что значит для мцыри быть свободным

Тема свободы в поэме «Мцыри»

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.

Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.

Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ!

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Источник

Сочинение Тема свободы в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс

Свобода – это то, о чем на протяжении многих веков писали «мастера слова». Михаил Лермонтов один из русских поэтов, поднимающих в своих произведениях не только вопросы любви, одиночества и привязанности к Родине. Одной из ключевых тем в поэзии Михаила Юрьевича являлась свобода. В 1840 году в единственном сборнике, изданном при жизни поэта, была опубликована поэма «Мцыри». Всё произведение, от начала до конца, пропитано стремлением к воле и жаждой свободы.

Мцыри – это и действие, и лицо, и рассказчик. Главный герой может совершать непосредственные поступки, жить для него – значит действовать. В отличие от пушкинских персонажей, перед читателем возникает «естественный человек», который вынужден жить в стенах монастыря. Лермонтов описывает не только свободу физическую, но и внутреннюю свободу, свободу мысли. Больше половины поэмы автор рассказывает о трехдневном пребывании молодого человека на воле, за стенами монастыря.

Чтобы точнее описать свободу, Михаил Юрьевич раскрывает не только образы людей, но и природы. В понимании автора, грузинские просторы – это тоже персонаж. Лермонтов олицетворяет природу, делает ее живой. При этом поэт рисует картину того, как молодой юноша наслаждается каждой минутой проведенной с этой природой. Лермонтов доносит до читателя первую влюбленность главного героя и первую битву со зверем.

Герой близок автору. Это одинокая личность воплощающая тоску в безграничное томление самого поэта. Имя – это зеркало человеческого духа. Юноша лишен имени. Лермонтов создал антитезу двух культур: городской и христианской, восточной и европейской; автор показал их несовместимость. В данном произведении мир естественного бытия связан со свободой и горной стройностью жизни. Христианский же мир описывается как неволя и плен. Юноша, вырвавшийся на волю, терпит неудачу, ибо найти идеал не возможно. Выросший в монастыре, главный герой слаб телом, его жизненные силы не соответствуют могуществу духа, он не приспособлен жить в естественных условиях.

Одиночество и свобода – это две сестры. Без одного, не может быть и другого. Одиночество – это удел каждого современного человека. Но после воли, жить в «клетке» сравнительно смерти. Именно по этой причине главный герой совершает свое последнее бегство – в «смерть». Несмотря на то, что юноша выбрал для своей свободы именно такой, печальный, конец, в понимании каждого человека должны возникать свои собственные образы свободы.

2 вариант

Лермонтов Михаил Юрьевич, наверное, главный романтик русской литературы. Он создал такое замечательное произведение как «Герой нашего времени», а также множество стихотворений. Его произведение «Мцыри», поэма о свободе и любви к Родине, одно из любимых многими.

Свобода – основная тема этого произведения. Герой, который, казалось бы, должен был за столько лет привыкнуть к затворнической жизни, всё равно всегда держал крупицу свободолюбия внутри себя. Почувствовав свободу во время своего побега, эта крупица разрослась. Свободного по своей натуре человека невозможно приучить к жизни в клетке, так было и с Мцыри. Он знал, что где-то там, далеко от душного монастыря, его ждут любимый Кавказ и горы, сводящие с ума. Фраза о том, что он лучше бы прожил три дня на свободе, чем долгую жизнь в заточении, говорит о многом. Действительно, лучше сгореть, чем угаснуть. То есть насладиться всеми радостями жизни (природой, свободой и теплом родного дома в случае Мцыри), хоть и недолго, гораздо лучше, чем прожить всю жизнь под опекой и в достатке, но ощущая на себе давление несвободы.

Свобода – то, чем живёт Мцыри. Он мечтает стать вольным, и когда понимает, что его мечте нельзя осуществиться, когда после драки с тигром и влюблённостью в девушку на воле, возвращается к монастырю, заболевает. Он заболевает одной из самых страшных болезней – тоской. Тоской по свободе, по Родине, по настоящей и любимой природе. Натура Мцыри настолько свободолюбива, что он из-за осознания того, что свободы достичь ему невозможно, умирает. Свободы просит не только его душа, но и весь его организм, каждая клеточка.

Свобода в произведении Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов написал замечательную поэму «Мцыри», которая завоевала любовь и доверие большого количества читателей не только ушедшей эпохи, но и нынешней. Сюжет произведения очень прост и романтичен. Любой сможет понять в чём заключается суть вечного бегства мальчика.

Всю свою сознательную, да и не особо сознательную жизнь мальчик провёл в плену, но всегда хотел вырваться из оков. И понятно, ведь любой человек хочет быть свободным. Никому не нравится быть невольной птицей в клетке.

Всё начинается с того, что мальчик попал в плен к русскому офицеру, но ему помог монах, которой в дальнейшем и приютил мальчика. Вроде бы всё шло хорошо, но вдруг по наступлению юношеского возраста Мцыри сбежал из монастыря. Конечно, его нашли спустя некоторое время умирающим. Но вопрос остаётся вопросом « Почему имея все необходимое для жизни он сбежал?» Видимо, для Мцыри понятие свобода не такое, как у других людей. Он хотел быть свободным и независимым человеком.

Однако, мальчик поведал наставнику, причину побега. Мцыри сказал, что монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился. Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки,.Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом парень получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить. Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе. Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга. Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

Так же жаль что он умирает, а его мечта так и не сбывается. Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Это так похоже на Лермонтова, который на протяжении всей жизни боролся с бесправием, чем и заслужил нелюбовь высшего света.

Автор сам всегда мечтал стать свободным человеком, поэтому не только боролся в жизни за неё, но и на книжных страницах создавая неповторимые шедевры. Он был свободным на деле, но всегда существовали и существуют предрассудки, преграды, барьеры, которые придумали сами люди. И чем дальше идут года, тем больше барьеров становятся. Это в буквальном смысле сковывает человеческие действия, загоняя в определённые, ненужные рамки.

Подводя итог, можно сказать, что для Мцыри быть свободным и независимым было дороже, чем собственная жизнь. Свобода — это клад, который имеет не каждый человек, но каждый может иметь её, если только захочет. Сами люди определяют степень свободы для самих себя.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема свободы в поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

Само название говорит за себя. Слишком умным людям тяжело живётся во все времена. Это уже не комедия, это драма. Другой бы человек не стал связываться с обществом

Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого.

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым

В самом начале творческого пути у А.М.Горького возникало желание написать повести-воспоминания о своих детских годах. Сейчас трудно предположить, с чем связана такая идея. Одни исследователи творчества писателя предполагают

Образ такого персонажа, как Печорин показан достаточно ярко и интересно. Стоит сказать, что его внешние характеристики и портрет помогают понять героя намного лучше и яснее

Источник

Тема свободы в поэме «Мцыри»

Где в тучах прячутся скалы,

То есть родные горы, где находился аул.

В путевых заметках Александра Дюма о Кавказе есть запись, характеризующая нравы горцев того времени:

что значит для мцыри быть свободным. Смотреть фото что значит для мцыри быть свободным. Смотреть картинку что значит для мцыри быть свободным. Картинка про что значит для мцыри быть свободным. Фото что значит для мцыри быть свободным

Жизнь в монастыре противоречила тому укладу жизни, в духе которого он воспитывался до шести лет. Горцы преимущественно – мусульмане. И Мцыри не мог не осознавать, что воспитывается в чуждой ему вере. Он подчинился крещению, но не ощущал себя истинным христианином. Смирение было чуждо ему с детства.

Вырвавшись из стен монастыря, он вдохнул воздух истинной свободы. Он волен! Он мог делать все, что хотел. Первое, чего он хотел – это вернуться домой. Здесь тема свободы переплетается с любовью к родине, ограниченной для маленького мальчика границами аула, дома в котором он жил, улицей, на которой играл, будучи ребенком. Он бежал, не разбирая дороги. И в этом была его ошибка, его незнание жизни. Незаметно для себя он три дня кружил по лесу и, в конце концов, вернулся к покинутому монастырю.

В эти три дня он испытал столько чувств, эмоций, сколько иной человек не переживает за целую жизнь: влечение к девушке-грузинке, готовое перерасти в любовь, битву с барсом, наслаждение свободой, голод, холод, наконец, отчаяние, сломившее его силы, когда он услышал звон колокола.

Люди не всегда правильно понимают, что значит быть свободным. Свобода – это не вседозволенность, не стремление противопоставить себя обществу, поскольку подобная свобода одного человека порождает несвободу для других.

Даже цари и власть имущие не могут похвастаться полной свободой. Они подчиняются протоколам, условностям, необходимости выполнять свои обязанности. Лермонтов в своей поэме говорит о другой форме свободы – о праве распоряжаться своей судьбой, о праве жить на родной земле, любить и быть любимым близкими, друзьями, противоположным полом, жить в согласии с ними. О праве занимать тем, к чему стремится душа, верить в те, идеалы, которые привиты с молоком матери и наставлениями отца.

Лермонтов был свидетелем освободительного движения горцев против царизма. Он сам участвовал в подавлении этих движений на территориях Северного Азербайджана, Дагестана и Чечни, хотя в глубине понимал эти народы. Бунт юноши-послушника против своей жизни олицетворяет собой борьбу кавказских горцев за право быть свободными и жить на своей земле.

Стремление к свободе было знакомо Лермонтову. Он сам чувствовал себя рабом сложившейся системы. Он хотел общения с отцом, но этому препятствовала его бабушка. Он хотел заниматься литературным творчеством, а вместо этого вынужден был воевать с теми, кому симпатизировал. Это заметно по его произведениям. Он любил Кавказ, но хотел не воевать с людьми, его населявшими, а воспевать их. Приезжать сюда не как воин, а как путешественник. И приезжать не тогда, когда это нужно кому-то, а когда его сюда влечет душа.

По законам романтического жанра Мцыри погибает. Это объяснимо и с медицинской точки зрения. Юноша, проводивший большую часть времени в помещениях, не развивался физически. Он был слаб и не приспособлен к длительным переходам. Вырвавшись на свободу, он собрал все силы для того, чтобы уйти как можно дальше от монастыря, не рассчитал свои возможности. В эти дни у него не было нормального питания. Он буквально истощил ресурсы своего организма. Наконец, находясь на улице и не будучи приспособленным к столь длительному времяпрепровождению на воздухе, мог получить воспаление легких. Мцыри погибает, но не покоряется той жизни, которую ему пытались навязать монахи.

Источник

Урок-беседа Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

… что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

Знать всё о глаголе как часть речи

находить изученную часть речи.

обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

правильно использовать глаголы в речи.

-чувства ответственности за свои поступки

-воспитание любви к природе, родным, близким

помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

определить способы создания образа,

выявить авторское отношение к герою,

обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

воспитать патриотизм и любовь к родине.

тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа: исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся: Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

… что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

— Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние— признание в совершённой ошибке.

-Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

-К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

— Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой» )

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

— Почему такое большое место автор отводит речи героя?

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

— В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

— Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. ( Гл 3.)

-На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

— А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

— Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» ( по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

— Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

— Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

-Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

-Что общего в судьбе автора и героя?

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения.

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

-Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

( Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Автор большое место отводит монологу героя, так как Мцыри близок ему, является носителем авторских идеалов, таких, как свободолюбие, любовь к родине, искренность, стойкость.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *