что значит быть рабом
Значение слова «раб»
1. Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина — рабовладельца, представитель угнетенного класса при рабовладельческом строе. Рабовладельцы и рабы — первое крупное деление на классы. Ленин, О государстве. Рабы не получают доли из продукта, а только содержатся своим владельцем, как содержится им домашний скот. Чернышевский, Очерки из политической экономии (по Миллю). || Тот, кто является частной собственностью другого, имеющего право на его личность, труд и имущество; крепостной. Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Н. Некрасов, Мороз, Красный нос. [Лопахин:] Я купил имение, где дед и отец были рабами. Чехов, Вишневый сад. || Тот, кто зависит от другого, кто лишен свободы действий в силу экономической эксплуатации, политической зависимости и т. п. Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Интернационал. [Радио:] Девять лет — нет фабрикантов, помещиков нет. Девятый год нет у нас ни рабов, ни господ. Маяковский, Радио-Октябрь.
2. перен. Тот, кто слепо и прдобострастно исполняет волю другого. Среди рабов до упоенья Ты жажду власти утолил. Помчал к боям их ополченья, Их цепи лаврами обвил. Пушкин, Наполеон. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны. И перед властию — презренные рабы. Лермонтов, Дума.
3. перен.; обычно чего. Тот, кто целиком подчинил чему-л. свою волю, свои поступки. Раб привычек. Раб страстей. □ Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? Пушкин, Евгений Онегин. Видно, в каждом хозяине сидит раб — раб перед копейкой, и эта рабья жилка осталась в нем на всю жизнь. С. Никитин, Старики.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАБ, а́, м. 1. В ранней, докрепостнической стадии эксплоататорского общества и в колониальных странах — эксплоатируемый человек, лишенный всяких средств производства и вместе со своей рабочей силой являющийся товаром, полной частной собственностью эксплоататора. Восстание рабов в древнем Риме под руководством Спартака. — Революция рабов ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся. Но вместо них она поставила крепостников и крепостническую форму эксплоатации трудящихся. Сталин. 2. Крепостной крестьянин. Дворовые толпы́ измученных рабов. Пушкин. Хлеб полей, возделанных рабами, нейдет мне впрок. Некрасов. 3. Тот, кто зависит от другого, кто лишен свободы действий (в силу экономической эксплоатации, политической или иной зависимости и т. д.; ритор.). — Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Ленин. Рабочие не хотят больше быть рабами капиталистов. 4. перен. Тот, кто слепо и подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонничает и льстит (ритор. презрит.). Окружен рабов толпой, с грозным деспотизма взором. Пушкин (об Александре I). 5. перен., чего. Человек, целиком подчинивший чему-н. свою волю, свои поступки (книжн.). Р. своих страстей. Р. своих привычек. Не сплошь мы пошлости рабы. Некрасов. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. истор. представитель низших слоёв общества, бесправный человек, являющийся собственностью рабовладельца ◆ «Скажи, что делает твой господин?» ― спросили раба его. Григорий Сковорода, «Толкование из Плутарха о тишине сердца», 1766—1794 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если кто-то нарушит это предписание, свободный гражданин заплатит штраф, а раба высекут на месте преступления. «Кунсткамера», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
2. перен. человек, попавший в зависимость от чего-либо или в подчинение кому-либо ◆ Раб привычки. ◆ Раб страстей. ◆ Раб идеи. ◆ Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839—1841 г. ◆ ― Что же он велел передать тебе, раб? ― Я не раб, ― всё более озлобляясь, ответил Левий Матвей, ― я его ученик. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 2», 1929—1940 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова тихушник (существительное):
Сколько разных смыслов имеет слово раб в Торе?
(Понятое таинство, развенчание мифов, комплексная синтетическая заповедь). Знать, что в Торе и Танахе в целом слово «раб» имеет несколько различных смыслов, непонимание которых приводит к колоссальным проблемам в обществе. Вот они:
А. Раб Элоhим – почётное звание, обозначающее праведника из человеческого рода, находящегося в служении у Высшего Разума и Закона, который Йеhова передал землянам. Отвратительной пародией и искажением данного смысла является религиозный термин «раб божий», потому как (во-первых речь в текстах Торы и Танаха идёт не о «боге», а об Элоhим); во-вторых, многие религии называют «рабами божьими» всех грешников подряд, искажая тем самым светлую память о реальных рабах Элоhим (Праведниках Законниках), а в-третьих, в связи с тем, что люди в массе своей этих лингвистических тонкостей (связанных с бедностью лексического запаса древнееврейского языка) и не знают, принимают подсознательно кодировку слова «раб» в значении – бесправный/порабощённый. И, естественно – когда их таким термином систематически называют – у них развивается классический рабский менталитет, при том – в первую очередь – перед адептами культа, которые людей так называют, т.к. культ и исполняет функцию подмены – сначала придумывает «куклу бога» или некую абстракцию, описываемую внутренними догматами, затем назначает именно себя и своих адептов наместниками и посредниками этого «бога», а паству – соответственно – рабами «бога», равно как и своими, что на уровне кодировки подсознания человека действует деструктивно в отношении его личности, уничтожая вес его личности, его «Я» и достоинства в его же глазах, переводя в категорию повинного, осужденного, порабощённого и бесправного, чьё дело – беспрекословно подчиняться и не задавать вопросов. Вот так это и работает. А, по сему, те умные люди, которые поймут, что слово «раб» в Торе и Танахе имеет несколько смыслов – должны избегать употребления этого слова в различных смыслах, т.к. массам это будет не объяснить. Перестаньте людям внушать кодировку рабов! Считайте каждого, кто так делает – врагом. Массы следует выводить из рабства, в первую очередь ментального и духовного, в которое их с успехом, как скот в загон, загнали культы при помощи вербально-догматических зомби программ. И сделать это могут только рабы Элоhим – Истинные Законники – праведно живущие и обучающие других.
Б. Раб, как домочадец, находящийся в услужении у какой-то семьи, или одного хозяина. По сути – батрак, который не строит своё имение, а прислуживает за плату или откуп кому-то другому. Данного человека нельзя удерживать силой – если было условие его работы на определённый срок, то по истечении срока он волен уйти от хозяина, как контрактный рабочий, вне зависимости – добровольно ли он пришёл в служение за плату, или на каких-то иных условиях (например, как Яаков – за жену), либо если был перекуплен у предыдущего хозяина (как ныне футбольные клубы перекупают игроков легионеров, и как индустриальные магнаты перекупают специалистов контрактников). Данные домочадцы живут вместе с хозяевами в одной общине, вместе трудятся. В их отношении не идёт речь ни о каком притеснении.
В. Раб, как подчинённый – в виде термина, определяющего разницу в иерархии подчинения начальству. В таком же смысле строится и управление государством. Всегда есть власть и её представители, равно как и те, кто должен подчиниться. Важно – какова эта власть. Если это власть беззаконников, то она противна Элоhим. Она есть мерзость, ибо власть беззакония – зло, ведь сам Закон – есть Добро и Справедливость. А, следовательно, вся власть должна быть у Законников – истинных Рабов Элоhим, поместивших Тору в сердце и душу. Всякий Еврей обязан сопротивляться власти беззакония и устанавливать власть Закона, иначе – не еврей (не Иври) он, раз не пришёл к Закону и не стал Законником. В финале же исполнения пророчеств, всякая власть беззакония на Земле будет низложена, Тора выйдет из Иерусалима и над всей Землёй будет Храм и Закон единый, и Элоhим во главе Законников Иврим. И не будут ими порабощаться народы, но подчинятся, ибо удел того, в ком нет закона – подчиниться Законникам, и будет так. Только тогда будет мир, только тогда перекуют мечи на орала и не будут больше учиться воевать. Берегитесь, чтобы не поверили вы беззаконникам, которые скажут: «Принесли мы вам всё это»… Ибо Законники истинные будут дающими, а не берущими, и во главе их будет чистый – не служащий деньгам.
Г. «Раб твой», как вежливое обращение, означающее ни что иное, как «к вашим услугам» на современном языке.
Берейшит, 33 глава: «5 И поднял глаза свои, и увидел жен и детей, и сказал: “Кто это у тебя?” И сказал тот: “Дети, которых Элоhим даровал рабу твоему”.»
Данная фраза в Торе, естественно не подразумевает, что Исраэль был рабом Эйсаву. Произнесённые слова подразумевали верх учтивости.
Д. Раб, как обманутый экономически, что заставило его (якобы добровольно) прийти и отдаться в рабство. То, что сделал Йосеф и его братья – сыновья Исраэля с египтянами, за что и сами в последствии поплатились уже своим рабством, но уже как угнетённые силой, а не капиталистической хитростью.
Е. Раб, как угнетённый. Невольник – тот, кто против своей воли содержится и угнетается – порабощенный силой. Как пример – те, кем стали сами потомки Исраэля в Египте после смены вектора власти, можно сказать «дворцового переворота».
Ж. Порабощённый из беззаконников. Право подвергать трудовой повинности беззаконников в землях Израиля дано Иврим в 25-ой главе Ваикра. Однако, следует понимать, что любой беззаконник может раскаяться, изучить и принять Закон – в таком случае он может обрести свободу через 6 лет.
Незнание всех этих тонкостей и разниц приводит людей к диким выводам: одни думают, что раз в Торе упоминается, что у Авраама были «рабы», то значит – что это – хорошо, и что так и надо (хотя Авраам держал именно батраков, а не рабов в смысле порабощённых силой, и, естественно, ни в коей мере их не угнетал, а что до его внука – Исраэля – так целых 4 колена Израиля произошли от двух «рабынь» его жён, т.е. – служанок; и их – тоже, естественно, никто не угнетал); другие думают, что всю паству следует называть «раб божий» (проблемность чего уже изложена выше); третьи считают, что метод (капиталистический захват с использованием дефицита, голода и инфраструктурных нарушений), которым Йосеф с братьями поработили египтян – дозволен, и, более того – предпочтителен для Народа Израиля (капитализм – безусловно – главный порок Народа Израиля и отец большинства сопутствующих грехов, за что Народ Израиля наказывается всю историю человечества, и вот уже – весь Мир, и сам Народ Израиля оказались на грани великого братоубийства, за которым стоит всё тот же порок – златопоклонничество, идолослужение в виде поклонения деньгам, прибыли и собственности, право капитала и право сильного – капитализм).
Но одни из самых отвратительных заблуждений человеческих – это когда беззаконники (те, кто сам не понял или не принял Закон) порабощают и угнетают различными схемами людей в самом Израиле без разбора. Также отвратительно и то, что существуют культы тунеядцев, считающих себя евреями, а остальных – своими рабами – эта категория людей не просто не понимает Торы и Танаха – они фактически живут от обратного предписаниям, вне зависимости от того, какую иллюзию сами себе выстроили, пристрастно толкуя Закон. Прекратите использовать Тору, как оправдание рабства, ибо это – не просто ошибка, а колоссальное зло! Что подтверждено также Танахическими Пророками.
Хотя, кому я это объясняю? Катастрофу помните? Так вот – месть Йеhовы будет ужаснее, и коснётся всех. Таковы еврейские пророчества.
Читать онлайн или бесплатно скачать первое издание «Книги Еврея» вы можете здесь:
Времени остаётся крайне мало. Пошлите эту книгу всем достойным, чистым и праведным, кого знаете.
Кто такой раб Божий?
Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева |
Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»
Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.
Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.
Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.
Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae), другая шла за ней по пятам (pedissquae), третья впереди (anteambulatrices). Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones), одевания (ornatrices), ношения зонтика за госпожой (umbelliferae), хранения обуви и гардероба (vestiplices).
В доме были также пряхи (quasilliriae), швеи (sarcinatrices), ткачихи (textrices), кормилицы (nutrices), няньки, акушерки (obstetrices). Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи (cursores), кучера (rhedarii), носильщики паланк`инов (lectarii), карлики, карлицы (nani, nanae), дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae).
Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.
Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.
Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.
Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода». Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.
Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» [7] .
Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).
«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу».
А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).
Такое бы рабство каждому из нас….!
[1] «Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.
О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.
Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.
В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).
[2] Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265. «По учению древнеримского права раб не считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина». (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).
Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и в имущественной стороне юридического положения рабов.
«Право господина на раба является обыкновенным правом собственности – dominum или proprietas. При этом качество раба как вещи…есть как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается поэтому рабом даже тогда, когда он почему– либо в данный момент не имеет господина – например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius (ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной occupatio всех желающих… Тем не менее, римские юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной собственностью, они в то же время иногда называют это право potestas (распорядительные права), в каковом выражении заключается уже признание некоторого личного элемента в отношениях между господином и рабом.
Практически признание человеческой личности раба сказывалось уже в следующих положениях.
Уже… издревле установилось правило, что хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera animalia) но место погребения раба есть locus religious (священное место), в такой же мере, как и могила свободного человека.
Признаются далее и кровные родственные связи рабов – cognationes serviles: в близких степенях родства они составляют препятствие к браку. В классическом праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов разделять друг от друга близких родственников – жену от мужа, детей от родителей…Эдикт императора Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный господином на произвол судьбы, делается свободным. Решительнее были две конституции императора Антонина Пия: одна из них подвергала господина за назаконное (sine causa) убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило раба искать убежища в храме или у статую императора, расследовать дело и принудить господина продать раба в другие руки. Насколько эти предписания достигали своей цели – это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.
Раб, как вещь, не может иметь какого-либо своего имущества, не может иметь каких-либо прав… Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже издревле рабу приписывается способность приобретать – конечно, в пользу своего господина… За ним признается…способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при этом, как некоторый приобретательный орган господина, как instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого необходимую для сделок правоспособность заимствует от господина – ex persona domini…Раб может, таким образом, заключать все те сделки, к которым способен его господин; этот последний на основании этих сделок может предъявить все иски совершенно так же, как если бы он действовал сам» (Покровский И. А. История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)
[3] «Положение рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных или, может быть, было худшим. Однако условия рабства не застывают в известных рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции, изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и политическим благоразумием, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. То же самое влияние оказывали часто религия и обычай. Наконец, закон берет раба под свое покровительство, которым, впрочем, еще раньше пользуются домашние животные…
Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто – и в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему предоставляли полную «свободу умирать». Катон старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями и обычаями и законами. « (Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ. соч. С. 36, 43-44).
[4] Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.
На фоне такого ужасающего положения рабов странным может показаться традиция богатых людей в древнем обществе держать при себе кучу нахлебников, которых называли паразитами.
«Паразит – греческое слово; так назывались в древности лица, распоряжавшиеся в Афинах общественным столом; в последствии этим именем пятнали всякого питавшегося за чужой счет; лучшие писатели Рима, как Плавт, Гораций, Ювенал и др. боролись с этим осадком деморализации древнего общества; но в их произведениях паразит служит еще только предметом осмеяния. Сидоний (выходец одной из самых знатных фамилий Галлии, префект Рима, а затем епископ в гор. Клермоне. Скончался в 488 г. – В. Б) старался внушить омерзение к людям, которые…незадолго перед тем временем пользовались еще большим почетом в римском обществе»
Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:
«…Сотрапезники, вообще, назывались «паразитами», но в этом слове сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии. После паразитами стали называться дармоеды, шуты, приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты приноравливались к нравам и привычкам своих патронов. Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз, выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз; хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу. Паразит Александра Македонского не упустил заметить на жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха, напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал распорядитель стола – амфитрион, наблюдал, достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья, заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем всех, иногда били, и…кормили в награду за оскорбление» (Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).
[5] Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593.
« В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).
[6] «Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2000. S. 656-657).
[7] Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.
В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.
…В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.
Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…
На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.
Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из – за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).
[8] См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 707-708.
[9] A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H. Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.
Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin – Muenchen – Zuerich, 1976. S. 119.
В греческом языке Нового Завета использовалось еще одно слово для обозначения раба оiketes (Фил. 10-18), еще более многозначное, чем doulos. Это – раб, домочадец, слуга, работник. (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Указ. соч. С. 165-167.)
Для славян небезынтересно происхождение латинского слова sclavus, от которого – нем. Sklave, англ. Slave, фр. Esclave. Оно возникло из племенного названия славян (этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. С. 656).
[10] Приведем несколько примеров.
«Даниил, раб Бога живого!» (Дан. 6, 20).
«O Daniel, servant of the living God!» (Dan.6, 20). Servant – слуга, служитель, прислуга (Мюллер В. К. Англо-Русский Словарь. М., 1971. С. 687)
«Daniel, du Diener des lebendigen Gottes» (Dan. 6. 21). Diener – слуга, служитель (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Deutsch-Russisch. Band 1. Berlin – Muenchen, 1997. S. 408)
«Danielu, slugo zyjacego Boga!» (Dn. 6, 21). Sluga –(книжн.) слуга. Sluga Bozy – раб Божий (Гессен Д., Стыпула Р. Большой польско-русский словарь. Москва – Варшава, 1967. С. 978
«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1, 1).
«James, a servant of God and of the Lord Jesus Christ» (Jas. 1, 1).
«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa Chrystusa» (Jk. 1, 1)
«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса Христа» (Тит. 1, 1).
«Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ» (Tit. 1, 1).
«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu Christi» ( Tit. 1, 1).
«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa Chrystusa» (Tt. 1, 1).
Или известный стих из Благовещения Девы Марии:
«Тогда Мария сказала: се раба Господня» (Лк. 1б 38).
«And Mary said, behold the handmaid of the Lord» (Lk. 1, 38). Handmaid – (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).
«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des Herrn» (Lk. 1, 38).
Na to rzekla Maryja: « Oto ja sluzebnica Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica – прислуга, служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)
Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.
The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King James version). New York, б. г. Р. 2166, ( New Test.) 631, 586, 162.
Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift. Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.
Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan – Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.
Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня) – около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга) – выступает в разных значениях и формах единств. и множеств. числа – около 500 раз, а Magd (служанка) – около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel. Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).
В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в которой словарные статьи разработаны не так подробно, как в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня – более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных формах и числах (единств. и множеств.) – около 120 раз, служанка, служанки – около 40 раз (Симфония. Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643, 729, 730, 731).
[11] Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М., 1910-1914. С. 169-170. Исконно русская форма «роб» означает слуга, раб, соответственно роба – служанка, рабыня. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М., 1987. С. 487.)
[12] Лосский В. Догматическое богословие. Богословские труды, № 8. М., 1972. С. 172-173.
[13] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 21. О неведении и рабстве. Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: Репринт, 1913. С. 287.
[14] Святитель Феофан Затворник. Толкование пастырских посланий св. апостола Павла. М.: Репринт, 1894. С. 435, 29.