что значит думать логически
Как развить логическое мышление — ТОП-10 способов, виды и формы мышления
Как развить логическое мышление? Этим вопросом задаются миллионы людей, чтобы избегать ошибок, быстрее решать задания по учебе и работе, применять его в жизни, быть лучшим в своей сфере, достигать поставленных целей и просто развиваться. Для этого необходимо разобраться: что это такое, какие есть разновидности и как его натренировать.
Содержание
Что это такое
Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.
Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.
Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.
Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.
У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без эмоционального подтекста, затуманивающего разум.
Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково справедливы в математических задачах и жизни.
Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.
Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим, зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое мышление.
Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.
Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.
Для чего это нужно
Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.
Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:
Логические мыслительные процессы
Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.
Вот основные операции, происходящие в нашей голове:
Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.
Разновидности логического мышления
Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:
Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.
Формы мышления
У мышления есть три формы: понятие, суждение и умозаключение.
Как обучиться
Перед началом обучения следует понимать, что существует теория и практика логического мышления.
Теоретическое обучение подразумевает ознакомление с основными терминами и логическими законами, на основе которых следует делать суждения.
Практическое обучение заключается в применении полученных знаний в реальной жизни и бытовых ситуациях. Также к практике относятся упражнения, помогающие тренировать мозг.
Советы по развитию логического мышления
Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление, следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций специалистов.
Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.
Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.
Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.
Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.
Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.
Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.
Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.
Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.
Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.
Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.
Вывод
Логическое мышление нужно и можно тренировать, причем упражнения увлекательные и помогают не только лучше мыслить, но и становиться лучшей версией себя и интересной личностью. Достаточно каждый день выполнять несколько упражнений и эффект не заставит себя ждать.
Наша жизнь – результат принятых нами решений ранее. И чтобы будущее было таким, каким хочется, необходимо научиться принимать правильные решения, основанные на логическом мышлении.
А вы занимаетесь развитием логического мышления? Если да, то поделитесь своими способами в комментариях и не забудьте оценить статью.
Умение мыслить логически – путь к эффективной умственной деятельности
Логическое мышление представляет собой особую форму интеллектуальной активности человека. В отличие от прочих форм подобной деятельности, которые имеют определенную долю стихийности и спорадичности, эта основана на строгих законах и принципах. То есть тот, кто желает думать таким образом, должен освоить определенный инструментарий и свободно им пользоваться.
Логическое мышление отличается по своему характеру от абстрактного, хотя часто эти термины смешивают. Так или иначе, подобный путь интеллектуальной деятельности присущ человеку как думающему существу. Но степень развитости отличается. Врожденным навыком назвать его нельзя. Можно ли развивать логическое мышление? Да, этот вывод напрашивается сам собой. Вопрос только в упорстве и затраченном времени.
Вопреки возможному представлению, развиваться в этом направлении лучше в более поздние годы. У подростка скорость развития выше, чем у дошкольников и младших школьников. Это обусловлено особенностями работы головного мозга, его формирования и развития. Для детей 6-7 лет нужно подбирать адаптивные программы. Не утомительные и не слишком сложные, чтобы у ребенка формировалась культура правильной умственной активности. В будущем это поможет встать на правильный путь становления и ускорит прогресс.
Какие виды логического мышления существуют
В психологии выделают несколько типов названного навыка (или, вернее, группы навыков и подходов). Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации.
Абстрактно-логическое мышление
Это основа названного концепта. Когда говорят о логике, имеют в виду именно эту часть деятельности. В ее фундаменте лежит способность невербально, с большой скоростью и эффективностью выстраивать сложные связи, находить отношения, подмечать малозаметные факты, классифицировать их. Также, человек с высокой культурой подобного рода способен быстро отсеивать «шелуху», находить неявные связи, приходить к нетривиальным выводам. Самостоятельное выдвижение сложных гипотез, формулирование собственных теорий также относится к важным навыкам в рамках названного способа умственной активности.
Важное качество, о котором не стоит забывать — это непротиворечивость. То есть отдельные аспекты, выводы, должны согласоваться между собой и с общей канвой рассуждения. В противном случае это «псевдологика» и толку от нее мало. Возможные собственные огрехи в рассуждениях также нужно подмечать и вовремя устранять. Ошибки возможны даже при развитом навыке.
Отличие между степенями развития заключается в способности их найти и устранить. Абстрактная разновидность требует долгого развития, составляет основу для всех прочих видов. При достаточном освоении, проблем уже не возникает.
Словесно-логическое мышление
Подвид, основанный на вербальных способностях. То есть способностях облекать свою мысль в речь и доводить ее до аудитории. В том числе и письменно. Навык играет огромную роль в деле ораторов, писателей и публицистов, литераторов. Не обойтись без способности непротиворечиво формулировать мысли ученым, работникам образовательной среды.
Существует и важный парный навык. Уметь оценивать речь другого, подмечать все неточности и противоречия. То же самое касается и текста. Незаменимым умение анализировать чужие мысли оказывается при составлении рецензий, работы публичным оратором (например, адвокатом). Парадоксально, но хорошо развитый абстрактный вид логического мышления не означает, что человек автоматически будет достаточно эффективен в вербальной форме.
Чтобы стать компетентным в названной сфере необходимо обладать широким словарным запасом, обязательны навыки грамотный речи. Способность точно передавать мысли рождается с опытом и с ним же развивается. Поэтому все можно поправить при должном количестве часов практики. Другое название этой группы навыков — вербально-логическое мышление. Конкретные примеры, когда требуется понимание подобного подхода – выступление в судебном заседании. Адвокат — эталонный пример. Он должен с одной стороны суметь подготовить собственную речь, отстоять позицию, если у второй стороны или суда будут вопросы. С другой же — обнаружить неточности в выступлении оппонента, подловить его на двусмысленных формулировках и прочем. Такой человек должен обладать обширным арсеналом навыков: от системного анализа на месте и до грамотной аргументации, умения дискутировать, быстро ориентироваться в ситуации.
Зрительно-логическое мышление
Требуется при ситуативном анализе. Большую роль играет в работе криминалистов, судмедэкспертов, врачей разных специальностей. Работники подобных профилей имеют дело в основном со зрительным, наглядным материалом: будь то место следственных действий, рентгенография (снимок), картинка на экране аппарата УЗИ или что-то другое в том же духе. Задача специалиста — отследить важные визуальные данные и правильно их интерпретировать, встроить в общую картину и создать непротиворечивую концепцию. В случае с врачами, это может выглядеть так. Специалист лучевой диагностики делает снимок, расшифровывает его и дает общие сведения о состоянии легких (как вариант). Он не занимается постановкой диагнозов. Его лепта заключается в оценке характеристик органа, поиске аномалий. Это требует развитого логического мышления. Терапевт или пульмонолог на основе данных рентгена и прочих объективных исследований уже делают выводы по диагнозу. Что требует навыков систематизации и глубокого анализа.
Не всегда нужно, чтобы все три разновидности были развиты в равной, высокой мере. Здесь все зависит от самого человека, его желания, профессиональной деятельности, опыта. Все решают навыки и готовность к практике. Без логического мышления в любом случае не обойтись. Оно лежит в основе познания. Тем более не добиться успехов в академической, научной деятельности, если не освоить столь богатый инструментарий.
О формах логического мышления. Инструментарий интеллектуальной деятельности
Изучением форм логического мышления занимается одноименная наука, часть общей философии — логика. Если опустить скучные академические моменты, всего существует три базовых формы.
Понятие
Понятие представляет собой некое определение объекта, явления, с указанием его наиболее существенных характеристик и признаков. Понятие — это квинтэссенция явления, отражающая его неповторимые свойства и те качества, которые отграничивают объект от прочих. Люди знают, почему яблоко — это яблоко, а не груша и чем эти фрукты отличны. Или же понимают, что представляет собой машина, дерево, стол, часы. Список можно продолжать.
Из этого можно сделать вывод: логическое мышление направлено на максимальную степень абстрагирования. Грубо говоря, не важно, какого цвета яблоко. Важно, что это фрукт, округлой формы, обладающий определенным вкусом, растущий на дереве под названием яблоня и тому подобное. Только существенные сведения. Конкретика привлекается по потребности, если это необходимо для целей исследования.
С понятиями можно работать как с отдельными объектами. Их можно суммировать, сравнивать. Сравнение обычно проводится с использованием наглядного материала. Для построения отношений применяются так называемые круги Эйлера. Понятия сравнивают по объему. Возможна группа отношений.
Понятие как отдельная форма и одновременно инструмент применяется как базовая структурная единица для более широких типов – суждения и умозаключения. Отдельные признаки при сравнении не учитываются. Оценку проводят по объему понятия.
Суждение
Суждение представляет собой некое высказывание, в котором что-либо утверждается относительно предмета или же отрицается. Это стандартное определение, его можно найти в любом академическом учебнике по логике. Что это значит на самом деле?
Суждение — это некое отношение между предметом и тем, что о нем утверждается или отрицается. В качестве базы используются понятия, различные категории.
Например. Все люди — живые существа.
Это утверждение. Люди — понятие, о котором утверждается некое явление. В данном случае утверждается, что люди — живые существа. Такие высказывания имеют собственные принципы построения и структуру. Субъект, то есть то, относительно чего дается утверждение/отрицание называется в формальной логике так же — субъект (обозначается как S). А то, что утверждается или отрицается — предикат (обозначается как P). Это не случайные термины, они используются для достижения еще большей степени абстракции. Можно построить это и любое другое утверждение по определенной схеме. В данном случае она будет такой: Все S суть (или в переводе на русский — есть или являются) P. Возможны и другие варианты:
Построения схемы суждения происходит автоматически после определенной практики. Формализация с четким описанием нужна только при работе со сложными материалами, проведении комплексного исследования.
Суждения могут быть и неполными, но это частный случай.
Далее суждения применяются для получения некоторого нового знания. В контексте более широкой структуры, умозаключения, суждения называются посылками. То есть тем, что используется в качестве исходного материала.
Умозаключение
Наиболее общая форма, представляет собой новое знание, полученное из двух или более посылок (больше — редко, обычно логика строится по цепи, от одного к другому без смешивания всего в одну кучу). Классический способ умозаключения — силлогизм.
Он также имеет собственное строение. Основывается на двух посылках и выводе. В качестве наглядного варианта: все люди любят уток → некоторые утки — желуди → следовательно, все люди любят желуди.
Пример бессмысленный с точки зрения содержания. Но ясный с точки зрения формы. Косвенным путем через известное человек получает неизвестное ранее знание. Для работы с умозаключениями используются формализованные виды суждений:
По такой структуре строится этот силлогизм. Есть некоторые правила получения информации по этому принципу. Они называются фигурами силлогизма. Всего их 4, по возможному сочетанию исходных посылок.
Существуют умозаключения неявного вида, когда в одном предложении что-либо утверждается или отрицается дважды (дилеммы). Правила решения и получения новых знаний в этом случае будут другими.
Помимо собственно трех форм логического мышления, в распоряжении исследователя и другой инструментарий:
Определение инструментария неполное. Возможно применение и других операций логического мышления. Чем выше уровень развития мыслительных способностей, тем эффективнее и проще применять названные инструменты. При достаточной практике мыслитель перестает замечать промежуточные операции, они проводятся легко и органично.
В сложных ситуациях число операций может достигать сотен и даже тысяч. В зависимости от сути предмета исследования.
Как проверить степень развитости логического мышления
Диагностикой логического мышления занимаются психологи. В некоторых случаях оценкой навыков и степени зрелости интеллектуальной активности могут заниматься педагоги. Выявить уровень довольно сложно. Потому как возможны погрешности. Скидку делают на новые условия, в которых находится испытуемый, на сложность дидактического материала и прочие факторы. Потому как не все формы логики у одного человека в одинаковой степени развиты. Особенно, если он не проходил специального обучения и не тренировался. Усредненные показатели фиксируются письменно, чтобы после определенного развития сравнить исходный и конечный результаты.
Задачи и задания подбирает психолог. Обычно для целей тестирования достаточно выборочно скомпилировать материал из опросников Айзенка и подобных же. Также включаются вопросы из опросника Уондерлика (Вандерлика), в обработке на русском языке.
Задача — исследовать, насколько испытуемый способен применять инструментарий формальной логики. Без специальных занятий его используют хаотично, без системы.
В качестве эффективного материала психологи используют логические задачи. В сети их много, но не многие проверяют собственно логику. Поэтому к материалу на сайтах лучше относиться с достаточной долей скепсиса.
Хорошие результаты показывают беседы. В ходе рассуждений испытуемого уже видны неточности, стройность утверждения и аргументации, особенности движения и траектории мыслей. Не все психологи достаточно компетентны чтобы с ходу беседовать и оценивать рассуждения своих пациентов. Потому по потребности привлекают специалистов, знакомых с формальной логикой и свободно использующих ее методы на практике.
В некоторых случаях целесообразно использовать текстовые материалы, несложные публицистические статьи, научно-популярные тексты. Это позволит оценить степень эффективности работы с написанным.
В распоряжении психологов еще множество методов. Например, наглядный материал на карточках. В качестве стимулирующего материала пациенту предоставляют ряд карточек с картинками. На них изображены ситуации. Задача — выстроить в точной последовательности отображенные события. Затем рассказать историю, которая получилась.
На обследование может потребоваться немало времени. Зависит от того, какие аспекты логического мышления оценивает специалист. В среднем, диагностика занимает от 60 до 180 минут. Плюс-минус.
Тесты на логическое мышление проводятся и в рамках выявления психических расстройств. Но здесь достаточно ограничиться методиками «исключи лишнее» и работой с карточками. Как это описано выше. У пациентов с шизофренией и психозами наблюдается расщепление процессов интеллектуальной деятельности. Потому они не способны даже к элементарному логическому мышлению. Нарушения логического мышления встречаются и у здоровых людей. Но не в такой грубой форме. Они носят характер, скорее, неточностей. Но в целом, характер рассуждений верный.
Если человек не имеет возможности обратиться к психологу, можно протестировать себя самостоятельно. Для этого на помощь придут ресурсы с тестами Айзенка, Вандерлика. Часто проходить диагностику не стоит. Возможно выборочное развитие отдельных аспектов интеллектуальной активности. Получится так, что задачи решаются без проблем, в остальных же ситуациях испытуемый беспомощен или находится на том же уровне, что и был. Информативность подобной самодиагностики минимальная.
Как правильно заниматься, чтобы достигнуть результата
Как развить логическое мышление? Вариант один — практика. Желательно заниматься интенсивно и много. Для стойкого прогресса достаточно уделять учебе хотя бы 1 час в день. Регулярно и без перерывов. Улучшить логическое мышление можно несколькими способами.
Игры на логическое мышление больше подходят для детей. Но и взрослые могут найти что-то интересное в непринужденных форматах учебы. Для неформального усвоения знаний создано множество сайтов. В том числе на русском языке. В игровой форме информация «укладывается» лучше и процесс ее практического применения проще. Подобные формы позволяют учиться и прогрессировать быстрее.
Методы развития и тренировки включают в себя проработку теоретического материала. Чтобы лучше понимать материю логики как способа умственной деятельности, не лишним будет открыть одноименный учебник. Обычно такие издания не велики по объему. Но концентрация информации на страницу там максимальная. Потому торопиться не стоит. Переходить к новому материалу нужно после четкого усвоения и повторения старого.
Развитие логического мышления невозможно без решения специальных задач. В распоряжении ищущего развития множество сайтов с тысячами задач и заданий на любой вкус. Прорабатывать их стоит медленно и вдумчиво. Без спешки. Порой для решения задачи нужно затратить много часов. Это нормально, особенно на ранних порах.
Какие упражнения подойдут кроме названных? Сугубо практические. Например, работа с текстами. Важно выискивать все возможные противоречия и неточности, фиксировать их. Для четкого понимания необходима теория. Как строится текст, как строится аргументация. Исследования текстов и речей лучше оставить на потом. К этому этапу переходят после усвоения базовых принципов и получения хотя бы минимального опыта.
Хороший способ выработки навыков вербального высокого логического мышления — дискуссии. Обсуждать можно все, что угодно: от литературы до бытовых тем. Важно, чтобы не страдали принципы построения высказываний и всей речи, аргументация. Идеальный вариант — регулярная работа в специальных дискуссионных клубах, кружках и обществах по интересам.
Для развития вербальной формы нужно разобраться в принципах ораторского искусства. На помощь опять же приходят учебники.
О других типах мышления: