что значит баро у цыган
«Цыганский барон»: что на самом деле означает этот титул
Общаясь с представителями других народов, главу своего табора или просто старейшину цыгане обычно называют европейским титулом «барон», хотя социальное расслоение на дворян и простых смертных не характерно для этих людей. Оказывается, устоявшееся словосочетание «цыганский барон» пришло в русский язык из австрийского на рубеже XIX-XX веков. То есть, в реальности своего главу сами члены табора так никогда не называли.
Причем здесь Иоганн Штраус
Появлению данного титула прогрессивная общественность, как ни странно, обязана знаменитому австрийцу Иоганну Штраусу (1825-1899 гг.), который приходился сыном другому известному композитору Иоганну Штраусу-старшему. В 1885 году маэстро написал замечательную оперетту «Цыганский барон», которая вскоре стала популярной во многих странах мира, в том числе и в России.
Автор книги «100 великих композиторов» (Москва, 2008 г.), Дмитрий Самин, отметил, что оперетта была написана по новелле «Саффи» венгерского писателя Мора Йокаи, а автором либретто стал известный драматург Игнац Шницер. Назвать новую оперетту композитор решил оригинально – Der Zigeunerbaron, где первая часть zigeuner означает «цыганский», а вторая часть – дворянский титул ниже графского.
В России название музыкального произведения так и перевели «Цыганский барон». В других странах поступили аналогично. Очень скоро из лексикона ценителей музыки это словосочетание перекочевало в разряд общеупотребительных фразеологизмов.
Кстати, по-венгерски звание главы цыганского табора пишется как ciganybaro, вот почему австрийский композитор соотнес его с аристократическим титулом – по причине схожести звучания (частичной омонимичности) слов «барон» и «баро».
«Большой, старший, важный»
Лингвист, кандидат филологических наук Виктор Шаповал посвятил целое исследование данной теме. Свои выводы ученый изложил в статье «Цыганский барон как объект лингвистического анализа», которая была опубликована в журнале «Русская речь» (No 4 за 1999 год).
«Выражения «цыганский барон» нет ни в толковых, ни во фразеологических словарях. По всей вероятности, оно не фиксируется потому, что представляется такой же тривиальной метафорой, как «черное золото» (нефть), «царица полей» (кукуруза), или даже описательным обозначением, речевой находкой типа «американский рубль» (доллар), «китайские буквы» (иероглифы)», – написал В.В. Шаповал.
И все же, это словосочетание имеет особое значение, ведь ни на одной географической карте никогда не было указано территории, принадлежащей цыганскому барону, а его супругу никто не именует баронессой.
Причина всех этих странностей проста. В цыганском языке есть слово «баро» (baro), которое означает «большой, старший, главный», оно часто используется при обращении к главе табора или старейшему члену многочисленной семьи.
Интересно, что название народной песни «Ром баро» В.В. Шаповал переводит в своей статье как «Авторитетный цыган». А слово «барорай» в значении «барин» присутствует в пьесе великого писателя Л.Н. Толстого «Живой труп», написанной в 1900 году. Эта лексема мелькает в разговоре Феди Протасова с цыганом (д. I, к. 2, явл. III).
В русском блатном жаргоне тоже имеется похожее слово «райбаро», которое буквально переводится с цыганского языка как «барин большой», но на самом деле означает «агент уголовного розыска». Данная лексема лишь порядком составных слов отличается от толстовского «барорай». Вообще, язык преступного мира России имеет много заимствований из немецкого, еврейского, татарского, цыганского и других наречий.
«Таким образом, в ряде европейских языков созвучие между оригинальным названием цыганского вожака и титулом барон создало ситуацию, в которой отождествление этих слов могло происходить неоднократно и независимо. Благодаря этому и венгерское baro, и немецкое Baron (барон) практически безальтернативно были выбраны в качестве перевода цыганского названия вожака баро», – к такому выводу пришел известный лингвист В.В. Шаповал.
Кто такой цыганский барон
Этнограф и публицист Николай Бессонов написал статью «Структура цыганского табора», которая вошла в сборник «История цыган: Новый взгляд» (Воронеж, 2000 г.), соавторами данной книги также являются Н.Г. Деметер и В.К. Кутенков. Отметив, что социальная организация табора практически совпадает со структурой индийской касты, исследователь развенчал устоявшиеся в российском обществе стереотипы о цыганском бароне.
«В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающегося населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению – ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет вожака был духовным и никаким более», – подчеркнул Н.В. Бессонов.
Причем, если сын покойного баро оказывался не подходящим для этой роли, то данное звание переходило к другому авторитетному и толковому мужчине.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ имени Ф.М. Достоевского Владимир Симонов тоже считает, что роль главы табора сильно преувеличена в художественных произведениях. В статье «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая была опубликована в журнале «Вестник Омского университета», серия «Право» (No 4 за 2008 год), ученый подчеркнул: «Это не полновластный хозяин и, тем более, не эксплуататор своих соплеменников».
Помимо отстаивания интересов цыган перед местным начальством, налаживания контактов с представителями других народов, баро разрешает споры между членами табора, основываясь на хорошо известных ему национальных обычаях и традициях.
«Вместе с тем, в разные времена и в разных странах вожак исполнял и другие функции, ряд которых был обусловлен требованиями официальных властей: вел списки своих цыган, регистрировал рождения и смерти, назначал виновным наказания, вплоть до телесных и изгнания провинившихся из табора», – отметил В.А. Симонов.
И все же, в прессе частенько появляются статьи о баснословном богатстве цыганских баронов. Утверждается, что эти влиятельные люди получают немалый процент от различного незаконного бизнеса, которым занимаются их подчиненные.
В массовом сознании образ цыганского барона во многом совпадает с образом главаря преступной организации, но с национальным колоритом. И он обязательно должен быть с ног до головы обвешан золотыми украшениями.
Почему европейцы вожаков цыганского табора называют баронами
Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии. Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него, в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т. д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Вожак табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины — главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса, являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15 лет, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Почему на самом деле у цыган нет баронов
Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии. Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него, в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т. д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Вожак табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины — главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса, являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15 лет, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Кто такие цыганские бароны и как они живут в России
Само словосочетание «цыганские бароны» уже ассоциируется с богатством. Цыганский народ славится не только материальным достатком, но и своей разнообразной культурой. Привнося своё национальное, цыганский народ внес огромный вклад в музыкальную историю и культуру мира. Очень интересно становится узнать всё о цыганских баронах: как они живут, каких законов и традиций придерживаются.
Кто такие цыгане и каково их происхождение
Этнические цыгане имеют общее индийское происхождение и относятся к самым многочисленным этническим меньшинствам в Европе. Рома, как их ещё называют в политической сфере, мозаично расселены на разных континентах Земли: в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии, Северной Африке. Их численность во всем мире достигает 5 млн человек.
В России же, по официальным данным 2017 года, находится 205 000 цыган. Но по факту их гораздо больше: приблизительно около 800 000 человек.
Цыганские бароны в России
Поскольку цыгане имеют разные народности, у них могут отличаться некоторые правила и уклады жизни. Единым для всех цыган в России остаётся только цыганский закон, который должен соблюдаться беспрекословно. Правила касаются общения с другими народами и проживания среди людей других национальностей, а именно: цыганам необходимо соблюдать правила и законы той страны, на территории которой они проживают.
Цыганский народ не приветствует иерархию, но и не отрицает лидерство в цыганском обществе, как и в любом цивилизованном коллективе. Таким лидером чаще всего является цыганский барон (от цыганского «баро» – большой человек») – человек, который отвечает за общение с внешним миром, решает проблемы и вопросы в таборе. Но есть и такие коллективы, где понятие «цыганский барон» отсутствует, на смену ему главным является самый старший уважаемый человек или же просто признанный лидер.
Задача баронов – не только решение конфликтов и налаживание контакта с внешним миром, в их обязанности также входит решение жилищных и хозяйственных вопросов, а именно: где будет ставиться табор, кто будет отвечать за обустройство и другие.
Свой титул цыганский барон передаёт сыну или племяннику. Часто цыганскими баронами становились в третьем поколении (после деда и отца) и возраст здесь не имел значения. Так, некоторые цыгане становятся баронами в возрасте около 20-25 лет. Но титула можно легко лишиться. Достаточно просто не выполнять свои обязанности.
Современная жизнь цыганских баронов в России
Исторически сложилось так, что после 1953 года указом Сталина цыганам запретили вести кочевой образ жизни и заставили осесть. Но народ по-прежнему живёт обособленно и поддерживает свои традиции и уклад жизни. Многие цыганские бароны по всей России поддерживают между собой связь, поддерживают цыганские общины.
Сам титул цыганского барона уже давно условный и не приносит никакого материального дохода, поэтому лидеры цыганского общества занимаются бизнесом, причем достаточно успешно. Единственное, что остаётся неизменным – это страсть к золоту, коллекционированию часов и колец. Золото для цыган – это залог безбедной и сытой жизни в любой стране.
Почему у цыган на самом деле нет баронов
Общаясь с представителями других народов, главу своего табора или просто старейшину цыгане обычно называют европейским титулом «барон», хотя социальное расслоение на дворян и простых смертных не характерно для этих людей. Оказывается, устоявшееся словосочетание «цыганский барон» пришло в русский язык из австрийского на рубеже XIX-XX веков. То есть, в реальности своего главу сами члены табора так никогда не называли.
Причем здесь Иоганн Штраус
Появлению данного титула прогрессивная общественность, как ни странно, обязана знаменитому австрийцу Иоганну Штраусу (1825-1899 гг.), который приходился сыном другому известному композитору Иоганну Штраусу-старшему. В 1885 году маэстро написал замечательную оперетту «Цыганский барон», которая вскоре стала популярной во многих странах мира, в том числе и в России.
Автор книги «100 великих композиторов» (Москва, 2008 г.), Дмитрий Самин, отметил, что оперетта была написана по новелле «Саффи» венгерского писателя Мора Йокаи, а автором либретто стал известный драматург Игнац Шницер. Назвать новую оперетту композитор решил оригинально – Der Zigeunerbaron, где первая часть zigeuner означает «цыганский», а вторая часть – дворянский титул ниже графского.
В России название музыкального произведения так и перевели «Цыганский барон». В других странах поступили аналогично. Очень скоро из лексикона ценителей музыки это словосочетание перекочевало в разряд общеупотребительных фразеологизмов.
Кстати, по-венгерски звание главы цыганского табора пишется как ciganybaro, вот почему австрийский композитор соотнес его с аристократическим титулом – по причине схожести звучания (частичной омонимичности) слов «барон» и «баро».
«Большой, старший, важный»
Лингвист, кандидат филологических наук Виктор Шаповал посвятил целое исследование данной теме. Свои выводы ученый изложил в статье «Цыганский барон как объект лингвистического анализа», которая была опубликована в журнале «Русская речь» (No 4 за 1999 год).
«Выражения «цыганский барон» нет ни в толковых, ни во фразеологических словарях. По всей вероятности, оно не фиксируется потому, что представляется такой же тривиальной метафорой, как «черное золото» (нефть), «царица полей» (кукуруза), или даже описательным обозначением, речевой находкой типа «американский рубль» (доллар), «китайские буквы» (иероглифы)», – написал В.В. Шаповал.
И все же, это словосочетание имеет особое значение, ведь ни на одной географической карте никогда не было указано территории, принадлежащей цыганскому барону, а его супругу никто не именует баронессой.
Причина всех этих странностей проста. В цыганском языке есть слово «баро» (baro), которое означает «большой, старший, главный», оно часто используется при обращении к главе табора или старейшему члену многочисленной семьи.
Интересно, что название народной песни «Ром баро» В.В. Шаповал переводит в своей статье как «Авторитетный цыган». А слово «барорай» в значении «барин» присутствует в пьесе великого писателя Л.Н. Толстого «Живой труп», написанной в 1900 году. Эта лексема мелькает в разговоре Феди Протасова с цыганом (д. I, к. 2, явл. III).
В русском блатном жаргоне тоже имеется похожее слово «райбаро», которое буквально переводится с цыганского языка как «барин большой», но на самом деле означает «агент уголовного розыска». Данная лексема лишь порядком составных слов отличается от толстовского «барорай». Вообще, язык преступного мира России имеет много заимствований из немецкого, еврейского, татарского, цыганского и других наречий.
«Таким образом, в ряде европейских языков созвучие между оригинальным названием цыганского вожака и титулом барон создало ситуацию, в которой отождествление этих слов могло происходить неоднократно и независимо. Благодаря этому и венгерское baro, и немецкое Baron (барон) практически безальтернативно были выбраны в качестве перевода цыганского названия вожака баро», – к такому выводу пришел известный лингвист В.В. Шаповал.
Кто такой цыганский барон
Этнограф и публицист Николай Бессонов написал статью «Структура цыганского табора», которая вошла в сборник «История цыган: Новый взгляд» (Воронеж, 2000 г.), соавторами данной книги также являются Н.Г. Деметер и В.К. Кутенков. Отметив, что социальная организация табора практически совпадает со структурой индийской касты, исследователь развенчал устоявшиеся в российском обществе стереотипы о цыганском бароне.
«В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающегося населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению – ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет вожака был духовным и никаким более», – подчеркнул Н.В. Бессонов.
Причем, если сын покойного баро оказывался не подходящим для этой роли, то данное звание переходило к другому авторитетному и толковому мужчине.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ имени Ф.М. Достоевского Владимир Симонов тоже считает, что роль главы табора сильно преувеличена в художественных произведениях. В статье «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая была опубликована в журнале «Вестник Омского университета», серия «Право» (No 4 за 2008 год), ученый подчеркнул: «Это не полновластный хозяин и, тем более, не эксплуататор своих соплеменников».
Помимо отстаивания интересов цыган перед местным начальством, налаживания контактов с представителями других народов, баро разрешает споры между членами табора, основываясь на хорошо известных ему национальных обычаях и традициях.
«Вместе с тем, в разные времена и в разных странах вожак исполнял и другие функции, ряд которых был обусловлен требованиями официальных властей: вел списки своих цыган, регистрировал рождения и смерти, назначал виновным наказания, вплоть до телесных и изгнания провинившихся из табора», – отметил В.А. Симонов.
И все же, в прессе частенько появляются статьи о баснословном богатстве цыганских баронов. Утверждается, что эти влиятельные люди получают немалый процент от различного незаконного бизнеса, которым занимаются их подчиненные.
В массовом сознании образ цыганского барона во многом совпадает с образом главаря преступной организации, но с национальным колоритом. И он обязательно должен быть с ног до головы обвешан золотыми украшениями.