что значит читать выразительно
Как читать с выражением? Инструкция от актрисы Яны Поплавской
«Прочитай с выражением!» – часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение»? Ведь порой ребята читают с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость.
Известная актриса, телеведущая и речевой коуч Яна Поплавская рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства в рамках мастер-класса, организованного проектом «Герои» при поддержке Группы компаний «Просвещение».
Интонация – это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая – это маленькая пауза, точка – большая пауза, восклицательный знак – очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
Тренируйте дикцию
Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличится скорость прочитываемого текста.
Следите за скоростью
Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам. Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям – не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.
Автор тот, кто читает вслух
Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста. Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.
Расставьте акценты и выделите главное
Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст – всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь – один из важнейших инструментов успешной коммуникации.
Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
Выразительное чтение как средство развития речи
Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.
Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.
Составляющие выразительного чтения
Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.
Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:
Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.
Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.
Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.
Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.
Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).
Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс
(авторы: Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)
Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!
Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.
Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.
Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.
Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.
Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.
Приемы обучения выразительному чтению
образцовое чтение учителем;
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;
показательное, выразительное чтение учащихся.
Прием объяснительного чтения
Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.
Прием партитурных пометок
ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;
ребята совместно с педагогом составляют партитуру;
класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):
определить строение и пунктуационное членение;
отметить слова с логическим ударением;
обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);
определить место коротких и длинных пауз.
Прием анализа аудиоматериалов
анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);
создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.
Статья по литературному чтению «ЧТО ЗНАЧИТ «ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЧТО ЗНАЧИТ «ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинять страдания и окрылять надеждой.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь всё, о чём рассказывают. Уметь слушать и понимать так же трудно, как уметь читать. Одному и другому надо учиться.
Основные задачи выразительного чтения:
— умение выразить интонацией авторское и своё отношение к читаемому;
— соблюдать при чтении интонацию конца предложения, смысловые паузы, логические ударения (без разметки);
— развивать дикцию, дикторские умения (интенсивность звучания, тембр, повышение и понижение тона голова, четкость произношения отдельных звуков, эмоциональная окрашенность);
— умение владеть эмоциональным чтением (читать сердито, читать со смехом, читать с огорчением и т.д.);
— выполнять с помощью учителя разметку и читать по разметке.
Выразительное чтение – это искусство, в котором принимают участие дыхание, голос, произношение и к которому должен стремиться каждый ученик.
Дыхание – основа речеобразования, правильное дыхание – это дыхание свободное, лишенное напряжения, глубокое, частое, но не учащенное, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.
Главные по мысли слова в предложении выделяются тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это выдвижение слова на первый план в смысловом отношении называется логическим ударением.
Если логическое ударение выделить неясно, то смысл всей фразы может быть затемнён.
При работе над выразительным чтением применяем такие правила:
КУ – КА – РЕ – КУ! КУР СТЕРЕГУ!
ПРАВИЛО № 2: ЧЁТКО ПРОИЗНОСИ ЗВУКИ.
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише!
ПРАВИЛО № 3: УЧИСЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМП ЧТЕНИЯ.
И вмиг ворота на запор!
ПРАВИЛО № 4: ВЫДЕЛЯЙ ГОЛОСОМ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ.
На ЛЕСНОЙ полянке растут ЯРКИЕ цветы.
ПРАВИЛО № 5: УМЕЛО ПОЛЬЗУЙСЯ МИМИКОЙ ЛИЦА И ЖЕСТАМИ.
С ХОЛОДУ ЩЁКИ ГОРЯТ У МЕНЯ.
Правильное дыхание, сила голоса, чёткое произношение звуков, темп, паузы, смысловые ударения, мимика, жесты – это приёмы выразительного чтения. От этого зависит понимание прочитанного, культура речи учащихся.
Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль которых при чтении должна быть чётко выделена.
Логическая пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в тоже время разделяет группы слов, ограничивает их. Паузы могут быть разной длительности. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность.
Одним из направлений в работе над логическим ударением является обучение школьников в результате анализа текста выделять главные слова.
ТЕМБР – эмоциональная окраска речи, обогащающая мелодику, она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительного средства сделать речь более выразительной.
ЖЕСТЫ И МИМИКА выполняют в речи две функции:
1 – когда можно сказать без слов, например, жест – указание на что-нибудь рукой, кивком головы;
2 – способствуют достижению однозначности и коммуникации, точности и выразительности речи.
Жесты употребляются во время молчания или накладываются на течение речи, сопровождая речь.
Мимика может отражать самые разнообразные чувства и настроение говорящих: радость, горе, печаль, испуг.
Выразительное чтение — гарантия красивой речи
Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.
Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.
Критерии прочтения
Чтение характеризуется четырьмя критериями:
Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.
Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.
Характеристика принципов обучения выразительному чтению
Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.
Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.
Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:
Интонация
Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.
Компоненты интонации:
Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.
Принципы выразительного прочтения
Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.
Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.
Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка
Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.
Памятка родителям
Рекомендуемая детская литература
Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.
Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.
Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.
Руководство по чтению для ученика
Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.
Памятка №1: Правила прочтения
Памятка №2: Выразительное чтение
Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.
Памятка №3: Правильная работа с книгой
Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.
Выразительная декламация стихотворения
Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.
Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.
Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.
Текст для публикации взят из Интернета.
Выразительное чтение — гарантия красивой речи
Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.
Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.
Критерии прочтения
Чтение характеризуется четырьмя критериями:
Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.
Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.
Характеристика принципов обучения выразительному чтению
Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.
Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.
Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:
Интонация
Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.
Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.
Принципы выразительного прочтения
Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.
Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.
Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка
Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.
Памятка родителям
Рекомендуемая детская литература
Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.
Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.
Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.
Руководство по чтению для ученика
Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.
Памятка №1: Правила прочтения
Памятка №2: Выразительное чтение
Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.
Памятка №3: Правильная работа с книгой
Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.
Выразительная декламация стихотворения
Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.
Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.
Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.