покажем и расскажем, как, выйдя за «пределы» классического студийного портрета, вы можете создать «атмосферные» фотографии. Запечатлеть обстановку – дух – какого-либо места в её неразрывной связи с людьми, отношениями между ними и их занятием повседневным трудом.
Попробуйте создать «иные» портреты, добавьте им свежести и новаторства. Взгляните на мир заново, покинув стены привычной студии и окунувшись в его широкие объятия. Атмосферная фотография – это стиль создания портретов. Его идея заключается в том, чтобы показать людей, находящихся в своём привычном окружении. Где они живут, трудятся и играют.
Обычно, атмосферная фотография пользуется спросом в журнальной и газетной прессе. Снимки, включающие детали чьей-либо «среды обитания», могут «рассказать» о ней больше, чем классические портреты.
Создание фотоистории в стиле атмосферной фотографии прекрасно подходит как для выполнения коммерческого заказа (съёмка бизнес-процесса в заведении, на предприятии), так и для творческих экспериментов, чтобы «открыть второе дыхание» в съёмке портретов.
Серьёзным преимуществом репортажа в таком стиле является расслабленное состояние героев. Ведь они находятся в своём повседневном окружении. Как следствие, их будет проще запечатлеть в естественных позах. Чтобы создать эффектные «атмосферные» снимки вам понадобится ваша цифровая зеркальная камера, укомплектованная стандартным объективом, и немного терпения. Мы покажем вам, как всем этим воспользоваться для съёмки репортажа в стиле атмосферной фотографии.
Мы направились в Общественное Кафе в Бате (Society Café in Bath), чтобы сфотографировать персонал за работой. Место идеально подходит для тренировки. В нём непрерывно «кипит» жизнь, а окружающая обстановка привлекательна деталями и создаёт контекст для фотоистории.
Секрет хорошей атмосферной фотографии кроется в поиске «золотой середины» между героем и окружающей его обстановкой. Помните, что смысловым центром вашего кадра является человек. Окружающая его обстановка намекает, «приоткрывая», на его индивидуальность и особенности жизни.
Ознакомьтесь с нашим руководством, посвящённым применению реквизита, различным съёмочным ситуациям, в которых вы можете заполучить отличные портреты. Узнайте, как разнообразить кадры с помощью съёмки с широкоугольным объективом (прим. переводчика – подробнее о видах и параметрах объективов Вы можете узнать во второй части серии «Основы фотографии») и эффектов чёрно-белой фотографии. А также, какие настройки фотоаппарата выбрать для создания качественных снимков в каждой из съёмочных ситуаций.
Как создавать «атмосферные» снимки?
Совет #1. Будьте спонтанными
«Разогрейтесь», запечатлев несколько спонтанных сюжетов. Снимайте то, чем герои занимаются каждый день. Например, на фото выше бариста Эш (Ash) готовит кофе. Оставайтесь слегка «в стороне». Чем меньше вы навязываетесь своим героям, тем более они расслаблены. Людям требуется несколько минут, чтобы исчезло чувство неловкости, возникающее при осознании того, что их фотографируют.
Совет #2. Добавьте реквизит
Дополнительные принадлежности могут подчеркнуть индивидуальность героя и «занять руки», создать условия более комфортному позированию. Пример – фотография Кэти (Katie) с тортом. Реквизит помогает сделать фотографию осмысленной, когда фон скучный. Продаваемая продукция, инструменты, даже части униформы, такие как шефский колпак, мгновенно пробуждают интерес к происходящему на изображении, снабжая его деталью.
Совет #3. Лаконичные оттенки серого
Чтобы усилить ощущение «документальности» фотографии, трансформируйте её в чёрно-белое изображение на этапе обработки. Чёрно-белая фотография всегда актуальна. К тому же обесцвечивание «разгружает», делает более лёгким для восприятия, снимок, изобилующий действующими лицами. Пример – фотография выше.
Совет #4. Сделайте постановочные снимки
Когда несколько спонтанных сюжетов «запечатлено» на карте памяти, попросите героев попозировать вам.
Расположите модель в смысловом центре кадра, в фокусе, на фоне происходящего вокруг. Поддерживайте беседу с героем, пока делаете снимки. Это позволит оставаться лицу портретируемого расслабленным, а эмоциям – живыми. Если задний план «загромождён» событиями, уменьшите значение диафрагмы, например, до 3,5, чтобы сильнее «размыть» фон.
Совет #5. Расширьте поле зрения
Для взгляда на происходящее под «другим углом» позаботитесь о наличии в вашей сумке с фотооборудованием широкоугольного объектива, например, Sigma 10-20 мм. Включите в кадр больше деталей окружающей обстановки. Съёмка с широкоугольным объективом особенно удобна, когда требуется запечатлеть одним кадром нескольких человек, толпящихся рядом друг с другом.
Совет #6. Ищите достаточно интенсивное освещение
Если вы фотографируете внутри помещения, как мы, попросите модель встать около источника естественного света. Мы попросили бариста Алистэйра (Alistair) стать рядом с окном, чтобы итоговая картинка получилась более светлой. При низком уровне освещённости может помочь отражатель, например, «золотой». Попросите друга подержать отражатель так, чтобы направить больше света на лицо портретируемого.
Настройки фотоаппарата
Переключитесь в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»)
Вам придётся фотографировать «с рук» в быстро меняющейся обстановке, поэтому съёмка в ручном режиме («M») может быть не лучшим выбором для создания качественных снимков. Переключившись в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»), вы будете управлять значением диафрагмы. Остальные настройки «возьмёт на себя» камера.
Повысьте чувствительность
Если вы снимаете внутри помещения, то вам придётся повысить чувствительность, например, до 1600 ISO, чтобы скомпенсировать недостаточную интенсивность освещения. На итоговых изображениях будет видны «зерна». Но «плата» оправдана свободой перемещения и возможностью в любой съёмочной ситуации получать резкие снимки.
Старайтесь фотографировать с большим значением диафрагмы
Вполне естественно в портретной фотографии, если вы будете стремиться к малой глубине резко изображаемого пространства (прим. переводчика – подробнее о глубине резко изображаемого пространства Вы можете узнать в третьей части серии «Основы фотографии»). Однако, когда вы снимаете «атмосферные» фотографии, старайтесь избегать сильного «размытия» заднего плана. Если вы снимаете с объективом, комплектующим вашу камеру, установите достаточно большое значение диафрагмы, например, равное 8. Тогда большая часть окружающей обстановки останется в «ясности» и насытит вашу фотоисторию деталями.
Автор статьи: J. Meyer
Атмосферная фотография
Любой, уважающий себя, школьник ответит, что чем больше на картинке мелких деталей и чем более нерегулярно их взаимное расположение, тем больше информации извлечет из нее наш мозг. Это действительно так. Но насколько полезна эта информация? Вопрос очень субъективный. Можно его немного конкретизировать: стоит ли использовать и, даже, искусственно увеличивать этот поток информации в творческих целях (и если да, то как)? Различные ответы здесь, попросту, будут определять жанр, в котором будет происходить творческий посыл. Например, возьмем качественную резкую фотографию старика, чье лицо испещрено густой сетью морщин и шероховатостей. Эта фактурность буквально завораживает, заставляет взгляд подолгу бродить в лабиринтах, сотворенных временем и сонмом обстоятельств. Художник использует при этом конкретный, кинетический вид информации «от художника к зрителю». Это мощный творческий прием, основанный на «перегрузке деталями», когда сознание зрителя под шквалом деталей выбивается из привычного режима, зависает, и, на время, сбрасывает свою «замыленность».
Однако, существуют и другие жанровые приемы, основанные на том парадоксальном факте, что чем более конкретно и детальнее изображение, тем менее оно информативно. Это основа и суть любой абстракции – скрыть отвлекающие детали, чтобы ярче выявить общую суть. При этом ставка делается на потенциальный вид информации, который порождается не художником, а зрителем. Любой творческий процесс имеет смысл (и достигает цели) лишь в том случае, когда он двухсторонний. С одной стороны – художник (фотограф, музыкант, поэт,…), порождающий начальный посыл. С другой стороны – зритель, который, принимая посыл, разворачивает его веером ответных, собственных образов и, тем самым, встает на одну ступень с художником, творит с ним единое произведение. Художник и зритель эта та разность потенциалов, которая порождает творческую напряженность, резонирующее поле, принимающее тысячи форм и оттенков.
И в этом смысле, конкретика блокирует творческий полюс зрителя. Она принуждает его видеть ровно столько, сколько изначально было заложено художником в произведение. От этого и сам художник перестает быть художником, а превращается в репродуктор красиво оформленных фактов. Почему так скучны технические тексты или бухгалтерские отчеты при всей своей кажущейся информативности? Не потому ли, что факты в них уложены подобно кирпичам в стене? Без малейшего шанса на альтернативную интерпретацию, без малейших «пустот» для творческого присутствия зрителя. То же самое касается и документального реализма в фотографии и кинематографе. Это жанр, специально предназначенный для передачи конкретных фактов. Творческого участия зрителя при этом особо не требуется.
Гораздо более свободной формой обладает символизм. Художник создает полотно, наполненное символами – вобщем-то, пустыми формами, и предоставляет зрителю самому их наполнить своим смыслом. Например, изобразив одинокую фигуру человека, бредущего по дороге за пределы горизонта, художник подает не конкретный факт движения конкретного человека по конкретной дороге. Он предоставляет зрителю самому наполнить ассоциативным смыслом эту сцену и, тем самым, вовлекает его в один общий процесс. Однако и здесь творческий потенциал будет сжат и заранее «организован» символьными рамками.
И, наконец, другая крайность. Взяв чистый лист бумаги, и обозначив на нем одну лишь точку, художник создает предпосылку колоссальной информативности. В сознании зрителя, эта точка может обрести любую судьбу, форму и смысл. Количество исходов безгранично. Она может стать эпицентром Большого Взрыва, из которого возникнет целая Вселенная. Зритель не просто включается в игру по чужим правилам, или даже на равных с художником условиях. Он наделяется гораздо большими полномочиями – создавать свои собственные миры, без каких-либо ограничений и чьих-либо правил.
Атмосферная фотография – очень условное и обобщенное название, охватывающая несколько хорошо известных технических и изобразительных приемов. Объединяет их то, что они приводят в движение собственную атмосферу зрителя – можно сказать, провоцируют его на внутреннее творчество. Сам фотограф при этом незаметно отходит в тень второго плана, превращается в зрителя и тайного соучастника. Причем возможны очень странные варианты, когда фотограф и зритель предстают в лице одного человека. Приемов таких очень много и они простираются гораздо дальше символизма – уводят вплотную к предельной абстракции и минимализму. Я ограничусь обзором только тех, которые испробовал сам.
Съемка моноклем.
Исторически, один из самых ранних способов фотосъемки, когда техническое устройство фотообъективов было весьма примитивным. Монокль это такой объектив, который состоит из одной единственной вогнутой или выпуклой линзы (мениска). Любой желающий, в домашних условиях, сможет самостоятельно смастерить себе монокль. Например, можно взять старый советский объектив типа «Индустар» или «Гелиос», извлечь оттуда родную группу линз и в пустой корпус вставить фрагмент линзы от обычных очков. Детальные инструкции с картинками этого процесса в большом числе гуляют по Интернету. Если кто не доверяет своим рукам, можно обратиться к мастеру (например, сюда) и приобрести уже переделанный образец. Используя переходные кольца, можно установить такой монокль на любую современную пленочную или цифровую зеркалку типа Canon-Nikon-Pentax- и т.п.
Сложные группы линз, установленные в нормальных объективах обеспечивают высокое качество фокусировки, устраняют сферические и хроматические аберрации. То есть лишают нас именно того, что наиболее ценно в атмосферной фотографии. Избавившись от «лишних» линз, мы получим волшебный инструмент, позволяющий видеть сны наяву. Созерцать, как свет льется с поверхности на поверхность, медленно обволакивает предметы, заставляет их светиться как бы изнутри или становиться полупрозрачными подобно пустынным миражам.
Можно варьировать типы пленок и процессы проявки:
Съемка пинхолом.
Конструкция пинхола еще более проста. Подойдет любая светонепроницаемая коробочка (спичечная, баночка от фотопленки, от чая, кофе или пива). В ней проделывается крохотное игольное отверстие, а с противоположной стороны, внутри, устанавливается кусок пленки или фотобумаги. И никаких линз вообще! Конкретные рецепты изготовления пинхолов (в неисчислимом количестве) без труда можно найти в том же Интернете. Существуют, однако, и заводские реализации, как в виде отдельных гламурных коробочек, так и в виде насадок на зеркалки. Я, например, долгое время и с удовольствием пользовался объективом Lensbaby MUSE для Canon c насадками Pinhole/Zone Plate, Plastic Optic, Glass Optic (и монокль с переменной диафрагмой и пинхол в одном наборе).
За счет малого диаметра входного отверстия, получаем аналог объектива с бесконечно малой диафрагмой, что, естественно, дает бесконечную глубину резкости и, одновременно, фильтрацию мелких деталей сцены. Увеличивая время экспозиции от нескольких дней до нескольких лет, мы автоматически попадаем в царство солярографии, о котором здесь уже была отдельная статья. Итог – свой карманный психоделический мир без принятия каких-либо психотропных средств.
Съемка на сильно просроченную пленку.
Пленочный фотоаппарат при этом может быть любым, но ломографическая техника с примитивной конструкцией объектива (Смена, Ломо КА, Вилиа, Любитель, Школьник и т.д.) дает все же более интересные результаты. От времени, пленка существенно теряет в чувствительности, частично «осыпается» ее эмульсия. Все это приводит к тому, что фотоснимок теряет большинство мелких деталей сцены, зато проявляется характерное «полотно времени», сильно влияющее на эмоциональный окрас фотографии.
Сочетая это свойство просроченной пленки с различными экспериментами при проявке (время проявления, состав проявителя, способы агитации, преднамеренная частичная засветка пленки в бачке, преднамеренные перегибы пленки на спирали бачка, модификация самого бачка), получаем домашнюю лабораторию по изучению визуальных свойств времени.
Многим, очевидно, по разным причинам не захочется возиться с пленкой и проявочными химикатами. Цифровые камеры и, в особенности, мобильные телефоны со встроенной камерой, также обеспечивают обширное поле для экспериментов. Например, пользователей iPhone-ов может порадовать программа Hipstamatic, имеющая в своем арсенале целую коллекцию эмуляторов ретро-объективов. Результаты волшебны!
И все же стоит предупредить владельцев цифровых устройств об одном очевидном и малоприятном для атмосферной фотографии обстоятельстве. Матрица, на которой формируется цифровое изображение, имеет дискретную регулярную структуру. Когда эта структура проявляется на снимке (так называемый, цифровой шум), она берет на себя очень много внимания и крайне неприятна для глаза (в отличие от пленочного зерна). Избавиться от последствий шума методами постобработки удается далеко не всегда. Мелкие регулярные детали и атмосферная фотография уживаются с трудом.
В заключении, хочется сделать несколько коротких выводов. Они также вполне традиционны и могут быть применены для всех направлений Lo-Fi фотографии.
1) Для погружения в «атмосферу» не существует правил. Про правила классической фотографии лучше временно позабыть.
2) Чем хуже – тем лучше. По этому поводу регулярно могут возникать ехидные нападки со стороны профессиональных фотографов с уклоном в репортажную, свадебную или студийную фотографию. Однако это не должно отчаивать. У нас с ними совершенно разные цели творчества, и разный даже сам род занятий.
3) Любое непредвиденное воздействие случайных факторов на результаты атмосферной фотосъемки должно приветствоваться и культивироваться. Мы имеем дело со стихиями, которые наиболее ярко проявляют себя в случайном. Не нужно этого бояться – напротив, это основной объект нашей фотосъемки.
ИНТЕРНЕТ-РАДИО
Meticulous midgets
- что значит выражение олень опустил рога в воду
- что делать если роды не начинаются а срок 40 недель