что значит феминный маскулинный

маскулинность и фемининность

Полезное

Смотреть что такое «маскулинность и фемининность» в других словарях:

Маскулинность и фемининность — [лат. masculinus мужской и femininus женский] (1) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей; (2) в… … Психологический лексикон

маскулинность — и ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых … Большая психологическая энциклопедия

Маскулинность — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 мая 2012. Дата постановки к улучшению 6 мая 2012. Маскулинность (от … Википедия

фемининность — Совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также маскулинность. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика

маскулинность — Совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также фемининность. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Фемининность — (феминность, женственность) характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680), или же социально определенное… … Термины гендерных исследований

Фемининность — совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также Маскулинность. (Источник: Сексологический словарь) (от лат. femininum женский), выраженность жен. вторичных… … Сексологическая энциклопедия

Маскулинность — совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также Фемининноать. (Источник: Сексологический словарь) (от лат. masculinus мужской), выраженность муж. вторичных… … Сексологическая энциклопедия

ФЕМИНИННОСТЬ — Буквально, состояние организма, отражающее внешний вид, черты и модели поведения, характерные для женского пола данного вида. Следует различать с женскостью. См. маскулинность … Толковый словарь по психологии

Источник

Что такое маскулинность, фемининность и андрогинность

Мужественные женщины, женственные мужчины – распространенное явление в нашем мире. Представления о маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) явно изменились, а вместе с ними стало актуально третье гендерное состояние – андрогинность. В чем же состоит различие полов, и какие представления о гендерных ролях живут сейчас? Давайте узнаем, что такое маскулинность, фемининность и андрогинность простыми словами.

что значит феминный маскулинный. Смотреть фото что значит феминный маскулинный. Смотреть картинку что значит феминный маскулинный. Картинка про что значит феминный маскулинный. Фото что значит феминный маскулинный

Психологическая разница полов

Гендерная идентичность – это самоощущение человека как представителя мужского или женского гендера. Гендер – это набор социальных, психологических характеристик, то есть общественные представления о мужской и женской роли. Важно не путать это с мужским и женским полом. Пол – набор биологических характеристик. Гендер – набор социально-психологических характеристик (черты характера, особенности поведения). Маскулинность и феминность – это представления о нормах поведения мужчины и женщины. Они определяют гендерную идентичность.

Что такое маскулинность

Маскулинность (мужественность) – это мужской образ, представления, убеждения общества о том, как мужчины должны себя вести, чем увлекаться, где работать. Маскулинность в психологии – это набор телесных, поведенческих, психических признаков, которые отличают мужчину от женщины. Что мы обычно под этим подразумеваем (грубо говоря): короткая стрижка, брюки, высокий рост, низкий голос, сила, агрессивность, рассудительность.

Классическому мужскому образу приписывают:

С раннего детства мальчиков приучают играть с машинками, быть сильными, «не плакать», защищать девочек, зарабатывать. Культивирование силы, блокировка эмоций – основа воспитания мужчины в большинстве обществ.

Что такое феминность

Феминность (женственность) – это женский образ, представления, убеждения общества о том, какой должна быть женщина, чем она должна заниматься, как вести себя. Феминность – это набор телесных, психических, поведенческих признаков, которые отличают женщину от мужчины. Что мы обычно под этим подразумеваем (грубо говоря): платье, длинные волосы, тонкий голос, эмоциональность, нежность.

Классическому образу приписывают:

Современный образ женщины дополняется такими характеристиками как активность, ум, предприимчивость. Впервые об этом заговорили в 1930–1970 годы. Западные психологи провели ряд тестов и выяснили, что многие женщины наделены классическими чертами феминности и такими особенностями маскулинности как упорство, целеустремленность, конкурентоспособность. В ходе дальнейших исследований психологи выяснили, что мужчины и женщины имеют гораздо больше общего, с психологической точки зрения. Различия не превышают 5 % того, о чем говорили изначально.

Что такое андрогинность

Андрогинность – это принадлежность человека к мужскому и женскому гендеру одновременно. В нем в одинаковой степени развито мужское и женское начало, он сам управляет ролями, решает, где применить мужские качества, а где женские. Например, женщина может быть строгим начальником на работе и нежным партнером в постели. А сильный, решительный, работящий мужчина может с удовольствием заниматься воспитанием детей, играть с ними. Спортивная женщина с аналитическим мышлением, техническим складом ума может быть очень нежной, грациозной, покладистой, когда это нужно.

Андрогинность отрицает идею полярности маскулинности-феминности, рассматривает их как единое целое. Андрогинность тесно связана с психологической гибкостью. Современные психологи уверены: андрогины – совершенные, гармоничные люди. Андрогины обладают большей психологической устойчивостью, быстрее адаптируются, достигают больших успехов в жизни, на работе, в семье. Выраженность маскулинности или феминности свидетельствует о дисбалансе личности, низкие показатели в обеих категориях – о незрелости личности.

Андрогинность не означает «бесполость», не связана с трансгендерами, гомосексуалистами, лесбиянками. Речь идет о психологической андрогинности, полноценности личности, наличии мужских и женских качеств в одном человеке. Если задуматься, то большинство людей являются андрогинами. Мы сами решаем, где быть агрессивными, сильными, настойчивыми, а где проявить мягкость; где рассуждать строго рационально, а где дать волю чувствам и т.д.

Диагностика гендера

Американский психолог Сандра Бем – один из авторов наиболее масштабных исследований гендерной идентичности. Она посвятила много исследований проблеме идентичности, психологической андрогинии. Ее методика стала революционной, помогла понять многое в проблеме гендерных ролей. При помощи этого теста вы можете проверить, к какому гендеру вы сами себя относите: маскулинность, феминность, андрогиния.

Ответьте «да» или «нет» на 39 вопросов (оцените, насколько утверждения применимы к вам):

Сравните совпадения с ключом, за каждое совпадение поставьте по баллу:

Посчитайте итоговый коэффициент по формуле: балл по шкале «Феминность», деленный на 20 – балл по шкале «Маскулинность», деленный на 20, разницу шкал нужно умножить на 2,322.

Проблема маскулинности и феминности

Специфика проблемы маскулинности и фемининности в психологии в том, что представления об образе «настоящей женщины», «настоящего мужчины» менялись из поколения в поколение, от одного общества к другому, от одной эпохе к другой. В наше время все чаще говорят о третьем гендере – андрогинности. До 70-х годов XX века психологи, как и люди, далекие от науки, считали, что гендер и пол – это одно и то же. На самом деле пол не определяет следующие категории:

Они зависят от гендера. До 70-х годов психологи были уверены, что соответствие гендера полу увеличивает шансы на гармоничное развитие личности. В связи с этим любое отклонение от нормы, например, игра девочек в машинки, а мальчиков в куклы, короткая стрижка у девочек, прочее считалось отклонением от нормы. В наши дни признан тот факт, что для гармоничного развития человека важно наличие мужского и женского начала. Все больше исследований посвящаются не поиску разницы полов, а поиску индивидуальности людей.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы заметно усложняют изучение проблемы гендера. Стереотипы мешают видеть реальные психологические характеристики полов. Например, вненаучными признаны следующие суждения о женщинах (в сравнении с мужчинами):

Гендерные стереотипы становятся причиной сексизма, мешают корректно выстраивать взаимоотношения между полами. Стереотипы мешают самореализации, развитию каждого отдельного человека. Они ограничивают возможности, сдерживают потенциал.

Психологические исследования показали, что биологическая разница полов не определяет специфику поведения детей. Это родители, общество диктует мальчикам и девочкам, как они должны себя вести. Швейцарский психиатр, педагог Карл Густав Юнг считал, что в каждом человеке от рождения есть мужское и женское начало, но в процессе социализации, под влиянием общества, в том числе гендерных стереотипов, субъект утрачивает целостность.

Маскулинность и феминность в современном мире

В традиционной теории маскулинности-феминности представления о гендерах были прямо противоположны друг другу. Виды деятельности, качества личности, функции. Особое внимание нужно уделить последнему. Женщину всегда воспринимали как зависимую от мужчины. Она во всем подчинялась ему. В современной теории мужские и женские функции признаны взаимодополняемыми. Наблюдается кризис маскулинности и фемининности: представители полов поняли, что не обязаны быть заложниками гендерных стереотипов. Они не должны соответствовать классическим представлениям о мужчине и женщине. Единственное, что они должны – жить в гармонии с собой, быть счастливыми.

Феминность и маскулинность – что это такое в современном представлении? Это две части одного целого. Люди готовы разрушать стереотипы, бороться за равенство полов. Разрушение старой модели выглядит как пугающая маскулинизация женщин и феминизация мужчин.

Большинство людей пребывает в состоянии стресса, неопределенности. Например, женщины ждут рыцарства от мужчин, но при этом на работе они соперничают с ними на равных. Трансформация представлений о мужском и женском образе коснулась всего: социальные роли, функции, внешний вид, поведение. Практически не осталось тех противоположностей, что были в классической теории. Граница между мускулинностью и феминностью стирается, мы приходим к андрогинности.

Источник

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ. А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

что значит феминный маскулинный. Смотреть фото что значит феминный маскулинный. Смотреть картинку что значит феминный маскулинный. Картинка про что значит феминный маскулинный. Фото что значит феминный маскулинный

На первый взгляд кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими – «мужественность» и «женственность». Но русское слово «мужественность» обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. «Мужественная женщина» звучит хорошо, а «женственный мужчина» – очень плохо. «Маскулинность» – не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.

Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология. Согласно теории В.А.Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.

Таким образом, в филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. Норма реакции женских особей, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

Вследствие разной нормы реакции у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин – находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, но их можно решить кое-как (максимальные требования к новизне и минимальные – к совершенству), лучше решают мужчины, а знакомые задачи (минимум новизны, максимум совершенства), наоборот, – женщины.

Теория Геодакяна привлекает логической стройностью, подтверждается солидными биологическими данными и хорошо объясняет некоторые факты естественного полового отбора, например, повышенную смертность самцов. Но выводить из нее заключения относительно индивидуальных гендерных свойств методологически рискованно. Прежде всего половой диморфизм не совсем одинаково проявляется у разных видов, причем варьирует не только степень различий между самцами и самками, но в некоторых случаях и характер, направление этих различий. Разные виды животных имеют разные социальные и семейные структуры, типы лидерства и т.д. Понимание филогенетических функций полового диморфизма не отвечает на вопрос, как именно и насколько резко он проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Хотя биология констатирует наличие очень глубоких половых различий на всех уровнях развития и функционирования организма, разделение всех его свойств на мужские (маскулинные) и женские (фемининные) по принципу «или-или» невозможно. Наряду с альтернативными, взаимоисключающими свойствами, существует множество свойств, одинаково присущих обоим полам. Более сложный онтогенез и более разнообразная, индивидуализированная деятельность увеличивают число индивидуальных вариаций в психике и поведении, не укладывающихся в рамки дихотомии «мужское» или «женское». Кажется весьма заманчивым «вывести» из биологии не только психофизиологические различия между мужчинами и женщинами, но и наличные формы общественного разделения труда между ними. Однако социальные роли распределяются в разных обществах не одинаково, далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности и даже там, где такая детерминация определенно существует, она опосредуется и существенно видоизменяется условиями среды, воспитания, характером жизнедеятельности и т.п. Наряду с такими элементами полодиморфического поведения, где сравнительное изучение человека и животных допустимо и плодотворно, есть сферы, где прямое сравнение затруднительно или вовсе невозможно.

Так же осторожно нужно относиться к интерпретации мифологических источников. В большинстве древних мифологий мужчина изображается в качестве активного, социально-творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. В древнекитайской мифологии женское начало Инь и мужское ян – полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» – свет, сухость, твердость, активность. Соединение мужчины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы, облака – яйцеклетки земли, а дождь – оплодотворяющая ее небесная сперма. Луна, земля и вода во многих мифологиях трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло – как мужское. См. также ИНЬ-ЯН.

Степень поляризации аскриптивных (приписываемых) гендерных черт неодинакова в разных обществах. Хотя маскулинность обычно ассоциируется с инструментальностью (деловитость, прагматизм, ориентация во-вне), независимостью и агрессивностью, а фемининность – с экспрессивностью (эмоциональность, чуткость и т.п.) и мягкостью, разные культуры выглядят в этом отношении неодинаково жесткими, позволяя антропологам говорить о «маскулинных» и «фемининных» культурах.

Голландский антрополог Герт Хофстеде (1998) эмпирически сравнивал типичные ценностные ориентации людей в разных культурах по нескольким признакам, включая маскулинность и фемининность. Первичные ценностные ориентации маскулинных культур отличаются высокой оценкой личных достижений; высокий социальный статус считается доказательством личной успешности; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; демонстрация успеха считается хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности; дифференциация ролей в семье сильная; люди много заботятся о самоуважении. Первичные ценностные ориентации фемининных культур, напротив, выдвигают на первый план необходимость консенсуса; здесь ценится забота о других; щадят чувства других людей; четко выражена ориентация на обслуживание; красивым считается маленькое; присутствует симпатия к угнетенным; высоко ценится скромность; мышление является более интуитивным; ценится принадлежность к какой-то общности, группе.

Но ценностные ориентации культуры – не синоним индивидуальных качеств мужчин и женщин. Многие люди считают гендерные свойства однозначными, неразрывно связанными с гендерной идентичностью: если женщина пассивна и нежна, то она будет таковой в любых ролях и ситуациях. Но мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом не в вакууме, а в конкретных социальных ролях, причем характер гендерной дифференциации в разных сферах деятельности, например, на производстве и в семье, сплошь и рядом не совпадает.

Не менее важны исторические условия. Считается, к примеру, что потребность в социальном успехе у женщин ниже, чем у мужчин, и что современные «деловые женщины» – явление совершенно новое, беспрецедентное. Но может быть, дело не столько в стремлении к достижению вообще, сколько в специфических соционормативных рамках «достижительного» поведения? Великосветские львицы бальзаковской эпохи были не менее энергичны, властолюбивы и жестоки, чем их мужья и любовники. Однако в тех исторических условиях честолюбивая женщина могла сделать карьеру только опосредованно, подыскав себе соответствующего мужа или организовав своими, специфически женскими, средствами его социальное продвижение. Сегодня эти ограничения отпали. Женщина может сама, без посредства мужчины, добиться высокого социального статуса, и это существенно меняет мотивацию и характер взаимоотношений мужчин и женщин при тех же самых природных задатках и различиях.

Культурные стереотипы маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются в терминах трудовой и общественной деятельности, а женщины – в семейно-родственных терминах. Такая избирательность предопределяет направленность нашего внимания. Дело не столько в том, что мальчик объективно сильнее девочки (это бывает далеко не всегда), сколько в том, что ось «сила – слабость», занимающая центральное место в образах маскулинности (мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), значительно менее существенна в системе представлений о женственности (девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости). Разговоры об «истинной мужественности» и «вечной женственности» только запутывают вопрос, навязывая людям единообразие, которого история никогда не знала.

Традиционные стереотипы маскулинности и фемининности выражают прежде всего мужскую точку зрения. Образы «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» бессмысленны, потому что каждый из них высвечивает какую-то одну ипостась. Кармен персонифицирует страсть, но ее трудно представить верной женой и заботливой матерью. Шварценеггер персонифицирует физическую силу и смелость, но никто не ждет от его персонажей интеллектуальной оригинальности и гражданского мужества (тоже стереотипные мужские черты!), которые так ярко демонстрировал академик А.Д.Сахаров.

Эти проблемы воспроизводятся и в научной психологии. В 19 в. маскулинные и фемининные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина – «синий чулок»). Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе в 1930–1960-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности/фемининности (М–Ф) умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. (тест Термана-Майлз; шкала М–Ф Миннесотского личностного теста – MMPI; шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М–Ф, но сами свойства М–Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, желательна высокая М, а для женщины – Ф. В дальнейшем выяснилось, что далеко не все психические свойства поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов и т.д.) в принципе не совпадают друг с другом: индивид, высоко маскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность уже не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые, автономные измерения. Вместо простой дихотомии «маскулинных» и «фемининных» индивидов появились четыре психологических типа мужчин: маскулинные (имеющие высокие показатели по М и низкие – по Ф); фемининные (высокая Ф и низкая М); андрогинные (высокие показатели по обеим шкалам) и психологически недифференцированные (низкие показатели по обеим шкалам) и такие же четыре категории женщин.

Однако шкалы М и Ф неоднозначны. Их измерения соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой – с социальными гендерными предписаниями, а это – совершенно разные явления. Похоже на то, что существующие тесты удовлетворительно измеряют и предсказывают такие аспекты маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, но как эти свойства сочетаются с другими чертами маскулинного и фемининного поведения – неясно. Инструментальность (ориентация на вещи, господство, субъектность) в противоположность экспрессивности (ориентация на людей, забота, общение) проявляется, в частности, в интересах и требованиях, предъявляемых людьми к своим занятиям. Мета-анализ шести проведенных за последние 40 лет голландских исследований, совокупным объектом которых было свыше 14 000 мужчин и женщин, начиная со старшего школьного возраста, показал удивительную стабильность гендерных различий в этом вопросе. То же продемонстрировал и мета-анализ 242 американских выборок (321,672 мужчин и мальчиков и 316,842 женщин и девочек) с 1970 по 1998 год, исследовавших гендерные различия в свойствах предпочитаемой работы. Хотя разница в предпочтениях мужчин и женщин невелика, она большей частью совпадает с гендерными стереотипами. В то же время многие свойства профессий стали для женщин и девочек в 1980–1990-х годах более важными, чем в 1970-х, что свидетельствует о повышении уровня женских притязаний по мере уменьшения гендерных барьеров.

Есть тут и свои возрастные предпочтения. Ориентация на андрогинию, стремление выйти за пределы жесткой дихотомизации, чаще встречается у более старших людей, подростки же ориентируются преимущественно на полярные образы «мужского» и «женского». Хотя стереотипы маскулинности и фемининности историчны и изменчивы, они отличаются большой устойчивостью, заметно отставая от сдвигов в реальной гендерной стратификации, будь то общественное разделение труда или ценностные ориентации.

Если от социальных проблем перейти к индивидуально-психологическим, вариаций окажется еще больше.

Во-первых, разные мужчины и женщины обладают неодинаковыми степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными.

Во-вторых, мужские и женские свойства многогранны и многомерны.

«Мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности (деловая женщина может быть нежной в постели и агрессивной в бизнесе).

В-третьих, наши представления о мужественности и женственности и соответствующие психологические тесты покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то черты или свойства женскими (фемининными), просто потому, что в доступном нам эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины. Но это может зависеть от среды, воспитания и характера деятельности. Происходящие на наших глазах изменения в социальном положении женщин и мужчин подорвали многие привычные стеореотипы, побуждая рассматривать эти различия и вариации не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.

С этим связаны и многие социально-педагогические проблемы. Должны ли мы стремиться к ослаблению поляризации стереотипов маскулинности и фемининности в воспитании мальчиков и девочек или наоборот культивировать гендерные особенности? Отсюда и споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения. Противники совместного обучения обычно утверждают, что оно способствует феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию некоего унисекса. На самом деле ничего подобного не происходит. Даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начинается уже в 4–5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста. Существует не одна, а две разные культуры детства, где и формируются те свойства, которые в дальнейшем будут называться мужскими и женскими. Школа может усиливать или смягчать эти различия, но ее влияние меньше, чем мы привыкли думать. Однако продуманная стратегия в этом вопросе (гендерная педагогика) необходима.

Для России все эти проблемы особенно актуальны. В свое время советская власть провозгласила полное равенство мужчин и женщин. Но вовлечение женщин в производительный труд и общественную деятельность не было компенсировано соответствующими сдвигами в семейно-бытовой сфере, что обернулось для женщин двойным бременем. Высокая представленность женщин в сфере образования и в таких профессиях как учителя и врачи была, с одной стороны, социальным достижением, а с другой – простой феминизацией низко оплачиваемых и непрестижных занятий. К тому же социальное равенство нередко трактовали как психологическую одинаковость. Это вызвало уже в 1970–1980-х годах сильную консервативную реакцию. В 1990-х требования «вернуть женщину в семью» еще больше усилились, вплоть до призывов возрождения Домостроя. Резко уменьшилось представительство женщин в органах власти. Однако традиционные представления о маскулинности и фемининности не отвечают условиям современной жизни. Высокий уровень образования российских женщин не позволяет им мириться с зависимым социальным статусом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *