что значит дома оборудованные стационарными электроплитами
Что значит дома оборудованные стационарными электроплитами
По общему правилу, в силу ч.12 ст.161 ЖК РФ, пп. б п.31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений МКД и занимается начислением платы за коммунальные услуги, в том числе электроэнергии. В данной статье поговорим о применении льготной соцнормы и понижающих коэффициентах для МКД, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)») регулирует порядок определения социальной нормы электрической энергии для различных категорий потребителей.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и «Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике».
Согласно пункту 71 Основ ценообразования, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7. Указанная норма содержит прямое указание о возможности применения понижающего коэффициента только в случае оборудования домов стационарными плитами в установленном порядке.
Нижневартовский городской суд ХМАО-Югры в решении от 25 мая 2018 г. по делу № 2-2667/2018 указал: правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 в ХМАО-Югре является оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
Нередко возникают и споры с РСО о правомерности применения понижающего коэффициента в МКД с электроплитами.
Также перед началом спора с РСО следует помнить, что в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 27.07.2010 № 3779/10, при расчетах за потребленную энергию исполнитель коммунальных услуг вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Что мешает получить льготный тариф на электроэнергию для квартиры с самостоятельно установленной электроплитой? Выводы из серии судебных разбирательств
Как легализовать установленную самостоятельно электроплиту и перейти на льготный (сниженный на 30%) тариф на электроэнергию? История неудачной попытки жительницы многоквартирного дома в Ханты-Мансийске добиться пересчета размера платы за электроэнергию.
Как получить тариф на электроэнергию для квартиры с электроплитой? История из Ханты-Мансийска
О том, какие требования выдвигаются для официального признания установки электроплиты в квартире, становится известно из рассмотрения судебной тяжбы между энергосбытовой компанией Ханты-Мансийская и местной Региональной энергетической комиссией.
История, в общих чертах, такова:
Поставщик электроэнергии Муниципальное предприятие «Городские электрические сети» в удовлетворении заявки отказало. Указав при этом, что в запись в техпаспорте квартиры о наличии электроплит в здании сделана от руки в 2010 году. При этом никаких других документов, подтверждающих переоборудование квартиры и установку стационарной электроплиты не предоставлено.
Владелица квартиры обратилась в Региональную энергическую комиссию, потребовав обязать энергосбытовую компанию применять в отношении квартиры заявительницы тарифы на электроэнергию для домов, оборудованных электроплитами
Однако поставщик электроэнергии «Городские электрические сети» успешно обжаловал это решение в Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа.
Отследить ход тяжбы можно по решениям судов:
Каковы требования для «официального » оформления электроплиты в квартире и получения льготного тарифа?
С практической точки зрения здесь важны условия правильной «легализации » установленной электрической плиты, которые необходимы для применения льготного тарифа на электроэнергию и которые из раза в раз указываются судами разных инстанций.
Приведем фрагмент решения Арбитражного суда ХМАО на этот счет:
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» (действовало до 05.08.2013) для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов ) в электроэнергетике, установленных постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов ) на электрическую энергию (мощность ), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или ) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Указанная норма содержит прямое указание о возможности применения понижающего коэффициента только в случае оборудования жилых домов стационарными плитами в установленном порядке.
По мнению суда, под установленным порядком понимается оборудование помещений электроплитами в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности и иных норм.
Именно с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также их имущества, нормы законодательства содержат обязательное требование об оборудовании домов стационарными плитами в установленном порядке.
Самовольная установка электроплит не является основанием для применения понижающего коэффициента.
Согласно пункту 4.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте России 26.01.1993 № 127) разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт — Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт — Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт — Петербурга.
Вместе с тем, в силу пункта 4.2.1 разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
Согласно пункту 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо:
получить технические условия в энергоснабжающей организации;
выполнить проектную документацию;
согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.
Доказательств того, что в указанном жилом доме были изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию установлены электроплиты, либо они были установлены в результате переоборудования помещений в доме, в материалы настоящего дела не представлено.
В ходе проведения проверки административным органом, несмотря на пояснения Предприятия (Городские электрические сети), не исследовался вопрос о первоначальной установке электрических плит при постройке жилого дома и вводе его в эксплуатацию, равно как и о переоборудовании жилых помещений.
В судебном заседании Нижемеренко М. Ф. пояснила, что приобрела квартиру уже в имеющейся в ней плитой. При этом из представленных в материалы дела документов, в том числе письма ЗАО «Назымская НГРЭ» от 16.02.2015, следует, что Нижемеренко М. Ф. разъяснено, что для решения спорного вопроса ей необходимо обратится с заявлением к Предприятию, с заявлением необходимо представить утвержденный проект электропроводки, технические условия, исполнительную документацию. Указанные действия Нижемеренко М. Ф. произведены не были, что она пояснила в судебном заседании.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что электроплита в жилом доме № 92 по ул. Парковая в г. Ханты-Мансийске установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Легализация самостоятельно установленной электроплиты и переход на льготный тариф на электроэнерэнерг. Резюме
Подведем итоги. Как следует из решения судебных инстанций, для перехода на льготный тариф на электроэнергию, необходимо:
Продолжим, уже от себя:
Можно так же указать на то, что для многоквартирных домов осуществить первые три пункта из указанных выше для отдельно взятой квартиры будет непросто. Определенные перспективы появляются в случае, если электроплитами будет в «централизованном » порядке оснащен весь дом.
Что значит дома оборудованные стационарными электроплитами
Тариф на электрическую энергию – это ее цена для определенной группы потребителей (коммерческие организации, бюджетные организации, население и др.).
Для населения устанавливается различная цена на электрическую энергию для различных групп. Их две.
К первой группе относится население, проживающее в сельских населенных пунктах и в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.
Ко второй группе относится все остальное население, т.е. население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, НЕ оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. К таким домам можно отнести дома с печным отоплением; дома, оборудованные газобаллонными установками; дома, оборудованные в установленном порядке стационарными газовыми плитами, и иные типы домов.
Каждая группа делится, в свою очередь, на две подгруппы в зависимости от типа тарифа – одноставочный или зонный. Для расчета по тарифу, дифференцированному по зонам суток, необходим прибор учета, позволяющий учитывать объемы электрической энергии раздельно в дневное (с 7.00ч. до 23.00ч.) и ночное (с 23.00ч. до 7.00ч.) время суток. При расчетах по зонному тарифу электрическая энергия с 23:00 до 07:00 часов в два раза дешевле.
Цена для первой группы потребителей устанавливается с понижающим коэффициентом 0,7, относительно цены на электрическую энергию, устанавливаемой для второй группы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».
Согласно Решению Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2009 г. № 350 тариф «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» с 01.01.2010 г. составляет 1,17 руб. за 1 кВт.ч. Такой же тариф установлен для сельского населения. Для остальных граждан тариф составляет 1,67 руб. за 1 кВт.ч.
Так как основным критерием для применения тарифа с понижающим коэффициентом на электроэнергию в городских населенных пунктах является оборудование дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, то важно понимать какой порядок является установленным.
Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо:
Электрическая энергия представляет собой источник повышенной опасности, нельзя самовольно увеличивать нагрузку электрической сети сверх пределов, допустимых проектной документацией, так как это может привести к перегреву токоведущих частей оборудования и к пожару. Поэтому приведенный порядок обусловлен необходимостью обеспечения (Правила содержания общего имущества):
Таким образом, к той или иной группе относится население всего жилого дома в зависимости от информации, содержащейся в техническом паспорте на многоквартирный жилой дом. При этом, вся электрическая энергия и потребленная в отдельных помещениях собственников, и израсходованная на общедомовые нужды, оплачивается гражданами дома по одному тарифу.
Соответственно, самовольное оборудование электрическими плитами отдельных помещений в многоквартирном жилом доме не является основанием для применения тарифа с понижающим коэффициентом 0,7.
С 01 января 2010 года применение тарифов для населения г. Мегион приведено в соответствие с нормами действующего законодательства.
При желании граждан использовать для пищеприготовления электрические плиты, и, соответственно, рассчитываться по более дешевому тарифу, нужно провести реконструкцию электрических сетей всего жилого дома в соответствии с установленным порядком, описанным выше. Такие работы проводятся за счет собственников. Однако, как уже говорилось ранее, у горожан есть возможность организовать товарищества собственников жилья и получить деньги на капитальный ремонт дома из федерального бюджета.
Неоднократные проверки правомерности начисления собственникам (нанимателям) помещений электроэнергии на ОДН, осуществляемого ОАО «ТЭК», а также обоснованности смены тарифа гражданам, имеющим стационарные электрические плиты, установленные в индивидуальном порядке в домах, оборудованных в соответствии с техническим паспортом на дом иными типами плит для пищеприготовления, со стороны Прокуратуры г. Мегион (5 проверок) и со стороны Государственной жилищной инспекции (4 проверки), а также решение Федерального городского суда г. Мегион подтвердили правомерность осуществляемых расчетов и их полное соответствие требованиям действующего законодательства.
Количество показов: 14389
Дата изменения: 21.06.2010 15:34:53
Тема: Что подразумевается под «установленным порядком» для подключения эл.плит и отопительных котлов?
Опции темы
Отображение
Что подразумевается под «установленным порядком» для подключения эл.плит и отопительных котлов?
Нет. И в обозримом будущем вряд-ли будет. Энергосбыт по умолчанию всем тариф как с газовыми плитами прописывает, причём и тем у кого и плит вообще нет никаких.
Владимир Владимир, у Вас многоквартирный дом без газовых плит?
С этим можете смело идти в ЭС и оспаривать незаконный тариф.
Вот теперь уже не понимаю.
Если у Вас нет газа, то кому Вы собираетесь доказывать обратное? И зачем? И так понятно, что все на электричестве (или дровах)
Если бы Вы прочитали документ, который я привел выше, то нашли бы и это:
Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией, при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электроплиты) органами Ростехнадзора.
Самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии.
Powered by vBulletin™ Version 4.1.2
Copyright © 2021 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.
Перевод: zCarot
Электроплита и электроотопление в частном доме: кому положен льготный тариф?
В частном доме на кухне стоит электрическая плита, а отопление обеспечивает электрический котел. Зимой счет за электричество достигает 20 — 30 тысяч рублей в месяц. Вопрос: можно ли получить льготу по оплате электроэнергии? Ведь платят же за свет собственники городских квартир с электроплитами на 30% меньше? Давайте разберемся с этой ситуацией.
Законодательство о тарифах на электроэнергию для домов с электроплитами и электроотоплением
Для начала – пара слов о том, какими нормативными актами регулируется ситуация.
Итак, сама возможность установления льготных тарифов для домов с электроплитами и электрическим отоплением установлена документом под названием «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов ) в электроэнергетике» (утвержден постановлением правительства № 1178 от 29 декабря 2011 г., ссылка — https://base.garant.ru/77678425/).
В частности, в п. 71 «Основ ценообразования» говорится:
… При утверждении цен (тарифов ) на электрическую энергию (мощность ), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или ) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. …
Соответственно, из приведенного выше абзаца следует:
— право получить скидку льготы на оплату электроэнергии в домах с электроплитой (электроотоплениим ) можно получить лишь в том случае, если дом располагается в пределах городского населенного пункта
— для жителей сельской местности льгота на оплату электроэнергии так же предусмотрена, но она представляется вне зависимости о того, есть в доме электроплита или нет. И если собственник уже платит за электроэнергию по «сельскому » тарифу, то дополнительных льгот в связи с наличием электроплиты ему не полагается
— чтобы получить льготу, помещение должно быть оборудовано электроплитой (электрическим отоплением) в «установленном порядке». Иными словами, просто поставить электроплиту недостаточно, надо ее официально оформить
— конкретный размер льготы по оплате электроэнергии жилом доме с электроплитой (электроотоплением ) устанавливается региональными властями в пределах 0% до 30%. В большинстве российских регионов случаев он составляет максимальные 30%.
Идем дальше… Для каждого региона тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются на каждый год отдельным решением специального местного органа власти (в разных регионах он может называться по разному: «комитет по ценам и тарифам», «региональная энергетическая комиссия» и т.п.). Так вот, стоит обратить внимание на то, каким образом выделены разные группы населения, для которых применяются разные виды тарифов.
Во-первых, это «население » в целом. Это как бы «базовая » группа, в нее по умолчанию попадают все бытовые потребители. И для нее действует самый высокий тариф, без каких-либо скидок и льгот.
В-третьих, выделяется население, проживающее в сельских населенных пунктах. Для сельских жителей так же применяется скидка относительно «базовой » группы.
Как видим, во всей этой конструкции никак не упоминается наличие или отсутствие газа в частном доме. Логика совсем другая. Есть «базовая » группа. И два исключения из нее. Если потребитель по формальным признакам под эти «исключения » не подпадает, значит, тариф у него остается высоким, на уровне базового.
Иными словами, то, что дом (квартира ) не подключены к системе централизованного газоснабжения, отнюдь не означает, что электроэнергия этому дому (квартире ) должна поставляться по льготному тарифу. Нет такой «увязки ». И именно отсюда вытекает главная проблема – люди готовят на электрической плите, обогреваются электрическим отоплением, но если их дом не относится к числу, оборудованных электрическими приборами в «установленном порядке», то платить приходится за свет по тем же тарифам что собственникам домов с газом.
«Установленный порядок» оснащения частного дома электроплитой (электроотоплением )
Спрашивается, ну и что это за такой «установленный порядок»? Сейчас будем разбираться.
Но, сперва, еще раз уточним – все, что будет говориться ниже, относится к домам в пределах городских населенный пунктов. В городах и поселках городского типа получить скидку на электроэнергию для электроплиты и электроотопления можно. А вот в сельских населенных пунктах – нельзя. (Пишем для тех, кто первую главку статьи благополучно проскролил).
Так вот, проблема в том, что четкого и прямого определения, какой порядок считается «установленным » действующее законодательство не содержит.
Чаще всего документом, который регламентирует этот вопрос, называют «Инструкцию о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов». Ссылка — https://base.garant.ru/185292/. Документ этот старый. Инструкция была утверждена Минтопэнерго РФ 24.11.1992, зарегистрирована в Минюсте РФ 26.01.1993 № 127).
Тем не менее, в п.4.1 «Инструкции », говорится:
« … Разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт – Петербурга…»
Таким образом, получается, что разрешение на установку электроплиты нужно согласовывать у местных органов власти (в лице государственных региональных жилищных инспекций, если говорить о современных реалиях), а так же в тарифных органах (тех самых «региональных энергетических комиссиях», «комитета по ценам и тарифам» и проч)
При этом в Инструкции ничего не говорится о том, каким образом согласовывается для жилых домов вопрос использования электричества для отопления. Более того, в этом документе частные (индивидуальные ) жилые дома вообще не никак не упоминаются применительно к возможности установки электрических плит и отопления. Из этого (при желании) можно сделать, что таких возможностей и вовсе нет. И такой аргумент, как свидетельствует судебная практика, регулярно приводят энергосбытовые компании, не желающие переводить потребителя на льготный тариф.
Пунктом 1.6 Инструкции определено, что руководствоваться ею должны все потребители, применяющие электронагревательные приборы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. И формально она продолжает действовать.
Однако если говорить в целом, то «Инструкция » представляет собой безнадежно устаревший документ, абсолютно не соответствующий современным российским реалиям. В реальности его требования очень сложно применить к практической ситуации.
Стремясь закрыть пробел, в 2008 году существовавшая на тот момент Федеральная служба по тарифам (сейчас это ведомство ликвидировано) опубликовала сборник официальных разъяснений, в которых среди прочего было и про тариф для домов с электроплитами. Говорилось об этом следующее:
« … В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.
Как следует из вышеназванного постановления в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, весь объем электроэнергии, потребляемой гражданами этого жилого дома (без разделения на электропотребление внутри квартир и общедомовые технические нужды), оплачивается проживающими в нем гражданами по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.
Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией, при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электроплиты ) органами Ростехнадзора…».
Иными словами, чтобы зафиксировать оборудование дома (квартиры ) электроплитой в «установленном порядке», согласно разъяснениям ФСТ, требуется:
— предоставить согласование установки плиты от Ростехнадзора.
В 2015 году уже Минэнерго РФ выпустило разъяснения № 09-292 от 04.02.2015, в соответствии с которыми, документами, подтверждающими «установленный порядок» оснащения жилого дома электроплитой, являются:
— акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акты о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств.
— акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора,
То есть, как и в случае с разъяснениями ФСТ, предлагается предоставить документы от электросетей (в которых будет отражена наличие электроплиты), а так же разрешение от Ростехнадзора.
При этом очевидно, что часть этих требований к частным домовладениям (индивидуальным жилым домам) не применимо. В частности, для допуска в эксплуатацию электроустановок мощностью до 15 кВт (а это подавляющее большинство частных домов) проверка Ростехнадзора не требуется. Точно так же при подключении к электросетям мощности до 15 кВт не требуется и электропроект, в котором, если следовать логики приведенных выше разъяснений, должно быть отражено наличие электроплиты (электроотопления ).
Вот и получаются, что «разъяснения » больше запутывают, чем на самом деле разъясняют.
В итоге применительно к частным домам, судя по доступной судебной практике, используется законодательный акт, к электроплитам и электрическому отоплению имеющий отношение более чем опосредованное.
Речь идет о постановлении правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ссылка — https://base.garant.ru/70422296/.
Документ этот описывает расчеты за электрическую энергию в зависимости от объемов потребления. Минимальный объем, в пределах той самой «социальной нормы», потребитель оплачивает по меньшему тарифу. Остальное потребление – по более высокой цене. Модель эта внедрена в более чем десятке российских регионов, на остальные пока ее распространять не планируется.
Здесь важно то, что объем «социальной нормы» для разных типов «благоустройства » жилых домов будет разным. В частности, для частных домов с электроплитами и электрическим отоплением он выше, чем для домов «с газом». И тут возникает все та же проблема: для каких домов можно применить повышенную «норму », а для каких – нет?
Соответственно, в постановлении есть п. 34, где все это описывается:
« …Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или ) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии — в соответствии с проектной документацией …
… Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства ) на соответствующую стационарную электроплиту. …
… Наличие электроотопительных и (или ) электронагревательных установок в жилых домах при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или ) горячего водоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или ) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или ) перепланировки жилого помещения. …»
Иными словами, выходит, чтобы плиту признали подключенной в «установленном порядке», необходимы:
— заявление от потребителя.
А чтобы «установленный порядок» признали за системой электроотопления, необходимо еще и подтверждение от жилищной инспекции (как органа местной власти, уполномоченного за согласование переустройств и перепланировок жилых помещений).
Казалось бы, наступает ясность. Однако, еще раз уточним, прописаны эти условия для случаев, когда речь идет о расчетах за электроэнергию с применением социальной нормы потребления. Относится ли ко всем остальным? На этот вопрос официального ответа нет.
Хотя, повторимся, суды, судя по практике, в настоящее время принимают в качестве аргумент в спорах по делам о тарифе для населения в домах с электроплитами ссылку на п. 34 постановления №614 «О порядке установления и применения социальной нормы».
Получение льготного тарифа для домов в электроплитами: региональная специфика
Как видно, критерии того, что является «установленным » порядком оборудования домов электроплитам, а что – нет, сформулированы крайне размыто. Соответственно, практика применения к частным домам льготного тарифа на электроэнергию в различных регионах заметно отличается.
Где-то достаточно справки от газоснабжающей организации о том, что дом не является газифицированным, паспорта электроплиты и акта о ее установки от компании – установщика.
Насколько можно понять, так обстоит дело в Московской области. Обращаться по этому вопросу нужно в МосОблЕИРЦ. Прецеденты удачного для потребителя исходя – известны. Однако официальных разъяснений, детально регламентирующих процесс, автору не встречалось. Их нет ни на сайте «Мосэнергосбыта », ни МосОблЕИРЦа.
Однако есть, например, вот такое решение Истринского городского суда, который поддержал собственника частного дома, оборудованного электроплитой в его требованиях получить льготный тариф на электроэнергию. Суду оказалось достаточно двух документов:
— договора на установку электрической варочной панели и электрического духового шкафа, подписанного потребителем и индивидуальным предпринимателем – установщиком,
— а так же технического паспорта на дом, где было указано, что он (дом ) оборудован панелью и духовкой.
И это при том, что в дом истца был проведен газ, который использовался для отопления.
В других регионах список необходимых документов больше. Например, в Республике Коми, как следует из официальных разъяснений региональной службы по тарифам, требуется следующее:
— справка БТИ об оборудовании индивидуального жилого дома (ИЖД ) стационарной электроплитой и (или ) электроотопительной установкой (при оборудовании только электроотопительной установкой взамен справки БТИ может быть предоставлен акт монтажа, составленный с организацией, осуществляющей монтаж),
— актуальные технические условия на дом, выданные сетевой организацией с указанием актуальной максимально разрешенной электрической мощности (взамен тех. условий может быть предоставлен актуальный акт разграничения балансовой принадлежности или акт о технологическом присоединении электроустановок потребителя);
— справка об отсутствии газа с указанием конкретного адреса дома,
— техническая документация (техпаспорт ) на стационарную электроплиту и (или ) электроотопительную установку.
В Калининградской области местный поставщик электроэнергии «Янтарьэнергосбыт » для перевода потребителя на тариф для домов с электроплитами требует следующие документы:
— справка об отсутствии в жилом помещении газа (выдает газоснабжающая организация);
— разрешение на отпуск мощности для устанавливаемой электроплиты (выдает сетевая организация);
— технические условия подключения электроплиты (выдает сетевая организация);
— проектная документация согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
— разрешение на допуск электроплиты в эксплуатацию (выдается Ростехнадзором после выполнения технических условий);
— копия технического паспорта на жилой дом (в котором отражено наличие электроплиты/электротопления), выдает Бюро Технической Инвентаризации.
В общем, практика в разных регионах разная. Законодательство, как мы выяснили, тоже четких ответов не дает. Ну и какой можно в связи с этим дать совет?
Он прост: напишите заявление в ваш энергосбыт, узнайте, какие им нужны документы, чтобы перевести вас на тариф для домов с электроплитами. И уже получив эти сведения, двигайтесь дальше.
Углубиться в тему (чтобы понять, не отделался ли от вас энергосбыт отпиской?) можно, изучив результаты рассмотрения судебных дел, где собственники городских частных домов с электроплитами добивались установления льготного тарифа на электроэнергию. Их достаточно много, вот ссылки на некоторые из них:
И небольшая просьба – пишите о своем опыте получения льготного тарифа в комментариях ниже. Это поможет тем, кто пойдет по этому пути после вас.