что значит если самолет качает крыльями

Анатомия перехвата. Как русские летчики отгоняют самолеты США от госграницы

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация «западных партнеров» ведет себя все наглее и напористее. Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, — в материале РИА Новости.

Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете. Во вторник телеканал CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что в минувшую субботу российский Су-30 совершил «небезопасный перехват» патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon ВВС США. Экипаж истребителя якобы без видимых причин «подрезал» американца над нейтральными водами Черного моря — резким маневром справа-налево пересек курс «Посейдона». При этом Р-8А основательно «взболтало» реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо «мирный» борт предпочел не связываться с «забиякой» и убрался восвояси.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Версия Минобороны России гораздо более прозаичная. Американский самолет на большой скорости двигался в сторону российской госграницы. На его перехват вылетел истребитель дежурных сил ПВО Южного военного округа. Су-30 сблизился с «Посейдоном», облетел воздушное судно, определил его тип и национальную принадлежность. После этого оба самолета отправились по своим делам — Р-8А взял курс на удаление от российских границ, а Су-30 вернулся на авиабазу. В принципе, даже перехватом это событие назвать сложно — «поздоровались» и разбежались.

«Джентльменские» сигналы

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

«Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, — рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель. Далее перехватчик передает «земле» первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — «машет крыльями». С одной стороны, сообщает: «Обратите внимание, я тут!» С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты «воздух-воздух», закрепленные на подвесках под крыльями».

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего «визави». Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный «кивок» в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать. Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, «джентльменские» сигналы.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Наглость или поломка

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации. Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

«Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий — большая редкость, — сообщил генерал-лейтенант. — Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться. Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо «сажаем» его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси».

Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Источник

Правила перехвата самолета

Если верить BBC (не военно-воздушным силам, а радио би-би-си) то для военных самолетов правовых нормативов нет, существуют только некие традиции. http://www.bbc.com/russian/international/2015/11/151124_turkey_russia_plane_legalities

Старые правила по гражданским самолетам (не знаю какой год) выглядели так.

Перехватываемое ВС должно немедленно:
Следовать инструкциям ВС – перехватчика, принимать и отвечать на визуальные сигналы ВС – перехватчика;
Уведомить о перехвате диспетчера, с которым ведется связь;
Попытаться установить радиосвязь с ВС – перехватчиком или с соответствующим органом управления перехватом, одновременно ведя основную передачу на аварийной частоте 121,5 МГц, называя перехватываемое ВС и характер полета. Если контакт не был установлен, при необходимости повторить вызов на аварийной частоте 243,0 МГц;
Установить на ответчике код 7700, если нет других указаний органа ОВД.
Если любые указания, полученные из любых источников по радио, противоречат визуальным сигналам ВС – перехватчика, перехватываемое ВС должно немедленно запросить разъяснение, одновременно продолжая выполнять визуальные инструкции ВС – перехватчика.
Если любые указания, полученные из любых источников по радио, противоречат указаниям ВС – перехватчика, данным по радио, перехватываемое ВС должно немедленно запросить разъяснение, одновременно продолжая выполнять радиоинструкции ВС – перехватчика.
Если радиоконтакт установлен, но существует языковой барьер, следует использовать общепринятые фразы, повторяя каждое сообщение дважды.

Серия 2.
Сигналы ВС- перехватчика
Днем и ночью: Резкий отворот от перехватываемого ВС на 90° и более с набором высоты, без пересечения линии полета перехватываемого ВС.
Значение
Вы свободны. Продолжайте полет.
Ответ перехватываемого ВС
Днем и ночью: Покачивание с крыла на крыло.
Значение
Понял. Выполняю

Серия 3.
Сигналы ВС- перехватчика
Днем и ночью: Выпускает шасси (если оборудован), включает посадочные огни и пролетает над полосой, предназначенной для посадки.
Значение
Садитесь на этом а/д.
Ответ перехватываемого ВС
Днем и ночью: Выпускает шасси, включает посадочные огни и следует за ВС – перехватчиком, пролетает над полосой, убеждается в безопасности посадки и выполняет заход на посадку.
Значение
Понял. Выполняю

Да, и еще (повторюсь, что речь о гражданских самолетах)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
259. Конечными целями перехвата ВС могут быть:
а) опознавание ВС;
б) оказание помощи экипажу ВС в выходе на линию заданного пути;
в) вывод ВС за пределы воздушного пространства РФ;
г) направление ВС в сторону от Госграницы, запретной зоны или зоны ограничения полетов;
д) принуждение к посадке на аэродром (или площадку), пригодный для безопасной посадки ВС данного типа.

Источник

Как выполняется перехват самолёта-нарушителя

В чём заключается «перехват»?

Вполне может случиться, что иностранец банально заблудился/сбился с курса, либо у самолёта какие-то проблемы технического характера и ему нужна экстренная посадка.

Процесс перехвата выглядит приблизительно так:

Значение такого сигнала: «ВЫ перехвачены, следуйте за мной».

Если нарушитель согласен подчиниться, то он также покачивает крыльями, мол: «Вас понял, выполняю».

Если нарушитель неравномерно мигает всеми своими огнями, значит у него аварийная ситуация.

Серьёзность своих намерений, перехватчик может продемонстрировать пересечением траектории нарушителя (как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной) с резким уходом в сторону.

Если у перехватчика нет больше «претензий» к нарушителю, он резко уходит в сторону (под 90 градусов), слегка набирая высоту.

Если нарушитель подчинился и следует за перехватчиком, для посадки на наш аэродром, наш перехватчик должен указать полосу на которую следует садиться.

Для этого, пролетая над нужной ВПП, перехватчик выпускает шасси и включает посадочные огни, но сам не садится. Нарушитель должен в точности повторить действия перехватчика, продемонстрировав своё согласие на посадку, а заодно и просмотреть полосу для безопасной посадки.

Если перехватчик хочет показать ВПП на которую нельзя садиться, при пролёте над полосой он убирает шасси, при этом мигает посадочными огнями.

Как правило, если нарушителем является гражданский борт, то для его «перехвата» достаточно одного истребителя, если же речь идёт о военных самолётах, то в небо поднимается несколько военных истребителей-перехватчиков.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Авиация и Техника

6.3K постов 13K подписчика

Правила сообщества

Не знаю как это может мне пригодится в жизни, но интересно.

Только и слышно как сами русские нарушают воздушные границы своими ту95 и не только.

ТС, не озвучивай больше ничего, плз.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Вертолёт Ми-26, взлёт по-самолётному. Кубинка 2020

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Ударный Ми-28Н («Ночной охотник»). Предполётная подготовка, взлёт. Аэродром Кубинка

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Подарок зрителям! Ил-76 на форуме «Армия-2021». Посадка, руление, взлёт. Аэродром Кубинка. 28 августа

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

F-16 перехватывает OV-10

Попытка второго государственного переворота в Венесуэле, 1992 год

Боевой «Летающий трактор».

. или как поживает турбовинтовая авиация в эпоху истребителей 5го поколения.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

AT-802 до призыва в армию:

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

«Трактор», вооруженный как танк: блок НУРС, станция ISR, авиабомбы и пулеметы. Кабина закрыта бронепанелями не от хорошей жизни. (фото twitter @at802u)

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Поначалу АТ-802 стали летать на задания по уничтожению коки в паре с боевыми самолетами. В целях безопасности кабину пилота стали оснащать импровизированной защитой из нескольких бронежилетов. А позднее решили сделать штатную бронированную кабину и установить вооружение в виде пулеметов.

Блок 70-мм НАР и 12,7-мм пулемет GAU-19/A «Гатлинг» под крылом «воздушного трактора» (фото airtractor.com )

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

По сравнению с новейшими образцами военной техники, «воздушный трактор» обладает рядом преимуществ. Он может достаточно долго находиться в районе операции, не сжигая при этом тонн горючего, а его врожденная способность летать низко и медленно позволяет скрытно подбираться к этому самому району. Дополнительные подвесные баки обеспечивают до 10 часов непрерывного дежурства в воздухе.

Кабина «воздушного трактора» в максимальной комплектации

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

В сравнении с теми же конвертопланами и БПЛА, нет необходимости дорогостоящего обслуживания и содержания квалифицированного летно-технического персонала. Взлетать можно с любой ровной площадки при минимальной инфраструктуре. Самолеты, подобные АТ-802, широко применяются для подготовки пилотов, поэтому управлять им может практически любой летчик. Для обслуживания «трактора» достаточно ключа на 16 и техников, способных отличить болт от гвоздя. Объем работ, необходимых самолету, оценивается в 1,5 часа обслуживания на один час полетов (V-22 «Оспрей» грустит, читая это).

Другими словами, несколько «воздушных тракторов» могут быть очень быстро переброшены и развернуты в любом регионе мира, где действует спецназ, обеспечив его полноценной поддержкой с воздуха. Всё это без стратегических перебросок, без использования грузовых гигантов С-5 и заправочных самолетов для сопровождения перелетов тактической авиации, без всего этого американского пафоса с размахиванием флагами. Просто несколько неприметных самолетиков садятся на грунтовый аэродром в джунглях и тихонько подбрасывают инсургентам неторопливые «HELLFIRE».

АТ-802U в полете. Хорошо видны оптико-электронные модули производства L-3

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

АТ-802U простой и неприхотливый, поэтому вполне логично что при его стоимости и боевых возможностях им заинтересовались Египет, ОАЭ, Иордания, Кения. Известно, что самолет применялся Эмиратами в Ливии. Как мы знаем, новейший конвертоплан V-22 очень не любит пыль и песок пустынных аэродромов.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Однако, в свете последних событий, у американцев за рубежом значительно поубавилось площадок для развертывания полноценных авиационных группировок, и в этих условиях легкомоторная ударная авиация пришлась бы как нельзя кстати. Но мы в очередной раз наблюдаем, как разумные доводы военных разбиваются о стену бюрократии и финансовых интересов.

Спасибо за внимание! Друзья, если материал понравился, с другими моими диванно-экспертными публикациями можно познакомиться здесь (если не понравился, всё равно можно):

Источник

Как самолет поворачивает и тормозит в воздухе и при чем здесь крыло?

Опубликовано 07.05.2021 · Обновлено 13.11.2021

После того, как самолет отрывается от земли, он теряет все привычные нашему взгляду точки опоры и ему приходится полагаться только на свою скорость, за счет которой давление воздуха под крылом удается поддерживать выше, чем над ним. В таких условиях все привычные способы маневрирования оказываются бесполезными, да и степеней свободы у самолета гораздо больше, нежели прямо, влево, вправо и назад. Как ему удается осуществлять маневрирование в воздухе, при чем с высокой точностью, ну и самое интересное: как можно разогнаться в воздухе довольно ясно, для этого есть несколько реактивных или винтовых двигателей, а как затормозить, особенно если самолет идет на снижение и при чем здесь крыло? На самом деле это не такая простая задача, учитывая что во время снижения самолета его скорость постоянно возрастет за счет действия ускорения свободного падения. Об этом поговорим в данном материале, доступно и просто. Приятного чтения!

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Подъемная сила

На самом деле всем известно, что самолет удерживается в воздухе благодаря крыльям. За счет специального профиля и большой площади, при увеличении скорости самолета поток воздуха «изгибается», встречая сопротивление наклоненного крыла, и давление воздуха под ним значительно возрастает, а над ним остается прежним, за счет чего самолет взмывает ввысь, курсируя по воздуху словно над водной гладью. Эта разница давлений и называется подъемной силой, которая зависит от угла атаки (непосредственный угол наклона плоскости крыла навстречу воздушному потоку) и скорости потока воздуха (или наоборот — всякое движение относительно, мы это помним).

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Подытожим: подъемной силой можно манипулировать изменяя два параметра: скорость и угол атаки. Подъемная сила названа таковой потому, что она направлена вверх от земли в небо, но на самом деле отклоняя любую плоскость в воздушном потоке можно создать разницу давлений между сторонами этой плоскости, соответственно будет возникать некая сила, направленная от стороны с большим давлением в сторону меньшего, причем плоскость может располагаться в любом положении, главное чтобы она находилась в набегающим воздушном потоке.

Плоскости крыла

Самолет имеет много степеней свободы, и за самые важные отвечает крыло: набор высоты и снижение, повороты, торможение, повышение подъемной силы при снижении скорости перед посадкой. Ну с высотой все понятно — в зависимости от угла атаки (который регулирует «хвостовое оперение» — руль высоты, наклоняя самолет либо носом вверх, либо вниз) подъемная сила либо возрастает, либо наоборот падает, а если она принимает отрицательные значения, то есть давление над крылом становится выше чем под ним, самолет снижается. А как быть с поворотами и торможением?

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Для этих целей служат другие управляющие плоскости, которые носят названия: элероны, спойлеры, интерцепторы, закрылки и предкрылки. Для того, чтобы самолет осуществил поворот в какую-либо сторону пилот отклоняет штурвал словно руль автомобиля, и на крыльях в соответствующие стороны отклоняются элероны.

Элероны: повороты вправо-влево

Элероны на каждом крыле работают одновременно в противоположных направлениях: если на правом элерон отклоняется вверх, то на левом элерон отклоняется вниз, на одинаковое количество градусов. В этом случае на правом элерон станет «препятствием» воздушному потоку над крылом, точнее над самым его краем, значит давление над элероном будет возрастать и появится сила, толкающая край крыла вниз. Поскольку на противоположной стороне в данный момент будет происходить тот же процесс только в обратном направлении, получится вращающий момент: законцовка одного крыла движется вниз, а другого вверх, и самолет наклоняется. Из-за профиля в момент возникновения крена самолет начинает поворачивать в сторону крыла, направленного вниз к земле.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Интерцепторы и спойлеры: торможение самолета

Довольно часто пилотам приходится выдерживать жесткий скоростной режим, например во время кружения в зоне посадки крупных аэропортов, когда авиадиспетчер директивно каждому воздушному судну в зоне его ответственности выдает указания: на какой высоте лететь и с какой скоростью.

Если во время горизонтального полета выдерживать скорость не сложно так как она напрямую зависит от заданной мощности силовых установок, то во время снижения скорость как правило возрастает, а если снизиться нужно быстро (такое бывает в зажатых зонах посадки крупных аэропортов) то вертикальная скорость так или иначе перейдет в горизонтальную, и возникает потребность в воздушном тормозе.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Роль воздушного тормоза в небе на крупных воздушных судах играют интерцепторы — отклоняемые только вверх плоскости, расположенные на верхней стороне крыла. Открываясь на заданный угол интерцепторы создают сопротивление воздушному потоку, и, как мы уже знаем, возникает зона повышения давления воздуха и вместе с ней сила, направленная вниз и в противоположном направлении. Поскольку площадь крыла намного больше площади интерцепторов вектор силы, направленный вниз, на высокой скорости не играет особой роли, зато тормозящий эффект проявляется неплохо.

Сразу после посадки как правило открываются на максимальный угол все панели интерцепторов и дополнительные панели, которые называют спойлерами. Знакомое жителям интернета название — спойлер, в авиации так и обозначает — воздушный тормоз. Его действие во время посадки самолета на взлетную полосу, когда скорость самолета небольшая, связано как раз с прижимной силой — крыло прижимается к земле препятствуя эффекту подскока (на профессиональном языке есть термин — «козление»).

Закрылки: значительное повышение несущей способности крыла

Взлетная скорость крупного гражданского самолета составляет более 225 км/ч, но стоит учитывать, что угол атаки на взлете высок и двигатели работают в самом мощном взлетном режиме, придавая воздушному судну постоянное ускорение. Стабильный полет выполняется на скоростях, близких к 300 — 350 км/ч. Посадка на такой высокой скорости является очень рискованной, так что авиаконструкторам пришлось идти на всякие хитрости.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльямиПолностью выпущенные закрылки

Одной из хитростей стало изобретение закрылков — это самые масштабные плоскости, которые продолжают крыло под значительным углом, и сильно увеличивающие его площадь, а значит и подъемную силу. Поскольку закрылки продолжают крыло под значительным углом, они создают большое сопротивление воздушному потоку, так что двигателям приходится работать на более мощных режимах при их выпуске. Та сила, которая возникает от сопротивления воздушному потоку, направлена вверх, а значит увеличенная тяга двигателей приводит не к разгону самолета, а к увеличению подъемной силы.

Закрылки позволяют самолету уверенно держаться «на крыле» на меньших скоростях, но с увеличенной тягой двигателей. Таким образом, с полностью выпущенными закрылками, современный гражданский самолет может уменьшить скорость посадки с 300 до 180 км/ч.

Предкрылки: предотвращают «срыв потока»

Посмотрите на схему «оперения» самолета, предкрылки расположены на переднем крае крыла по всей длине.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Предкрылки отклоняются чуть вперед и вниз, таким образом изменяя геометрию крыла. Все дело в том, что во время взлета и посадки крыло находится на больших «углах атаки». Чтобы не произошел срыв потока, когда передний его край будет создавать слишком сильное сопротивление воздушному потоку, приводя к падению скорости, а вместе с ней и подъемной силы. Выпущенные предкрылки продлевают крыло и занижают его передний край, а на больших углах атаки предкрылок не будет оказывать сильное сопротивление воздушному потоку, позволяя ему «пробегать» над крылом.

Источник

Встреча с землей: как сажают самолеты

Те, кто живет в районе аэропортов, знают: чаще всего взлетающие лайнеры взмывают вверх по крутой траектории, будто бы стараясь как можно скорее уйти от земли. И действительно – чем ближе земля, тем меньше возможности среагировать на чрезвычайную ситуацию и принять решение. Посадка – другое дело.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Современный реактивный пассажирский лайнер предназначен для полетов на высотах примерно 9−12 тысяч метров. Именно там, в сильно разреженном воздухе, он может двигаться в наиболее экономичном режиме и демонстрировать свои оптимальные скоростные и аэродинамические характеристики. Промежуток от завершения набора высоты до начала снижения называется полетом на крейсерском эшелоне. Первым этапом подготовки к посадке будет снижение с эшелона, или, иными словами, следование по маршруту прибытия. Конечный пункт этого маршрута — так называемая контрольная точка начального этапа захода на посадку. По-английски она называется Initial Approach Fix (IAF).

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

С точки IAF начинается движение по схеме подхода к аэродрому и захода на посадку, которая разрабатывается отдельно для каждого аэропорта. Заход по схеме предполагает дальнейшее снижение, прохождение траектории, заданной рядом контрольных точек с определенными координатами, часто выполнение разворотов и, наконец, выход на посадочную прямую. В определенной точке посадочной прямой лайнер входит в глиссаду. Глиссада (от фр. glissade — скольжение) представляет собой воображаемую линию, соединяющую точку входа с началом взлетно-посадочной полосы. Проходя по глиссаде, самолет достигает точки MAPt (Missed Approach Point), или точки ухода на второй круг. Эта точка проходится на высоте принятия решений (ВПР), то есть высоте, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг, если до ее достижения командиром воздушного судна (КВС) не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. До ВПР КВС уже должен оценить положение самолета относительно ВПП и дать команду «Садимся» или «Уходим».

Шасси, закрылки и экономика

21 сентября 2001 года самолет Ил-86, принадлежавший одной из российских авиакомпаний, произвел посадку в аэропорту Дубаи (ОАЭ), не выпустив шасси. Дело закончилось пожаром в двух двигателях и списанием лайнера — к счастью, никто не пострадал. Не было и речи о технической неисправности, просто шасси… забыли выпустить.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

1. Закрылки. 2. Интерцепторы (спойлеры). 3. Предкрылки. 4. Элероны. 5. Руль направления. 6. Стабилизаторы. 7. Руль высоты.

К подоплеке этого авиапроисшествия имеет отношение экономика. Подход к аэродрому и заход на посадку связаны с постепенным уменьшением скорости воздушного судна. Поскольку величина подъемной силы крыла находится в прямой зависимости и от скорости, и от площади крыла, для поддержания подъемной силы, достаточной для удержания машины от сваливания в штопор, требуется площадь крыла увеличить. С этой целью используются элементы механизации — закрылки и предкрылки. Закрылки и предкрылки выполняют ту же роль, что и перья, которые веером распускают птицы, перед тем как опуститься на землю. При достижении скорости начала выпуска механизации КВС дает команду на выпуск закрылков и практически одновременно — на увеличение режима работы двигателей для предотвращения критической потери скорости из-за роста лобового сопротивления. Чем на больший угол отклонены закрылки/предкрылки, тем больший режим необходим двигателям. Поэтому чем ближе к полосе происходит окончательный выпуск механизации (закрылки/предкрылки и шасси), тем меньше будет сожжено топлива.
На отечественных воздушных судах старых типов была принята такая последовательность выпуска механизации. Сначала (за 20−25 км до полосы) выпускалось шасси. Затем за 18−20 км — закрылки на 280. И уже на посадочной прямой закрылки выдвигались полностью, в посадочное положение. Однако в наши дни принята иная методика. В целях экономии летчики стремятся пролететь максимальное расстояние «на чистом крыле», а затем, перед глиссадой, погасить скорость промежуточным выпуском закрылков, потом выпустить шасси, довести угол закрылков до посадочного положения и совершить посадку.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Экипаж злополучного Ил-86 тоже воспользовался новой методикой и выпустил закрылки до шасси. Ничего не знавшая о новых веяниях в пилотировании автоматика Ил-86 тут же включила речевую и световую сигнализацию, которая требовала от экипажа выпустить шасси. Чтобы сигнализация не нервировала пилотов, ее просто отключили, как выключают спросонья надоевший будильник. Теперь напомнить экипажу, что шасси все-таки надо выпустить, было некому. Сегодня, правда, уже появились экземпляры самолетов Ту-154 и Ил-86 с доработанной сигнализацией, которые летают по методике захода на посадку с поздним выпуском механизации.

По фактической погоде

В информационных сводках нередко можно услышать подобную фразу: «В связи с ухудшением метеоусловий в районе аэропорта N экипажи принимают решения о взлете и посадке по фактической погоде». Этот распространенный штамп вызывает у отечественных авиаторов одновременно смех и возмущение. Разумеется, никакого произвола в летном деле нет. Когда самолет проходит точку принятия решения, командир воздушного судна (и только он) окончательно объявляет, станет ли экипаж сажать лайнер или посадка будет прервана уходом на второй круг. Даже при наилучших погодных условиях и отсутствии препятствий на полосе КВС имеет право отменить посадку, если он, как гласят Федеральные авиационные правила, «не уверен в благополучном исходе посадки». «Уход на второй круг сегодня не считается просчетом в работе пилота, а наоборот, приветствуется во всех допускающих сомнения ситуациях. Лучше проявить бдительность и даже пожертвовать каким-то количеством сожженного топлива, чем подвергнуть даже малейшему риску жизнь пассажиров и экипажа», — объяснил нам Игорь Бочаров, начальник штаба летной эксплуатации авиакомпании «S7 Airlines».

С другой стороны, в принятии решений КВС жестко ограничен существующим регламентом процедуры посадки, и в пределах этого регламента (кроме экстренных ситуаций вроде пожара на борту) у экипажа нет никакой свободы принятия решений. Существует жесткая классификация типов захода на посадку. Для каждого из них прописаны отдельные параметры, определяющие возможность или невозможность такой посадки в данных условиях.
Например, для аэропорта «Внуково» инструментальный заход на посадку по неточному типу (по приводным радиостанциям) требует прохождения точки принятия решений на высоте 115 м при горизонтальной видимости 1700 м (определяется метеослужбой). Для совершения посадки до ВПР (в данном случае 115 м) должен быть установлен визуальный контакт с ориентирами. Для автоматической посадки по II категории ИКАО эти значения значительно меньше — они составляют 30 м и 350 м. Категория IIIс допускает полностью автоматическую посадку при нулевой горизонтальной и вертикальной видимости — например, в полном тумане.

Любой авиапассажир с опытом полетов отечественными и иностранными авиакомпаниями наверняка успел заметить, что наши пилоты сажают самолеты «мягко», а иностранные — «жестко». Иными словами, во втором случае момент касания полосы ощущается в виде заметного толчка, тогда как в первом — самолет мягко «притирается» к полосе. Различие в стиле посадки объясняется не только традициями летных школ, но и объективными факторами.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

Для начала внесем терминологическую ясность. Жесткой посадкой в авиационном обиходе называется посадка с перегрузкой, сильно превышающей нормативную. В результате такой посадки самолет в худшем случае получает повреждение в виде остаточной деформации, а в лучшем — требует специального технического обслуживания, нацеленного на дополнительный контроль состояния самолета. Как объяснил нам ведущий пилот-инструктор департамента летных стандартов авиакомпании «S7 Airlines» Игорь Кулик, сегодня пилот, допустивший настоящую жесткую посадку, отстраняется от полетов и направляется на дополнительную подготовку на тренажерах. Прежде чем снова выйти в рейс, провинившемуся также предстоит зачетно-тренировочный полет с инструктором.
Стиль посадки на современных западных самолетах нельзя называть жестким — речь просто идет о повышенной перегрузке (порядка 1,4−1,5 g) по сравнению с 1,2−1,3 g, характерных для «отечественной» традиции. Если говорить о методике пилотирования, то разница между посадками с относительно меньшей и относительно большей перегрузкой объясняется различием в процедуре выравнивания самолета.

что значит если самолет качает крыльями. Смотреть фото что значит если самолет качает крыльями. Смотреть картинку что значит если самолет качает крыльями. Картинка про что значит если самолет качает крыльями. Фото что значит если самолет качает крыльями

К выравниванию, то есть к подготовке к касанию с землей, пилот приступает сразу после пролета торца полосы. В это время летчик берет штурвал на себя, увеличивая тангаж и переводя воздушное судно в кабрирующее положение. Попросту говоря, самолет «задирает нос», чем достигается увеличение угла атаки, а значит, небольшой рост подъемной силы и падение вертикальной скорости.
Двигатели при этом переводятся в режим «малый газ». Через некоторое время задние стойки шасси касаются полосы. Затем, уменьшая тангаж, пилот опускает на полосу переднюю стойку. В момент касания задействуются интерцепторы (спойлеры, они же воздушные тормоза). Затем, уменьшая тангаж, пилот опускает на полосу переднюю стойку и включает реверсивное устройство, то есть дополнительно тормозит двигателями. Торможение колесами применяется, как правило, во второй половине пробега. Реверс конструктивно представляет из себя щитки, которые ставятся на пути реактивной струи, отклоняя часть газов под углом 45 градусов к курсу движения самолета — почти в обратную сторону. Следует отметить, что на воздушных судах старых отечественных типов использование реверса при пробеге обязательно.
Тишина за бортом
24 августа 2001 года экипаж аэробуса А330, совершавшего рейс из Торонто в Лиссабон, обнаружил утечку топлива в одном из баков. Дело происходило в небе над Атлантикой. Командир корабля Робер Пиш принял решение уйти на запасной аэродром, расположенный на одном из Азорских островов. Однако по пути загорелись и вышли из строя оба двигателя, а до аэродрома оставалось еще около 200 километров. Отвергнув идею посадки на воду, как не дающую практически никаких шансов на спасение, Пиш решил дотянуть до суши в планирующем режиме. И ему это удалось! Посадка получилась жесткой – лопнули почти все пневматики – но катастрофы не произошло. Лишь 11 человек получили небольшие травмы.
Отечественные летчики, особенно эксплуатирующие лайнеры советских типов (Ту-154, Ил-86), часто завершают выравнивание процедурой выдерживания, то есть какое-то время продолжают полет над полосой на высоте около метра, добиваясь мягкого касания. Конечно, посадки с выдерживанием нравятся пассажирам больше, да и многие пилоты, особенно с большим опытом работы в отечественной авиации, считают именно такой стиль признаком высокого мастерства.

Однако сегодняшние мировые тенденции авиаконструирования и пилотирования отдают предпочтение посадке с перегрузкой 1,4−1,5 g. Во-первых, такие посадки безопаснее, так как приземление с выдерживанием содержит в себе угрозу выкатывания за пределы полосы. В этом случае практически неизбежно применение реверса, что создает дополнительный шум и увеличивает расход топлива. Во-вторых, сама конструкция современных пассажирских самолетов предусматривает касание с повышенной перегрузкой, так как от определенного значения физического воздействия на стойки шасси (обжатие) зависит срабатывание автоматики, например задействование спойлеров и колесных тормозов. В воздушных судах старых типов этого не требуется, так как спойлеры включаются там автоматически после включения реверса. А реверс включается экипажем.

Есть еще одна причина различия стиля посадки, скажем, на близких по классу Ту-154 и А 320. Взлетные полосы в СССР зачастую отличались невысокой грузонапряженностью, а потому в советской авиации старались избегать слишком сильного давления на покрытие. На тележках задних стоек Ту-154 по шесть колес — такая конструкция способствовала распределению веса машины на большую площадь при посадке. А вот у А 320 на стойках всего по два колеса, и он изначально рассчитан на посадку с большей перегрузкой на более прочные полосы.

Неприятности у самой земли

И все-таки по-настоящему жесткие посадки, а также прочие неприятности на финальном отрезке полета случаются. Как правило, к авиапроисшествиям приводит не один, а несколько факторов, среди которых и ошибки пилотирования, и отказ техники, и, конечно же, стихия.
Большую опасность представляет так называемый сдвиг ветра, то есть резкое изменение силы ветра с высотой, особенно когда это происходит в пределах 100 м над землей. Предположим, самолет приближается к полосе с приборной скоростью 250 км/ч при нулевом ветре. Но, спустившись чуть ниже, самолет вдруг наталкивается на попутный ветер, имеющий скорость 50 км/ч. Давление набегающего воздуха упадет, и скорость самолета составит 200 км/ч. Подъемная сила также резко снизится, зато вырастет вертикальная скорость. Чтобы компенсировать потерю подъемной силы, экипажу потребуется добавить режим двигателя и увеличить скорость. Однако самолет обладает огромной инертной массой, и мгновенно набрать достаточную скорость он просто не успеет. Если нет запаса по высоте, жесткой посадки избежать не удастся. Если же лайнер натолкнется на резкий порыв встречного ветра, подъемная сила, наоборот, увеличится, и тогда появится опасность позднего приземления и выкатывания за пределы полосы. К выкатываниям также приводит посадка на мокрую и обледеневшую полосу.

Типы захода на посадку делятся на две категории, визуальные и инструментальные.
Условие для визуального захода на посадку, как и при инструментальном заходе, – высота нижней границы облаков и дальность видимости на ВПП. Экипаж следует по схеме захода, ориентируясь по ландшафту и наземным объектам или самостоятельно выбирая траекторию захода в пределах выделенной зоны визуального маневрирования (она задается как половина окружности с центром в торце полосы). Визуальные посадки позволяют сэкономить топливо, выбрав кратчайшую на данный момент траекторию захода.
Вторая категория посадок – инструментальные (Instrumental Landing System, ILS). Они в свою очередь подразделяются на точные и неточные. Точные посадки производятся по курсо-глиссадной, или радиомаячной, системе, с помощью курсовых и глиссадных маяков. Маяки формируют два плоских радиолуча – один горизонтальный, изображающий глиссаду, другой – вертикальный, обозначающий курс на полосу. В зависимости от оборудования самолета курсо-глиссадная система позволяет производить автоматическую посадку (автопилот сам ведет самолет по глиссаде, получая сигнал радиомаяков), директорную посадку (на командном приборе две директорные планки показывают положения глиссады и курса; задача пилота, работая штурвалом, поместить их точно по центру командного прибора) или заход по маякам (перекрещенные стрелки на командном приборе изображают курс и глиссаду, а кружком показано положение самолета относительно требуемого курса; задача – совместить кружок с центром перекрестья). Неточные посадки выполняются при отсутствии курсо-глиссадной системы. Линия приближения к торцу полосы задается радиотехническим средством – например, установленными на определенном удалении от торца дальней и ближней приводными радиостанциями с маркерами (ДПРМ – 4 км, БПРМ – 1 км). Получая сигналы от “приводов”, магнитный компас в кабине пилотов показывает, справа или слева от полосы находится самолет. В аэропортах, оснащенных курсо-глиссадной системой, значительная часть посадок совершается по приборам в автоматическом режиме. Международная организация ИКФО утвердила список из трех категорий автоматической посадки, причем категория III имеет три подкатегории – A, B, C. Для каждого типа и категории посадки существуют два определяющих параметра – расстояние горизонтальной видимости и высота вертикальной видимости, она же высота принятия решений. В общем виде принцип таков: чем больше в посадке участвует автоматика и чем меньше задействован “человеческий фактор”, тем меньше значения этих параметров.
Другой бич авиации — боковой ветер. Когда при подходе к торцу полосы самолет летит с углом сноса, у пилота часто появляется желание «подвернуть» штурвалом, поставить самолет на точный курс. При довороте возникает крен, и самолет подставляет ветру большую площадь. Лайнер сдувает еще дальше в сторону, и в этом случае единственно правильным решением становится уход на второй круг.
При боковом ветре экипаж часто стремится не потерять контроль за направлением, но в итоге теряет контроль за высотой. Это стало одной из причин катастрофы Ту-134 в Самаре 17 марта 2007 года. Сочетание «человеческого фактора» с плохой погодой стоило жизни шести людям.

Иногда к жесткой посадке с катастрофическими последствиями приводит неправильное вертикальное маневрирование на заключительном отрезке полета. Порой самолет не успевает снизиться на требуемую высоту и оказывается выше глиссады. Пилот начинает «отдавать штурвал», пытаясь выйти на траекторию глиссады. При этом резко возрастает вертикальная скорость. Однако при возросшей вертикальной скорости требуется и большая высота, на которой надо начинать выравнивание перед касанием, причем эта зависимость квадратичная. Летчик же приступает к выравниванию на психологически привычной ему высоте. В результате воздушное судно касается земли с огромной перегрузкой и разбивается. Таких случаев история гражданской авиации знает немало.

Авиалайнеры последних поколений можно вполне назвать летающими роботами. Сегодня через 20−30 секунд после взлета экипаж в принципе может включить автопилот и дальше машина все сделает сама. Если не случится чрезвычайных обстоятельств, если в базу данных бортовых компьютеров будет введен точный план полета, включающий траекторию захода на посадку, если аэропорт прибытия обладает соответствующим современным оборудованием, лайнер сможет выполнить полет и совершить посадку без участия человека. К сожалению, в реальности даже самая совершенная техника иногда подводит, в эксплуатации все еще находятся воздушные суда устаревших конструкций, а оборудование российских аэропортов продолжает желать лучшего. Именно поэтому, поднимаясь в небо, а затем спускаясь на землю, мы еще во многом зависим от мастерства тех, кто работает в пилотской кабине.
Благодарим за помощь представителей авиакомпании «S7 Airlines» — пилота-инструктора Ил-86, начальника штаба летной эксплуатации Игоря Бочарова, главного штурмана Вячеслава Феденко, пилота-инструктора директората департамента летных стандартов Игоря Кулика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *