что значит допотопные времена
Допотопные времена.
9990 год до Нашей Эры.
В пору последнего оледенения, в лёд превратилось столько воды, что уровень морей, омывающих Европейский континент, был на сто с лишним метров ниже современного. Облик Европы был непривычным для современного человека – Великобритания ещё не была островом, Балтийское и Северное моря были пересохшими, а Германия представляла собой песчаную тундру, кое-где поросшую кустарником, Темза впадала в Рейн, а тот нёс свои воды прямо в Атлантический океан, и устье Рейна лежало где-то в Северной Шотландии. Чёрное море было небольшим пресноводным озером, разделённым с Мраморным морем узким крутым перешейком. Но, примерно 10 000 лет тому назад, климат на Земле стал теплее и по просторным долинам, окружающим русла рек Эльбы, Вислы и Одера, хлынули потоки талой воды, заполняя низменности. Постепенно наполняясь водой Средиземное море соединилось с Мраморным, и давление на Босфорскую плотину усилилось. Где-то в начале VI тысячелетия до нашей эры солёные воды бились о гребень Босфорской плотины, постепенно подмывая её, ручейки стекали вниз, вымывая грунт и разрывая скалы, стоявшие преградой на пути воды. Вскоре, мелкие ручейки слились в речушку, спадавшую по крутому склону впадины стремительным потоком, унося за собой камни и землю. Так река неистово разъедала стены громадной чаши, занесённой над людьми, жившими в плодородной долине и не знавшими о нависшей над ними опасностью, где покоились до поры до времени « Хляби небесные », готовые вскоре разверзнуться на благодатную землю. И сказал Бог Ною: « Я истреблю их с лица Земли … Ибо всякая плоть извратила путь свой на Земле … ».
В середине VI тысячелетия до нашей эры Босфорская плотина больше не могла сдерживать давление вод Средиземного моря, поверх барьера в долину устремился огромный вал воды, сметая всё на своём пути. Гром и грохот ревущего потока, увлекающего за собой целые скалы, был ужасен и жуток, гулом разносясь на сотни километров по округе. Людям, жившим далеко вдали от моря, казалось, что сама Земля разрывается на клочья, таким ужасным был адский стон Земли. По Босфорской котловине, заполняя Черноморскую впадину, в течении четырёхсот дней неслись потоки воды, взрывая каменистую почву и превращая её в гальку и щебень. Скорость потока превышала 80 километров в час. Мощь этого водопада в те дни превышала мощь Ниагарского водопада в двести раз. При этом небо тоже разверзлось дождями и грозами, впитав в себя испарения огромного пространства ( « Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились … » Ветхий Завет ). Через год уровень Чёрного моря поднялся на 57 метров, достигнув уровня Босфорской плотины. К этому времени солёные воды Средиземного моря затопили свыше 100 тысяч квадратных километров Черноморского побережья. Разлившееся море поглотило поля пшеницы, скотные дворы, жилища людей и культовые постройки. В течение следующего года уровень воды повысился ещё на 25 метров, затопив долины Малой Азии и подножие Кавказских гор, затопив Азовскую впадину и образовав ещё одно море. Чёрное море стало напоминать огромное кладбище, где жизнь процветает лишь на поверхности его вод…
Многие столетия люди селились по берегу крупного пресноводного водоёма ( плотность населения по берегу Чёрного моря достигала двух человек на один квадратный километр земли, это более 200 тысяч человек, огромная плотность по тем временам ), как вдруг всё переменилось в одночасье. Людям пришлось бежать, а случившаяся катастрофа, оставила в памяти их потомков неизгладимый след. Вода прибывала так быстро, что народ населявший побережье Чёрного моря не имел возможности взять с собою нажитое добро, покидая насиженные места в спешке. Те же, кто пытался что-то унести, медлили и гибли. Пережившие этот кошмар, уходили от моря, как можно дальше и в разные стороны, сохраняя в последующих поколениях историю о « Всемирном потопе ».
Допотопный
Есть слова, которые по своему морфологическому облику могли бы быть признаны исконно русскими, но с которыми неразрывно срослись церковно-библейские образы и представления. Таким является слово потоп и произведенное от него имя прилагательное допотопный. В древнерусском языке, наряду с книжным словом потоп, была в употреблении и народная форма потопь (ср. топь), которой обозначалось вообще наводнение, половодье – в отличие от Всемирного потопа (великого наводнения).
Слово допотопный возникло в русском книжном языке XVIII в. При той тесной связи, которая еще существовала между богословием и русской наукой XVIII в., выражение допотопный легко могло приобрести терминологическое значение.
Допотопный обозначало «существовавший до Всемирного потопа, о котором говорит Библия». Напр.: допотопная религия (церк.), допотопные животные. В таком значении слово допотопный употребляется до 30—40—х гг. XIX в. (см. сл. 1867–1868, 1, с. 739; сл. Даля 1880, 1, с. 484).
Около этого времени стало распространяться употребление слова допотопный с экспрессией шутки или иронии в смысле «очень древний» в разнообразных контекстах. Так, у Лермонтова в «Валерике»:
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом.
В пьесе И. И. Лажечникова «Вся беда от стыда»:
«Ипполитов. Во-первых, Натали, хоть и называет Виталину «maman», не дочь ея.
Сергей Петрович. Допотопная новость! В первый день знакомства с их домом я узнал это».
Ап. Григорьев в критической статье о Лажечникове (Русское слово, 1859, № 3, с. 27) иронически придал слову допотопный более острый, общественный смысл: «устарелый, отсталый до невозможности, до крайнего предела; архаически-старомодный». По словам Ап. Григорьева, манера Лажечникова служит «полнейшим оправданием мысли о допотопных организациях в мире искусства». Выражение Аполлона Григорьева было подхвачено «Свистком» Н. А. Добролюбова: «Просим читателей самих вдуматься в необычайное открытие о значении Лажечникова до потопа» (цит. по: Шелгунов, Воспоминания, 1891, 2, с. 703).
У И. С. Тургенева в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «Плетнев стал было просить Кольцова прочесть свою последнюю ”думу“ (чуть ли не ”Божий мир“); но тот чрезвычайно сконфузился и принял такой растерянный вид, что Петр Александрович не настаивал. Повторяю еще раз: на всей нашей беседе лежал оттенок скромности и смирения; она происходила в те времена, которые покойный Аполлон Григорьев прозвал допотопными».
Таким образом: контексты переносного употребления слова допотопный все расширяются. С именем Ап. Григорьева связан лишь более резкий поворот в экспрессивно-переносном употреблении этого слова.
Ср. у В. С. Курочкина в стихотворении «Общий знакомый»:
У А. С. Суворина (Незнакомца) в очерках «На бирже и у господ плутократов» (Очерки и картинки, кн. 1, с. 77): «Читатели сами могут оценить эту допотопную аргументацию в пользу устранения действительного контроля».
Статья ранее не публиковалась. Печатается по машинописи с авторской правкой (4 стр.), сверенной и уточненной по рукописи (8 страниц разного формата). – В. Л.
Ср. тут же: «Но с другой стороны, в уме и чувстве г-на Григорьева было заложено (выражаясь его словцом) и такое свойство, которое много вредило ему в жизни и нередко сбивало его с прямого пути в критике. Это свойство заключалось в порывистости, эксцентричности увлечений» (с. 116).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Допотопные времена
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Холст, масло
Это понятие восходит к Ветхому Завету. В Библии рассказано о всемирном потопе, уничтожившем все человечество и весь животный мир. Тогда от гибели спасся только праведный Ной со своим семейством, а также животные, которых он взял с собой на построенный им ковчег.
Благодаря ковчегу жизнь не прекратилась и земля вновь населилась людьми и животными.
Называя что-то допотопным, мы как бы хотим сказать, что это было раньше, чем началась история современного человечества. Ведь всемирный потоп явился своего рода разделительной чертой.
История началась заново, и продолжается и по сей день.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Допотопный период
Библейская хронология
Кумранские рукописи
Рукописи Библии
Каирская гениза
Библейская археология
Исагогика
Библейская критика
Содержание
Общая характеристика источников
Авторитетные источники
Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.
По Септуагинте строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский.
Согласно общим подсчётам в «Хронике Евсевия», от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что библейская хронология по версии Септуагинты на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу Вульгаты), и на 935 лет дольше самаритянского (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже).
Библейские времена (хронология)
По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.
Библейское повествование охватывает времена:
От начала первого дня Сотворения мира до начала седьмого дня (до Адама)
Эти времена описаны в первой книге Библии — Бытие.
От сотворения человека (Адама) до Авраама
Поколения от Адама до Авраама
Тора и Вульгата | Септуагинта | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Год рождения от Сотворения Адама | Год смерти от Сотворения Адама | Возраст к рождению сына | лет жизни | лет жизни | Возраст к рождению сына | Год рождения от Сотворения Адама | |
Эпоха творения (Быт. 5:1–32) | |||||||
Адам | 0 | 930 | 130 | 930 | 930 | 230 | 0 |
Сиф (Шет) | 130 | 1042 | 105 | 912 | 912 | 205 | 230 |
Енос (Энош) | 235 | 1140 | 90 | 905 | 905 | 190 | 435 |
Каинан (Кенан) | 325 | 1235 | 70 | 910 | 910 | 170 | 625 |
Малелеил (Мехалалель) | 395 | 1290 | 65 | 895 | 895 | 165 | 795 |
Иаред (Яред) | 460 | 1422 | 162 | 962 | 962 | 162 | 960 |
Енох (Ханох) | 622 | 987 | 65 | 365 | 365 | 165 | 1122 |
Мафусаил (Метушелах) | 687 | 1656 | 187 | 969 | 969 | 167 | 1287 |
Ламех | 874 | 1651 | 182 | 777 | 753 | 188 | 1454 |
Ной (Ноах) | 1056 | 2006 | 500 | 950 | 950 | 500 | 1642 |
1656 | Всемирный потоп | 2242 | |||||
Эпоха расселения (Быт. 11:10–26) | |||||||
Сим (Шем) | до 1558 | 2158 | 100 | 600 | 600 | 102 | 2142 |
Арфаксад (Арпахшад) | 1658 | 2096 | 35 | 438 | 565 | 135 | 2244 |
Каинан | — | — | — | — | 460 | 130 | 2379 |
Сала (Шелах) | 1693 | 2126 | 30 | 433 | 460 | 130 | 2509 |
Евер (Эвер) | 1723 | 2187 | 34 | 464 | 504 | 134 | 2639 |
Фалек (Пелег) | 1757 | 1996 | 30 | 239 | 339 | 130 | 2773 |
Рагав (Реу) | 1787 | 2026 | 32 | 239 | 339 | 132 | 2903 |
Серух (Серуг) | 1819 | 2049 | 30 | 230 | 330 | 130 | 3035 |
Нахор | 1849 | 1997 | 29 | 148 | 208 | 79 | 3155 |
Фарра (Терах) | 1878 | 2083 | 70 | 205 | 275 | 70 | 3244 |
Авраам | 1948 | 2123 | 100 | 175 | 175 | 100 | 3314 |
Разночтения и толкования
Патриархи и пребывание в Египте
Хронология легендарного периода
Событие | Масоретская традиция | Традиция Септуагинты | ||
---|---|---|---|---|
от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | |
Сотворение мира | 0 | -3760 | 0 | |
Сотворение человека (Адама) | 0 | -3760 | 0 | |
Всемирный потоп | 1656 | -2104 | 2242 | |
Рождение Евера | 1723 | -2037 | 2639 (397 от Потопа) | |
Рождение Авраама | 1948 | -1812 | 3314 (1072 от Потопа) | |
Вавилонская башня | 1996 | -1764 | ||
«Союз рассечённых частей» (Бога с Авраамом) | 2018 | -1742 | ||
Переселение Авраама в Ханаан | 2023 | -1737 | 3389 (1147 от Потопа) | |
Рождение Исаака | 2048 | -1712 | ||
Жертвоприношение Исаака | 2085 | -1675 | ||
Рождение Иакова | 2108 | -1652 | ||
Переселение семьи Иакова в Египет | 2238 | -1522 | ||
Рождение Моисея | 2368 | -1392 | ||
Исход из Египта (Исх.12:40) | 2453 |
Датирование Исхода
Согласно еврейскому тексту 3Цар.6:1, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, Евсевий указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в Деян.13:20), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет.
Таким образом, Евсевий принимает 2242 + 942 + 505 + 480 = 4169 лет от Адама до начала строительства храма (а его он относит к 1032 году до н. э.). Однако ряд последующих византийских хроник принимали более длинный срок, и в дополнение к времени жизни Каинана одно это давало их цифрам дополнительные 250 лет по сравнению с «Хроникой Евсевия».
Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что дает около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона. Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э.
С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древне-египетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;
Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.
Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.
Хронология истории древнего Израиля
Событие | Еврейская традиция | Христианская традиция | Историческая хронология | ||
---|---|---|---|---|---|
от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | по Григорианскому календарю | |
Исход из Египта | 2448 | -1312 | |||
Дарование Торы | 2448 | -1312 | |||
Вторжение в Ханаан | 2488 | -1272 | |||
Период судей | 2560 | -1200 | |||
Начало правления царя Давида | 2884 | -876 | -1007 | ||
Начало правления царя Соломона | 2924 | -836 | -971 | ||
Окончание строительства Храма Соломона | 2935 | -825 | -960 | ||
Разрушение Храма Соломона | 3338 | -422 | -587 | ||
Декларация Кира | 3390 | -370 | -538 | ||
Чудо Пурима | 3405 | -355 | -473 | ||
Окончание строительства Второго Храма | 3412 | -348 | -516 | ||
Завоевание Израиля Александром Македонским | 3442 | -318 | -332 | ||
Окончательное формирование состава Танаха | 3460 | -300 |
Поколения от Авраама до Давида
Период царств
Объединённое Израильское царство | |||
---|---|---|---|
Давид | примерно 1005 г. до н. э. – 965 г. до н. э. | ||
Соломон (Шломо) | примерно 968 г. до н. э. – 928 г. до н. э. | ||
Иудейское царство | Израильское царство | ||
Ровоам (Рехав‘ам) | 928–911 | Иеровоам (Иоров‘ам) | 928–907 |
Авия (Авиям) | 911–908 | Надав | 907–906 |
Аса | 908–867 | Вааса (Ба‘ша) | 906–883 |
Эла (Эла) | 883–882 | ||
Замврий (Зимри) | 882 | ||
Амврий (Омри) | 882–871 | ||
Иосафат (Иехошафат) | 870–846 | Ахав | 873–852 |
Охозия (Ахазия) | 853–851 | ||
Иорам (Иехорам) | 851–843* | ||
Охозия (Ахазия) | 843–842 | Иорам (Иехорам) | 851–842 |
Гофолия (Аталия) | 842–836 | Ииуй (Иеху) | 842–814 |
Иоас (Иехоаш) | 836–798 | Иоахаз (Иехоахаз) | 817–800* |
Амасия (Амация) | 798–769 | Иоас (Иехоаш) | 800–784 |
Озия (Уззия) / Азария | 785–733 | Иеровоам II (Иоров‘ам) | 788–747* |
Иоафам (Иотам) | 759–743 | Захария (Зхария) | 747 |
Шаллум | 747 | ||
Ахаз | 743–727 | Манаим (Менахем) | 747–737 |
Факия (Пекахия) | 737–735 | ||
Факей (Пеках) | 735–732 | ||
Езекия (Хизкияху) | 727–698 | Осия (Хошеа) | 732–724 |
Манассия (Менаше) | 698–642 | ||
Амон | 641–640 | ||
Иосия (Иошияху) | 639–609 | ||
Иоахаз (Иехоахаз) | 609 | ||
Иоаким (Иехояким) | 608–598 | ||
Иехония (Иехояхин) | 597 | ||
Седекия (Цидкияху) | 596–586 |
Вавилонский плен и персидское господство
В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия.
Еврейская традиция | Историческая хронология | ||
---|---|---|---|
Событие | от Сотворения мира (до н. э.) | до н. э. | Событие |
Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. | 3318 (442) | 605 | Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. |
Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). | 3319 (441) | 603 | Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). |
Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. | 3327 (433) | 597 | Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. |
Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. | 3338 (422) | 586 | Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. |
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах). | 3364 (396) | 562 | Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах). |
Валтасар (Бальшецар), сын Амал-Мардука становится царём Вавилонской империи. | 3386 (374) | 542 | Валтасар (Бальшецар), сын Амал-Мардука становится царём Вавилонской империи. |
Валтасар, вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия. | 3389 (371) | 539 | Смерть Валтасара. |
Начало правления Дария I. | 3389 (371) | ||
539 | Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. | ||
Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Он приказывает евреям восстановить Храм. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления Иоакима (Иегоякима). Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. | 3390 (370) | ||
522 | Начало правления Дария I. | ||
520 | Продолжение восстановления Второго Храма. | ||
516 | Закончено востановление Второго Храма. | ||
Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено. | 3392 (368) | 486 | Ксеркс I становится царём. |
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год). | 3394 (366) | 483 | |
События Пурима. | 3405 (355) | 473 | |
465 | Артаксеркс I | ||
458 | Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). | ||
445 | Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). | ||
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима | |||
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, который в еврейской традиции считается сыном Эсфири. | 3406 (354) | 423 | Дарий II становится царём. |
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниила. | 3408 (352) | 420 | |
Закончено востановление Второго Храма | 3412 (348) | 416 | |
Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). | 3413 (347) | ||
Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). | 3426 (334) | ||
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима | 3428 (332) | ||
359 | Артаксеркс III | ||
336 | Дарий III |
Исторические гипотезы о событиях Пурима
Еврейская традиция | Версия I [13] | Версия II [14] | Версия III [15] | Версия IV [16] | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Артаксеркс (Ахашверош) | 368 | Ксеркс I | 486 | Артаксеркс I | 465 | Артаксеркс II | 404 | Артаксеркс III | 359 |
События Пурима | 355 | 473 | 452 | 343 | |||||
Дарий | 354 | Дарий II | 423 | Дарий II | 423 | Дарий III | 336 |
Датирование Сотворения мира (сотворения первого человека Адама)
На основании суммирования всех изложенных выше сведений (а такое суммирование в самой Библии нигде не произведено) начиная с первых веков христианства предпринимались подсчёты, имевшие целью соотнести время сотворения мира с современной автору эпохой.
Проповедник де-Виньоль, живший в XVIII веке, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет.
Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: