что значит экология души в моем понятии
Экология души — путь в будущее человечества
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 30137 раз
Библиографическое описание:
Гуревич, Л. Е. Экология души — путь в будущее человечества / Л. Е. Гуревич, И. И. Паршикова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6286/ (дата обращения: 15.11.2021).
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям — вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.
Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.
Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы».
Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди — как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа — будет грязной экология нашей планеты
В таких условиях перед школой стоит важная задача — воспитать не только образованного высококультурного человека, но и творческую личность, осознающую свою ответственность за состояние окружающей среды, за состояние нашего с вами дома. Чтобы решить эту задачу мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение учащихся к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления, без которого невозможно сохранение жизни на Земле.
В современной школе учитель должен через свой предмет воспитать в учащихся гуманное отношение к окружающему миру, ответственность за себя и за природу.
Именно уроки русского языка и литературы обладают мощной очищающей силой, а значит, способны играть значительную роль в экологическом воспитании учащихся. На уроках русского языка нами используется дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Очень часто проводятся интегрированные уроки, например, с учителем экологии на тему: «Природа и люди — одно целое». Все эти формы работы позволяют задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство — самые мощные инструменты воспитания нравственности. Например, в 5 классе мы погружаемся в устное народное творчество, в котором народной мудростью веками собирались обширнейшие знания о природе, окружающем мире. Ведь русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей.
Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных (стихотворение «Природа», вошедшее в «Стихотворения в прозе» И.Тургенева, повесть «Когда Земля вскрикнула» Артура Конан Дойла, «Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» Дж. Даррелла и другое). Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе.
На уроках, посвященных теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков», происходит не только знакомство учащихся с замечательными русскими поэтами (А. Пушкина, М. Лермонтова, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и многих других), но и понимание того, что у каждого из них свое видение окружающего мира. Дети учатся способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.
Так в стихотворении «Природа», вошедшем в «Стихотворения в прозе», И. С. Тургенев объединяются в одно целое два важных понятия: «жилой дом» и «храм». Храмина — это и Дом Природы, и в то же время святое место, церковь. А сама природа предстает в образе величественной и величавой женщины, полной глубоких дум, она восседает в огромной подземной храмине с высокими сводами, наполненной каком-то подземным, ровным светом.
В начале разговора лирический герой убежден, что отношений между Природой и человеком полны гармонии, что Природа — это мать, которая заботиться о его (человеке) благе и счастье. Но поговорив с Матерью-природой, герой понимает, что не все так однозначно. Разум и чувства выделяют человека из мира природы. Люди живут по своим законам, а природа — по своим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.
О загадочной душе природы замечательно написал Ф. И. Тютчев. Для поэта природа всегда была живым организмом, имеющим душу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Тонкий мастер стихотворных пейзажей, он выступал против тех, кто недооценивал природу, говорил о людской глухоте, очерствении человеческой души.
В 1928 году журнал «Liberty Magazine» опубликовал научно-фантастическую повесть известного английского писателя Артура Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула». Но сейчас, к сожалению, то, что описывал знаменитый англичанин в начале прошлого века, стало реальностью. И все больше людей соглашаются с сэром Артуром Конан Дойлом, обратившим внимание на сходство планеты, на которой мы живем, с живым существом, но только очень большим.
Повесть «Когда Земля вскрикнула» является пятой по счету книгой в цикле произведений о профессоре Челленджере, который утверждал, что Земля не имеет ни малейшего представления о том, как человечество эксплуатирует ее, более того, она не подозревает о существовании человека. Джордж Челленджер вынашивает и потом пытается осуществить свой план, согласно которому Земля должна узнать, что существует, по меньшей мере, один человек — Джордж Эдуард Челленджер, — который требует к себе внимания.
И так после нескольких лет неустанной работы, которая, не прекращаясь ни днем, ни ночью, велась при помощи всевозможных буров, сверл, землечерпалок и взрывов и, в конце концов, привела к нужной цели. Челленджер пробил земную кору, ее толщина составила четырнадцать тысяч четыреста сорок два ярда. После этого он планировал добраться до «живой плоти Земли».
Профессору это удается. И после того, как он просверлил земную мантию, по всей земли понесся рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был подобен слившимся воедино голосам тысячи сирен; он пронесся по всему южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-Манш, и, в конце концов, растаял в спокойном летнем воздухе.
Нужно сказать, что большинство героев повести, среди которых были и журналист Мелоун, и Пэрлисс Джоунс, был напуган реакцией Земли. Но они посчитали такую реакцию правильной. Им о многое пришлось обдумать. И единственным человеком, кого не тронула такая реакция Земли, был профессор Челленджер. Он считал, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны, что Земля — это живой организм, такой же как мы с вами. И все что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.
Естественно когда Артур Конан Дойл задумывал свое произведение о профессоре Челленджере, он опирался на прототипы реальных людей, которые уже тогда причиняли вред планете, не думая о последствиях своих деяний. Но история человечества и литературы в том числе, как неотъемлемой ее части, знает и другие примеры. Когда свою жизнь люди посвящали защите природы, всей нашей планеты. Таким ярким примером может служить жизнь и деятельность Джеральда Даррелла — замечательного писателя-натуралиста, великого путешественника — обладающего неповторимым даром рассказчика и тонким юмором. Его книги («Натуралист на мушке, или Живой портрет с природой», «Ковчег в пути», «Птицы, звери и родственники», «Три билета до Эдвенчер», «Поймайте мне колобуса» и многие другие) помогли миллионам детей и взрослых по всему свету по-новому посмотреть на мир живой природы и почувствовать себя неотъемлемой ее частью. Главными героями его всех замечательных сборников рассказов стали. сам Даррелл и его необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты!
Но этот удивительный человек был не только писателем, призывающим к спасению редких животных и птиц, но и тем, кто своим примером показывал, как это сделать.
В 1959 году Джеральд Даррелл создал на острове Джерси зоопарк, на базе которого в 1963 году был организован Джерсийский трест сохранения диких животных. Основная идея Даррелла заключалась в разведении редких животных в условиях зоопарка и дальнейшем расселении их в места естественного обитания. В настоящее время эта идея стала общепринятой научной концепцией. Итолько благодаря Джерсийскому тресту, многие виды животных сохранились, и мы их можем увидеть в естественной среде обитания, а не только в виде чучел в зоологических музеях
В старших классах идет постижение литературы как классической, так и зарубежной. Мы пытаемся донести до учащихся мысль о том, что нарушение экологии ведет к нарушению экологии души. В этом нам помогают произведения. Например, роман Чингиза Айтматова «Плаха» Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Добавим сюда и В. Распутина «Прощание с Матерой», и Д. Гранина «Картина», и С. Залыгина «Комиссия» др. авторов. Нам важно показать на уроках литературы, что экологические и нравственные проблемы тесно взаимосвязаны. Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание»
Как-то замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”».
Эти слова были написаны в первой половине XX века, но мы знаем, очень хорошо знаем, к чему привела такая психология. Думается, что сейчас будет более правильным сравнить уже самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым.
Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души.
Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий сильный характер, а именно — формирует личность человека. Именно этим она и ценна для нас, людей.
От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души!
1. Боголюбов, С. А. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций [Текст] / С. А. Боголюбов. — М., 1996.
2. Дубовик, О. Л. Экологическое право: учебник [Текст] / О. Л. Дубовик, Л.Кремер, Г. Лоббе-Вольфф. — М.: ЭКСМО, 2005.
3. Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: учебник [Текст] / Б. В. Ерофеев. — 3-е изд. — М.:Юристъ, 2005.
4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991).
5. Малахов, В. М. Тепловое загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями [Текст] / В. М. Малахов, В. Н. Сенин // Серия «Экология». — М., 1996.
6. Криксунов, Е. А. Экология [Текст] / Е. А. Кринсунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. — М.: Дрофа, 1995
7. Богдановский, Г. А. Химическая экология [Текст] / Г. А. Богдановский. — М.: Издательство Московского университета, 1994
8. Агаджанян, Н. А. Экология человека [Текст] / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. — М.: Экоцентр, КРУК, 1994
9. Экология человека: Словарь-справочник [Текст] // Под общей редакцией академика РАМН Н. А. Агаджаняна. — М.: КРУК, 1997.
10. Экология. Природа — Человек — Техника: учебник для вузов [Текст] // Т. А. Акимова, A. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Экология: учебник для вузов [Текст] / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2004.
12. Экология: учебник для вузов [Текст] // А. С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
13. Даррелл, Д. Птица-пересмешник. Натуралист на мушке [Текст] / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 608 с.
14. Даррелл, Д. Поймайте мне колобуса [Текст] / Д. Даррелл, пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2001. — 223 с.
15. Даррелл, Д. Гончие Бафута. Под пологом пьяного леса [Текст] / Д.Даррелл. — М.: Эксмо, 2008. — 544 с.
16. Дойл, А. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Затерянный мир. Отравленный пояс. Когда мир вскрикнул [Текст] / Артур Конан Дойл. — М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. — 416 с.
Экология души
В общем, пример понятный. Чтобы решить какую-то проблему, надо сначала устранить ее причину. А потом уже разбираться с последствиями. В Москве прошла неделя экологии. Как говорится, и я там был, и на открытии выступал. Об экологии мы сегодня сегодня говорим много. И правильно говорим, и правильно делаем, что говорим. Человек, наконец, осознал, что к природе надо относиться бережно. Иначе будет совсем плохо.
Но вот с чего начинать? С раздельного собирания в мусорных баках стеклянных и пластиковых бутылок? Или с изготовления биологически разлагаемых пакетов? Или с охраны уссурийских тигров? А может быть, все это одновременно делать? Церковь говорит, что надо начинать с экологии души. От того, что внутри нас – не в смысле внутренних органов, конечно, – зависит и то, каким будет мир вокруг.
Библия говорит нам, что окружающий мир является домом, который Бог создал для человека. Все-таки домом, а не только мастерской. Возможно, со мной не все согласятся, но я думаю, что преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это, конечно, не значит, что нужно свернуть экологическую деятельность, или ее вообще не начинать, пока все не станут святыми. Но это значит, что сначала все-таки надо закрыть кран, а потом уже разбираться с последствиями потопа.
Замечательный святой Максим Исповедник сказал, что человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом. Замечательно, правда? Носить рай в себе самом.
Несколько слов об экологии души
Сегодня практически единственным способом сохранить дикую природу и связь человека с ней является создание особо охраняемых природных территорий, день которых отмечается 11 января. Кстати, дата выбрана неслучайно: 11 января 1917 года был образован первый заповедник в районе Байкала – Баргузинский, целью которого было спасение баргузинского соболя.
По данным Минприроды, на данный момент в России 51 национальный парк, 101 заповедник, 67 заказников – и это всего лишь около 13% территории нашей страны.
Пандемия новой коронавирусной инфекции наложила отпечаток на каждого – и я не стала исключением. В марте прошлого года руководство моей компании распустило нас по домам. Сотрудники перестроились достаточно быстро. Позже мне разрешили покинуть столицу, и я временно переехала к родителям на Ставрополье.
Минеральные источники. Гора Бештау. Пятигорск. Кавказский хребет. Это короткий список того, что я имею счастье видеть ежедневно.
Уставшему жителю мегаполиса совсем несложно, как оказалось, перестроиться на размеренный ритм и начать созерцать. Не говорю о работе: я честно тружусь все свои восемь часов. За прошедшие месяцы я успела увидеть зеленые колоски озимых, найти цветущие маки в полях, потомиться от жары в сухой спелой пшенице, не один десяток раз проводить уставшее солнце за горизонт, в ясную погоду любоваться блистательным Эльбрусом. Гулять по горам-лакколитам, которых в регионе более 17.
Почему меня, человека, который провел здесь чуть меньше года, по-прежнему тянет каждые выходные выбираться за город? Возможно, это один из способов получения благодати. Ведь даже самый воинствующий атеист не может не принять в себя этот дар Божий через созерцание красоты окружающего мира.
Для меня самый лучший вид отдыха – новые туристические горные маршруты. Но старые любимы не меньше. Я вновь и вновь возвращаюсь в Кисловодский парк, которому не так давно присвоили статус национального. Терренкуры, знаменитый нарзан, целебный климат и более двух сотен видов высаженных в XIX веке деревьев и кустарников. Тем сильнее режут глаз брошенные на тропинки бычки, переполненные урны с пластиковыми стаканами и коробками из-под бутербродов. Даже удивительно: там, где уже два века усердно заботятся о природе, небрежно относятся к пластику и наносимому им урону.
Меня восхищает величие гор. Вне зависимости от высоты, всегда есть ощущение, что ты упираешься макушкой в небо, паришь над миром, чувствуешь какую-то особенную близость к Богу.
Но как больно становится, когда у подъемника взгляд натыкается на привязанных орла, сову, лисичку. В их измученных глазах безысходность и полная отрешенность. Несоответствие картинки: ну вот же она, такая близкая свобода – а лапки в веревках…
Недавно от знакомой, которая возит группы в самые труднодоступные места Северного Кавказа, я узнала, что в конце туристического сезона несколько экскурсоводов идут по маршруту, преодолевая пешком около десятка километров вверх, чтобы собрать оставшийся после путешественников мусор.
Современный мир подчинен принципу обогащения в короткие сроки. Если в реке много рыбы – она под угрозой скорого истребления; если есть свободный клочок земли – он должен быть застроен и приносить доход; есть железная дорога – выгодно возвести завод; много пушного зверя – пустим его на мех. Так исчезают гектары плодородных земель, иссыхают реки и источники, пустеют месторождения полезных ископаемых, гибнут звери и птицы.
Обидно, но отчуждаются даже защищенные федеральным законом земли: прокладываются асфальтовые дорожки под видом туристических троп, затем незаметно застраиваются магазинами и лавочками с товарами – и вот уже нет травы и деревьев, где укрывались птицы, зато есть горы отходов, которые невозможно переработать непромышленным способом. А животные уходят в чащу, если у них есть такая возможность.
Мы не чувствуем связи поколений и ответственности за то, что каждый из нас оставляет потомкам. Но при этом практически в любом человеке живет желание отождествить себя с природой, быть ее неотъемлемой частью, искать уединения в лесу или тихом деревенском доме, вдали от производств и шума больших городов.
В последнее время стал набирать популярность термин «экология души» – забота о своем внутреннем мире, духовности, нравственности. Какая тонкая связь природы и человека!
Загрязнение собственной души – зависимости, эгоизм, ненависть, тщеславие и жажда наживы – неизменно сказывается на окружающем нас пространстве. И наоборот, забота о тех, кто слабее, милосердие, духовность, любовь формируют совершенно иной мир вокруг и помогают бороться за идеалы.
Загрязнение собственной души неизменно сказывается и на окружающем нас пространстве
Бог отдал человеку землю и животных, чтобы царствовать над природой. Царствовать – это не просто пользоваться привилегиями и благами: царствование налагает бремя ответственности. Нам дан великий подарок: чувствовать в природе созидательную силу Творца. Поэтому сохранение и приумножение природных богатств – прямая обязанность христианина.
Доклад к родительскому собранию на тему: «Экология души»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Доклад к родительскому собранию
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности.
В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха. Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.
Предметом экологии души может и должна являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Говорить о воспитании детей всегда трудно.
На протяжении многих веков человечество самым серьёзным образом подходило к этому вопросу.
Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.
Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.
Сегодня на родительском собрании мы поговорим о красивом и безграничном нашем мире, и о том, как можно в семье и в школе воспитывать у детей чувство любви к этому миру, эмоциональную отзывчивость.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Все мы – люди с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами. Но есть одно, что объединяет всех нас – это наши дети, которые могут стать радостью или проблемой. Дети – это наши зеркала. Все хорошие и плохие привычки, которые есть у нас, со временем будут и в наших детях.
Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.
Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь.
Как ведут себя родители – такое поведение и у ребёнка.
Ребёнок копирует поведение взрослых.
Дети видят и то, что родители, как правило, хотят скрыть от них.
Наиболее распространённые родительские ошибки в том, что можно назвать воспитанием чувств.
— Игнорируют чувства своих детей, считая их не заслуживающими внимания. Часто они слишком поглощены собой и собственными делами.
— Жёсткие, вечно сердитые и высокомерные родители, не уважающие людей вообще и собственных детей в частности. Это родители, которые кричат:
«Не смей огрызаться!», когда ребёнок пытается высказать свою точку зрения на происходящее.
— Склонны потакать своим детям во всём. Не стараются научить их справляться с трудными ситуациями более конструктивным образом. Пытаются чем-нибудь «подкупить» разгневанного или расстроенного ребёнка.
Антон Семёнович Макаренко в своей « Книге для родителей» написал:
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
До недавнего времени для определения одарённости человека существовала только одна шкала измерения – коэффициент интеллектуальности (IQ).
Но не так давно ученые выяснили, что в повседневной жизни гораздо важнее интеллекта то, что называется эмоциональной и душевной одарённостью:
умение сопереживать и ладить с людьми.
Психолог Дэниел Гоулман по пунктам расписал понятие «эмоциональная интеллигентность»:
Самоотчёт, или адекватное представление о собственных чувствах в каждый момент времени.
Способность управлять своими настроениями – успокаиваться, отбрасывать, когда нужно, заботы и неприятности, быстро оправляться от ударов.
Способность к самомотивации, куда входят такие качества, как постоянство, оптимизм и трудолюбие.
Эмпатия, или способность к сопереживанию, состраданию.
Социальные навыки – способность к гармоничному взаимодействию с окружающими людьми.
Семья является ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит вся дальнейшая судьба человека.
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение.
Семья – это больше чем отец и мать.
Это наследие того, что собрало и передало нам множество поколений наших предков: духовно – религиозные и национальные традиции, традиции рода, патриотизм и верность идеалам добра.
Семья – единый духовный организм. Повреждение одного её члена обязательно отражается на жизни других. Дети всегда восприимчивее. Они сильнее взрослых испытывают на себе малейшие колебания психологического и духовного климата.
Если вы находитесь здесь, значит, у вас есть семья! Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть!
Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта.
Семья для ребёнка – это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.
Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным).
Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.
Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это, где тебя любят.
Семья – это близкие люди.
Семья – это вера, надежда и любовь.
Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.
Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, ничего не требуя взамен.
Семья – это самое ценное, что есть у нас.
Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть
Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках
Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.
Семья – это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.
Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.
Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.
Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни. Она может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Семья была и всегда будет основой воспитания подрастающего поколения.
Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее.
Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию : Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.
Только хорошо продуманная совместная работа семьи и педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для воспитания нравственных качеств человека.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.
И закончить я хотела бы такими словами:
Душа дана была для счастья человеку,
Мы любим всей душой, душой поём.
Но, видимо, во всём бывает равновесье:
Душой страдаем мы и горечь пьём.
Понять непросто душу век от века,
Но знаю точно, просто убеждён,
Что нет красивей в мире человека,
Кто добротой душевной наделён!