что значит автономный институт
В статусе автономного учреждения
23 декабря прошлого года подписано постановление Правительства России №1109, согласно которому Высшая школа экономики стала автономным учреждением. О том, какие новые возможности и новые обязательства появляются в связи с этим у Вышки, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник.
— Борис Львович, что означает переход в статус автономного учреждения?
— Это означает, что Вышка изменила свой тип как федеральное учреждение: с бюджетного на автономное. При этом наш университет остается государственным учреждением. Хочу заметить, что этим же постановлением утвержден новый устав университета, и теперь полное официальное название Вышки — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»».
Теперь о типах государственных учреждений. Главное отличие между двумя названными типами учреждений в степени их свободы в расходовании финансовых средств. Будучи бюджетным учреждением, Вышка финансировалась по смете и использовала свои средства в соответствии с этой сметой: столько-то должно быть израсходовано на заработную плату, столько-то — на оплату коммунальных услуг, столько-то — на оплату услуг связи и так далее. Переброска средств из одной расходной статьи в другую строго ограничивалась учредителем. Автономное же учреждение получает средства единой суммой — субсидией — и самостоятельно в соответствии с разработанным финансовым планом их расходует. То есть сам университет, как в нашем случае, планирует использование своих денег, как заработанных, так и полученных из бюджета, без вмешательства учредителя, без сметы расходов.
— Какие еще преимущества дает статус автономного учреждения кроме финансовой самостоятельности?
— Законы, установившие типы государственных и муниципальных учреждений, носят экономический характер. Основной их предмет — вопросы экономической самостоятельности, продвижения в этом направлении. Наряду с большими правами автономного учреждения по расходованию финансов отмечу также еще такие наиболее важные права, как право размещать свои деньги на счетах в банках, а не на счетах федерального казначейства, право автономного учреждения создавать другие, в том числе коммерческие, организации, право привлекать кредиты, переносить расходование средств, полученных из бюджета на выполнение государственного задания, на следующий год. То есть автономному учреждению не нужно в конце года лихорадочно «распихивать» остатки таких средств, как это нередко случается сегодня, чтобы они не ушли обратно в бюджет.
Еще одна важная особенность автономного учреждения — право не руководствоваться в своей закупочной деятельности пресловутым законом № 94-ФЗ. Это не означает, что в такой деятельности наступит хаос. Готовясь к переходу в новый статус, наш университет разработал собственное положение о закупках. Недавно оно одобрено Ученым советом. Это положение достаточно полно регламентирует закупочную деятельность Вышки, обеспечивает ее прозрачность и на основе конкуренции поставщиков — эффективность. Вместе с тем в отличие от закона № 94-ФЗ оно учитывает специфику таких особо значимых для университета закупок, как закупки научно-технической продукции и консалтинговых услуг.
— Высшая школа экономики по многим вопросам была и остается экспериментальной площадкой. Означает ли переход в автономное учреждение своего рода обкатку новшеств в законодательстве?
— Так и есть. Получить статус автономного учреждения — это еще половина дела. Теперь надо принятое правительством постановление реализовать. Многое предстоит изменить в деятельности университета. Изменения коснутся всех его основных «блоков»: учебного, научного, финансового, административного и хозяйственного. Сейчас завершается подготовка соответствующего плана нашей работы. Он включает около 40 позиций, большинство из которых не носят чисто формального характера, связанного, например, с изменением названия университета. Естественно, хотелось бы опереться на имеющийся опыт, посмотреть, что и как делали другие. Но по большинству вопросов мы являемся первопроходцами. Думаю, что многие наши решения (не только положение о закупках), будут носить модельный характер и помогут коллегам из других вузов.
— И каковы границы «переходного периода»?
— Они законодательством не установлены. Но мы, разумеется, планируем завершить все переходные процедуры в максимально короткие сроки, чтобы уже в первом полугодии воспользоваться преимуществами нового статуса.
— Что еще даст Высшей школе экономики такой переход?
— Главное, как я уже говорил, — большую экономическую самостоятельность. И она особенно необходима нашему университету. Вышка постоянно развивается, вводит новации в содержание и организацию образовательно-научной деятельности, что, естественно, должно находить отражение в ее финансовом плане. Понятно, что в такой ситуации проще принимать финансовые решения самостоятельно, чем доказывать учредителю, почему нам необходима именно такая структура затрат, существенно отличающаяся от структуры затрат многих российских университетов. Вообще, широкие права в области образовательно-научной и экономической деятельности — вещи взаимосвязанные. Одно без другого не может быть реализовано в полной мере.
— Появление новых возможностей подразумевает и новые обязательства…
— Это очень важный вопрос. Одна из главных обязанностей автономного учреждения — обеспечить прозрачность, открытость своей деятельности для общественности. Вышка и без этого всегда демонстрировала открытость. Например, на нашем сайте уже многие годы публикуется финансовый план, чего я не видел на сайтах других вузов. Тем не менее, для выполнения требований законодательства необходимы будут дополнительные шаги в этой области. Потребуется ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчет о деятельности университета и об использовании его имущества. Должен быть также сформирован наблюдательный совет Вышки, через который в той или иной форме будут проходить все ключевые вопросы функционирования и развития университета и в состав которого войдут представители общественности.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Что значит автономное образовательное учреждение
Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?
Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.
Суть работы
Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.
Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.
Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.
Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.
Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.
Основное отличие от других видов организации
Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.
Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.
Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.
Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.
Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.
Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.
На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.
В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.
Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений
Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.
Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.
Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.
Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.
Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.
Особенности и характеристика автономных учреждений
Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.
Что такое автономное учреждение
В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:
СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.
Особенности и характеристика учреждений автономного типа
Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.
В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:
ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.
ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.
Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:
Классификация автономных учреждений
Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:
В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.
Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.
Система управления
Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:
Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.
Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.
Список функций наблюдательного совета:
Бухгалтерский учет и налогообложение
Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:
Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:
КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).
Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:
Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.
КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.
Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.
Автономия высшего учебного заведения
Автоно́мия вы́сшего уче́бного заведе́ния (самоуправление высшего учебного заведения) — самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.
Видом автономии высшего учебного заведения является университетская автономия.
Содержание
Российская империя, СССР, Российская Федерация
История
В царстование Александра I в 1804 году первый общий университетский устав ввёл автономию университетов.
В царствование Николая I в 1835 году университетская автономия была упразднена (в частности, был упразднён университетский суд). Управление университетами перешло к попечителям учебных округов.
В ходе великих реформ 1860—1870-х годов, в 1863 году, автономия университетов была восстановлена (см. Университетский устав 1863 года).
В период реализации программы контрреформ 1880-х годов в 1884 году автономия была вновь ликвидирована.
В начале Революции 1905-1907 годов в 1905 году автономия университетов была восстановлена, но фактически урезана в 1907 году. Таким оставалось положение университетов до февраля 1917.
После Февральской революции 1917 Временное правительство предпринимало шаги по восставнолению автономии высших учебных заведений, и введению автономии в средних учебных заведениях.
В советское время автономия вузов была целиком и полностью упразднена.
Правовые акты
Ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ.
Другие страны
Страны, где вузам предоставляется автономия:
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Автономия высшего учебного заведения» в других словарях:
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Юридический словарь
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — Самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Юридическая энциклопедия
Автономия высшего учебного заведения — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение несет… … Административное право. Словарь-справочник
Автономия высшего учебного заведения — Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного… … Словарь юридических понятий
Автономия высшего учебного заведения — 1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной… … Официальная терминология
автономия высшего учебного заведения — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Большой юридический словарь
Высшие учебные заведения — вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия
Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами
Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.
Обозначение и задачи
Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.
Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.
Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.
Система управления
По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.
Какие права и обязанности имеют учреждения
Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.
Особенности осуществления приносящей доход деятельности
Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.
Нормативные акты
Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.
Бухгалтерский учет
Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.
Различие в уплате налогов
К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:
Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.
Выгода и преимущества
Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.
Автономного учреждения
К плюсам этой формы относят следующее:
Бюджетного
Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.
Методы определения учреждений
Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.
Сравнительная таблица
Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:
Критерий | Автономные организации | Бюджетные организации |
Закон о государственных закупках | Разрешается работать по 223-ФЗ. | Требуется работать по 44-ФЗ. |
Получение займов и кредитов | Разрешается получать заемные средства. | Имеют законодательные ограничения на получение кредитов. |
Распоряжение имуществом | Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. | Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения. |
Расчетный счет | Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. | Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство. |
Налогообложение | Разрешается пользоваться упрощенной системой. | Нельзя применять упрощенную систему. |