что значит дети кукурузы
Ну это ж дитятьки из романа Стивена Кинга, которые жили в кукурузном поле и люто там всех мочили, поклоняясь кому-то там (великому кукуруке или просто пацану какому-то, уже не помню). В общем, как в «Белой ленте» Ханеке, только хардкорней и с кукурузой.
группа KORN наверное талкнула на такую фразу дети кукурузы.ведь они ого как знамениты, а щас мир такой что все родное продадут чтоб быть как звезды(
Интересно, а за добавленные пункты в научную работу, соавтором будет назван тип под псевдонимом в БВ?
Тут уж надо понять какова конкретная цель и вектор, направленность научной работы, представить примерный реферат.
Иначе неизвестно, что именно добавлять.
Акцентуации с психопатиями в сравнении можно добавлять только имея ввиду какую-то одну психопатию и родственную ей акцентуацию.
В общем виде сравнение психопатий и акцентуаций теряет смысл, т.к. прикладное значение научной работы должно открывать способы практического применения нового знания. Например, как именно отличить шизоида, шизотимика и шизофреника.
Отличить чудаков от психически нездоровых людей иногда сложно, поэтому и необходимо всестороннее описание типического поведения при конкретной акцентуации, а так же перечисления всех отличий от психопатии.
Как считает современная медицина(и это не последняя точка, а скорее многоточие) чудак может превратиться в психопата при сильном душевном переживании, истощающем стрессе или неблагоприятном окружении.
Иногда психопатия обусловлена нарушениями в отделах мозга (может образоваться опухоль, или перекрытие части кровеносных сосудов вследствие холестериновых бляшек и иных причин). Может нарушиться гормональный обмен, опаснее всего дофамина.
Так же акцентуация часто приводит к психопатии при употреблении психотропных препаратов, алкоголя, наркотиков. Можно подробно рассмотреть эти виды деградации личности мышления.
Затем в силу вступает следствие закона Мэрфи,закон Линча:
Наконец, очень велика вероятность вступления в силу парадокса Сильвермэна:
Удачи Вам и везения!
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:
Обычно значение слова не нужно для того, чтобы верно выполнить его морфемный разбор. Но лексемы НАХОДИТЬ это не касается. Для качественного её разбора по составу необходимо учесть семантику. Объясню.
Есть в нашем языке три (!) омонимичных глагола НАХОДИТЬ, а омонимы, как Вы знаете, пишутся одинаково, произносятся тоже одинаково, но имеют не связанные друг с другом значения.
Глаголы эти многозначные, поэтому укажу хотя бы часть значений каждого, отделив эти значения друг от друга точкой с запятой:
Как видим, первый из омонимов никак не связан с ходьбой, передвижением пешком, поэтому его морфемный состав отличается от состава двух других омонимов.
Теперь приступим к разборам. Сначала выполним ту их часть, что является общей для всех этих омонимов, то есть выделим основу и изменяющийся компонент слова. НАХОДИТЬ – глагол в начальной форме, что позволяет нам, отбросив -ТЬ, сразу назвать основу инфинитива – НАХОДИ-. На природу морфемы -ТЬ есть два взгляда:
Но как ни назови, к основе эта морфема отношения не имеет, ибо суффиксы, образующие формы глаголов, не являются частью их основ.
Не могу не бросить камешек в чужой огород, потому что считаю, что браться за ответ, требующий применения знаний, можно в двух случаях: если
Запомнить это надо ещё в школе – как таблицу умножения, чтобы не допускать нелепых элементарных ошибок.
Но вернёмся к нашему разбору. Из того, что сказано мною в реплике по поводу неверного ответа, следует, что -И- во всех трёх глаголах-омонимах – суффикс инфинитива, завершающий основу словарной единицы.
Остаётся часть основы НАХОД-. Как следует из вышесказанного (см. значения глаголов) омоним № 1 утратил свою лексическую связь с глаголом ХОДИТЬ и производными от него лексемами ХОД, ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ (чередование Д с ЖД), ПРИХОДИТЬ и пр., поэтому приставку в нём не выделяем: НАХОД- – корень. У этого глагола своё словарное гнездо, куда входят такие лексемы, как НАХОДКА, НАЙТИ (супплетивный корень НАЙ-, то есть слово однокоренное, но корень выражен весь или частично другими звуками), найденный (корень НАЙД-), находчивый.
Письменный разбор данного глагола таков:
Омонимы № 2 и № 3 являются однокоренными с глаголом ХОДИТЬ и производными от него лексемами и, кстати, второй тоже имеет родственников с супплетивным корнем – НАЙТИ (корень Й), НАШЛА (корень Ш): туча нашла на солнце. Разбор по составу этих двух омонимов одинаков (поэтому у Тихонова – скриншоты из его Морфемно-орфографического словаря – слово «наталкиваться» отсылает нас ко 2-му омониму, а 3-й, на который он не сослался, или не учтён учёным, или настолько прост, по его мнению, в разборе, что отдельно его состав он указывать не стал). Письменно разбор омонима № 2 оформляется так:
При разборе омонима № 3 вместо «наталкиваться» можно указать одно из двух значений этой лексемы – то, в котором она употреблена в предложении.
В данных разборах, как видите, морфема -ТЬ обозначена как окончание, но те, у кого в учебниках она названа суффиксом, легко поменяют это обозначение на значок суффикса. Есть ещё вариант: находчивые (корень НАХОД-) учителя давно придумали для обозначения -ТЬ (-ТИ) особый графический знак – ДОМИК: сначала морфема берётся в квадратик – так обозначается окончание, а над квадратиком выстраивается крышечка суффикса.
Обзор фильма ужасов «Дети кукурузы» (1984): запасаемся попкорном
В 1977 году Стивен Кинг выпустил рассказ «Дети кукурузы». В 1984 году он был экранизирован, и все заверте … в смысле, началась история одной из самых долгоиграющих франшиз фильмов ужасов. Начнем с начала и посмотрим самый первый классический фильм.
Ахтунг! В обзоре будут спойлеры. Если не хотите спойлеров и вдруг пропустили этот фильм, посмотрите и узрите, как своеобразно американцы понимают слова «битва за урожай».
«Дети кукурузы» 1984: сюжет
Семейная пара Берт и Вики живут себе счастливо, пока Берт не получает престижное предложение по работе (он врач). Правда, ехать на новое место работы придется чуть ли не через всю Америку. Поездка проходит неплохо… пока на дороге где-то в Небраске их машина не сбивает выбежавшего на дорогу из зарослей кукурузы мальчонку. Изучив тело, Берт обнаруживает, что у парнишки перерезано горло…
Вики и Берт везут тело в ближайший городок Гэтлин в надежде связаться с кем-то из властей. Но… Гэтлин выглядит странно опустевшим, ни одного взрослого в нем не видеть, зато по улицам бродят враждебные и малость поехавшие кукухой дети, толкующие о Том, Кто Обходит Ряды…
«Дети кукурузы» 1984: впечатления
Основная проблема в том, что рассказ Кинга на 27 страниц пришлось растянуть на 92 минуты фильма, и, если в рассказе многие моменты остались за кадром, то в фильме все несуразности вылезли наружу, и к ним еще добавились уже кинематографические нестыковки:
В конце «Дети кукурузы» 1984 года умудряются из ужастика превратиться в милую семейную комедию. Что забавно, но смотрится странновато.
Но, бесспорно, у фильма имеются сильные стороны. Это жутковатые и кровавые сцены, особенно в начале, религиозно помешавшиеся дети, сами по себе ритуалы и обряды этого культа, представляющие микс древних индейских верований и евангельского протестантизма, царящего в так называемом «библейском поясе» США. К которому относится и штат Небраска, где был расположен Гэтлин. А до белых на этих землях проживали индейцы сиу (не чуравшиеся жертвоприношений и каннибализма).
В то же время Небраска принадлежит и к «кукурузному поясу» США и занимает третье место среди Штатов (помимо Айовы и Иллинойса) по производству кукурузы и первое по производству попкорна. Неофициальное название Небраски The Cornhusker State (штат лущильщиков кукурузы). Иначе говоря, дети Гэтлина с младых ногтей понимали важность этой культуры для выживания их городка и своего собственного.
«Дети кукурузы» 1984 – сравнение фильма и рассказа
Если говорить о разнице между рассказом и фильмом:
«Дети кукурузы» 1984 – интересное
Бюджет фильма составил 800 тыс. долларов, сборы – 14 млн долларов.
Сцены, когда Берт гуляет по опустевшему Гэтлину, напоминают о Гэри, гуляющему по Сайлент Хилл в Silent Hill. Не зря в серии «Сайлент Хилл» много реверансов в сторону Кинга.
Тот, Кто Обходит Ряды, обладает инфракрасным зрением, как Хищник, а под землей передвигается, как грабоид из «Дрожи земли». Притом, что и Хищник, и «Дрожь земли» вышли много позже.
Линда Хэмилтон (Вики) в том же году снялась в прославившем ее фильме «Терминатор» в роли Сары Коннор. Впрочем, Вики вторая ее самая узнаваемая роль после Коннор.
Вердикт фильму ужасов «Дети кукурузы» 1984: 7/10. Неплохо. Тем не менее, остается непонятным, почему любопытный, но спорный и исчерпаемый замысел, легший в основе фильма, стал дойной коровой и породил уйму продолжений.
Дети кукурузы (Кинг)
Берт и Вики, пара, пытающаяся спасти свой брак, едут в Калифорнию на каникулы, чтобы навестить брата Вики. Когда они проезжают по сельской местности Небраски и спорят, то случайно наезжают на маленького мальчика, которому перерезали горло, и чье тело выбросило на дорогу. Они открывают его чемодан и находят распятие из скрученной кукурузной шелухи. Пара решает сообщить об инциденте в полицию, кладут тело в багажник своей машины и отправляются в ближайший город (маленькое изолированное поселение под названием Гатлин) за помощью. Пока они едут, Берт пытается слушать радио. Он может поймать только станцию, на которой ребенок-проповедник читает проповедь.
Когда они прибывают в Гатлин, город кажется безлюдным. Они нигде не видят ни машин, ни людей. Проехав мимо заправочной станции и посетив закусочную, Берт и Вики замечают, что некоторые вещи (например, цены на бензин, меню и календарные даты) сильно устарели. Вики, которой не нравится город, начинает нервничать и спрашивает, могут ли они уехать.
Берт решает исследовать церковь, увидев, что ее собственность находится в хорошем состоянии, а также дату на вывеске в прошлое воскресенье. Пока они спорят, Вики угрожает уехать и оставить его в одного. Когда Вики начинает паниковать Берт отнимает у нее ключи и оставляет жену запертой в машине. Она умоляет его вернуться, но он игнорирует ее.
Внутри церкви Берт обнаруживает, что кто-то сорвал надписи со стен и создал странную мозаику с изображением Иисуса за алтарем, а также вырвал ключи и опоры из органа и набил его трубы кукурузной шелухой. У алтаря Берт находит Библию короля Якова (с вырезанными несколькими страницами из Нового Завета) и бухгалтерскую книгу, в которой были записаны имена, а также даты рождения и смерти. Читая бухгалтерскую книгу, он замечает, что все имена были изменены с современных на библейские, и что все, кто указан как умерший, умерли в свой 19-й день рождения. Берт понимает, что 12 лет назад дети Гатлина убили взрослых города и что членам их общины не разрешается дожить до своего 19-летия.
Дети преследуют Берта, но ему удается убежать от них, он ныряет в кукурузное поле и прячется, пока они его ищут. Он замечает, что на кукурузном поле нет ни животных, ни сорняков, и что на каждом стебле кукурузы нет пятен. Когда солнце садится, Берт теряется и бродит вокруг, пока не находит круг пустой земли посреди кукурузного поля и обнаруживает тело Вики. Ее привязали к кресту колючей проволокой, глаза вырваны, глазницы набиты кукурузным шелком, а рот набит кукурузной шелухой. Он также видит распятые скелеты министра и начальника полиции Гатлина; последний в синей форме. Когда Берт поворачивается, чтобы бежать, он замечает, что все ряды на кукурузном поле закрылись, создавая стену, которая не дает ему сбежать. Он понимает, что Что-то приближается к нему, но, прежде чем он успевает что-то сделать, его убивает гигантский зеленый монстр с красными глазами, который выходит из кукурузного поля. Вскоре после этого в небе появляется полная луна.
Той ночью Малахи (убийца сбитого с ног мальчика) и все остальные 18-летние идут на кукурузное поле, чтобы принести себя в жертву Тому, Кто Обходит Ряды. Руфь, беременная ребенком Малахии, плачет и машет ему на прощание. Выясняется, что она тайно ненавидит Того, Кто Обходит Ряды и мечтает поджечь кукурузное поле, но на самом деле боится сделать это, потому что Тот, Кто Обходит Ряды, может видеть все, включая секреты в человеческих сердцах. История заканчивается тем, что кукуруза, окружающая Гатлина, довольна.
Дети кукурузы
ТИЛЬ ЧЕСТЕР
ЯНА РАЙМОНС
Ребенок рождается с чувством радости быть среди людей. Первые проблески осознания этой радости проявляются еще пока бессознательной улыбкой. Он еще ничего не понимает, но он чувствует любящие руки матери, заботливое участие в своей жизни всей окружающей его семьи. Он раскрывает свое сердечко навстречу жизни, он с первых минут любит жизнь и хочет расти и оставаться с близкими людьми, которые встретили его любовью и радостью.
Жить можно только тогда, когда можно удивляться, любить и радоваться. Вырастая, мы теряем непосредственность чувств, но если окружающий мир остается к нам благосклонен, то мы продолжаем свое путешествие по жизни, ничего не теряя, а только приобретая и увеличивая свои силы. Постепенно мы приобщаемся к миру взрослых, к благам цивилизации, учимся ценить свое окружение, которое ведет нас ненавязчивой дружеской поддержкой и направляет к добру, мудрости. Мы учимся также быть благодарными за все, что мы получили от других.
Примерно в такой обстановке родился и начинал свою жизнь известный писатель-мистик, и не просто мистик, а один из провозвестников идеи духовного единения человечества, автор знаменитой книги «Роза мира» Даниил Андреев.
А сейчас – простите за резкий, болезненный переход мысли. Вы сейчас вместе с нами содрогнетесь от боли и омерзения. Мы тоже пережили это, когда первый раз увидели в фильме «Парфюмер» по роману Зюскинда, начало жизни этого убийцы, вокруг которого построено все повествование.
Его непутевая мать родила ребенка непосредственно под столом рыбной лавки и тут же выбросила новорожденного на кишащую червями свалку рыбных отходов. Он громко начал кричать, люди услышали его, нашли, быстро во всем разобрались – мать обвинили в детоубийстве, казнили, а ребенка полиция отдала некоей кормилице.
Ну и как вы думаете, влияют обстоятельства рождения человека, начало его жизни на его дальнейшую судьбу? Ответ ясен. Человек сразу берет себе то, что встретило его при рождении. Мы начали разговор с этих двух полярно противоположных примеров, но в жизни, чаще всего, все происходит иначе – где-то посередине. Не всегда бывает так остро: нежелательный ребенок. Мы знаем, что иногда детей подбрасывали в приюты или просто на крыльцо чужого дома, в корзинке с набором пеленок и с затейливым медальоном, как это пишут в душещипательных романах.
Побочный продукт секса
Дух кукурузного поля
История показывает, что в жизни человечества мало проявляются ясность разума и четко направленная на позитивные результаты воля. Разум скорее спит или прикидывается спящим, а воля, скорее, направлена силой желания, на плохое и не достойное человека. Все развитие общества – жизнь целых стран с ее эпохальными переходами, короткими взлетами, неизбежными катастрофами определяется, как при сходе снежных лавин или селевых потоков, падением одного-единственного камешка.
Кто такие – создатели государств, их могущественные приспешники, для которых жизнь нижестоящих ничего не стоит? Это те же самые дети, потерянные в начале жизни беспомощными в своей собственной жизни родителями. Детей теряют и неблагополучные, и кажущиеся с виду благополучными семьи, не справляющиеся с управлением собственной жизнью. Таковых – большинство.
Бескрайность кукурузного поля, шелест ее стрельчатых листьев, подобный шелесту купюр… Кажется, оно быстро проходит – это самое детство. Оно проходит даже быстрее, чем того ожидают жаждущие взросления дети. Дети вырастают, но не взрослеют. Жизнь проходит благодаря усилиям и потугам выросших детей. Недозрелые взрослые, создав свои семьи, уж так сильно хотят придать своему лицу выражение строгости и серьезности и того же хотят от своих детей.
От века взрослые хотят лишить детей возможности поиграть, потренировать свои таланты, почувствовать свою силу, найти свою дорогу. Это как раз потому, что сами они стали в свое время заложниками, игрушками какой-то внешней недоброй воли. Отсюда – все войны на земле, все рукотворные катастрофы.
Казалось бы, взрослый все свои дела контролирует рациональным рассудком, а на самом деле часто человеком движет стремление осудить детство внутри себя с его нереализованными путями, убитыми мечтами и светлыми надеждами, осудить это невинное дитя, которому никогда не дается права на свободу.
Люди пустого взгляда
С советских времен мы помним фильм «Великие голодранцы»: 1927 год. Одурманенные революционной романтикой молодые ребята вступают в комсомол. И с чего начинают: непримиримые к классовым врагам, они беспощадно отнимают у «кулаков» нажитое добро и заседают на собраниях. Вот эта лихость, вместе с полным непониманием того, что они делают, каким-то образом означала борьбу за высокие цели, когда это был вульгарный грабеж.
Этих ребят давным-давно уже нет, как нет и романтического революционного пыла. Но та лихость, заменяющая правоту, осталась. Никто из героев фильма не думал, что за 10 лет после 17-го года уже и так все разрушено, что эти грабежи от имени государства только и всего, что плодили нищету и превращали беззащитных крестьян во врагов советской власти. Чего она, конечно, заслуживала. Но об этом тоже не надо было думать. Надо было беззаветно служить какой-то якобы прогрессивной идее, уничтожая на своем пути все живое.
Подвигов для народа готовилось великое множество. Например, освоение целины – гораздо более безобидная пропагандистская кампания, чем коллективизация или великий перелом. Или кукурузизация всей страны. Никто не спорит, это полезная культура – попкорн или силос для скота. И наплевать, что эта культура любит много света и тепла, не очень подходит для наших сибирей, но дан приказ – ее на запад и в другую сторону. Ясно, как три рубля: не кукуруза была важна, не целина, да черт с ними, сколько за десятилетия урожаев погибло!
Главное было – не задача, а сверхзадача: воспитание безоговорочной преданности народа, чтобы ни малейших раздумий. Сегодня на кукурузу, завтра – в Анголу, сегодня на целину – завтра в Афган. Вчера было преодоление трудностей освоения целины, сегодня – трудности присоединения Крыма. Вчера враг – мировой империализм, а сегодня – вместе с Европой и Америкой братья-славяне украинской национальности, это уж как скажут.
Поэтому тема нашей работы – дети кукурузы не столько интернационального образца, сколько наши горькие сироты при живой родине. Безрадостная судьба подрастающего народа, которому запрещено самому разбираться, что же реально происходит вокруг – нате вам готовые концепции, сценарии как что воспринимать, как к кому и чему относиться. А кто думает не так – тот отщепенец, диссидент и просто недоумок хуже сумасшедшего, потому что не любит родину.
То же и сегодня: а нельзя ли было, хотя бы для разнообразия, хотя бы раз отодвинуть в сторону сверхзадачу тренировки народа на преданность и взяться за обычную задачу – разрешения Крымской ситуации? Не затевая этой сомнительной крымской операции, просто провести переговоры двух правительств, наметить программу развития Крыма, оказывать ту же самую помощь братскому и своему народу без ненависти, без противостояния и Украине, и Западу? Без агрессии, без ушатов лжи и грязи в СМИ?
Вот именно эта бездумная лихость великих голодранцев остается главенствующей в действиях наших российских политиков. Мы все помним анекдоты про дом престарелых, в который превратился ЦК КПСС в 80-е годы. И вот, закончился парад ветеранов, граничащий с нескончаемой похоронной процессией. Свершилось! К власти пришли молодые политики, по сравнению с теми – ну просто юниоры! И что же? Старая коммунистическая гвардия ушла на покой, а ее тоталитарные замашки – живы, потому что у власти молодые старички.
Каких-то пятьдесят лет назад было неуемное желание властвующих идеологов – диктовать, какую ширину брюк носить, как стричься, как танцевать, какую музыку слушать. Сейчас этого нет. Зато есть желание диктовать, какие политические предпочтения иметь: американцев не любить, а любить Северную Корею, на патриотизм украинцев – наплевать, иметь только свой подкрепленный ракетами патриотизм; внимательно слушать и понимать, что считать агрессией и что воссоединением народов в соответствии с установками уже не КПСС, а ЕР.
Естественно, все перечисленные выше пристрастия старой гвардии позволено считать музейным раритетом, но при этом нестарые еще наши лидеры государства не чувствуют, что от их внутренней и внешней политики крепко несет нафталином и неким знакомым смрадом якобы безвозвратно ушедшего прошлого. Прошлого, которого жаль, прежде всего, старикам, испытывающим постоянную ностальгию по потраченным молью, несмотря на нафталин, габардиновым одеждам, мерлушковым папахам и маршальским шинелям 50-годов прошлого века. Жаль, конечно, трогательного шипения заигранных грампластинок Апрелевского или Таллинского заводов и других воспоминаний о «красивой жизни» тех времен.
Уж если какая есть у нас в России забота о стариках, так это не материальная – пенсии-то уж больно жалкие, а вот моральная: какой канал ни открой – крутится черно-белое кино, а если цветное – то все одна военная форма защитного цвета, все война, автоматы Калашникова, все отвратные немцы в фуражках с высокой тульей. Где же будут старики понимать, что происходит в России, если около телевизора они живут в далеких сороковых и пятидесятых?
А по российскому каналу идут новые фильмы, от которых сильно разит колхозным бытом, так же давно ушедшей примитивностью разговоров и событий. Смотришь на все эти режиссерские городушки и диву даешься: страшно далеки они от народа.
«Дедушка, расскажи сказку. »
Блудный призрак Европы
Молодежь без слов и объяснений интуитивно предпочитает двигаться к европейской интеграции, нежели существовать за колючей проволокой, железным занавесом, когда у народа и конкретно у тебя на рот налеплен скотч. Так хотели бы жить оставшиеся отпрыски коммунизма – этого блудного призрака, когда-то бродившего по мощеным уютным улочкам Европы, но вселившегося почему-то в головы доверчивых русских мужиков с буянным характером, с разбойничьей удалью.
Этот призрачный вирус продолжает и сегодня жить в клетках потомков неразборчивого в знакомствах народа, и, к сожалению, его некритичного к реальности большинства. С болью повторяем: значительная часть нашего народа – это потомки соучастников и сопричастников большого революционного террора, партийных чисток, принудительной коллективизации, продразверстки. И особенно, массового стукачества, которое поощрялось властями.
Эти потомки сейчас слушают по официальному ТВ горючую смесь лживых новостей об Украине, сильно приправленных ура-патриотизмом, постоянно ожидают враждебности и подвоха с чужой стороны, закрывая глава на нечистоплотную политику своих вождей по отношению к братскому народу. Никого не останавливает в слепой преданности национальной идее, становящейся на наших глазах нацистской, даже то, что украинцы – не какие-то немцы, англичане, французы или якуты, которые, конечно, также не заслуживают враждебности, что украинцы – братья-славяне, родная кровь.
И только упрямое меньшинство, хилое и слабое, но противостоящее этой разгоревшейся пропагандистской кампании, не верит пустой риторике разыгравшихся в войну политиков отечественного розлива. Мы хотим, чтобы каждый человек задал себе вопрос: с кем я – с кучкой лжецов, облеченных властью, или с многострадальным украинским народом, которому живется еще хуже, чем нам?
Мы уверены: если бы у россиян пенсии снизились до 3000 рублей, как у украинцев, при нынешних ценах, и зарплаты стали не намного больше, чем эти пенсии, понимания украинских событий было бы больше, а патриотизма – меньше. Но код безоговорочного повиновения еще силен в крови россиян.
Вот этот, с позволения сказать, феномен баржи позднее имел другое страшное проявление. Вспомним, мы читали в прессе, как американские матери протестовали против вьетнамской войны. Они проводили затяжные сидячие забастовки – располагались на площадях вокруг зданий правительства и военного ведомства и просто сидели там по много дней, молчаливо требуя у властей прекращения войны.
Они своими материнскими сердцами без всяких познаний в политологии понимали: нечего американцам делать в чужих землях, убивать других людей, сжигая их напалмом и расстреливая их с воздуха. Требовался им политический опыт для того, чтобы спасти своих и чужих детей, вытащить их из этой бойни?
Где были российские матери, когда их детей гнали в Афганистан, в Чечню, в Африку, в другие страны на поля Коминтерна? Неграмотностью ли политической можно было объяснить безмолвие российских матерей? Просятся на язык стихи из якобы детской сказки Корнея Чуковского «Тараканище»: стал Таракан победителем, покорились ему звери, хотя и кляли его втихомолку на коммунальных кухнях. И вот уже он приказывает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»
И далее автор говорит от себя:
«Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребёнка —
Медвежонка, волчонка, слонёнка,
Чтобы несытое чучело
Бедную крошку замучило!»
Переворот или революция?
Стадо пьяных слонов
В угаре самоуправства
Взбесившийся мелкий буржуа
Где Платон Каратаев?
Такая банальная мысль: времена меняются, меняемся и мы с ними. Но – не меняется только патриотизм, он остается замшелым и закостенелым, как и десятки веков назад. Почему еще древние греки впервые сказали, за ними римляне подхватили, а после – ее не цитировал только ленивый: патриотизм – последнее прибежище негодяя? Грубо. Прямолинейно. Нелицеприятно. Потому что соответствует истине. Патриотические словесные построения, в том числе идеи, радуют, украшают жизнь. А правда режет глаз – это народная мудрость.
А как же герои первой и второй мировой войн? Выхватывание из огня и воды кричащих детей? Прочий героизм? Например, спасение гибнущего в пожаре или в водоеме ребенка? Это, так сказать, бытовой героизм, не имеющий патриотического оттенка. Надо признать, что такие поступки благородных и смелых людей совершаются бессознательно. Человек, бросаясь в огонь, не произносит пафосные речи, не ищет выгоды. Просто бросается в огонь, в воду – и все: ребенка жалко стало или старушку. Чтобы потом не повторять мучительно: а был ли мальчик? Такой герой может быть и не патриотом, а патриот может и не быть героем.
Патриотизм в мирное время
Патриотизм и героизм – разные, несопоставимые явления, но у них есть одно общее качество: по нашему мнению, патриотизм, как и героизм, не должен иметь места в мирной жизни. Потому что в мирной жизни патриотизм из великой силы превращается в фарс. Даже в семье, самой хорошей и дружной, невозможно себе представить, чтобы сыновья и дочери каждодневно твердили: мы любим свою мать. Нет, сосед, ты послушай, мы любим свою мать. И ты, прохожий, имей в виду: мы любим свою мать. Противно, разве нет?
Так и в стране в мирное время: все тихо, благоустроено, не рвутся снаряды, не пылают пожары, не разрушены дома, растет трава, поют птички, мирно дремлет в центре столицы сиятельный могильник с захоронением вождей. А некие серые личности машут флагами и пылко, как заговоренные, камлают: мы любим родину, мы любим родину, мы любим родину. Как говорил Христос: не молись в храмах, на перекрестках, а зайди в комнату твою, запри дверь… зацитировали эту фразу, но она и к патриотизму очень подходит.
Есть понятие удушающей любви. Не удушают ли громогласные сыны своим хроническим неотвязным патриотизмом свою родину – Россию, которой сейчас совсем плохо? Представьте теперь старушку мать при последнем издыхании – надо скорую вызвать, положить к ногам грелку, накормить ее бульоном, а дети скачут и неумолчно вопят: мы любим свою мать. Такое поведение явно может привести больного человека к преждевременной смерти.
Обратная сторона патриотизма – всегда ксенофобия и шовинизм. Вот парни в куртках с крупной надписью «Россия». Они водят лихие импортные машины, не выпускают из рук айфонов, держат на коленях ноутбуки, одеты в джинсы, обуты в «Ральф», но они с неизбывным гневом твердят о гнете американизма и европеизма.
В последнее время очень смешно наблюдать озабоченных депутатов российского парламента под глубокомысленным названием «Дума», унаследованным от «долгих, тяжких лет царизма, когда жил наш народ в кабале, и вот заря коммунизма нам засияла во мгле» помните такую песню? Так вот, благодаря финансовым санкциям Европы и США полетели к черту VISA и MASTER-CARD, и наша родина лихорадочно разрабатывает свои платежные системы, причем, в таком раже, что упомянутым платежным системам придан статус стратегических объектов! Черт, если бы не «бандеровцы и фашисты», еще лет сто об этом бы наше правительство не почесалось!
Еще один укол патриотизму. Вдруг 4 апреля 2014 года наивно якобы глуповатое РБК заявляет простодушно: мол, гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов сам подал заявление в арбитражный суд о самобанкротстве – подорвал финансовое здоровье на олимпийской стройке. И, мол, он такой не один. Даже не это самое интересное: ну, можно бы это было сделать без помпы, с какой-нибудь вульгарной реструктуризацией долгов, так нет – решили ломать комедию через суд, мол, я не собираюсь закончить дело ликвидацией предприятия, а твердо намерен поправить положение. Какая Америка до такого додумалась бы!
Гендиректор собрал срочный брифинг, где все это довел до сведения общественности, мол, это не только с Олимпиадой связано, но и с другими объектами. Кто бы сомневался, вы все так строите. Прямо танцы на льду! Вот и ласточки прилетели от Олимпиады, а скоро они плотной стаей полетят из Крыма, вместе с газетными и телевизионными утками.
Вот это – патриотизм?
Почему же все же древние, а потом и мыслители нового времени сходятся на том, что патриотизм – прибежище, да еще и для негодяев? Может, древние греки, римляне и наши упрямые современники ошибались и ошибаются сегодня? Может, они что-то перепутали? Ан нет.
Все они имеют в виду это неверное большинство, на котором бесчестные политики строят свою игру. Правда, игра рискованная. Сегодня они кричат: «Слава Великому Риму!», а завтра эта же толпа забрасывает камнями братьев Гракхов. Сегодня «Ура Конвенту!», а завтра весь Конвент и сам Робеспьер уничтожены.
Сегодня «Зиг Хайль!», «Германия – везде!», а завтра люди из штабной гитлеровской верхушки, не говоря о напуганном поражением в войне народе, ищут контактов с Россией, чтобы сдаться скорее на милость победителя и готовы разорвать фюрера на ошметки. Сегодня это великое большинство кричит «Долой голубых», а завтра – неизвестно что будет кричать, майдан устроит в самой Москве.
Социологи уже сочиняют в прогнозах нечто тревожно-успокоительное, наподобие предсказаний Нострадамуса, которые можно при желании трактовать одновременно на противоположный манер. Потому что – скажешь слово, оно так и получится. Но не потому, что ты скажешь, что ты способен думать в отличие от подавляющего большинства, а потому, что по странному стечению обстоятельств так устроена жизнь на нашей планете. В ней присутствует некая магия. Это не магия слова, это всего лишь безумие толпы, обеспечивающее ей коллективную безответственность и способность пожирать, пожирать своих мнимых и действительных благодетелей.
Шило для победителя
И, наконец: почему патриотизм прибежище, почему негодяя – как-то становится понятным. Но почему – последнее? Да потому, что люди, которые громоздятся на конька патриотизма, как правило, не имеют от природы больших талантов, потеряли себя в жизни, не могли найти дела, в котором они могли бы проявиться в своих лучших человеческих качествах – их просто нет, лучших качеств.. Это касается и людей с якобы высоким статусом, и людей из толпы.
Вот, например, Гитлер, даже когда у его ног вроде бы лежала вся Европа, не осмеливался вспоминать, что он – неудавшийся художник, так как это причиняло ему боль. Владимир Ильич очень хорошо учился в гимназии, у него в аттестате были все пятерки, только один предмет не давался ему, и выше четверки не мог он по этому предмету заработать. Знаете, какой это предмет? Логика.
Иосиф Виссарионович – неудавшийся священник. Не прижился он в семинарской среде – не любил его никто, вот он и подался в экспроприаторы. Если Рузвельт, Черчилль шли по накатанной дорожке к своей карьере, рожденные в то время и в том месте, где нужно, то, например, бедный Йося попал в князи как раз непосредственно из грязи. Один писатель докопался, что и фамилию-то Джугашвили вождь присвоил, потому что отец его был мало того что пьяница-сапожник, да еще и осетин Джугаев, а Йося мечтал быть грузином, и только грузином.
Да и не красавец он был, рябой, сухорукий. Дяде Джо, как Сталина называли американцы, даже дата рождения не нравилась, потому что он был мистиком и оккультистом, а такому человеку пристало родиться не иначе, как в день зимнего или летнего солнцестояния. Вот он и приказал записать своим днем рождения 21 декабря. Точно так же, как Наполеон мечтал быть брутальным мужчиной высокого роста. Ну, не дал Бог.
А бывает так, что родился человек с таким заурядным лицом, что, когда подрос, аж противно стало: с таким лицом – незапоминающимся, стертым, в… э-э-э, третьем отделении работать в царское время, а в наше, так только в гебе. А как бы здорово быть как, например, Сильвестр Сталлоне… Тогда реванш берется за счет других качеств, не соответствующих десяти христианским заповедям.
Под развесистой клюквой патриотизма, которая декорируется под могучий дуб, часто находят себе приют животные, которые любят желуди. Причем, такой пейзаж случается даже в высшем обществе. У Льва Николаевича Толстого недаром самый знаменитый роман начинается с французской речи, звучащей в салоне царской фрейлины Анны Павловны Шерер.
Вот так, по-французски, «лучшие люди» нации оттачивали свое благонравие и любовь к родине! Законодатели бомонда. А у Грибоедова: «…к военным людям так и льнут, а потому что – патриотки». Салонный патриотизм и сегодня очень развит. Беды страны завсегдатаев таких салонов не интересует, они заняты декламацией на беспроигрышные темы. Одна из таких тем – патриотизм.
Они об этих бедах говорят, говорят…со всей своей пафосной энергией, причем, всегда так получается, что в народных бедах кто-то сторонний виноват, кто-то чужой, плохой, не чета им, таким преданным родине людям. Это мы камешек бросаем в сторону бесконечных телешоу. Просто поразительно: участники – одни и те же, с небольшим несовпадением, на всех каналах.
Причем, многих из них мы считали до некоторых пор умными людьми. Но когда они стали штатными говорунами, как-то уверенности не стало в их уме и талантах. Ведь можно, в конце концов, хоть одно телешоу пропустить. А можно и вообще от участия в них во всех отказаться. Но нельзя – имидж надо поддерживать, хоть мелькая в ток-шоу, раз другого способа нету, кроме как неусыпно радеть о народных бедах. Среди них есть и весьма одиозные личности, которых впрямую коснулись экономические санкции Европы и Америки за их прямую поддержку агрессивной и авантюристической политики правительства в отношении Украины; это люди, не схваченные за руку только благодаря круговой поруке сплоченного чиновничьего класса.
История ищет равновесия
Есть, все же, люди, о которых мы точно знаем, что это люди достойные, но на ток-шоу они никогда не появляются. Они больше придерживаются того, никогда не демонстрирующего себя патриотизма Платона Каратаева – человека с простым, открытым русским лицом, который гораздо ближе стоит к общечеловеческим ценностям, чем, скажем, корифеи Единой России.
«На-ко, барин, поешь картошечки!». Настоящие русские люди, отличающиеся великой душой, любовью ко всему живому, уважением ко всему человеческому, милосердием – они не бьют себя в грудь, прилюдно клянясь в любви к родине, и не ищут признания своему человеческому достоинству – оно у них и так есть, и его невозможно ни дать, ни отнять. Они просто делают свое дело, от которого что-то на земле прибавляется, а не убавляется. Сегодня самая главная работа человека – это оставаться человеком вселенной, не важно, какого цвета у тебя кожа, какой разрез глаз, где ты живешь и какой флаг вывешен в столице твоей страны.
Если страна не работает, ничего не создает, не дает работать и получать достойную зарплату своим гражданам, загребает чужие земли, не умея по-хозяйски распорядится на своих, она, в конце концов, растворится в мире без следа, исчезнет. Путь цивилизации выбирает гармонию, история ищет равновесия.
Где сегодня племена гуннов? Где армии Чингис-хана? Ратники Тамерлана? Где легионы Александра Македонского? Крестоносцы Папы Римского? Где гитлеровские отборные войска? Где киплинговские колониальные герои? А ведь все эти непобедимые армады обожествляли своих вождей и вдохновителей. Они не отмалчивались на своих триумфальных сборищах, ревели в восторге преданности своим кумирам. И все они получили приговор истории и равнодушное отчуждение потомков.
Климат и просторы деспотии
Монтескье не то, чтобы ошибся. Он обосновал позиции так называемого географического детерминизма, согласно которому национальный характер народа и форма правления любого государства в значительной степени зависят от географических факторов. Не он первый сказал об этом – подобные учения сложились уже у древних греков. Приверженцы таких идей находились во все времена.
Сначала Монтескье решил, что деспотическая форма правления характерна для жарких стран, потому что жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, он не способен бороться против произвола властей и смиряется со своим рабским положением. Холодный климат способствует сохранению людям мужества, в холодных странах устанавливаются республики. К умеренному же, мол, климату Европы больше всего подходит монархия.
Огромное значение Монтескье придавал размерам страны. Он писал, что республике лучше всего существовать на небольшой территории, иначе она не удержится. Монархии подвержены страны средней величины, как Франция, Англия, Испания. А вот обширные размеры империи – это неизбежная предпосылка для деспотии.
Мы вовсе не хотим сказать, что мы умнее Монтескье. Мы хотим сказать, как сильно влияет общий прогресс на развитие человеческих воззрений. Во-первых, Монтескье был кабинетным ученым, и в его время это было равнозначно низшему уровню информации – ничего сам не видел и писал с чужих слов, причем, пользуясь расхожими мнениями. Сегодня, благодаря Интернету, даже будучи кабинетным ученым, человек может мгновенно перенестись в любую страну и получить о ней любые сведения.
Второе: Монтескье писал все это в первой половине 18 века ( умер в 1755 году), до начала эпохи великих буржуазных революций. Он не знал Парижской коммуны, не застал рождения Америки. Оказалось, что форма правления не так уж зависит от жары и холода, монархия и республика может сложиться где угодно.
А вот деспотия как политический режим… Как ни странно, в жарких странах мы сегодня в чистом виде деспотии не наблюдаем. Это ведь арабский мир? Скорее там мы видим постоянный пожар, который то слегка утихает, то разгорается с новой силой. И жара не мешает арабам хронически бороться друг с другом, даже не вдаваясь серьезно в конкретные цели и задачи.
В чем Монтескье оказался прав полностью, так это в том, что огромная по протяженности держава тяготеет к деспотическому режиму. Россия, несмотря на периодические всплески протеста, по-прежнему остается страной деспотии, и необъятные размеры государства явно этому способствуют.
Полтора века ледостава
В наш просвещенный век мы многое узнали о многих странах, в том числе и о своей. Даже с поправкой на то, что учебники истории во всем мире переписываются регулярно по команде властвующих политиков, а в нашей стране это происходит в самом вульгарном и бессовестном виде, мы можем составить более или менее сносное представление об истории России. Самая горькая и печальная сторона русской истории в том, что при ее суровом, мрачном климате, где зима длится девять месяцев в году, оттепели носят весьма ненадежный характер.
Возьмем последние доступные нам полтора века. Мы уже писали в своих других работах о реформах 60-х годов 19 века в России – это отмена крепостного права и судебная реформа. Казалось бы, все, конец рабству и феодализму, капиталистам и карты в руки. Тут начали появляться всякие Прохоры Громовы, и, вроде, что-то задвигалось, пошло. Правда, не с той скоростью, не с тем размахом и не с той неуклонностью, что была на Западе.
Скорее, прогресс оставался в России частным делом разных Штольцев, а само государство от него отмахивалось, как от нечистой силы.(Вспомним, как успешно Россия отделалась от докуки Петровых дел и снова впала в спячку).
Далее, заметная оттепель после 1905 года: Красная Пресня, поп Гапон, царский манифест, и что же? Скорее – сон в зимнюю ночь: не успели хлебнуть свободы – и сразу засилье декадентства (то есть, упадочничества) в литературе, культуре, отрезвляющий рассол черносотенства…
Февраль 17-го года. Наконец-то, царизм пал! Отречение от престола, политическая звезда – Керенский, адвокат с большим успешным опытом участия в судах по делам социал-террористов. Чего было от него ждать? А ждали, хотя бы от него. Карьера его была недолгой и смешной, сбежал от власти, переодевшись в женское платье. И снова все разбрелись по углам, стали ждать, кто же явится – какой мессия и начнется в России новая жизнь. Точно явился, и точно, новая жизнь началась. Но опять же, главной задачей новой власти стало уничтожение негодного человеческого материала. А годный-то где? Не оказалось.
Сны развитого социализма
Фэнтези о Мальчише-Кибальчише
Сегодня вокруг Украины не затихает политический шум. Все политические битвы идут вокруг того, что восставший против невыносимых условий жизни народ усиленно аттестуется официальной Россией как скопище бандеровцев и фашистов. Под это дело «братский народ» оттяпывает от Украины аппетитный кусок на побережье Черного моря, а в СМИ главными вопросами становятся: какие санкции, насколько они серьезны, как они сработают и т.д.
Если ближе к жизни, то не надо никаких санкций. Збигнев Бжезинский говорил когда-то, очень давно: не надо никаких планов, никаких проектов борьбы с коммунизмом, СССР сам развалится, рано или поздно, потому что государство, основанное на насилии и лжи, не может существовать вечно. Обидно некоторым, так и хочется сказать, что Бжезинский – это самый ярый враг СССР, подобно тому, как Сталин называл Черчилля подворотней собакой империализма. Но Бжезинский оказался прав.
Да, Америка, Европа суетятся, придумывают экономические меры, от которых Россия, якобы, должна одуматься и добровольно зашагает в ногу со всем миром. Нет, эти коммунистические клоны не одумаются, просто потому, что они не думают вообще. Они только чувствуют. Чувствуют непреодолимое отвращение ко всему мировому сообществу, постоянно сбивающему их с Особого пути.
Повторяем: не надо санкций. Достаточно Интернета, моды на европейскую одежду, на европейский стиль жизни, доступность материальных благ импортного производства – у нас же промышленность потребительского сектора может похвалиться разве что уникальной моделью семейных трусов. Как говорил незабвенный Аркадий Райкин: мешок 40 килограмм, мешок 60 килограмм, что еще можно шить, я не знаю.
Время ведет к тому, что скоро и Узбекистане, и в Сибири, и на нашем Крайнем Севере – везде будет Европа. С этим ничего не поделать. Как это когда-то случилось у англичан, их бывшие колонии неуклонно приближаются, кто быстрее, кто медленнее, к западному образу жизни, а англичане до сих пор очень увлекаются йогой. Американцы привели Японию на западный путь, там уже господствуют чудеса технического, технологического прогресса – и на это была мудрая воля императора в конце 19-го века. В свою очередь японская культура получила миллионы приверженцев во всем западном мире.
Это неизбежные законы ассимиляции, растворения друг в друге различных культур. Ассимиляция, и затем симбиоз. Другими словами мирное сосуществование, о котором компропаганда кричала на всех перекрестках, наращивая гонку вооружений. Эти законы невозможно отменить.
Не революцией единой…
Не мировой революцией планетарного масштаба создадутся Соединенные Штаты Мира, а мирным путем. Революции вспыхивают как локальные явления там, где правители не отвечают на вызов времени. Но время само сделает за них эту работу – приспособление к новым жизненным стандартам и в материальном производстве, и в экономике, и в культуре.
Это американцы, по своей национальной привычке, гонят автомобиль истории, как они когда-то безжалостно гнали прирученных мустангов. Американцы любят и собачьи бега. Эта гонка понятна и объяснима, но она носит, скорее, психоделический характер. Не надо этой гонки. Ну, пройдет 30 – 50 лет, вымрут мастодонты идеологического противостояния, правда, они еще успеют порезвиться, они бы и третью мировую с удовольствием устроили. Но этот народ, которому от нас часто достается за инертность и кашу в голове, уже не тот. Он уже не хочет так легко, как в конце 30-х, начале 40-х годов прошлого века становиться пушечным мясом.
Возьмите Турцию – давно ли она была взрывоопасной исламской страной, а сегодня ее народ тяготеет к Европе, хочет избавиться от наследия фундаментализма, активно осваивает европейскую культуру, вступила в НАТО. Не потому это, что Европа кому-то что-то свое навязывает, выдает свое за высший стандарт ценностей. Просто потому, что она первой вступила на путь отказа от насилия, выбрала сотрудничество, взаимопомощь вместо вражды и противостояния. Не европейский это путь, нет у Европы на него монополии – просто это общечеловеческий путь от первобытных инстинктов к высокому осознанию предназначения человека для мира и созидания, а не для войны и разрушения.
Время идет, и универсальная культура, образец которой мы видим в англо-саксонской культуре, возобладает. Гены упорядочения, созидания возьмут верх, а разбойничьи гены разрушения – растворятся. Исторический путь показывает: медленно, но неуклонно человечество продвигается к прогрессу. Это происходит скачками. Познание, доступность материальных и духовных благ культуры раскрепощает человека, делает его мягче, добрее, щедрее. Закон ассимиляции, взаимопроникновения культур непобедим.
Время распада империй
Давно известно изречение: есть время собирать камни, и есть время разбрасывать камни. Последнее совсем не обязательно означает войны и революции. Это может выглядеть и как время отторжения объятий, разделения государств, время обособления. Это можно понять на примере Ирландии. Не говоря уже о том, что распалась вся британская колониальная империя, очень долго и болезненно длились судороги обособления Ирландии, да и сегодня нельзя сказать, что там все ясно и спокойно.
Можно, конечно, вспомнить о том, что спор католической Ирландии с протестантской Англией идет из-за религиозных предпочтений, но это было бы полуправдой, что хуже лжи. Да, конечно, но скорее с незапамятных времен борьба шла с британской короной за национальную независимость страны.
До сего дня там все так сложно, потому что существование свободной Ирландии не отменяют проблем Северной Ирландии, население которой состоит, в основном, из протестантов и англофилов. И почему-то дело не решается монаршьей волей британской короны, у которой почему-то не получается так лихо и мгновенно, как у русских в Крыму.
Крым – это аннексия, агрессия, оккупация, проявления хищных имперских аппетитов, и больше ничего, как бы ни извращались на эту тему наши российские власти, какие бы мутные потоки ни изливали они в СМИ и как бы это ни толковало русскоязычное население Крыма и Севастополя. Потому что, наученные страшным опытом Второй мировой войны (включая дым газовых печей в гитлеровских лагерях), после капитуляции фашистской Германии собрались представители антигитлеровской коалиции. Большая Тройка: Трумэн, Черчилль и, между прочим, Сталин, договорились навсегда о том, что больше никогда и никто не будет пересматривать вопрос о неизменности границ государств послевоенного мира.
Может, у кого-то язык повернется сказать, что потсдамская Тройка, в которой был и глава государства России, была нелегитимна? Тогда как могут быть одновременно легитимны потсдамские соглашения и крымские события? Легитимно то, что я захочу – вот единственный принцип детей кукурузы, не причастных к мировому сообществу и мировой цивилизации. Неужели неясно: если бы Крым отделился от Украины ради собственного самоопределения и независимости и ни к кому не присоединялся, была бы совершенно другая ситуация.
Прошло время империй, наступает время свободных государств. Швы на карте мира лопаются. Это не пересмотр границ, это распад сшитого когда-то штыками. Империи расползаются, тают на глазах недовольных правителей, все это происходит в послевоенные годы, и Потсдамских соглашений это не нарушает, потому что согласно его принципам можно терять, отпускать на волю, но не прибирать к рукам.
И вдруг мне вспомнилось…
Был такой замечательный поэт из числа шестидесятников, не познавший шумной славы, но приверженцев своих мудрых стихов приобрел немало. Было у него такое стихотворение:
И вдруг мне вспомнилось:
Я – царь!
Об этом забывал я годы…
Но как же быть?
Любой букварь
Свидетельствовал это встарь,
Что человек есть царь природы!
Очень своевременное напоминание – что Человек, да и еще и Царь. Как хочется, чтобы такое напоминание посетило сегодня человечество! В японском романе Миюки Миябе прямо говорится о том, что нарождается новая человеческая особь – «жуткая разновидность, напрочь лишенная совести… Они растут, как луковицы цветов на гидропонике, плавая в бесцветной прозрачной среде нигилизма. Вокруг такой луковицы нет ничего – ничего, что дало бы им ощущение реальности».
Вот эта новая порода существ очень близка к нашим детям кукурузы. Они также живут в состоянии сна, а то и кошмара, в котором находят некое развлечение, никак не связанное с земной жизнью. Уже приелось изречение о том, что сон разума рождает чудовищ. Беда в том, что рожденные во сне, эти чудовища берут власть в нашей реальной жизни, не оставляя в ней место самому человеку и его разуму, созиданию, творчеству. Их язык, их стиль, их призвание – война, а на войне нормальной человеческой жизни нет места.
Очень хочется верить в то, что жизнь свое возьмет, разум успеет разбудить человечество от сна, но для этого, наверное, нужно будет приложить немало усилий. Потому что уже сейчас посмотришь вокруг – людей много, а так трудно до человека докричаться. Человек поглощен неразборчивым, спящим на ходу большинством, которое затягивает, как трясина в гнилом болоте, и спастись нелегко, но сделать это необходимо.
Социализм? Если вы хотите…
Ветер времени не ждет