что значит человек среди людей
Классный час «Человек среди людей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ открытый классный час.docx
Классный час «Человек среди людей»
Цель: обобщение и систематизация знаний и навыков учащихся по культуре поведения.
повторить и систематизировать знания учащихся о культуре поведения,
формировать положительное отношение к правилам поведения,
стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. А что же такое социум в вашем понимании? ( Социум – есть группа людей, которые живут по определенным закономерностям).
И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Какие условия надо выполнить, чтобы все вы чувствовали себя комфортно? (Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться).
Итак, трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.
Поэтому и тема нашего классного часа «Человек среди людей» выбрана не случайно.
Сегодня мы вместе с вами должны подвести определенный итог, как сформированы у вас знания о культуре поведения, навыки воспитанного человека и насколько вы готовы продолжить самовоспитание и самоконтроль своего поведения при выходе во взрослую жизнь.
Сейчас мы и узнаем насколько хорошо вы знаете, какого человека можно назвать воспитанным.
Задание 1 «Воспитанный человек».
Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и команды по очереди называют характеристики воспитанного человека, за каждое качество 1 балл)
Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе
Молодцы! С этим заданием обе команды справились отлично!
Мы вспомнили правила поведения в коллективе, а теперь проведем соревнование между командами и узнаем, как хорошо они знают правила хорошего тона. ( команды отвечают по очереди, правильный ответ от 1 до 5 баллов (в зависимости от точности ответа), неправильный ответ – слово передается соперникам)
Задание 2 «Правила хорошего тона».
Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? Когда употребляют кивок, жест, рукопожатие, слово или объятия? ( Чаще всего – «Здравствуйте»; к ивок и жест – при встрече в транспорте, на улице, при сравнительно большом расстоянии; объятия – при встрече родственников или близких старых друзей)
Кто первым здоровается при входе в помещение? ( Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
Закончите фразу: «При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяин (хозяйка) представляют сначала…» ( … новых знакомых, если они моложе родителей).
Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представиться первым (женщина, мужчина, старшие, начальник, подчиненный)? ( Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному).
На улице, кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий).
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первым должен войти? (Всегда первой входит женщина).
Паре нужно в театре (кинозале) дойти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина).
Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? ( Необходимо сесть на ближайшие свободные места).
При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит (садится) женщина, затем – мужчина, выходят – наоборот).
При разговоре по телефону кто здоровается? (Позвонивший, представившись).
Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)
В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? ( В будни – с 8.00 до 22.00. В выходные – с 9.00 до 23.00). И с этим заданием справились, а вот как успешно узнаем немного позже.
Человек издревле пытался формулировать правила поведения в обществе, дать характеристику как воспитанному, так и невоспитанному человеку. Поэтому в русском фольклоре этому посвящено много пословиц и поговорок. Сейчас проверим, насколько хорошо вы их знаете. ( за правильно выполненное задание – 5 баллов)
Задание 3. “Сокровищница народной мудрости”
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
Смысл каждого высказывания обсуждается.
У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
Не дорог подарок – дорога любовь.
О пустяках спорить – дело упустить.
По одежде не суди, по делам гляди.
Слово – серебро, молчание – золото.
Хоть не богат, а гостям рад.
От слова спасенье, и от слова погибель.
На незваного гостя не припасена и ложка.
От одного слова, да навек ссора.
Итак, мы вспомнили какой человек может называться воспитанным, правила поведения и правила хорошего тона, пословицы и поговорки о культуре поведения, но обо всем этом вы узнавали в течении вашей жизни от взрослых. А теперь мне бы хотелось узнать как бы вы сформулировали правила школьного этикета и правила поведения в школе сами.
А теперь пока жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, подведем итог нашего классного часа.
Как учиться “вежеству”
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.
Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.
Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.
Изучение мнения других людей
Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.
Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения, второе – тренироваться, упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.
Сценарий классного часа на тему «Человек среди людей» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сценарий классного часа в 10 классе
Тема: «Человек среди людей»
Цель: формирование представлений о социально значимых качествах человека,
формирование нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
— Выявление признаков социального успеха человека в обществе;
— Определение затруднений и проблем в процессе выстраивания контактов с окружающими людьми;
— Поиск путей преодоления барьеров, мешающих успешным социальным контактам
— Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Форма проведения: проблемный диалог.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, социальные видеоролики из интернета, видеоматериал соцопроса обучающихся и учителей школы
№1 Учитель: Приветствую вас уважаемые гости и ребята.
Каждый день, встречаясь, мы произносим хорошо известное всем слово – Здравствуйте! А знаете ли вы, что это не простое приветствие? Это слово пожелание здоровья.
Мы с вами уже не раз говорили о человеческих добродетелях, кто такой добрый человек, что такое счастье, и выяснили, что для каждого это понятие включает что-то свое, личное. Но человек – существо социальное, общественное. Каждый человек (хочет он того или нет) является частью общества. И в данном аспекте счастье во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Как и любому другому умению, этому надо учиться. Это так называемые «социальные» навыки, от наличия которых зависит, насколько комфортно человек чувствует себя в обществе других людей.
№2 Эпиграф нашей встречи
Истинный показатель цивилизации
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного …
Р. Эмерсон
№3 Учитель: Мы постоянно находимся среди людей:
хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях,
совсем незнакомых— на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже- везде и всегда.
№4 И как говорил Римский император (Марк Аврелий): «… ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». Но готовы ли мы, хотим ли мы, вести себя так со всеми окружающими нас людьми, чтобы и мы и они чувствовали взаимное удовлетворение от общения.
№5 Тема нашего диалога: «ЧЕЛОВЕК среди людей»
Беседа по вопросу: «Что значит для вас это высказывание: человек среди людей?», «Что такое социальный успех для вас?»
Показ видеоматериал соцопроса обучающихся и учителей школы
№6 Учитель: нашу беседу я хочу начать с притчи.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
— Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Любовь, прощение, терпение – это и есть толерантность.
№7 Если задуматься о том, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали окружающие, то КАЖДЫЙ человек сам мог дать определения всем человеческим добродетелям!
Наверное, прежде всего, вам бы хотелось, чтобы к вам относились справедливо: вам бы не хотелось, чтобы люди оболгали вас и выдвинули против вас ложное или грубое обвинение. Правда?
— чтобы ваши друзья были вам верны: не предавали вас.
— чтобы люди вели себя порядочно в отношениях с вами, чтобы были честны с вами
— чтобы были внимательны к вам и относились к вам по-доброму, а не жестоко
Просмотр ролика «Притча о добре»
— чтобы были внимательны к вашим чувствам и уважали ваши права
— чтобы в трудную минуту люди проявляли сострадание к вам
— чтобы не ругали вас, а проявляли сдержанность
— чтобы к вашим недостаткам или, если вы совершили ошибку, были терпимы к вам
— чтобы были великодушными по отношению к вам, а не злыми и жадными
— чтобы верили в вас, а не сомневались в каждом вашем шаге
— чтобы относились с уважением, а не оскорбляли
№8 Учитель: Обратимся к словам «Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо ». А.С.Макаренко
Ребята, а что такое нравственность?
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?
№9 Учитель: В жизни можно по-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.
№9 Учитель: Мы живем среди людей! Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости и комфорта в общении внутри коллектива и среди людей в целом.
МЕСТО хорошим поступкам можно найти в каждом прожитом нами дне
Просмотр видеоролика «Добро»
Учитель: Общение имеет несколько функций:
Побуждение к действию, поступку, мысли.
Учитель: Культура поведения и общения человека в обществе напрямую зависит от того, каким нравственным потенциалом обладает человек, каковы его моральные принципы.
Вашему вниманию две ситуации
Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый Танин попугай.
— Ничего себе птичка. Симпатичная,— сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.
Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте?
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром месте?— громко закричала Катя.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел?
Ну, давай-давай, рассказывай!— подскочила к ней Наташа.
— Что случилось? Почему слезы?— закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?
№14 Учитель: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:
ощущая себя в обществе, в коллективе обращая внимание, прежде всего на себя и на свои поступки.
№16 Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить.
Порой важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.
Вы должны отметить ту черту характера, за которую вы уважаете своего одноклассника.
Учитель: Молодцы, да, действительно каждый из нас – личность неповторимая индивидуальность, а теперь попробуйте вместо комплиментов, рассказать о том качестве характера, который вам не нравится в человеке
(не забывайте про чуткость и деликатность).
Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду.
№18 ВОПРОС:— Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по вашему мнению, выражается в наибольшей степени?
— в исчезновении элементарной культуры поведения;
— в том, что прервалась связь поколений;
— в озлоблении людей;
— в эгоизме (каждый сам по себе);
— в росте преступности;
— в утрате идеологической и ценностной ориентации;
— в чем еще?
№19 Учитель: Нравственным наше поведение будет только тогда, когда мы будем уверены, что наши поступки будут иметь хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Очень важно помнить, что любой поступок имеет последствие или результат!
№ 21 Учитель: Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно.
Учитель: Умейте вовремя принести свои извинения людям, ведь мы с вами живем в обществе среди людей.
Учитель: А ведь некоторые люди считают иначе Произнеся фразу:
«Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрягать тоже стоит.
№22 Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
№23 Учитель: Вежливость и воспитанность ценились с давних пор.
Еще во времена Петра 1 существовала книга о культуре поведения « Юности честное зеркало», в которой были слова: «Вежливому быть не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.»
№24 Все Люди очень разные. И чтобы жить рядом с ними, надо уметь вести себя так, чтобы всем с вами было хорошо, приятно, удобно. Тогда и вам будет легко с окружающими.
И надо помнить ДОБРО всегда к вам вернется! Просмотр видеоролика
Учитель: Если следовать этим правилам, то можно избежать конфликтов и достичь успеха в обществе. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Ребята! Мы живем среди людей, а поэтому совершайте нравственные поступки по отношению друг к другу и по отношению ко всем людям.
№ 26 Спасибо всем за работу в нашем дружном коллективе.
Возможные определения каждого понятия:
9.Искренность — качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть — способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность — это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь — качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
Человек среди людей. Межличностные отношения
теория по обществознанию 👨👩👧👦
Понятие межличностных отношений (6 класс)
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одного человека с окружающими людьми, способность устанавливать связь с ними и называется межличностными отношениями.
Существует понятие «число Данбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.
Жизнь в обществе бывает различной, и, как следствие, взаимоотношения так же складываются весьма различно.
Чувства – основа межличностных отношений (6 класс)
Так сложилось, что все контакты, которые устанавливаются с окружающими, в первую очередь основываются на чувствах, которые испытывает человек. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.
На искажение чувств могут повлиять такие факторы:
Виды межличностных отношений (6 класс)
Отношения между коллегами. Разновидность деловых отношений
Разновидность межличностных отношений зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:
Все официальные контакты (формальные) устанавливаются законодательством, при этом складываются лишь на правовой основе. В этом виде взаимосвязи личные чувства и привязанности отходят на второй план. Данный вид взаимоотношений складывается в основном в коллективе.
Что же касается неформальных отношений (неофициальных), то они основываются на чувствах и симпатиях.
К личным отношениям можно отнести любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.
Общение профессионального характера основаны на профессиональных интересах, совершенно независимо от личных привязанностей.
Данный вид отношений (практичных) устанавливается в том случае, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Основными советчиками в данном виде отношений выступает здравый смысл и расчет.
Любовные отношения основываются на чувствах и симпатии
Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.
Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).
Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.
Так же межличностные отношения можно разделить на: знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.
Особенности межличностных отношений (6 класс)
Основные особенности межличностных отношений состоят в том, что межличностные отношения строятся между двумя и более людьми. Данная совокупность людей взаимодействует, понимают друг друга, воспринимают друг друга.
Особенность межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний (от лат. emovere — потрясаю).