что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

Когда долго всматриваешься в бездну

Давно размышляю над выражением Ницше «Когда долго всматриваешься в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя», с того самого момента, как начал всматриваться в бездну)), и вот наткнулся на такую переписку:

Что имел в виду Фридрих Ницше, когда говорил: «Когда долго всматриваешься в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя»?

— Вообще-то эта цитата вырвана из контекста, потому как полностью он звучит вот так: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Суть этого высказывания в том, что борьба с любым злом, приводит к тому, что человек с добрыми намерениями сам становится злом, потому как грубеет душа и человеческого в нем становится все меньше и меньше.

— Насколько он был прав. Не моя трактовка, но это говорится о законе зеркала или «отражения». Мы отражаем. Нас отражают. Если мы начинаем проявлять активность (смотреть) к чему-либо, то что-либо ответит нам (начнет всматриваться).

— совершенно не согласен! При чем тут зеркало? Тут как раз имеется в виду того факт, что пытаясь творить добро злыми методами, то есть «глядеть в бездну», все закончится может тем, что «бездна придет к тебе», то есть есть вероятность потерять свое добро. Ну это мое понимание и понимание моего преподавателя по философии.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

«Если ты долго смотришь в бездну, то бездна смотрит в тебя»

«Заблистать через триста лет – моя жажда славы», – писал Ницше. Сочинения мыслителя обрели известность раньше. Какими афоризмами будоражил он современников?

«Живите, воюя с равными вам и с самими собой»

«Первым признаком, что зверь стал человеком, является то, что его действия направлены уже не на благополучие данного мгновения, а на длительное благосостояние, человек становится полезным, целесообразным: тут впервые прорывается наружу свободное господство разума»

«Когда живут в одиночестве, не говорят слишком громко, да и пишут не слишком громко: ибо боятся пустого отголоска — критики нимфы Эхо. — И все голоса звучат иначе в одиночестве!»

«Верой называется нежелание знать истину»

«Богатство жизни выдает себя через богатство жестов. Нужно учиться ощущать все — длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов — как жесты»

что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть картинку что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Картинка про что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

«Люди, которые не чувствуют себя уверенными в обществе, пользуются всяким случаем, чтобы перед обществом показать на ком-либо, кто ниже их, свое превосходство, например, с помощью насмешек»

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»

«Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть»

«Иногда, чтобы убедить в чем-либо одаренных людей, нужно только изложить утверждение в виде чудовищного парадокса»

«Много говорить о себе — тоже способ себя скрывать»

что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть картинку что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Картинка про что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

«Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп»

«Когда нас постигает бедствие, то его можно одолеть либо устранением его причины, либо изменением действия, которое оно оказывает на наше сознание, — истолкованием его как блага, польза которого, быть может, уяснится нам позднее»

«Ни один победитель не верит в случайность»

«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду»

«Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул»

что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть картинку что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Картинка про что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

«Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог»

«Достоевский, это — единственный психолог, у которого я мог кой-чему научиться; знакомство с ним я причисляю к прекраснейшим удачам моей жизни»

«Все люди еще и теперь, как и во все времена, распадаются на рабов и свободных; ибо кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот — раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником, ученым»

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»

«Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни»

Источник

что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть картинку что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Картинка про что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

Один из самых известных афоризмов Фридриха Ницше предупреждает: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя».

Это отражение личного опыта: он так пристально вглядывался в бездонные глубины человеческой души, что рухнул во мрак безумия. Произошло это в Турине в декабре 1888-го, когда Ницше было 44 и его интеллектуальная мощь достигла зенита.

В истории трудно найти деятеля, которого бы так яростно обвиняли в несовершенных грехах. И хотя сегодня сочинения Ницше можно найти в любом уважающем себя книжном магазине, знаем мы о нем постыдно мало.

В истории трудно найти деятеля, которого бы так яростно обвиняли в не совершенных грехах. И хотя сегодня сочинения Ницше можно найти в любом уважающем себя книжном магазине, знаем мы о нем постыдно мало

Ницшеанцем в свое время слыл Горький, убежденный, что «не может быть на свете мыслящего человека, если он не умеет любить и чтить Ницше». А Чехов писал, что «с таким философом, как Ницше, хотел бы встретиться где-нибудь в вагоне или на пароходе и проговорить с ним целую ночь». Не сбылось, но отголосок его идей проникал в разговоры чеховских героев. Как-то он попросил врача Николая Коробова, тоже увлеченного Ницше, перевести отрывки из его книги, намереваясь вставить их в пьесу.

Интерес был взаимным. Многих это удивит, но Ницше был русофилом. Мыслитель, озабоченный будущим Европы, утверждал он, «будет считаться с евреями и с русскими как наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил». Размещение в одной связке этих народов выглядит необычно, однако Солженицын напомнил, что они 200 лет были вместе.

По рекомендации датского литературоведа Георга Брандеса Ницше послал свою книгу «Казус Вагнер» княгине Анне Дмитриевне Тенишевой, приметной фигуре интеллектуальной жизни Петербурга. А та не только перевела ее на русский, но и опубликовала отрывок в журнале «Артист». Тем самым она оказалась первым «зарегистрированным» читателем Ницше в России. Не избалованный вниманием дам, он с ликованием рассказывал друзьям, что получил «почти что объяснение в любви от обаятельнейшей и умнейшей женщины Петербурга».

А Брандесу Ницше написал: «Целиком и полностью верю Вам, что именно в России можно «воспрянуть духом». Философ, возводивший свой род к польским дворянам Ницким, дорожил славянскими корнями и ратовал за культурное сближение России и Германии. Он хорошо знал книги Гоголя, Толстого, Тургенева. А стихи Пушкина «Заклинание», герой которых оплакивает умершую возлюбленную, так тронули его, что он сочинил на них романс. Ницше был пианистом-импровизатором, автором 73 музыкальных сочинений.

Но более всего он был увлечен Достоевским. По словам Василия Розанова, Ницше оказался первым в истории прославленным западным философом, который «во весь голос повторял то, что уже было добыто русской мыслью в лице Достоевского». Это признавал и сам Ницше: «Кое-какие русские книги, прежде всего Достоевского. я отношу к величайшим в моей жизни облегчениям». «Бесов» он не просто читал, а конспектировал, как прилежный школяр.

Нужна ли женщине плетка?

Самого Ницше нетрудно представить героем Достоевского, скажем, в одном ряду с Иваном Карамазовым. И как не раз случалось в книгах нашего классика, роковую роль в судьбе Ницше сыграли женщины, хотя он их сторонился и никогда не был женат.

Роковую роль в судьбе Ницше сыграли женщины, хотя он их сторонился и никогда не был женат

Женофобом был его старший коллега Артур Шопенгауэр, написавший в трактате «О женщинах»: «Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины. С большим основанием его можно назвать неэстетичным или неизящным полом». Правда, сам он охотно занимался с этим полом сексом, что радикально отличало его от Ницше. Как выразилась биограф последнего Биргит Лаханн, «по части секса он посадил себя на абсолютную диету. Его половым актом было мышление. Размышляя, он приходил в сильное возбуждение». Стефан Цвейг в книге о Ницше сокрушался: «Ночью ни минуты близости к нагому и теплому женскому телу». Врачи пробовали прописывать ему coitus как лекарство, но ничего путного из этого не вышло.

Как-то студентом он съездил из Базеля в Кельн и, проголодавшись, спросил прохожего, где можно пообедать? Тот указал на здание, в котором, как выяснилось позднее, размещался бордель. О том, что там произошло, рассказал в очерке о Ницше Томас Манн: «И вот этот юноша, олицетворение мысли и духа, учености, благочестия и скромности, этот мальчик, невинный и чистый, точно юная девушка, вдруг видит, как его со всех сторон обступают с полдюжины странных созданий в легких нарядах из блесток и газа, он видит глаза, устремленные на него с жадным ожиданием». И тут перепуганный Ницше разглядел в глубине «бесовского вертепа» рояль. Бросился к нему и стал отстреливаться аккордами.

И все же некий искус в его душу проник. Пару раз Ницше пообщался с проститутками и заработал сифилис. Дважды подхватывал его и Шопенгауэр. Однако, бдительно следя за здоровьем, он исцелился, а Ницше страдал от последствий этой хвори, как и многих других, до конца жизни. С 30 лет он из-за невыносимых, длившихся по 30 часов, головных болей терял зрение и носил очки с такими выпуклыми линзами, что они походили на шары.

Как его сделали «отцом фашизма»

«Арийское влияние испортило весь мир», был убежден Ницше и презирал соотечественников, у которых обнаруживал «национальную истеричность и антиеврейскую глупость». Шведского драматурга Августа Стринберга Ницше в письме шутливо укорял: «Вы не цените Вашего счастья. а именно, что Вы не немец».

Свою автобиографию «Еcce Homo» («Се Человек») он называл «убийственно антинемецкой книгой». Обнаружив, что в одной из статей мужа Элизабет упоминается Заратустра, Ницше пришел в бешенство: «Эти проклятые антисемитские дурни не смеют прикасаться к моему идеалу!» Неожиданные высказывания для «отца фашизма», не правда ли?

Этим титулом Ницще обязан Элизабет. Прожив 89 лет, вдвое больше, чем брат, она проявила иезуитскую хитрость, чтобы представить его Гитлеру как прародителя нацистских идей.

Последние 11 лет Ницше, от личности которого, по словам его друга Франца Овербека, осталась лишь «груда едва узнаваемых обломков», провел преимущественно в лечебницах для умалишенных.

Последние 11 лет Ницше, от личности которого, по словам его друга Франца Овербека, осталась лишь «груда едва узнаваемых обломков», провел преимущественно в лечебницах для умалишенных

А Элизабет, став распорядительницей его архива, последовательно уничтожала не устраивавшие ее варианты текстов и, подделав почерк Ницше, вписывала новые. Установлено, что она сочинила от имени брата 32 письма, подгоняя его систему взглядов под свои убогие убеждения. Одна из главных книг Ницше «Воля к власти» существовала лишь в неразборчивых набросках на многих сотнях страниц. Элизабет, успевшая набить руку, «отредактировала» их и слепила книгу, приведшую Гитлера в восторг. А сколько вымыслов содержала написанная ею биография Ницше в двух томах! Единомышленники выдвигали ее опус на Нобелевскую премию, но не получилось.

Венцом успехов Элизабет стало троекратное посещение Гитлером, только что ставшим рейхсканцлером, Музея-архива Ницше в Веймаре. Фюрер сфотографировался у бюста Ницше, галантно поцеловал руку его сестре и объявил, что это место является центром национал-социалистической идеологии. По его распоряжению книга «Так сказал Заратустра» вместе со святыней фашизма «Майн кампф» и расистским трудом Розенберга «Миф XX века» были торжественно помещены в склеп президента Гинденбурга в Танненберге (Восточная Пруссия). Сама госпожа Ферстер-Ницше удостоилась от Гитлера пожизненной пенсии и короткого присутствия на ее похоронах.

Идеологи же нацизма низвели Сверхчеловека до качка с рельефной мускулатурой, какими изображал истинных арийцев главный монументалист Третьего рейха Арно Брекер. «Нацистский Микеланджело», как его называли, создал галерею бюстов фашистских вождей, которую открывал Гитлер. Элизабет уверяла его, что воплощением Сверхчеловека для Ницше был бы именно он. И еще одно наблюдение: скульптуры Брекера, как и фильмы знаменитой Лени Рифеншталь, подтвердили шокирующую близость нацистской эстетики и искусства соцреализма.

А в Восточной Германии Ницше стал объектом жестокой критики. Музей-архив, носивший его имя, был закрыт и растворен в архиве Гете и Шиллера. Отто Гротеволь, возглавивший первое правительство ГДР, объявил: «Идея расового превосходства и мечта о порабощении России родилась в мозгу Ницше, а не Гитлера».

Ницше дважды делал ей предложение, но она их вежливо отклоняла. Так же неудачлив был их общий друг Пауль Рэ, тоже философ. Лу, обладавшая качествами лидера, предложила «треугольнику» основать интеллектуальную коммуну: жить и работать под одной крышей, но спать в разных постелях. Так и поступили, однако было ясно, что идиллия вряд ли долго продлится.

Лу, обладавшая качествами лидера, предложила «треугольнику» основать интеллектуальную коммуну: жить и работать под одной крышей, но спать в разных постелях. Так и поступили, однако было ясно, что идиллия вряд ли долго продлится

Масла в огонь подливала ревнивая Элизабет, назвавшая Лу «ядовитым червем, которого нужно любой ценой уничтожить». До убийства дело не дошло, но отношения в коммуне накалились.

Лу был 31 год, когда она впервые позволила себе физическую близость с мужчиной. Но не с мужем, а с Георгом Ледебуром, одним из основателей Соцпартии Германии и будущим депутатом рейхстага. А дальше был настоящий сексуальный конвейер, будто Лу старалась наверстать упущенное за время затянувшегося девичества. Так что написанная ею в 1910 году книга «Эротика», выдержавшая пять переизданий, опиралась на солидный опыт.

Источник

что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть картинку что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Картинка про что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

Почему среди тех, кто демонстративно выставляет себя на показ этакими верующими и чтящими Господа — столько лицемеров, и вообще таких людей, на которых окружающие смотрят с презрением?

Почему именно те, кто, казалось бы, идёт по пути служения Всевышнему — нередко являются слугами Лукавого?

Что это за парадокс такой.

Да нет никакого парадокса. Всё вполне логично и закономерно.

Просто люди, прежде чем демонстративно бросить вызов Сатане и объявить себя воинами Христа — зачастую не удосуживаются всерьёз задуматься и отдать самим себе здравый отчёт: КОМУ они бросают вызов? И готовы ли они РЕАЛЬНО к тяжёлой, мучительной борьбе с силами зла — борьбе, которая требует от человека полной мобилизации всех его, не только физических, но и духовных сил.

Как правило, такие люди, относятся к своим декларациям предельно легкомысленно — словно малые дети.

А между тем, Сатана — это противник предельно сильный и опасный, в разы превосходящий в интеллектуальном плане, любого смертного.

Я видел таких людей, которые вступили в схватку с Дьяволом — и которых, в результате, Дьявол положил на обе лопатки, демонстративно пригвоздил к полу аршинными гвоздями — и выставил на всеобщее посмешище, на потеху толпе. Или (а это ещё страшнее, ещё хуже в разы) — сделал своими слугами, своими верными солдатами.

Знаете, в старину люди представляли себе бесов — этакими рогатыми существами, со свиными мордами, с козлиной шерстью и копытами, вонючими и страхолюдными, с вилами в лапах.

Увы — они заблуждались.

Сатана — это дух. Это разновидность особой энергии. И он способен вселиться в кого угодно. Например — в вашего соседа. Или в вашу хорошенькую, очаровательную, сексапильную соседку, к которой вы неровно дышите двадцать лет подряд, ради которой горы готовы свернуть, по одному мановению её мизинчика. А может быть — в вас лично.

Причём, надо понимать, что особый соблазн для Нечистого — вселиться в такого человека, который молится демонстративно, больше всех. И Храм посещает прилежно. И за Бога всем встречным и поперечным — всю плешь проел. И при этом является, так сказать, хозяином жизни, «элитой» этого мира (скажем скромнее — этого государства).

Надо понимать, что именно наши, российские власть имущие, с их показной набожностью, в сочетании с пустыми головами и ампутированной совестью — являются идеальнейшими объектами для сатанинской экспансии.

Равно как одержимыми (вне всякого сомнения!) являются практически все представители региональных элит на местах.

Понятно, что как и все одержимые — они напрочь, абсолютно, не понимают факта своей одержимости. И сам упрёк в том, что они являются лакеями Сатаны — воспринимается подобной публикой как оскорбление. Или как жуткая обида, клевета и всё такое. А между тем — это чистейшая правда.

Все эти двуногие (то бишь, простые смертные) когда-то, демонстративно, не отдавая себе отчёта в том что они говорят, провозгласили поход против Сатаны. И Сатана их поборол, положил на обе лопатки, кастрировал их совесть, превратил их в своих лакеев, в своих нерассуждающих слуг — и направил в поход против тех, кто ещё не подотчётен и непокорен Дьяволу.

Поэтому я сейчас хочу сказать открытым текстом:

Если ты женщина, если ты считаешь себя верующей, этакой «Христовой невестой», и если ты при этом одинока — значит ты стопроцентная дьяволица. Ты вовсе не та, за кого ты себя выдаёшь. Ты сможешь назвать себя христианкой ТОЛЬКО тогда, когда ты будешь замужем, когда ты будешь покорна мужу как овечка бессловесная, когда ты будешь мужу беспрекословной рабыней, когда муж станет для тебя наместником Бога на земле — вот тогда, и только тогда, у тебя появится моральное право сказать, что ты там имеешь какое-то отношение к Всевышнему.

Примерно всё то же самое, словно в зеркальном отражении — относится и к мужчинам.

Я даже скажу более того (и уж это точно не всеми будет понято): если ты сотворила (сотворил) себе кумира из какого-нибудь мужчины (или женщины), из какого-нибудь политика, артиста, спортсмена, или вояки — значит ты уже поклонился (поклонилась) Сатане. А значит — ты на прямом пути к бездне.

Меня могут конечно спросить: «А что же ты сам. »

Я — всего лишь бомж и зэк. С огромной кучей грехов и недостатков. Я никогда и никому не советовал поклоняться МНЕ как Всевышнему. Я всего лишь излагаю факты. И указываю вам вовсе не на себя — а на Бога.

Источник

Фридрих Ницше

ТочностьВыборочно проверено

что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Смотреть картинку что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Картинка про что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя. Фото что значит если долго смотреть в бездну бездна начинает смотреть на тебя

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche ; 1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма.

Содержание

Цитаты [ править ]

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм»

«Человеческое, слишком человеческое» [ править ]

Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

Die gewöhnlichsten Irrschlüsse der Menschen sind diese: eine Sache existiert, also hat sie ein Recht.

Быть великим — значит давать направление.

Größe heißt: Richtung-geben.

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.

Man vergisst seine Schuld, wenn man sie einem Andern gebeichtet hat, aber gewöhnlich vergisst der Andere sie nicht.

Свободный ум требует оснований, другие же — только веры. — (Отдел пятый: Признаки высшей и низшей культуры, 225, Свободный ум есть относительное понятие.)

Freigeist […] er fordert Gründe, die Anderen Glauben.

Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть; это есть только жестокость.

Verhinderung des Selbstmordes. — Es giebt ein Recht, wonach wir einem Menschen das Leben nehmen, aber keines, wonach wir ihm das Sterben nehmen: diess ist nur Grausamkeit.

Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.

Noch nie hat eine Religion, weder mittelbar, noch unmittelbar, weder als Dogma, noch als Gleichniss, eine Wahrheit enthalten. Denn aus der Angst und dem Bedürfniss ist eine jede geboren, auf Irrgängen der Vernunft hat sie sich in’s Dasein geschlichen

«Так говорил Заратустра» [ править ]

Поистине, человек — это грязный поток.

Wahrlich, ein schmutziger Strom ist der Mensch.

Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

Nicht eure Sünde — eure Genügsamkeit schreit gen Himmel, euer Geiz selbst in eurer Sünde schreit gen Himmel!

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

Man muss noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können.

«Счастье придумано нами», — говорят последние люди, и моргают.

„Wir haben das Glück erfunden“ — sagen die letzten Menschen und blinzeln.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

Aber es ist mit dem Menschen wie mit dem Baume. Je mehr er hinauf in die Höhe und Helle will, um so stärker streben seine Wurzeln erdwärts, abwärts, in’s Dunkle, Tiefe, — in’s Böse.

Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.

Man muss sich selber lieben lernen — also lehre ich — mit einer heilen und gesunden Liebe: dass man es bei sich selber aushalte und nicht umherschweife.

Человек есть нечто, что нужно преодолеть.

Der Mensch ist Etwas, das überwunden werden soll.

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

Du gehst zu Frauen? Vergiss die Peitsche nicht!

Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.

Das Leben ist ein Born der Lust; aber wo das Gesindel mit trinkt, da sind alle Brunnen vergiftet.

Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

Die Erde, sagte er, hat eine Haut; und diese Haut hat Krankheiten. Eine dieser Krankheiten heisst zum Beispiel: „Mensch.“

Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.

Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

Gott starb: nun wollen wir, — dass der Übermensch lebe.

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.

Einst war der Frevel an Gott der grösste Frevel, aber Gott starb, und damit auch diese Frevelhaften.

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

Что падает, то нужно ещё толкнуть! — цитата часто изменяется как «Падающего — толкни.»

Was fällt, das soll man auch noch stossen!

Церковь — это род государства, притом — самый лживый.

Kirche? antwortete ich, das ist eine Art von Staat, und zwar die verlogenste.

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Der Mensch ist ein Seil, geknüpft zwischen Tier und Übermensch — ein Seil über einem Abgrunde.

И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!

«Злая мудрость» [ править ]

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство — не наоборот.

Unsere Selbstmörder machen den Selbstmord verrufen, — nicht umgekehrt!

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания.

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.

Мораль — это важничанье человека перед природой.

Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…

Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.

Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счёт молчание.

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви.

Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

Можно было бы представить высокоморальную лживость, при которой человек осознает своё половое влечение только как долг зачинать детей.

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.

Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

«Не будем говорить об этом!» — «Друг, об этом мы не имеем права даже молчать»

«По ту сторону добра и зла» [ править ]

Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.

Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.

Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.

Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.

Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.

Французы были только обезьянами и актёрами этих идей, вместе с тем, их лучшими солдатами и, к сожалению, одновременно их первой и самой значительной жертвой. [5] :373

Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир. Бывают даже случаи, когда при этом к отвращению примешивается очарование: именно, когда с таким козлом и обезьяной по прихоти природы соединяется гений, как у аббата Галиани, самого глубокого, самого проницательного и, может быть, самого грязного из людей своего века; он был гораздо глубже Вольтера, а также в значительной мере молчаливее его. [5] :262

Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал». [5] :343

Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.

Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.

Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.

«Воля к власти» [ править ]

Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

«Сумерки идолов» [ править ]

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

Ich misstraue allen Systematikern und gehe ihnen aus dem Weg. Der Wille zum System ist ein Mangel an Rechtschaffenheit.

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Ohne Musik wäre das Leben ein Irrthum.

Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.

Man hat auf das grosse Leben verzichtet, wenn man auf den Krieg verzichtet…

«Антихрист» [ править ]

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…

Die Menschheit stellt nicht eine Entwicklung zum Besseren oder Stärkeren oder Höheren dar, in der Weise, wie dies heute geglaubt wird. Der „Fortschritt“ ist bloss eine moderne Idee, das heisst eine falsche Idee. Der Europäer von Heute bleibt, in seinem Werthe tief unter dem Europäer der Renaissance…

Женщина была вторым промахом Бога […] — это знает всякий жрец.

Das Weib war der zweite Fehlgriff Gottes […] — das weiß jeder Priester.

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

Alle Welt glaubt es; aber was glaubt nicht alle Welt!

Не будем же слишком низко ценить христианина; фальшивый до невинности, высоко поднимается над обезьяной; по отношению к христианину знаменитая теория происхождения — только учтивость. [5] :664

Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.

Das Wort schon „Christenthum“ ist ein Missverständniss —, im Grunde gab es nur Einen Christen, und der starb am Kreuz.

Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.

Weder die Moral noch die Religion berührt sich im Christenthume mit irgend einem Punkte der Wirklichkeit.

Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.

Die christliche Kirche liess Nichts mit ihrer Verderbniss unberührt, sie hat aus jedem Werth einen Unwerth, aus jeder Wahrheit eine Lüge, aus jeder Rechtschaffenheit eine Seelen-Niedertracht gemacht.

Ecce Homo [ править ]

Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.

В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.

Можно обещать действия, но никак не чувства: ибо последние непроизвольны. Кто обещает кому-либо всегда любить его, или всегда ненавидеть, или оставаться всегда верным, тот обещает нечто, что не находится в его власти; но конечно, он может обещать такие действия, которые хотя обычно являются следствиями любви, ненависти, верности, но могут проистекать и из других мотивов: ибо к одному и тому же действию ведут многие пути и мотивы. Обещание всегда любить кого-либо означает, следовательно: пока я буду любить тебя, я буду проявлять в отношении тебя действия любви; а когда я уже не буду тебя любить, ты по-прежнему будешь получать от меня те же действия, хотя и обусловленные иными мотивами — так что в головах ближних сохранится видимость, будто любовь осталась неизменной. — Следовательно, когда слепо обещают кому-либо вечную любовь, то обещают, собственно, длительность видимости любви.

Цитаты о Ницше [ править ]

Его мания величия обнаруживается только в исключительных случаях в самомнении, чудовищном, но всё же ещё понятном. По большей части к ней примешивается сильная доза мистицизма и веры в свою сверхъестественность. Простым самомнением можно признавать, когда он, например, говорит: «Что касается моего Заратустры, то я не допускаю, чтобы его понял тот, кто не чувствовал себя когда-нибудь уязвлённым каждым его словом и кто им когда-либо не восторгался: только тогда человек может пользоваться привилегией благоговейно приобщиться к халкионской стихии, которой порождён этот труд, к его солнечной ясности, шири, дали и определённости».

Мистицизм и мания величия Ницше проявляются не только в его сколько-нибудь связных мыслях, но и в его общей манере выражаться. Мистические числа «три» и «семь» встречаются у него часто. Если он проникнут сознанием собственного величия, то и внешний мир представляется ему великим, далёким, глубоким, и слова, выражающие эти понятия, пестрят на каждой странице, почти в каждой строке.

Только в Евангелии сказано: блаженны нищие духом, но современная, да и не только современная, а всякая когда-либо существовавшая наука понимала эти слова очень условно или, если уже говорить прямо, вовсе их не понимала и с привычной почтительностью обходила их, как обходят на больших собраниях старых, заслуженных, но никому ненужных и приглашенных лишь для приличия гостей. Все знали, что блаженны богатые духом, а нищие жалки и ныне, и во веки веков. В суждении Ницше заключается лишь эта давно всем известная аксиома. Он, восставший против всего, не только не дерзнул оспаривать ее, но безусловно принял ее за догмат, за noli me tangere. Но если он на словах отдал дань так глубоко вкоренившемуся в нас предрассудку, то всей своей жизнью он осуществил прямо противоположный принцип. Ведь нищий-то духом был он сам. Ведь он-то и подкапывался, он-то и подвергал сомнению все великое, высокое и богатое, и единственно затем, чтобы оправдать свою жалкую и бедную жизнь ― хотя этот мотив всегда у него необыкновенно тщательно и последовательно скрывается. В дневнике 1888 года он сам так объясняет смысл «Menschliches, Allzumenschliches»: «Это была война, но война без пороха и дыма, без военных приемов, без пафоса, без искалеченных членов ― все это было бы еще идеализмом».

Но какой же Ницше философ с точки зрения современного неокантианства, где строгость методологических исканий решительно не допускает той яркости, которая характеризует Ницше? Часто художник-символист более сосредоточивается на одном из членов трехчленного символического построения. Это построение: 1) образ (плоть), 2) идея (слово), 3) живая связь, предопределяющая и идею, и образ (слово, ставшее плотью). Например: художник-символист с гипертрофией первого члена трехчленной формулы ― Брюсов; художники-символисты с гипертрофией второго члена формулы ― Ницше, Ибсен; художник-символист, у которого весь смысл не в образе, не в идее, а в образе-идее, ― это Блок. [10]

В том, что Ницше был одинок, возвышался над всякой толпой, бросал вызов всему миру и миром был отвергнут, был весь смысл борений его духа, всё существо его поражающих идей. — «Духовный кризис интеллигенции» (1946)

Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия – idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?

Я знаю, что слово «святой» нельзя употреблять неразборчиво, всуе. Я знаю, что люди охотно злоупотребляют им, чтобы придать больше весу и убедительности своим суждениям. Но в отношении к Ницше я не могу подобрать другого слова. На этом писателе — мученический венец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *