что значит для ростовых родительский дом

«Война и мир» Родительский дом (Школьные сочинения)

Родительский дом для каждого из нас имеет большое значение. Именно в нем начинается наша жизнь, формируются представления о мире, семье, людях. Здесь человек становится личностью, формируется его характер, закладываются те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении долгих лет. Все это составляет будущее человека и только от семьи и дома зависит, каким оно станет.

В романе мы видим описание сразу трех основных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых поражает своей открытостью и добротой. Они не прячут свои чувства, в отличие от Болконских, наоборот, встречают каждого гостя в своем доме с радушием и улыбкой. Граф Ростов любит свою семью и хорошо общается с детьми. Толстой подчеркивает, что и у графини есть способности к воспитанию. Она всегда поможет своим детям советом, хорошо обращается с ними.

Отношения в семье построены на любви и понимании. Все это привело к тому, что дети Ростовых приобрели такие важные нравственные ценности, как благородство, патриотизм, великодушие и доброта.

В семье Болконских более сдержанные отношения. Они не показывают свои чувства, но их любовь такая же сильная, как и в семье Ростовых. Николай Болконский привил своим детям любовь к трудолюбию и чести. Князь Андрей и княжна Марья оправдали ожидания отца. Они оба стали умными, достойными людьми, с высокими жизненными ценностями.

Семья Курагиных не похожа ни на Болконских, ни на Ростовых. Их отношения построены не на любви и взаимопонимании, а на возможности выгодной сделки. Василий Курагин считает, что дети – это лишь возможность материально обогатиться, заключая выгодные браки. Княгиня тоже не заботиться о благополучии в семье. Она завидует красоте своей дочери Элен. В итоге ни один из детей не может обрести счастье, они не способны на что-либо полезное и не думают ни о чем другом, кроме как своей собственной выгоды.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

JI. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

ž на материале романа JI. Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;

ž через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;

ž совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

— умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

ž формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

♦ Как группируется система образов в романе-эпопее?

♦ Как посредством портретной характеристики JI. Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI. Н. Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,— это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа. Семья Бергов — идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

ž Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа. Семья Курагиных — стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

ž Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

ž Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа. Семья Ростовых — стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье — залог счастья всех её членов.

ž Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI. Н. Тол­стого?

ž К какому типу семьи примыкают Ростовы?

ž Что значит для них родительский дом?

ž В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

ž Каковы взаимоотношения родителей и детей?

ž Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа. Семья Болконских — идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

ž Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

ž Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

ž Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

ž Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

ž Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

ž Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,— точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,— материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею — это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых. На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

— «Эпилог» — это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви — супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию — интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины — только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины — в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования — это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди. Судьба героев романа — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё — не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,— считает А. Яшин.

Наше время — особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья — это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья — это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети — эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

ž Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

ž Какая же семья для Толстого — идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

VI. Домашнее задание

1. Перечитать главы, посвящённые Шенграбенскому сражению (т. 1, ч. 2, гл. 16, 17, 20, 21). Кратко пересказать главы, посвящённые Аустерлицкому сражению, переправе через Энс.

2. Опережающие задания

1- Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой. » и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше. ».

2- Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

Источник

Л. Н. Толстой. Тема семьи и дома

По роману «Война и мир»

В романе Л.Н.Толстого отражены темы войны и мира, и мирную жизнь автор предлагает увидеть через внутренний уклад нескольких семей, их традиции, взаимоотношения детей и родителей.
С семьёй Ростовых первое знакомство происходит в день именин матери и младшей дочки, когда съехались знакомые, друзья, родственники. Отношения показаны самые непринуждённые, разговоры идут о городских событиях и семейных делах.
Читатели отмечают, что родители в этой семье любят своих детей, они заботятся об их будущем, стремятся дать хорошее образование и воспитание. Со стороны детей видим не только уважение и почтительность, но также, теплоту, любовь, искренность. Например, Наташа доверяет матери свои секреты, посвящая даже в тайны первой влюблённости. Исключением является только «очень правильная», красивая, но холодная и чопорная Вера.

С семьёй Болконских читатель знакомится в имении Лысые горы, куда приехал князь Андрей и где семья проживает почти постоянно.
Автор раскрывает семейные традиции, отношения между членами семьи. Отец, Николай Андреевич, был известным человеком, честно служившим при Екатерине, а позже, при восшествии на престол Павла, он был отстранён от службы и сослан в имение в чине генерал-аншефа. Старший Болконский был лично знаком с Кутузовым, но не собирался просить за сына (с целью протекции), когда Андрей едет в армию, чтобы участвовать в военных действиях.
Старый князь очень строг с детьми, он во всём устанавливает свои порядки «осмысленной» жизни и требует неукоснительного их исполнения. Сын Андрей живёт отдельно, но, приезжая к отцу, подчиняется заведённым порядкам и разговаривает с отцом по многим проблемам современности, так как старший Болконский всегда был в курсе событий. Сын во многом соглашается с отцом, поскольку они оба отдают первенство уму, а не чувствам.
При прощании с Андрееем старый князь говорит, что ему больно будет, если сын погибнет на войне.
«А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет. стыдно!»
Княжна Марья – взрослая девушка, но признаёт контроль отца: она ежедневно занимается математикой и музыкой, а уроки математики ей даёт отец, который уверен в необходимости «тренировать мозги».

Семьи Ростовых и Болконских вызывают симпатию, а вот Курагины изображаются автором с полной противоположностью. Глава семейства, князь Василий – значительное лицо, важный сановник, служащий при дворе. В его семье трое детей: Ипполит, Элен и Анатоль. Каковы семейные отношения, можно судить по фразе, произнесённой старшим Курагиным: «Дети – обуза моего существования». Анатоля отец называет «беспокойным дураком», а Ипполита «дураком покойным».
Дети от отца хотят видеть обеспечение всех своих немалых запросов, а отец надеется выгодно женить Анатоля и выдать замуж дочь за богатого человека. Он так устроил отношения Элен с Пьером Безуховым, что неопытный молодой человек вынужден будет согласиться на сговор о свадьбе. И позже князь Василий завладевает немалой частью состояния Пьера. Существовали ли родственные связи, близкие отношения в этой семье? Толстой эти взаимоотношения рисует резко отрицательно.
В семье Курагиных члены семьи связаны только внешними приличиями, они вместе бывают на светских приёмах, но духовной близости между ними нет, они всегда разобщены. Стиль их разговоров – отчуждённый или равнодушно-холодный, иногда снисходительно родственный. Авторские ремарки подчёркивают неприглядные стороны в характерах, во внутреннем мире членов семьи Курагиных. Например, князь Василий говорил
«с всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе».

Полной противоположностью Курагиным является семья Ростовых, где все живут сердцем. Они эмоциональны, искренни и непосредственны, могут шутить, громко смеяться или играть, петь, танцевать. Естественность и живость Наташи обезоруживают даже суровую гостью Марью Дмитриевну Ахросимову, которую в Москве побаивались за прямоту и строгость суждений. Обращение друг к другу у членов семьи доброе, трогательное, часто используются ласковые слова, например: «Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф» (целуя руку жены).
В семье Болконских отец привык контролировать детей, поэтому может поинтересоваться даже перепиской дочери с подругой, заранее предупредив, что «третье письмо» он уж обязательно прочитает, чтобы противостоять вздору и пошлости, не допустить ущерба нравственности, желая видеть в княжне Марье добропорядочную представительницу своего рода. Старый князь бывает резок, может назвать дочь «дурой» за «бестолковость» в решении задач, но отходчив, сожалеет о несдержанности, может погладить дочь по голове.
Марья отца побаивается, однако они любят друг друга. Дети уважают отца, зная, что требователен он не только к ним, но и к себе. Мужчины в семье иронически относятся к проявлению сентиментальности, но уважают чувства Марьи, поэтому Андрей принимает от сестры образок перед отъездом на фронт. Ласковых слов Болконские почти не употребляют, однако отец заботится о своих детях, особенно беспокоится о будущем дочери.

В 19-м веке в светских кругах стало общепринятым общение на французском языке, дворянские дети обучались не на родном русском и читали, большей частью, французские книги. Но лучшие из дворян, кого можно назвать настоящими патриотами, стремились сохранить как родной язык, так и культуру русскую, народные обычаи и традиции.
Языком общения в семье Курагиных был, конечно, французский. Например, князь Ипполит говорит по-русски, как француз, проживший год в России: «И она имела ещё большой росту». Русский язык он применил в данном случае для рассказывания анекдота, но юмора никто не понял.
Ростовы же разговаривают между собой на русском языке, прибегая к французскому только в случае необходимости. Например, где-либо в свете, на приёмах или с людьми, говорящими на французском. Но они знают народные русские песни, читают русскую литературу.
В семье Болконских разговаривают и на русском языке, и на французском (за исключением жены Андрея, Лизы). Особенно часто по-французски говорит Андрей, так как это стало для него привычкой благодаря службе и жизни в Петербурге. Княжна Марья переписку ведёт на французском языке, но в разговоре использует и русский.

Очень многое можно понять о семье по запросам и интересам её членов.
В семье Курагиных у каждого свои индивидуальные потребности и запросы, но есть качества, свойственные им всем: это эгоизм, самовлюблённость и безответственность в поступках. Анатоль ведёт беспутный образ жизни: кутежи, игра в карты, недостойные выходки вроде развлечения с медведем и квартальным. Готов жениться по расчёту, не задумывается о чувствах других людей, может причинить боль и страдания невинной девушке, как это произошло в его отношениях с Наташей Ростовой.
Элен так же безнравственна, как и её брат Анатоль, но прикрывается маской приличия. Бесчеловечная и жестокая, насквозь фальшивая, она проявила своё истинное лицо в период жизни с Пьером. Главная цель – жить в роскоши и богатстве, блистать в свете. Она не способна на любовь, на верность и порядочность, и готова «продавать» себя, то есть жить в замужестве без любви, изменяя мужу. И её брат Ипполит с удовольствием «волочится» за хорошенькой женщиной, как поступали многие в свете, его не волнует проблема нравственности (то есть он не желал думать, порядочно ли он поступает). Никто из детей Василия Курагина не стремился послужить Отечеству, но они могли лицемерно поговорить об этом.

Дети Ростовых воспитаны в духе патриотизма, они хотят быть полезными обществу. Николай Ростов идёт в армию, он участвовал в кампании 1805-1807 годов, затем в войне 1812 года. Наташа, в отроческом возрасте интересовавшаяся больше пением и танцами, проявит себя как истинная патриотка в войне 1812 года, когда предложит отдать подводы раненым, вместо того чтобы спасать имущество семьи, в том числе, своё приданое. Младший из Ростовых, Петя, в шестнадцать лет отправится защищать Отечество и погибнет на войне.
Исключением была Вера Ростова, в которой эгоизм, разумность, расчётливость преобладали над другими качествами. Выйдя замуж, она обустраивала свой дом, заботилась о личной выгоде и благополучии даже в трудное военное время.
В семье Болконских автор отмечает многие добрые традиции. Николая Андреевича Болконского интересовало всё, что связано с Российским государством. Он много читает, пишет, находится в курсе современной политики. Сына просит использовать позже его размышления, изложенные в многолетних записях.
Князь Андрей всегда стремился быть полезным Отечеству, но вначале, как многие молодые люди, мечтал о «собственном Тулоне», то есть хотел прославиться. Пережив разочарование в поисках славы, князь Андрей обращается к общественной деятельности, думает участвовать в преобразованиях, в реформах и написании законов. Младший Болконский постоянно в поиске истины, он стремится к совершенствованию жизни.
Марья Болконская, имея самые добрые, благородные намерения, принимает участие в судьбе крестьян, она воспитана отцом в духе патриотизма, любви и сострадания к другим людям и не остаётся безучастной к судьбе народа в годы Отечественной войны.
Марья готова проявлять послушание, она может подчиниться воле отца, если будет решаться вопрос о её замужестве, так как хочет стать достойной женой и матерью.
В каждой семье имеются какие-либо общие черты, как во внешности, так и в характерах. Между отцом и сыном Болконскими сходство не внешнее, между ними больше духовного родства: это люди с чувством собственного достоинства, с чувством долга перед обществом, с высоким осознанием ответственности, каким обладали честные и деятельные граждане. Богатство и знатность не сделали их самоуверенными или высокомерными: именно Болконские занимаются реформированием помещичьего землевладения, устройством жизни крестьян.
Брат и сестра имеют мало сходства как внешне, так и по характеру. Андрей красив, держится гордо и с достоинством, не скрывает своего неприятия светской фальши, пустоты и праздности. Княжна Марья отличается робостью, кротостью, неуверенностью в поведении, и красивой внешне она не была, но Толстой отмечает прелесть её глаз, излучающих любовь, теплоту, искренность чувств.

А вот дети князя Василия, обладая внешней красотой (особенно Элен), отличались бездуховностью, ущербностью внутреннего мира. Ипполит при сходстве «с сестрою-красавицею» был, как отмечали многие, «поразительно дурен собой». «У брата. лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо». Сестра же привлекала всеобщее внимание цветущим видом и античной красотой телосложения. Анатоль, как и Элен, был красив, но его внешний облик выдавал высокомерие и полное безразличие по отношению к окружающим. С помощью особенностей художественного стиля автором переданы противоречивость и нежизнеспособность этой семьи, где, говоря словами Л.Н.Толстого, не может быть истинной красоты, потому что нет в этих людях «простоты, добра и правды».

Главной отличительной чертой членов семьи Ростовых можно назвать приветливый и открытый взгляд (как у родителей, так и у детей). Автор также отмечает искренность смеха и улыбки, то есть отсутствие «масок» и «наклеенных» вежливых, неестественных улыбок. Но при этом постоянно подчёркивается особенность, отдалённость от всех Веры Ростовой, которая стремилась стать достойной представительницей высшего света. Она хотела, чтобы у неё всё было, как у всех знатных и известных людей. И в описании внешности Веры автор часто использует эпитет «красивая», что, однако, не добавляет симпатии к ней. В то же время Толстой говорит о некрасивости Наташи (например, упоминает её «большой рот») и отмечает, что именно Наташа выглядела очень привлекательной, грациозной, милой, потому она и нравилась людям.

При изображении этих трёх семей Толстой использует принцип противопоставления семьи Курагиных семьям Ростовых и Болконских, поэтому Курагины изображаются отрицательно, что подчёркнуто авторскими «ремарками»: эпитетами, сравнениями, портретными и речевыми характеристиками. Например: «Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу». Князь Ипполит «упорно смотрел прямо на неё (на Лизу Болконскую) в лорнет», стоя с ней рядом. Элен на приёме у А.П.Шерер во время беседы посматривала изредка то «на свою полную красивую руку, то на ещё более красивую грудь. », то есть любовалась собой, не затрудняя себя мыслями по теме разговоров, так как судьба армии и страны её не волновала.
Фальшь во всём была определяющей чертой членов семьи Курагиных: в свете они придавали своему лицу такое выражение, какое требовалось в данный момент.

В изображении семейного уклада, быта и привычек, нравственных ценностей и личностных качеств, например, членов семьи Ростовых, автор использует такие приёмы и художественные средства, которые позволяют читателям испытывать симпатию к этим героям. Толстой рисует милые привычки в отношениях внутри семьи, также показывает впечатления от общения с другими людьми, говорит о симпатии окружающих и к старшим Ростовым, и к их детям. Так, пением Наташи или её пляской в русском стиле восхищаются все присутствующие.
Но не бывает во всём идеальных людей, поэтому читатели узнают о беспечности старшего Ростова, разорившего семью игрой в карты, и о некоторых чертах Николая, имевшего определённую расчётливость в женитьбе, а также жёсткость в ведении хозяйства.

Автор прямодушен, как и его герои, которым он симпатизирует, поэтому речевые и портретные характеристики часто нелестны, зато правдивы. И потому не приукрашиваются «чудачества», резкость или даже бестактность старого князя Болконского. Не маскируется холодное, нечуткое, даже иногда неуважительное отношение князя Андрея к беременной жене, но в характеристике «маленькой княгини», в описании её манер и поведения даётся объяснение этому отношению, так как фальшь и неестественность, свойственные светским дамам, были присущи и жене Андрея, Лизе. Но в то же время Андрей при отъезде переживал из-за необходимости оставить беременную жену.
В семье Болконских фальшь отсутствовала, здесь проявляются такие черты, как честность, искренность, прямодушие, поэтому лицемерие окружающих вызывало у старого князя и его сына досаду. Но князь Андрей, которому приходилось вращаться в свете, прибегал иногда к притворству, умел при необходимости промолчать, скрыть истинные чувства.

В семье Ростовых автор также не отмечает лжи или фальши в проявлении чувств или в поведении. Для детей и родителей характерны такие качества, как естественность, искренность, доброта в отношениях. Например, графиня не может скрыть, что очень «расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги». Она просит у мужа денег, чтобы дать Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для её сына.

По отношению к людям незнатным и небогатым, к слугам или к крестьянам можно судить об истинной доброте и сердечности отдельных представителей дворянства.
У Курагиных отношение к слугам барски-презрительное, они к людям относятся, как к вещам обихода.
Цели общения с представителями высшего света у них строго избирательны: по богатству, знатности, близости к придворным кругам.
В семье Ростовых отношение к слугам ровное и спокойное, без надменности и барского превосходства, но графиня, если была не в духе, выговаривала горничной за её промедление, нерасторопность: «Что вы, милая, не хотите служить, что ли? Так я вам найду место». И граф иногда горячился, испытывал гнев, чего потом стыдился. Но далеко не в каждой семье обращаются к слугам «на Вы». И к праздникам слуги получали подарки от хозяев.
Барства в отношениях к слугам не проявлялось и в семье Болконских, хотя старый князь мог обругать при случае. Однако высоким своим положением Болконские не кичились: «Князь, твёрдо державшийся в жизни различия состояний и редко допускающий к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче. доказывал, что все люди равны, и не раз внушал дочери, что Михайла Иванович «ничем не хуже нас с тобой».

Отношение к войне 1812 года и проявление патриотизма также позволяют говорить о воспитании в семьях чувства национального самосознания или об отсутствии такового. Например, князя Василия Курагина, государственного служащего, политические вопросы волнуют гораздо меньше, чем борьба за наследство или выгодные браки его детей. А дети его вообще не интересовались политикой. Но в дискуссиях Василий Курагин считал нужным высказать патриотические настроения, что на самом деле являлось лжепатриотизмом.
Семейство Курагиных не является идеалом семьи в понимании Толстого. Отсутствие общих интересов, искренних родственных чувств и близости делает семью формальной, когда люди только по крови родные, а не по духу. Такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни, не формирует у молодого поколения ответственности перед обществом, перед страной. В дальнейшем автор разовьёт мысль о том, что люди такой «породы», как князья Курагины, обречены на деградацию, они не создают хороших семей, их роль в эволюционном развитии общества ничтожна.

В семье Ростовых ценились такие качества, как национальная гордость, патриотизм и миролюбие. Отношение к войне у членов семьи отрицательное, но они считают службу в армии долгом для сынов Отечества, и родители не пытаются отговаривать Николая от участия в военной кампании 1805 года, как позже и в войне против французов в 1812-м году.
А о Наполеоне, например, старший Болконский говорил, что это «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что не было уже Потёмкиных и Суворовых противостоять ему» в его победном шествии по Европе. Но сын Болконского Андрей до Аустерлица имел к Наполеону уважительное отношение. Позднее он многое переосмыслил. В войне 1812 года князь Андрей сражался в боях за Россию, был ранен, и жизнь его оборвала война.
Если говорить о тех выводах, которые предлагает нам автор, то примерами добрых семейств, конечно же, мы можем назвать Ростовых, Болконских, к которым присоединился и Пьер Безухов, создавший семью с Наташей Ростовой.
Чувствуется большая симпатия автора к семье Ростовых, в которой писатель воплотил свою мечту о семейных ценностях, когда дети наследуют от родителей лучшие качества: искренность, открытость, порядочность и бескорыстие, стремление любить всё и всех вокруг. Можно также сказать, что, по мнению автора, семьи Ростовых и Болконских – это гордость нации. Такие семьи дают Отечеству достойных граждан, защитников Родины, и будут продолжать лучшие традиции русского общества. Ростовы и Болконские – это «порода» людей, которые являются опорой государства и гарантией его процветания.

В конце романа Толстой объединяет семьи Ростовых и Болконских, так как одним домом живут Николай, женившийся на Марье Болконской, и его сестра Наташа с Пьером Безуховым. Они воспитывают своих детей и сына князя Андрея, Николеньку. Это идеальный вариант единения лучших семей, когда каждая семья независима и имеет собственные стремления и ценности, но вместе они сильны и дружны, представляя собой своеобразное сообщество. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое». И такой дом становится островком, крепостью, местом сбережения нравственных, духовных, культурных традиций общества и народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» действительно воплотил свою мечту о семейных ценностях. Дом тогда будет началом начал, если дети наследуют от родителей лучшие качества и становятся гордостью нации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *