что значит элективный курс по предмету

Элективные курсы – что это такое?

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

На вопросы нашего редактора Светланы Яковлевны Ковалёвой отвечает Алла Алексеевна Фадеева, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории физического образования Института содержания и методов обучения РАО, заведующая кафедрой методики преподавания физики и математики Педагогической академии последипломного образования.

В чём суть термина «элективные курсы»? Какова роль этих курсов в системе образования? Каково их предназначение в образовании каждого школьника?

– Элективные учебные предметы (от лат. electus – избранный, избирательный) – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учебного учреждения. Они выполняют три основные функции:

– развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

– углубление, «надстройка», дополнение профильного учебного предмета;

– удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности.

Элективные курсы могут использоваться для внутрипрофильной специализации и для построения индивидуальных образовательных траекторий. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при создании или выборе элективного курса профильной или предпрофильной подготовки?

– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р);

– Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г.);

– Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, используемые учителем (компонент образовательного учреждения);

– программы элективных курсов.

Существуют какие-либо опробованные программы элективных курсов, которые вы могли бы порекомендовать нашим читателям?

– Могу порекомендовать сборник «Физика. 9–11-й классы. Профильное обучение (Сост. В.А.Коровин: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006), в котором опубликовано 13 программ элективных курсов. Частично уже в виде учебных, методических пособий они опубликованы издательством «Бином»:

Новиков С.М. Физика и медицина;

Орлов В.А., Кабардин О.Ф. История физики в России.

Кабардин О.Ф. История физики и развитие представлений о мире (открытие мира).

Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерение физических величин.

Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Исаев Д.А. Фундаментальные эксперименты в физической науке.

Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Равновесная и неравновесная термодинамика.

Алешкевич В.А., Пурышева Н.С. Оптика.

Майер В.В., Вараксина Е.И. Исследование ультразвука низкой частоты.

Орлов В.А., Дорожкин С.В. Плазма – четвёртое состояние вещества.

Разумовская И.В. Нанотехнология.

Петрова Е.Б., Пурышева Н.С. Физика в биологии и медицине.

Комолова Л.Ф. Эволюция сложных систем (на базе физики, химии, математики, информатики, биологии, социологии, ОБЖ, психологии).

Орлов В.А., Сауров Ю.А. Методы решения физических задач.

Издательский центр «Вентана-Граф» планирует издать серию элективных курсов по всем предметам для основной и средней (полной) школы, в том числе и по физике.

Какие типы элективных курсов вы считаете наиболее перспективными и востребованными нашей общеобразовательной системой?

Слушателям Педагогической академии последипломного образования мы рекомендуем элективные курсы, посвящённые углублённому изучению отдельных разделов школьного курса; изучению разделов, не входящих в школьную программу, методов познания природы, истории физики, техники и астрономии, методов применения знаний по физике на практике, в быту, в современной технике и производстве, а также межпредметные курсы.

В ходе федерального эксперимента по введению профильного обучения выяснилось, что в школах Московской области чаще всего встречаются пять профилей обучения: естественнонаучный (10%), технологический (45%), художественно-эстетический (10%), гуманитарный (20%), универсальный (5%). В 10% школ в 2005/2006 уч.г. не было введено профильное обучение. По России: гуманитарный филологический профиль – 26%, физико-математический – 23%, социально-экономический – 15%, агротехнологический – 12%, информационно-технологический – 8%, естественнонаучный – 8%, универсальный – 8%.

Что вы посоветуете делать учителям, которые хотят разработать собственный элективный курс профильного или предпрофильного обучения?

Работа по созданию элективного курса должна состоять из трёх компонентов. Первый связан с анализом базисного плана, который может быть разным в разных образовательных учреждениях. Второй – работа с психологом, который примерно одну треть школьного времени предпрофильной подготовки должен уделять выявлению предпочтений учащихся, помогать принимать решения и формировать стратегическую линию профилизации в учебном заведении. Третий компонент – сами предметные и межпредметные элективные курсы.

Если ваш предпрофильный или профильный курс всё это учитывает, а разрешения на его реализацию по каким-либо причинам администрация не даёт, то выход всё равно есть. Вы можете приехать в региональную Академию последипломного образования, Институт повышения квалификации, Институт развития образования и т.п. и получить рекомендации экспертов, которые обычно местными органами управления учитываются.

И конечно, немного о содержании вашего курса. На мой взгляд, это не должен быть курс изучения современной науки, но в то же время и не должен быть узконаправленным курсом подготовки в вуз. Надо учитывать реальные условия – возможность объяснить, показать, продемонстрировать сложные научные факты, достижения, теории и потребности конкретного социума. Вероятно, в гимназиях и лицеях, в спецклассах курсы должны вести приглашённые узкие специалисты, а в общеобразовательных классах могут вести и учителя, прошедшие специальную подготовку, умеющие фрагментарно вводить достижения науки в процесс объяснения, умеющие коррелировать информацию и методы обучения. Над этим аспектом реформы образования Министерству образования и науки предстоит ещё много работать.

Источник

Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

Содержание программы

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

Источник

Электив или факультатив: что общего?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЭЛЕКТИВ ИЛИ ФАКУЛЬТАТИВ?

Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Элективный курс ( курс по выбору) обязателен для старшеклассников. Он играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы. Подобные курс ы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника. Элективные курс ы являются важнейшим средством для построения индивидуальных образовательных программ, так как, в наибольшей степени близки к выбору каждым школьником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.

Среди элективных курс ов выделяют следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курс ы, которые не входят в базисный учебный план. Основной задачей предметных курс ов выступает задача: расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.

Главная цель межпредметных элективных курс ов – интеграция знаний учащихся об обществе и природе. Элективные курс ы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных направлений применения собственных сил в будущем.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, «История искусств»);

обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку «Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров»);

служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы «Психологические основы семейных отношений», «Основы ораторского искусства», «Психологические основы общения», «Познай себя» и т.д.);

способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, электив «Деловой английский язык»).

Успешный элективный курс отвечает следующим критериям:

1. Содержание программы курс а достаточно актуально в современном мире.

2. Мотивационный потенциал курс а находится на высоком уровне.

3. Содержание курс а соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям: у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор); наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. f acultatif – от лат. f acultas – «возможность») – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в общеобразовательном учреждении по выбору учащегося.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы

Целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение.

Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.

Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендуют использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.

Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.

Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент для всех учащихся общеобразовательных учреждений, их выбирает каждый учащийся.

Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность. Факультативные курсы представлены рабочими программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч.). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч.), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или один семестр. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.

Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.

Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все учащиеся и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).

Источник

Что такое элективный курс и зачем он нужен

Цели, задачи и функции

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

Основная задача элективов – помочь подростку определиться с выбором будущей профессии и подготовиться к поступлению в соответствующий вуз. Дополнительные курсы призваны:

К тому же дисциплины по выбору помогают старшеклассникам лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, набрать больше баллов и таким образом увеличить свои шансы на поступление в вуз. Это своего рода репетиторство. Как правило, количество ребят в группах не превышает 10–12 человек, что позволяет преподавателям искать индивидуальный подход к ученикам и применять нестандартные методики. Сами же подростки получают возможность дополнить собственные знания по целом ряду школьных дисциплин. На элективных курсах старшеклассники совершенствуют коммуникативные навыки, учатся доступно и грамотно излагать мысли, развивают аналитическое мышление.

Отличие от факультатива

Элективы обязательны. Если в секции, кружки и на факультативы ребенок ходит по желанию, то эти уроки включены в школьную программу. Ученик вправе решать лишь то, какие именно дисциплины он будет изучать.

Элективные курсы предусматривают оценку и контроль полученных знаний. Они внесены в расписание занятий и четко регламентированы. Проводится аттестация. Факультативы же организуются исключительно во внеурочное время, а их продолжительность определяет руководитель кружка или секции.

Основные разновидности элективных курсов представлены в таблице.

ВидЗадачиОписание
1ПробныйСоздать условия для того, чтобы ученик убедился в верном выборе направления или же отказался от него.Ученики знакомятся с возможными профессиями и специальностями в соответствующей области
2ОриентационныйПомочь старшеклассникам обнаружить в себе склонность к той или иной науке и, исходя из этого, выбрать предметные элективные курсы.Коллективное обучение и более пристальный взгляд на профессию
3ОбщекультурныйРасширить кругозор учеников, в том числе в областях, которые не затрагиваются обязательной школьной программой.Восполняются пробелы в знаниях, повышается общая эрудиция
4УглубляющийПодробное изучение выбранной дисциплиныРазбор дополнительного материала по тому или иному предмету

Требования к программе

Учебная программа должна полностью отвечать поставленным целям и задачам электива. Поскольку эти уроки не факультативные, то и требования к ним выдвигаются такие же, как ко всем общеобразовательным дисциплинам. Автор курса составляет подробную программу, рассчитанную на определенное количество часов. Необходима пояснительная записка, в которой преподаватель объясняет, почему предлагаемая тема актуальна и будет полезна для учащихся. Каждый академический час расписывается детально, с учетом общей школьной программы. Упор делается на дополнительные знания по предмету. Обязательно прилагается список литературы и научных материалов, использованных при подготовке элективного курса. Учебный план должен включать в себя теоретические и практические занятия. Приветствуется применение во время уроков современных технологий и интерактивных пособий. Одно из основных требований к программе электива – ее уникальность.

Пример

В двух словах расскажем об элективе «Такая разная математика», предназначенном для учеников 9 классов естественно-научного профиля. Курс разработала Елена Батилова, преподаватель алгебры из Санкт-Петербурга. Автор утверждает, что занятия будут полезны как для школьников со склонностью к физико-математическим наукам, так и для учеников-гуманитариев. Программа рассчитана на 34 академических часа, то есть на 1 урок в неделю. Цель – повторение уже изученного материала по математике и развитие логического мышления.

Заключение

Педагоги сходятся во мнении, что углубленное изучение отдельных дисциплин благоприятно влияет на образовательный процесс в целом. Эксперты уверены, что введение элективов в обязательную школьную программу оправдано. Такие занятия помогают решить сразу две задачи: помочь ребятам выбрать будущую профессию и подготовить их к поступлению в вуз. Практика показала, что курсы способствуют как общему развитию ученика, так и освоению базовых предметов. Тем не менее противники этой системы тоже существуют. Они аргументируют свою позицию тем, что дети получают чрезмерную нагрузку в дополнение к уже имеющейся. Тем не менее чиновники в Минобрнауки убеждены, что такой подход к обучению соответствует современным условиям жизни.

Источник

Электив и факультатив: различия, опции выбора

что значит элективный курс по предмету. Смотреть фото что значит элективный курс по предмету. Смотреть картинку что значит элективный курс по предмету. Картинка про что значит элективный курс по предмету. Фото что значит элективный курс по предмету

В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.

Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.

Что такое электив?

Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.

Для элективных курсов характерны следующие особенности:

Что такое факультатив

Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:

Предпосылки для появления элективов и факультативов

Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.

Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.

Факультативы, элективы и нагрузка на учеников

Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.

Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:

В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *