что значит атомный корабль
Атомные надводные Как боевые корабли получали реакторы
В начале июля 2016 года появилось сообщение о том, что российский флот может рассмотреть возможность строительства крупных кораблей только с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). «Лента.ру» вспоминает историю атомных надводных кораблей в отечественном и американском флотах.
С разбегу приступить
Если не считать подлодки, которым ядерные реакторы придали принципиально новые тактические и оперативные возможности, то первый в мире атомоход был гражданским: советский ледокол «Ленин» (1959). Американцы спустили на воду торговый корабль «Саванна», ФРГ — «Отто Ган» (оба в 1964-м). Японцы 25 лет строили свой «Муцу», сдали его в 1990-м, а в 1995-м уже списали, так ни разу и не использовав по коммерческому назначению. Примерно в это же время (1988) СССР построил в Крыму атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть».
Остальные надводные корабли были военными, если не считать атомных ледоколов — особый, пространственно-географически обусловленный тип судна. Проектирование боевых кораблей с атомной энергетикой по обе стороны океана началось практически одновременно (1955-1956).
В США атомный авианосец «Энтерпрайз» (1961) водоизмещением около 95 тысяч тонн предполагалось сделать головным в серии из шести единиц. Но распухание сметы и желание накопить опыт эксплуатации атомных кораблей остановили серийную постройку на 10 лет, и «Большой Э» остался в одиночестве.
Корабль отличался многоэшелонной силовой установкой из восьми реакторов типа A2W, позаимствованных с минимальными изменениями из лодочных проектов. Впоследствии американцы больше не увлекались такими экспериментами по дублированию и рассредоточению нагрузки в корпусе в силу их дороговизны. Да и технологии совершенствовались.
Материалы по теме
Крупнейший атомный арктический
«Большой флот» за горизонтом
Американские адмиралы мыслили тогда категориями соединений атомных кораблей основных классов, что привело к постройке ракетных кораблей «Лонг Бич» (он-то и стал первым боевым атомным кораблем в мире, опередив на полтора месяца «Энтерпрайз») и «Бэйнбридж» (1962). Кроме того, тут же проявился прагматичный подход к проектированию: Bainbridge представлял собой не более, чем атомный вариант котлотурбинного корабля типа «Лехи».
Классификация ракетных кораблей в терминах начала XX века — дело вообще малоперспективное. В результате единицы, строившиеся то как фрегаты, то как эсминцы, все равно превратились в крейсера. Образовавшаяся троица составила так называемое 1-е оперативное соединение (Task Force 1), которое в 1964 году совершило кругосветное плавание. Следующий атомный «фрегат» («Тракстан») был построен в 1967 году, при проектировании также применялась унификация с кораблями типа «Белкнап».
Браться или нет?
Еще до закладки в США были сформулированы как плюсы, так и минусы атомных боевых кораблей. Особо отмечалось, что все сложности эксплуатации, включая стоимость, теоретически не просчитываются, однако определенные выводы можно сделать и до строительства.
Основной (и действующий до сих пор) аргумент за атомные авианосцы — паровые катапульты. Атомные паропроизводящие установки позволяли решить проблему с мощностью этого оборудования на полном ходу, что считалось критичным. Кроме того, на атомном авианосце возникало дополнительное место для хранения авиатоплива и авиационных средств поражения.
Также упоминались «неограниченная» дальность плавания, возможность поддержания максимальной скорости произвольное время и общее упрощение конструкции надстройки и экономия места за счет отказа от дымовых труб. В 1963 году адмирал Хайман Риковер, «крестный отец» американских флотских ЯЭУ, заявил, что все корабли водоизмещением свыше 8-10 тысяч тонн нужно строить только в атомном исполнении.
Минусом ЯЭУ была, во-первых, стоимость — корабль выходил на 30-50 процентов дороже своего функционального аналога с обычной силовой установкой, что по финансовым причинам сокращало количество боевых единиц на флоте. Кроме того, ЯЭУ габаритнее, а это требовало увеличения основных размерений кораблей.
Важный аспект — структура автономности. Если по топливу она кратно повышалась, то по провизии, расходным материалам, боекомплекту (что особенно существенно) и, если можно так выразиться, «по экипажу» (усталости личного состава) — нет. Значит, в скоротечных боевых операциях атомный корабль преимуществами не обладает (за исключением авианосца).
Экипаж атомного корабля разрастался. Скажем, на «Бэйнбридже» было 450 человек против 377 на «Лехи», на «Тракстане» — 490 человек против 388 на «Белкнапе». В 1961 году в докладе Конгрессу отмечалось, что в связи с технической сложностью атомного корабля увеличивается доля офицерского состава в экипаже, а это лишние расходы на подготовку и содержание квалифицированных кадров.
Вопросы вызывала и живучесть атомных кораблей, в том числе опасность для экипажей радиационных аварий, возникающих при разрушении первых контуров или активных зон реакторов, а также сложности с ремонтом таких кораблей, дотянувших-таки до базы.
Наш ответ Риковеру
Как уже было сказано, концептуальное проектирование надводного боевого корабля с ЯЭУ в СССР началось одновременно с США: не позднее 1956 года. Это был, возможно, самый многострадальный флотский проект. В конечном итоге только в 1973 году был заложен головной тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (проект 1144 «Орлан»).
С советским океанским атомоходом чего только ни делали в процессе проектирования — из-за не вполне четкого понимания поставленных задач. Его дважды разбирали на две ветки проектов (ударный ракетный крейсер и атомный противолодочный крейсер), снова собирали, совмещая функции. В результате образовалось многоцелевое чудовище, увешанное почти всеми доступными типами вооружений, состав которых менялся по мере неспешной проектной работы (иногда радикальнейшим образом).
Затянутость проектирования, однако, оказалась на руку в атомной части. Реакторная установка КН-3 для крейсеров была разработана на основе установки ОК-900, созданной уже в середине 1960-х для атомных ледоколов второго поколения (типа «Арктика», проект 10520) и для переоснащения атомного ледокола «Ленин» после инцидентов с его реактором в 1965-1967 годах.
Головной корабль формально сдали как всегда «под елочку», в декабре 1980 года. К этому моменту, для сравнения, американцы успели вернуться к постройке атомных кораблей следующего поколения. С 1969 года велось серийное строительство авианосцев типа «Нимитц», а с 1974-го по 1980-й ВМС США в дополнение к трем имевшимся получили еще шесть атомных ракетных крейсеров: два типа «Калифорния» и четыре типа «Вирджиния».
Атомоход
Атомохо́д (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход — ледокол «Ленин» (1959).
Содержание
Ядерная судовая энергетическая установка
Ядерная судовая энергетическая установка — совокупность устройств для получения тепловой, электрической или механической энергии в ходе управляемой ядерной реакции, осуществляемой в ядерном реакторе. Корабельные (судовые) ядерные энергетические установки, а также плавучая атомная электростанция, наряду с одним или несколькими реакторами включают такие элементы, как парогенераторы, паровые турбины, приводимые ими в действие электрические генераторы, а также трубопроводы, насосы и другое вспомогательное оборудование.
Безопасность обслуживающего персонала обеспечивается применением биологической защиты и систем контроля за режимом работы ядерного реактора.
Гражданские суда с ядерной силовой установкой
Военные суда с ядерной силовой установкой
См. также
Суда по устройству двигателя | |
---|---|
Древний Восток | Египетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская бирема |
Древняя Греция | Гексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера |
Древний Рим | Актуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • Унирема |
Средиземное море | Барбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Неф • Чайка |
Северная Европа | Гукор • Драккар • Кнорр • Когг • Ладья • Фламандская каракка • Шнека |
Ближний Восток | Бум • Гей-бао • Зарука • Доу |
Новый Свет | Каяк • Пирога |
Дальний Восток | Гуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • Проа |
Линия баталии | Линейный корабль • Фрегат |
Вспомогательные | Бомбардирский корабль • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот• Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта |
Парусно-гребные | Акат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Пинас • Пинк • Скампавея • Шебека • Шхоут |
Торговые и грузовые суда | Аак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Бригантина • Билландер • Габара • Йект • Карбас • Коф • Коч • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Трабакколо • Тьялк • Фелука • Флейт • Шаланда • Шмак • Шхуна |
Промысловые | Гукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна |
По приводу | Самоходное • Несамоходное |
Суда по размещению корпуса | Подводная лодка • Ныряющее • Полупогружное • Водоизмещающее • Глиссирующее • Судно на подводных крыльях • Судно на воздушной подушке • Судно на динамической воздушной подушке (экраноплан) |
Области применения | Грузовое судно • Пассажирское судно • Военный корабль • Промысловое судно • Научно-исследовательское судно • Вспомогательное судно • Суда атомного технологического обслуживания |
Полезное
Смотреть что такое «Атомоход» в других словарях:
атомоход — атомоход … Орфографический словарь-справочник
Атомоход — Атомоход. АТОМОХОД (атомное судно), общее название надводных и подводных судов с ядерной силовой установкой (ЯСУ). Первая ЯСУ для подводной лодки создана в США (1949), первый гражданский атомоход ледокол “Ленин” построен в СССР (1959). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АТОМОХОД — (атомное судно), общее название надводных и подводных судов с ядерной силовой установкой (ЯСУ). Первая ЯСУ для подводной лодки создана в США (1949), первый гражданский атомоход ледокол Ленин построен в СССР (1959) … Современная энциклопедия
АТОМОХОД — общее название судов (надводных и подводных) с ядерной силовой установкой. 1 й гражданский атомоход советский ледокол Ленин (1959, СССР) … Большой Энциклопедический словарь
АТОМОХОД — АТОМОХОД, а, муж. Судно с ядерной силовой установкой. | прил. атомоходный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
атомоход — сущ., кол во синонимов: 1 • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Атомоход — (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Атомоход — общее название судов с ядерной силовой установкой; существуют гражданские и военные атомоходы разного назначения: ледоколы, танкеры, подводные лодки, авианосцы и др. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
атомоход — Судно с ядерной силовой установкой. [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN nuclear powered vesselNPV … Справочник технического переводчика
АТОМОХОД — общее название атомных судов (надводных и подводных) с ядерной энергетической установкой … Большая политехническая энциклопедия
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Первым в истории стал американский ракетный крейсер «Лонг Бич» с двумя ядерными реакторами C2W, обеспечивавшими этой громадине механическую мощность 80 тысяч лошадиных сил. Он вступил в строй в 1961 году, и почти одновременно военно-морские силы США пополнились первым в мире атомным авианосцем «Энтерпрайз». При водоизмещении около 90 тысяч тонн он имел восемь реакторов типа А2W суммарной мощностью турбин 280 тысяч лошадиных сил.
В дальнейшем США построили еще десять тяжелых атомных авианосцев типа «Нимитц», последний из которых, «Джордж Буш», был принят в состав флота в 2008 году («Битва авианосцев»). На этих кораблях при «энтерпрайзовской» мощности механизмов количество реакторов за счет более высокой тепловой мощности сокращено до двух – типа А4W. А старина «Энтерпрайз» продемонстрировал удивительное (в сравнении, увы, с крупными российскими боевыми кораблями) долголетие. Он был официально исключен из состава флота только в 2017-м.
Программа строительства атомного авианосного флота США продолжается. В нынешнем году ВМС получили авианосец «Джеральд Форд». На очереди – еще три таких гиганта, один из которых, «Джон Кеннеди», уже строится.
Однако продолжительность их службы оказалась не столь длинной, как у атомных авианосцев, для охраны которых эти крейсеры, собственно, и строились. Все они были выведены из боевого состава ВМС в середине 90-х. В принципе для кораблей океанской эскортной группы таких размеров и водоизмещения (у большинства порядка 10 тысяч тонн) ЯЭУ давали только одно преимущество – отсутствие необходимости частой заправки топливом. Но что касается скорости хода, из-за большой удельной массы таких установок (в значительной мере обусловленной наличием биологической защиты) она оказалась даже ниже, чем у кораблей такого же класса с газотурбинной энергетикой. И теперь американцы сопровождают свои авианосцы газотурбинными крейсерами и эсминцами, включая в такие соединения эскадренные танкеры-заправщики.
В США вовсю шло строительство боевых атомных надводных кораблей, а Советский Союз уже дал на это свой ответ, передав гражданскому флоту в декабре 1959-го линейный ледокол «Ленин» («Мечта полярника»). Гласность при его строительстве была для нашей страны беспрецедентной – после спуска на воду смотреть на атомоход водили на Адмиралтейский завод экскурсии ленинградских школьников. Еще бы – ведь он стал таким же узнаваемым в мире отечественным корабельным брендом, как и крейсер «Аврора». Собственно, «Ленин» хронологически был первым в истории техники надводным судном с ЯЭУ. Но мирным. С одним, правда, неафишировавшимся «но» – на случай войны предусматривалась возможность вооружения «Ленина» по мобилизационному варианту, в частности 45-мм счетверенными зенитными автоматическими зенитными установками СМ-20.
Затем была серия из шести построенных на Балтийском заводе более совершенных атомных ледоколов типа «Арктика» (проект 1052, головной принят в эксплуатацию в 1975 году). Разведка НАТО засекала эти ледоколы во время ходовых испытаний, что называется, во всеоружии. Например, ледокол «Россия» шел, ощетинившись универсальной артиллерией (76-мм АУ АК-176) и зенитными автоматами (30-мм АК-630). После испытаний средства обороны, разумеется, сняли, но сомнений в том, что отечественный атомный ледокольный флот (развитие которого продолжается) готов при необходимости поднять военно-морской флаг, подкрепленный соответствующими аргументами, нет.
«Фугасом» по мордасам
В советских судостроительных КБ работали над проектами не только гражданских атомоходов. Предложения о строительстве авианосцев не находили понимания у Хрущева, а над атомными крейсерами-ракетоносцами уже тогда трудились всерьез.
Однако задумка не умерла, и после удаления с политической сцены Хрущева, негативно относившегося к крупным надводным кораблям, в СССР вновь стали прорабатывать проекты на основе ЯЭУ. Начали, однако, со сторожевого корабля, трансформировавшегося затем в большой противолодочный. Постепенно он, наращивая «проектные мускулы», переклассифицировался в тяжелый атомный ракетный крейсер. Проект назвали «Фугас». В дальнейшем он получил наименование «Орлан» и номер 1144. По нему на Балтийском заводе в Ленинграде заложили пять кораблей – «Киров», «Фрунзе», «Калинин», «Юрий Андропов» и «Дзержинский». Пятый корпус, впрочем, решили не достраивать и разобрали, а «Юрий Андропов» вступил в строй уже после распада СССР, в 1996 году, под хорошо известным ныне названием «Петр Великий». На каждом таком крейсере установлены по два 300-мегаваттных реактора КН-3.
Первые три крейсера, вступившие в строй в 1980–1988 годах, впоследствии в процессе протекавшей параллельно с закатом ВМФ бывшего СССР его десоветизации были переименованы в «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов». Ныне в боевом строю реально находится только «Петр Великий».
Появление в ВМФ СССР тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан» вызвало на Западе понятную обеспокоенность. Два десятка дальнобойных КР «Гранит», в том числе с ядерными боевыми частями, мощнейшее зенитное ракетное и противолодочное вооружение (тоже в ядерном оснащении), три вертолета на борту и высокая живучесть этих плавучих крепостей произвели на военно-морские штабы НАТО неизгладимое до сих пор впечатление. Учитывая высокий ударный и оборонительный потенциал новых русских кораблей, их размеры (длина – четверть километра) и водоизмещение (28 тысяч тонн), противник классифицировал их как линейные крейсеры, считая проект «Орлан» качественно новой реинкарнацией линкоров Второй мировой. «Лонг Бич» и его «одноклассники» в сравнении с «Орланами» выглядели бледновато.
Однако крупнейшими в отечественном флоте атомными боевыми кораблями эти наши крейсеры числились недолго. В конце 1988-го был завершен невиданный ни в одном из других флотов мира большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» проекта 1941 «Титан». Водоизмещение «Урала», предназначенного для многофункциональной разведки и слежения за космическими объектами автономно в течение почти года, достигло 35 тысяч тонн. Собственно, заказал корабль не флот, относившийся к титану довольно прохладно, а Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Флотское командование, как утверждают некоторые историки, как раз добилось, чтобы второй такой корабль (на чем якобы настаивало ГРУ) не закладывали, ибо он препятствовал бы достройке серии тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 и атомных ледоколов.
Судьба самого «Урала» в связи с распадом СССР оказалась незавидной – так толком и не послужив Отечеству, он по прибытии на Тихоокеанский флот был вскоре поставлен на прикол и тихо умер, оказавшись списанным в 2002 году.
Корпус еще одного советского боевого атомохода – тяжелого авианесущего крейсера «Ульяновск» проекта 11437, строившегося в Николаеве, в 1992-м был порезан на металлолом по решению правительства незалежной. Будь он построен, Советский Союз (если бы не оказался развален стараниями высшей партноменклатуры) становился бы обладателем тяжелого атомного авианосца (а планировался и второй такой корабль), весьма близкого по своим тактико-техническим элементам атомным авианосцам США. На нем были предусмотрены даже аналоги американских самолетов ДРЛО Е-2 «Хокай» – Як-44. Но не судьба.
атомоход
Полезное
Смотреть что такое «атомоход» в других словарях:
атомоход — атомоход … Орфографический словарь-справочник
Атомоход — Атомоход. АТОМОХОД (атомное судно), общее название надводных и подводных судов с ядерной силовой установкой (ЯСУ). Первая ЯСУ для подводной лодки создана в США (1949), первый гражданский атомоход ледокол “Ленин” построен в СССР (1959). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АТОМОХОД — (атомное судно), общее название надводных и подводных судов с ядерной силовой установкой (ЯСУ). Первая ЯСУ для подводной лодки создана в США (1949), первый гражданский атомоход ледокол Ленин построен в СССР (1959) … Современная энциклопедия
АТОМОХОД — общее название судов (надводных и подводных) с ядерной силовой установкой. 1 й гражданский атомоход советский ледокол Ленин (1959, СССР) … Большой Энциклопедический словарь
АТОМОХОД — АТОМОХОД, а, муж. Судно с ядерной силовой установкой. | прил. атомоходный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
атомоход — сущ., кол во синонимов: 1 • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Атомоход — (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Атомоход — общее название судов с ядерной силовой установкой; существуют гражданские и военные атомоходы разного назначения: ледоколы, танкеры, подводные лодки, авианосцы и др. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
атомоход — Судно с ядерной силовой установкой. [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN nuclear powered vesselNPV … Справочник технического переводчика
АТОМОХОД — общее название атомных судов (надводных и подводных) с ядерной энергетической установкой … Большая политехническая энциклопедия
Атомоход — (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход ледокол… … Википедия