что значит богатеть в бога по евангелию

Как богатеть в Бога

Притча Иисуса о безумном богаче призывает богатеть в Бога!
Как же так? Ведь по мнению религиозных учителей, Бог – Сам богат и не нуждается в чьих-то услугах. Он дескать всё имеет и всем управляет. Тогда КАК же богатеть в уже богатого Бога?
Этот вопрос остаётся или без ответа, или получает ложную трактовку, как то: или освобождайтесь от своего земного богатства, или пускайте его на дела милосердия и помощь ближним, или кайтесь, молитесь, общайтесь с Богом, или боритесь с грехами, любите природу, людей и Бога – и так будете богатеть в Бога.

Так о чём же учил Иисус этой притчей?
Во-первых, она была ответом на просьбу Иисусу о разделе наследства с братом. Видимо, какое-то наследство было отдано одному из братьев, а другой брат был обделён и недоволен. В общем, привлекало почти дармовое земное богатство, для себя любимого, дающее возможность жить безбедно и праздно долгое время. Так же, как и в притчевом случае с нежданным огромным урожаем.
Но Иисус и этот частный случай с наследством приводит в последующей притче ПРИМЕРОМ к Своему общему Учению о понимании ИСТИННОГО Богатства, Добра, Блага, Благотворительности и о вечных не ветшающих Сокровищницах (Влагалищах для вложения Духовных Богатств) – это как раз те понятия, приведённые мною выше, значение которых многие НЕ понимают.

Лук.12. 13 «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА НЕ ЗАВИСИТ ОТ ИЗОБИЛИЯ ЕГО ИМЕНИЯ.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: ПОКОЙСЯ, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: БЕЗУМНЫЙ! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так [бывает с тем], кто СОБИРАЕТ СОКРОВИЩА ДЛЯ СЕБЯ, а НЕ В БОГА БОГАТЕЕТ».

Духовное Богатство и Духовное Имение – это Благо, Божество, Царство Света Божьего в нашем Разуме, о котором Иисус сказал, что оно приблизилось и нужно в него входить узкими вратами. Когда оно расширится в нашей голове, тогда сможет переходить и в земную жизнь людей, обустраивая её.
Только от Него зависит наша земная жизнь и наше земное благополучие.
Только Оно может уберечь нас от ошибок, заблуждений, падений и преждевременной смерти.
Только Оно поможет нам собрать и земное богатство, ибо одно другому не мешает для полноценной жизни, если знать приоритет – ведь мешает и даже губит ОТСУТСТВИЕ ГЛАВНОГО из этих двух богатств.

Только в ТАКОМ случае земное богатство тоже не будет иссякать при щедрой благотворительности умного богача, как и Богатство Духовное, т.к. будет восполняться благодаря Светлому Уму (Богу-Разуму) благотворителя, и благодаря миру и согласию в обществе.
Ведь именно такой смысл содержит общее Учение Христа и данная притча: давайте, и дастся вам; возлюби ближнего своего, как самого себя; как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так относись к ним сам.

Источник

Что значит в Библии богатеть в Бога?

Вы задали вопрос по Лук.12:21 «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Вообще-то, вся 12-я глава Евангелия от Луки, особенно начиная с 15-го стиха может осветить ярким светом заинтересовавший вас стих. Сейчас я расскажу о том, что там написано своими словами, а вы обязательно потом прочитайте всю главу, чтобы удостовериться, что я ничего не переиначила. и чтобы увидеть, что это слова БОГА, а не человека.

И далее Иисус рассказывает притчу о том, как человек, получивший огромный урожай, сгрёб это всё для себя, построив большие хранилища для урожая. Вот раньше у него был такой урожай, что старых хранилищ хватало, а значит, и на жизнь хватало, правильно? И тут неожиданно урожай чуть ли не удесятерился! Возникает вопрос: если Бог неожиданно умножил урожай этого человека, то зачем Он это сделал? ведь тому человеку и так было достаточно и на хорошую жизнь очень даже хватало. Не для того ли, чтобы человек мог раздать излишки тем, кто нуждался? Но он не захотел, решил, что теперь-то он обеспечен на долгие годы. «Какие годы?!- спрашивает Бог. Вот ты завтра умрёшь – и что тебе будет до этих самых сокровищ?» Бог дал ему шанс хотя бы раз совершить настоящее добро, но привязанность этого человека к земным богатствам, комфорту заставила его богатеть в самого себя, в свои плотские закрома.

Как это богатеть в Бога? Принимать от Него те духовные дары, которые Он даёт и Его силою при Его помощи развивать их в себе. Если жить так, то вы будете.

(Иак.2:5) Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Матф.18:3)

Вот в чём должны возрастать верующие, это и есть богатеть в Бога – усваивать Его черты характера, развивать их, лелеять их. и тут начинается Божья математика. чем больше, вы, например, богатеете в Бога, тем ярче ваша жизнь сияет Его характером, правильно? Чем ярче свет вашей жизни, тем больше людей будет к нему привлечено и сможет узнать об Истинном Боге, Который производит в вас такое чудо – делает вас совершенно новым творением. И тогда многие из них смогут прославить Истинного Бога! Это тоже богатеть в Бога, т.е. собирать для Него урожай человеческих душ, которые ищут спасения.

Матф.5:16 «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Только прошу вас обязательно заметить, что добрые дела должны быть соделаны именно для того, чтобы прославить Истинного Бога (помочь людям увидеть Его спасительный свет), а не по какой-то иной причине.

Источник

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Что значит богатеть в Бога?

Господь наш Иисус Христос к народу, который искал Его поучений, обращался в притчах. Как и непосредственные собеседники Спасителя, все мы, слушающие или читающие Евангелие, принимая слово Господа Иисуса Христа, не имеем почти никакого собственного духовного опыта. Мы смотрим на вещи поверхностно, видим жизнь лишь материальную, телесную, не обладаем познанием жизни духовной, которой, собственно, движется и существует все созданное Богом. Только о внешней стороне нашего бытия мы знаем довольно много и имеем в этом отношении житейский опыт и рассудительность, и поэтому Господь наш Иисус Христос взывает именно к нашему здравому смыслу, к земному, человеческому – в узком смысле слова – опыту, для того чтобы, опираясь на него, мы были вынуждены признать справедливыми примеры, приведенные Спасителем из жизни, а потом принять и скрывающиеся за ними духовные истины, которым наша душа воспротивилась бы, если бы они были изложены открыто и просто, без житейских примеров.

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле» (ст. 16). По-славянски это звучит более образно и впечатляюще: «Человеку некоему богату угобзися нива». Выражаясь языком современным, к нему пришла удача, выпал счастливый случай. В таких ситуациях люди обычно начинают впадать в беспечность, как и этот приточный богач, который возрадовался неожиданной удаче и стал строить далеко идущие планы: «И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» (ст. 17).

Его заботой было не спасение души, не стремление к праведной жизни, не старание быстрее загладить свои грехи добрыми делами и умолить Бога о прощении своих беззаконий, но попечение о том, куда деть это внезапное богатство, приобретенное по счастливому стечению обстоятельств. Если у тебя появилось что-то лишнее и ненужное, так что тебе даже и сложить-то это некуда, то тебе следует раздать это бедным, нищим, нуждающимся. Они всегда найдутся – всегда есть люди, живущие хуже, чем ты. Но евангельский богач беспокоится о своем земном будущем и вместо того, чтобы увидеть в этой внезапной удаче, счастливом случае проявление благости Божией, подающей ему возможность совершать добрые дела, он строит планы, которые, как доказывает притча, на деле никогда не осуществятся. Так бывает и с нами: когда у нас все благополучно, мы впадаем в беспечность и перестаем заботиться о вечности.

Свт. Василий Великий пишет:

«И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (ст. 18–19). Вот пример безрассудства: богач не думает о душе как о бессмертной сущности и считает, будто ей необходима пища телесная, а не духовная, не молитва, покаяние, смирение и любовь, а покой, пища, питье и веселье. Да, иногда душа в какой-то степени услаждается и земными благами, потому что удовольствие, доставляемое телу, передается и душе, и наоборот – скорби душевные удручают и человеческую плоть.

Например, человек, предавшийся унынию или отчаянию испытывает и телесное расслабление; можно было бы привести и другие примеры. Однако из того, что душа наслаждается телесными удовольствиями, ощущениями, поступающими через телесные чувства, вовсе не следует, что только в этом заключается смысл ее существования. Ее сущность состоит не в том, чтобы быть просто придатком тела. Душа знает удовольствия гораздо более высокие, а человек, испытавший их, познавший сладость общения с Богом, никогда не променяет этого на страстные удовольствия, которые роднят нас с животными.

«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (ст. 20). Душа, которая, по мысли евангельского богача, отныне, благодаря его неожиданной удаче, имеет возможность жить многие годы счастливо и безмятежно, будет взята у него в эту же ночь – тогда, когда человек еще ничего не успел сделать, а только начал строить планы, как говорят, размечтался о своей будущей беспечной и счастливой, блаженной земной жизни. Если душа будет отнята от тела, то человек умрет и его тело останется как некая сброшенная одежда, обветшавшая и ненужная. Так Спаситель показывает, что нам необходимо заботиться прежде всего о душе; приточный же богач, обращаясь к своей душе, думал только о плоти.

Безумный богач сам себя обрек на вечные страдания. «Посмотрите, как мучительно задыхается рыба, перенесенная из воды на сушу; так будет замирать в тяжких муках и наша душа, когда, проживши только для этого мира, она увидит необходимость остановить его», — говорит преподобный Антоний Великий.

«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (ст. 21). Это замечательные слова, объясняющие сущность этой притчи! «Так бывает с тем» – не только с одним описанным богачом, но со всеми, кто собирает сокровища для себя, и с нами тоже. Неважно, великие это сокровища или малые, – может быть, мы радуемся о каких-то скромных приобретениях, например, отремонтировали квартиру, обставили мебелью, купили бытовую технику и думаем: «Душа, ты имеешь блага на долгие годы. Покойся, ешь, пей, веселись». Разве мы не уподобляемся приточному богачу, когда стремимся к житейским удобствам и уюту, почитая их за единственное счастье, когда приобретаем эти немногие земные блага и воображаем, что все у нас будет хорошо? Но ведь наша собственная жизнь и судьба наших родственников зависит не от наших малых приобретений.

Приведу случай из жизни: замужняя женщина жила со своей семьей в большой бедности, они занимали впятером одну комнату в неблагоустроенной коммунальной квартире. Всю жизнь эта женщина мечтала о квартире – трехкомнатной, отремонтированной, где можно было бы жить спокойно. И в конце концов она получила желаемое, но затем у нее умер муж, скончалась старушка-мать, жившая с ними, потом не стало и дочери, – она осталась с одним сыном в пустой квартире. Ни о каком счастье не могло быть и речи, все ее мечты оказались тщетой, пустотой, миражом. Это похоже на то, как путешественнику в пустыне кажется, что рядом оазис с водой, но когда он приближается к нему, то обнаруживает, что там ничего нет, а только песок, пустота, растрескавшиеся от жары камни… Так происходит с теми людьми, которые мечтают найти счастье лишь в житейском благополучии, в безмятежной земной жизни, с теми, «кто собирает сокровища для себя».

Что же обозначают следующие как будто бы странные, с точки зрения грамматики, слова «не в Бога богатеет»? Богатеть в Бога, или в Боге – это значит приобретать духовное сокровище, собирать себе богатство на небесах. А где будет наше сокровище, там будет и наше сердце (см. Мф. 6, 21). Богатеть в Боге – значит делать добрые дела, правильнее сказать, добрые дела не сами по себе являются истинным, неокрадываемым и действительным богатством, но тем средством, благодаря которому мы его приобретаем. Молитва также в каком-то смысле является нашим сокровищем, но и она лишь средство, способствующее приобретению богатства на небесах, в Боге. Так можно сказать и о покаянии, и о смирении, и о любви к ближнему – обо всех великих и малых добродетелях.

