что значит быть послушной
Послушность (Послушание)
Он пел любовь, любви послушный…
Преданность и послушание — вот что самое важное.
Джордж Оруэлл. Скотный двор
Стеша никогда не спорила с родителями — послушная дочь.
Тендряков, Не ко двору.
Послушность (Послушание) как качество личности – способность спокойно и смиренно слушать и слышать старших, чем-то жертвовать ради правильного поведения, охотно повиноваться родителям, учителям и наставникам; отдаваться во власть чего-либо.
— Поедем на ту гору, где живёт Бог, — сказал один всадник своему другу. — Хочу доказать, что он только и умеет, что требовать от нас молитв, и ничем не желает облегчить нам наше бремя. — Поедем, — согласился другой. — Покажу тебе, сколь крепка моя вера. И когда к вечеру они достигли вершины, прозвучал из темноты голос: — Наберите камней с земли, нагрузите ими своих коней. — Нет, ты слышал?! — воскликнул в негодовании первый всадник. — Мы и так-то еле добрались сюда, а он хочет навязать нам ещё большее бремя! Ни за что не стану взваливать на спину моему коню какие-то булыжники! Нет и нет! А второй повиновался и сделал то, что повелел Бог. Они завершили спуск уже на рассвете, и тогда в первых лучах солнца засверкали камни, которые взял с собой благочестивый всадник, ибо то были бриллианты чистейшей воды.
Послушание – вживание в слова Учителя. Послушность – способность внимательно слушать и слышать того, кто ведёт тебя к успеху и счастью. Без послушания не будет знания. Кто не послушен, тот к знанью равнодушен. Только послушные ученики покоряют вместе с Учителем вершины человеческого духа.
Как аквалангисту нужен кислород, так процессу познания необходим послушный ученик. Если ученик не уважает учителя, ведёт себя непочтительно, постоянно перечит, перебивает, процесс познания мира закрывает перед ним двери. Разум начинает работать при успокоенном уме. Когда ум спокоен, разум без помех анализирует входящую информацию, сверяет её с уже имеющимся знанием и стремится сделать новое знание частью своего жизненного опыта. Когда ум выпрыгивает «из штанов», «рвёт на себе тельняшку» в попытках что-то доказать или как-то оправдаться, разум ретируется и, в конечном счете, прекращает работу.
Послушный ученик активно слушает Учителя, при этом ведёт себя смиренно, уважительно и почтительно. То есть он становится Послушником. Знание достигает разума. Ещё раз: у послушного ученика знание достигает разума. У непослушника знание зависает на уровне ума, затем, влетев в одно ухо, вылетает через другое.
Философ Олег Торсунов пишет: «Человек сначала слушает, потом он начинает слушаться, потом он услышит и потом он становится послушником, т.е. он начинает следовать этому знанию. Он ведет себя послушно. Т.е. его разум настраивается на волну этого знания и принимает его. Принять знание означает смириться с ним, стать смиренным по отношению к этому знанию. Не спорить, не ругаться с этим знанием, а стать смиренным. Принять его. Принять, означает послушаться, услышать… Качество ученика – это смиренность. Ученик означает тот, кто послушник, тот, кто способен слушать. Послушник значит, способен слушать. Если человек не способен слушать, он ничему не выучится, академиком не станет. Поэтому, чем отличается глупый человек от умного? Первое отличие глупого человека от умного заключается в том, что глупый человек никогда никого не слушает, непослушный. С детства он непослушный, а взрослым он становится глупым. Умный человек, чем отличается? Он с детства послушный. А потом вырастает умным. Понимаете разницу? Непослушный ребенок означает эгоистичный. Послушный ребенок означает умный. Отсутствие эгоизма означает разумность».
Психолог Руслан Нарушевич говорит: «Обучение – это очень жесткий процесс подчинения. То есть, статус ученика это жесткий процесс подчинения. Учиться значит слушаться. И слушать, а не просто ходить, сидеть, смотреть на учительницу и набирать смсы в это время».
Разумный человек старается всю жизнь учиться. Учение предполагает послушание. Ученик созрел. Приходит Учитель, которого нужно сначала принять и после этого послушно за ним следовать. Философ Вячеслав Рузов говорит, что для ученика совершенство — это совершенное послушание. Это позволяет ему научиться контролировать свой ум. Ученики все должны слушаться, ученик не может не слушаться, это просто невозможно, это уже не ученик. И так у него появляется контроль ума. В какой-то момент он становится спокойным, он может воздерживаться от чувственных удовольствий, от греховной деятельности. Практика на этой ступени в основном состоит из слушания и послушания. То есть принцип таков, что тот, кто может слушать, тот становится послушным, смиренным. Если человек может слушать, он становится послушным. И все это делает его послушником.
Что нужно сделать, чтобы ребёнок стал послушным? Нужно обучить его навыкам активного слушания. Он должен научиться слушать, с ним обязательно надо разговаривать. Воспитание фактически представляет собой процесс организации разговоров с ребёнком утром и вечером на тему, например: обсуждение сказок. Если ребёнок научится слушать, он будет по жизни послушным. Очень просто диагностировать непослушного ребёнка: он не может и не хочет слушать, он даже слова не может выслушать, он сразу куда-то убегает, непослушный, простая идея, ничего сложного.
Разумное послушание гармонично уживается с самостоятельным мышлением. Послушность совсем не означает, что человек, безоговорочно, как робот, делает без разбору всё, что ему скажут. Истинное, благостное послушание всегда согласовывает свои поступки, по крайней мере, со своим духовным Наставником, то есть смотрит на мир его глазами или глазами Бога.
Благостное послушание кажется каким-то атавизмом, нонсенсом людям, попавшим под влияние энергии страсти или, что ещё хуже, энергии невежества. Для них кажутся странными, устарелыми фразы: послушный зову сердца, послушный родительскому благословению, послушный голосу разума. Они считают, что быть послушным страшно скучно. Куда веселей жизнь бунтаря и хулигана с её мятежным духом и не послушностью.
Послушность они представляют примерно так. В одной квартире жил попугай и о-о-очень послушная овчарка. Вдруг хозяева животных стали замечать, что собака из живого, резвого существа быстро превращается в дряхлую развалину, которая с трудом выходит на прогулку, едва добирается до миски, а всем играм предпочитает спокойный и глубокий сон. Взволнованные хозяева обратились к ветеринарам. Те ничего вразумительного сказать не смогли, собака здорова, а вот причина её состояния неизвестна. Всё выяснилось случайно. Однажды хозяйка пришла с работы раньше обычного. Открыв дверь, она услыхала громкие команды попугая: — Сидеть. Лежать. Сидеть. Лежать. И так каждый рабочий день, пять дней в неделю.
Довольно странное понимание послушности.
Послушание – дань правильному поведению. Правильное поведение предполагает правила. Послушно исполняя правила, человек жертвует частью своих удовольствий, свободы, отдаёт часть глупости и дурости. Например, нерадивому студенту не хочется вставать рано утром и идти на лекции. Но он, пересиливая свою нерадивость, встаёт и послушно бредет на лекции, то есть жертвует удовольствием поспать ради правильного поведения.
Как проявляется послушность? Принимая решение, разумный человек, видя, что сам может наломать дров, обращается к тем, кто старше, кто лучше знает этот вопрос. То есть он ради правильного решения жертвует более разумному, старшему своё видение. Философ Вячеслав Рузов пишет: «Готов ли я пожертвовать своим уже сложившимся красивым планом, своей чувственной радостью, своими идеями ради, точки зрения более старшего. Если я готов, это делает меня действительно эффективным, я выхожу из-под влияния своих чувств, потому что меня заставляют действовать мои чувства. То есть в любом случае более разумное какое-то мировоззрение оно, скажем так, менее подвержено влиянию чувств, оно больше подвержено влиянию разума. Если человек готов к этому, он становится каким? Послушным. Вот это есть идея воспитания. Идея воспитания — научить человека жертвовать своим видением по отношению в видению его учителя, к видению старших. Если он готов, он становится хорошим учеником, он становится послушным, он доходит до самого верха. То есть послушные доходят до самого верха. Гордые доходят до самого низа. Так как гордый он не хочет принимать более разумную точку зрения, поэтому он постоянно деградирует. Его чувства обманывают его, он идёт и тонет, как слон. А послушный человек он способен возвышать постоянно свою точку зрения, он её способен принимать. И он идёт, переходит по этим ступенькам, то есть каждый раз он принимает чью-то ещё более высокую сторону. То есть он никогда не оказывается самым умным, ему всегда есть чью более высокую точку принять. Зелёный плод всегда зреет, а зрелый плод всегда гниёт. Вот это как раз именно об этом говорится. Что у нас должно быть состояние зелёности, то есть мы должны быть готовы принять реальность, то, что мы зелёные от более зрелого фрукта и тогда мы будем зреть. А иначе раньше времени, так сказать, о себе подумаем как о спелом и ничего не получится.
Вот эта вот вязкость это один из таких сравнительных моментов. Наше сознание вязкое, когда мы не развиты, когда мы не готовы развиваться, иногда очень вязки: ну что это, да как это, и так нормально. Но всегда есть более разумная точка, и культура основана на этом, на отношении младших и старших. Поэтому если культура действует, младшие уважают старших, тгда они очень быстро прогрессируют. Если вместо уважения старших процветает культура гордости, эгоцентричности, тогда всё, уважения старших нет, нет развития, все умные, всё сами знают. Поэтому идет деградация в сознании. Поэтому в культуре воспитания происходит ежедневное применение идеи жертвенности».
Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением
Послушание — одна из основ духовной жизни христианина. Но современному человеку бывает трудно понять эту добродетель, еще сложнее ее усвоить. В чем состоит послушание? Кого надо слушаться в Церкви и в обычных жизненных ситуациях? На вопросы о добродетели послушания мы попросили ответить Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
— Владыка, вот человек начинает христианскую, церковную жизнь. Насколько важно ему научиться послушанию? И кого он должен слушаться?
— Когда человек приходит в Церковь, он должен приучать себя прежде всего слушаться Бога. Он должен учиться всю жизнь распознавать волю Божию о себе и быть ей послушным. Принимать со смирением все то, что посылает Господь в жизни, глубоко веря, что Бог Сам знает, что нужно для нашего спасения; что не только доброе, хорошее, но и все испытания, искушения, скорби, которые встречаются человеку на его жизненном пути, тоже есть действие Промысла Божия и ведут его ко спасению.
Для того чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям. Ведь и любовь к Богу невозможна без любви к людям, это двуединая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).
Можно много говорить о послушании, но очевидно одно: если человек не приучился слушать других людей, то и Бога он слушаться не будет.
Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье. Дети должны слушаться старших — это аксиома. С ней сегодня активно борются, но тем не менее это один из краеугольных камней, на которых стоит человеческая цивилизация. Точно так же в школе ученик слушается учителя, на работе подчиненный — начальника и так далее. Если же младшие перестают слушаться старших, исчезает всякий порядок в семье, обществе и государстве. Послушание — очень важная часть человеческой жизни, без которой все скатится в полный хаос.
Если говорить о послушании в христианстве, то для каждого, кто приходит в Церковь, очень важно обрести духовника. Духовник — это священник, которому человек постоянно исповедуется, который знает его душевные склонности и жизненные обстоятельства и с которым можно посоветоваться по духовным и обычным житейским вопросам. Само собой разумеется, что этот священник должен быть опытным и искренним, должен сам вести неукорную жизнь. Тогда он сможет помогать своим духовным чадам в распознавании той самой воли Божией, о которой говорилось в начале.
Несколько иное явление — это послушание в монастырях. По древней традиции, это одно из самых главных монашеских деланий. Послушание в монастыре доходит до полного отсечения послушником своей воли перед старцем, духовником. Здесь надо помнить, что монашество — особый образ жизни и христианского подвига. Монах добровольно приносит себя в жертву Богу, живую и богоугодную, как говорится в чине монашеского пострига. А поскольку это жертва, то она предполагает более высокую степень самоотвержения, чем у мирян. Это касается и добродетели послушания: в монастыре человек учится отсекать свою волю, в том числе и там, где от мирянина этого не требуется. Это делается для того, чтобы воспитать себя соответствующим образом и стяжать дарования, которые свойственны именно монашеству, и дерзать на приобретение которых мирянин не может и не должен.
В сознании верующих людей монашество превознесено на очень большую высоту. Недаром благочестивая пословица говорит, что «Свет мирянам — иноки, а инокам — Ангелы», а само монашество называется «ангельским чином». Конечно же, это накладывает соответствующий отпечаток на всю христианскую жизнь. В результате у нас, в нашем христианском быту, имеет большое распространение и непоколебимый авторитет монашеская аскетическая литература. И действительно, она очень полезна, потому что в своих лучших образцах она достигает такой глубины проникновения в человеческую природу, к которой и близко не подошли даже до сегодняшнего дня научная психология и другие дисциплины, претендующие на знание человека.
Но здесь возникают и проблемы. Иногда люди, читающие аскетическую литературу, — Добротолюбие, Патерики, жизнеописания святых, — начинают пытаться повторить в своей жизни подвиги, описанные в этих книгах. То, что описывается в них, действительно необычайно духоподъемно и вызывает большой энтузиазм, особенно у молодого человека-неофита. Хочется стать таким же, как древние отцы, хочется добиться всего того, о чем пишется… И поэтому бывает, что человек, только что пришедший в Церковь, начинает искать в современной жизни ту же степень мироотречения, послушания, постничества, о которых рассказывается в этих книгах, особенно если он читает их без здравого духовного руководства. И отсюда трагические примеры, когда человек, берясь за ту меру подвига, которая ему просто недоступна в силу его образа жизни, впадает в прелесть, или надрывается, перестает жить духовной жизнью, часто при этом даже уходя из Церкви.
— Мне кажется, чаще происходит наоборот: люди заранее считают, что это все недостижимо. Те примеры послушания, которые мы видим в Патериках, современному человеку бывает очень сложно понять и принять…
— Да, конечно, многие истории из Патерика или «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника непонятны современному человеку. Собственно говоря, они могут восприниматься лишь как примеры того, как люди вырабатывали в себе высшую степень послушания, которая, повторю, недоступна, да, собственно говоря, и не нужна человеку, живущему в миру.
Но надо понимать, что те примеры, о которых говорится в древних книгах, на самом деле были действенными. И доказательство тому — сонм святых преподобных отцов, подвизавшихся в золотой век монашества. Их святость — результат в том числе и полного мироотречения, а оно предполагает и пост в меру, которую сегодня даже трудно себе представить, и послушание, и нестяжание, опять же настолько полное, насколько это вообще возможно для живого человека.
Поэтому я думаю, что понять и принять это несложно, если только не пытаться примерить каждый раз на себя: «Раз я этого не могу, значит, это невозможно». Это тоже очень распространенная особенность психики: человек примеряет к себе некое явление, не может его понести и тогда начинает его отрицать и осуждать. Далеко не всё, что не годится для нас с вами, не годится в принципе, — это надо помнить.
— Правильно ли относиться к послушанию как к потере личной свободы, отказу от собственного мнения?
— В какой-то мере это верно в монастыре. И то, скорее, это не потеря личной свободы, а ее добровольное отложение. Хотя все равно и здесь должны быть некоторые ограничения. Послушание заканчивается, если тот, кому оно оказывается, начинает требовать от послушника того, что против слова Божиего и евангельской нравственности.
Классический вариант монастырского послушания сегодня может быть реализован только в очень благоустроенном монастыре с духовно опытным наставником. Тогда послушание действительно может принести пользу. Однако недаром все святые отцы и наставники монашества называют следующей главной добродетелью рассудительность.
А для живущего в миру человека степень его послушания духовнику зависит от многих факторов, и прежде всего от уровня доверия и от того, насколько духовник опытен.
Но ни в коем случае в христианстве человек не может быть превращен в механизм, полностью подчиненный чужой воле. Такого быть не должно. Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением.
— Наверное, самое правильное послушание — по любви?
— Самое правильное — это послушание людям, которые для тебя являются авторитетными, на которых ты хочешь быть похожим, чей духовный опыт для тебя — безукоризненный и бесспорный. Конечно, хорошо, когда при этом есть добрые чувства, но прежде всего духовные.
— Какие качества в человеке противоположны послушанию, не дают ему развиться?
— Прежде всего гордыня, страсть к самочинию — это очень характерно для сегодняшнего времени, причем, к сожалению, и для людей церковных. Постоянно приходится с этим сталкиваться. Объясняешь что-то человеку и видишь, он понимает — да, так будет правильно. Но он пойдет и обязательно сделает по-другому, по-своему… Спрашиваешь: «Почему?». Молчит. Просто хочется обязательно сделать по-своему, другой причины нет. Порой это доходит даже до какого-то безумия, не побоюсь этого слова. Думаю, что подобное приходится видеть не только священникам, но и многим родителям в своих детях. Эта страсть к самочинию, конечно, признак очень незрелой души, независимо от возраста. Преодолевается она, как и другие страсти, только вниманием к своей внутренней жизни.
— К сожалению, это тоже особенность нашего времени. Есть священники, совершенно равнодушные к духовной жизни, не знающие и не желающие ничего о ней знать и не способные окормлять тех, кто к ней стремится. А есть священники, головы которых забиты какими-то неофитскими представлениями. И эту неофитскую горячность они проявляют не в собственной жизни, а учат ей других. Священник, который «благословил» человека бросить троих малолетних детей, на мой взгляд, заслуживает просто извержения из сана.
Что касается евангельских слов (часто еще приводят слова о «ненависти» к ближним из Евангелия от Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)), то не надо воспринимать их как призыв ко всем семейным людям бросить мать, отца, жену, детей… Здесь говорится о том, что нельзя ставить естественные родственные отношения выше любви к Богу. На первом месте в жизни человека должен быть Бог и исполнение Его заповедей. А среди заповедей Божиих — и почитание отца и матери, и любовь к ближним, естественно, и забота о них.
Этот случай — как раз классический пример, как человек не хочет терпеть своего креста. Я часто сталкивался с этим как духовник, да и сейчас ко мне обращаются с подобными вопросами. Приходит какая-нибудь раба Божия, у нее, как это часто бывает, не очень хорошо в семье, и просит: «Благословите пойти в монастырь. Я так хочу в монастырь, так хочу!» — «У тебя муж, дети есть?» — «Есть». — «Какой же тебе монастырь?» — «Это все не то, все неправильно и не так…» И у мужчин бывает точно так же — хотят в монастырь, жену и детей готовы оставить: «Ничего, Бог им поможет…» Это, конечно, совершенно нехристианское отношение к жизни. Так делать нельзя, это противоположно всем Божиим и человеческим установлениям. У такого человека в монастыре точно так же ничего не получится, как не получилось в семье. Тот, кто нетверд на своих путях в чем-то одном, будет таким же нетвердым и в другом.
Да, бывают примеры, их знает и история Церкви, и современная жизнь, когда люди, прожив жизнь в браке, поставив на ноги детей, потом шли в монастырь. Так поступили родители преподобного Сергия, множество людей в Древней Руси, начиная от великих князей и кончая простыми крестьянами. Так и сегодня некоторые делают — я лично знаю таких людей. И вот в этом нет ничего плохого, можно только приветствовать желание человека оставшееся время своей жизни посвятить служению Богу. И такие люди часто становятся очень хорошими монахами.
Но совершенно неправильно идти в монастырь, не закончив чего-то, уже начатого, что Бог благословил. Потому что и семейная жизнь, и рождение детей — это благословение Божие. Тут ведь парадокс возникает: идти против воли Божией для того, чтобы творить свою собственную волю. Если с этого начинать, какое может быть монашество?
Поэтому послушание бывает неправильным чаще всего тогда, когда неофитом руководит священник, который привык неофитство в людях поддерживать. На самом деле, это очень большая беда. Это говорит не просто о неопытности духовника, а об очень тяжелом искажении его собственной духовной жизни, о том, что ему нравится властвовать над душами людей. А для того, чтобы властвовать над человеком, надо в нем поддерживать и всячески распалять его неофитский жар… На самом деле задача духовника совершенно другая — помочь человеку тот яркий пламень, который горит в его душе во время прихода в Церковь, преобразовать в ровное, тихое горение, которого хватило бы на многие годы и десятилетия. Не погасить этот пламень, как тоже бывает: «Да все это чепуха, глупости, живи проще… подумаешь, мясо в пост… все нормально…». Можно ведь просто угасить в человеке все добрые порывы. Наоборот, опытный, правильный духовник будет стараться сделать так, чтобы добрая первоначальная ревность без крайностей сохранилась в пришедшем на возможно долгое время.
— Да, это очень тяжело. Если этот человек христианин, прежде всего надо искать себе духовника и слушаться его, несмотря на ответственный пост или на главенство в семье. Еще раз скажу о правильном и неправильном послушании. Правильное, неискаженное послушание вовсе не превращает человека в неполноценное создание, которое уже не имеет своей воли и боится всякой ответственности. Если же послушание неправильное, человек боится и шагу ступить: «А можно это? А можно то?». Это означает, что духовник не смог выстроить ровные и духовно трезвые отношения между собой и тем, кто у него исповедуется. Поэтому в идеале навык послушания ничуть не препятствует человеку иметь чувство ответственности за порученное дело, не противоречит умению самому принимать решения и отвечать за них.
Что касается людей одиноких — конечно, церковная, полноценная приходская жизнь как ничто другое может им помочь в преодолении своего одиночества. Но таким людям надо опасаться излишней привязанности к духовнику. Это очень большая проблема, если учесть, как много сегодня одиноких людей. А современный мир таков, что со временем их будет все больше и больше.
— Такое современное явление, как «поиски старцев», всегда ли связано с желанием послушания?
— Поиски старцев чаще всего основаны на неправильном, недолжном отношении и к жизни, и к роли старца. И связаны они, скорее, не с послушанием, а с желанием с легкостью избавиться от проблем. Представьте, что человек жил без Бога и на протяжении многих лет своей жизни делал все не так, как должно, а совершенно наоборот, и в результате пришел к разбитому корыту. И потом он начинает искать того, кто чудесным образом избавит его от всех бед и скорбей. Так не бывает, поэтому люди ездят из одного места в другое: тут и старцы, и старицы, и источники, и всякого рода бабки-экстрасенсы. А нужно только одно: найти священника, который поможет человеку начать внимательную духовную жизнь, приведет ко Христу. И чаще всего такой священник находится совсем рядом.
Журнал «Православие и современность» № 36 (54)
Послушание: как понимать эту христианскую добродетель
Младенец. появляясь на свет, растет, воспитываемый родителями. Но приходит момент, когда вдруг все выходит за пределы разумного. Ребенок, еще вчера послушный, становится неуправляемым. Что делать?
Выше — правда Христова
Мы с детства живем в послушании у родителей, затем взрослеем, и вот наконец-то приходит благодатное время, когда мы получаем право самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь. Однако христианство, казалось бы, ограничивает эту нашу свободу, так как призывает к стяжанию добродетели послушания… Кому и чему необходимо быть послушным? В каких ситуациях христианин может проявить непослушание? Как послушанию научиться? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Навык и предрасположенность
Христианская добродетель послушания, пожалуй, является одной из главнейших. Только нужно верно ее понимать.
Человек — существо, сотворенное Богом для пребывания в состоянии богообщения. Для того чтобы находиться в таком состоянии единения с Богом, необходимо пребывать в послушании Ему. Говоря примитивно — слушать, что Господь хочет сказать тебе, и стараться в своей жизни это исполнить. То есть послушание — это прежде всего состояние сердца, когда человек внутренне скорее склонен к тому, чтобы послушаться и исполнить, нежели к тому, чтобы взбунтоваться и противиться. Это не так просто, и этому нужно по-настоящему учиться.
Как же можно услышать, что говорит тебе Господь, ведь мы далеко не всегда обладаем столь совершенным духовным слухом? Однако есть Евангелие, которое доносит до нас волю Божию и через которое мы практически в каждой жизненной ситуации должны волю Божию искать. Но и для этого нам иногда не хватает ни опыта, ни чуткости. Поэтому нужно учиться послушанию в общении с людьми. Церковный человек должен быть послушен духовнику, жена — мужу, дети — родителям. Но ни в коем случае послушание не является какой-то печатью на всей жизни человека: «Во что бы то ни стало твори послушание», а иначе — обязательно согрешаешь.
Опыт христианской жизни постепенно учит человека отличать послушание Богу через послушание человеку от человекоугодия, которое Богу будет противно. И тут очень важно намерение. Если человек стремится угодить Господу, стремится к смирению, то он, скорее всего, будет ошибаться гораздо меньше. А если такого намерения нет, то иногда он будет по малодушию человекоугодием грешить, а иногда, наоборот, по дерзости — бороться с людьми, которые до него волю Божию пытаются донести и через которых воля Божия в его жизни реализуется. Поэтому помимо внутренней готовности послушания надо иметь рассуждение и здравый смысл.
В жизни святых мы видим примеры того, как они проявляли послушание даже по отношению к людям беззаконным и грешным, но лишь тогда, когда это не касалось измены Богу. Безусловно, бывают ситуации, в которых нас понуждают к чему-то, что явным образом Евангелию противно. И совершенно разумно здесь проявить твердость и непослушание. Но если мы при этом имеем добродетель послушания (то есть то самое внутреннее устроение скорее послушаться), то наше сопротивление тому, что не угодно Богу, будет носить характер мирный и не приведет к вражде.
И легче всего учиться этому в детстве, хотя и во взрослой жизни бывают обстоятельства, заставляющие приобретать нужные навыки очень быстро. Например, любовь. Когда настоящая любовь входит в жизнь человека, то благодаря ей он учится очень многим вещам: по-другому говорить, по-другому действовать, и что самое главное, в его жизнь входит добродетель послушания. Почему я об этом говорю? Потому что, если в нас появляется любовь к Богу, то вместе с ней обязательно приходит и послушание Ему, потому что любовь настолько человека к Богу влечет, что он воспринимает каждое препятствие на своем пути как какую-то боль. А непослушание и становится этим препятствием: ты не слушаешься — и отходит благодать, и душа остается пустой. И тогда ты начинаешь с этим препятствием бороться в себе и к послушанию приходишь.
Когда непослушание — благо?
Конечно, бывает так, что родители учат ребенка чему-то, что воле Божией противно. В наше время огромное число семей не только неверующих, но и живущих совершенно худой жизнью. Реальный пример: женщина вдруг заявляет своей престарелой маме, которая приглядывала за ребенком до школы, а потом оказалась не нужна: «Из дома не гоню, но кормить тебя больше не буду». И ребенок начинает таскать из холодильника продукты и класть их бабушке под подушку, чтобы она с голоду не умерла. Это получается непослушание маме, но оно же однозначно богоугодно! Этот ребенок, может быть, о Боге еще ничего не знает и не думает, но поступает по естественному человеческому состраданию вопреки злой и жестокой воле.
То есть действительно бывают ситуации, когда ребенок может и даже должен по совести проявлять непослушание просто потому, что настолько несовершенными оказываются родители. Сколько сейчас примеров можно найти в новостных лентах, когда люди умудряются своего ребенка уморить до смерти. Послушно отдаваться на их истязания? Конечно, нет. Поэтому ненормальные взаимоотношения в обществе и в семьях, ненормальное время как таковое вносит очень многие коррективы и делает добродетель послушания в некоторых случаях просто невозможной.
Бывают ситуации менее трагические, но тоже сложные, когда ребенок невоцерковленных родителей ходит в храм, в воскресную школу, получает какие-то знания о Боге, о том, что значит быть христианином, и, естественно, сталкивается с болезненными несоответствиями, потому что родители живут по другим принципам или вообще выступают резко против воцерковления. Как тут быть с послушанием?
Если такой ребенок уже ходит на исповедь, то священнику нужны и деликатность, и мудрость, чтобы помочь этому ребенку любить своих родителей. И в то же время он должен постараться ему показать ту заветную грань: где нужно слушаться родителей, а где нужно больше слушаться Бога, но не вступать никоим образом во вражду с папой и мамой.
Взросление или дух противоречия?
Постепенно человек взрослеет и начинает чувствовать в себе свободу и право принимать какие-то решения самостоятельно, не всегда соглашаясь с родительской волей. Как разобраться и ему, и его родителям, где здоровое взросление личности, а где дух противоречия?
Не верно ориентировать своего ребенка на то, что он всю жизнь обязан поступать исключительно по вашей указке. Наоборот, необходимо научить его жить самостоятельно впоследствии и принимать решения, дав ему для этого всю необходимую основу. И когда родители поступают так, тогда ребенок не чувствует себя несвободным… Вообще, послушание не является синонимом несвободы. Когда ребенок понимает, что предложенное взрослыми — это не просто какая-то диктатура родительской власти, а здравый смысл, добро, красота, он просто следует всему этому как неким образцам и идеалам жизни. Ребенок понимает, что на него не давят, а просто постоянно взывают к голосу его разума и совести, и он начинает в этом постепенно ориентироваться. И не происходит подросткового бунта, который обязательно случается в семьях, где ребенку говорят, что он должен делать, не объясняя, почему. Если же этот бунт начинается, нужно не бороться со своим ребенком, не винить его, а попытаться с ним говорить на равных, признать перед ним свои ошибки. Зачастую примирению мешает как раз отсутствие признания ошибки, а дети порой очень хотят, чтобы родители у них попросили за что-то прощения. И когда у родителей хватает на это сил и духа, многое упрощается.
А юноше или девушке необходимо учиться проявлять твердость — опять-таки без войн, без конфликтов — достойную твердость христианина, чтобы дать понять родителям: вот это для меня важно. Потому что, как правило, те, кто не дает своим детям, например, ходить в храм или по силам поститься, точно так же потом не дадут ему вступить в брак с тем человеком, которого он полюбит, избрать для себя ту профессию, которую он захочет, и так далее. Но всякий раз, не слушаясь и не соглашаясь с родителями, их все равно надо любить. Ведь эта любовь в первую очередь необходима самому ребенку, любовь вообще — это потребность не тех, кого мы любим, а наша собственная. Поэтому любить нужно, в том числе, и вопреки, не переживая, что при этом мы что-то теряем, наоборот — приобретаем.
То же самое относится и к уже повзрослевшим детям. Порой родители требуют поступить так, как они считают нужным, и тут необходимо понимать причину. Возможно, это результат сильных переживаний, а не желание навязать свою волю — то есть просто любовь, которая таким образом проявляется, не удерживаясь в границах человеческого сердца и заставляя папу или маму говорить о чем-то взрослому ребенку требовательно и настойчиво. А возможно, это действительно желание доминировать и диктовать свою волю. Тогда, к сожалению, не избежать ни конфликтов, ни взаимного отторжения.
Смириться перед истиной
Бывают, однако, и ситуации, в которых уже родители должны быть послушны своим детям. Я не говорю об удовлетворении детских капризов, когда это фактически некий детский шантаж по отношению к взрослым.
Послушание детям должно носить характер послушания здравому смыслу или истине Божией. Например, в одной очень хорошо знакомой и близкой мне семье на вопрос отца: «Кто в семье главный?» — дети всегда отвечали: «Папа». И вдруг однажды младшая дочь говорит: «Бог». Папу сначала ответ потряс, а потом и обрадовал. Через несколько дней он за что-то ругался в семье, и тут девочка опять ему говорит: «Тихо, Бог запрещает ругаться!». И папа замолчал, потрясенный еще раз, — послушался, хотя и не совсем церковный человек.
В таких ситуациях не нужно обрывать ребенка: какое, мол, ты право имеешь противоречить, — а нужно помнить, что истина, особенно истина Христова, неизмеримо выше любой человеческой правды и любого человеческого авторитета. И поэтому если ребенок тебе говорит об этой истине, ты должен просто смириться и сказать: да, ты прав, а я ошибся. И для ребенка это будет очень хорошим уроком — не надо бояться потерять здесь свое лицо, наоборот, ты его сохранишь. А иначе ты вступишь в противоречие с тем, с чем в противоречие вступать нельзя. И тогда уже ребенок будет иметь все основания тебя не слушаться, не уважать — или не уважать закон Божий, что еще страшнее.