что значит если дети тянутся к человеку
Почему ко мне тянутся дети?
Вопрос психологам
Спрашивает: Елена, 37 лет
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте. Задалась этим вопросом после того как в очередной раз подошла двухлетняя девочка. Я общалась со знакомой подходит улыбающая девочка. Мои действия: я спрашиваю как её зовут-она не отвечает а пытается сесть мне на колени. Я её сажаю на колени и ещё раз спрашиваю как её зовут. Она называет имя и не хочет сидеть на коленках а даёт мне руку чтобы с ней пошла в песочницу. Я говорю что подойду потом. У меня девятилетняя дочь. Я не хочу больше детей. Были случаи когда дети называли меня мамой и предлогали быть их мамой.
Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Почему ко мне тянутся дети?
Психолог Москва Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: 13641 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 8
Психолог Минск Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: 8046 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 138
Алла Кудряшова, опора для начала перемен, адаптация, работаю по Skype
Ответов на сайте: 20348 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6
Здравствуйте,Елена.Солнышко угадывают все,и все идут погреться пол лучами.Особенно,когда солнышка мало.Вероятно,Вы своим тембром голоса,мимикой,взглядом,теплотой общения притягиваете детей,которые испытывают дефицит в материнской ласке.Вы теплая и,наверняка,с бессознательным чувством вины(не можете отказать).Поэтому,Вы для детей с дефицитом тепла очень располагающая.В этом нет ничего плохого.Просто,знайте,что у Вас есть склонность нравиться детям.Эту склонность,например,можно серьезно и умело использовать,став профессионально,детским психоаналитиком.Это будет редкая и штучная специальность.И очень востребованная.
Ответов на сайте: 730 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 14
Здравствуйте, Елена! Судя по Вашему вопросу то, что Вы нравитесь детям Вас в какой-то степени беспокоит. Ведь вряд ли можно найти что-то плохое в том, что дети к Вам тянутся. Следовательно Ваше личное отношение ко вниманию детей Вас может чем-то беспокоить. Если это так, для начала постарайтесь ответить себе на вопрос о том, что, собственно, в этом плохого, в том, что дети проявляют к Вам внимание? Кроме того, Вы сказали, что у Вас есть ребёнок и Вы не планируете больше детей. В таком случае каким же образом то, что дети к Вам тянутся, обязывает Вас заводить нового ребёнка? Дети, вероятно, просто чувствуют Вашу доброту и надёжность, только и всего. Удачи Вам, Елена!
Пушкарёв Юрий Игоревич. Психолог. Работаю очно и онлайн
Правда, что дети тянутся к хорошим людям, почему?
Говорят, что животные и дети чувствуют хороших людей, и соответственно, тянутся к ним, а плохих избегают.
Вы согласны с тем, что если дети ко мне лезут, то значит я хороший человек?
Вы знаете, я соглашусь так, как не раз убеждалась в этом. Моя собака (живет в родительском доме) не переносит алкоголиков. Не выпивших, а именно зависящих.Он их сразу кусать хочет (ходит с намордником) Так же и его мама (он у нас родился). Если человек скандалист, пьет, бьет жену и тп, она его в дом не пустит. Будет тянуть за брюки, кусать, лаять, бросаться, но в дои не пустит, ко мне особенно. Мама рассказывала, что когда я была маленькая, то не могла быть возле таких людей (до годика) Я плакала, у меня температура сразу, жар. Вот так. А племянник (4 года) в глаза говорит человеку, что тот плохой и всё. Как его не ругай. Потом этого человека сторонится
Одно время работала с детьми. И ежедневно это наблюдала. Происходит тяга к хорошим людям у детей на каком-то интуитивном, подсознательном уровне. Особенно они любят тех, кто сам в душе остался ребёнком. Я например, позволяла им делать такие вещи, которые другие взрослые запрещали. Конечно, им это было по душе. Например, вижу, что у них энергия не находит выхода и говорю: «А давайте, кто громче крикнет?!» И начинают они орать где-то с минуту (дело было летом на улице). Потом, наорутся, и такие счастливые, довольные и спокойные.
Ко мне постоянно тянуться дети, особенно совсем мелкие, даже и не знаю, на сколько я хороший человек, может они ко мне тянуться потому, что я в душе сама еще ребенок. Еще ко мне всегда лезут чужие кошки, хотя я не чем особым не пахну и кошки у меня дома нет, остальные животные на меня спокойно реагируют.
Думаю, что правда в этом есть. Конечно, понятие «хороший человек» довольно расплывчатое, но дети и животные каким-то образом чувствуют, кто к ним хорошо относится. К таким людям они и тянутся. Да и взрослые предпочитают общаться с теми, кто к ним хорошо расположен.
Все зависит от того, в каком доме Вы живете. Прогуливаться по дворам хрущевок и в светлое время небезопасно. Много также зависит от района проживания и сложившихся традиций. А ночью там собираются те, кому стыдно посидеть на скамейке днем (а может некогда). Ночные островки жизни для общения. Удобно и дешево, а домой родители не пускают и соседи жалуются. У меня в городе для решения этой проблемы в парках целые беседки поставили. Ори сколько угодно, пока полиция не заберет за пьянство в общественном месте.
Такая практика существует ещё с советских времён и не была отменена у нас в Украине после 1991 года, думаю, что и в России она тоже существует.
При перевозке детей дошкольного и школьного возраста их обязательно должны сопровождать взрослые. Моя дочь училась в частной гимназии и детей со всего города на занятия привозили специальными автобусами, этими же автобусами привозили учителей и другой персонал школы. Но это не значит, что учителя просто пользовались школьными автобусами, а дело в том, что когда школа открывалась и решались вопросы доставки детей от органов министерства образования получили письмо, в котором расписывался порядок этой самой доставки.
В каждом автобусе был ответственный за маршрут, который садился первый утром и выходил последний вечером. Именно этот сотрудник принимал и рассаживал детей, следил за их поведением при передвижении, а при возвращении после школы передавал младших «с рук на руки» родителям, старшие, конечно же, выходили сами. Но так как автобусы были достаточно большие, то кроме ответственного там ещё ехали 2-3 взрослых сотрудника, чтобы наблюдать за детьми по всему салону.
Это связанно с педофилией, сейчас с помощью интернета, многие могут взять к примеру фильм и обрезать(выделить ) именно те моменты когда ребенок голенький, и использовать в своих извращениях, даже есть сайты где некоторые платят чтоб посмотреть на голых детей, поэтому я всегда предупреждаю и негодую когда нерадивые мамочки выставляют в соцсетях своих голеньких деток.
У нормального человека это вызовет только умиление, но есть же и ненормальные, которые будут красть эти фотки тайком и использовать по своему назначению, зачем это нужно?
Если так уж хочется на память своего голенького малыша, то сделайте альбом только для себя, не выставляйте в соцсети откуда разлетается по всему инету,надо быть строже, теперь не то время,это жен не бумажная фотография которая останется при вас.
Поэтому не только в фильмах, но и в жизни, надо 100 раз подумать прежде чем что то выкладывать.
Большой и маленький
Говорят, противоположности притягиваются. Может быть, поэтому семилетний мальчик не может и дня прожить без общения с соседом-подростком, а юная девушка, которой по возрасту положено проводить время в клубах со сверстницами, всему этому предпочитает чаепития с дамой намного старше себя.
Помните фильм Люка Бессона «Леон», в котором двенадцатилетняя Матильда дружит со взрослым киллером? Конечно, пример экстремальный, но подобных историй можно встретить немало и в реальной жизни. Наверняка, некоторые из нас без труда вспомнят, как в детстве больше радовались визитам папиного друга, его ровесника, человека умного и интересного, чем его совершенно обычного сына, который хотел только играть в солдатики и легко позволял усаживать себя за детский стол.
Спустя годы мы уже мало обращаем внимание на возраст наших друзей и коллег. Психолог Владислав Хименов отмечает, что феномен «дружбы со старшими» может быть ярко заметен, когда один из друзей – ребенок или совсем молодой человек, лет до 25. В зрелом возрасте разница уже не так заметна, как другие различия между людьми – в культуре, образовании, социальном положении, достатке, образе жизни. Семейный психолог Наталья Селиверстова добавляет, что взрослые люди, скорее всего, дружат и общаются, несмотря на большую разницу в возрасте, если их объединяет какое-то общее дело, например работа или хобби.
Говоря о детях, мы понимаем под большой разницей период в два-три года. «Чем младше ребенок, тем больше заметна разница в возрасте – слишком много значительных изменений происходит в этот период. Велик разрыв между дошкольником и школьником, даже если хронологически один старше другого всего на год, потому что их социальное развитие сильно отличается», – поясняет психолог Нина Елыкова.
ПИТЕРЫ ПЕНЫ НАОБОРОТ
Если пропасть настолько велика, то почему дети тянутся к людям, которые старше их на несколько лет, а иногда и на несколько десятков лет? Наталья Селиверстова считает, что ситуации, когда дети выбирают себе друзей старшего возраста, можно рассматривать в положительном аспекте. «Младшим всегда есть чему поучиться у старших детей, они кажутся им такими умными, взрослыми и все умеющими, – рассказывает психолог. – Дети стремятся получить от них новый опыт и знания о том, чего они еще не знают в силу возраста».
Можно ли сказать, что через взрослых друзей ребенок входит в запретный мир, куда ему заглядывать пока не положено? И да, и нет. Часто дети тянутся не к «взрослым» удовольствиям, а к другому уровню отношений. По словам Нины Елыковой, маленькие дети могут выбирать себе старших друзей, когда им в связи с ситуацией требуются некие психологические умения или качества, которые им самим еще не доступны: «Жизнь вынуждает ребенка быть взрослее, чем он есть. Например, он вынужден выдерживать эмоциональное напряжение, большее, чем способен. Тогда ребенок будет стремиться к общению с теми, кто уже умеет это, для того, чтобы “присвоить” себе это умение».
То же самое касается коммуникативных навыков. Дети с небольшим опытом будут инстинктивно тянуться к старшим, потому что те лучше умеют контролировать свои эмоции, решать конфликтные вопросы. Таким образом, старшие друзья более понятны и безопасны для ребенка с не развитыми пока навыками общения, чем его сверстники, которые испытывают те же проблемы и могут его психологически ранить.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Дети развиваются с разной скоростью, поэтому некоторым просто скучно общаться со сверстниками. «Дружбу со старшими иногда заводят дети и молодые люди, значительно опередившие своих сверстников в общей эрудиции или значительно продвинувшиеся в овладении какой-то областью знаний или в своем увлечении», – рассказывает Владислав Хименов.
Вспомним талантливых детей. Как правило, способности делают их изгоями среди ровесников. Вполне понятно, что такие одаренные дети стараются выпрыгнуть из социокультурных рамок и оказаться там, где они будут чувствовать себя комфортно.
Для многих известных людей учителя становились наставниками в профессии и по жизни, а заодно и старшими друзьями в юности. Конечно, не каждый ребенок станет вторым Микеланджело, однако важно дать ему возможность общаться с теми людьми, которые ему понастоящему интересны.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Взрослый друг повышает статус ребенка в глазах сверстников. Нередко дети хвастаются такими отношениями – ведь это круто. Однако помимо желания выделиться и быть популярным могут быть и более глубинные причины – неуверенность ребенка в себе, страхи, комплексы. Наличие старшего друга-защитника помогает ребенку чувствовать себя в безопасности. Он верит, что его не будут обижать, потому что за него есть кому заступиться.
Подросток видит в дружбе со старшими возможность самоутвердиться как в собственных глазах, так и в глазах сверстников. «Такой мотив, иногда неосознаваемый, чаще присутствует тогда, когда в среде ровесников человек чувствует себя отвергнутым, непризнанным, одиноким», – поясняет Владислав Хименов. Как замечает Нина Елыкова, общаясь со взрослыми, ребенок не только перенимает опыт, но и получает подтверждение того, что с ним интересно, он ощущает себя принятым в группу более «сильную», чем его ровесники.
ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД
Однако могут быть и отрицательные стороны. Тяга малышей к общению с взрослыми может говорить о нехватке внимания со стороны родителей. «Общение со старшим другом в какой-то мере компенсирует этот недостаток тепла и мудрости более взрослого и опытного человека», – добавляет Наталья Селиверстова.
В числе возможных причин такой дружбы психолог также называет низкую самооценку и неспособность самостоятельно принимать решения. Взрослый друг берет ответственность на себя, но нередко оказывает медвежью услугу: такая модель поведения может закрепиться у ребенка и повториться уже во взрослой жизни, и тогда человек будет снова искать того, на кого можно переложить ответственность.
Еще один интересный аспект дружбы со взрослыми заключается в возможности выбора, которой ребенок лишен в отношении родителей. Маленький человек, которому не хватает поддержки и заботы в семье, ищет заместителя родителей, которой станет ему защитником и покровителем, и он подсознательно выбирает того, кто может взять на себя такую функцию.
Дети часто понимают и чувствуют больше, чем мы себе представляем, но бывает, что желаемое выдается за действительное. «Взрослый друг – это не родитель, общение с ним не такое частое и интенсивное, это позволяет наделить его образ теми качествами, которых ребенку не хватает в родителе реальном», – рассказывает Нина Елыкова. Таким образом, ребенок создает идеального друга в своем воображении, но может не найти его в реальном человеке. А это может привести к разочарованиям.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ
Как для танца нужны двое, так и в отношениях нужно рассматривать обе стороны. Важно, как себя чувствует вторая сторона – старший друг – и зачем ему нужен младший товарищ. Наталья Селиверстова уверена, что это может быть тревожным сигналом. Например, если мы говорим о дружбе между детьми с разницей в возрасте, то желание старшего ребенка «водиться» с младшим может говорить об отсутствии общения с ровесниками и неумении построить отношения с равными себе. «Они как бы самоутверждаются в своих глазах, общаясь с малышами, чувствуют свою нужность, полезность, им нравится командовать и чтобы им “смотрели в рот”, уважали их», – добавляет психолог.
Иногда старшие дети тянутся к малышам, потому что чувствуют желание заботиться о ком-то, помогать другим. Может быть, ребенок сознательно или подсознательно хочет иметь младших братьев и сестер и чувствует себя одиноким в семье. Если речь идет о дружбе между ребенком и взрослым, то очень часто это вызвано именно стремлением взрослого восполнить пробел – часто такие люди не имеют своих детей.
В детстве разница в возрасте заметна особенно. Между первоклашкой и учеником старших классов огромная пропасть, поэтому неудивительно, что родители младших детей часто против такой дружбы – они не хотят, чтобы ребенок раньше времени узнавал то, что в его возрасте еще знать ни к чему.
Наталья Селиверстова вспоминает пример из своей практики. К психологу обратилась семья с вопросом, как помешать тому, что их восьмилетний сын дружил с четырнадцатилетним подростком. Мама очень переживала, что от такой дружбы ничего хорошего не будет, боялась отпускать своего сына в гости к подростку и не хотела, чтобы он приходил к ним. После нескольких консультаций мама мальчика поняла, что, запрещая такое общение, она будет лишь побуждать сына стремиться к общению со взрослым другом, только уже обманным путем. Мама решила попытаться понять, почему ребенок ищет такой дружбы, и принять эти отношения, приглашая подростка к себе домой.
НЕ ВСЕ ОТНОШЕНИЯ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ
Несмотря на свою терапевтическую роль, разновозрастные отношения таят и немало опасностей. Владислав Хименов выделяет главную для младшего участника. Это риск не получить своевременно опыт равных отношений, здоровой конкуренции, привыкнуть к роли младшего, ведомого. «Другие риски – не наиграться вдоволь в “детские” игры, стать “маленьким старичком” – могут быть так или иначе скомпенсированы особенностями личности или конкретными обстоятельствами», – добавляет психолог.
Ребенок лишается опыта быть своим в среде равных, и это очень важно в период становления личности. «В дальнейшем это может проявиться в неумении выстраивать равные партнерские отношения, неосознаваемой склонности занимать в отношениях либо доминирующую, “старшую”, позицию, либо подчиненную, “младшую”», – предостерегает Хименов.
Что хорошо для одной стороны, может быть губительно для другой. Для старшего друга наличие младшего товарища повышает самооценку, придает ощущение собственной значимости, но в то же время может серьезно подорвать самооценку младшего, что позже чревато неудовлетворенностью собой и своей жизнью.
ПРОЙДЕТ И ЭТО
Насколько долговечна такая дружба? Наталья Селиверстова считает, что разновозрастные дружеские отношения редко длятся долго и в какой-то момент изживают себя. Да, дети вырастают, разница в возрасте нивелируется, расширяется круг общения, появляются новые знакомые, а бывший ребенок уже не нуждается во взрослом друге, выполнявшем функцию наставника или защитника.
На продолжительность «разновозрастной» дружбы влияют те же обстоятельства, что и на любую другую дружбу, плюс еще один фактор – такая дружба может закончиться в тот момент, когда одну из сторон перестанет удовлетворять позиция «старшего» или «младшего», а другая сторона окажется не готова отказаться от своей привычной роли.
А как же любовь? Ведь кажется, что маленькая девочка, превратившаяся в девушку, просто обязана влюбиться в своего старшего друга. По словам психологов, это больше характерно для кино и литературы. «Бывает и так, что разнополая дружба перерастает в любовь при взрослении, но это встречается крайне редко», – заключает Наталья Селиверстова.
Что делать, если ребенок тянется к плохому?
Любые родители мечтают увидеть своего ребенка счастливым и порядочным человеком. Однако иногда бывает так, что ребенок тянется к плохому: лезет в драки, ругается, связывается с плохими компаниями. Что делать?
Почему ребенок тянется к плохому?
Почему ребенка тянет именно к плохому, а не к хорошему? Все зависит от возраста ребенка.
Вот несколько основных причин:
• яркие эмоции и новизна – если ребенок растет в образцовой семье, где надо тихо разговаривать, мыть руки, постоянно спрашивать разрешения, то он к этому привыкает. Однако поскольку кругом одни запреты и правила, то ребенок не может выплеснуть свои эмоции и сделать то, что хочется. А когда он, например, приезжает в деревню к бабушке и видит, как другие дети прыгают в грязной луже, малыш понимает, что можно действовать и по-другому. А это другое – очень весело и интересно;
• внимание – зачастую детям не хватает внимания, и они стремятся получить его, делая что-то плохое. Ведь на хорошее и правильное взрослые обращают не так много внимания. А вот, если стукнул другого малыша лопаткой или пролил суп, мама сразу заметит и отругает (то есть, уделит внимание);
• уверенность – робкому и неуверенному ребенку хулиган кажется авторитетом. Ведь он никого не боится, всегда уверен в себе. Ребенок не задумывается о причинах такого поведения – может быть, хулиган просто скрывает свои чувства. Естественно, ребенок или начинает дружить с таким хулиганом или просто стремится быть похожим на хулигана в надежде, что тоже станет смелым и уверенным. Проявляется это чаще всего в 5-9 лет;
• копирование поведения – малыш еще не понимает, что хорошо, а что плохо и повторяет за другими детьми все слова и действия. Обычно это происходит в возрасте 2-4 лет;
• непонимание в семье – если ребенка не понимают родители, обижают его своими поступками, не слушают его и не воспринимают его мнения, то он стремится найти понимание на улице, зачастую среди не слишком примерных ребят.
Если речь идет о подростках, тут уже сложнее. Ребята в возрасте 11-16 лет намного чаще связываются с плохими компаниями, и последствия могут быть очень серьезными.
Вот причины такого поведения:
• низкая самооценка – подросток считает, что у него ничего не получается, он ничего из себя не представляет, а в подобной компании хулиганов к нему будут относиться с почтением и страхом. То есть, самооценка будет повышаться;
• восхищение – обычно такие компании выглядят привлекательно, так как являются неформальными. Хулиганы окружают себя ребятами, которые хотят находиться под защитой и иметь иллюзию причастности к чему-то важному;
• подросток выражает протест – если родители не понимают ребенка и не пытаются это сделать, делают что-то несправедливое, по мнению подростка, не дают ребенку свободы, он таким образом выражает протест, пытаясь заставить родителей задуматься о своем поведении.
Поэтому, прежде всего необходимо проанализировать ситуацию и найти причины такого поведения. А после уже приступать к исправлению ситуации. И надо быть настроенным на то, что этот процесс займет много времени, особенно, если дело касается подростков.
Что могут сделать родители?
Если ребенок делится своими переживаниями и мыслями с родителями, вряд ли возникнут подобные проблемы. Поэтому важно, чтобы ребенок доверял взрослым. Если доверия нет, будет очень сложно не то, что решить проблему, но и найти причину.
Кроме того, ребенок любого возраста должен быть уверен в себе, иметь нормальную самооценку, тогда он будет независим от чужого мнения и дурного влияния. Для этого надо хвалить малыша с детства и не переставать делать это, когда он подрастет, беседовать с ним, если он что-то делает неправильно, а не постоянно ругать, учить преодолевать трудности, помогать быть упорным в достижении своих целей.
Что еще могут сделать родители? Вот несколько советов:
• стоит быть примером для своих детей – не использовать в речи бранные слова, заниматься спортом, развивать кругозор;
• следует найти ребенку интересные занятия – можно записать чадо на кружки, в спортивные секции, а также вместе ходить в походы, проводить время на катке. Чем веселее и интереснее ребенку, тем меньше вероятности, что он увлечется чем-то плохим;
• если друг у ребенка действительно плохо на него влияет – стоит донести это до ребенка. Но не стоит говорить об этом прямо, лучше найти способы, чтобы ребенок понял это самостоятельно;
• важно учитывать мнение ребенка и давать ему больше свободы – особенно важно это для подростков. Ведь ребенок растет, взрослеет и возникает желание больше времени проводить в одиночестве или с друзьями.
Если ребенок уже плохо себя ведет и связался с плохой компанией, не стоит ругать и обвинять, это только ухудшит ситуацию. Не следует постоянно держать ребенка на поводке – гиперопека приводит к тому, что ребенок стремится нарушить запреты. Стоит вместе обсудить дружбу и общение ребенка, но не указывать ему, с кем дружить. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок считал себя любимыми и успешным. А если возникли проблемы, мягко направить свое чадо на правильный путь, но не злоупотреблять своими правами и властью.