что значит быть послушной

Послушность (Послушание)

Он пел любовь, любви послушный…

Преданность и послушание — вот что самое важное.

Джордж Оруэлл. Скотный двор

Стеша никогда не спорила с родителями — послушная дочь.

Тендряков, Не ко двору.

Послушность (Послушание) как качество личности – способность спокойно и смиренно слушать и слышать старших, чем-то жертвовать ради правильного поведения, охотно повиноваться родителям, учителям и наставникам; отдаваться во власть чего-либо.

— Поедем на ту гору, где живёт Бог, — сказал один всадник своему другу. — Хочу доказать, что он только и умеет, что требовать от нас молитв, и ничем не желает облегчить нам наше бремя. — Поедем, — согласился другой. — Покажу тебе, сколь крепка моя вера. И когда к вечеру они достигли вершины, прозвучал из темноты голос: — Наберите камней с земли, нагрузите ими своих коней. — Нет, ты слышал?! — воскликнул в негодовании первый всадник. — Мы и так-то еле добрались сюда, а он хочет навязать нам ещё большее бремя! Ни за что не стану взваливать на спину моему коню какие-то булыжники! Нет и нет! А второй повиновался и сделал то, что повелел Бог. Они завершили спуск уже на рассвете, и тогда в первых лучах солнца засверкали камни, которые взял с собой благочестивый всадник, ибо то были бриллианты чистейшей воды.

Послушание – вживание в слова Учителя. Послушность – способность внимательно слушать и слышать того, кто ведёт тебя к успеху и счастью. Без послушания не будет знания. Кто не послушен, тот к знанью равнодушен. Только послушные ученики покоряют вместе с Учителем вершины человеческого духа.

Как аквалангисту нужен кислород, так процессу познания необходим послушный ученик. Если ученик не уважает учителя, ведёт себя непочтительно, постоянно перечит, перебивает, процесс познания мира закрывает перед ним двери. Разум начинает работать при успокоенном уме. Когда ум спокоен, разум без помех анализирует входящую информацию, сверяет её с уже имеющимся знанием и стремится сделать новое знание частью своего жизненного опыта. Когда ум выпрыгивает «из штанов», «рвёт на себе тельняшку» в попытках что-то доказать или как-то оправдаться, разум ретируется и, в конечном счете, прекращает работу.

Послушный ученик активно слушает Учителя, при этом ведёт себя смиренно, уважительно и почтительно. То есть он становится Послушником. Знание достигает разума. Ещё раз: у послушного ученика знание достигает разума. У непослушника знание зависает на уровне ума, затем, влетев в одно ухо, вылетает через другое.

Философ Олег Торсунов пишет: «Человек сначала слушает, потом он начинает слушаться, потом он услышит и потом он становится послушником, т.е. он начинает следовать этому знанию. Он ведет себя послушно. Т.е. его разум настраивается на волну этого знания и принимает его. Принять знание означает смириться с ним, стать смиренным по отношению к этому знанию. Не спорить, не ругаться с этим знанием, а стать смиренным. Принять его. Принять, означает послушаться, услышать… Качество ученика – это смиренность. Ученик означает тот, кто послушник, тот, кто способен слушать. Послушник значит, способен слушать. Если человек не способен слушать, он ничему не выучится, академиком не станет. Поэтому, чем отличается глупый человек от умного? Первое отличие глупого человека от умного заключается в том, что глупый человек никогда никого не слушает, непослушный. С детства он непослушный, а взрослым он становится глупым. Умный человек, чем отличается? Он с детства послушный. А потом вырастает умным. Понимаете разницу? Непослушный ребенок означает эгоистичный. Послушный ребенок означает умный. Отсутствие эгоизма означает разумность».

Психолог Руслан Нарушевич говорит: «Обучение – это очень жесткий процесс подчинения. То есть, статус ученика это жесткий процесс подчинения. Учиться значит слушаться. И слушать, а не просто ходить, сидеть, смотреть на учительницу и набирать смсы в это время».

Разумный человек старается всю жизнь учиться. Учение предполагает послушание. Ученик созрел. Приходит Учитель, которого нужно сначала принять и после этого послушно за ним следовать. Философ Вячеслав Рузов говорит, что для ученика совершенство — это совершенное послушание. Это позволяет ему научиться контролировать свой ум. Ученики все должны слушаться, ученик не может не слушаться, это просто невозможно, это уже не ученик. И так у него появляется контроль ума. В какой-то момент он становится спокойным, он может воздерживаться от чувственных удовольствий, от греховной деятельности. Практика на этой ступени в основном состоит из слушания и послушания. То есть принцип таков, что тот, кто может слушать, тот становится послушным, смиренным. Если человек может слушать, он становится послушным. И все это делает его послушником.

Что нужно сделать, чтобы ребёнок стал послушным? Нужно обучить его навыкам активного слушания. Он должен научиться слушать, с ним обязательно надо разговаривать. Воспитание фактически представляет собой процесс организации разговоров с ребёнком утром и вечером на тему, например: обсуждение сказок. Если ребёнок научится слушать, он будет по жизни послушным. Очень просто диагностировать непослушного ребёнка: он не может и не хочет слушать, он даже слова не может выслушать, он сразу куда-то убегает, непослушный, простая идея, ничего сложного.

Разумное послушание гармонично уживается с самостоятельным мышлением. Послушность совсем не означает, что человек, безоговорочно, как робот, делает без разбору всё, что ему скажут. Истинное, благостное послушание всегда согласовывает свои поступки, по крайней мере, со своим духовным Наставником, то есть смотрит на мир его глазами или глазами Бога.

Благостное послушание кажется каким-то атавизмом, нонсенсом людям, попавшим под влияние энергии страсти или, что ещё хуже, энергии невежества. Для них кажутся странными, устарелыми фразы: послушный зову сердца, послушный родительскому благословению, послушный голосу разума. Они считают, что быть послушным страшно скучно. Куда веселей жизнь бунтаря и хулигана с её мятежным духом и не послушностью.

Послушность они представляют примерно так. В одной квартире жил попугай и о-о-очень послушная овчарка. Вдруг хозяева животных стали замечать, что собака из живого, резвого существа быстро превращается в дряхлую развалину, которая с трудом выходит на прогулку, едва добирается до миски, а всем играм предпочитает спокойный и глубокий сон. Взволнованные хозяева обратились к ветеринарам. Те ничего вразумительного сказать не смогли, собака здорова, а вот причина её состояния неизвестна. Всё выяснилось случайно. Однажды хозяйка пришла с работы раньше обычного. Открыв дверь, она услыхала громкие команды попугая: — Сидеть. Лежать. Сидеть. Лежать. И так каждый рабочий день, пять дней в неделю.

Довольно странное понимание послушности.

Послушание – дань правильному поведению. Правильное поведение предполагает правила. Послушно исполняя правила, человек жертвует частью своих удовольствий, свободы, отдаёт часть глупости и дурости. Например, нерадивому студенту не хочется вставать рано утром и идти на лекции. Но он, пересиливая свою нерадивость, встаёт и послушно бредет на лекции, то есть жертвует удовольствием поспать ради правильного поведения.

Как проявляется послушность? Принимая решение, разумный человек, видя, что сам может наломать дров, обращается к тем, кто старше, кто лучше знает этот вопрос. То есть он ради правильного решения жертвует более разумному, старшему своё видение. Философ Вячеслав Рузов пишет: «Готов ли я пожертвовать своим уже сложившимся красивым планом, своей чувственной радостью, своими идеями ради, точки зрения более старшего. Если я готов, это делает меня действительно эффективным, я выхожу из-под влияния своих чувств, потому что меня заставляют действовать мои чувства. То есть в любом случае более разумное какое-то мировоззрение оно, скажем так, менее подвержено влиянию чувств, оно больше подвержено влиянию разума. Если человек готов к этому, он становится каким? Послушным. Вот это есть идея воспитания. Идея воспитания — научить человека жертвовать своим видением по отношению в видению его учителя, к видению старших. Если он готов, он становится хорошим учеником, он становится послушным, он доходит до самого верха. То есть послушные доходят до самого верха. Гордые доходят до самого низа. Так как гордый он не хочет принимать более разумную точку зрения, поэтому он постоянно деградирует. Его чувства обманывают его, он идёт и тонет, как слон. А послушный человек он способен возвышать постоянно свою точку зрения, он её способен принимать. И он идёт, переходит по этим ступенькам, то есть каждый раз он принимает чью-то ещё более высокую сторону. То есть он никогда не оказывается самым умным, ему всегда есть чью более высокую точку принять. Зелёный плод всегда зреет, а зрелый плод всегда гниёт. Вот это как раз именно об этом говорится. Что у нас должно быть состояние зелёности, то есть мы должны быть готовы принять реальность, то, что мы зелёные от более зрелого фрукта и тогда мы будем зреть. А иначе раньше времени, так сказать, о себе подумаем как о спелом и ничего не получится.

Вот эта вот вязкость это один из таких сравнительных моментов. Наше сознание вязкое, когда мы не развиты, когда мы не готовы развиваться, иногда очень вязки: ну что это, да как это, и так нормально. Но всегда есть более разумная точка, и культура основана на этом, на отношении младших и старших. Поэтому если культура действует, младшие уважают старших, тгда они очень быстро прогрессируют. Если вместо уважения старших процветает культура гордости, эгоцентричности, тогда всё, уважения старших нет, нет развития, все умные, всё сами знают. Поэтому идет деградация в сознании. Поэтому в культуре воспитания происходит ежедневное применение идеи жертвенности».

Источник

Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением

Послушание — одна из основ духовной жизни христианина. Но современному человеку бывает трудно понять эту добродетель, еще сложнее ее усвоить. В чем состоит послушание? Кого надо слушаться в Церкви и в обычных жизненных ситуациях? На вопросы о добродетели послушания мы попросили ответить Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

что значит быть послушной. Смотреть фото что значит быть послушной. Смотреть картинку что значит быть послушной. Картинка про что значит быть послушной. Фото что значит быть послушной

— Владыка, вот человек начинает христианскую, церковную жизнь. Насколько важно ему научиться послушанию? И кого он должен слушаться?

— Когда человек приходит в Церковь, он должен приучать себя прежде всего слушаться Бога. Он должен учиться всю жизнь распознавать волю Божию о себе и быть ей послушным. Принимать со смирением все то, что посылает Господь в жизни, глубоко веря, что Бог Сам знает, что нужно для нашего спасения; что не только доброе, хорошее, но и все испытания, искушения, скорби, которые встречаются человеку на его жизненном пути, тоже есть действие Промысла Божия и ведут его ко спасению.

Для того чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям. Ведь и любовь к Богу невозможна без любви к людям, это двуединая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

Можно много говорить о послушании, но очевидно одно: если человек не приучился слушать других людей, то и Бога он слушаться не будет.

Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье. Дети должны слушаться старших — это аксиома. С ней сегодня активно борются, но тем не менее это один из краеугольных камней, на которых стоит человеческая цивилизация. Точно так же в школе ученик слушается учителя, на работе подчиненный — начальника и так далее. Если же младшие перестают слушаться старших, исчезает всякий порядок в семье, обществе и государстве. Послушание — очень важная часть человеческой жизни, без которой все скатится в полный хаос.

Если говорить о послушании в христианстве, то для каждого, кто приходит в Церковь, очень важно обрести духовника. Духовник — это священник, которому человек постоянно исповедуется, который знает его душевные склонности и жизненные обстоятельства и с которым можно посоветоваться по духовным и обычным житейским вопросам. Само собой разумеется, что этот священник должен быть опытным и искренним, должен сам вести неукорную жизнь. Тогда он сможет помогать своим духовным чадам в распознавании той самой воли Божией, о которой говорилось в начале.

Несколько иное явление — это послушание в монастырях. По древней традиции, это одно из самых главных монашеских деланий. Послушание в монастыре доходит до полного отсечения послушником своей воли перед старцем, духовником. Здесь надо помнить, что монашество — особый образ жизни и христианского подвига. Монах добровольно приносит себя в жертву Богу, живую и богоугодную, как говорится в чине монашеского пострига. А поскольку это жертва, то она предполагает более высокую степень самоотвержения, чем у мирян. Это касается и добродетели послушания: в монастыре человек учится отсекать свою волю, в том числе и там, где от мирянина этого не требуется. Это делается для того, чтобы воспитать себя соответствующим образом и стяжать дарования, которые свойственны именно монашеству, и дерзать на приобретение которых мирянин не может и не должен.

В сознании верующих людей монашество превознесено на очень большую высоту. Недаром благочестивая пословица говорит, что «Свет мирянам — иноки, а инокам — Ангелы», а само монашество называется «ангельским чином». Конечно же, это накладывает соответствующий отпечаток на всю христианскую жизнь. В результате у нас, в нашем христианском быту, имеет большое распространение и непоколебимый авторитет монашеская аскетическая литература. И действительно, она очень полезна, потому что в своих лучших образцах она достигает такой глубины проникновения в человеческую природу, к которой и близко не подошли даже до сегодняшнего дня научная психология и другие дисциплины, претендующие на знание человека.

Но здесь возникают и проблемы. Иногда люди, читающие аскетическую литературу, — Добротолюбие, Патерики, жизнеописания святых, — начинают пытаться повторить в своей жизни подвиги, описанные в этих книгах. То, что описывается в них, действительно необычайно духоподъемно и вызывает большой энтузиазм, особенно у молодого человека-неофита. Хочется стать таким же, как древние отцы, хочется добиться всего того, о чем пишется… И поэтому бывает, что человек, только что пришедший в Церковь, начинает искать в современной жизни ту же степень мироотречения, послушания, постничества, о которых рассказывается в этих книгах, особенно если он читает их без здравого духовного руководства. И отсюда трагические примеры, когда человек, берясь за ту меру подвига, которая ему просто недоступна в силу его образа жизни, впадает в прелесть, или надрывается, перестает жить духовной жизнью, часто при этом даже уходя из Церкви.

— Мне кажется, чаще происходит наоборот: люди заранее считают, что это все недостижимо. Те примеры послушания, которые мы видим в Патериках, современному человеку бывает очень сложно понять и принять…

— Да, конечно, многие истории из Патерика или «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника непонятны современному человеку. Собственно говоря, они могут восприниматься лишь как примеры того, как люди вырабатывали в себе высшую степень послушания, которая, повторю, недоступна, да, собственно говоря, и не нужна человеку, живущему в миру.

Но надо понимать, что те примеры, о которых говорится в древних книгах, на самом деле были действенными. И доказательство тому — сонм святых преподобных отцов, подвизавшихся в золотой век монашества. Их святость — результат в том числе и полного мироотречения, а оно предполагает и пост в меру, которую сегодня даже трудно себе представить, и послушание, и нестяжание, опять же настолько полное, насколько это вообще возможно для живого человека.

Поэтому я думаю, что понять и принять это несложно, если только не пытаться примерить каждый раз на себя: «Раз я этого не могу, значит, это невозможно». Это тоже очень распространенная особенность психики: человек примеряет к себе некое явление, не может его понести и тогда начинает его отрицать и осуждать. Далеко не всё, что не годится для нас с вами, не годится в принципе, — это надо помнить.

— Правильно ли относиться к послушанию как к потере личной свободы, отказу от собственного мнения?

— В какой-то мере это верно в монастыре. И то, скорее, это не потеря личной свободы, а ее добровольное отложение. Хотя все равно и здесь должны быть некоторые ограничения. Послушание заканчивается, если тот, кому оно оказывается, начинает требовать от послушника того, что против слова Божиего и евангельской нравственности.

Классический вариант монастырского послушания сегодня может быть реализован только в очень благоустроенном монастыре с духовно опытным наставником. Тогда послушание действительно может принести пользу. Однако недаром все святые отцы и наставники монашества называют следующей главной добродетелью рассудительность.

А для живущего в миру человека степень его послушания духовнику зависит от многих факторов, и прежде всего от уровня доверия и от того, насколько духовник опытен.

Но ни в коем случае в христианстве человек не может быть превращен в механизм, полностью подчиненный чужой воле. Такого быть не должно. Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением.

— Наверное, самое правильное послушание — по любви?

— Самое правильное — это послушание людям, которые для тебя являются авторитетными, на которых ты хочешь быть похожим, чей духовный опыт для тебя — безукоризненный и бесспорный. Конечно, хорошо, когда при этом есть добрые чувства, но прежде всего духовные.

— Какие качества в человеке противоположны послушанию, не дают ему развиться?

— Прежде всего гордыня, страсть к самочинию — это очень характерно для сегодняшнего времени, причем, к сожалению, и для людей церковных. Постоянно приходится с этим сталкиваться. Объясняешь что-то человеку и видишь, он понимает — да, так будет правильно. Но он пойдет и обязательно сделает по-другому, по-своему… Спрашиваешь: «Почему?». Молчит. Просто хочется обязательно сделать по-своему, другой причины нет. Порой это доходит даже до какого-то безумия, не побоюсь этого слова. Думаю, что подобное приходится видеть не только священникам, но и многим родителям в своих детях. Эта страсть к самочинию, конечно, признак очень незрелой души, независимо от возраста. Преодолевается она, как и другие страсти, только вниманием к своей внутренней жизни.

— К сожалению, это тоже особенность нашего времени. Есть священники, совершенно равнодушные к духовной жизни, не знающие и не желающие ничего о ней знать и не способные окормлять тех, кто к ней стремится. А есть священники, головы которых забиты какими-то неофитскими представлениями. И эту неофитскую горячность они проявляют не в собственной жизни, а учат ей других. Священник, который «благословил» человека бросить троих малолетних детей, на мой взгляд, заслуживает просто извержения из сана.

Что касается евангельских слов (часто еще приводят слова о «ненависти» к ближним из Евангелия от Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)), то не надо воспринимать их как призыв ко всем семейным людям бросить мать, отца, жену, детей… Здесь говорится о том, что нельзя ставить естественные родственные отношения выше любви к Богу. На первом месте в жизни человека должен быть Бог и исполнение Его заповедей. А среди заповедей Божиих — и почитание отца и матери, и любовь к ближним, естественно, и забота о них.

Этот случай — как раз классический пример, как человек не хочет терпеть своего креста. Я часто сталкивался с этим как духовник, да и сейчас ко мне обращаются с подобными вопросами. Приходит какая-нибудь раба Божия, у нее, как это часто бывает, не очень хорошо в семье, и просит: «Благословите пойти в монастырь. Я так хочу в монастырь, так хочу!» — «У тебя муж, дети есть?» — «Есть». — «Какой же тебе монастырь?» — «Это все не то, все неправильно и не так…» И у мужчин бывает точно так же — хотят в монастырь, жену и детей готовы оставить: «Ничего, Бог им поможет…» Это, конечно, совершенно нехристианское отношение к жизни. Так делать нельзя, это противоположно всем Божиим и человеческим установлениям. У такого человека в монастыре точно так же ничего не получится, как не получилось в семье. Тот, кто нетверд на своих путях в чем-то одном, будет таким же нетвердым и в другом.

Да, бывают примеры, их знает и история Церкви, и современная жизнь, когда люди, прожив жизнь в браке, поставив на ноги детей, потом шли в монастырь. Так поступили родители преподобного Сергия, множество людей в Древней Руси, начиная от великих князей и кончая простыми крестьянами. Так и сегодня некоторые делают — я лично знаю таких людей. И вот в этом нет ничего плохого, можно только приветствовать желание человека оставшееся время своей жизни посвятить служению Богу. И такие люди часто становятся очень хорошими монахами.

Но совершенно неправильно идти в монастырь, не закончив чего-то, уже начатого, что Бог благословил. Потому что и семейная жизнь, и рождение детей — это благословение Божие. Тут ведь парадокс возникает: идти против воли Божией для того, чтобы творить свою собственную волю. Если с этого начинать, какое может быть монашество?

Поэтому послушание бывает неправильным чаще всего тогда, когда неофитом руководит священник, который привык неофитство в людях поддерживать. На самом деле, это очень большая беда. Это говорит не просто о неопытности духовника, а об очень тяжелом искажении его собственной духовной жизни, о том, что ему нравится властвовать над душами людей. А для того, чтобы властвовать над человеком, надо в нем поддерживать и всячески распалять его неофитский жар… На самом деле задача духовника совершенно другая — помочь человеку тот яркий пламень, который горит в его душе во время прихода в Церковь, преобразовать в ровное, тихое горение, которого хватило бы на многие годы и десятилетия. Не погасить этот пламень, как тоже бывает: «Да все это чепуха, глупости, живи проще… подумаешь, мясо в пост… все нормально…». Можно ведь просто угасить в человеке все добрые порывы. Наоборот, опытный, правильный духовник будет стараться сделать так, чтобы добрая первоначальная ревность без крайностей сохранилась в пришедшем на возможно долгое время.

— Да, это очень тяжело. Если этот человек христианин, прежде всего надо искать себе духовника и слушаться его, несмотря на ответственный пост или на главенство в семье. Еще раз скажу о правильном и неправильном послушании. Правильное, неискаженное послушание вовсе не превращает человека в неполноценное создание, которое уже не имеет своей воли и боится всякой ответственности. Если же послушание неправильное, человек боится и шагу ступить: «А можно это? А можно то?». Это означает, что духовник не смог выстроить ровные и духовно трезвые отношения между собой и тем, кто у него исповедуется. Поэтому в идеале навык послушания ничуть не препятствует человеку иметь чувство ответственности за порученное дело, не противоречит умению самому принимать решения и отвечать за них.

Что касается людей одиноких — конечно, церковная, полноценная приходская жизнь как ничто другое может им помочь в преодолении своего одиночества. Но таким людям надо опасаться излишней привязанности к духовнику. Это очень большая проблема, если учесть, как много сегодня одиноких людей. А современный мир таков, что со временем их будет все больше и больше.

— Такое современное явление, как «поиски старцев», всегда ли связано с желанием послушания?

— Поиски старцев чаще всего основаны на неправильном, недолжном отношении и к жизни, и к роли старца. И связаны они, скорее, не с послушанием, а с желанием с легкостью избавиться от проблем. Представьте, что человек жил без Бога и на протяжении многих лет своей жизни делал все не так, как должно, а совершенно наоборот, и в результате пришел к разбитому корыту. И потом он начинает искать того, кто чудесным образом избавит его от всех бед и скорбей. Так не бывает, поэтому люди ездят из одного места в другое: тут и старцы, и старицы, и источники, и всякого рода бабки-экстрасенсы. А нужно только одно: найти священника, который поможет человеку начать внимательную духовную жизнь, приведет ко Христу. И чаще всего такой священник находится совсем рядом.

Журнал «Православие и современность» № 36 (54)

Источник

Послушание: как понимать эту христианскую добродетель

Мла­де­нец. появ­ля­ясь на свет, рас­тет, вос­пи­ты­ва­е­мый роди­те­лями. Но при­хо­дит момент, когда вдруг все выхо­дит за пре­делы разум­ного. Ребе­нок, еще вчера послуш­ный, ста­но­вится неуправ­ля­е­мым. Что делать?

Выше — правда Христова

Мы с дет­ства живем в послу­ша­нии у роди­те­лей, затем взрос­леем, и вот нако­нец-то при­хо­дит бла­го­дат­ное время, когда мы полу­чаем право само­сто­я­тельно при­ни­мать реше­ния и стро­ить свою жизнь. Однако хри­сти­ан­ство, каза­лось бы, огра­ни­чи­вает эту нашу сво­боду, так как при­зы­вает к стя­жа­нию доб­ро­де­тели послу­ша­ния… Кому и чему необ­хо­димо быть послуш­ным? В каких ситу­а­циях хри­сти­а­нин может про­явить непо­слу­ша­ние? Как послу­ша­нию научиться? Раз­мыш­ляет игу­мен Нек­та­рий (Моро­зов).

Навык и предрасположенность

Хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель послу­ша­ния, пожа­луй, явля­ется одной из глав­ней­ших. Только нужно верно ее понимать.

Чело­век — суще­ство, сотво­рен­ное Богом для пре­бы­ва­ния в состо­я­нии бого­об­ще­ния. Для того чтобы нахо­диться в таком состо­я­нии еди­не­ния с Богом, необ­хо­димо пре­бы­вать в послу­ша­нии Ему. Говоря при­ми­тивно — слу­шать, что Гос­подь хочет ска­зать тебе, и ста­раться в своей жизни это испол­нить. То есть послу­ша­ние — это прежде всего состо­я­ние сердца, когда чело­век внут­ренне ско­рее скло­нен к тому, чтобы послу­шаться и испол­нить, нежели к тому, чтобы взбун­то­ваться и про­ти­виться. Это не так про­сто, и этому нужно по-насто­я­щему учиться.

Как же можно услы­шать, что гово­рит тебе Гос­подь, ведь мы далеко не все­гда обла­даем столь совер­шен­ным духов­ным слу­хом? Однако есть Еван­ге­лие, кото­рое доно­сит до нас волю Божию и через кото­рое мы прак­ти­че­ски в каж­дой жиз­нен­ной ситу­а­ции должны волю Божию искать. Но и для этого нам ино­гда не хва­тает ни опыта, ни чут­ко­сти. Поэтому нужно учиться послу­ша­нию в обще­нии с людьми. Цер­ков­ный чело­век дол­жен быть послу­шен духов­нику, жена — мужу, дети — роди­те­лям. Но ни в коем слу­чае послу­ша­ние не явля­ется какой-то печа­тью на всей жизни чело­века: «Во что бы то ни стало твори послу­ша­ние», а иначе — обя­за­тельно согрешаешь.

Опыт хри­сти­ан­ской жизни посте­пенно учит чело­века отли­чать послу­ша­ние Богу через послу­ша­ние чело­веку от чело­ве­ко­уго­дия, кото­рое Богу будет про­тивно. И тут очень важно наме­ре­ние. Если чело­век стре­мится уго­дить Гос­поду, стре­мится к сми­ре­нию, то он, ско­рее всего, будет оши­баться гораздо меньше. А если такого наме­ре­ния нет, то ино­гда он будет по мало­ду­шию чело­ве­ко­уго­дием гре­шить, а ино­гда, наобо­рот, по дер­зо­сти — бороться с людьми, кото­рые до него волю Божию пыта­ются доне­сти и через кото­рых воля Божия в его жизни реа­ли­зу­ется. Поэтому помимо внут­рен­ней готов­но­сти послу­ша­ния надо иметь рас­суж­де­ние и здра­вый смысл.

В жизни свя­тых мы видим при­меры того, как они про­яв­ляли послу­ша­ние даже по отно­ше­нию к людям без­за­кон­ным и греш­ным, но лишь тогда, когда это не каса­лось измены Богу. Без­условно, бывают ситу­а­ции, в кото­рых нас понуж­дают к чему-то, что явным обра­зом Еван­ге­лию про­тивно. И совер­шенно разумно здесь про­явить твер­дость и непо­слу­ша­ние. Но если мы при этом имеем доб­ро­де­тель послу­ша­ния (то есть то самое внут­рен­нее устро­е­ние ско­рее послу­шаться), то наше сопро­тив­ле­ние тому, что не угодно Богу, будет носить харак­тер мир­ный и не при­ве­дет к вражде.

И легче всего учиться этому в дет­стве, хотя и во взрос­лой жизни бывают обсто­я­тель­ства, застав­ля­ю­щие при­об­ре­тать нуж­ные навыки очень быстро. Напри­мер, любовь. Когда насто­я­щая любовь вхо­дит в жизнь чело­века, то бла­го­даря ей он учится очень мно­гим вещам: по-дру­гому гово­рить, по-дру­гому дей­ство­вать, и что самое глав­ное, в его жизнь вхо­дит доб­ро­де­тель послу­ша­ния. Почему я об этом говорю? Потому что, если в нас появ­ля­ется любовь к Богу, то вме­сте с ней обя­за­тельно при­хо­дит и послу­ша­ние Ему, потому что любовь настолько чело­века к Богу вле­чет, что он вос­при­ни­мает каж­дое пре­пят­ствие на своем пути как какую-то боль. А непо­слу­ша­ние и ста­но­вится этим пре­пят­ствием: ты не слу­ша­ешься — и отхо­дит бла­го­дать, и душа оста­ется пустой. И тогда ты начи­на­ешь с этим пре­пят­ствием бороться в себе и к послу­ша­нию приходишь.

Когда непослушание — благо?

Конечно, бывает так, что роди­тели учат ребенка чему-то, что воле Божией про­тивно. В наше время огром­ное число семей не только неве­ру­ю­щих, но и живу­щих совер­шенно худой жиз­нью. Реаль­ный при­мер: жен­щина вдруг заяв­ляет своей пре­ста­ре­лой маме, кото­рая при­гля­ды­вала за ребен­ком до школы, а потом ока­за­лась не нужна: «Из дома не гоню, но кор­мить тебя больше не буду». И ребе­нок начи­нает тас­кать из холо­диль­ника про­дукты и класть их бабушке под подушку, чтобы она с голоду не умерла. Это полу­ча­ется непо­слу­ша­ние маме, но оно же одно­значно бого­угодно! Этот ребе­нок, может быть, о Боге еще ничего не знает и не думает, но посту­пает по есте­ствен­ному чело­ве­че­скому состра­да­нию вопреки злой и жесто­кой воле.

То есть дей­стви­тельно бывают ситу­а­ции, когда ребе­нок может и даже дол­жен по сове­сти про­яв­лять непо­слу­ша­ние про­сто потому, что настолько несо­вер­шен­ными ока­зы­ва­ются роди­тели. Сколько сей­час при­ме­ров можно найти в новост­ных лен­тах, когда люди умуд­ря­ются сво­его ребенка умо­рить до смерти. Послушно отда­ваться на их истя­за­ния? Конечно, нет. Поэтому ненор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния в обще­стве и в семьях, ненор­маль­ное время как тако­вое вно­сит очень мно­гие кор­рек­тивы и делает доб­ро­де­тель послу­ша­ния в неко­то­рых слу­чаях про­сто невозможной.

Бывают ситу­а­ции менее тра­ги­че­ские, но тоже слож­ные, когда ребе­нок нево­цер­ко­в­лен­ных роди­те­лей ходит в храм, в вос­крес­ную школу, полу­чает какие-то зна­ния о Боге, о том, что зна­чит быть хри­сти­а­ни­ном, и, есте­ственно, стал­ки­ва­ется с болез­нен­ными несо­от­вет­стви­ями, потому что роди­тели живут по дру­гим прин­ци­пам или вообще высту­пают резко про­тив воцер­ко­в­ле­ния. Как тут быть с послушанием?

Если такой ребе­нок уже ходит на испо­ведь, то свя­щен­нику нужны и дели­кат­ность, и муд­рость, чтобы помочь этому ребенку любить своих роди­те­лей. И в то же время он дол­жен поста­раться ему пока­зать ту завет­ную грань: где нужно слу­шаться роди­те­лей, а где нужно больше слу­шаться Бога, но не всту­пать никоим обра­зом во вражду с папой и мамой.

Взросление или дух противоречия?

Посте­пенно чело­век взрос­леет и начи­нает чув­ство­вать в себе сво­боду и право при­ни­мать какие-то реше­ния само­сто­я­тельно, не все­гда согла­ша­ясь с роди­тель­ской волей. Как разо­браться и ему, и его роди­те­лям, где здо­ро­вое взрос­ле­ние лич­но­сти, а где дух противоречия?

Не верно ори­ен­ти­ро­вать сво­его ребенка на то, что он всю жизнь обя­зан посту­пать исклю­чи­тельно по вашей указке. Наобо­рот, необ­хо­димо научить его жить само­сто­я­тельно впо­след­ствии и при­ни­мать реше­ния, дав ему для этого всю необ­хо­ди­мую основу. И когда роди­тели посту­пают так, тогда ребе­нок не чув­ствует себя несво­бод­ным… Вообще, послу­ша­ние не явля­ется сино­ни­мом несво­боды. Когда ребе­нок пони­мает, что пред­ло­жен­ное взрос­лыми — это не про­сто какая-то дик­та­тура роди­тель­ской вла­сти, а здра­вый смысл, добро, кра­сота, он про­сто сле­дует всему этому как неким образ­цам и иде­а­лам жизни. Ребе­нок пони­мает, что на него не давят, а про­сто посто­янно взы­вают к голосу его разума и сове­сти, и он начи­нает в этом посте­пенно ори­ен­ти­ро­ваться. И не про­ис­хо­дит под­рост­ко­вого бунта, кото­рый обя­за­тельно слу­ча­ется в семьях, где ребенку гово­рят, что он дол­жен делать, не объ­яс­няя, почему. Если же этот бунт начи­на­ется, нужно не бороться со своим ребен­ком, не винить его, а попы­таться с ним гово­рить на рав­ных, при­знать перед ним свои ошибки. Зача­стую при­ми­ре­нию мешает как раз отсут­ствие при­зна­ния ошибки, а дети порой очень хотят, чтобы роди­тели у них попро­сили за что-то про­ще­ния. И когда у роди­те­лей хва­тает на это сил и духа, мно­гое упрощается.

А юноше или девушке необ­хо­димо учиться про­яв­лять твер­дость — опять-таки без войн, без кон­флик­тов — достой­ную твер­дость хри­сти­а­нина, чтобы дать понять роди­те­лям: вот это для меня важно. Потому что, как пра­вило, те, кто не дает своим детям, напри­мер, ходить в храм или по силам поститься, точно так же потом не дадут ему всту­пить в брак с тем чело­ве­ком, кото­рого он полю­бит, избрать для себя ту про­фес­сию, кото­рую он захо­чет, и так далее. Но вся­кий раз, не слу­ша­ясь и не согла­ша­ясь с роди­те­лями, их все равно надо любить. Ведь эта любовь в первую оче­редь необ­хо­дима самому ребенку, любовь вообще — это потреб­ность не тех, кого мы любим, а наша соб­ствен­ная. Поэтому любить нужно, в том числе, и вопреки, не пере­жи­вая, что при этом мы что-то теряем, наобо­рот — приобретаем.

То же самое отно­сится и к уже повзрос­лев­шим детям. Порой роди­тели тре­буют посту­пить так, как они счи­тают нуж­ным, и тут необ­хо­димо пони­мать при­чину. Воз­можно, это резуль­тат силь­ных пере­жи­ва­ний, а не жела­ние навя­зать свою волю — то есть про­сто любовь, кото­рая таким обра­зом про­яв­ля­ется, не удер­жи­ва­ясь в гра­ни­цах чело­ве­че­ского сердца и застав­ляя папу или маму гово­рить о чем-то взрос­лому ребенку тре­бо­ва­тельно и настой­чиво. А воз­можно, это дей­стви­тельно жела­ние доми­ни­ро­вать и дик­то­вать свою волю. Тогда, к сожа­ле­нию, не избе­жать ни кон­флик­тов, ни вза­им­ного отторжения.

Смириться перед истиной

Бывают, однако, и ситу­а­ции, в кото­рых уже роди­тели должны быть послушны своим детям. Я не говорю об удо­вле­тво­ре­нии дет­ских капри­зов, когда это фак­ти­че­ски некий дет­ский шан­таж по отно­ше­нию к взрослым.

Послу­ша­ние детям должно носить харак­тер послу­ша­ния здра­вому смыслу или истине Божией. Напри­мер, в одной очень хорошо зна­ко­мой и близ­кой мне семье на вопрос отца: «Кто в семье глав­ный?» — дети все­гда отве­чали: «Папа». И вдруг одна­жды млад­шая дочь гово­рит: «Бог». Папу сна­чала ответ потряс, а потом и обра­до­вал. Через несколько дней он за что-то ругался в семье, и тут девочка опять ему гово­рит: «Тихо, Бог запре­щает ругаться!». И папа замол­чал, потря­сен­ный еще раз, — послу­шался, хотя и не совсем цер­ков­ный человек.

В таких ситу­а­циях не нужно обры­вать ребенка: какое, мол, ты право име­ешь про­ти­во­ре­чить, — а нужно пом­нить, что истина, осо­бенно истина Хрис­това, неиз­ме­римо выше любой чело­ве­че­ской правды и любого чело­ве­че­ского авто­ри­тета. И поэтому если ребе­нок тебе гово­рит об этой истине, ты дол­жен про­сто сми­риться и ска­зать: да, ты прав, а я ошибся. И для ребенка это будет очень хоро­шим уро­ком — не надо бояться поте­рять здесь свое лицо, наобо­рот, ты его сохра­нишь. А иначе ты всту­пишь в про­ти­во­ре­чие с тем, с чем в про­ти­во­ре­чие всту­пать нельзя. И тогда уже ребе­нок будет иметь все осно­ва­ния тебя не слу­шаться, не ува­жать — или не ува­жать закон Божий, что еще страшнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *