что значит быть второй женой мусульманина
Права второй жены
Что может требовать женщина от будущего мужа, согласившись стать его второй женой (например, собственное жилье, хорошее материальное обеспечение). Или разрешается только самое необходимое?
Брачный контракт со второй женой невозможен. Как по законодательству РФ, так и по законодательству Таджикистана браками признаются только те, которые заключены в органах гражданского состояния. Остальное – это сожительство. Подобный контракт в современном светском государстве незаконен, он не имеет юридической силы, а потому вторая жена по факту остается без прав и не может претендовать на имущество мужа. Как ей тогда быть?
Отвечая, хочу обратить внимание читателей на два важных момента. Мы живем в обществе, где религиозные нормы (как должно быть по шариату) могут отличаться от юридических (как может быть в соответствии с местным законодательством). Это надо учитывать при рассмотрении данного вопроса. Если у мужчины с двумя и более женами конфликтов на основе имущественных прав не возникает, то он регулирует имущественное положение двух и более жен согласно кораническим правилам (абсолютная справедливость и равенство в материальном обеспечении, внимании, уделяемом времени и в вопросе деления наследства после своей смерти)[1], а если существует риск возникновения конфликтной ситуации (первая жена не захочет делить имущество семьи со второй или в будущем может отсудить у второй жены имущество, переданное супругом ранее), то тогда второй жене лучше обезопасить себя с помощью гражданско-правовых сделок.
Как по шариату?
Вторая жена может попросить следующее: обеспечение жильем, идентичным тому, в котором живет первая семья, с полноправной пропиской в нем и правом собственности, а также соответствующее возможностям мужа ежемесячное материальное обеспечение и еженедельное внимание, которые будут равны тому, что и у первой семьи.
«А если боитесь вы [мужья, благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к двум женам, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении[2]], то — [у вас есть право жениться лишь] на одной» (см. Св. Коран, 4:3).
Как может быть в реальности в соответствии с местным законодательством
Коранические правила можно соблюсти и одновременно защитить материальное положение второй жены, если использовать определенные гражданско-правовые сделки. Если их не использовать, тогда права второй жены с учетом светских законов равны нулю. В случае возникновения конфликта с мужем ни один суд не поможет в защите ее прав.
Следует напомнить, что брачный договор со второй женой можно заключить лишь при условии наличия официальной регистрации в ЗАГСе. Если было совершено только религиозное бракосочетание (никях), то в этом случае заключить брачный договор не представляется возможным, он не будет иметь юридической силы.
Мнение адвоката, старшего партнера Юридической компании «ЮниЛоерс» Тимура Зарипова
Брачный договор в соответствии с Семейным кодексом РФ регулирует имущественные правоотношения супругов. Именно поэтому в нем нельзя прописать такие обязанности супруга, как еженедельное внимание, развитие своего кругозора и т. д. Целью брачного договора является изменение или установление определенного правового режима собственности супругов. Данное условие позволяет изменить правило, согласно которому общее имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью супругов и при разводе вся собственность делится пополам. Так вот, брачным договором можно изменить данное соотношение. Также брачным договором определяются права и обязанностей супругов по взаимному содержанию, закрепляются способы участия супругов в доходах друг друга, определяется порядок несения семейных расходов, закрепляется за каждым из супругов определенное имущество, которое достанется им в случае расторжения брака. То есть брачный договор касается не только уже нажитого имущества, но и собственности, которая будет приобретена в будущем, а также содержит другие положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Кроме брачного договора общее имущество супругов можно разделить соглашением о разделе общего имущества. И брачный договор, и соглашение о разделе общего имущества имеют письменную форму, удостоверяются у нотариуса и без такого заверения юридическую силу иметь не будут.
Если между супругами брачным договором имущественные отношения не урегулированы, то действует законный режим совместной собственности и общее имущество делится между супругами поровну. При этом право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
В случае если между супругами отсутствует согласие о порядке раздела совместного нажитого имущества и один из супругов считает, что его права при этом нарушены, то в этом случае раздел имущества производится в судебном порядке.
В случае если был заключен религиозный брак (никях), то имущественные отношения между супругами можно урегулировать гражданско-правовыми договорами. Так, например, свадебный подарок (махр) можно оформить в виде договора дарения.
Мнение юриста Юлии Ратман
Полигамия, как вариант создания семьи, разрешена в Исламе, поэтому некоторые мусульмане заключают повторные браки. Рассмотрим, о чем нужно знать женщине, которой поступило предложение стать второй женой.
При таком развитии событий заключение второго брака может происходить при следующих обстоятельствах:
1. Мужчина заключил официальный брак со своей первой женой.
2. Мужчина заключил только религиозный брак (никях) со своей первой женой.
В первом случае, согласно нормам Семейного кодекса РФ, браком признается союз одного мужчины и одной женщины (ст. 14 СК РФ), поэтому защитить свои имущественные права в суде сможет только та женщина, которая заключила брак с мужчиной в органах ЗАГСа (ст. 8 СК РФ). При этом имущественные вопросы между супругами решаются в соответствии с семейным законодательством, в соответствии с которым имущество, приобретенное в период брака, признается общей совместной собственностью супругов (ст. 34 СК РФ).
Со второй женой мужчина сможет заключить только религиозный брак (брачный договор), который не подлежит оспариванию и расторжению в светском суде. Соответственно, даже если по указанному брачному договору второй жене передается какое-либо имущество, у женщины не будет реальных способов потребовать исполнения условий этого договора.
Мужчина может передать второй жене имущество по гражданско-правовому договору, однако нужно выяснить, является ли это имущество собственностью мужчины или общей совместной собственностью его и его первой жены.
Мужчина может подарить в качестве свадебного дара второй жене то имущество, которое он приобрел до заключения первого брака, или имущество, приобретенное на его денежные средства после заключения первого брака.
Также второй жене может быть передано в дар имущество, которое является долей мужчины в общей совместной собственности его и его первой жены, после выделения этой доли. Например, в период брака были приобретены две квартиры, которые являются общей совместной собственностью мужчины и его первой жены, потом он выделил свою долю в общем имуществе, которой является одна из квартир, и подарил ее второй жене. Тогда каждая из жен будет обеспечена жильем, и они не смогут претендовать на раздел жилья друг друга.
Часто бывает, что мужчина не ставит в известность первую жену о заключении второго брака и что часть общего имущества и денег идет на содержание второй жены. В этом случае вторая жена очень рискует, так как если первая жена узнает о наличии второй семьи и не одобрит эту идею, она (первая жена) в судебном порядке может потребовать выделить ее долю в имуществе, переданном в дар второй жене.
Потенциальной второй жене также есть смысл ознакомиться со светским брачным договором (ст. 40 СК РФ), если мужчина заключил его с первой женой. Однако нужно иметь в виду, что, какова бы ни была редакция договора на момент заключения второго брака, впоследствии в любой момент условия этого договора могут быть изменены, чего вторая жена проконтролировать не сможет.
Во втором случае мужчина заключает и с первой, и со второй женой религиозный брак, тогда светским законом защищены только дети, женщины же находятся в равном положении. Имущество, приобретенное мужчиной, признается его собственностью, и он сам решает, что и кому передавать в дар. Несмотря на то что формально равенство между женами соблюдается, в случае развода женщина не может претендовать на имущество мужчины, скажем, на жилье, даже если она прожила в нем двадцать лет.
Для получения части имущества женщине потребуется обращаться в суд и признавать свой незарегистрированный союз с мужчиной браком со всеми вытекающими юридическими последствиями. Сделать это возможно, но без доказательств и услуг адвоката не обойтись. Положительный результат рассмотрения дела в суде также никто гарантировать не может.
Кроме того, мужчина, находясь в двух религиозных браках, в любой момент может зарегистрировать брак с одной из жен, что будет иметь негативные последствия для другой жены, о чем она даже не будет знать.
Таким образом, если женщина намерена выйти замуж второй женой, ей нужно узнать, каковы отношения мужчины с его первой женой, каково финансовое положение мужчины и его первой семьи, каким образом будут регулироваться ее отношения с ним, и в любой сложной ситуации, прежде чем заключать брак, нужно обращаться за консультацией к юристу.
В противном случае вторая жена не будет уравнена в правах с первой женой ни с религиозной точки зрения, ни с точки зрения светского законодательства.
Как видно из вышесказанного, вопрос соблюдения прав женщин в полигамном браке – сложный вопрос, в условиях постоянно меняющегося законодательства и судебной практики решение его предсказать трудно, что противоречит установлениям ислама, которые предусматривают гарантию финансовой и любой другой безопасности женщины в браке, независимо от того, моногамный это брак или полигамный.
Завершая данную тему, учитывая все ранее изложенное, а также мое высшее религиозное образование и личный опыт работы имамом на протяжении 20 лет (с 1997 года), напоминаю, что в Коране прямым текстом сказано:
«А если боитесь вы [мужья, благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к двум женам, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении], то — [у вас есть право жениться лишь] на одной» (см. Св. Коран, 4:3).
После приведенных профессиональных мнений о законодательстве Российской Федерации (как и большинства современных государств), а также учитывая реальное положение дел с правами второй жены (она их просто не имеет), можно утверждать о том, что создание второй семьи в государстве, которое на законодательном уровне не закрепляет права второй в полной мере равными правам с первой, канонически недопустимо – вступает в прямое противоречие с текстом Корана и полностью игнорирует права и свободы женщины, которая имеет в Исламе равные наряду с мужчинами права[3].
Лекция на тему материала:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) предупреждал: «У кого будут две жены, и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела. То есть ему придется отвечать за этот серьезный грех пребыванием какое-то время в Аду]». Хадис от Абу Хурайры; приведен в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. С. 213, хадис № 1969, «сахих».
В Коране Господь миров говорит: «Им же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов. [Если жен больше одной, тогда между ними поровну распределяется четвертая часть (если нет детей) или восьмая часть (если есть дети).]» (см. Св. Коран, 4:12).
[2] Хотя сердечные чувства вы все равно не сможете поделить поровну между своими женами.
[3] В Коране сказано: «А те, которые совершают благие дела, будь то мужчины или женщины, являясь при этом верующими, они войдут в Рай и ни в чем не будут ущемлены (притеснены, обделены). [Для них там будет все, и у каждого свое.]» (Св. Коран, 4:124); «Тот, кто творит добро и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, — тому Мы [говорит Господь миров] жизнь благодатную даруем [райскую обитель в вечности]» (см. Св. Коран, 16:97).
Многожёнство в исламе
Многоженство остается неоднозначной темой, провоцирующей продолжительные дискуссии. Идеологические и религиозные споры такого толка могут длиться столетиями, но каждая сторона способна аргументировать точку зрения.
Сегодня нам предстоит узнать суть многоженства, рассмотреть положительные факторы, а также главные правила второго брака, обязательные для исполнения в исламе. Постараемся разобрать ключевые вопросы, сделать полезные выводы.
Вторая жена в исламе
В исламе можно иметь несколько жен, до четырех. В религиозных, исторических источниках нет прямых указаний или ограничений. Никак не разъясняется, что может служить причиной того, что у мужчины появляется вторая и третья жена. Кроме того, нет и обязательных условий, без соблюдения которых можно было бы запретить заключение следующих браков.
Иными словами, мужчина самостоятельно принимает решение о заключении следующих браков. И только он отвечает за свои поступки. При этом он обязан быть справедливым и заботливым мужем, уделять каждой женщине равное внимание. Запрещено кого-то выделять, причиняя ущерб другим женам. Здесь подразумевается, что муж берет на себя финансовую ответственность за жен, а также за детей, которые будут появляться после заключения браков.
Источники указывают следующее: если мусульманин не может быть полностью уверен в своей справедливости, в том, что он справится с обязательствами, ему лучше все-таки воздержаться от брака.
Женщины воспринимают такое право мужчины неоднозначно. Зачастую возникает ревность, нежелание, открытое или замаскированное, мириться с наличием или появлением других жен. Женщина может знать заранее о том, что она не будет единственной женой. В иных случаях об этом предстоит узнать уже в браке, например, спустя несколько лет совместной жизни.
Имамы советуют следующее: если возникают проблемы, мужчина начинает ущемлять права жены, выделяет только одну жену, пренебрегает другими, не способен проявить заботу, об этом необходимо сообщить. Имам поможет разобраться с проблемой, даст совет, напутствие.
Есть еще один важный момент. Глава семьи в мусульманском браке – мужчина. Только он принимает решение о повторном никахе. Ему не нужно разрешение первой жены, чтобы завести вторую. Авторитет мужчины имеет определяющее значение, его решение не подлежит обсуждению или оспариванию.
Нередко женщины не в состоянии принять перемены, привыкнуть к новому составу семьи и своему статусу. Но мужчина не обязан иметь только одну жену. Если он видит необходимость в повторном никахе, то он его заключит.
Жены никак не могут повлиять на происходящее, если все их права соблюдаются: они имеют право на равную заботу, внимание со стороны мужа. Если супруга категорически не согласна с тем, что появилась вторая жена, она имеет условное право развестись, покинуть мужа. При категорическом неприятии многоженства мужа это будет единственной возможностью изменить ситуацию.
О пользе терпения
Большое значение имеет отрицательное отношение некоторых женщин, правоверных, к факту разрешения многоженства. Когда женщина начинает его отрицать, указывает на недостатки, говорит о том, что никогда подобного не позволит, она серьезно отступает от своей веры.
Подобная позиция противоречит законам Шариата, самим религиозным канонам, а также многовековым традициям. Об этом стоит задуматься, прежде чем настаивать на своей позиции.
Важно понимать, что многоженство имеет множество положительных сторон, а также является неотъемлемой частью религии, истории. Здесь как раз пригодится умение проявлять терпение, отказываясь от своих эгоистичных взглядов.
Мудрость предписания многоженства
Большая польза для общества, мудрость заключается в разрешении многоженства. Женщины могут найти себе любящего и заботливого супруга. Шансы на это возрастают, так как один мужчина готов заботиться о нескольких любимых женах. Дети остаются признанными, любимыми, ни в чем не нуждаются. Уберегает такая традиция от измен.
Многоженство в исламе: правила второго брака
Рассмотрим ключевые постулаты, признанные в традиции и религии правила второго брака.
Оберегание мужчины от прелюбодеяния
С разрешением многоженства мужчина может жить в гармонии с собой, удовлетворяя свои потребности. При этом ему не нужно вступать в запретные отношения. Он способен окружить себя любимыми женами, заботиться о них, получать внимание взамен.
Защита женщины
Если рассматривать различные статистические данные, напрашивается один вывод: наблюдается недостаток мужчин. При оценке соотношений полов, на одного мужчину может приходиться четыре, пять женщин. Кроме того, среди мужчин выше показатели смертности.
В конечном итоге многие женщины вынуждены оставаться одинокими, вступать в запретные отношения в стремлении к любви и деторождению. Кроме того, часто они становятся жертвами обмана со стороны мужчин, которые хотят иметь несколько жен, но не могут этого сделать официально, открыто.
Потомство
Мужчина, берущий себе несколько жен, несет ответственность не только за каждую женщину, но и за всех их детей. В результате потомство обеспечивает всем необходимым, материальными благами, заботой, воспитанием, социальным статусом. В глазах общества эти дети тоже окружены заботой, имеют отцов, являются законными, поскольку их родители заключили никах, как того требует религия и традиции.
Безусловно, это крайне важно с моральной и этической точки зрения, а также в экономическом плане. Официальное многоженство позволяет признавать всех своих детей от разных жен, быть им официальным отцом.
Сохранение народа от нечестия и болезней
У многоженства есть достаточно позитивных последствий. Удается сохранить нормальные и официальные отношения между мужчиной и женщиной, принимая во внимание потребность мужчины в полигамии. Отпадает необходимости в тайных отношениях за рамками одного брака.
Кроме того, мужчина, имеющий нескольких жен, может поддерживать открыто каждую, а также заботиться о детях. Существует мнение о том, что многоженство способно заметно сократить разврат и распространение соответствующих болезней в обществе.
Менталитет и известные стереотипы, личные ценности далеко не всегда позволяют принять перспективу многоженства. Но даже признание неоднозначности такой модели взаимоотношений не умаляет ее многочисленных достоинств. Мужчина, имеющий несколько жен, способен создать условия, проявляя заботу о супругах и детях.
Главное – справедливость по отношению к каждой женщине, равное распределение внимания. И здесь всё зависит от порядочности и ответственности мужчины, берущего на себя такие серьезные обязательства. Ведь это не позволение развлекаться и жить в удовольствие, а серьезная ответственность.
Вторая жена женатого: исповеди мусульманок
Каково женщинам, когда мужа официально приходится делить с другой
Дискуссия вокруг свадьбы 17-летней чеченки Луизы Гойлабиевой перешла в иную плоскость: если еще неделю назад все обсуждали юный возраст невесты, то теперь — то, что она стала якобы второй женой начальника РОВД Нажуда Гучигова. О многоженстве спорят в курилках, соцсетях, думских кабинетах, на уровне глав регионов. Каково это — быть второй женой? Или быть первой, но не единственной? О нюансах жизни в полигамном браке «МК» поговорил с несколькими женщинами. И одним мужчиной.
После скандала руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов предложил легализовать такие браки. Правда, добавив потом, что это сугубо его частное мнение. «Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать» В ответ в Госдуме родилось предложение рассмотреть введение наказания за многоженство. Подумайте о чувствах женщины, ее самоуважении — возмущались дамы-депутаты.
Мы расспросили женщин, которые сами оказались в ситуации с «многоженством».
Одна из них сама поехала за третьей женой для своего мужа. Другой, узнав о ее бездетности, супруг отдал на воспитание сына своей первой жены. А третья так и не смогла войти в сформировавшуюся семью.
Адани Умаеву 57 лет. В прошлом году он в третий раз совершил никях — то есть по мусульманским канонам, в мечети, оформил брак со своей третьей супругой. На его страничке в соцсети можно найти фото с какого-то торжества: Адани обнимает двух женщин. Подписано: «Мои супруги: вторая и третья. Первая, к сожалению, приехать не смогла. » О том, что его дом — трижды полная чаша, Адани говорит открыто. Когда мы, договариваясь об интервью, предложили ему взять псевдоним, он прервал диалог на полуслове:
— Я не собираюсь скрывать ни своего имени, ни фамилии. Да, я официально заявляю: у меня, Адани Умаева, три жены! — И добавил: — Когда историю нашей Луизы начали обсуждать чуть ли не всей страной, все начали говорить, что многоженство у нас преступно. Так пусть кто-нибудь попробует отдать под суд меня, человека, который, несмотря на все трудности, построил три здоровые семьи, поднял семерых детей! Не бросил ни одну из них с ребенком на руках и копеечными алиментами, как делают в России множество мужиков, не нашел себе любовницу, как делают еще больше, а взял на себя ответственность за судьбу каждой из своих трех жен — перед ней, перед ее родными, перед Аллахом.
Адани не олигарх и не чиновник. Для второй семьи ему приходится снимать квартиру, а третья живет в доме, который ему во временное пользование отдали знакомые.
— Война отобрала у меня все. У меня было два дома — разбомблены. Из трех квартир осталась только одна: две других я подарил многодетным женщинам, оставшимся без мужей. Начал подниматься, можно сказать, с нуля. Но смог не только сохранить первую семью, но и создать две другие. И честно скажу: если бы мне помогли восстановить дома, я бы привел и четвертую жену!
Адани Умаев. Фото: из личного архива
Первый раз Адани женился после окончания института. Говорит: очень уже родители переживали, что сын в свои 28 холост.
— Приехал на каникулы в родное село, увидел девушку, понравилась она мне, сыграли свадьбу. — как и большинство кавказских мужчин, Адани говорит открыто и витиевато на любые темы. Но стоит только перейти к чувствам к женщине — и двух слов не вытянешь.
Первая супруга, Раиса, родила ему сына и трех дочерей. Вместе они пережили обе войны. Собственно, во время войны в их жизнь и вошла вторая супруга Адани — Эльза.
— Нет, пылкой страсти не было. Была теплота. Меня сразила ее отзывчивость, болезненное отношение к трагедии нашего народа. Я понял: она мне уготована свыше. Позвал муллу, совершили никях. Свадьба? Какая свадьба под бомбежками!
На вопрос о том, как первая супруга пережила то, что она теперь не единственная, Адани отвечает неохотно.
— Она человек с сильным характером. Думаю, ей было нелегко. У меня по сей день по этому поводу с ней есть разногласия. Что бы сделал, если бы она не дала согласия? Разводиться бы не стал. Но она бы потеряла мое уважение. А уважение между мужем и женой у нас — камертон в отношениях.
Третья супруга была любовью Адани ещё с юности.
«Вторая жена поехала и привезла мне третью. »
— Как вы объяснили супругам, что хотите сочетаться браком в третий раз?
— Прямо и честно. Я вообще стараюсь во всех обстоятельствах быть честным. Сказал, что есть женщина, к которой я испытываю чувства с юности. И знаете, меня поразила реакция второй супруги. Она, конечно, прослезилась. А потом спросила: «Тебе было бы легче, если бы ты взял ее в жены? Да? Тогда дай мне ее номер телефона». До сих пор дословно помню каждое ее слово из того разговора: «Луиза, моя дорогая, он тебя очень сильно любит. Я тебя прошу: выходи за него замуж. » Повесив трубку, она сказала уже мне: «Никого за ней не посылай, я сама поеду». И на следующий день мой старший сын от первой жены, моя вторая супруга и представители старейшин поехали за моей третьей невестой.
Женщине не из мусульманского мира в эту историю поверить трудно. И тем более понять. Когда я прошу Адани объяснить, что двигало его женой, ведь ехать ее никто не принуждал, он отвечает:
— Что творилось у нее в душе, я не знаю. Женщине выносить свои чувства наружу у нас неприемлемо. Но могу сказать, что родственники-мужчины по линии моей третьей жены, когда у них на пороге появилась Эльза, сказали: «Будь с ней уважителен, она достойная вайнашка. Это пример, который можно транслировать на всю Чечню. » А по поводу того, что у нас женщине не принято показывать свои чувства, приведу пример моей матери. В тот день в ее жизни произошла трагедия: умер полугодовалый сын, наследник. Но в этот же день к родителям должны были приехать долгожданные уважаемые гости. И моя мама спрятала тело покойного сына, накрыла на стол, встретила гостей. И только когда пришел ее черед исполнять песни, заплакала навзрыд. На следующий день мальчика похоронили всем миром.
— Адани, существует мнение, что у каждой жены в полигамной семье должны быть одинаковые дома, машины, платья вы им должны дарить одинаковые.
— Для меня это сложно соблюсти: одна семья живет в доме, другая — на съемной квартире, первая занимает мою единственную, не разрушенную жилплощадь. Что касается платьев — я им даю деньги, и они сами решают, что на них купить. Свои доходы я распределяю на каждого члена семьи. Сложновато, конечно, ведь постоянного места работы у меня сейчас нет. Но они не нуждаются — уж поверьте.
— А ваше внимание как распределяется? Опять же есть мнение, что муж должен едва ли не до минуты уделять равное время каждой из своих жен?
— Не совсем уж до минут, но я стараюсь. Конечно, вообще без проблем не бывает. Если вам кто-то скажет такое, считайте, что он врет.
— Ваши супруги общаются между собой?
— Могу скинуть видеоролик, как они вместе готовят обед. Вы все поймете.
— Но ведь не может такая семья существовать без ссор — я в это не поверю.
— Если у них возникнет конфликт и они не смогут его унять, я разведусь со всеми тремя — даю слово.
— Насколько в Чечне многоженство распространено? Среди ваших знакомых много тех, у кого есть вторая и третья жены?
— После войны стало больше — а вообще у нас это на генном уровне. Постоянные войны выкашивали наше мужское население. А что касается многоженства, знаете, у нас даже так бывает, что первая жена специально ищет для мужа вторую. Жила у нас такая семья по соседству — с первой женой у него одни девочки рождались. И тогда его жена настояла, чтобы он взял вторую. Родился сын. Ту женщину часто спрашивают: зачем она так поступила? «Но мы же умрем, останутся одни мои девочки, а брата нет. Кто их будет защищать, замуж выдавать?»
— А если бы ваша жена пришла и сказала: я хочу привести еще одного мужа?
Адани отвечает притчей:
— Возьмем пустое ведро и попросим множество мужчин принести в него воды. А потом скажем им отпить только то, что они налили. Думаете, у кого-то получится? Не понимаете? Тогда объясню по-простому: в браке, где несколько мужей, будет непонятно, от кого дети.
— У вас в паспорте один штамп?
— Но получается, если с мужем что-нибудь случается, у вторых и третьих жен нет никаких прав на наследство.
— Когда мужчина создает новую семью, он никогда не отберет ни иголки у первой. Это уже ее и детей. Мы берем на себя ответственность за всех жен и детей: мы их содержим, любим, воспитываем. И это не пустые слова. Чтобы вы поняли, что такое ответственность чеченского мужчины перед его ребенком, расскажу, что я 23 года искал своего сына, от еще одной женщины. Жениться я на ней не мог: причина, поверьте, была. Так я даже на Сахалин ездил, чтобы его отыскать. А во время войны в кармане и носках у меня обязательно лежала записка: «Я, Адани Умаев, ищу сына». Далее его имя, возраст, приметы. И я его нашел. Он принял ислам, готовится переехать в Чечню.
«Мужа мы между собой не обсуждаем. »
Эльза, вторая жена Адани, оказалась женщиной с очень тихим голосом и очень прямолинейным характером. Когда в очередной раз, спрашивая ее о ревности, я попыталась подобрать более мягкие слова, она сказала: «Анастасия, не нужно ханжества. Задавайте вопросы в лоб — и я так же прямо на них отвечу».
Она никогда не думала, что станет второй женой. Более того, в юности считала это для себя неприемлемым. Поэтому на предложение Адани согласилась не сразу.
«Но он мне сильно нравился — он благороден, порядочен, красив, честен».
— У вас была возможность стать первой супругой другого мужчины?
— Конечно, я могла выйти замуж за неженатого человека, ко мне многие сватались. Но сердцу не объяснишь, что хорошо бы влюбиться в того, у кого нет жены.
— Как вас встретила первая супруга?
— С честью. Первое время, не буду скрывать, отношения наши были натянутыми. Она сдерживала себя, я — себя. Но друг к другу мы относились с уважением, потому что мы обе уважаем нашего мужа. Мы жили в разных домах, встречались крайне редко. Сейчас все хорошо: мы созваниваемся, вместе ходим на общие мероприятия. Мы — одна семья.
— Вы между собой можете поделиться какими-либо секретами о муже?
— Мужа мы не обсуждаем, это считается неприличным. Нет, конечно, я могу спросить, любит ли он, например, соленую пищу. Она ведь хорошо изучила его пристрастия. А если вы интересуетесь, обсуждаем ли мы моменты интимной жизни, то категорически нет. У нас общие темы — это дети, готовка, планы на общие праздники.
— Насколько сложно было принять его третий брак? Почему согласились? Ведь любая женщина в Центральной России сказала бы «ни за что».
— Он здоровый, любвеобильный, он может обеспечить еще одну семью, более того, он ее любит. У нас неприемлемо, чтобы муж таил обиду. И вообще, в нашем обществе каждая женщина должна морально быть готова к тому, что единственной она не будет. Но признаюсь честно: мне первое время было досадно. Я человек самолюбивый, самодостаточный. Но он моих чувств не увидел, все это осталось внутри. Есть порядок, нарушать закон своей религии я не собираюсь. Для меня важно угодить Господу и угодить мужу.
— Но зачем вы сами поехали к ней свататься?
— Я понимала, что он обрадуется этому. Он с большим уважением и пониманием относится ко мне, он меня радует, так почему я не могу доставить ему радость? Она хорошая женщина, покладистая, старше меня. Я хорошо ее приняла. Честно скажу: если бы нам дали возможность восстановить те дома, которые мы потеряли во время войны, может, я бы ему и еще раз разрешила жениться.
— Но в семью приходит новая женщина — соперница.
— Она мне не соперница. И я первой не соперница. Он распределил по неделям свое время. Если кто-то болеет в другой семье, он может приехать к ним и не в свое время. Но в остальных случаях на мое время никто претендовать не может.
— В незнакомой компании вы говорите, что вы вторая супруга, или стараетесь это не афишировать?
— Почему я должна это скрывать? Мы ничего не нарушаем, мы соединены законом Аллаха.
— Какой совет вы могли бы дать Луизе, которая только входит, как говорят, в полигамную семью? Может, надо изначально постараться построить отношения с первой супругой?
— Этим управляет муж. Уважая его, жена не станет пререкаться, устраивать ссоры, чинить какие-то неприятности в отношении другой. Иначе получается, что я не уважаю себя.
«Могут плакать в подушку, но не покажут мужчине, что им больно. »
— Неужели вы думаете, что каждая девушка у нас мечтает о том, чтобы стать второй или третьей женой? — вопросом на мой вопрос отвечает известная чеченская журналистка Залина Лакаева. — Нет, конечно, все хотят быть первой и единственной. Но жизнь так складывается не всегда. Иногда ты понимаешь, что тебе уже 30, а нет ни мужа, ни ребенка. У нас ведь в республике из-за войны, по статистике, на каждые десять девчонок и пяти ребят не наберется. В Чечне вторые браки — это не редкость.
Залина Лакаева. Фото: социальные сети
— Как я понимаю, официальной статистики нет. А если судить по вашему окружению, каков процент полигамных семей в Чечне?
— Не могу сказать, что это массовое явление. Но среди моей родни есть несколько таких семей. Сейчас я не вижу в этом какого-то преступления. Насильно тебя во вторые никто не заберет — хотя бы из самолюбия, уважения к себе.
Залина признается: хотя она и воспринимает это явление как норму, сама бы она ни за что не согласилась стать второй женой.
— Не потому, что я считаю себя лучше, просто не хочу причинить боль первой. Ведь, что греха таить, пережить это женщине сложно. Но она никогда не покажет мужу, что у нее на душе. Это считается неуважением, оскорблением мужчины. В этом вся сила чеченской женщины. Она может плакать в подушку по ночам, но никогда не покажет ни мужу, ни той, другой, что ей больно.
А потом, давайте не будем лукавить: входить в другую семью тоже не сахар. Родня, например, по большей части стоит на стороне первой жены. Но если мужчина привел в дом другую, приходится мириться, ведь эта женщина становится полноправным членом семьи. Хотя есть женщины, которые даже рады второму браку своего мужа. Например, неподалеку от нас жила семья, у жены не могло быть детей. И она попросила привести в дом вторую супругу. И двух старших новорожденных девочек отдали на воспитание первой. Узнали об этом они, уже когда выросли. Но продолжали считать матерью ту, которая их вырастила. Все они жили в одном дворе. А женщины даже спорили: «Мои лучше убираются». — «Нет, мои».
— Вам предлагали стать второй женой?
— Много раз. Однажды это делала супруга моего жениха. Мы были влюблены друг в друга еще в школе, но мои родители были против раннего брака, не разрешили мне за него выйти. Он женился на другой. И вот спустя годы мы попали в одну больницу. Он признался: обо мне он не забывал никогда, — и попросил быть его второй женой. Я отказалась. Тогда ко мне пришла его супруга и начала меня уговаривать. Потом она даже спросила, может ли назвать в честь меня дочку.
— Как это можно объяснить?
— Я и сама не понимаю. Женщины, которые тоже лежали в той больнице и наблюдали за этой ситуацией, говорили: «Она что — ненормальная? Мы бы тебя на ее месте подушкой придушили…»
— Каковы гарантии, что после смерти мужа вторая и третья не останутся ни с чем?
— Права что у первой, что у второй жены одинаковые. Это узаконено на уровне наших адатов, наших обычаев. Это внутренний уклад народа. У нас, например, нет домов престарелых, бросить старика — это позор на весь род. То же самое и с детьми. Сейчас у нас девушки не стесняются положения второй жены, а многие даже хвастаются этим, особенно когда жених из богатого и уважаемого рода.
— Кстати, о финансовой стороне вопроса. Насколько человек должен быть состоятельным, чтобы он мог взять вторую жену?
— Очень индивидуально. Главное, чтобы он мог позволить купить квартиру или второй дом. Когда в одном доме живут две семьи, это не приветствуется. А так — знаю я, например, таксиста, у которого две жены.
— О таких семьях не судачат соседи?
— Могут и посудачить. Но быстро остывают. Нужно понимать, что ментальности у всех разные, — и относиться с пониманием.
«Штамп в паспорте не влияет на порядочность мужчины. »
Еще одна наша героиня живет не на Кавказе — в Екатеринбурге. Она русская. 11 лет назад она приняла ислам и стала второй женой. Свою историю она согласилась рассказать только анонимно. Но в данном случае это скорее плюс — так можно рассчитывать хоть на толику откровенности. Ее история неоднозначна: Катя (назовем женщину так) бесплодна. Но ребенок у нее есть — это сын первой жены ее мужа.
«Это не первый мой брак. Впервые я вышла замуж после института, но довольно быстро развелась. Тот союз был бездетным и очень «больным». Наверное, поэтому, когда я встретила своего второго супруга, который отнесся ко мне с пониманием, а его в моей жизни никогда не было, я влюбилась. Романтики как таковой в наших отношениях не было. Но была огромная забота, я почувствовала себя защищенной, как за каменной стеной. Это были чистые отношения, он до свадьбы ко мне не прикасался. Мы постоянно говорили о религии. Да, забыла уточнить: конечно же, до знакомства с ним я была православной, но решила принять ислам. Через 3–4 месяца после того, как я «покрылась» (надела хиджаб), он сделал мне предложение. Я согласилась сразу.
Да, я знала, что в Дагестане, откуда он приехал, у него есть другая семья, двое детей. Да, официально, для органов РФ, я не замужем (мы провели никях), но мне все равно. Я не думаю, что штамп в паспорте как-то может повлиять на порядочность мужчины. Сколько историй о разведенных женщинах, оставшихся ни с чем, когда мужчина уходил из семьи. Мой же муж — человек глубоко верующий. Я знаю, что в исламе отставить женщину ни с чем — грех. Так что я абсолютно уверена, что не останусь на улице, даже если у нас не все будет гладко.
Мне 37 лет, с мужем мы ровесники. В общей сложности мы прожили вместе 11 лет. Через восемь лет после нашей свадьбы он перевез в Екатеринбург первую жену с детьми, организовал им отдельное жилье. Та семья изначально знала обо мне. Как она отнеслась к этому? Не знаю. Об этом я ее никогда не спрашивала. Как и о многом другом. Муж против общения между нами. Он с самого начала поставил нам условие-табу — запретил и мне, и первой жене рассказывать о нашей семейной жизни посторонним и тем более друг другу. Максимум, что мы можем, — это поздороваться, когда встречаемся. Но я стараюсь избегать даже таких встреч: мне некомфортно. Думаю, что и ей тоже. Конфликтов никогда не было, потому что контактов не было. Но уровень наших отношений с ней — это исключительно ответственность нашего мужа. Я думаю, что она, так же как и я, просто приняла данный факт. Я работаю на полставки, чисто символически, но уже решила уйти с работы — муж нас обеих материально обеспечивает сполна. Также он равномерно делил время, проведенное с каждой из нас, иногда через день приезжает, иногда проводит день тут — ночь там. У меня претензий нет. Скажу честно: когда он со мной, ее вообще не существует. Наверное, это правильно.
Адани Умаев. Фото: из личного архива
А теперь о главном: я не могу иметь детей, муж знал об этом изначально, еще до свадьбы. Когда старшая жена с детьми переехала, он принял решение, что старший ребенок будет жить со мной. Сейчас мальчику 11 лет. Он принял это нормально, называет меня «мамулечка». К матери он ходит, пока я на работе. Старшая жена не против этого. По крайней мере делает вид. Изначально мне это казалось странным, но со временем все привыкли.
Не могу сказать, что все идеально: разногласия были. Нет, я не ревновала. Я была очень обижена на него. 8 лет он скрывал, что первая жена периодически приезжала с детьми в наш город навестить его. Я не знала об этом. Это открылось, когда она уже переехала окончательно. Я понимаю, что это ничего не меняет, жена есть жена, она имеет такие же права, как и я, но меня это слегка подкосило. Мне всегда было важно доверие. Но мы эту проблему решили.
Вы спрашиваете, счастлива ли я? Да. Но, конечно, хотелось бы большего. Я очень люблю его, очень боюсь его потерять. Но я сама выбрала этот путь. Надо просто продолжать стараться быть идеальной для него. Ведь довольство мужа — довольство Всевышнего. »
«Женятся потому, что первая им надоела. »
Но есть и другое мнение о многоженстве.
Суть его сводится к следующему: вторые браки среди мусульман сейчас не редкость не только на Кавказе, но и в Центральной России. Много вторых семей живет в Москве. Мужик уезжает на заработки, здесь находит себе новую жену. Но очень часто такие браки — прямое нарушение норм ислама. Нет, они совершают никях. Но, согласно канонам, мужчина должен не только поровну распределять между всеми своими женами достаток, но и свое внимание, любовь. А как раз об этом большинство современных мужиков забывают. Женятся потому, что первая им надоела, хотят помоложе и покрасивее. Да, чаще всего они полностью обеспечивают свою первую материально. Но не духовно.
С Айгуль я познакомилась на одном из форумов для русских мусульманок. Она татарка из очень состоятельной и уважаемой семьи. Окончила МГУ, с 17 лет работала на телевидении. И она противница многоженства. По крайней мере в том проявлении, которое наблюдает среди своих знакомых и родных.
— Расскажу историю моего двоюродного брата. Первая его жена попала в жуткую аварию, причем по его же вине. Она заново училась ходить, говорить, у нее обезображено лицо. Нет, он ее не бросил. Но нашел себе вторую супругу: молодую, красивую. Он поселил их отдельно, полностью обеспечивает обеих, но прекратил уделять внимание первой как женщине. Он постоянно в новом доме с новой женой. И таких историй только в моем поле зрения несколько.
До замужества Айгуль не была обделена мужским вниманием и предложениями построить крепкую ячейку мусульманского общества. Несколько раз ей предлагали стать и второй женой. Причем одно из предложений было очень перспективным: он был богат, красив, ее ровесник. Но она поняла, что его намерения далеки от норм шариата.
— Он просто влюбился. Там, в Дагестане, быт, трое детей. А здесь юная светская девушка, которую можно водить по ресторанам, знакомить с друзьями. Знаете, ведь сейчас большинство мужчин-мусульман забывают или не знают, почему можно создавать второй и последующие браки. Пророк брал в жены женщин, чьи мужья погибли на войне во время джихада, а значит, остались без кормильца и опоры. Это были женитьбы с намерением заботы и защиты. Современные же мужчины создают второй брак, потому что им так удобно: я бываю в командировках в Москве, мне нужна женщина, почему бы не взять вторую жену здесь?
У Айгуль много подруг, которые являются вторыми женами. Когда я спрашиваю у нее, неужели они действительно лишены ревности, столь смиренны, что могут сами поехать за другой женой, она улыбается:
— Да, в исламе терпение — самая большая добродетель для женщины. Мы должны изображать радость, когда нам хочется плакать. Но мы все люди, все из одного теста. Ни одна женщина не примет другую с открытой душой, любая женщина ревнует. Да что говорить: нам не нравится, даже если наш муж общается с бывшей. Даже если это из-за ребенка.
Да и вообще, по мнению Айгуль, вторая жена — это не столько радость для мужчины, сколько кабала.
— В исламе мужчина — это кормилец, он должен пахать от заката до рассвета, обеспечивать жену, детей, родителей. Но он хочет и отдохнуть. И эти счастливые часы досуга ты должен разделить между двумя женщинами. У своего мужа (он мусульманин) я спросила: планируешь ли ты взять вторую жену? Он посмотрел на меня как на умалишенную: «Мне бы с одной разобраться». А если уже совсем уйти в плоскость плотских отношений, давайте не будем забывать, что все женщины-мусульманки — особы темпераментные. Попробуй физически потяни двух жен! Каждая из них требует близости, и ее не волнует, что до этого ты два дня провел с другой. А ведь, согласно нормам ислама, ты не можешь отказать супруге в интимной близости.
Спорить о многоженстве можно бесконечно. Но, наверное, точку в этом вопросе поставил еще герой Юрия Никулина из «Кавказской пленницы», спев: «Не очень плохо иметь три жены, но очень плохо с другой стороны!»