Само же сокровище, которое мы собираем в Боге, – это Божественная благодать, даруемая истинным христианам за усердие в исполнении евангельских заповедей. Это настоящее сокровище и на небесах, и на земле, и в сердце человека. Можно даже сказать, что это сокровище – Сам Бог, неизреченно являющийся и пребывающий в человеческом сердце. Бог не отделен от нас пространством, потому что Он Вездесущ, но неизмеримо далеко отстоит от нас Своей сверхъестественной и непостижимой природой, Божественной сущностью.

И это бесконечное расстояние Бог преодолевает Своими энергиями, то есть действиями, проникающими в душу и сердце человека. Но и мы со своей стороны также должны стремиться к Господу, должны открыть ему свое сердце, должны желать приобрести нетленное богатство. Наши грехи, в особенности неверие, гордость и нерадение, являются тем препятствием, которое мешает даже Самому Богу войти в наше сердце, потому что Бог никогда не нарушает свободной воли человека, но действует согласуясь с ней. И если человек действительно стремится к Богу, то Господь близ него. Он и на небесах, и возле тебя, Он бесконечно далек и находится к тебе ближе, чем твоя собственная одежда.

Вот что значит богатеть в Бога и собирать себе сокровища на небесах – в этом заключается настоящее благоразумие и истинный здравый смысл. Вот какие житницы мы должны строить и собирать в них сокровища для себя, не думая, что собранного уже достаточно. В духовном отношении мы должны быть, если можно так выразиться, жадными и сребролюбивыми, должны стремиться собрать все больше и больше небесных сокровищ. Мы не знаем, когда возьмут у нас нашу душу и какой выкуп потребуется за нее, но мы знаем, что ничем иным не сможем выкупить ее, как только благодатью, приобретенной за краткое время нашей земной жизни.

Если нам понятно, что человек, имеющий большое богатство, думает о том, как его сохранить, сберечь и приумножить, то почему мы не понимаем того, что мы должны так же приумножать наше духовное богатство? Почему мы имеем скромные притязания в духовном отношении и необыкновенно сильное желание земного благополучия? Подумаем об этом, опомнимся и начнем истинное стяжание, истинное приобретение сокровища в Боге, которое делает человека богатым во веки веков.

Прав. Иоанн Кронштадский призывает нас:

Блажен тот, кто воспримет и воплотит своей жизнью совет преподобного Нила Синайского: «Почитай землю училищем, в коем путем страданий и радостей достиг ты возраста совершенного мужества. Увенчанный верою и препоясанный мечом терпения, с благодарностью и доверенностью к Промыслу продолжай далее свое странствие».

Источник

Как в Бога богатеть

На притчу о безумном богаче

что значит богатеть в бога по евангелию. Смотреть фото что значит богатеть в бога по евангелию. Смотреть картинку что значит богатеть в бога по евангелию. Картинка про что значит богатеть в бога по евангелию. Фото что значит богатеть в бога по евангелию

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк 12:16-21) мы слышали притчу о так называемом безумном богаче. В ней рассказывается, как один человек в такой степени разбогател, что не знал, где сложить свои богатства, свой урожай. И тогда он сказал себе: разрушу житницы свои, разрушу склад (который до сих пор у него был) и построю новый, сложу там все и скажу душе моей: душа моя, имеешь много богатства на многие годы — ешь, пей, веселись. И сказал ему Бог: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» «Так бывает с тем, — сказал Господь, — кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Дорогие братья и сестры, эта притча замечательна в двух отношениях. Во-первых, она очень хорошо описывает природу человека, склонность человека. Когда люди нуждаются, когда люди стеснены, они, конечно, стараются поправить свое положение. Когда это положение чуточку улучшается, когда они почувствуют себя более уверенными, они — это почти с каждым происходит — обязательно впадают в излишний оптимизм, самоуверенность, самоуспокоенность и начинают все перестраивать. Вся история рода человеческого — это, собственно говоря, история разрушения старых житниц и построения новых. Вся история человеческого общества в основном состоит в том, что люди разрушают, уничтожают то, что было до них, в надежде построить лучше, построить богаче, построить крепче, на более продолжительное время. И в процессе этой постройки опять эти житницы оказываются устаревшими, и новые поколения, новые общественные формы приходят на смену, и разрушают прежние, чтобы построить еще лучшие, еще более устойчивые, еще более изобильные богатствами, как людям кажется. И стоит вопрос: будет ли время, когда человечество достигнет такого положения, что оно приобретет, наконец, устойчивые формы своего земного изобильного существования?

Ответ на этот вопрос лежит во второй особенности этой притчи, в том, что Господь сказал, что цель людей не состоит в том, чтобы собирать себе только, а чтобы в Бога богатеть.

Что значит, дорогие братья и сестры, в Бога богатеть? Обыкновенно, когда мы говорим об этой притче, у нас главное внимание сосредоточивается на том, что не надо собирать, не надо излишне богатеть, не надо излишне поддаваться увлечению страстью наживы. Но не в этом дело. Господь сказал самое важное во второй половине фразы: нужно в Бога богатеть. А что это такое, думали ли мы об этом, дорогие братья и сестры?

Вот мы думаем, может быть, что мы в Бога богатеем: веруем, исповедуем Господа, преданы Ему, ходим в церковь, посещаем все службы, соблюдаем посты, знаем молитвы, знаем благочестивый уклад жизни, стараемся блюсти себя внешне, в формах своей жизни в таком благочестивом христианском виде. Значит ли это, что мы в Бога богатеем? Еще не значит, дорогие братья и сестры. Потому что внешний благочестивый уклад жизни, и молитвы, и праздники, и посты, и соблюдение всех уставов церкви, и обычаи необычайно нужны, спасительны, полезны, но они кому полезны? Нам, а не Богу. Для нашего совершенства, а не Богу это нужно, Бог-то в этом не нуждается — Он совершенный.

А «в Бога богатеть» что значит? Это значит уподобляться Богу, это значит в своей жизни, в характере, в деятельности, в поступках, иметь те черты, которые свойственны Богу. Конечно, между ничтожным человеком и Богом — неизмеримая пропасть. Бог — абсолютное совершенство, мы же — духовно ограниченные существа. Это верно, но Господь-то нам сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Значит, мы можем и должны подражать Богу, мы можем и должны становиться все совершеннее и совершеннее. Мы никогда не достигнем такой степени, как Бог или те, кто около Бога — величайшие святые угодники, ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, святые члены Церкви, которые с ними прославляют Бога. Может быть, мы никогда не достигнем такого совершенства, но мы на пути к этому совершенству. «Богатеть в Бога» — это значит богатеть в те черты и в те свойства, которые свойственны Богу.

Бог есть абсолютная любовь. Мы не можем иметь абсолютной любви, мы ограниченные существа, но мы можем уподобляться Богу, имея любовь к ближнему своему — и любовь к Богу, конечно. Но любовь к Богу достигается только через любовь к ближнему. Не бывает любви к Богу прямо, бывает любовь к Богу только через ближнего, через человека, через других людей. Любовь к Богу и любовь к человеку — они неразрывно соединены. Не может быть, например, любви к ближнему без любви к Богу. Если кто не знает Бога, а любит ближнего, он инстинктивно любит Бога, даже отвергая Его. Если же кто любит Бога, и знает Его, он должен любить ближнего — любого другого человека. Бог есть любовь, и мы можем богатеть в Бога, богатеть в любовь.

Бог есть абсолютное добро. Мы никогда не можем достигнуть такой степени добра, но мы на пути к этому совершенному добру. Мы можем здесь на земле совершать добрые дела, быть добрыми — и, богатея в добро, мы можем богатеть в Бога, Который есть абсолютное добро.

Бог есть абсолютное милосердие и милость ко всем самым отчаянным грешникам, какие мы с вами. И мы, может быть, не будем иметь этого совершенного, божественного милосердия, но мы призваны к тому, чтобы являть эту милость и милосердие по отношению к ближним нашим и таким образом богатеть в Бога милости и милосердия. Бог есть абсолютная истина и свет. Мы никогда не сможем абсолютно все знать, постичь всю истину, мы не можем быть источниками абсолютного света, но мы можем быть отражением истины Его, отражением божественного света по отношению к другим людям. Мы не можем быть источником ни мрака, ни злобы, ни темноты, ни невежества, ни суеверия, но источником света, радости, светлого, истинного по отношению к людям. На нас может отражаться свет Божий, как мы поем: «И свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный».

Таким образом, то, что характерно для Бога, мы можем и должны осуществлять здесь, на земле; и «в Бога богатеть» значит: иметь любовь, творить добро, быть источником света и истины, просвещения, радости и всякого блага для ближних наших и для всякого другого человека. И если мы сами будем отражением божественного света и истины и служить источником всего хорошего для других — то, естественно, тогда богослужения нашей святой церкви, членами которой мы являемся, ее красота храмовая, ее радость церковная, ее музыка и пение, молитвы и посты, наши красивые, святые, хорошие обычаи — будут тогда проявлением нашего внутреннего содержания, нашего внутреннего обогащения в Боге. Тогда наше внешнее благочестие будет естественным и спасительным и необходимым.

Очень часто, дорогие братья и сестры, у нас все сводится к внешнему благочестию. Очень часто нам трудно уподобляться Богу, богатеть в Бога — в любовь, в добро, в милосердие, в истину и красоту. Нам трудно это, — и тогда мы находим себе психологические заменители. Мы усердно молимся, посещаем церковь, соблюдаем все обычаи — и думаем, что этим спасаемся, что этого достаточно для богоуподобления.

Дорогие братья и сестры, вот часть человечества, отходящая от Бога, с одной стороны, а с другой стороны, мы, приблизившиеся к Богу, но не богоуподобляющиеся, а лишь внешне старающиеся быть похожими на богоуподобленных людей, — так человечество, естественно, не достигнет устойчивого, постоянного, настоящего удовлетворения, оно всегда будет мятущимся, недовольным человечеством, всегда будет разрушать одно, чтобы построить другое и потом разрушить это третьим.

Но смысл жизни каждой личности, смысл жизни наших семейств, наших друзей, родных, нашего общества, всего человечества (верует оно или не верует) состоит в том, чтобы возгревать и совершенствовать эти чувства любви, добра, правды, красоты, милосердия, света, истины — настоящего творческого добра. Если человечество — верующее или неверующее — этим занимается, — тогда только оно в Бога богатеет, даже если оно и не признает Бога. Ибо оно богатеет в те черты, которые свойственны Богу, богоуподобляется. И тогда только есть некоторая гарантия того, что Господь не скажет нам и всему остальному человечеству: «Безумный! что ты делаешь? В эту ночь дух твой выйдет!» Так будет с каждым, кто сам для себя собирает, а не в Бога богатеет, кто сам себя ставит центром, той точкой, вокруг которой все вертится.

А это всегда надо проверять. В личном плане каждый из нас эгоист. И общество, и все человечество очень часто сосредоточено только на том, чтобы самосовершенствоваться, саморазвиваться ради самого этого развития без накопления высоких нравственных ценностей и подлинного творчества. Когда человек ставит себя центром, вокруг которого все вертится и для которого все совершается, тогда общество попадает в заколдованный круг — строит и разрушает, строит новое, лучшее и снова разрушает. Да, потому что выйти из этого заколдованного круга — это понять, что центр не в нас самих. Центр и цель не в каждом из нас, не в нашем обществе и не во всем человечестве, а цель в том, чтобы каждый из нас, общество и все человечество совершенствовались в добре во имя того абсолютного, истинного идеала, который был принесен на землю Господом Иисусом Христом и возвещен нам в Его святом Евангелии, проповедан апостолами по лицу всей земли и исповедуется Церковью во все времена и в настоящее время. Вот когда люди выйдут из этого заколдованного круга служения самому себе, и будут стараться поставить себя на служение другим, на служение этим настоящим, абсолютным ценностям и идеалам, — тогда только каждый из нас и общество, и человечество будут воистину богатеть в Бога.

В течение почти уже двух месяцев вы слышите, дорогие братья и сестры, как поминают Иннокентия, митрополита Московского, святого Русской церкви. Многие не знают и спрашивают: а кто он такой? Вот как раз святые — это пример, как надо богатеть в Бога, а не в себя. И один из таких примеров — самый, так сказать, свежий, самый новый, настоящий пример святости почти на наших днях — это новый угодник Божий, великий святитель земли нашей Иннокентий, митрополит Московский. Я не буду сейчас вам рассказывать о его жизни и его подвигах. Они должны стать предметом особого слова, особого поучения (если Бог позволит, мы когда-нибудь в благоурочное время это сделаем). Мне хочется сказать: ведь это, собственно говоря, почти наш человек, он умер в 1879 году. И был он тем, кто действительно поставил себя на служение другим. Был священником — и был обычным священником, каких десятки тысяч, и никто его не знал. А когда Русская церковь посылала миссионера в Америку, и никто не хотел идти и духовенство избегало этого как самого тяжелого наказания. Тогда смиренный, ничем особенно не отличавшийся священник Иоанн Вениаминов, имевший жену, детей, мать, — согласился и поехал служить другим. И он стал знаменитым миссионером Камчатки, Аляски и всего западного берега Америки до Сан-Франциско.

На Западе годами готовят особых миссионеров, а он практически не был подготовлен. Но он горел любовью послу жить людям — таким, каким он был, и он беззаветно служил этим несчастным людям, историческому, коренному населению Америки, которое находилось еще на первых, примитивных ступенях своего развития. Он служил им с любовью, он их просвещал, он их научал, он их лечил, — он, в общем, оказался им братом. И миссия его имела громадное значение. Бесчисленное количество племен тогдашних по всему западному побережью Америки, начиная от Аляски до Сан-Франциско, алеуты, эскимосы, индейцы, стали христианами и православными.

Потом жена умерла. Его вызвали, сделали епископом тех мест, и под конец жизни расстроенное здоровье, а с другой стороны — слава, ореол святости, который его окружал уже при жизни, — привели его на Московскую кафедру, где он был с 1868 по 1879 гг. — одиннадцать лет, и здесь, у нас, он умер.

Дорогие братья и сестры, Русская церковь канонизировала Иннокентия, провозгласила его святым (а до этого еще другого старца аляскинского, Германа) по просьбе, в назидание, в помощь тем православным, которые живут в Америке сейчас и пожинают плоды его святости, его миссионерских трудов.

Будет время, не знаю, при нашей ли жизни, но, несомненно, будет время, когда Русская церковь провозгласит тысячи, десятки тысяч новых святых, которые были за последнее время, которые служили Богу и людям, которые исповедовали Христа и которые в Бога богатели, а не в житницы свои собирали. И это будет, дорогие братья и сестры. И поэтому нам с вами, живущим сейчас, в это время необычайной святости, необычайного исповедования, необычайных подвигов свидетельства Христова, нам с вами надо помнить, нам с вами надо знать, что в первую очередь мы призваны служить людям, любить людей, сеять добро и правду, и красоту, и свет в других сердцах, а для этого быть самим носителями этого доброго и святого. Мы должны Богу уподобляться, в Бога богатеть. Тогда и наше чудесное, красивое внешнее благочестие будет отражением нашего внутреннего настроения. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *