что значит естественный человек
Человек в трех измерениях
Признавая важность типизации человека по различным основаниям и плодотворность таких усилий в понимании человека, авторы пытаются выработать системно-философский подход и предлагают рабочую гипотезу, согласно которой человеческое бытие имеет три измерения – это «человек естественный», «человек искусственный» и «человек сверхъестественный», или, другими словами, «дочеловек», «человек» и «сверхчеловек». Это не три стадии развития человека, не три типа, а одновременно существующие в каждом человеке три ипостаси. Для специалистов философов, преподавателей и студентов вузов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек в трех измерениях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Как уже говорилось во введении, человек в собственном смысле этого слова — это человек искусственный. Он искусственен потому, что не является продуктом эволюции, он продукт культуры, а не природы, он сам себя создает. Быть человеком — любить, страдать, мыслить, надеяться — это самое искусственное состояние. В природе нет таких законов, по которым мы должны любить друг друга или жить по совести. Нет причин, которые заставляют человека любить или делать добро, зато сколько угодно причин (как и оправданий) можно найти для любого злого поступка, для ненависти или зависти. И все истинно человеческие качества держатся только на усилии. Нет усилия — нет человека.
В этом смысле живущего в нас естественного человека можно назвать дочеловеком, не потому, что он еще не вышел из животного состояния, продолжает оставаться обезьяной, а потому, что усилия, делающие человека человеком, для него — случайные, спорадические явления. Он считает себя продуктом природы, более того — венцом ее творения. Он возлагает надежды на естественный ход развития мира: постепенно и автоматически все становится лучше, человек добрее и умнее, постепенно торжествует технический и социальный прогресс, и каждый получит ту долю силы, богатства и ума, которую он заслуживает как человек.
Человек естественный — это человек, живущий в автоматическом режиме, он верит только во внешние обстоятельства и не думает о себе, как об отдельном, уникальном, ни к чему не сводимом и ни из каких природных и социальных механизмов не выводимом индивидууме. Его не страшит ужас «невытекания», о котором он смутно догадывается: сегодняшний день не вытекает автоматически из вчерашнего, никакие условия и обстоятельства его жизни не могут безусловно и однозначно определить ее развитие. Естественный человек в сознательной жизни старается не замечать, что перед ним стена: все дела уже сделаны, все мысли высказаны, все книги написаны, и ему в этом мире, по большому счету, делать нечего. И нужны неимоверные усилия для того, чтобы раздвинуть скрепленные глыбы стены и встать, хотя бы одной ногой, на свое, никем не заместимое место, найти то дело, которое вместо него никто не сделает.
Но поскольку его не страшит ужас «невытекания», поскольку он не замечает никакой стены перед собой, то он человек по преимуществу счастливый. И если он страдает от чего-либо, то только от недостаточной удовлетворяемости своих естественных желаний, хотя страдают далеко не все. Подавляющее большинство эту недостаточность просто не замечают или считают естественной, так же как естественными считают три самых главных блага: здоровье, молодость и свободу — и вспоминают о них, только потеряв. В этом смысле счастье естественного человека носит отрицательный характер. Поэтому, как уже отмечалось, естественные люди чаще всего обращены к прошлому. Старея и теряя здоровье, они с любовью вспоминают минувшие дни, твердо верят в то, что раньше, как бы ни тяжела была их жизнь, они были счастливы. И не только они сами — все было другим: страна, климат, качество пищи и красота женщин.
Естественный человек — необходимая составляющая часть нашей сущности. В нас очень много естественного, того, что идет не от нас, а от природы: лень, жадность, агрессивность, злоба, зависимость от капризов настроения, случайностей нашей жизни. Мы можем прекрасно сознавать это, но очень часто не в силах изменить. Дух очень слаб в сравнении с телом, с природой, и нам остается только вздыхать или взывать к Богу: «Из глубины взываю к тебе, Господи! Услыши глас мой!»
Естественный уровень бытия человека — это тот уровень, на котором живут страстями, эмоциями, полагаясь не столько на сознание, сколько на инстинкты и мощь своего тела. Если во многом знании многие печали, то счастливым можно быть только в естественном состоянии. В искусственном, человеческом, состоянии все разрушает рефлексия, сомнения, неуверенность в подлинности своего существования. Сознание убивает непосредственность впечатления, заставляет критически относиться к переживаниям. В самый яркий момент счастья сознание подсовывает мысль о том, что это мгновение скоро пройдет. Часто эта мысль приходит тогда, когда мгновение еще не наступило. Поистине удачливы те люди, которые могут в минуты опасности «выключить» сознание, превратиться в сильного и яростного зверя, всю свою энергию вложить в единый порыв и сделать то, что не по силам обыкновенному человеку. Лучшие мгновения наступают тогда, когда человек весь отдается страсти, стихии, борьбе, когда он чувствует себя кулаком, отбивающим одновременно десяток ударов, когда он мгновенно принимает решение, спасающее его жизнь или приумножающее его капитал, когда он вдруг находит слова, которым люди беспрекословно верят.
«Строго говоря: чем менее сознает человек, тем он полнее живет и чувствует жизнь… Пропорционально накоплению сознания теряет он и жизненную способность. Итак, говоря вообще: сознание убивает жизнь… Сознание — болезнь. Не от сознания происходят болезни (что ясно как аксиома), но само сознание — болезнь» [29]
Естественный человек
Естественный человек это концепция, сложившая в XVIII в. в английской культурной традиции на основе философских идей Джона Локка.
Истоки концепции «естественного человека»
Английский философ Джон Локк (1632–1704 гг.) – один из самых значимых мыслителей эпохи Просвещения. Опираясь на учения Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Иссака Ньютона, Дж. Локк первым из ученых раскрыл личность через постоянство сознания; считая ум «чистой доской», отрицал теорию «врождённых идей» и провозглашал практический опыт единым источником человеческого познания. Под «естественным состоянием» человека философ предполагал свободу, существование соответственно законам природы, исполнение своего назначения в среде идей и разума.
Теоретические построения Дж. Локка, которые поместились в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.), оказали существенное влияние на многих шотландских, английских, французских мыслителей XVIII в., особенно на выдающихся французских философов-просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера, в творчестве которых идея «естественного человека» достигла наиболее полного развития.
«Естественный человек» в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Наиболее ярким воплощением идей о «естественном человеке» является роман известного английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.), в основе которого – концепция нравственного совершенствования человека в общении с природой, в одиночестве, вдали от общества и цивилизации.
Морской путешественник Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, вернулся в свое «естественное состояние» и нашел там внутреннее возрождение. Кроме того, теория «естественного человека» в романе представлена автором сразу в двух образах: «цивилизованного» Робинзона и «благородного дикаря» Пятницы, дополняющих друг друга.
Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» положил начало литературному жанру «робинзонада» и поискам природных истоков человечества в целом.
Представления о «естественном человеке» Ж.–Ж. Руссо и Вольтера
Представления великих французских просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера о «естественном человеке», о сущности взаимодействия личности, природы и цивилизации существенно расходились.
Ж.–Ж. Руссо противопоставлял дикаря цивилизованному человеку, считая, что общественные условия и отношения с присущим им неравенством разрушают человеческую природу. Естественный человек в руссоизме отождествлялся с идеалом добродетели. Идеи контраста между культурным обществом и природой представлены в романах писателя «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.). Жан-Жак Руссо
Концепция «естественного человека» также изложена в трактатах Ж.–Ж. Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г.), «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.) и др. Ж.–Ж. Руссо полагал, что человек по своей природе просвещенный, не испорченный неравенством общественных устоев, а общество подавляет естественное чувство свободы и делает его своим рабом: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Отрицая искусственные порядки социума, в частности искусство и театр, Ж.–Ж. Руссо признавал только свободное, равное государство, сохраняющее естественное, близкое к природе состояние человека.
В отличие от Ж.–Ж. Руссо, убежденного в том, что все люди равные перед обществом, Вольтер был сторонником неравенства. Его идеи «первобытного состояния» сводятся к утверждению беспомощности человеческого существования вне цивилизации. Вольтеровский «естественный человек» в повести «Простодушный» (1767 г.) обречен на несчастия, без культурного влияния он остается дикарём. Идеалом Вольтера был просвещенный человек дворянского происхождения.
Историческое значение концепции
Несмотря на различие философских взглядов на естественное человеческое состояние, человек являлся фундаментальной основой философии эпохи Просвещения. Просветительская теория «естественного человека» воплотила в себе идеи о совершенной, свободной, разумной и гуманной личности, ее непосредственном отношении к природе, обозначила ведущую роль познания человечества в искусстве ХVIII в. и последующих веков.
Философский словарь
Смотреть значение Естественный Человек в других словарях
Естественный — естественная, естественное; естественен (устар.) и естествен, естественна, естественно. 1. только полн. формы. Прил., по знач. связанное с природой какой-н. местности, климатом.
Толковый словарь Ушакова
Человек — м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка.
Толковый словарь Даля
Естественный Прил. — 1. Связанный с природой какой-л. местности, климатом, земной поверхностью, фауной и флорой. 2. Связанный с явлениями природы или c изучением природы и ее основных законов.
Толковый словарь Ефремовой
Человек М. — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. // Носитель каких-л. качеств, свойств.
Толковый словарь Ефремовой
Человек-невидимка М. — 1. Тот, кто стал невидимым (в сказках, в фантастической литературе и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
Год Естественный Хозяйственный — год, учетный период которого связан с подъемом и спадом деловой активности, зависящей от смены времен года, сезонности работ (для сельскохозяйственного производства.
Экономический словарь
Естественный Логарифм — Логарифм по основанию «e» (приблизительно 2,7183).
Экономический словарь
Естественный Темп Роста — темп
роста
объема производства, определяемый из
условия полного использования имеющихся производственных ресурсов.
Экономический словарь
Естественный Уровень Валового Национального Продукта — уровень реального валового национального
продукта (ВНП), производимого при естественном уровне безработицы; максимально возможный ВНП, который может быть создан.
Экономический словарь
Износ, Естественный — В страховании имущества: естественное и ожидаемое уменьшение пригодности и стоимости имущества в результате его
износа и обычного воздействия на него окружающей.
Экономический словарь
Рекламная Стоимость Из Расчета На Тысячу Человек (advertising Cost Per Thousand) — Метод измерения ценности спонсорской поддержки путем вычисления стоимости получения доступа к одной тысяче людей посредством печатной или иной рекламной продукции.
Экономический словарь
Человек-реклама — человек с плакатами-объявлениями на груди, на спине, в
руках.
Экономический словарь
Человек — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх», «высшее качество», а век.
Этимологический словарь Крылова
Аутоаллерген Естественный — (син. А. первичный) А., представляющий собой компонент ткани некоторых органов (хрусталика, яичка, щитовидной железы, нервной ткани), по отношению к которой в организме.
Большой медицинский словарь
Иммунитет Естественный — форма иммунитета (см.), обусловленная барьерными и антимикробными св-вами кожи и слизистых оболочек, конкурентной активностью нормальной микрофлоры тела, ареактивностью.
Словарь микробиологии
Человек естественный
Смотреть что такое «Человек естественный» в других словарях:
Естественный человек — ♦ (ENG natural man) см. Человек естественный … Вестминстерский словарь теологических терминов
Естественный прирост — населения превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно… … Википедия
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР — ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР, или подбор, процесс, происходящий в природе вследствие совместного действия трех факторов: изменчивости, наследственности и борьбы за существование (см.), процесс, благодаря которому, согласно теории Дарвина, совершается… … Большая медицинская энциклопедия
Естественный автомат — (интеллект) термин, используемый в кибернетике при сравнении различий человеческого интеллекта и искусственного интеллекта. Под естественным автоматом[1] понимается нервная система, самовоспроизводящиеся и самоисправляющиеся системы, а… … Википедия
Естественный интеллект — Естественный автомат (интеллект) термин, используемый в кибернетике при сравнении различий человеческого интеллекта и искусственного интеллекта. Под естественным автоматом[1] понимается нервная система, самовоспроизводящиеся и самоисправляющиеся … Википедия
Естественный резервуар — долговременный хозяин патогенного (болезнетворного) организма. Резервуар обеспечивает патогену как биологическому виду возможность непрерывного существования. В зависимости от естественного резервуара болезни человека делятся на антропонозы, где… … Википедия
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД — ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНДИВИД (лат. individuum naturalis) категория, в которой выражено представление о человеке, характерное для многих античных и в значительной мере европейских и американских мыслителей 17 18 вв. о человеке как природном существе,… … Философская энциклопедия
ЧЕЛОВЕК — общественное существо, отличит, чертой к рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно трудовой деятельности. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит, процесса историко эволюц. развития (см. АНТРОПОГЕНЕЗ). В зоол. системе… … Биологический энциклопедический словарь
Естественный отбор — У этого термина существуют и другие значения, см. Естественный отбор (значения). Естественный отбор процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной … Википедия
Естественный прирост населения субъектов Российской Федерации — В таблице представлен список субъектов Российской Федерации, отсортированный по естественному приросту населения (в сторону убывания, то есть от наивысшего показателя естественного прироста к наименьшему, к наибольшему показателю естественной… … Википедия
Естественный человек
Естественный человек это концепция, сложившая в XVIII в. в английской культурной традиции на основе философских идей Джона Локка.
Истоки концепции «естественного человека»
Английский философ Джон Локк (1632–1704 гг.) – один из самых значимых мыслителей эпохи Просвещения. Опираясь на учения Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Иссака Ньютона, Дж. Локк первым из ученых раскрыл личность через постоянство сознания; считая ум «чистой доской», отрицал теорию «врождённых идей» и провозглашал практический опыт единым источником человеческого познания. Под «естественным состоянием» человека философ предполагал свободу, существование соответственно законам природы, исполнение своего назначения в среде идей и разума.
Теоретические построения Дж. Локка, которые поместились в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.), оказали существенное влияние на многих шотландских, английских, французских мыслителей XVIII в., особенно на выдающихся французских философов-просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера, в творчестве которых идея «естественного человека» достигла наиболее полного развития.
«Естественный человек» в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Наиболее ярким воплощением идей о «естественном человеке» является роман известного английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.), в основе которого – концепция нравственного совершенствования человека в общении с природой, в одиночестве, вдали от общества и цивилизации.
Морской путешественник Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, вернулся в свое «естественное состояние» и нашел там внутреннее возрождение. Кроме того, теория «естественного человека» в романе представлена автором сразу в двух образах: «цивилизованного» Робинзона и «благородного дикаря» Пятницы, дополняющих друг друга.
Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» положил начало литературному жанру «робинзонада» и поискам природных истоков человечества в целом.
Представления о «естественном человеке» Ж.–Ж. Руссо и Вольтера
Представления великих французских просветителей Ж.–Ж. Руссо и Вольтера о «естественном человеке», о сущности взаимодействия личности, природы и цивилизации существенно расходились.
Ж.–Ж. Руссо противопоставлял дикаря цивилизованному человеку, считая, что общественные условия и отношения с присущим им неравенством разрушают человеческую природу. Естественный человек в руссоизме отождествлялся с идеалом добродетели. Идеи контраста между культурным обществом и природой представлены в романах писателя «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.).
Концепция «естественного человека» также изложена в трактатах Ж.–Ж. Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г.), «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.) и др. Ж.–Ж. Руссо полагал, что человек по своей природе просвещенный, не испорченный неравенством общественных устоев, а общество подавляет естественное чувство свободы и делает его своим рабом: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Отрицая искусственные порядки социума, в частности искусство и театр, Ж.–Ж. Руссо признавал только свободное, равное государство, сохраняющее естественное, близкое к природе состояние человека.
В отличие от Ж.–Ж. Руссо, убежденного в том, что все люди равные перед обществом, Вольтер был сторонником неравенства. Его идеи «первобытного состояния» сводятся к утверждению беспомощности человеческого существования вне цивилизации. Вольтеровский «естественный человек» в повести «Простодушный» (1767 г.) обречен на несчастия, без культурного влияния он остается дикарём. Идеалом Вольтера был просвещенный человек дворянского происхождения.
Историческое значение концепции
Несмотря на различие философских взглядов на естественное человеческое состояние, человек являлся фундаментальной основой философии эпохи Просвещения. Просветительская теория «естественного человека» воплотила в себе идеи о совершенной, свободной, разумной и гуманной личности, ее непосредственном отношении к природе, обозначила ведущую роль познания человечества в искусстве ХVIII в. и последующих веков.