что значит этническая мусульманка
«Этнические» и «соблюдающие»
В последнее время часто можно услышать выражение «этнические и соблюдающие мусульмане». К этническим относят тех, кто родился в исламской семье, носит исламское имя, знает немного о своей религии, отмечает исламские праздники, но по разным причинам не соблюдает шариатские нормы: не молится, не постится, не выплачивает закят.
Этнические мусульмане обычно говорят: «Я, конечно, мусульманин, но не молюсь». То же самое и насчёт поста, закята, одеяния и т. д. Слово «конечно» при этом произносится с таким выражением лица и с такой интонацией, что спросивший невольно чувствует себя виноватым, хотя и не понимает, в чём его вина. Так несоблюдение предписаний Всевышнего теми, которые называют себя мусульманами, становится обыденным делом для этнических мусульман.
Безусловно, мы не должны забывать, что любой человек, произнёсший формулу единобожия, то есть шахаду, и признающий всем сердцем истинность этих слов, является мусульманином. Он не останется навечно в адском огне и попадёт когда-нибудь в Рай, если умрёт с таким же убеждением.
В этом, как и во всех других предписаниях нашей религии, таится огромное благо для нас, так как мы должны надеяться на милость Создателя, но одновременно должны и бояться Его гнева.
Как говорил один из самых достойных проповедников современости Гитиномагомед Абдулгафуров (рахимахуЛлагь), в наше время в мусульманах мало боязни наказания Всевышнего и очень много надежды на Его милость. По его словам, мы хотим, почти бездействуя, заслужить райские блага.
Действительно, милость Творца безгранична, но как можно не бояться гнева Его, когда не соблюдаешь даже обязательные предписания, такие как намаз, пост, закят? Как же беспечны и жестоки такие мусульмане по отношению к самим себе! Впереди нас – вечность, а вечность – это не год, не два, даже не тысячелетие. Вечность нескончаема. Неужели мы променяем блага в вечной жизни на временные блага мира этого?
Если спросить у этнических мусульман, почему он или она так халатно относятся к своим обязанностям в религии, они отвечают, что являются и без того хорошими людьми, что никому ничего плохого не сделали и что у них «доброе сердце», а Создатель в первую очередь оценивает именно нрав. И не знаешь, что на это ответить, так как любой довод порою может оттолкнуть их от религии ещё больше, да и надежды на милость Аллаха лишать мы не имеем права.
Но что же должно быть причиной такого поведения этнических мусульман? У каждого она своя: отсутствие знаний о религии, лень, озлобленность на всё вокруг, да и банальное нежелание.
Мы осознаём, насколько еда, вода, воздух необходимы нашему организму для дальнейшего функционирования, но почему-то думаем, что наша душа, созданная для вечной жизни, не нуждается в пище духовной. И не понимаем, что «доброго сердца» мало для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего.
Как же можно не бояться гнева Творца, надеясь лишь на Его милость, если безответственно относишься к опоре Ислама – молитве, лишь утверждая, что у тебя «доброе сердце»?
Что же мы можем сделать для таких мусульман? На мой взгляд, лишь просить Всевышнего за нас всех и мягко наставлять добрым словом.
Пусть Аллах не сделает нас из числа лишённых Его милости и даст силы соблюдать все предписания нашей религии. Амин.
В естественной среде обитания
Самый плохой блог о путешествиях
Поделиться этой записью
Рубрики
Свежие записи
Архивы записей
Свежие комментарии
Мусульмане этнического толка
Сначала в другой моей статье «Насколько строг ислам в Турции и его пропаганда» я написал параграф «Этнические мусульмане», а потом решил сделать отдельную статью на эту тему. Однако, статья будет касаться не только мусульман в Турции, но и по всей нашей планете.
И ещё сразу напомню, что я не являюсь мусульманином, однако, мне близки некоторые постулаты ислама (ну кроме любых фанатичных и радикальных элементов), и провёл в разных мусульманских странах и регионах в сумме около 4-5 лет, много общаясь с аборигенами и порой даже ночуя в их домах, а также в мечетях и других мусульманских заведениях. Хотя, буддизм мне в целом ближе, и у меня также есть статья про ночлег в буддистских монастырях. Но давайте уже ближе к нашей теме.
Ислам — наиболее быстрорастущая религия в мире?
Да, ислам действительно является наиболее быстрорастущей религией в мире. По обеим показателям: как по абсолютному числу «этнических»/номинальных последователей религии (к этому термину мы ещё вернёмся), так и по количеству реально верующих и соблюдающих ритуалы и предписания.
На самом же деле, главная причина такого роста мусульман кроется в том, что в мусульманских семьях (особенно, в сельской местности и, особенно, в слаборазвитых странах типа Египта и Бангладеша) рождается много детей. Как мне говорили сами мусульмане, согласно Корану, Аллах даст всё для обеспечения этого потомства.
И не смотря на то, что очень много новых адептов также переходит и на сторону христианских направлений (особенно протестантского толка), и на сторону буддизма, и многих других учений восточно-медитативного толка, однако именно благодаря повышенной рождаемости в мусульманских семьях ислам сейчас обгоняет всех. Однако, тут есть один нюанс, о котором скажем в следующем параграфе.
Уникальный случай, когда в мечети (да ещё у главной стены, играющей роль направления для молитвы) поставлены многочисленные клумбы с цветами… Всё дело в том, что в эту старинную мечеть (а она примерно 18-19 века) для молитвы почти никто не ходит, поскольку в 300 метрах есть мечеть поцентральнее. И по сему, имам этой мечети решил украсить её таким необычным для мечети способом. Снимок сделан в наипрекраснейшей и редчайшей местности Каппадокия в центральной Турции.
Фото сделано в турецком городе Эскишехир. Многие мусульмане любят молиться и просить какой-либо помощи у некоторых мусульманских гробниц (где захоронены святые люди). Просят денег, здоровья, мир в семье, и прочую благодать… Однако, по утверждениям других (наверно, более радикальных) мусульман, надо просить не у покойников, а у Аллаха… Перед надгробьями стоят вазы со сладостями, любой желающий может взять, не наглея. Также в конце отдельной статьи написано про ночлег в гробницах.
«Этнические (номинальные) мусульмане»
Итак, сей нюанс заключается в том, что «Мусульманами» записывают даже тех, кто никак не считает себя мусульманином, но просто родился в «этнической мусульманской стране» (то бишь, его предки были мусульманами или тоже считались ими). Это «этнические мусульмане» или «номинальные мусульмане».
Сей термин «этнические (номинальные)» применим к представителям любой религии/учения, например, всех калмыков и бурятов автоматически записывают как буддистов, а всех татар и башкиров как мусульман, хотя в реальности это совсем не так (особенно касается татар и башкир, поскольку я сам живу среди них в городе Уфа, и знаю насколько они «реальные мусульмане»).
Другими словами, этническими мусульманами принято называть представителей народностей, издавна исповедующих Ислам. Однако, ныне далеко не все этнические мусульмане соблюдают религию своих ближайших предков (впрочем, такой эффект имеется и у представителей других религий, например, христианства и буддизма).
А в таких странах, где ислам давно уже государева религия (например, в Турции или почти во всех Арабских странах), человеку, рождённому как «этнический мусульманин», но принявшему христианство (или ещё какую-либо философию), не разрешают официально менять свою религию… Почти во всех странах Азии (кроме тех, что исповедуют коммунизм на официальном уровне) есть удостоверение личности, где записано, к какой религии принадлежит человек.
Великая мечеть (Ulu cami) 14 века в города Бурса (очень интересном городе в западной Турции).
Множество раз «этнические мусульмане» (особенно в Турции) жаловались мне, что они не считают себя муслимами, но не могут никак поменять в документах эту информацию в графе «религия». Некоторые из таких были даже злы на такую несправедливость (зачастую это были убеждённые атеисты).
Хотя, в той же Турции нынче уже больше так называемых «этнических мусульман» (то бишь, номинальных, записанных по умолчанию в мусульмане, как рождённых в мусульманской семье), но на деле мусульманами практически не являющихся. Чем западнее в Турции, тем больше атеистов и прочих «этнических мусульман» на душу населения и тем меньше «реальных» мусульман (в той или иной степени соблюдающих каноны ислама).
Особо также хочется упомянуть мусульман в Египте и прочих арабских странах. Насколько я понял ислам для многих из них скорее традиция, нежели искренняя вера, поскольку я много раз видел там молящихся людей или задвигающих мне преимущества ислама, но при этом периодически принимающих наркотики или алкоголь. Но более подробно об этом в отдельной статье про «Ислам по-египетски».
Мечеть Султанахмет («Голубая» мечеть) — это самая большая и, пожалуй, самая красивая (в первую очередь, за счёт своего размера) мечеть в Стамбуле, который (в свою очередь) самый интересный город в Турции по набору старинных сооружений.
Волосы женщины должны быть спрятаны
Тут я просто опишу сей аспект из шариата (свода исламских законов), которого придерживаются (или должны придерживаться) «реальные» мусульмане. Волосы на женской голове должны быть скрыты от глаз мужчин, не являющихся этой даме родственниками. То есть, это во всех публичных местах, где внезапно может ступать нога незнакомого мужчины.
Однако, далеко не все женщины в странах с законами шариата следуют оным предписаниям. Например, Иран (где официально действует закон шариата). По моим наблюдениям (из моего иранского вояжа в течение трёх зимних месяцев 2012-13 годов), в Иранских городах большинство девушек и молодых женщин не покрывает все волосы на голове. Надеваемый ими платок на голову скорее напоминает модный аксессуар одежды, чем хиджаб ( слово «Хиджаб» в «западном мире» понимают как мусульманский женский головной убор/платок).
Снимок сделан в городе Исфахан (самом красивом и туристическом городе Ирана). Эта девушка не только хорошо исполняет роль мастера-жестянщика, но и является ярким примером (или даже прекрасным — в обоих смыслах этого слова), когда девушки в Иране далеко не всегда полностью покрывают волосы на своей голове в публичном месте.
Скорее всего, если бы не шариатские законы, то все эти иранские модницы вообще щеголяли бы без платков и чуть ли не в мини-юбках… Правда, если эти дамы учатся в каком-либо учебном заведении или работают в каком-то государевом офисе, то там модницы одеваются по шариату, включая хиджаб. А выходя из оных учреждений, могут запросто переодеваться в свои модные одеяния.
Помню случай в городе Бандар Аббас (на юге Ирана). Был я там в гостях. Хозяйка со мной разговаривала без всякого головного убора (при этом её муж был с нами), однако, когда пришёл некий мужчина (ему надо было что-то обсудить с хозяевами квартиры), сразу одела хиджаб (видимо, боится рисков, связанных с «полицией нравов», следящей за соблюдением исламских норм). То есть, со мной она не стеснялась быть с непокрытой головой, а с местным иранцем пожелала не рисковать (вряд ли бы он заявил в полицию, но как говорится в известной русской пословице, бережёного Аллах бережёт).
Считается, что в турецком городе Конья (со всемирно известным музеем Мевланы и суфийскими кружениями) достаточно высок процент «реальных» мусульман. Это кадр из местного скоростного трамвая (такие бывают во всех городах Турции, где население близко к миллиону человек). Почти все головы женщин в кадре покрыты правильными платками, и лишь одна молодая не прикрыла.
Моё мнение о скромных женских одеждах
По моему опыту, практически всегда при переходе из шариатской или даже просто мусульманской страны в про-европейскую местные девушки/женщины кажутся намного красивее и сексуальнее и на них автоматически падает глаз (поскольку они ходят в более открытых нарядах, даже отсутствие платка на голове обычно уже чуть более сексуально, чем его присутствие).
Даже европейские народы (привыкшие к открытости и сексуальным видам женщин) вряд ли будут приветствовать хождение в купальниках прямо по улицам, как и занятие сексом в публичном месте. И европейский уклад жизни в целом как нечто среднее между шариатским укладом и тем вариантом, при котором разрешался бы нудистский вариант социума.
По этому, считаю не таким уж плохим вариант жизни под кодовым названием «шариат». Там в шариате ещё очень много других аспектов, но о них я сейчас не буду глаголить. Скажу лишь, что в нём много запретов (например, на принятие алкоголя)… Хотя, с другой стороны, из истории известно, что почти любые запреты не несут в себе большой пользы, поскольку всегда найдутся такие люди, которые захотят жить по-своему. По сему, считаю, что надо начинать с воспитания. И чем раньше, тем лучше.
Это на свадьбе в селе Курах в горах Южного Дагестана. Как видно, не все женщины в этом мусульманском регионе одевают что-то себе на голову, и даже если одевают, то этот платок скорее напоминает русский, нежели мусульманский… И ещё один момент. Бумажки в руках женщин — это деньги, им суют в руки мужчины. После танца деньги скидываются в общую корзину.
Почти шариат, но без запретов?
Однако, в наше время (на январь 2020 года) при очень большом уровне эгоизма у людей не только сложно приучить людей к повышенной сознательности, но даже трудно будет найти достаточное количество учителей, которые сами были бы достаточно осознанными и с небольшим уровнем эгоизма (всё-таки, думаю, что совсем без эгоизма человек не сможет существовать, поскольку ему надо потреблять/убивать другие организмы для своего роста и поддержания жизнедеятельности).
Мне кажется, что в России одним из самых сознательных народов являются чеченцы (кстати, вот статья о поимке меня силовыми структурами в Чечне в 2011 году). И едва ли не главная этому причина в том, что они очень верующие… По Корану не приветствуется выбрасывание любых продуктов, вот и поставили сей хлебо-сборник около мусорки. Собранный хлеб пойдёт на корм скотине. Ну хотя бы так.
Считаю, что одним из множества симптомов повышенной сознательности (а это также кореллирует с осознанностью) является то, как люди относятся к произведённой продукции. Например, при заходе в супермаркет всегда ли берут бесплатные полиэтиленовые мешки (чтобы положить туда покупаемые фрукты-овощи) или порой берут из своей заначки б/у мешки, которые ещё могут прослужить. Или, например, выкидывают ли какие-либо продукты, или наоборот, подбирают ли выкинутое другими.
Я сам имею большой опыт в бесплатной добыче той продукции, которую супермаркеты и продавцы на рынках уже не продают, ибо например, яблоко начало портиться (однако, если вырезать это место, то остальная часть яблока будет хорошей). И однажды у меня была опубликована статья на тему « Конфискация продукции, подлежащей массовому уничтожению», послужившая толчком к написанию ещё трёх статей на схожую тему.
И кстати, по исламским понятиям выкидывать продукты является грехом (пусть не самым главным грехом, но всё-таки), и я встречал много мусульман, согласных с этим постулатом. Однако, далеко не все из мусульман это соблюдает.
Эх, чего не сделаешь во имя Аллаха и его верного воина Али Хуссейна, являющегося для шиитов вторым по значимости человеком после пророка Мухаммеда… Именно во имя Али Хуссейна в Иране (как и в других шиитских странах и регионах) отмечаются Дни Ашура (особенно ярко это происходит в священном городе Кум, где и был сделан снимок). Но это не столько праздник, сколько поминки, ибо отмечается день его смерти во имя праведного дела (как верят сами шииты).
Также на этом сайте есть разделы Остатки Османской империи Турция, Арабские страны, Северный Кавказ и Средняя Азия, а эти регионы как раз-таки мусульманские (хотя, конечно, там представлены и другие религии).
jago52
Али Михайлов
«Этнические мусульмане» на Красной площади в новогоднюю ночь
» Этнический «мусульманин» – это когда ты вешаешь в машине брелок с сурой из Корана, которую не умеешь читать, и думаешь, что это тебе поможет.
Этнический «мусульманин» – это когда ты ходишь молиться в мечеть только по пятницам или по праздникам.
Этнический «мусульманин» – это когда ты веришь местным бабкам-знахаркам, но не веришь тем, кто отучился в исламских странах».
Данный словесный портрет хотелось бы дополнить и развить небольшим размышлением. Наша религия учит нас сознавать, что вовсе неважно, кем человек родился. Ведь куда важнее то, в каком качестве он уйдёт из этого мира в царство вечности. Кто не согласен с этим, пусть сравнит два временных промежутка. Первый – с момента рождения и до момента смерти. Неважно в данном случае, сколько длилась его жизнь: двадцать, сорок или восемьдесят лет. Ведь второй отрезок можно назвать таковым лишь условно: это то, что не закончится никогда: ни через пятьсот, ни через тысячу, ни через миллион лет, а будет длиться вечно. И это « бессмертие » наступает после смерти каждого из нас. Никто из нас не способен выбрать себе рождение. Однако каждому подарен шанс и любезно предоставлен выбор подходящей смерти. И Всевышний Аллах указывает нам на это:
« О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе как будучи мусульманами! » (3:102).
Другими словами, мы сами вольны (с помощью Аллаха, конечно же!) выбрать себе конец: не когда и где, а кем, что самое важное. И слова « не иначе как » ( араб. « илля ») в аяте указывают на то, что Аллаху угоден лишь один вариант смерти: в качестве мусульманина. А кто такой мусульманин?
« Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили » (8:2-3).
В этом аяте используется слово « му’мин » ( верующий), тогда как слово « муслим » ещё шире по своему значению. Понятие « муслим » включает в себя как наличие у человека совокупности убеждений, установленных шариатом, так и действие в соответствии с этими убеждениями. Мусульманин – это тот, кто не только верит в Аллаха и признаёт Его единственность в господстве и в поклонении, но и активно поклоняется ему всеми установленными шариатом способами.
В этой связи совершенно необоснованным является использование расхожего в наше время термина « этнический мусульманин ». Словесный портрет такого индивидуума, описанный по ссылке выше (замечу, далеко не исчерпывающий портрет) позволяет сделать уверенный вывод, что к такому человеку вообще не применимо ни слово « му’мин », ни тем более слово « муслим », даже в сочетании с прилагательным « этнический ». Словом « этнический » обычно пытаются как-то смягчить и скостить вину человека в том, что он не совершил в жизни ни одного раката молитвы. Люди, использующие этот термин, будто бы считают смягчающим обстоятельством тот факт, что предки этого невежды были мусульманами, и на этом основании ему предоставлены некие « льготы » от Аллаха: можно ничего не делать – попадёшь в рай по факту твоего происхождения. Ну, что ж, пускай утешают себя этим…
Если невежду зовут не Петя Иванов, а, к примеру, Карим Исламов, то он уже « по паспорту » становится « своим » в любой мечети, даже если Петя Иванов принял Ислам, совершает намаз и стал хафизом, а Карим Исламов даже « бисми Лля » не может сказать. В первой половине « нулевых », когда в моде было сидение в чатах, я нередко зависал в одном мусульманском чате с целью общения с единоверцами. Клянусь Аллахом, от некоторых « этнических » я не единожды на полном серьёзе читал заданный мне в приватной беседе вопрос: « А Пророк Мухаммад ﷺ – он кто вообще? » Обычно такие вопросы задавали девушки. Не в обиду слабому полу это будет сказано – ведь многие мужчины в этом плане ничуть не лучше. Своими ушами мне приходилось слышать от « этнических » откровенное богохульство, насмешки над религией, выдумывание сказочных притч и даже анекдотов про Аллаха. И что, вы всё ещё будете таких людей называть « этническими мусульманами »? Само слово « муслим » или « му’мин » хоть косвенно относится к этим людям? Да никоим образом!
Забываем мы ещё один важнейший момент в теме « этнических ». Некоторые братья мне задавали вопрос примерно следующего содержания: « Как мне относиться к моему отцу? Мусульманин ли он? » Обычно вопрос сопровождается перечислением некоторых черт, присущих отцу, также далёких от исповедания Ислама. Не желая, разумеется, обижать ничьего отца, я всегда даю один и тот же ответ: главным и единственным способом вхождения в Ислам является произнесение шахады, а не принадлежность к определённой нации. Принять Ислам можно лишь одним способом. Какое бы имя не было дано от рождения человеку (будь хоть он трижды Абдулла или Мухаммад), он не станет мусульманином, пока не произнесёт свидетельство веры. Но что мы видим в наше время? То, как на похоронах читают салятуль-джаназа (погребальную молитву) над покойным, который вообще никогда в своей жизни не просто не произносил шахаду, но вовсе не знал, что это такое и никогда не пытался узнать. Откровенного невежду после смерти записывают в мусульмане лишь по факту его рождения в семье определённой национальности, невзирая на то, что покойный при жизни вообще не позиционировал себя как мусульманин – хотя бы на словах, не говоря о делах.
А что делали наши праведные предшественники? Пророк Мухаммад ﷺ не читал джаназа-намаз над человеком, у которого были долги и он не успел вернуть их при жизни. Умар ибн аль-Хаттаб не молился за тем, кто откладывал предвечернюю молитву (аль-аср) до времени полного ухода солнца на запад. Это не означает, что нужно с ходу выносить такфир должнику, не спешащему с возвратом долга, или откладывающему молитву. Однако это означает как минимум выражение сурового порицания таким людям со стороны этих великих и дорогих нам людей. Так что бы сказали предшественники о тех, кто умер, не произнеся ни разу шахаду и не выстояв ни одного раката молитвы в своей жизни? Разговор о таком человеке был бы коротким: его бы вообще не похоронили на кладбище мусульман, закопав отдельно.
« Этнических мусульман » также иногда называют « мусульманами, отошедшими от своей религии ». Но и это неправильно: чтобы выйти из религии, нужно для начала в неё войти. А тот, кто никогда и не входил в неё, не имеет оправданий. В некоторых религиозных вопросах особенно следует проявлять принципиальность и строгость как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим, называя вещи своими именами. И обсуждаемый нами вопрос служит одним из важнейших в этой сфере.
И хвала Аллаху, Господу миров!
4 сафара 1436 (26.11.2014)
Ответ мусульманина и ответ неверного. Э-э-э. Я запутался: где чей ответ?
«Мы семь лет прожили в федеральном розыске» Они приняли ислам и стали изгоями. Русские мусульмане — о жизни в России
Подавляющее число россиян исповедуют православие. При этом отношения православных и представителей другой религии не предполагаются — в РПЦ неизменно подчеркивают, что брак между представителями разных религиозных традиций не может быть удачным, умалчивая, что религию можно и поменять: по разным оценкам, от семи до десяти тысяч русских совершили переход из православия в ислам. Почему они стали мусульманами и как складывается их жизнь после обращения, «Ленте.ру» рассказали мастер ногтевого сервиса, бывший кассир супермаркета и предпринимательница, которую на почве принятия ислама лишили родительских прав.
«Муж долго отучал меня от коротких юбок»
Анастасия, 28 лет, мастер маникюра, Москва
Моя мама — русская, папа — татарин. Я выросла в семье, где царил матриархат: папа во всем слушал маму, под ее влиянием оставил свою веру в прошлом и даже не смог мне привить свой родной язык. Любые разговоры о татарских корнях у нас были под запретом.
До 18 лет я была атеисткой. Потом вышла замуж за мусульманина. Я любила его и видела, как для него это важно. Мне кажется, жена во всем должна следовать за мужем, и единая вера в семье — это правильно. Я приняла ислам, хотя он меня не заставлял — это был мой сознательный выбор.
Так как я выросла в православной семье, привычки к закрытой одежде у меня не выработалось. Я очень радуюсь, когда вижу в Москве девушек в хиджабах, очень уважаю их, хотя сама хиджаб не ношу — и потому, что мой иман (вера в истинность ислама — прим. «Ленты.ру») недостаточно силен, и потому, что это большая ответственность: если ты надела хиджаб, снимать его — очень большой грех. Муж долго отучал меня от коротких юбок, и со временем до меня дошло, что нужно больше закрываться, ведь я уже замужем, и мне неприятны взоры чужих мужчин. Осенью вместо шапки надеваю платок и длинную юбку, и люди на улице смотрят на меня совершенно по-другому.
Когда я стала мусульманкой, поделилась этой новостью с бабушкой, потому что она татарка и тоже исповедует ислам. Она была рада. Но когда об этом узнала мама, она позвонила мне и кричала, что я больше не ее дочь, что я предала ее, потому что в детстве меня крестили.
Мы не разговаривали около года. До сих пор не в лучших отношениях: как я ни просила, мама продолжает поздравлять меня с православными праздниками и не понимает моего отказа от алкоголя за общим столом. Она не в состоянии понять, что я не пью не потому, что мой муж где-то рядом, а потому, что мой бог запрещает мне это делать.
На работе тоже никто не понимает моей религии. Мне очень нравится работать маникюрщицей, потому что я имею дело только с женщинами, и муж ценит это, но мне пришлось сменить несколько очень хороших салонов красоты из-за коллектива: я никогда не осуждаю людей, которые пьют, но меня осуждали за то, что я не пью на корпоративах. Всех моих коллег всегда интересовало, почему я отличаюсь от них. Они постоянно шутили, что я живу в гареме, а муж держит меня в рабстве и запрещает веселиться. Это такой бред!
Материалы по теме
«Мы вмазали его портвейном, потом пивком. Он немного поплыл»
Доходило до того, что когда все скидывались на алкоголь перед праздниками, а я — на сок, начинали возмущаться: «Ты что, нас не уважаешь?» Ну то есть «если ты не с нами — ты против нас». Пришлось уйти работать на дому. Но некоторые клиентки ведут себя так же, как бывшие коллеги: подкалывают, задают неприятные вопросы, навязывают свою позицию. Я не понимаю, почему людей вообще волнует то, что ты делаешь, во что веришь и кем являешься.
Владислав, 30 лет, бывший кассир, Смоленск
Деньги на билет дала сестра. Я решил уехать в Москву, чтобы начать новую жизнь: мне надоел бесконечный панк-рок и анархия, я хотел почувствовать себя действительно свободным. Поселился у подруги сестры и начал работать кассиром в магазине «Пятерочка». Однако в столице моя жизнь не изменилась. Демоны, которые меня мучали, жили во мне самом, надо было меняться изнутри.
На работе я познакомился с таджиком. Я взял себе две банки пива и хотел угостить нового знакомого. Он отказался и сказал, что его бог запрещает ему пить. Ему было 15 лет, он работал по поддельным документам. Как-то раз он грузил мясо на витрину — все, кроме свинины. Администраторша сказала: «Эй, почему свинину не грузишь?» Он ответил: «Это харам (запрещенные действия в исламе — прим. «Ленты.ру»), я не буду». Я уважал его за то, что он соблюдает шариат (комплекс предписаний в исламе — прим. «Ленты.ру»). В бога я в принципе всегда верил, но мне была интересна другая культура. Он рассказал мне больше, и меня зацепило, что в исламе есть те же ангелы и пророки, что и в христианстве, почти те же заповеди. Он подарил мне книгу про ислам, потом предложил молиться вместе прямо в магазине. Перед этим он всегда снимал иконки со стен. Это бесило одну из администраторш, как-то раз она не выдержала: сама их сняла и заявила, будто он их украл. Началась травля, его уволили. Я ушел сам.
В воскресенье 18 октября 2009 года я пошел в мечеть на проспекте Мира. Я не планировал принимать ислам. Но когда ты видишь, что вот — истина, ты либо принимаешь ее, либо нет. «Выпиваешь» ее — и она меняет твою жизнь, подобно дистиллированной воде. Я произнес шахаду при свидетелях. Мне предложили взять имя Абуллах, я согласился. Один брат мне подарил диск с нашидами, другой — коврик для молитвы и духи. Я опасался, что они прикалываются, а после этого мероприятия вообще убьют меня. Но это были мысли от Сатаны. Из мечети я вышел очищенным, я спасся. Вкус алкоголя и сигарет мне стал противен.
Материалы по теме
«Дикие люди проявили дикость — удивляться нечему»
Когда я приезжал в Смоленск, старые знакомые спрашивали: «Ты теперь будешь славян ненавидеть?» Местные там злые, они цеплялись ко мне на улице из-за бороды и афганской шапки. Однажды меня не пустили в православную церковь рядом с автовокзалом за литературой. Тетки стали стеной и не давали пройти. В другой раз я пришел туда помолиться, потому что на улице была зима — темно, холодно, страшно. Впустили всех, кроме меня. Пришлось молиться в сугробе.
В 2013 году я начал вести паблик «Ислам в Смоленске» во «ВКонтакте», посвященный русским мусульманам. Я искал подписчиков сам, среди них были кавказцы и индусы, которые учились в местной медицинской академии. Всего человек 60. Я сам спасся и хотел помочь другим: сначала просто писал, где можно провести намаз; потом написал про необходимость возведения мечети, скинул ссылку на сайт, где татарский имам (в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью — прим. «Ленты.ру») рассказывал, как пытался построить мечеть в Смоленске, предлагал восемь мест и каждый раз получал отказ. Это могло быть связано с тем, что патриарх Кирилл раньше был митрополитом Смоленским и Калининградским, и ему приписывают такие слова, что якобы на земле патриарха никогда не будет ни буддистской молельни, ни католического храма. Я суфий (течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии — прим. «Ленты.ру»), и мне просто хотелось, чтобы отношение к исламской вере в Смоленске стало спокойнее, чем было на тот момент. Но оказалось, что если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой.
Материалы по теме
«Если они, не дай бог, мусульмане — туши свет»
В Москве прежние знакомые тоже отвернулись от меня. Подруга сестры испугалась, когда я принял ислам, и мне пришлось искать другой ночлег. Я снимал квартиру с таджиками, с которыми проводил много времени, ночевал на стройках. Но мне хотелось общаться и с русскими, перестать быть чужим для всех, потому что русский мусульманин становится чужим и для других русских, и для этнических мусульман. Начал искать русских мусульман в интернете.
Через паблик «Русь правоверная» я познакомился с ребятами из НОРМ (Национальная организация русских мусульман — прим. «Ленты.ру»), которые занимались просвещением новообращенных, а не вербовкой, и пытались минимизировать риски, чтобы неофиты не попадали в радикальные группировки. Этот паблик потух, когда организация распалась: в преддверии Олимпиады в Сочи их начали активно прессовать. Я тоже стал получать угрозы в соцсетях. В ноябре 2013 года мне принесли повестку в суд, где было указано, что я прохожу свидетелем по делу одного моего знакомого об экстремизме. Мне ее принес какой-то очень злобный мент, буквально кинул мне ее в лицо и сказал: «На, распишись». Знакомые сказали, что в таких мутных случаях ты сначала свидетель, потом подозреваемый, потом — обвиняемый.
Сейчас я живу в Турции. Тут много русских мусульман. Ехать больше некуда: в странах СНГ могут выдать по запросу, в Грузии работы нет… А тут я продаю духи у мечети и путешествую автостопом. Я выучил язык и объездил половину турецких городов. Турки добрые и отзывчивые, всегда помогают мне. Но все-таки мне одиноко: мы с женой разошлись, я живу один. Ко всему прочему, у меня нет турецкого паспорта и проблемы с визой. Скучаю по России, но вернуться уже не смогу.
«Мать считала, что мы с братом не удались: я — мусульманка, он — инвалид»
Светлана, 34 года, Москва, предпринимательница
С 15 лет я жила самостоятельной жизнью. Пила, курила, гуляла, употребляла наркотики — легкие и тяжелые. Сначала появилась наркотическая зависимость, потом алкогольная. У меня была депрессия из-за того, что мама меня бросила, я даже пыталась покончить с собой. Она сказала, что выходит замуж, и ушла. Звонила раз в месяц. Мы с братом остались одни, он жил на пенсию по инвалидности. С первым мужем мне приходилось воровать магнитолы из машин и продавать их на рынке, чтобы были деньги на еду. Мы поженились, когда мне было 16, а ему 19, потому что я забеременела. После родов развелись, а в 2010 году он разбился на мотоцикле.
Когда я была ребенком, я верила в бога, в то, что он управляет нашей жизнью. Но когда я приходила в православную церковь, не могла понять, почему там столько икон, и почему все молятся кому угодно, кроме него. Я стояла со свечкой и хотела молиться богу, а мне говорили, к какой иконе подходить и чего просить. Это меня сильно смущало. В 18 лет я узнала от знакомых об исламе. Мне рассказали, что там поклоняются одному богу, а пророк Мухаммед — его раб и посланник. Я поняла, что это и есть истина: ислам — это религия от всевышнего, и все его законы универсальны для всех времен, хоть эта вера и воспринимается обществом как нечто дикое.
Обряд проходил в мечети. Это был очень серьезный шаг, к которому я готовилась несколько месяцев, много читала и об исламе, и о христианстве: для меня принять какие-либо законы и ограничения было не так просто. По натуре я была бунтаркой, и если бы ислам оказался ошибкой, это было бы фиаско. В день принятия ислама я увидела полностью покрытую женщину: она была в платке и в длинном платье. Я уже много знала об исламе, но почему-то обязательное ношение хиджаба для женщин прошло мимо меня. Я посмотрела на эту женщину, и она мне показалась самой красивой на свете. Я такой красоты не видела никогда в жизни! Мне казалось, что от нее исходил какой-то божественный свет. Сама я надела хиджаб в тот же день. У меня ничего подходящего не было, я еле-еле нашла какую-то водолазку и платок в своих вещах. Было лето, температура около 35 градусов, но, приняв ислам, я приняла его весь.
Ко мне на улице привязалась какая-то бабулька со словами: «Что ты так оделась? Детей пугаешь! Такая страшная!» Сама она была очень сильно накрашена. Я упорно игнорировала ее высказывания, и она отстала. Потом в очереди в метро ко мне подошел пьяный мужчина и, глядя мне в глаза, говорил: «Что ты закуталась? У тебя же глаза голубые!»
Материалы по теме
«В исламе нет ограничений на получение удовольствий»
Через полгода после того, как я стала мусульманкой, знакомые свели меня с будущим мужем, он оказался выходцем из Таджикистана. Я искала русского, потому что однажды таксист-таджик рассказал мне всякие гадости про то, что их мужчины пьют водку и развлекаются с девушками, и мне не хотелось принимать чужие обычаи. Но за него я была согласна выйти замуж в первый же день. На свидание он приехал в какой-то нелепой кепке и кроссовках, и я сначала подумала, что это вообще абориген какой-то, но потом оказалось, что он очень начитанный и интересный: учился в Москве, окончил здесь Финансовую академию. До свадьбы мы виделись три раза. С ним у меня родился второй ребенок.
Маме не нравилось, что я стала мусульманкой. От своего мужа, бывшего чиновника, она переняла националистические воззрения и веру в то, что есть люди высшей и низшей расы. Моего мужа она считала представителем низшей. Бабушкой она была никакой: ограничивалась только критикой воспитания наших детей, хотя знала, что они живут в достатке, хорошо питаются, ходят в школу, развиваются наравне со всеми. До того момента, как младшему сыну исполнилось два года, она не могла выучить, как его зовут: Имран или Имрам. Но старшего иногда брала на дачу и хотела воспитать его сама, потому что мы с братом «не удались»: я — мусульманка, он — инвалид. Она решила воспитать себе нового ребенка. Лишение меня родительских прав стало ее идеей фикс.
Материалы по теме
«Встать за ребенка — мужской поступок»
Единственный выход я увидела в том, чтобы уехать с детьми в другую страну — Египет. Там у меня начался токсикоз — оказалось, что я беременна двойней. Я была в полнейшей растерянности. В мое отсутствие мама добилась того, что меня лишили родительских прав и обязали выплачивать алименты в размере 50 процентов от моих доходов. На суде она говорила, что я религиозная фанатичка и экстремистка, что я заставляю детей молиться и поститься; против меня выступил врач, который приглашал меня пройти освидетельствование, и якобы на основании телефонного звонка смог заключить, что я психически нездорова; выступила и моя нянечка, этническая мусульманка. Я думаю, что ей заплатили, потому что после суда выяснилось, что у нее диагностировали рак груди, а моя мама обеспечила ей полное лечение. В итоге семь лет мы прожили за границей, находясь в международном и федеральном розыске. Все это время мы искали адвокатов.
Год назад я вернулась с детьми в Россию. К этому времени мы нашли адвоката, который согласился за адекватные деньги взяться за дело. Мы хотели обжаловать решение суда в связи с ложными показаниями, но срок обжалования истек. Тогда мы подали заявление о восстановлении в родительских правах. Органы опеки были на нашей стороне: провели проверки в квартире, пообщались с детьми, написали положительное заключение и выступили в качестве ответчика — этого оказалось достаточно. Заседание длилось около трех минут.
Мама так и не признала свою неправоту. Если бы она сама была мусульманкой, то не стала бы так мучить меня, потому что эта религия воспитывает в человеке положительные качества. В своем кругу ее очень уважают и считают святым человеком — она прекрасный гинеколог, очень хороший врач. Но никто не знает, на что она способна в отношении своих близких.
«Обращение в религию считают вмешательством высших сил»
Комментарий социолога Анастасии Погонцевой, авторки исследования «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам»
Американский психолог Ли Киркпатрик считает, что на религиозный выбор человека влияют отношения с матерью в раннем школьном возрасте. Он опросил несколько сотен людей разных конфессий и выяснил: те, кто в детстве был любимчиком матери, не склонны к смене вероисповедания. Те же, чьи отношения с матерью были прохладными, обращались в другую религию в 44 процентах случаев.
Я провела больше десятка глубинных интервью с новообращенными россиянами, перешедшими в ислам из христианства. Гипотеза состояла в том, что религиозное обращение — это длительный процесс трансформации личности с изменением системы ценностей и самоидентификации. Этот тезис подтвердился: новообращенные мусульмане действительно начали осознавать себя как часть коллективной идеи. Вера и соблюдение обрядов у них вышли на первое место по значимости.
Любопытно, что все они заявили: до вступления в исламскую общину они воспринимали себя как верующих, и особую роль в их обращении сыграло христианское видение мира. Оно сформировало начальное религиозное сознание и стало основанием для восприятия себя через призму религии. Они начинали сравнивать христианство и ислам, таким образом запуская психологическую модель «кризис-поиск» и принимая на себя новую систему верований. Эмоциональный фон, который сопровождал их в переходе от одной религии к другой, можно описать как тревожность, неопределенность, сомнение в себе и страх. В исламе их привлекли рационализм, единобожие, неизменность и традиционность, универсальность и то, какая роль отводится женщине.