что значит духовность человека

Достоинство человека — не в душевности, а в духовности

что значит духовность человека. Смотреть фото что значит духовность человека. Смотреть картинку что значит духовность человека. Картинка про что значит духовность человека. Фото что значит духовность человека

Ни одно животное не нуждается в духовной пище, потому что ни одно животное не создано по образу Божию. Стоит ему насытить свой земной голод, как оно уже оказывается всем довольно и ничего другого не хочет. Это известно всем. По этой животной черте, часто встречающейся и у некоторых падших людей, обычно судят о духовной ступени, на которой стоит данный человек.

Идеал древних плотоугодников – «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15: 32) – оценивался как крайне низкий не только христианами, но и более возвышенными язычниками. И для нынешних материалистически настроенных людей, отрицающих Божественное происхождение человека и веру в Бога вообще, тоже обидно услышать в свой адрес обвинение в том, что они живут одним желудком. Они тоже претендуют на то, чтобы иметь высшие идеалы.

Нераздельно сросся с человеком образ Божий, вложенный в него Творцом. Отсюда и стремление каждого из нас подняться над грубо материалистичным и служить чему-то возвышенному. Каждый испытывает потребность иметь «свою веру», пусть она даже и неправильная. Каждый хочет совершенствоваться, подняться над собой и стремиться к лучшему. «Человек бесконечно превосходит человека», – глубокомысленно сказал Паскаль, имея в виду эту особенность человеческой духовной природы.

Как душа, человек высоко поднимается над животными благодаря своим отличительным душевным качествам, сводящимся к трем основным проявлениям: уму, чувству и воле. Созданный Триединым Богом, человек несет следы Божией Троичности в своей душе, конкретнее – в ее проявлениях: уме, чувстве и воле. «В этих трех силах, – пишет святитель Амвросий Медиоланский, – наш внутренний человек, по силе своей духовной природы, удивительно отражает образ Божий».

Бог един по существу, но в то же время Троичен по Лицам. И человеческая душа одна по своей сущности, но отражает в себе Божественную Троичность. Как в Боге мы различаем Отца, Сына и Святого Духа, не сливая Три Пребожественных Лица и не разделяя их на три божества, так и в человеческой душе мы различаем ум, чувство и волю, не смешивая их между собой, но и не разделяя единую человеческую душу на три души. Это поразительное явление служит неким глубоким, неоспоримым и неискоренимым психологическим доказательством как существования Триединого Бога, так и нашего духовного родства с Ним (см.: Деян. 17: 28–29).

Верующие православные христиане, крещеные во имя Святой Троицы (см.: Мф. 28: 19), начинают и должны начинать каждую свою молитву, каждое дело и каждый решительный шаг в жизни словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Во имя Святой Троицы мы живем, и дай нам Боже во имя Ее и умереть! Оказавшийся верным Богу на этом свете имеет радость пребывания в вечном блаженном общении с вечно живым Богом и на том свете.

Элементарные животные переживания, сводящиеся к уровню инстинктов и обычных физических и физиологических ощущений, не могут сравниться с душевными проявлениями человека, а именно с его творческим, изобретательным и проницательным умом, с его самыми сложными, разнообразными, утонченными и возвышенными чувствами и, наконец, с его волевыми проявлениями, порождающими, вкупе с умом и чувствами, на уровне душевности различные науки, технику, искусства, музыку, поэзию, философию и пр.

Как бы ни были тонки душевные качества человека, они не могут считаться чем-то высшим в нем

Однако, как бы ни были тонки душевные качества человека, они не могут считаться чем-то высшим в нем. Намного выше них стоят проявления человеческого духа. Что же такое дух?

Согласно святителю Феофану Затворнику, это «та сила, которую вдунул Бог в лицо человека, завершая его сотворение». Отличительными чертами духа являются страх Божий, совесть и жажда Бога. «Ничто сотворенное не может удовлетворить наш дух. Вышедший от Бога, он и ищет Бога… Как бы много сотворенных вещей и благ ни имел кто-нибудь, он чувствует, что чего-то ему всё не хватает. Все… ищут и ищут. Ищут и находят – но что найдут, то отбрасывают и снова ищут, чтобы отбросить и то, что нашли. И так без конца… Не показывает ли это осязательно, что в нас имеется некая сила, которая от земного… влечет нас вверх, к небесному?»

Эта сила – дух. Данный каждому, он возобновляется в Святом Крещении, по словам блаженного Феофилакта, который пишет: «Если мы сохраним этот светильник ярким и неугасимым (“Духа не угашайте!” – 1 Фес. 5: 19), то войдем в чертог Жениха. Тогда и наша душа, и тело будут непорочными, поскольку Дух сияет в нас».

Рассматриваемый лишь как плоть, человек не больше животного, особенно после катастрофы грехопадения. Рассматриваемый как носящий бессмертную душу, то есть как разумная тварь, наделенная чувством, умом и волей, впавший в беззакония человек, отдалившийся от Бога и противящийся всему Божественному, не сильно отличается от бесов. Ведь и они выделяются своими высокими дарованиями, которые, однако, они всецело и безвозвратно подчинили злу, повернувшись спиной к Богу. Только в здоровых проявлениях духа человек-грешник, искупленный Спасителем, обновленный благодатью, освященный Святым Духом и непрестанно жаждущий Бога, становится подобным ангелам (см.: Пс. 8: 6).

При злоупотреблении душевностью человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам

Сегодня много говорят и пишут о душевности человека. И наша Православная Церковь смотрит на душевность как на высокое проявление человека, но не останавливается на этом, поскольку знает, что при злоупотреблении ею человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам. Святое Православие всё достоинство человека видит не в его душевности, а в духовности, которая есть не что иное, как облагодатствование всецелого человека, плодами которого являются окончательный разрыв с грехом и вечное соединение со Святым Духом Божиим (см.: 1 Кор. 6: 17).

В современной культуре слово «духовность» часто используется неправильно, описывая проявления душевности, хотя и высшие. В этом смысле говорят о «духовной культуре», о «духовном прогрессе»… Однако христианские учители и мудрецы понимали, что душевность без подлинной духовности недостаточна для человека, созданного по образу Божию. Его душевные дарования, какими бы высокими они ни были первоначально, могут выродиться, как они и вырождаются, будучи оторваны от Бога и Его святой воли.

Наука и техника, например, могут быть поставлены на служение злу вместо добра. Открытие тайн атома и заложенной в нем энергии – это эпохальное достижение науки нашего столетия, которое могло бы облегчить материальную жизнь человечества, – не используется ли сегодня, именно ввиду отсутствия духовности, для подготовки к его полному уничтожению? Также и искусства могут получить самые богопротивные направления и начать развращать вместо того, чтобы возвышать. Музыка, поэзия, изобразительное искусство и т.д. могут деградировать и, порожденные душой, погубить душу.

Чтобы не получилось всего этого, человек должен любой ценой стремиться к единственно достойному для него идеалу – из плотского и душевного стать духовным. Это не означает, что, когда достигнет духовности, он перестанет быть телесным и душевным человеком. Нет! И у духовных людей тоже есть душа и тело. И у них есть телесные и душевные потребности, однако они уже не являются господствующими, а подчинены властвующему над ними духу.

Душевные проявления духовных людей управляются благодатным духом человека. Истинный христианин должен владеть своей плотью, обуздывать ее животные похоти, низменные влечения и ненасытные инстинкты, держа их в полном подчинении своей облагодатствованной в Крещении духовной природы. Он должен и все свои душевные дарования – ум, чувства, волю, самосознание, восприятие, воображение, память и т.д. – задействовать в творческом устремлении к достижению заповеданного богоподобия.

Для этой цели, если он хочет перейти от душевности к духовности, человек должен преуспевать в вере и страхе Божием, взращивать в своем сердце благоговение, любовь к Богу и людям и часто очищать на исповеди свою совесть, стремясь ко всё более глубокому богопознанию, достигаемому путем смирения ума (то есть плотского мудрования – см.: Рим. 8: 6) перед богооткровенными истинами.

К этому человек должен добавить усердное изучение слова Божия и исполнение заповедей Божиих, горячее и честное собеседование с Богом в молитве и прилежные занятия святоотеческими творениями – этими наилучшими руководствами к духовной жизни. Он должен жаждать Бога и всё больше умножать в себе благодать путем принятия Святых Таинств, преподаваемых Святой Православной Церковью. Так через осуществление постоянного молитвенного богообщения он будет расширять и углублять свою духовную жизнь, будет становиться всё более духовным и ангелоподобным. Таким образом он начнет свою вечную жизнь еще тут, на земле, по сказанному: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3).

Такой духовный человек может без опаски заниматься и необходимыми для здешней жизни земными делами: и наукой, и техникой, и искусствами, и различными занятиями, как, например, музыкой и поэзией, внимательно следя за тем, чтобы не возгордиться всем этим. Если он возгордится, то из духовного может стать душевным.

Человек должен стремиться прославлять своими делами Бога, а не себя. Возьмем, к примеру, благочестивого плотника, искренне верующего человека. Плотничеством он зарабатывает себе на жизнь. В своем ремесле он, скажем, не просто большой мастер, но даже художник. Если умение мастерить из дерева всякие художественные изделия предрасполагает его к тому, чтобы постоянно благодарить Бога за то, что Он дал ему этот дар, то он сохранит духовность при своей высокой душевности. Но в случае если он возгордится своими произведениями и начнет налево и направо хвастать ими, то отпадет от близости с Богом и опустится на более низкую ступень душевности.

Какие великие по своим дарованиям люди из-за гордыни не могут достигнуть духовности, а остаются душевными!

Это может случиться со всеми видами душевных занятий, с любым человеком, что мы постоянно и наблюдаем в жизни. Какие великие по своим дарованиям люди по причине гордыни не могут достигнуть духовности, а остаются душевными! При своей большой душевной одаренности такие люди рабствуют самым низменным страстям! Вот, вы встречаете великого художника, но пьяницу; редкостного врача, но сребролюбца; виртуозного скрипача, но развратника; выдающегося ученого, но гневливого; талантливого писателя, но завистника.

Яркий пример высокой душевности без духовности являет собой Ницше, этот утонченно-душевный, но абсолютно недуховный человек. Благодаря своей демонично-талантливой душевности он написал удивительно оригинальные книги, которыми и погубил множество душ. В его лице наиболее ярко проявилась истинность Христовых слов: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15).

Образцами подражания для нас должны быть святые – эти самые духовные представители человеческого рода. Они иногда и при малых дарованиях достигали самого высокого богопознания и, с Божией помощью, из самых обычных людей становились образцами целомудрия и смирения, героями терпения и олицетворением человеческого совершенства.

В действительности не каждый может стать из ряда вон выходящим святым. Однако духовным человеком в той или иной степени должен стать каждый, потому что в этом заключается его предназначение. Элементарная духовность проявляется в ежедневном покаянии в своих грехах, в памятовании о Господе и Страшном суде, в частых, горячих молитвах к Создателю, в усердных занятиях словом Божиим, в смирении себя, в безропотном терпении всех огорчений и несчастий, попущенных Богом, в любви к Богу и ближним, в воздержании от плохих слов и особенно от осуждения окружающих, в удержании глаз от гибельных соблазнов, в борьбе со своими низменными наклонностями, а также в искоренении в себе злобы, гнева, ненависти, гордости, сребролюбия и всех прочих душевных страстей.

Так каждый христианин может подняться до элементарной духовности, которая открывает доступ в Царство Небесное. Не достигнет этого – он напрасно жил на этом свете и, по выражению псалмопевца, уподобился животным, которые погибают (см.: Пс. 48: 21).

Достоинство человека, как мы видим, не в его душевности, а в духовности. Святитель Феофан мудро рассуждает: «Пусть хотя бы душевность будет естественной, неестественно для человека быть плотским. Ошибка здесь в совершенном преобладании того, что должно быть в подчинении».

«Глупец, боящийся Бога, выше образованного и изящного, который, однако, не стремится к самой высокой цели – угодить Богу…»

Человек должен стремиться прежде всего и выше всего к Богу. Поэтому, помимо тела и души, в нем должен владычествовать дух. «Дух – это высшая сторона человеческой жизни. Он сила, которая влечет его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от творения к Творцу; дух характеризует человека и отличает его от всех иных живых земных тварей». Поэтому «когда у кого-нибудь господствует духовное начало… то он – на правильном пути… потому что духовность – это норма человеческой жизни, и, следовательно, будучи духовным, он является настоящим человеком, тогда как душевный, так же как и плотской человек, – не настоящие люди… Если душевные проявления кого-либо невысоки (в научных познаниях, искусствах и прочих сферах) и если его физическая деятельность сильно ограничена, то он всё же является настоящим, полноценным человеком (если он духовен. – А.С.). А душевный (эрудит, человек искусства, мастер), по большей части еще плотской, человек не является настоящим человеком, как бы прекрасен он ни был по наружности… Отсюда глупец, боящийся Бога, выше образованного и изящного, который, однако, не стремится к самой высокой цели – угодить Богу…».

Духовные люди достигают цели своей земной жизни и спасаются, а душевные погибают! Душевный человек, если он борется против Бога и духовности, оказывается в плену темных сил. Они затуманивают посредством гордыни его разум, и он уже не может ощутить превосходство духовности над душевностью, а иногда даже глумится над духовными проявлениями скромных богопочитателей. Он борется и против Бога, и против закона Божия и таким образом сам обрушивает лестницу, по которой мог бы подняться до сфер высокой духовности.

Душевный человек, по словам святого апостола Павла, не воспринимает того, что от Духа Божия: для него это безумство; и не может этого понять, потому что это исследуется духовно (см.: 1 Кор. 2: 14). Так возгордившийся душевный человек падает со своей мнимой высоты вниз, а смиряющийся духовный человек, будь он даже самым убогим в душевных проявлениях, оказывается далеко вознесенным над душевными людьми.

Бог часто обличал и обличает возгордившихся душевных людей через смиренных духовных людей, как написано: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 27–29).

что значит духовность человека. Смотреть фото что значит духовность человека. Смотреть картинку что значит духовность человека. Картинка про что значит духовность человека. Фото что значит духовность человека

Самое страшное последствие отсутствия духовности – это утрата вечного спасения

Человек – истинный венец творения Божия, только если он духовен, то есть если в душе его живет Святой Божий Дух. Если нет там Духа Божия, то такой человек при всей своей высокой душевности мертв духом, потому что – воспользуемся здесь прекрасным выражением епископа Феофана – «как у души нет жизни без тела, так и без Духа Божия нет духовной жизни в душе».

Эта мысль подтверждается последним антифоном воскресного богослужения 4-го гласа: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне». Так оживотворенный человек воскресает для вечного блаженства. А недуховные люди, не воскрешенные здесь для благодатной жизни во Христе, воскреснут в осуждение (см.: Ин. 5: 29). С кем будем мы?

Источник

Что такое духовность человека: 4 ключевых аспекта

Если ты задаешь этот вопрос, то чувствуешь, что мир — это нечто большее, чем хаотичный набор атомов. Ты наверняка ощущаешь себя шире, чем навязываемая тебе функция винтика в цикле «работать – покупать – потреблять – спать». Ты ищешь свой собственный ответ. Ищешь его сердцем, не воспринимая в качестве единственной истины навязываемую тебе догму «духовность = религия».

Может быть, тебе поможет эта статья. И пускай твоим девизом в собственном поиске станут слова Будды:

«Не верь тому, что существует давно и распространено во многих странах. Не верь тому, что делают другие, повторяя раз за разом. Не верь тому, что сказал мудрец. Не верь тому, что написано в священном писании. Не верь тому, что кажется возможным. Не верь своим фантазиям и мечтам, ниспосланным вам с небес. Не верь ничему, что сказал учитель или монах. Верь лишь тому, что познал на собственном опыте путем долгих выяснений, тому, что оказалось правильным для тебя, тому, что совпадает с твоим ощущением добра».

Я искренне убежден, что тяга к Высшему – это основная внутренняя потребность человека. И от того, насколько ты ей следуешь, зависит твое истинное счастье!

Что такое духовность человека? Духовность – это Любовь!

По существу, вся необъятная глубина духовности заключена в трех простых предложениях:

Само слово «духовность» означает «наполненность Духом». Дух – это Высшее начало в человеке. Поэтому духовность есть наполненность Высшим началом.

Духовность — это чувство присутствия Высшего начала внутри себя и в окружающем мире, чувство единства с миром через Высшее и стремление максимально раскрыть в себе Высшее.

Говоря коротко, духовность – это Любовь.

Что это означает? Прежде всего, духовность чувствует Свет как основу этого мира.

Духовность – это видение Высшего в каждой крупице мироздания, в каждом человеке… Видеть в людях Высшее, видеть Свет за внешними проявлениями, за бытовой мелочностью и повседневными дрязгами, а иногда даже за чудовищными преступлениями, – это невообразимо мощная сила. Это колоссальная энергия собственной трансформации и изменения мира.

При этом, видеть Высшее в людях и мире – отнюдь не означает согласиться с тем, что проявление подлости, несправедливости и насилия – это естественно.

Любить – это видеть внутренний свет души человека и сострадать той темноте, в которую его погружает собственное эго.

Ведь еще одна грань духовности – это чувство неразрывной связи с миром. Даже больше – объединения с ним. Ты чувствуешь, что у мира и у тебя одна основа. Возникает и крепнет чувство Единства. В состоянии подлинного Единства ты не отделяешь себя от мира и людей.

Нет другого. Мы все – Одно. Это – суть состояния Единства.

Поэтому, чем ближе человек к Единству – тем сильнее в нем проявлено сострадание. Мне больше нравится слово со-чувствие. Физически ты находишься в собственном теле, но внутренне един с миром, един с другим человеком. Его радость и боль ты чувствуешь, как собственную.

В этом состоянии невозможно сознательное причинение вреда кому-то. Возможно лишь искреннее стремление к благу для себя и мира. Благо мира и другого человека воспринимается, как свое. Это и есть подлинная Любовь – видение Высшего во всем, со-чувствие и искреннее стремление к благу.

Кстати, это совершенно не означает, что «любить» – означает «забыть о себе». «Возлюби ближнего, как самого себя» — вот максима духовности. И подлинная Любовь всегда начинается с любви к себе…

«А что бы сделала Любовь?» Главный вопрос духовности

Итак, духовность – это Любовь. Однако, Любовь – это не какая-то абстракция. «Любить» означает прежде всего выразить себя в нашем мире.

Суть духовного пути – в раскрытии себя как Любви через собственные конкретные мысли, слова и действия.

Духовный путь есть постоянный поиск ответов на два главных вопроса: «Кто Я?» и «Как Я могу проявить себя в мире?».

Высшим ответом на первый вопрос является – «Я есть Любовь».

А чтобы выразить себя как Любовь в мире, нужно по-другому задать второй вопрос. Он будет звучать очень просто:

«А что бы сейчас сделала Любовь?»

Этот вопрос и будет ответом.

Задавай его всегда! Когда ты победил на соревнованиях, и когда тебя выгнали с работы. Когда ты влюбился, и когда тебя предал друг. Когда ты продаешь машину, и когда твой ребенок получил «двойку». Задавай его в любой жизненной ситуации, и стремись следовать ответу, который ты себе дал. И тогда ты сможешь почувствовать и выразить свою истинную суть… А это – единственная подлинная цель твоего существования! И чем более полно и искренне ты будешь себя выражать – тем больше счастья будет в твоей жизни!

Духовность подлинная и ложная

Важно научиться отличать подлинную духовность от ложной, от псевдодуховности. Ведь духовность – это не принадлежность к какой-либо религии. Это – не слепое исполнение ритуалов или заучивание наизусть плохо понимаемых священных текстов. Тебя не сделают «более духовным» ни священный сан, ни тысяча часов, проведенных в медитации.

Основное искажение подлинной духовности – это подмена внутреннего внешним. Именно так и возникает ложная духовность. Ложная духовность делает упор на внешнее: различные атрибуты, ритуалы, тексты – а не на внутреннюю работу. Псевдодуховность означает слепое следование каким-либо догматам без соотношения их со своей внутренней сутью.

Ложная духовность – это подмена Любви догмой.

Парадокс в том, что подлинную глубокую духовность сложно найти в современных организованных религиях. Слишком закостенели они в ритуалах. Слишком многое основано не на Любви, а на «страхе Божьем». Слишком сильно религии настаивают на единственной правильности своего пути и этим разделяют мир. Слишком давно разнообразные церкви являются политическим инструментом власти.

Религия ищет ответы в предписанных правилах. Духовность ищет ответы в сердце.

Духовность человека – это раскрытие себя как Любви, и Любви в себе.

Жизнь как постоянный духовный путь

Как приходят к духовности? У каждого человека – свой Путь…

Конечно, по большому счету, вся жизнь, каждое ее мгновение – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом — это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают тебя к реализации этой возможности.

Просто зачастую движение по духовному пути происходит неосознанно. Я расскажу о собственном опыте. Возможно, это поможет кому-то, подобно мне, начать осознавать Себя…

Мой неосознанный духовный путь превратился в осознанный благодаря Наташе, моей жене. Именно она своей страстной убежденностью, своим внутренним огнем буквально вдохнула в меня чувство одухотворенности мира…

Я осознал то, что всегда интуитивно чувствовал, но не мог выразить: существует некий «стержень» внутри меня, который является источником света, любви и радости. Этот источник разлит по всему миру, и является его главной основой. Значит, — и моей тоже.

Мир одухотворен и един, и я – неотъемлемая часть этого одухотворенного единства.

И хотя я являюсь лишь крохотной частичкой невообразимо огромного Мироздания, в то же время я вмещаю его полностью, без остатка. «Я во всем – и все во мне».

Можно назвать это как угодно – верой в Бога, чувством высшей Истины, гармонии Вселенной… Это ощущение невероятной красоты, гармонии и осмысленности Мироздания и слитой с ним собственной внутренней гармонии. Его могут испытывать верующие и атеисты, богатые и бедные, русские и американцы. Любые различия не важны. У кого-то такое чувство рождается под влиянием красоты природы или творений человека. Кто-то начинает ощущать его из-за пережитых страданий или экстремальных состояний. Некоторые — в результате чтения книг или медитаций. У каждого – свой Путь. Если ты готов к осознанному проявлению себя как Любви – то одухотворенность мира обязательно откроется тебе!

В заключение – еще одна история. Однажды Микеланджело задали вопрос – как ему удалось создать столь прекрасную статую из куска мрамора? На это скульптор ответил – «Она всегда там была! Я просто отсек все лишнее».

Это – краткое и емкое описание твоей сути.

Нужно просто отсечь все лишнее… Знай, что в глубине глыбы мрамора скрыта прекрасная статуя… и твое подлинное счастье!

Вот что такое духовность человека в моем понимании.

Пожалуйста, оцени статью.

Пиши в комментариях свое мнение! Что ты считаешь духовностью? Проявляешься ли ты как Любовь, и что это значит для тебя? Сталкиваешься ли ты с ложной духовностью? Расскажи, каков твой собственный путь к счастью!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *