что значит авторитетный человек
Значение слова «авторитет»
1. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться авторитетом. □ Петренко любил удивить командиров рот и бойцов своей выносливостью и постоянной бдительностью, полагая, вполне резонно, что эти качества укрепляют авторитет командира в глазах подчиненных. Овечкин, С фронтовым приветом.
2. Лицо, пользующееся признанием, влиянием. — Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Тургенев, Отцы и дети. Центром дома был папа. Он являлся для всех высшим авторитетом, для нас — высшим судьею и карателем. Вересаев, В юные годы.
[Нем. Autorität из лат.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. Говорится также о вере в авторитет (лат. Argumentum ad verecundiam — «обращение к авторитету»), которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.
В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:
Традиция (например, авторитет церкви);
Рационально обоснованная законность;
Аффективная законность, основанная на харизме лидера.
Необычное открытие было сделано учёными из университета Лидса. Они провели серию экспериментов: добровольцев попросили бродить по большому залу, не разговаривая друг с другом. Среди участников выбирали несколько человек, которым давались более чёткие инструкции, какого маршрута следует придерживаться. Опубликованный отчёт продемонстрировал, что задать направление группе людей численностью не менее 200 человек может «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5 %. Оставшееся «стадо» бессознательно следует за лидерами. В этом наблюдаются чёткие параллели с поведением групп животных, утверждают исследователи. В ходе экспериментов испытуемые вырабатывали общее решение, хотя им не разрешалось ни разговаривать друг с другом, ни общаться при помощи жестов. В большинстве случаев участники эксперимента даже не осознавали, что их кто-то ведёт.
Нынешняя работа перекликается с исследованием учёных из Утрехтского университета. Они доказали, что большинство людей предпочитает следовать за лидером, даже если проводник «сам не знает, куда идти».
АВТОРИТЕ’Т, а, м. [от латин. au(с)toritas]. 1. только ед. Общепризнанное значение, влияние. Пользоваться вполне заслуженным авторитетом. Иметь а. Приобрести а. 2. Лицо, пользующееся авторитетом (в 1 знач.). Этот ученый — а. в своей области.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
авторите́т
1. общепризнанное значение, влияние ◆ Данный специалист обладает большим авторитетом в своей области.
2. лицо, обладающее авторитетом [1]
3. жарг. главарь преступной группировки, человек, имеющий вес в криминальном мире
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бойлер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
АВТОРИТЕТ — что это. Авторитет с точки зрения психологии
Авторитет. Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.
Авторитет с точки зрения психологии
Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.
В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.
В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.
Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.
Авторитет как инструмент власти
Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.
Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.
Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.
Авторитет лидера
Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:
Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.
Авторитет руководителя
Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.
Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.
Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.
Виды авторитета
Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.
Подлинный и ложный (мнимый) авторитет
Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.
Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.
Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.
Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.
Рациональный и иррациональный авторитет
Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.
Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.
Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.
Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.
Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.
Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.
Видео: Власть и авторитет – это разные вещи
Как завоевать авторитет
Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:
Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:
Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.
Видео: Авторитет в Глазах Ребенка. Как его Создать и не Потерять
Авторитет
Что же делает чью-то власть авторитетной, добровольно признаваемой? В соответствии с концепцией Макса Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:
Например, в школах карате более младшие пояса подчиняются более старшим. Однако, если тренер ставит проводить разминку ученика с младшим поясом, ему будут подчиняться все черные пояса. У этого ученика с младшим поясом появился формальный, данный извне авторитет.
Личный авторитет человека измеряется уважением к его словам, способность его влиять на мнение, поступки и поведение окружающих людей силой своей личности и разума.
Авторитет – привлекает.
Особенно бывает нам дорог наш профессиональный авторитет, наш авторитет как руководителя и наш родительский авторитет.
Что способствует вашему личному авторитету? Социальный статус – важен. Люди обращают внимание на то, какое вы занимаете положение по жизни, имеете ли вы право доминировать над окружающими. Авторитет растет вместе с силой вашего характера, вашей самодисциплиной и требовательностью (в первую очередь к себе).
(нем. Autoritat, от лат. аutoritas-власть), влияние какого-либо. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.
Выражается в способности носителей Авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.
Значение Авторитета в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя.
В дошкольном детстве главными воспитателями ребёнка являются родители.
Основная задача воспитания на этом возрастном этапе — усвоение ребёнком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребёнка в качестве Авторитета и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, которыми должен овладеть дошкольник, с другой — призваны контролировать процесс овладения такими ценностями.
На этом этапе личностного развития ребёнка «самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (Макаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).
Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны младшего члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего Авторитета Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата.
Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их Авторитета в глазах ребёнка в подростковом, а порой уже в младшем школьном возрасте.
Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребёнок в меру своих сил стал настоящим партнёром взрослых в решении жизненных проблем.
Родительский Авторитет в Значительной мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребёнку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером.
Уважение к ребёнку, доброжелательность, справедливость выступают как наиболее важное условие укрепления родительского Авторитета.
Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитательного влияния взрослых членов семьи на ребёнка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании Авторитет взрослого.
Поступление ребёнка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах Авторитетом и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю.
Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность учебно-воспитательного коллектива.
В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделён в глазах учащихся устойчивым Авторитетом.
Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным. В этом случае учащийся, поведение которого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий.
Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убеждённость в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения.
Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность. Результатом упрочения Авторитета личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения.
Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти Авторитета личности, т.е. власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.
Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преимущественно на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учёбе, к безволию и бездумному повиновению.
Авторитет власти, не подкреплённый Авторитетом личности, оказывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного Авторитета — «Авторитет подавления», «Авторитет расстояния», «Авторитет педантизма» и т. п. — подлинный Авторитет личности педагога.
Авторитет звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления Авторитета личности педагога.
И вместе с тем Авторитет личности конкретного педагога может оказаться той основой, на которой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее Авторитет роли учителя. Основания Авторитета педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей.
Для учащихся младшего школьного возраста Авторитет учителя, как правило, основан на Авторитете его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признаётся право на принятие ответственных. решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности.
Это явление может быть расценено как иррадиация Авторитета роли, т.е. перенос Авторитета в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.
Для подростков Авторитет роли оказывается недостаточно.
Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признаётся право принимать ответств. решения. В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте.
Это явление может быть расценено как спецификация Авторитета роли педагога. Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного Авторитета его личности.
В старшем школьном возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности.
Отношение к учителю у ст. школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своём предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость.
И у старшеклассников, и у студенческой молодёжи Авторитетом пользуются высококвалифицированные педагоги, которые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.
От того, насколько в глазах учащихся авторитетны конкретные педагоги и весь пед. коллектив, зависит успех создания воспитывающей атмосферы уч. заведения, к-рая в свою очередь способствует формированию и укреплению Авторитета педагогов. Лит.: Уши некий К. Д., Три элемента школы, Избр. пед. соч., т. 1, Ми974; Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед. соч., М., 1986; Макаренко А. С., О родительском авторитете, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Тетровского, М., 1987; Кондратьев М. Ю., Слагаемые авторитета, М., 1988. М. Ю. Кондратьев, Л. А. Левшин.
Кто такой авторитет? Нужен ли такой человек в жизни?
Знаете, кто такой авторитет? У вас есть авторитеты в жизни? А может быть, вы думаете, что их не нужно? Может быть, до конца не уверены, кто является вашим авторитетом? Поэтому спешу с объяснением. Это тот человек, которому стоит подражать, имеющий влияние на взгляды и мышление других людей. Как правило, пользуется уважением из-за его знаний или моральных качеств.
Это может быть человек из вашего ближайшего окружения или кто-то известный и уважаемый, например, спортсмен или политик.
Почему стоит иметь авторитет?
Восхищаться чьей-то работой, это прекрасная возможность для изучения чего-то нового. Это можно сказать мотивация. Когда вы видите, что кому-то, кого ты любишь и уважаешь, что-то удается, у вас есть большее желание к самостоятельной деятельности.
Наличие авторитета помогает предположить себе цели и к ним стремиться, развиваться и иметь уверенность, что есть кто-то, кто в случае неопределенности или отказа, служит подсказкой, хотя и не всегда прямой. В случае известных людей, тяжело говорить, но их поведение и высказывания могут представлять собой ценную коллекцию советов.
Кто такой авторитет? У тебя он есть? Посмотрите на него!
В современном мире полно людей, которым кажется, что они могут быть авторитетами. Это видно, особенно в интернете. Поэтому, прежде чем довериться кому-то настолько, чтобы брать с него пример, подумайте, стоит ли он этого.
Кто такой авторитет и где его искать?
Семья. Это среда, в которой ты с рождения. Уважаешь родителей, и это здорово, они могут быть твоими авторитетами. А может быть старший брат или сестра? Дядя, который является активным деятелем социальной жизни/спортсмен/имеет необычное хобби? Среди близких людей, всегда найдется кто-то, с кого можно взять пример и стремиться к подобной целе.
Знаменитые люди часто это также отличный авторитет. Спортсмены, ученые, бизнесмены – вдохновляют своими достижениями и деятельностью. Их можно полюбоваться за упорство в достижении цели, высокая зарплата или благотворительную деятельность. Труднее с ними связываться, но это не значит, что не стоит пытаться.
В последнее время многие создатели сайтов пытаются влиять на наши мнения, а, наоборот, их формировать. Множество блоггеров и ютуберов поражают. К сожалению, не каждый из них может сообщить что-то действительно стоящее. Поэтому, подписавшись на еще один канал на Youtube, подумайте, вы уверены, что данный болггер может сказать что-то стоящее и достоин ли он подражания.
Авторитет безусловно нужен. Но не надо его копировать на все 100% (повадки, манеру говорить и т.д.) что является модной среди ваших друзей. Будьте собой и стремитесь к своим мечтам!
Вот так коротко у нас получилось рассказать вам кто такой авторитет. А у вас есть такой человек, о достижениях которого вы мечтаете?
Related Posts
ADD YOUR COMMENT
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вход через соцсети
Задай вопрос
Свежие записи
Присоединяйся к нам
Мы рады приветствовать Вас на сайте для тех, кому все интересно, и кто хочет все знать. А так как все знать нереально, то добро пожаловать на сайт «Много вопросов»! Здесь на каждый ваш вопрос найдется информативный ответ, на каждое сомнение – авторитетное мнение. Размещенные здесь материалы – советы, информация, частные мнения – являются результатом правильно осмысленного личного опыта, профессиональным мнением специалистов или имеют под собой иную реальную почву. Вас интересует, как: Сварить правильно борщ; Отметить день первокурсника или золотую свадьбу; Определиться со своей профессией; Куда съездить в отпуск, и т.д. Поищите ответа у нас.
И пусть вас не смущает некоторая необычность или, напротив, банальность вашего вопроса. Если вам это интересно – вы имеете право узнать, что вам нужно. Если вам требуется совет – спросите его! И мы приложим все усилия, что бы вы не остались без ответа, а ваша проблема – без решения. Разумеется, вопросы типа «сколько лап у кошек?» наверняка останутся без ответа. Но любой актуальный и адекватный вопрос имеет информативный ответ на нашем сайте. Задав вопрос, ответ на который пока на сайте отсутствует, будьте готовы и сами приложить усилия к достижению своей цели.
Для молодых мам и продвинутых пользователей интернета, для тех, кто ищет заработок или напротив – способ правильно потратить заработанное, для пенсионеров и школьников, собаководов и поклонников дзен-буддизма… Наш сайт работает для всех, кто ищет и стремится. Интерфейс сайта рассчитан на легкое путешествие по страницам, найти нас несложно, запомните лишь слова «Много вопросов». Мы ждем вас!