что значит читать стихотворение с выражением
Как читать с выражением? Инструкция от актрисы Яны Поплавской
«Прочитай с выражением!» – часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение»? Ведь порой ребята читают с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость.
Известная актриса, телеведущая и речевой коуч Яна Поплавская рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства в рамках мастер-класса, организованного проектом «Герои» при поддержке Группы компаний «Просвещение».
Интонация – это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая – это маленькая пауза, точка – большая пауза, восклицательный знак – очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
Тренируйте дикцию
Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличится скорость прочитываемого текста.
Следите за скоростью
Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам. Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям – не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.
Автор тот, кто читает вслух
Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста. Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.
Расставьте акценты и выделите главное
Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст – всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь – один из важнейших инструментов успешной коммуникации.
Проверим себя стр. 34
В чём отличие стихотворения от прозаического произведения? Докажи своё мнение.
Стихотворения имеют рифму, ритм, определённую стихотворную форму.
Тогда как проза пишется просто в строку, каждый рядок стихотворного произведения пишется в столбик.
Стихотворения характеризуются наличием лирического героя и отображают его мысли, действия, настрой.
А в произведение, написанное в прозе, героев бывает очень много.
Период времени, что отображён в стихотворении, как правило, гораздо меньше, чем в прозаическом произведении.
Стихотворное произведение можно пропеть, чего с прозаическим сделать нельзя.
Даже само звучание стихотворения передаёт настроение автора.
Определи, что значит читать стихотворение с выражением. Дополни своими мыслями:
Я думаю, что чтение стихотворения с выражением — это значит:
1) читать, выделяя голосом некоторые слова.
2) читать, выделяя голосом знаки препинания.
3) читать, чётко проговаривая все звуки.
Хотелось бы дополнить, что это всё становится возможным, если получается представить в воображении картины, описанные в стихотворении.
Так как образ стихотворения автоматически даёт возможность прочесть стихотворение правильно и с выражением.
Простое заучивание без понимания сути произведения не даёт возможности прочитать стихотворение, так чтобы слушатель также почувствовал настроение автора.
Отметь, что ты хорошо усвоил, «+»
Думаю, что я научился читать стихи, передавая с помощью голоса настроение поэта.
«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей
Ирина Моргунова
«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей
«Как научить ребёнка читать стихи с выражением».
Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением. 1. Выбрать отрывок для выразительного чтения. 1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. 2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова. 5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.
Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Важны хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок— ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.
3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.
4. Определить настроение стихотворения.
Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст,
с грустным или весёлым.
Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку,с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.
5. Расставить логическое ударение.
Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.
Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:
-прочитать его громче, чем другие
-после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.
6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.
Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки
Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.
Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.
Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить. (обиженно)
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает (озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
— Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
— Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.
Будем учиться читать В 2015 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом литературы. В середине января в детском саду №27 села Львовского прошла «Книжкина.
Как научить детей читать? Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно,.
Как научить ребёнка подражать звукам КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОДРАЖАТЬ ЗВУКАМ (СЛОВАМ) 1. Начните с тех звуков (звукоподражаний, слов, которые малыш уже знает и умеет производить.
Консультация «Как научить ребёнка запоминать стихи?» У многих детей дошкольного возраста при заучивании стихотворений возникают трудности. Для решения этой проблемы можно использовать приемы.
Консультация для педагогов «Как учить ребёнка читать?» Как учить ребёнка читать? Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых,.
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка рисовать по клеточкам» Консультация для родителей. «Как научить ребенка рисовать по клеточкам». Рисование предмета или животного по клеточкам развивает мелкую.
Проект «Учимся читать стихи» Тип проекта: информационно- творческий. По продолжительности: краткосрочный. Состав участников: дети, взрослые, родители. Цель: формирование.
Серия дидактических игр «Учусь читать» Много разных Букварей с красочными яркими картинками у наших детей. Малыши быстро запоминают буквы, подбирают к каждой букве картинки. Как.
Консультация для родителей «Учимся читать» В первую очередь познакомьте ребенка с азбукой и главное правило обучению чтению: «Не гонитесь за результатом!». Чтобы заинтepeсовать, рассмотрите.
Как научиться красиво и выразительно читать стихи
Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.
Что значит читать с выражением?
Читать с выражением означает, что читающий вслух человек должен при помощи интонации выделять знаки препинания, восклицание, вопрос, многоточие. Он должен акцентировать внимание на основных моментах текста, повышать или снижать скорость чтения, громкость голоса, чтобы максимально эффективно донести мысль автора произведения до слушателей.
Впрочем, с выражением можно не только читать, но и бездействовать:
Чтение с выражением подразумевает интонационное выделение особых моментов, правильную расстановку пауз и логических ударений. При выразительном чтении нужно контролировать тембр голоса, интенсивность речи, иногда голос нужно повышать, а иногда понижать.
Это значит, читать понимая о чем читаешь с соблюдением подобающих тексту интонаций и учитывать все знаки препинания. При этом скорость чтения должна быть достаточно быстрой, что бы читать без запинаний.
В школе детей учат читать с выражением, это значит, что читать нужно не спеша, если в предложении есть знак препинания нужно выдерживать небольшую паузу. Читать нужно громко, внятно.
Если в тексте к примеру есть вопросительный знак, то читать с нужно интонацией, чтобы слушатели поняли, что предложение является вопросительным.
Также важно не глотать слова, но и слишком медленно тоже читать не нужно.
На этом сайте собраны стихи Дарьи. Есть ссылки на группы поэтессы в контакте, фейсбуке.
12 декабря 2018 года в Госдуму внесли законопроект, там предусматривается административная ответственность за плохие высказывания в адрес власти в сети. То есть всякое распространение высказываний, которые в неприличной форме показывают неуважение к обществу и государству, гос. органам и символам. В ответ на это Шнур написал очередной стих, судите сами, вот такие слова там:
Я спокоен и прям и знаю, что впереди.
Я хожу без страховки с факелом надо лбом
По стальной струне, натянутой между башен,
Когда снизу кричат только: «упади».
Разве они знают, чего мне стоило ремесло.
Разве ступят на ветер, нащупав его изгиб.
Они думают, я дурак, которому повезло.
Если я отвечу им, я не удержу над бровями факел.
Если я отвечу им, я погиб.
Вот такое мое видение и понимание смысла данной фразы.