что значит бог возлюбил смирение
Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского
Смирение – главная основа всех добродетелей в христианской жизни. Без него невозможно достичь святости и спасения. Примером истинного смирения для нас была жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского. В предлагаемой книге приведены его простые и искренние советы о том, как достичь этой высоты духовной жизни, как научиться распознавать истинное смирение от ложного, и как, наконец, научиться жить настоящей христианской жизнью. В книгу вошли дневниковые записи святого разных лет, в том числе, отрывки из его знаменитого письменного творения «Моя жизнь во Христе». Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Быть смиренным — значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким — значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих. [2, с. 534]
Многострастное сердце наше любит услаждение и спокойствие, не терпит горечи и скорбей и не любит, если кто нас обеспокоит чем, например, просит сделать для него что-либо. А Господь велел отвергать этот греховный покой плоти и быть слугой всех и Сам показал пример, ибо не знал покоя на земле при служении Своем нашему спасению. Апостолы тоже пример, особенно апостол Павел. [2, с. 496–497]
Адам возгордился до того, что захотел быть богом, и умер за свою гордыню; Сын Божий смирился до смерти и оживотворил падшего. О, бездна смирения! Адам и Ева чревоугодием погубили себя — Господь за них постился и умер, чтобы оживить их. Они оказали непослушание — Христос совершил послушание. [2, с. 499]
Рождество Христово — пришел на землю Тот, Кто в начале создал из земли и вдунул Божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем живот, и дыхание, и всё (Деян 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом призывал из небытия в бытие все видимое и невидимое, Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под Его всемогущим Промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно и со страхом и радостью служат бесчисленные воинства Ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего — пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокой благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачной, скороисчезающей знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего, познай здесь, у яслей, свою суету. Итак, все смирись, все пади в прах пред безмерным смирением и истощением Владыки всех Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной. [2, с. 736–737]
Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она человек. Что возвысило Ее на такую несравненную высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей (см. Лк. 1, 48). Возлюби и глубоко насади в сердце твоем и ты, христианин, боголюбезное смирение. Стяжи и ты чистоту сердечную всеусильными трудами всей жизни: постом, молитвами, богомыслимем, слезами, особенно же частым и достойным Причащением Святых Таин Христовых. Возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви. О Нем всегда размышляй и о Его чудных делах, Им живи и дыши, Им питай душу свою, в Него облекись, Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся, Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых. Что ни делаешь, делай все с мыслью о Нем и ради Него; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй. Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его Святая Церковь: прославляющих Мя прославлю. Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех — и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велий будешь пред Богом и людьми; возлюби смирение — и вознесет тебя Господь. [1, т. 3, с. 357–358]
Пречистую Матерь Божию и по получении Ею всей Небесной славы от Сына Ее и Бога отличает величайшее совершенное смирение и общительность со всеми праведно живущими или жившими на земле в Церкви Христовой. Это ясно обнаруживают и доказывают Ее явления жившим свято на земле человекам, например, преподобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим святым. Слава Богу, даровавшему нам такую Смиренницу, Матерь Свою, такую Ходатаицу и Заступницу! [1, т. 2, с. 601]
Правая вера и чистая христианская любовь с кротостью, смирением и делами милосердия соединяют человека с Богом и делают
его одним духом с Господом. Этим объясняются величайшие и бесчисленные чудеса, которые совершали при жизни и по смерти великие угодники Божии: Николай Чудотворец; Григорий, чудотворец Неокесарийский; Спиридон, Тримифунтский чудотворец и другие святые всех веков. Как возвеличил Бог природу человеческую, чем может быть и что может сделать человек истинно верующий в Бога и живущий по вере! С другой стороны, чем может сделаться человек неверующий, гордый, самолюбивый, корыстолюбивый и тщеславный, до чего может пасть, сколько натворить дел погибельных и — погибнуть ужасно! Примером может служить Иуда-предатель. Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели. Оправдана премудрость чадами ее, а поругана только от неверных и прелюбодейных, гордых и неблагодарных. [1, с. 500]
Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобой и убийством на всех и вся. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как и убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы — диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Гнев человека — страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает. (Иак. 1, 20) [1, т. 2, с. 164–165]
Страсти силятся растлевать сердце человеческое каждый день и час, днем и ночью; потому каждому христианину потребно бодрствование во всякое время, внимание себе, молитва (непрестанно молитесь), воздержание, смирение, милостыня, искание Царства Божия более всего. Чревоугодие, многоядение и сладкопитие расслабляют душу и сердце одебеляют, делают человека ленивым к созерцанию и молитве, охлаждают его сердце к Богу и ближнему, делают эгоистом, самолюбивым, саможалостливым, самобережным. Кто хочет душу свою сберечь, — говорит Господь, — тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Для укрепления души нашей в вере и любви к Богу и во всякой добродетели нужно непрестанное покаяние и частое, ежедневное, кому можно и удобно, причащение Святых Таин. Душа наша жаждет Божественного Брашна, потому что подкрепляется и обновляется Им, живет Им и побеждает страсти души и тела — врагов бесплотных. [1, т. 2, с. 573]
Смирение возлюбивший
«Знай себя – и будет с тебя»
Из записей прп. Андроника (Лукаша)
Заготовки для моделей наконец-то закончились. Григорий стряхнул обрезки кожзаменителя на пол, отодвинул инструменты в сторону, потянулся, распрямил затекшие от долгого сидения ноги и пошел заваривать себе кофе в минутке. Потом, медленно смакуя напиток, углубился в новости Фейсбука со своего мобильника. Там, в виртуальном мире, у Григория была своя страничка, на которой он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий. Если уж занимать эфир, то исключительно с душеполезной целью. Свои личные данные на страничке не засвечивал, писал о себе на аватарке загадочно – ГРБГ, и только наиболее доверенным френдам раскрывал суть аббревиатуры – Грешный Раб Божий Григорий.
В реальности Григорий жил малоинтересной жизнью обывателя, имел жену и трех детей, 6 дней работал на себя и своих ближних, седьмой день неукоснительно посвящал Богу – стоял на воскресной литургии в окружении своего семейства, и систематически причащался каждый пост. В повседневной жизни был немногословен и малообщителен, почитая празднословие основой многих грехов. Потому хранил уста и сам в гости ходил редко. У себя принимал лишь людей, тяготевших к духовному устроению.
Он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий
В свое время предлагали ему принять сан, но он отказался. Слишком уж велика ответственность. Так и остался мирянином при ходовой специальности. Зато соблазнов и искушений в разы меньше.
Было у него, успешного, достигшего в своем закройщицком деле вершины мужика, разменявшего шестой десяток, еще одно тайное развлечение. Григорий следил за священством на Фейсбуке, читал самые зажигательные посты, и особо заметным и обладающим большим числом подписчиков устраивал маленькие экзамены на смирение.
В свое время очень его впечатлили слова протоиерея Василия Ермакова:
«Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей.
Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что ‟умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого. И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот, смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену.
Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье.
Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь. ».
И стал Григорий методом тыка в самолюбие искать смиренных батюшек, аки жемчуг в навозе виртуальном. Для этого разработал специальную тактику, зело хитроумную.
Вот, скажем, написал один батюшка N пост, прекрасно составленный в литературном и богословском аспекте, кучу лайков собравший от френдов и подписчиков, а Гриша наш тут как тут. Пишет комент, 154-й по счету от начала:
– А вы, батюшка, сейчас тщеславитесь. Не так ли?
(Ибо невозможно сделать какое-то хорошее дело – и не испытывать при этом удовлетворения, которое будет лишено тени тщеславия.)
Около комента Григория тут же вырастает количество разъяренных смайликов почитателей батюшки. Самые ретивые пишут:
– Следите за своими грехами!
– Не ваше дело указывать батюшке.
И в итоге сам автор поста пишет что-то вскользь, через надутую губу:
– Я вас сюда не звал. Не нравится, не читайте мои посты.
Чем вызывал бурю обнимающихся смайликов и восхищение словесное:
– Ах, батюшка, какое же у вас терпение и великодушие.
Григорий усмехался и отписывался от батюшки. Не прошел слуга Божий тест на смирение. Правильный ответ на уличение в тщеславии должен быть примерно таким:
– Спаси вас Господи. Грешен. Тщеславлюсь. Помолитесь, чтоб мне исправиться.
Григорий дальше лопатил Интернет в поисках чего-то интересного. И вел свою статистику.
Вот, например, из сегодняшнего улова.
Молодой иерей с голливудской внешностью запостил фотку своей семьи и под этим постом написал, на первый взгляд, совершенно безобидное:
– Живите церковной жизнью, и сохранит вас всех Господь в здравии телесном и душевном.
Гриша прошелся по восторженным коментам, а в конце все же подпортил общую идиллию одной строчкой:
– Телесное здравие преходяще. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39)! – И картинку с вырытой могилой присобачил.
Через 5 минут обнаружил себя забаненным. Спекся батюшка, не потерпел единственный здравый голос в хвалебном хоре твоих воздыхателей. А ведь как это страшно – общаться только с теми, кто смотрит тебе в рот, целует руки или ставит на автомате сердечки на Фейсбуке только оттого, что ты в сане. Очень легко потерять связь с реальностью и не обращать пристального внимания на свои душевные уродства. И Гриша как может, так и помогает им в этом деле. Но, увы, никто не ценит и не прислушивается.
Да, не те уже батюшки, не те. А ведь сказано древними: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека». Нету стремления к этому самому поруганию, нету.
Григорий полистал ленту дальше. Подписан он на многих батюшек, но уже знает ход мыслей практически всех. Знает слабые места каждого. Этот на политике зациклен, тот – на масонах, следующий – антиваксер, причем с адептами противоположного мнения не церемонятся. Где тут о выработке смирения размышлять.
Тут принесли Григорию новые заготовки, и пришлось углубиться в работу. Руки уверенно орудовали рашпилем, обрезали сапожным ножом лишнее, сгибали, сшивали, и прочее, потребное ко времени и месту. Мысли крутились далеко. За это Григорий и любил свое дело, что от мыслей и молитвы не отвлекало.
Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других
В последнее время все его мысли занимала подготовка к вечности. И хотя здоровье никак не напоминало о себе, но каждый день может быть последним. И на этом фоне вся его фейсбучная деятельность по выработке смирения у других показалась Грише какой-то мышиной возней, отвлекающей от главного. Ведь в конечном итоге какое ему дело до того или иного батюшки и до их личных тараканов разной величины. Пусть сами думают над своим спасением. Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других, а спросят, что он сам не доделал или где, как, кого в искушение ввел.
И неожиданно само собой пришло решение. Закрыть свою Фейсбучную страничку и не тратить и без того севшее за последнее время зрение на чье-то несовершенство.
Григорий взял мобильник, еще раз с сожалением глянул на свой многолетний труд по сбору высказываний святых отцов и недрогнувшей рукой удалил аккаунт.
Смирение – дар с неба
Старец Паисий Святогорец пишет о смирении: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Поэтому «смиренный» означает «имеющий благодать».
Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе. Это дар, который дается с неба. Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная. Она даже не присуща человеку – по естеству, по плоти, по душе – по естественной природе. Смирение – это сверхъестественная природа, то, чего Адаму не хватало. Основатель противоположной страсти – гордости – дьявол.
Старец Паисий Святогорец пишет о смирении очень просто: «Разве в Евангелии не говорится: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6)? Так уж Бог определил. «Смиренный» означает «имеющий благодать»!» Если есть благодать на человеке, значит, он смиренный. А нет благодати, причем у него может быть множество других достоинств, – и он уже не может быть смиренным.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Святитель Иаков Низибийский в «Слове о смирении» пишет: «Смиренный любезен во всем; слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость. Смиренных украшает любовь; ибо они умеют ходить во свете ее. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякого зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такие слова не вошли в его сердце. Смиренный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там, где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен выспрь, на красоту неба».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды – он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве».
Смиренный человек не оправдывается, если на него возводят клевету. Древний Патерик повествует о преподобном Макарии Великом, что он как-то раз был оклеветан в том, что от него должна была родить некая девица. Преподобный Макарий Великий не стал оправдываться, но сказал себе: «Макарий! вот ты нашел себе жену: нужно побольше работать, чтобы кормить ее. И я работал ночь и день – и посылал ей. Когда же наступило время родить, она оставалась много дней в муках и не рожала. Говорят ей: что это значит? Она отвечала: знаю, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Прислужник, пришедши ко мне, радовался и говорил: девица не могла родить, пока не призналась, говоря: не монах имел дело, но солгала на него. И вот все селение хочет идти сюда и раскаяться пред тобою. Я, услышав о сем, чтобы не беспокоили меня люди, встал и убежал в Скит».
О том, как думает смиренный человек, можно прочесть в дневнике убиенного иеромонаха Василия (Рослякова; 1960–1993) из Оптиной пустыни: «Ты видишь, что все вокруг достойнее тебя, честнее, праведнее, смиреннее, чище. И радостно от того, что они не презирают тебя, последнего, убогого, не гнушаются общением с тобою, но разговаривают с тобою, как с равным, рядом с тобою сидят за столом, вместе с тобою ходят в храм и никогда ни делом, ни словом, ни взглядом не позволяют себе указать на твое недостоинство и нечистоту. Но терпят тебя рядом с собою, покрывают недостатки, ошибки, грехи, милосердствуют и даже иногда просят исполнить какое-либо послушание, тем самым оказывая особую честь, оказывая внимание и возводя в достоинство слуги и иногда даже друга.
Господи, они прощают мне скотство мое и обращаются ко мне с просьбой! Это ли не радость, это ли не рай. Но все это только помыслы смиренномудрия, а само смирение не живет в окаянном сердце моем».
Преподобный Амвросий Оптинский
А вот как определил смирение старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрыть в себе доброе, искоренить все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от Благодати Божией, а не от собственных усилий». Отец Кирилл, конечно, – живое смирение. Никто не видел, чтобы он на кого-то гневался или раздражался. Старец явил живое исполнение Евангелия. Достаточно было видеть отца Кирилла, чтобы прийти в духовную норму.
Я несколько раз наблюдал, как только начиналось осуждение кого-либо из священников или обсуждение недостатков, которые случаются в Церкви, отец Кирилл сразу же уходил. Вот стоят кружком, разговаривают, но как только касались этой темы, отец Кирилл начинал куда-то спешить, молча удалялся, никому никаких замечаний не делал, никого не обличал, никогда не участвовал в этих обсуждениях.
Преподобный Сергий возделывает огород
Библейский словарь архимандрита Никифора толкует его так: «Смирение – состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе и целиком полагается на милость Божию». Толковый словарь Ушакова: «Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия». Толковый словарь Ожегова: «Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле». Библейская энциклопедия в новой редакции: «Смирение – добродетель, противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию». Во всех определениях можно найти общее: покорность, подчинение, невысокое о себе мнение.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) критикует смиреннословие, выставление смирения напоказ ради одобрения людей. Ложное смирение, по его словам, проистекает от тщеславия.
Старец Паисий Святогорец так пишет о смиреннословии и плодах его: «Самому себя человеку легко укорять, но он с трудом принимает упреки от других. Когда я жил на Синае, там был мирянин по имени Стратис. Если ты ему кричал: «Господин Стратис!» – он отвечал: «Какой господин? Грешный, грешный Стратис зови». Все говорили: «Какой смиренный человек!» Однажды он проспал утром и не встал вовремя на службу. Кто-то пошел его будить. «Стратис, ты все спишь? Уже Шестопсалмие прочитали. Ты, что, не пойдешь на службу?» Он как стал кричать: «Да у меня благочестия больше, чем у тебя! И ты будешь мне говорить, чтобы я шел в церковь?» Кричал, как сумасшедший… Даже схватил ключ от двери – такой большой, как от амбарного замка, – и замахнулся на человека, потому что задели его самолюбие. Люди, которые слышали, как он кричал, потеряли дар речи, ведь все считали его смиренным и брали с него пример. Опозорился Стратис. Видишь, что делается? Сам себя называл грешным, но едва задели его самолюбие, просто озверел!»
Для того чтобы смирение не было ложным, нужно избегать смиреннословия и стараться не выделяться среди окружающих, скрывать праведные поступки. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел, но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием.
В психологии есть некий аналог того, что в духовной литературе называется ложным смирением. Это закомплексованность. Альфред Адлер, основатель учения о комплексе неполноценности, писал, что человек закомплексованный стремится к господству над другими или замыкается в себе, бегая от жизненных трудностей. Такой человек склонен подавлять, пытается уровнять окружающих людей под шаблон собственного «я», боится естественности и простоты.
Какие средства к приобретению смирения? Преподобный Антоний Великий пишет: чтобы достичь смирения, нужно обращать внимание как на внутреннее, так и на внешнее. «Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келье и во всех принадлежностях ее».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Первое средство к достижению смирения – это отсечение своей воли. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие». В монашестве послушание – это один из обетов, который приводит человека к духовному жительству.
Необходимо просить прощения и обвинять себя. Преподобный Антоний Великий: «Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Точно так же и авва Дорофей пишет: «Прежде всего нужно смиренномудрие, чтобы на каждое слово быть готовым сказать «прости».
Кто просит прощения – тот опаляет бесов и делает их безсильными. Телесные труды в подчинении и самоукорении взращивают смирение. Преподобный Антоний Великий: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих».
Старец Паисий Святогорец
Известен пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи игуменом, трудился с братией в скудости и бедности: «Один человек – христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и этим трудом добывавший себе пропитание, – наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть. Управившись с работой, этот крестьянин пришел в монастырь. В то время Преподобный Сергий копал лопатой землю в огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия, то, придя в обитель, начал расспрашивая братию: «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал увидеть, и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал».
Во многих монастырях Афона укоренилась такая традиция: игумен обители трудится вместе с братией монастыря, а иногда и даже больше остальной братии.
Тем, кто желает стяжать добродетель смирения, необходимо избегать учительства. О преподобном Арсении Великом говорили, что «он никогда не хотел говорить о каком-либо вопросе из Священного Писания, хотя бы и мог, если бы захотел. Даже не скоро писал письмо».
Смирение – это терпение оскорблений и неправд. Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», – должен знать, что просит Бога, дабы Он послал человеку оскорбителя.
Труды Преподобного Сергия
В Петербурге мне приходилось несколько раз встречаться с одним протоиереем, очень благочестивой жизни. И он рассказывал, что в академии учился вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием. Они жили в одной комнате. И он каждый день смирял будущего Патриарха. Он был на несколько месяцев старше будущего Патриарха и, пользуясь этим, говорил: ты меня должен слушаться. А Алексий такое поношение сносил со смирением, никак ему не отвечал. Но когда стал Патриархом, много раз вспоминал своего соседа с благодарностью: дескать, был человек, который действительно его научил смирению. И вот этот батюшка мне показывал несколько папок: на каждый праздник Патриарх Алексий лично, своей рукой подписывал ему открытку. По пять–шесть раз в год – на Пасху, на Рождество, на Троицу – он его все время благодарил за воспитание смирения.
Святой старец Паисий Святогорец писал, что печаль неугодна Богу, а смирение состоит в радости и благодарности Богу: «Вместо того чтобы омывать свое лицо слезами радости и благодарности к Богу, ты орошаешь его слезами скорби и печали. Отсюда следует такой вывод: если мы не смиримся добровольно, то нас смирят принудительно, поскольку Благой Бог нас любит».
Игумен Киприан (Ященко)
Без Бога невозможно сотворить ни одной добродетели, поэтому молитва рождает смирение, а смирение – молитву. Авва Дорофей пишет: «Очевидно: смиренный и благоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божиих, не престает неотступно молиться Богу, чтоб сотворил с ним милость. Постоянно молящийся Богу, если сподобится сделать что-либо должное, знает, при посредстве Кого это сделано им, и не может превознестись или приписать своей силе, но приписывает Богу все свои исправления, Его благодарит непрестанно и Ему молится непрестанно, трепеща, чтоб не лишиться помощи свыше, чтоб не обнаружилась таким образом его собственная немощь. Он молится от смирения».
Святой Антоний во время молитвы услышал глас: «Антоний, ты еще не пришел в меру башмачника в Александрии». Антоний нашел башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро. Почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: «Все в этом городе от мала до велика войдут в Царство Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки». Это же самое со всею искренностью сердечно повторяю я и вечером, прежде чем лягу спать». Услышав это, святой Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру.
О старце Иосифе Исихасте рассказывают, что он в детстве настолько послушно принимал наказания, что у отца пропадало всякое желание его наказывать: «Маленький Франциск был послушным и разумным, но при этом и очень живым ребенком. Отец, бывало, гневался на него из-за шалостей и, бывало, хотел хорошенько выдрать сына. «Дам-ка я нагоняй Франциску за то, что он сделал!» – говорил Георгий. Когда Франциск слышал это, он тихо и спокойно подходил к сидящему в кресле отцу, чтобы тот наказал его, и склонял голову, показывая полное послушание. Он не убегал, не гневался, не кричал – он проявлял послушание: «Раз уж ты хочешь меня выпороть, то пори». И отец, верующий и добросердечный человек, бывал пленен этим жестом своего маленького сына и говорил: «Ладно, беги отсюда! Даже выпороть тебя не могу из-за твоего смирения».
Об уровнях смирения говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Ведати подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень – покоряться старейшине, не превозноситься же над равными. Вторая степень – покоряться равным, не превозноситься над меньшими. Третья степень – покоряться и меньшим, и вменять себе ничтоже бытии».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как проявляется смирение в человеке по мере укоренения в этой добродетели: «Начало смирения – нищета духа; середина преуспеяния в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство – любовь Христова».
Преподобный Паисий Святогорец рассуждает: «Меня часто спрашивают: «Сколько нужно времени, чтобы стяжать Божественную Благодать?» Некоторые могут всю жизнь якобы жить духовно, подвизаться и т.д., но при этом думать, что что-то собой представляют, – такие не приобретают Благодати Божией. А другие за короткое время приобретают благодать, потому что смиряются. Если человек смирится, то благодать может в минуту его осиять, сделать Ангелом, и он попадет в рай. А если возгордится, в минуту сделается тангалашкой и окажется в аду. Смирение отверзает двери Небесные, и приходит на человека Благодать Божия, а гордость их затворяет. Старец Тихон говорил: «Один смиренный человек имеет больше благодати, чем много человек вместе. Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека – благословляет его двумя руками. У кого больше смирения, тот больше всех!» Все зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом. Меня удивляет, как один смиренный помысл мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения!»
Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных».
Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели.