что значит дезориентированный тип привязанности
Типы привязанности
Как человеческие существа, мы рождаемся, чтобы любить своих опекунов или родителей, и в зависимости от нашего опыта и того, кто мы есть, различные типы привязанности развиваются со временем, когда мы являемся ребенком, когда мы становимся взрослыми. Если у вас есть любящие и заботливые родители, есть надежда, что вы выработаете надежный тип привязанности, но это не всегда так. Существуют различные типы привязанности, и мы собираемся описать их в этой статье, чтобы вы поняли, какой есть у вас и как улучшить ваши отношения. Существует четыре типа привязанности: надежная, тревожно-устойчивая, тревожно-избегающая и дезорганизованная привязанность. Начнем с безопасной привязанности — идеальной формы привязанности.
О теории привязанности
Теория привязанности увлекательна, и мы можем многое узнать из нее. Изучение различных видов привязанностей может обогатить наши отношения. Мы можем понять, как мы сходимся с другими, когда узнаем о типах привязанности. В книге «Подходим друг другу. Как теория привязанности поможет создать гармоничные отношения» Амир Левин и Рейчел Хеллер обсуждают теорию привязанности.
Существуют различные виды привязанностей, которые мы испытываем к другим. В зависимости от вашей привязанности к людям вам будет трудно поддерживать отношения или вам будет легко общаться с другими. Давайте рассмотрим различные виды привязанностей и посмотрим, к какой категории вы относитесь. Изучение теории привязанности может помочь вам сформировать и поддерживать здоровые отношения. Помните, что ваш стиль привязанности может меняться в зависимости от того, как вы смотрите на себя и работаете ли над проблемами отношений.
Надежный тип привязанности
Надежный тип привязанности происходит, когда человек чувствует себя уверенным в себе, он имеет благоприятное представление о себе и других. Способны формировать здоровые, основополагающие связи с людьми. Важно знать, что надежная привязанность — это цель здоровой динамики отношений.
Надежно привязанные взрослые чувствуют себя удовлетворенными в своих отношениях с другими, они независимы, но им нравится быть с другими. У них нет проблем с тем, чтобы выходить из отношений и делать что-то самостоятельно. В надежно привязанной паре они чувствуют уверенность в том, что их партнер не оставит их. Они не борются с чувством покинутости без причины. Они уверены в своих отношениях и чувствуют себя в безопасности.
Тревожно-устойчивый тип привязанности
В отличие от надежной привязанности, тревожно-устойчивый тип проявляется у людей с негативным самоощущением. Они могут бояться быть покинутыми, и они ищут интенсивных, интимных связей, потому что хотят соединиться с другим человеком. Могут выражать себя очень эмоционально. Они могут казаться эмоционально нерегулируемыми и импульсивными в отношениях, потому что не хотят, чтобы их бросали. Они так сильно переживают из-за того, что другой человек уходит, что у них могут возникнуть эмоциональные вспышки.
Люди с тревожно-устойчивым типом привязанности могут бороться с чувством тревоги или тревожным расстройством. Если вы замечаете, что очень боитесь потерять партнера, это может быть потому, что у вас тревожно-устойчивый тип привязанности. Если вы обнаружите, что тревожно привязаны, не паникуйте! Вы можете работать над своей тревогой в терапии и выяснить первопричину.
Возможно, у вас есть детская травма, которая повлияла на вашу способность общаться с другими людьми. Возможно, у вас есть тревожное расстройство, и одним из триггеров является построение отношений. Независимо от того, каковы проблемы, вы можете обсудить их в терапии и научиться здоровому общению с другими.
Тревожно-избегающий тип привязанности
Избегающая привязанность противоположна безопасной. Люди, у которых есть этот тип привязанности, вообще не кажутся привязанными. Они, как правило, проводят много времени в одиночестве. Как правило, люди с таким типом привязанности проявляют себя как эмоционально недоступные. Они кажутся бесчувственными или безразличными в отношениях, но это не так.
Скорее всего, дело в том, что они боятся пострадать. Вот почему они не привязываются; это из-за страха. Это может быть результатом пренебрежения в детстве, а может быть, потому, что их родители хотели, чтобы они очень быстро выросли и сами о себе заботились в раннем возрасте. Поэтому они избегают. Избегающие люди испытывают трудности в отношениях, потому что они кажутся холодными, но это не так. На самом деле это признак того, что они боятся соединяться с другими, и они демонстрируют это через избегание или кажущееся отсутствие связи со своим партнером.
Дезорганизованный тип привязанности
Они испытывают смешанные чувства по отношению к другим; они хотят быть с людьми, но боятся приблизиться к другим, потому что они обожглись. Это трудно, потому что они хотят установить контакт, но им трудно это сделать из-за страха. Травма может повлиять на нас, но последствия не обязательно должны быть постоянными. Вы можете обсуждать травматические события в терапии, где безопасно раскрывать свои чувства.
Совместимость по типу привязанности
Возможно, вы задаетесь вопросом, с кем вы совместимы, в зависимости от вашего стиля привязанности. Вы можете привлечь других, таких как вы, или нет. Надежно привязанные люди тяготеют к другим надежно привязанным людям, но (как упоминалось выше) они могут привлекать людей тревожно-устойчивых или тревожно-избегающих. Это не значит, что отношения не будут работать. Однако надежно привязанные люди обычно хотят быть с теми, кто уверен в себе. Это идеальные отношения, когда два человека уверены в себе и хотят быть с кем-то, а не нуждаются в отношениях.
Несовместимость тревожно-устойчивых и тревожно-избегающих
Давайте поговорим о комбинации, которая не работает. Тревожно-устойчивый тип привязанности с тревожно-избегающим типом привязанности не работает. Это потому, что это очень изменчивые отношения. Это вверх и вниз, и это также может быть чрезвычайно захватывающим, потому что устойчивый человек так сильно пытается привлечь внимание избегающего человека.
Надежный и тревожно-избегающий
Кто-то с надежной привязанностью очень хорош для того, кто избегает, потому что избегающий человек не боится, что человек с безопасным стилем привязанности оставит его.
Тревожно-избегающий и тревожно-избегающий
Могут быть трудными, потому что оба человека боятся, что другой человек оставит его. Это чрезвычайно тревожные отношения, хотя эти люди обнаружат, что они понимают тревогу другого человека.
Как воспитывать у детей надежную привязанность
Один из способов воспитания надежной привязанности у детей — дать им возможность быть независимыми и делать все самостоятельно. Естественно, эти занятия должны соответствовать возрасту. Это может быть так же просто, как позволить вашему ребенку кататься на велосипеде по соседству, когда он достаточно взрослый, чтобы сделать это самостоятельно. Это воспитывает чувство уверенности и независимости, и они знают, что их родители будут там, когда они вернутся домой.
Еще один важный аспект безопасной привязанности — это доверие к своим детям, чтобы они поступали правильно, что бы это ни значило для данной ситуации. Когда вы позволяете своему ребенку гулять с друзьями, дайте ему разумное время, чтобы вернуться домой, и верьте, что он будет слушать правила.
Как изменить тип привязанности?
Все хотят быть любимыми. Вы заслуживаете получать любовь, и есть способы сделать эту цель достижимой. Один из способов получить любовь, которую вы заслуживаете, — это работа над собой в терапии.
Когда вы говорите с психотерапевтом, который заботится о вашем благополучии, вы можете обсудить, что вы хотите быть в любовных отношениях и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, чтобы достичь этого.
Вы не должны страдать в одиночестве. Есть онлайн-консультанты, которые понимают стили привязанности и хотят помочь вам превратить ваши отношения из тревожных, пугливых или избегающих в безопасные.
Четыре типа привязанности в отношениях
Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:
Существует теория привязанностей, которая делит отношения между людьми на четыре типа. Она объясняет, почему люди ревнуют, постоянно пытаются расстаться с партнерами или, наоборот, спокойно решают семейные конфликты. Разбираемся, почему мы строим отношения по одним и тем же схемам и можно ли эти схемы изменить.
Что это вообще за теория
Теорию привязанности разработали психологи Джон Боулби и Мэри Эйнсворт в 1960 – 70‑е годы, когда изучали отношения между матерью и ребенком. До этого психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью, чтобы выжить, и никаких чувств при этом не испытывает. Боулби и Эйнсворт доказали, что младенцы всё же привязываются ко взрослым.
Первые месяцы младенцам действительно всё равно, кто из взрослых за ними ухаживает. Они плачут, смеются и лепечут, чтобы привлечь к себе внимание. Так работает механизм выживания: если на меня посмотрят, скорее всего, еще и накормят.
Но с двух до шести месяцев ребенок учится различать взрослых и определяет наиболее значимого: человека, который больше о нем заботится — даже если тот злой или редко меняет подгузник. У младенца нет возможности выбирать, поэтому он приспосабливается к любому взрослому. Так формируется привязанность.
Ученые провели эксперимент с участием детей в возрасте от полугода до полутора лет и посмотрели, как младенцы реагируют на разные ситуации — с матерью и без нее. Исследования показали, что дети чувствуют эмоциональную привязанность и она бывает четырех типов:
Надежная. Ребенок уверен, что близкий ему взрослый сможет помочь, тянется к нему, если сталкивается с чем-то неприятным. Такие дети смело исследуют всё, потому что чувствуют себя в безопасности. В будущем ребенок с надежным типом привязанности станет самостоятельным и уверенным в себе, будет ценить любовь и доверие.
Тревожно-устойчивая. Формируется, если ребенок не уверен, что взрослый придет на помощь в сложной ситуации. Такие дети остро реагируют на разлуку с матерью, с опаской принимают чужих и боятся исследовать мир вокруг. Когда значимый взрослый возвращается, такой ребенок одновременно испытывает радость от воссоединения и злость от того, что его бросили. С тревожно-устойчивым типом привязанности дети вырастают в неуверенных в себе взрослых, которым нужно постоянное подтверждение взаимности от других людей.
Тревожно-избегающая. Ребенок самостоятельный и независимый, не расстраивается, если матери нет рядом, но и не радуется ее приходу. Чаще всего, это дети, которые рано столкнулись с равнодушием взрослых. Они перестают ждать любви и ласки, стараются ни к кому не привязываться, потому что понимают, что в дальнейшем это принесет разочарование.
Дезорганизованная. В эту группу попали дети с противоречивым поведением. Они то боятся взрослых, то, наоборот, тянутся к ним. Обычно такой тип привязанности связан с психологическими травмами.
Поведение детей из исследования 1970‑х годов изучают и сейчас, когда они стали взрослыми. Так выяснилось, что привязанность ко взрослому в детстве отражается на отношениях в паре. Со временем теорию привязанности стали рассматривать как в отношениях между матерью и ребенком, так и между влюбленными.
Привязанность во взрослой жизни
Получается, взрослые типы привязанности соответствуют детским моделям поведения из исследования Мэри Эйнсворт:
Надежный. Человек способен ценить себя и своего партнера, не попадает в зависимость от других людей и остается самодостаточным. Мужчины и женщины с надежным типом привязанности не склонны ревновать, если для этого нет причин, умеют договариваться и строят равноправные отношения.
Тревожный. Люди, которые склонны к созависимым отношениям, недооценивают свою значимость и превозносят значимость партнера. Чаще всего с этим типом привязанности человек жертвует собой ради любви.
Избегающе-отвергающий. Человек считает себя самодостаточным и независимым, но боится близости и старается избегать искренних отношений. С партнером старается держаться на дистанции, а в случае проблем старается первым сказать «мы расстаемся», чтобы не испытывать боль и разочарование.
Представим ситуацию: один из супругов задерживается на работе и забыл об этом предупредить. Вот как поведут себя люди с разными типами привязанности.
Человек с надежным типом привязанности позвонит узнать, что случилось, или продолжит заниматься своими делами и не станет волноваться.
Люди с тревожной привязанностью будут звонить каждые полчаса и спрашивать «Ты скоро?», «С тобой есть люди другого пола?», «Ты меня любишь?». Их жизнь останавливается, пока партнер не ответит или не придет домой.
Супруг с избегающе-отвергающей привязанностью молча станет собирать вещи, потому что обиделся или подозревает партнера в измене.
Тревожно-избегающий тип людей будет собирать вещи с мыслями: «Супруг меня не любит, потому что я не достоин любви, лучше ему найти кого-то другого».
Может показаться, что надежный тип привязанности — это единственный способ построить прочные и здоровые отношения. Но это не так. Лучший тип привязанности это тот, в котором человек чувствует себя счастливым. В отношениях могут быть и ревность, и недоверие, но бороться с ними нужно тогда, когда они начинают отравлять жизнь. Например, если из-за ревности мужчина не хочет, чтобы жена работала, и на этой почве возникают конфликты.
Менять тип привязанности нужно не только чтобы отношения между супругами стали лучше, но и чтобы построить надежные связи с детьми. Тогда в будущем они тоже смогут выстраивать надежную привязанность в своей семье.
Как изменить тип привязанности
Исследования показывают, что в большинстве случаев люди переносят тип привязанности из детства во взрослую жизнь. Изменить его удается в 20 – 30% случаев, и практически невозможно сделать это самостоятельно.
Может быть такое, что с разными партнерами у человека возникает разная привязанность. Например, первые отношения подросток строит в тревоге, что не достоин любви, переживает, что партнер изменит ему и уйдет. А во взрослой жизни тот же человек выстраивает надежную привязанность без ревности и страданий.
Чтобы изменить паттерны поведения, которые были заложены в детстве, нужна долгая работа с психотерапевтом. Врач не изменит всё в один миг, но поможет скорректировать поведение взрослых людей, опираясь на их детские воспоминания.
Рассказывает Анастасия, читательница Своих:
— После пяти лет брака мы с мужем оказались на грани развода. Точнее, я считала, что муж хочет развестись, а он уговорил меня пойти к психоаналитику.
После нескольких разговоров о моих отношениях с мужем врач спросил о родителях. Я рассказала, что папы у меня не было, а мама уехала работать в другую страну и до университета я жила с бабушкой. И тут я вспомнила бабушкины слова «Будешь плохо учиться, мама не приедет к тебе в отпуск». Оказывается, именно они заложили во мне ощущение, что я недостойна любви. И это чувство я перенесла на мужа. Мне казалось, что такой хороший человек не может меня любить, что он обязательно от меня уйдет и я останусь одна умирать в тоске.
Полгода я ходила на терапию одна, потом стала приходить вместе с мужем. На терапии мы поняли, что нужно делиться друг с другом своими проблемами, а психолог рассказал, как именно это делать.
Сначала лучше ходить на терапию по отдельности: если придется вспоминать старые травмы, будет легче рассказать о них врачу тет-а-тет. Со временем может понадобиться терапия для пар, чтобы научиться вместе решать конфликты и понимать, какие чувства испытывает каждый партнер.
4 стиля привязанности
Ваш партнер избегает близости? Наоборот, навязчив? А возможно, непоследователен и непредсказуем? Или он надежен, нежен и отношения с ним приносят спокойствие и удовлетворение? Один из подходов в объяснении причин такого поведения — определение стиля привязанности, который сформировался у человека в детстве.
Мы продолжаем знакомить вас с психологами, изучавшими привязанность. Речь пойдёт о Мэри Эйнсворт. Именно она описала 4 стиля привязанности.
Мэри Эйнсворт родилась в США в 1913 году и входит в сотню самых влиятельных психологов ХХ века. Эйнсворт — американо-канадский ученый, работавшая в том числе с Джоном Боулби. Его теорию о привязанности Эйнсворт существенно расширила в 1970-х годах. Её новаторство особенно наглядно в создании метода оценки привязанности у младенцев в возрасте от года до полутора к значимому взрослому — так называемая процедура «Незнакомой ситуации»
На время процедуры мать и ребёнка помещают в незнакомую игровую комнату с игрушками. При этом исследователь наблюдает за ними через одностороннее зеркало. Процедура состоит из восьми последовательных этапов, в которых ребенок испытывает краткосрочное отделение с матерью и воссоединение с ней, а также присутствие незнакомого взрослого. (вот пример на видео https://www.youtube.com/watch?v=QTsewNrHUHU)
Основываясь на реакция детей во время эксперимента, Эйнсворт описала три основных стиля привязанности: надежная, тревожная и избегающая. Позднее коллега Эйнсворт — Мэри Мэйн — описала четвертый — дезорганизованная.
НАДЕЖНАЯ. В эксперименте после ухода матери ребенок огорчается, но быстро успокаивается при ее появлении, спокойно взаимодействует с посторонними в присутствии матери, во время игры смотрит на мать и улыбается, инициативен и любознателен.
Надежная привязанность формируется у детей, которые растут в дружных семьях, где родители постоянно поддерживают с детьми эмоциональный контакт. Родитель доступен и в состоянии удовлетворить потребности ребёнка подходящим образом. Дети с надежным типом привязанности чувствуют себя безопасно, поэтому сильнее тянутся к исследованию окружающей среды.
Во взрослой жизни люди с надежной привязанностью не отталкивают от себя близких и не становятся зависимыми от них. Они доверяют близким, чувствуют себя достойными любви, уважают партнера и готовы искать компромисс. Конечно, у таких людей в отношениях тоже бывают проблемы, но их причину нужно искать не в детстве. Надёжный тип рассматривают как наиболее адаптивный стиль привязанности.
ТРЕВОЖНАЯ привязанность проявляется в сильном огорчении ребенка после ухода матери, плаче, истерике, которые не прекращаются и после ее возвращения. Иногда проявляется агрессивность к матери, отказ от общения с посторонними взрослыми. Ребёнок мало исследует, настороженно относиться к чужим, даже в присутствии родителя.
Тревожная привязанность — следствие непоследовательного поведения взрослого, его тревоги по поводу инициатив или здоровья ребенка. Такой тип привязанности формируется, когда родители непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То рядом, то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы не потерять.
У людей с таким типом привязанности низкая самооценка. Они зависимы, болезненно реагируют на изменения в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно требуют подтверждения любви.
ИЗБЕГАЮЩАЯ привязанность проявляется в безразличном отношении ребенка к уходу матери, отсутствии страха перед посторонними взрослыми, низком уровне инициативного и ответного поведения. Эйнсворт предположила, что невозмутимое поведение младенцев является маскировкой горя. Это происходит в том случае, когда потребности ребёнка не учитывались, и он приходит к убеждению, что удовлетворение его нужд не имеет значения для значимого взрослого.
Избегающая привязанность формируется, когда у ребенка был опыт отказа в привязанности, когда родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, никак не поддерживают эмоционально, или при преобладании запретительных форм воспитания.
Тогда человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким.
ДЕЗОРИЕНТИРОВАННАЯ привязанность выражается в отсутствии связи поведения с этапами достижения близости. Такая привязанность включает в себя явные проявления страха; противоречивое поведение. Дети могут бежать, чтобы спрятаться, когда они видят значимого взрослого, или проявлять то избегающую, то амбивалентную стратегию во время воссоединения с родителем. Это является свидетельством того, что система привязанности была нарушена (например, страхом или гневом)
Дезориентированная привязанность часто формируется в семьях, где ребёнок подвергается насилию. Эти дети нарушают правила человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Их поведение противоречиво и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться отношений, а добившись — тут же всё бросить и порвать.
***
По мнению Эйнсворт, стиль привязанности — не столько часть мышления ребёнка, сколько характерная черта взаимоотношений. Ребёнок может иметь разный тип привязанности к каждому из родителей, а также к любому значимому взрослому. Однако примерно после пяти лет дети, как правило, проявляют один устойчивый паттерн привязанности в отношениях.
Хотя стиль привязанности в младенчестве не обязательно станет ведущим стилем привязанности во взрослой жизни, он оказывает влияние на дальнейшие близкие отношения человека. Ненадежные стили привязанности негативно влияют на поведение как в детстве, так и в дальнейшей жизни. Люди с надежной привязанностью более склонны к тому, чтобы иметь адекватную самооценку, независимость, крепкие романтические отношения и уверенность в самопредъявлении, менее испытывают депрессию и тревогу.
Что значит дезориентированный тип привязанности
База формируется в детстве, при наличии принимающих, одобряющих, контейнирующих, находящихся в доступе взрослых.
К.Х. Бриш написал прекрасную книгу «Воспитание счастливых детей», где он наглядно на примерах показывает развитие разных типов привязанностей.
Основные модели развития типов привязанности
1. Безопасная привязанность. Когда ребенок плакал, мама искала причину, пока не находила. Была с ребенком добра приветлива, и терпелива. Если еда и памперс не помогали (смена), то просто укачивала. Была в доступе. Пусть не всегда сразу, но отзывалась в течение предсказуемого промежутка времени. И когда ребенок был спокоен, тоже время от времени навещала, проведывала, интересовалась, чем занимается. (пишу про маму, имею в виду обоих родителей, или значимых взрослых).
3. Амбивалентная привязанность. Мама начинала реагировать по первому типу, но если что-то не срабатывало, сердилась. Например, когда малыш плакал, считала что он голоден. И с готовностью шла на зов, пытаясь покормить. Но если ребенок отказывался, злилась, не зная что делать. Потом раскаивалась, начинала искать дальше, например памперс. Ребенок вырастет в непонятках. Маму активно зовет, но с ее приходом не успокаивается.
4. Дезорганизованная привязанность. Попеременные первый и второй тип реагирования мамы. Иногда была в доступе, и реагировала с нежностью и заботой. В другие же разы своими делами занималась, и не до ребенка ей было.
5. Симбиотическая привязанность. Мама очень сильно боится и переживает за ребенка. Процесс сепарации для неё выглядит как непереносимый. Сама же мама старается быть для ребенка идеальной.
Влияние типа привязанности на ребенка
Если взять пример малыша который гуляет с мамой:
Таким образом, его деятельность можно условно разделить на два типа:
Обращение к базе в терминах теории привязанности называют «включением привязанности«.
Соответственно, у ребенка будет либо исследование, либо привязанность (обращение к базе).
Влияние типа привязанности на взрослого и отношения с партнером
Если теперь рассматривать эти две деятельности: исследование и привязанность. То они всегда включаются по очереди. При включенном исследовании выключенная привязанность. Включенная же привязанность (поиск базы, к которой можно было бы обратиться) не позволяет происходить исследованию.
У взрослого, воспитанного в условиях безопасного типа привязанности, эти две деятельности будут органично чередоваться. Когда будет возникать потребность в базе, она будет удовлетворяться через имеющиеся возможности и ресурсы.
При избегающей привязанности исследование будет время от времени прерываться на неопределенное время, пока взрослый сам не успокоится. Потому что базы нет.
Амбивалентная привязанность. База есть, но ненадежная, мерцающая. Даже при её обнаружении, не происходит успокоения, потому что в любой момент может уйти, пропасть. Поэтому надо продолжать поиск, даже после нахождения. Это может проявляться как патологическая ревность, тревога что бросят. Или как постоянный поиск всё новых партнеров. Или оказаться в браке «не с тем партнером», которому нельзя довериться, положиться на него.
Дезорганизованная привязанность в симптоматике будет похожа на амбивалентную.
Симбиотическая привязанность может проявиться в том, что к партнеру высокая критичность, тревога.
Про деньги, работу, и реализацию себя
В безопасной привязанности человек занимается тем, что ему близко, и нравится.
В небезопасных типах привязанности все будет сложнее и запутаннее. Поскольку отсутствие базы не только мешает процессам исследования, но и требует все-таки эту базу найти. (Как рана, которая болит, и отвлекает постоянно на себя. Нельзя просто закрыть ее бинтом, и заниматься другими делами. Любое неловкое движение будет напоминать о ней в подходящие и неподходящие моменты).
И тогда будут возможны следующие проявления:
Работа с психологом про привязанности
Основные направления работы с клиентом про терапию нарушений привязанности можно разделить по следующим типам:
1. Клиент сам берет на себя заботу о своем внутреннем ребенке. Если слишком резко к этому подойти, то может подкрепить внутреннее ощущение: «ты никому не нужен, и только сам можешь о себе позаботиться». Но сама модель распространенная, эту идею часто можно встретить в психологических статьях.
В практике часто можно встретить сочетание первой и второй модели.
3. Создание внутренней репрезентации безопасной базы (представления о хороших родителях) у самого клиента. Может быть создано через обсуждение детско-родительских отношений клиента с его родителями, и выправления их образов в его представлении. Что, почему, как они делали? О чем думали? Что старались сделать?
Желательно, чтобы работа была долгосрочной, хотя может состоять и из нескольких краткосрочных этапов. И включает в себя три акцента: