что значит быть терпимым в отношениях с людьми
О терпении и терпимости
Все мы знаем, что терпение – одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое – терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и – в гораздо большей степени – на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же толерантность, – это такая лукавая вывеска, под которой в реальности – апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.
К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость – это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.
Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость – совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам – значит, и мне самой тоже.
Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.
Не считать себя лучше его – даже если мы действительно успели уже научиться тому, чему он еще не научился, или избавлены Богом от недостатка, которым он страдает. Не присваивать себе право суда над ним.
Понимать, что другой человек – это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.
И не навязывать ему своих убеждений – даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.
Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет – кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:
– Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!
Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил – подлинных или надуманных, но правил – которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко – ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.
Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей – чаще всего моих старых друзей и коллег – относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять.
…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела – в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, – но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить – а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?
В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.
Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.
Причина – в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием – такой вот психологический парадокс.
Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии – не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом – во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, – в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.
К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, – придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…
Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей – не много, но знаю, – которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты – тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие – в данном случае подлинное, идущее от сердца – выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», – сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, – очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют – не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека – да от самого его облика! – пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.
Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.
Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности – но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.
Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других – как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).
Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя – иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться – не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы – это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству – ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.
Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) – и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой – остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55–56).
Когда нужна терпимость, и что терпеть нельзя?
Терпимость — одно из лучших человеческих качеств, перед которым стоит преклонять колени.
Учить терпимости детей надо с рождения. Особенно это касается семей, где растут несколько детей. Тут уж каждый пытается тянуть одеяло на себя. В крови у человека борьба за место под солнцем даже в семейном кругу — чего бы это ни касалось: от игрушек до лучшего куска пирога или телевизионного пульта.
Как известно, у ребёнка в семье вырабатывается модель поведения, которая потом будет проецироваться на его отношения с другими людьми в жизни. Другими словами, как ему позволят «себя» воспитать родители, такой человек выйдет в общество. Его не научат в школе или в институте проявлять терпимость, если дома он не впитает в себя азы общения в конфронтации.
Терпимость может выражаться в качестве принятия к сведению фактов, событий, мнений, которые не совпадают с внутренними убеждениями. Это спокойное отношение к происходящему, без эмоций. Когда мы проявляем терпимость, то занимаем позицию стороннего наблюдателя по отношению к тому, что творится вокруг нас.
Например, кто-то протискивается без очереди. Ему кричат: «Э… куда полез, тут очередь — что, не видишь?» — и посылают вдогонку ругательства. Терпимый же человек просто промолчит. Хотя в мыслях и промелькнёт: «Ай-я-ай, как нехорошо… да мало ли, может, торопится человек». Это лишь частный случай.
В социуме сплошь и рядом приходится проявлять терпимость, потому что невежество встречается на каждом шагу. «Невежество — это камень преткновения, о который постоянно спотыкаешься». Грубых людей можно встретить где угодно: на улице, на работе, в общественном транспорте и других местах. Проявление бескультурья было, есть и, наверное, будет.
Почему же так? Ведь везде: в садах, школах, институтах — кругом говорят о морали и нравственности, стремятся к добру. Причина же того, что очаги невежества возникают то тут, то там, на мой взгляд, кроется в том, что поступок всегда сильнее воздействует на сознание, чем сказанное слово! В таком случае, если «хорошее» слово авторитета расходится с его «плохим» делом, то эффект на «наблюдателя» окажет именно последнее — дело. Потому что человеческому сознанию скопировать модель поведения легче по поступку, чем координировать собственные действия со словесным нравоучением.
Терпимость связана с возможностью контролировать себя, умением проявлять нейтралитет, со снисходительностью к другим, ведь у всех свои недостатки. Можно бесконечно говорить о том, что терпимость — это достойное умение владеть одной из этических составляющих. Какова же мера терпимости? Ведь во всём следует знать меру, иначе можно перейти в крайность, что обязательно обернётся плохо.
Мера терпимости по отношению к картине мира, замечаемой у многих субъектов, равна бесконечности. Например, это касается религиозных догм, манеры социального поведения больших групп людей. Это в случае, если речь идёт об отношениях типа «субъект — большая группа».
Бесконечной терпимостью следует запастись, если вдруг случайно повстречали невежд. На грубость можно нарваться неожиданно для себя. Сложно, конечно, при явном хамстве сдержаться. В голове должна доминировать мысль: «Будь выше всего этого». Спускаться до уровня грубиянов, случайно попавшихся на пути?! Ни за что!
И всё-таки существуют жизненные ситуации, в которых терпимость вредна, просто опасна для жизни, может привести к необратимым последствиям для тех, кто проявляет терпимость. Это касается аспекта поведения, а не концептуальной позиции людей.
Порой на работе попадаются неадекватные сотрудники, пытающиеся постоянно оказывать давление в грубой форме. Многие коллеги проявляют по отношению к ним нечеловеческое терпение. А стоит ли? Частенько рядом с нами живут странные соседи, осуществляющие нападки, противоречащие не только моральным, но и дисциплинарным нормам.
Нельзя терпеть, если постоянно нарушают ваши права и пытаются воздействовать на вашу жизнь неразумными способами, помимо вашей воли. Проявляя терпимость в таких случаях, мы наносим вред своей психике, кроме того, с нами перестают считаться.
Угнетатель просто начинает думать, что вы «тряпка». Так может остаться всего один шаг до закона, работающего в мире животных: все делятся на слабых и сильных. Сильный не тот, кто прав, а тот, кому подчиняется слабый. Поэтому стоит задумываться, где проявлять терпимость, а что терпеть нельзя.
ObRetu
Если вы попали на эту страничку, то вы задумались о том, что включает в себя понятие Терпимость и нужно ли быть терпимым к окружающим, если они отличаются от вас.
Необходимо начать с определения значения слова Терпимость. Опираясь на философский словарь Спонвиля, где указано, что позволять окружающим делать что-то такое, чему мы могли бы помешать = Терпимость. Если мы терпим какие-либо действия или слова окружающих людей, то мы проявляем терпимость.
Понятие терпимость
Терпимость – это особое умение человека относиться к кому-либо / чему-либо с терпением. К примеру, я – не люблю попсу и мне совершенно не нравятся песни Бузовой, но я понимаю то, что у всех людей свои вкусы, поэтому не иду скандалить к соседке, которая перед самым сном включает на полную громкость творчество этой дивы.
В политологии терпимостью принято называть готовность не препятствовать убеждениям других людей или их действиям, даже в случаях неприязни к ним.
Кстати, безусловно, что терпимость является незаменимым компонентом в любых дружеских или семейных отношениях. Трудно представить, что близкие друзья или родственники никогда не проявляют терпимость к друг другу.
Почему я решил написать о терпимости и её роли в жизни человека? Потому что в жизни я очень часто натыкался на ситуации, когда человека осуждали за то, что его интересы значительно отличались от интересов большинства. Сегодня 2018 год, но ничего не меняется, а даже как-то наоборот.
Терпимость – одна из главных черт развитого общества. В развитом обществе два эмоционально зрелых человека не будут конфликтовать от того, что один болеет за Динамо, а второй за Спартак.
Как развить в себе терпимость?
Учиться. Прочитайте о том, зачем нужно образование. В первую очередь необходимо изучить побольше религиозной литературы. Религия и любая религиозная литература нацелена на развитие терпимости.
Необходимо отказаться от осуждения других людей. Если человек не осуждает других за поступки, а пытается понять мотивы действий человека, то он учится терпимости.
О какой терпимости может быть разговор, если человек не умеет слушать? Умение слушать – фундамент терпимости. Если человек не слушает окружающих, то он показывает нетерпимость.
Упражнения для развития терпимости
Делай комплименты окружающим. Чаще хвали их за их заслуги. Возможно, что на вас будут смотреть, но что не сделаешь ради того, чтобы стать лучшей версией себя. Если ваш коллега сегодня добился хороших результатов, то можно похвалить его за это.
Участвуй в спорах, но пытайся протащить свою точку зрения в массы. Терпимость – это уважение чужого мнения.
Чем терпимость отличается от толерантности?
Достаточно часто люди путают толерантность и терпимость, поэтому необходимо немного капнуть в эту тему. Толерантность – длительное явление, которое формируется годами, а терпимость может повиться мгновенно. Так же, толерантность не может быть быть навязана кем-то со стороны, либо навязана законодательством. Терпимость может быть навязана с кем-то со стороны, либо законами. Закон может заставить нас быть терпимыми, но не может заставить нас быть толерантными.
Надеюсь, что данная статья была полезна для вас. Не забывайте поделиться ей с друзьями и подписаться на нас в социальных сетях. Блог у нас образовательный, поэтому рекомендую почитать про дистанционное образование. В целом, у нас много и других полезных статей.
Толерантность
Что такое толерантность
Мы часто слышим слово «толерантность», к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным — хорошо?
Термин «толерантность» пришел к нам из науки под названием «социология». Социология изучает общественный строй, закономерности событий, обычаев общества, социальные институты и то, как складываются отношения между людьми в обществе. Толерантность — это терпимость к чужому. Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным — не значит быть равнодушным и безразличным ко всему. Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. Мы не должны грубо реагировать, проявлять агрессию, говорить злые слова тому, что отличается от нас. И тогда нас назовут по-настоящему толерантным человеком.
При этом необязательно для себя допускать возможность делать что-то не соответствующие нашим убеждениям или нашему характеру. Толерантность просто гарантирует другим людям иметь право делать то, что они считают нужным. Или быть такими, какими они стали или, какими их создал Бог. Так как нетерпимость может касаться даже цвета глаз или кожи.
Зачем проявлять терпимость
Зачем же христианину проявлять терпимость? Что, если нас призывают к терпимости по отношению к действительно неприемлемым вещам? Быть ли нам толерантными по отношению, например, к однополым бракам?
Господь наш Иисус Христос призывал нас к любви. Но любовь к грешному человеку вовсе не означает терпимости ко греху. «Любить грешника и ненавидеть грех» — это значит не допускать толерантности к греху, не оправдывать его, но молиться о тех, кого мы считаем неправыми, чтобы Господь наставил их на путь истинный. Быть толерантным — значить просить о прощении грехов даже для наших врагов. При этому не допускать возможность греха и не придумывать обстоятельства, согласно которым грех может быть оправдан.
Если мы не будем проявлять терпимость, не будем сдерживать порывы гнева, постепенно любой конфликт будет перерастать в серьезное противостояние. Человек имеет право на любое мировоззрение. При этом мы не должны быть терпимыми к мировоззрению и взглядам, которые несут в мир опасность и зло. Важно научиться реально оценивать существующую опасность.
При этом толерантному человеку совершенно необязательно молчать и делать вид, что существующая проблема его никак не волнует и не касается. Мы вполне можем корректно и спокойно донести свои взгляды до оппонента. Если говорить о науке, то именно «в споре рождается истина». Если бы ученые не спорили между собой, не рассуждали и не дискутировали, не появилось бы многих научных открытий. Но обратите внимание на особенности дискуссий в научном мире. Научная полемика никогда не опускается до оскорблений и перехода на личности. Этому нам и стоит научиться.
Виды толерантности
Социология, как наука, выделяет разные виды толерантности.
Маленькие дети не знают, что такое быть нетерпимым к человеку или явлению, потому что он «другой». У них идет процесс самоидентификации, дети еще не определились, какими станут они сами. Им неведомо зло расовой нетерпимости. Дети во многом становятся примером человеколюбия для нас. Толерантность у них — врожденное качество, которое помогает выжить в обществе. Это называется «естественной толерантностью»
Это толерантность не гневливых, спокойных и мудрых людей, которые способны сдерживать свои негативные эмоции. Они могут не принимать точку зрения другого человека, но не станут громко кричать, размахивать руками, использовать нецензурную брань или угрожать. Они попытаются корректно донести свою точку зрения и промолчат, если не удастся убедить другого человека вежливо.
Нравственно толерантные люди пытаются примерить на себя взгляды другого человека и представить, каково ему? Что сформировало его взгляды и мировоззрение? Может быть, человек не стал христианином, потому что вырос в стране, где нет христианских церквей, например? Может быть, человек кажется нам скупым, потому что жил в бедной стране и привык экономить? Нравственно толерантные люди проникаются проблемами других людей, не пытаясь их судить. Это понятие сходно с понятием моральной толерантности.
К сожалению, даже будучи гостями в другой стране, люди могут проявлять нетерпимость к обычаям и укладу жизни в обществе, которое непохоже на наше. Тут важно подумать о том, несут ли взгляды жителей другой страны опасность? Есть ли у этноса в обычаях и культуре нечто, что требует нашего вмешательства и возмущения? Если мы попали в племя, где совершаются жестокие жертвоприношения — мы, конечно, не должны проявлять толерантность к этому явлению. Но, если нам не нравится одежда людей другой этнической культуры — мы обязаны быть терпимыми.
Проблемы толерантности в обществе
Ранее толерантность считалась проявлением слабости духа и характера. Но жизнь в XXI веке и в новом обществе показала нам, что интолерантность не порождает ничего, кроме конфликтов, которые иногда перерастают в серьезные противостояния между представителями той или иной культуры, этнической группы или представителей различных конфессий.
Невозможность быть толерантным к чужим политическим взглядам в ряде стран выливалась в гражданскую войну, как показывает нам история. Религиозная нетерпимость становилась причиной преступлений, которые не должны были совершаться, если бы люди были толерантнее друг к другу. В это трудно поверить, но и в наше время люди продолжают погибать за веру.
Принципы воспитания толерантности
Существуют разные принципы воспитания толерантности, к которым пришло современное общество. Они делятся на две основные группы:
Общепедагогические принципы воспитания толерантности
Толерантности можно научить, но для этого у ребенка должна быть мотивация научиться быть терпимым. На доступных примерах следует рассказывать о том, к чему приходит общество, в котором люди не проявляют терпимости друг другу, решают все конфликты агрессией и методом силы. Уважение к личности другого человека должно воспитываться еще со школы, ведь мы знаем примеры школьной травли, которые зачастую обусловлены тем, что дети не готовы принять в группу непохожего на них человека. Впрочем, объекты для школьной травли могут выбираться и спонтанно.
Толерантность естественна для маленьких детей. Но со временем под влиянием окружающей среды, ребенок начинает формировать свою позицию по многим вопросам и выясняется, что не ко всему он может быть терпим. То, каким именно образом ребенок проявит свою нетерпимость и справиться с ней зависит от нас, взрослых людей. Прежде всего, нам следует решить, в каком обществе мы хотим жить.
Частные принципы воспитания толерантности
Частные принципы воспитания толерантности во многом зависят от социальной среды. Если ребенок растет в обществе нетерпимости, в атмосфере агрессии и злобы, ему трудно будет сформировать для себя толерантное мировоззрение. Многое зависит от социального положения, отношений в семье и даже от характера ребенка. Все эти обстоятельства важно учитывать, если мы хотим разработать правильные методы работы с детьми.
Именно от нас зависит то, каким вырастет будущее поколение. Будет ли это поколение людей, способных договариваться, быть милосердными, мудрыми и терпимыми. Или мы будем жить в атмосфере агрессии и злобы. Толерантность — это важный аспект жизни в мультикультурном обществе.
Религиозная толерантность
Религиозная толерантность появилась, потому что в ней появилась вынужденная необходимость. И, несмотря на то, что это понятие из мира науки, социологии, светского мира, оно пришло к нам не из христианской этики. Оно прочно вошло в нашу жизнь, в связи с проявлениями религиозной нетерпимости, которые перерастали в трагедии. Одним из примеров стала история зарождения Реформации. Как известно, Мартин Лютер не планировал создавать новую конфессию — протестантизм. Он хотел реформировать в католицизме то, что считал неприемлемым для себя. У Лютера появилось множество последователей. Но, в то время, как он удалился для перевода Библии на немецкий язык, ряд его последователей, неверно истолковавших посыл, принялись громить католические костелы. Так религиозная нетерпимость проявилась даже среди христиан, в то время, как нам заповедовали любить не только друг друга, своих единомышленников, но и своих врагов.
В 2016 году мы стали свидетелями уникального исторического события — первая в истории встреча Патриарха и папы состоялась 12 февраля 2016 года на Кубе.
Речь шла, в том числе, и о проблеме христианофобии в мире. Представители двух конфессий встретились, несмотря на существующие разногласия, чтобы принять документ, который в том числе затрагивал вопросы толерантности, недопустимости преследования людей за их религиозные убеждения.
Миссионерство вовсе не предполагает преследование людей за их религиозные воззрения. Об этом мы, христиане, должны помнить, решая для себя вопрос — быть ли нам толерантными.
При этом мы не должны отступать от Библейских принципов и толерантность к светскому миру или другим религиям не должна выражаться в том, что мы отступили от Завета и забыли слова Христа.