что значит быть учителем мастером профессионалом

Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионалом Василькова Татьяна
Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионалом

Говоря о педагоге –мастере в моей жизни, можно с уверенностью сказать, что мне невероятно повезло повстречаться с такими действительно педагогами-мастерами в своей жизни, и даже поучиться у некоторых на практике. Педагог- мастер –это постоянно само совершенствуемый педагог, который в совершенстве владеет искусством воспитания и развития, работающий по признанию и любящий детей, владеющий современными методами преподавания, практически разбирающийся в вопросах общей и детской психологии.

Пожалуй, самый первый педагог-мастер в моей жизни –это воспитатель в детском саду, думаю, что если я до сих пор помню (по прошествии 30 лет) занятия которые проводил этот педагог, и КАК мне было интересно делать папье-маше, описывать осень по её изображению, называть детёнышей животных, участвовать в драматизациях, играть вырезанными картинками, то это значит только то, что Валентина Викторовна –мастер своего дела. Я думаю именно она положила начало формирования моей педагогической деятельности. Будучи в старшей группе я с огромным удовольствием помогала и играла с малышами из яслей. И уходя из стен детского сада я с твёрдой уверенностью думала, что вернусь в детский сад в качестве воспитателя.

И знаете, окончив обучение в школе, на последнем звонке мои мысли были о том, что я буду преподавателем русского языка и литературы. Такой-же доброй, отзывчивой и Профессионалом своего дела, как моя классная руководительница Голубева Ирина Николаевна. Которая с пониманием относилась к каждому ученику, стараясь вложить как можно больше знаний в наши горячие головы. И которая действительно компетентна в своей области. Со своей уникальной педагогической техникой, на её уроках никогда не услышишь шума и крика. Всегда культурная, тактичная, утончённая (и в физическом и духовном плане, образованная, что даже стыдно было приходить на её уроки неподготовленной. Не раз ученики под её кураторством побеждали, даже на Всероссийских конкурсах. Сейчас Ирина Николаевна преподаёт уже у моих детей. И они считают её самой лучшей учительницей на свете. Это ли не мастерство? На протяжении стольких лет, оставаться любимой и лучшей учительницей многим поколениям.

После обучения в колледже, у меня остались приятные воспоминания о Орловой Наталье Алексеевне. Женщина-стиль, женщина-мастер в своей профессии. На неё было не только приятно смотреть, но можно было заслушаться её предметом, обязательно подкреплённым личным опытом и визуализацией. Вот тут желания преподавания в колледже у меня не возникло, так как я уже определилась и получала желаемую профессию воспитателя детей дошкольного возраста.

Новикова Екатерина Александровна, это тот педагог-мастер, которого я открыла для себя в институте. Тоже со своей педагогической техникой, незаметной и оттого ценной. Таким простым языком объясняя сложные вещи, тут же давая практическое задание для лучшего понимания и усвоения материала. И всё это в лёгком, непринуждённом стиле. На равных. Но при этом обладая высокими профессиональными компетенциями. Что вызывает невероятное уважение к педагогу.

Хотите верьте, хотите нет, но моя мечта, та самая первая, она осуществилась! Я вернулась в свой родной детский сад и стала воспитателем. И моим наставником стала, тот самый, первый в моей жизни педагог-мастер Морозова Валентина Викторовна. И я уже со своим определённым педагогическим опытом, могу с уверенностью сказать, что не ошиблась, тогда в столь юном возрасте, в профессионализме и отзывчивости своего воспитателя.

В заключении хочу сказать, что встретить на своём пути мастера, а если посчастливиться и поработать вместе это дорогого стоит. Видя их каждодневный труд, старания я по крупинке, частичке собирала их знания, опыт, практические умения для формирования своей внутренней педагогической парадигмы. И сейчас я стараюсь соответствовать тем высоким стандартам, которые они во мне заложили. И кто знает, может и обо мне кто-нибудь напишет, как о мастере…

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионаломДва важных события в моей жизни Ура! Свершилось! Дорогие друзья и коллеги! В моей жизни два знаменательных события! Юбилей и выход сборника стихов (с моим участием)-«Книга.

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионаломИнтернет в моей жизни Интернет стремительно ворвался в нашу жизнь! Мы уже не представляем свою жизнь без него. Удивляемся: «Как обходились до этого!». Побаловать.

Музыка в моей жизни. Музыка, музыка, музыка… Как всё просто, но как сложно объяснить словами. Это неповторимое чувство наслаждения от покалывания тысячи мелких.

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионаломПриятные события в моей жизни. Фотоотчет Спешу сообщить, что в моей жизни произошли приятные события. Второго марта 2016 года мне вручили Почетную грамоту Министерства образования.

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионаломСтраничка из моей книги жизни В нашем Детском саду № 170 г. Иваново очень часто проходят разные утренники. Хочу поделиться с Вами моими ролями на этих утренниках. 1. Веселый.

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионаломЭссе для конкурса «Педагогический дебют» «Я-педагог» На свете очень много разных профессий. Все эти профессии важны и по своему интересны. Но для каждого из нас важно избрать ту, которая.

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионаломЭссе «Фотография в моей жизни» Фотография сопровождает меня с самого раннего детства. Отец мой был и остаётся мастером фотографии, и поэтому основы фотоискусства я осваивала.

Эссе «Музыка в моей жизни» Ирина Карпова Эссе «Музыка в моей жизни» В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания снов… (К. Бальмонт).

Занятие «Семья в моей жизни». Семья в моей жизни. ЦЕЛЬ: формирование позитивного образа семьи у воспитанников; формировать представление о семье, как о людях которые.

Источник

«Учитель – профессионал, какой он?»

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионалом

«Учитель – профессионал, какой он?»

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.

Современный учитель, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того – иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.

Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика, так как педагогическая деятельность – будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя. Так что же такое профессионализм?

Профессионализм – такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Для приобретения профессионализма необходимы способности, желание и характер, готовность учиться и совершенствовать свое мастерство.

Структура компетентности современного учителя-профессионала включает в себя: педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, результаты обучения и воспитания обучающихся.

Выделяют следующие виды компетентности:

специальная – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальная – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
личностная – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальная – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок и лишней траты времени.
-профессиональная компетентность педагога – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Педагог-профессионал – это тот, чей предмет ученики называют любимым. Я считаю, что в этом немалая заслуга учителя. Ведь именно от того, как он преподает материал, как построит свой урок, зависит интерес учеников. Важно заинтересовать ребят, пробудить в них желание изучать предмет с удовольствием; развивать способность к самостоятельному мышлению и творческой деятельности. Профессионал – тот, кто может научить учеников самих оценивать свою учебную деятельность и свое поведение. Ребята должны учиться проверять и оценивать знания товарища, помогать ему, усвоить учебный материал.

Учитель-профессионал должен уметь средствами учебного предмета внести вклад в формирование личности школьника, а это, в свою очередь, можно достичь путем организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развития их инициативы и творчества, пробуждения у них познавательного интереса к предмету.
От учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать профессионалом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью.

Глубокая специальная подготовка и широкая всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса. Для того чтобы быть профессионалом, отлично ориентироваться в потоке научной информации, обеспечить изучение школьниками установленного программами объема основ наук на современном уровне и удовлетворить в полной мере их возрастающие познавательные интересы, учителю-профессионалу необходима основательная научная подготовка.

В настоящее время существует масса разнообразных форм научной и практической подготовки учителей, совершенствования знаний педагогов и повышения уровня квалификации:

· курсы повышения квалификации;

· дистанционное обучение и т. п.

Схема ролей-функций учителя-профессионала в его деятельности

что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть фото что значит быть учителем мастером профессионалом. Смотреть картинку что значит быть учителем мастером профессионалом. Картинка про что значит быть учителем мастером профессионалом. Фото что значит быть учителем мастером профессионалом

Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:

· умением организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;

· умением активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

· умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;

· владением высокого уровня педагогической техники.

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

Так какими же должны быть учителя-профессионалы? Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие, как мягкий знак и само слово!

Источник

Профессионально важные качества и умения учителя

Методички Педсовета

Общеизвестно, что система образования и воспитания — главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.

Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.

Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т. е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен — он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований (Ф.Н.Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. (А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К. К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.

Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства. Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности.

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

Таким образом, динамическая структура личности образуется в процессе взаимодействия четырех групп качеств:

Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:

Профессиональные качества и свойства в структуре личности К. К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.

А. К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:

Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т. д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков).

В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие интегральные характеристики личности учителя:

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности:

Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством.

Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:

Эти же компоненты педагогической деятельности выделял В. А. Сухомлинский, отвечая на вопрос «Что значит хороший учитель?».

Н. С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,

Исследования советских психологов и педагогов Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф. Н. Гоноболин считает:

А. И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:

Н. В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:

Педагогическая техника включает две группы умений:

Ю. И. Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно. Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися.

Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Деятельность учителя направлена на:

Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин, А. И. Щербаков и др.):

гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);

конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);

организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);

коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т. д.)).

Н. В. Кузьмина и А. И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты. [19]

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

Список литературы:

[1] См.: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1; Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967; Крутецкий В. Н. Психология. — М., 1980.

[2] Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972. — С. 125.

[3] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. — С. 134.

[4] Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — С. 36-37.

[5] Спирин Л. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М., 1997. — С. 11.

[6] Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — С. 22.

[7] См.: Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. — М., 1988.

[8] См.: Учитель-методист — наставник стажера. — М., 1988. — С. 60 — 61.

[9] Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. — М., 1979. — С. 51.

[12] Яковлев Н. С. Записки директора школы. — М., 1987. — С. 32.

[13] Крутецкий В. А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. — В кн. Формирование социально активной личности учителя. — М., 1983. — С. 36.

[14] См.: Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — С. 8, 14 — 15.

[15] Раченко И.П. НОТ учителя. — М., 1982. — С. 38 — 39.

[16] Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. — С. 146.

[17] Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965. — С. 223.

[18] Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. — Пермь, 1979. — С. 15

[19] См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. — В кн.: Психология труда и личности учителя. Вып. 1. — Л., 1976.

[20] Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987. — С. 76.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *