что значит динамичная музыка
Динамика в музыке
Динамика является важным элементом музыкального языка. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Такие звуковые оттенки называют динамичными. Динамические оттенки — это своеобразные краски, музыку раскрашивают в разные цвета.
Динамикой называют громкость, с которой следует исполнять музыкальное произведение. Её условно обозначают первыми буквами итальянских слов, иногда целыми итальянскими словами, иногда условными знаками. Буквы, слова или знаки пишут в начале музыкального произведения или в середине его, когда надо изменить силу звучания — выполнять тише или громче
ff — фортиссимо — очень громко;
Динамика может постепенно увеличиваться или уменьшаться. Такой постепенный переход от f к Р и наоборот называют крещендо и диминуэндо.
Для внезапного усиления (выделения) отдельного звука или аккорда существует еще один условный знак — акцент ( > ), который ставят над или под нотой (аккордом). Чтобы передать постепенное нарастание громкости, употребляют слово crescendo (крешендо). Его в основном пишут сокращенно cresc. или графически изображают так, как показано на рисунке ниже.
Чтобы обозначить постепенное уменьшение громкости, употребляют слова decrescendo (декрещендо) или diminuendo (демидуэндо). Сокращенно:decresc., dim.
В вокальных произведениях (песни, романсы, хоры и др) независимо от того, исполняется ли произведение с сопровождением или без него, динамические обозначения пишут над нотным станом вокальной строки, чтобы не мешать тексту.
Итак, при записи динамических оттенков буквы часто сочетают со словами. Графические знаки, показывающие изменение динамики, называют вилками (>,
Динамика в музыке
В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.
Что такое динамика в целом?
Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις — сила, мощь.
О какой силе идет речь в применении к музыке?
Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. ( Все 4 параметра звука рассматриваются здесь)
Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.
Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.
Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.
Самая простая схема выглядит следующим образом.
p ( piano — пиано) — тихо
f ( forte — форте) — громко
Остальные обозначения являются производными от них
pp — пианиссимо — очень тихо
mp — меццо пиано — не очень тихо
mf меццо форте не очень громко
Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.
Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости.
Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости.
Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.
fff | Форте-фортиссимо — самое громкое | 100 фон | 88 сон |
ff | Фортиссимо — очень громкое | 90 фон | 38 сон |
f | Форте — громкое | 80 фон | 17,1 сон |
p | Пиано — тихое | 50 фон | 2,2 сон |
pp | Пианиссимо — очень тихое | 40 фон | 0,98 сон |
ppp | Пиано-пианиссимо — самое тихое | 30 фон | 0,36 сон |
Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.
Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.
Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.
Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.
Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.
По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости.
Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения
cresc. и dim. или усиливая и ослабляя
Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:
Резкие изменения громкости
sf или sfz — внезапно громко или резкий акцент
Также встречается обозначение fp ( forte piano ) оно значит «громко, затем сразу тихо»;
sfp ( sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.
В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.
Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.
Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.
Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.
Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям.
Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.
Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику — ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.
Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы.
Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.
В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня — поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.
Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.
2 простые градации звука это тихо и громко.
Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине ( пауза тоже музыка) и максимальной громкости.
Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.
Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.
Или самый громкий звук — можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?
Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.
В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.
В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.
Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.
Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.
Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и толкование
Динамическая разметка
В музыке есть два основных динамических показателя:
Более тонкие степени громкости или мягкости обозначаются:
Также распространено использование до трех последовательных f s или p s:
Изменения
Три итальянских слова используются для обозначения постепенного изменения громкости:
Знаки, которые иногда называют « шпильки », также используются для обозначения этих слов (см. Изображение). Если угловые линии открываются ( ), значит, сигнал становится громче; если они закрываются постепенно (
), показатель становится более мягким. Следующие обозначения указывают на то, что музыка начинается умеренно сильной, затем постепенно становится сильнее, а затем постепенно тише:
Экстремальная динамическая маркировка
История
Интерпретация по нотационным программам
В некоторых программах нотной записи есть значения скорости нажатия клавиш MIDI по умолчанию, связанные с этими показаниями, но более сложные программы позволяют пользователям изменять их по мере необходимости. Эти значения по умолчанию перечислены в следующей таблице для некоторых приложений, включая Apple Logic Pro 9 (2009–2013), Avid Sibelius 5 (2007–2009), MuseScore 3.0 от musescore.org (2019), MakeMusic Finale 26 (2018-2021), и Musitek SmartScore X2 Pro (2016) и 64 Pro. (2021 г.). MIDI определяет диапазон нажатия клавиш как целое число от 0 до 127:
Символы | pppp | PPP | pp | п | mp | мф | ж | ff | fff | ffff |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Logic Pro 9 динамика | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 127 | ||
Sibelius 5 динамика | 20 | 39 | 61 | 71 | 84 | 98 | 113 | 127 | ||
MuseScore 3.0 в динамике | 16 | 33 | 49 | 64 | 80 | 96 | 112 | 126 | ||
MakeMusic Finale динамика | 10 | 23 | 36 | 49 | 62 | 75 | 88 | 101 | 114 | 127 |
SmartScore X2 динамика | 29 | 38 | 46 | 55 | 63 | 72 | 80 | 89 | 97 | 106 |
SmartScore 64 в динамике | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 |
Влияние скорости на громкость зависит от конкретного инструмента. Например, у рояля гораздо больший диапазон громкости, чем у записывающего устройства.
Отношение к аудиодинамике
Внедрение современных методов записи предоставило альтернативные способы управления динамикой музыки. Сжатие динамического диапазона используется для управления динамическим диапазоном записи или отдельного инструмента. Это может повлиять на вариации громкости как на микро-, так и на макроуровне. Поэтому во многих контекстах значение термина « динамика» не сразу становится ясным. Чтобы различать различные аспекты динамики, термин « исполненная динамика» может использоваться для обозначения аспектов музыкальной динамики, которые контролируются исключительно исполнителем.
Нюансы в музыке: динамика (Урок 12)
На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?
Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?
Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.
Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире ( ). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
Рассмотрим на примере:
А здесь сужающаяся “вилка” ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).
Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «Крещендо» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) — постепенное ослабление.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:
Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:
Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.
В нотах он обозначается:
Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:
Что такое динамика в музыке – даём определение
Композиторы для того чтобы придать большую выразительность музыкальному произведению используют различные приемы вариации силы звука, темпа и громкости, акцентирование и смягчение определенных фрагментов. Использование всех этих приемов в совокупности предоставляет слушателю возможность почувствовать, что такое динамика в музыке.
Слушатель гораздо более заинтересованно слушает музыку выразительную динамичную, нежели монотонную инструментальную линию, исполняемую с одинаковой громкостью на протяжении всего произведения, такие мелодии слушать весьма утомительно.
В нотных записях для исполнителя автор музыки, как правило, оставляет множество знаков, поясняющих как сыграть новый такт и на каких нотах акцентировать звучание. Форте, пиано, пианиссимо- все эти и другие комментарии в нотации позволяют исполнителю сыграть живую мелодию, наполнить ее столь важной для слушателя динамикой.
Приемы передачи динамики в музыкальном произведении
Не достаточно также просто быстрой игры чтобы создать динамику в музыке, и в то же время сравнительно медленное музыкальное произведение может быть очень насыщенным в плане динамики. Арсенал средств передачи динамики включает в себя, но далеко не ограничивается такими приемами как:
От исполнителя требуется хорошее владение инструментом, чтобы исполнить динамически насыщенную композицию.
Современные средства показать динамичность
В современной популярной музыке широко используются компьютерные средства обработки звука, позволяющие создавать динамику в любой музыкальной линии. Фэйдеры, компрессоры, лимитеры и другие электронные средства обработки звука, конечно, позволяют сделать звучание более выразительным, но все – таки главная задача вдохнуть жизнь в музыкальное произведение стоит перед композиторами и исполнителями, особенно если речь идет о живом исполнении перед аудиторией.
Итак, динамика мелодии это ее характер: вспыльчивый, спокойный, мягкий или наоборот напористый и жесткий. Особенно хорошо понимаешь это понятие при прослушивании классической музыки, особенно в оркестровом исполнении. Когда каждый инструмент исполняет свою партию с должным динамизмом, то восприятие всего произведения становится захватывающим и многогранным опытом для слушателя.