что значит дружба для пушкина
Тема дружбы в лирике Александра Сергеевича Пушкина
Лирические произведения Александра Сергеевича Пушкина поражают нас разнообразностью и красочностью. Поэт насыщает каждую строчку своими переживаниями и размышлениями. В творениях Пушкина прослеживаются пять тем: дружба, любовь, свобода, философия, поэт и поэзия.
Значительное место в творчестве занимают дружба и любовь. Общительный, понимающий Александр Сергеевич имел много друзей. Для Пушкина дружба — это огромная ценность и наивысший дар, которому равносильны творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через творчество поэта, от лицейского периода до конца жизни. У Александра Сергеевича множество стихотворений, которые посвящены его лицейским друзьям.
После окончания Царскосельского лицея в дружеских посланиях видны мотивы грусти, прощания и тоски по товарищам. Пушкин трепетно относится к воспоминаниям и бережно их хранит. В своих произведениях Александр Сергеевич благодарить товарищей за время, проведённое вместе. Это можно чётко увидеть в стихотворении «19 октября (Роняет лес багряный свой убор. )», в котором он писал:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Неколебим, свободен и беспечен. «
Также можно заметить, как поэт с трепетом отзывался о дружбе с Чаадаевым, Кюхельбекером и Пущиным, которым посвящены послания.
Важно отметить, что Александр Сергеевич посвящал свои произведения не только своих товарищам, но и лицею, в котором зародилась эта дружба. Стихотворения «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском селе», «Была пора: наш праздник молодой», а также творение, которое написано на годовщину лицея «Чем чаще празднует лицей» подтверждают, что Пушкин относился к дружбе и к лицею как к великой ценности, это дары, которые способны подарить искреннюю радость.
Сильные стихотворения в теме дружбы Александра Сергеевича Пушкина заставляет нас глубоко задуматься, ценить дружбу и друзей и трепетать наши сердца.
Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина
Что давало основание современникам А.С.Пушкина называть его «певцом дружбы»?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим хотя бы некоторые стихи на данную тему, его обращения к друзьям.
Начиная с лицейских лет, Пушкин посвящает друзьям и теме дружбы стихи, в которых воспевает святые «узы дружества». А уже в 1819-м году двадцатилетний поэт пишет в «Послании кн. Горчакову» о своём мнении по поводу светских развлечений, вспоминая и прелести прежнего времени:
Как ты, мой друг, в неопытные лета,
Опасною прельщённый суетой,
Терял я жизнь, и чувства, и покой;
Но угорел в чаду большого света.
Пушкин напоминает Горчакову о «счастливой семье молодых повес»,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все – прекрасного друзья.
Действительно, именно о такой дружбе всегда с теплом писал Пушкин, как и в этом послании, призывая князя Горчакова:
И ты на миг оставь своих вельмож
И тесный круг друзей моих умножь.
Позже в стихотворении «19 октября» (1825 года), написанном в честь дня открытия Лицея, Пушкин с большой теплотой пишет о друзьях, высоко оценивает лицейское товарищество:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
В этом произведении поэт находит добрые и важные слова для каждого из бывших лицеистов и создает дорогие его сердцу образы друзей. В воспоминаниях чувствуется грусть, так как Пушкин находится в изгнании и не может присутствовать на встрече. Но одного из них поэт благодарит особо за его смелость и за то, что ставит дружбу превыше всего.
«Мой первый друг, мой друг бесценный! – пишет поэт в стихотворении «И.И.Пущину». Слов сказано мало, но слова «первый» и «бесценный» говорят о многом. Значит, И.И.Пущин был лучшим из друзей, если Пушкин ставит его на первое место. Этот спокойный и уверенный в своем предназначении человек оказался самоотверженным и достойным гражданином. Он вместе с другими молодыми дворянами участвовал в движении декабристов, задумавших реформы в России. А.С.Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, с восторгом встретил неожиданно заехавшего к нему И.И.Пущина. Поэт высоко оценил поступок своего друга, с которым недавно вместе учились в лицее, жили в соседних комнатах. Пущин нарушил запрет царя на посещение опального поэта, так как хотел не только поддержать друга, но и подчеркнуть своё полное с ним единомыслие. Можно понять чувства Пушкина, его благодарность, что испытал в тот момент, когда услышал звон колокольчика: «И я судьбу благословил. ». А.С.Пушкин готов молить «святое провиденье», чтобы и душе И.И.Пущина было даровано «то же утешенье» за его доброту и преданность в дружбе.
Во многих стихах Пушкина тема дружбы соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что многие лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к свободе и прогрессу, это свободомыслие объединяло их. Недаром Пушкин в стихотворении «19 октября» своего товарища по лицею Вильгельма Кюхельбекера, ставшего декабристом, называет братом «по музе и по судьбе». Таким же братом был и Дельвиг, хотя писал он в основном на исторические темы. И к нему также нередко обращается Пушкин, озаглавливая стихи совсем просто: «Дельвигу», «Послание Дельвигу».
Пушкин напоминал друзьям, что в юношеские годы они были мечтателями, горячо спорили по политическим вопросам.
В стихотворении «К Чаадаеву» создан как раз такой образ горячего вольнодумца:
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Ожидание перемен и «вольности святой» поэт сравнивает с состоянием влюблённого перед свиданием. Это позволяет понять, какое важное место занимали патриотические идеи в умах молодых людей, к которым Пушкин может обратиться как к единомышленникам, призывая посвятить Отчизне «души прекрасные порывы».
В стихотворении «К Чаадаеву» поэт произносит смелые слова. Это пламенная речь борца с самодержавием (прозвучавшая также в оде «Вольность», в стихотворении «Деревня»), за что Пушкин и был приговорён к ссылке. Такое поведение являлось неосторожным, но под словами поэта могли бы подписаться все его друзья (всё идейное братство), так как им хотелось верить в перемены:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Находясь в Михайловском (1824 год), поэт писал в стихотворении «К Языкову»:
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует.
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни.
Услышь, поэт, моё призванье,
Моих надежд не обмани.
Пушкин, приглашая навестить свой «опальный домик», надеялся на встречу верных друзей, когда приедут, возможно, и Кюхелбекер, и Дельвиг, которых он считает братьями:
И наша троица прославит
Изгнанья тёмный уголок.
И скуку зимних вечеров
Вином и песнями прогоним.
Друзьям А.С.Пушкин посвящал очень многие свои стихи, с удовольствием используя жанр послания. Если проанализировать эту часть творчества поэта, мы увидим в заглавиях стихотворений имена не только его товарищей по лицею, но и многих других известных людей той эпохи. Именно поэтому читатели имеют все основания называть А.С.Пушкина «певцом дружбы». Возможно, благодаря творениям великого поэта, имена его друзей стали известны всей России, вошли в историю.
Готовые сочинения по литературе. 6 класс
Дорогие друзья! Перед вами книга, в которой представлены сочинения по литературе для учащихся 6-го класса средней школы. Данные тексты написаны на основе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, В. Г. Распутина и других русских писателей XIX–XX веков и посвящены как прозаическим произведениям, так и поэзии. Темы сочинений соответствуют уровню знаний учащихся 6-го класса и затрагивают проблемы, обсуждаемые на уроках литературы. Не торопитесь списывать наши тексты. Сначала прочитайте сочинение на интересующую вас тему и подумайте, что бы вы могли сказать о затронутой проблеме, согласны ли вы с мнением автора, что бы вы хотели добавить или изменить, а затем используйте предложенный текст в качестве образца для написания собственного сочинения. Желаем успехов!
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 6 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении — Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.
Стихотворение «Товарищам» — одно из ранних тво-рений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.
Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Кого-то ждёт карьера военного, кого-то — государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.). Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.
Иной, под кивер спрятав ум,
Красиво мёрзнет на параде,
А греться едет в караул…
Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.
Одно из самых известных произведений Пушки — на, посвящённых лучшему другу, — стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.
Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.
Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.
Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс
Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья, им он посвятил множество стихов, их вспоминал в ссылке через многие годы (В основном, друзей по лицею.)
Часто Пушкин посвящает другу целое стихотворение. (Обычно оно и называется по фамилии этого приятеля.) Как я понял, часто Пушкин в таких стихах вспоминает общие события молодости, дает «характеристику» другу, как бы ведёт с ним разговор… Обращается обычно на «ты».
Вот стихов, обращенных к Чаадаеву, я нашел минимум четыре штуки (в их названии прямое обращение). К примеру, в «Чаадаеву с морского берега…» Пушкин говорит о «торжестве дружбы», напоминает Петру Яковлевичу о прекрасных годах.
А например, обращение «Гнедичу» начинается с воспоминаний, как тот «беседовал с Гомером». Николай Иванович практически сравнивается с пророком, которого, правда, никто не понял. Но Пушкин восхищен тем, что Гнедич (поэт и переводчик) ни на кого не в обиде остался. Пушкин восхищался этим поэтом-переводчиком, который, кстати, стал первым издателем «Руслана и Людмилы».
Стихотворение «Пущину» как раз благодарит лицейского друга (Ивана Ивановича) за визит во время пушкинской ссылки. В произведении «К Каверину» поэт учит своего друга-офицера, что каждому возрасту своё поведение, то есть неправильно, когда юноша «степенен». На Дельвига «милого друга» (тоже поэта) Пушкин рассчитывает, если вдруг потеряет вдохновенье. (В основном, все друзья Пушкина тоже увлекались поэзией и были, получается, его «коллегами», но это нормально для той эпохи. Кроме того, от этого дружба становилась лишь крепче!)
Именно в дружбе Пушкин ищет утешения (и немного в вине). Вот стихотворение «Погреб», где поэт жалуется, что измучен любовью к красотке, он призывает друзей открыть погреба, устроить пир, забыться разговором.
Дружба показана через годы, Пушкин отмечает с грустью, что всё уже круг друзей становится, так как люди просто умирают. Но друзья остаются в его воспоминаниях, стихах…
Вариант 2
Во времена поэтического ренессанса дружба являлась неотъемлемой частью жизни литературного общества. Друзей приобретали и теряли, с друзьями устраивали дуэли, и так далее. Многие авторы посвящали свои произведения друзьям и близким людям. Пушкин был отнюдь не исключением.
Основу для его понятия дружбы и товарищества заложили ещё во время его обучения в лицее. Там он встречает своих первых настоящих друзей, вследствие чего привязывается к ним и готов сделать ради них всё что угодно. Там он и знакомится с понятием дружбы до гроба и духом истинного товарищества.
Позже в своей жизни он встречает ещё огромное множество людей, но назвать своим другом он может далеко не всех. Он тщательно отбирает себе друзей, чтобы не ошибиться в выборе. Но истинным друзьям он максимально верен, а они верны ему, что и создает атмосферу товарищества. Своим друзьям Пушкин в благодарность за их дружбу или еще, по каким либо причинам, часто посвящал стихи и произведения. Каждое произведение уникально, так как он писал их разным людям, но общую характеристику им дать можно. Произведения были наполнены искренними словами о том, что он ценит дружбу с тем или иным человеком, и что для него данная дружба является нерушимой. Произведения, наполненные данными словами о дружбе, ещё сильнее укрепляли веру Пушкина в своих друзей, из-за чего он сильнее к ним привязывался, а они в свою очередь, привязывались к нему.
Вообще произведения Пушкина всегда отличались особым способом игры словами, из-за чего каждое его произведение создавало прекрасное впечатлении о личности его написавшего, из-за чего люди, которые не были знакомы с Пушкиным лично, характеризовали его как человека хорошего, с большим, но израненным сердцем. Как поэта его хвалили практически все читатели, говоря о его безмерном таланте. Так или иначе, Пушкин был, является, и будет одним их лучших отечественных писателей поэтической направленности.
В данном сочинении я поделился своим субъективным мнением насчёт такого писателя как Александр Сергеевич Пушкин, и его творчества на тему Дружбы и товарищества в его произведениях. Это мнение может быть опровергнуто, так как оно не претендует на истинную верность.
Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина
Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него колоссальную роль. Их сообщество сформировалось во время учебы в лицее. Конечно, и до лицея, и после у Александра Сергеевича были друзья, но здесь появился «костяк» компании.
Многие стихи прямо обращены к одному другу (так и называются), с которым поэт на «ты», конечно. Например, «К Ломоносову», где друг (как и остальные) отправляется в путешествие. Скорее всего, это не буквальный путь, но работа, творчество. Александр Сергеевич желает своему другу избежать проблем и, что важно, не забыть о нём. Когда-нибудь они обязательно увидятся, снова дружески сядут за стол.
В «Послании к Галичу» Пушкин удивляется, что друг его не в пути. Пушкин сам задаёт вопросы, сам предполагает ответы друга. Неужели, теперь тот в келье? Или, что ещё странней, в театрах или на балах? Пушкин не воспевает друга, а, скорей, его ругает, ведь все те крайности не для него. Александр Сергеевич хотел бы увидеть Александра Галича за праздничным столом – в кругу друзей, как прежде, за беседой. Думаю, что в своём кругу Пушкин легко обсуждал философские, политические вопросы, тут и рождалась истина, вдохновение… Стихотворение похоже на письмо, веселое, полное хороших воспоминаний.
Послание очередное «К Юдину» Пушкин начинает с вопроса, мол, Павел Михайлович точно ли хочет знать, как живёт Александр Сергеевич. Далее приводится описание «скучной и провинциальной» жизни. Надо сказать, что автор вроде бы и доволен жизнью деревенской – без излишеств. В этом тихом уголке он спокойно пишет стихи… С Горацием, читая его труды, «общается» Пушкин. Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь.
Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он писал им письма, они приезжали. Однако важней для нас (читателей), что поэт обращался к друзьям в своих стихах, упоминал своих друзей в строках. С друзьями автор откровенен, грустно ли ему или весело.
Также читают:
Картинка к сочинению Дружба и друзья в лирике Пушкина
Популярные сегодня темы
В своей повести «Поединок» Александр Куприн постарался затронуть глубокие проблемы царской армии. Одним из второстепенных персонажей произведения является Василий Нилыч Назанский
Ученики, безусловно, устают от уроков, на которых получают много новой и полезной информации. Урок длиться 45 минут, и детям, очень тяжело его просидеть, спокойно и не балуясь
Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.
В своей пьесе Островский затрагивает не только социальную тему, но и поднимает важные нравственные проблемы
Раневская наряду с Гаевым представляет собой образ старых помещиков, которых постепенно сметает новый уклад и новые люди, такие как Лопахин. Любовь Андреевна в весьма зрелом возрасте, у нее взрослые дочки
Тема дружбы и товарищества в лирике А.С. Пушкина
Трактовка темы поэтом
Для гениального поэта темы дружбы и любви были ключевыми во всём его творчестве и жизни. Он называл эти чувства своей «отрадной звездой», а группу друзей считал «святым братством» единомышленников. Проведя анализ произведений писателя, можно легко понять, что товарищеские и партнёрские отношения были для него одной из важнейших жизненных ценностей. Они помогали ему преодолеть самые тёмные моменты жизни и вдохновляли на свершения в лучшие времена.
Некоторые стихи Пушкина касаются тематики дружбы мимоходом, в то время как в других она цельно раскрывается. Основными мотивами его произведений являются:
Большинство стихотворений Пушкина о дружбе происходят из его собственной биографии. Многие из работ он посвятил настоящим товарищам, среди которых И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев. Образы друзей поэта легко узнать в его лирических героях и второстепенных персонажах.
Прочитав стихи в хронологическом порядке, можно легко проследить личностный и духовный рост писателя через его взаимоотношения с друзьями.
Стили и жанры
Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.
Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.
Лицейские друзья
Особую роль занимала в жизни Пушкина лицейская дружба. Будучи студентом в Царскосельском лицее, поэт не только открыл свой литературный талант, но и впервые обрёл настоящих друзей — И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера. Его ранее творчество восславляло дружбу как радостное, весёлое общение, полное шуток и освобождённое от гнетущего влияния «холодных мертвецов» и «учёных дураков». Он прославляет беззаботность, лёгкость жизни.
Своих друзей в своих ранних текстах Пушкин обрисовывает шутливо, акцентируя внимание на их смешных чертах и характеристиках. Он даже не стеснялся подтрунивать над ними, причём не всегда легко и безобидно. Позже поэт будет вспоминать беззаботные дни и студенческие выходы с ноткой грусти и ностальгии. При прочтении некоторых произведений становится ясно, что именно воспоминания о лицейских днях определили дальнейшее значение и роль дружбы в жизни Пушкина.
Период взросления
Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.
Для молодого Пушкина дружба становится третьим элементом счастья вместе с любовью и свободой. В глазах молодого поэта все они тесно взаимосвязаны. Товарищеское общение, необременённое политическими и гражданскими темами, становится для него фундаментом личной свободы.
В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.
Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.
Поздняя лирика
В список поздних стихов Александра Сергеевича о дружбе вошли такие произведения, как «Была пора: наш праздник молодой…», «Южная ссылка», «Петербург», «19 октября». Среди них особенно выделяется «Чем чаще празднует лицей», написанный в 1831 году. Причин создания этого поэтического шедевра было несколько:
Поздняя лирика Пушкина о дружбе наполнена ностальгией, тоской по былым временам, горечью разлуки. Но поэзия не лишена и ноток счастья — воспоминания о дорогих людях наполняют душу поэта радостью, помогают ему отвлечься от горечей ссылки, дают надежду на будущее воссоединение. Поэт продолжает твёрдо верить, что ничто не в состоянии разрушить связь между ним и его старыми товарищами.
В 1836 году Пушкин написал последнее стихотворение в честь годовщины лицея — «Была пора». Оно стало своего рода кратким итогом, который суммировал в себе все мотивы товарищества и дружбы из всех прошлых произведений. Его лейтмотивом стали слова «Вы помните» — они показывали, что Александр Сергеевич не забыл ни одного тёплого момента, проведённого вместе с дорогими друзьями. Одновременно с этим стихотворение расширило понятие товарищества — в нём он обращался не только лично к друзьям, но и ко всему поколению, вместе прошедшему через испытания и трудности.
Анализ произведений
Лучше понять, что значит дружба для Пушкина, поможет анализ отдельных произведений великого поэта. Темы товарищества подаются в них с разных ракурсов, что отражает изменение взглядов поэта по мере его взросления и набора опыта. Его произведения — это практически «дружеская переписка» с отделёнными от него судьбой товарищами.
Стих К Батюшковому
Одно из первых дружеских посланий Пушкина — это стихотворение «К Батюшковому», написанное в 1814 году. Произведение интересно тем, что Александр Сергеевич обращается к нему не только как к другу, но и как к коллеге, проявляя беспокойство по поводу его длительного молчания и пытаясь дать совет относительно творчества.
Публикация стиха сыграла роль в начале товарищества начинающего поэта Пушкина и именитого деятеля литературы Батюшкова.
Текст произведения щедр на комплименты. Лирический герой — это безвестный, но смелый поэт, пытающий побудить своего знаменитого коллегу вернуться к творчеству и научить радоваться жизни. По тексту раскиданы многочисленные призывы к действию, направленные на то, чтобы побудить «любимца муз» вернуться к активной деятельности и не тратить свой талант на «мирские печали».
Послание к Галичу
Произведение «Послание к Галичу» было написано в 1815 году. Его адресат — преподаватель русского и латинского языков в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. Известно, что студенты очень любили его. Александр Иванович Галич был одним из тех учителей, кого уважали за характер, ум и навыки — он общался со студентами на равных и побуждал к учёбе интересом и рвением, а не наказаниями.
В произведении чётко видно отношение Пушкина к дружбе. В отличие от остальных стихотворений лицейской поры, прославляющих пиршества, пьянки и беззаботность, здесь он признаёт, что товарищество — это не просто «обмен тщеславья и веселья». Писатель осознаёт, что только беззаботного времяпрепровождения и общих интересов для дружбы недостаточно — нужно ещё и единство помыслов, благородство, желание поддерживать и совершенствовать друг друга. Тема возвышенности и важности товарищества проходит через весь текст.
Пирующие студенты
«Пирующие студенты» — необычное произведение. Оно было напечатано Пушкиным во времена его учёбы в лицее, но опубликовано только посмертно, что делает его особенно личным и значимым для друзей поэта. Сюжет стиха описывает тайную пирушку лицеистов. В образах персонажей можно легко узнать тогдашних друзей Александра Сергеевича, среди которых:
В стихотворении заметен мотив дружбы как фундамента свободы. Пирующие противопоставляются сборищу «учёных дураков и холодных мертвецов», которыми представлено общество, связывающее себя строгими правилами и ограничениями. Сам пир подобен битве — отправив противников «под стол», студентам удаётся «овладеть полем», обеспечив себе победу и триумф.
При почтении стиха бросается в глаза то, с какой нежностью лирический герой обращается к своим друзьям: «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». Даже их недостатки он описывает с теплотой и душевностью: «ленивец сонный», «остряк любезный». Одновременно с этим он признаёт, что между ними нередки ссоры и несогласия, но они носят временный характер и быстро забываются.
Стихотворение К Пущину
Послание «К Пущину» было написано Александром Сергеевичем в дни его ссылки в Михайловском. Там он страдал от одиночества, отсутствия связей с внешним миром, недостатка развлечений, из которых остались только книги и поэзия. В один день его посетил старый товарищ Пущин, что сильно обрадовало и растрогало поэта. Это и послужило его вдохновением для стиха.
Произведение написано как поздравление на день рождения. Благодарность, теплота и восхищение, с которыми Пушкин описывает своего друга, позволяют назвать его одним из самых ярких стихов-посланий. Но по-настоящему особенным его делает история написания — Пушкин в открытую написал дружеское письмо декабристу, находящемуся на пожизненной каторге, что показывает его храбрость и самоотверженность.
Дружба занимала особое место в лирике Пушкина с лицейских годов и до самой смерти писателя. Мотивы братства в его произведениях носят автобиографический характер — немало стихов поэт посвятил своим товарищам, преподавателям и коллегам. Эволюция взглядов творца хорошо прослеживается в его работах — от студенческой наивности и желания беззаботной жизни до горечи разлуки и надежды вернуть былые времена.