что значит формулировка российская федерация светское государство
Конституция РФ. Статья 14. РФ — светское государство.
Глава 1. Основы конституционного строя.
Статья 14. РФ — светское государство.
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. |
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комментарий.
Часть 1. Россия – светское государства. Это означает:
Конституция РФ запрещает придание какой бы то ни было религии характера государственной или обязательной. Это означает и недопустимость установления для какой бы то ни было религии ограничивающих или унижающих правил. Данная статья очень важна для многонациональной и многоконфессиональной России.
Часть 2.
Во 2-ой части развивается характеристика России как светского государства, устанавливает равенство религиозных объединений и принцип их отделения от государства.
Надо иметь в виду различия между церковью как организационной формой отправления культов и религиозных церемоний и религией как совокупностью духовных ценностей, основанных на божественном происхождении.
Религиозное объединение — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
Отделение от государства означает, что государство не вправе вмешиваться в дела церкви, если ее организации не нарушают законы Российской Федерации, а церковь не вправе вмешиваться в осуществление политической власти и иную деятельность государства.
Религиозное обучение может осуществляться в организованной форме, но в специализированных учебных заведениях, учрежденных исключительно для выполнения этой цели, на добровольных началах (см. ст. 28).
Статьи Конституции о религии:
Светское государство в современной России: понятие и содержание
Терехин В.А., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой правосудия Пензенского государственного университета.
Мещерякова А.Ф., кандидат юридических наук.
В статье освещаются вопросы, связанные с научным пониманием сущности современного светского государства. Автор дает определение светскому государству, выделяет его характерные черты. Анализируется содержание принципа светскости в органах государственной власти.
Ключевые слова: светское государство, религиозные объединения, органы государственной власти, взаимодействие, государственно-конфессиональные отношения.
The article illustrates the issues concerned with scientific interpretation of essence of the modern secular state. The author defines the secular state, allocates its characteristic features. The maintenance of the state agencies secularity principle is analyzed.
Действующая Конституция в ст. 14 впервые провозгласила Российскую Федерацию светским государством. За сравнительно короткий срок взаимоотношения государства и религиозных объединений претерпели существенные изменения, а вместе с ними совершенствовалось представление о светскости. Сегодня Россию уже нельзя назвать бездуховной страной, в которой подавляются религиозные свободы граждан. Однако сейчас на первый план выступают новые проблемы: обеспечение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, юридической регламентации форм взаимодействия государства с религиозными организациями, обеспечение религиозной безопасности и предупреждение (пресечение) деятельности преступных сообществ, маскирующихся под религиозные объединения. Грамотность решения этих и многих других вопросов, связанных с религиозной жизнью в стране, зависит от степени наполнения принципа светскости реальным содержанием, отвечающим современному уровню развития государственно-конфессиональных отношений.
См.: Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000. С. 433; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 193.
См.: Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007. С. 74.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2004. С. 126.
Арутюнян Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 336.
Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007. С. 52.
Однако выделение при характеристике светского государства лишь признаков отделения религиозных организаций и отсутствия государственной или иной общеобязательной религии, с нашей точки зрения, не раскрывает полного содержания этого многоаспектного правового явления.
На возможность осуществления взаимных контактов между органами государственной власти и религиозными объединениями указывается в законодательстве. Так, в ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» закреплено, что Правительство «взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями».
См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 410.
В связи с этим, с нашей точки зрения, следует принять специальный правовой акт, в котором в целях нейтрализации предпосылок к клерикализации государственных и общественных институтов, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, четко закрепить цели, задачи, принципы, формы и предмет сотрудничества государства и церкви для решения социально значимых вопросов.
Нельзя не сказать и о такой сущностной характеристике светского государства, как равенство религиозных объединений. Закрепление указанного свойства на конституционном уровне предполагает в равной мере распространение на религиозные объединения прав и свобод, предъявление одинаковых требований к их уставам, порядку создания, приостановления и ликвидации их деятельности, источникам денежных средств и иного имущества. Ни одна религия не пользуется в России никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими.
Вместе с тем обеспечить фактическое равенство конфессий невозможно. Во всем мире одна или несколько религий всегда занимают лидирующие позиции. Преамбула Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивает особую роль православия в истории России. Одновременно она призывает уважительно относиться к другим ветвям христианства, исламу, иудаизму и другим вероисповеданиям, которые часто называются традиционными.
См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Вышеназванные признаки светского государства характеризуют его взаимоотношения с религиозными объединениями. Однако необходимо учесть, что Россия есть еще и демократическое правовое государство, которое в центр юридического регулирования общественных отношений ставит личность. Исходя из данного постулата, нам представляется, что невозможно раскрыть подлинное содержание светского государства без рассмотрения признаков, определяющих его отношения с человеком.
Нейтральное отношение государства к религии не позволяет ему вмешиваться в систему религиозных взглядов и убеждений индивида, формировать у своих граждан определенное отношение к религии, обязывает уважительно относиться к различным формам проявления религиозности в обществе. Отсюда логически вытекает положение о гарантируемом равноправии всех лиц независимо от религиозной принадлежности.
Таким образом, приходим к выводу, что существенными признаками светского государства являются:
С учетом изложенного предложим определение светского государства. Это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества.
Принцип светскости, прежде всего, лежит в основе построения и деятельности государственного аппарата. Важнейшей его составляющей является светскость органов государственной власти. Она предполагает наличие дополнительных требований к организации и функционированию государственных органов, особенностей профессиональной и внеслужебной деятельности должностных лиц.
Содержание светскости органов государственной власти включает такие элементы, как: 1) светскость формирования органов государственной власти; 2) светскость функционирования органов государственной власти; 3) светскость конституционно-правового статуса лиц, наделенных властными полномочиями; 4) светскость этики должностных лиц; 5) светскость государственной символики.
К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется каким-то сакральным смыслом.
Комкова Г.Н. Реализация равенства прав и свобод человека независимо от отношения к религии в современной России // Правоведение. 2003. N 1. С. 23.
См.: Законопроект N 306699-4 «О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» (в части установления ограничений на создание и деятельность политических партий) // Документ опубликован не был; СПС «КонсультантПлюс».
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // Российская газета. 2004. 24 декабря.
См.: Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. 2002. N 5. Ст. 94.
Достаточно сложные правовые коллизии иногда возникают и в судебной практике. Например, стороны в процессе заявляют отводы судьям по мотивам строительства на территориях судов церковных объектов и предполагаемой религиозной принадлежности служителей Фемиды. В служебных кабинетах некоторых судей можно увидеть предметы религиозного культа, что также далеко не однозначно воспринимается населением.
В заключение отметим, что светское государство знаменует высокий уровень гармонизации отношений государственных и общественных институтов, религиозных объединений и личности. К воплощению этой идеи в жизнь должна стремиться Россия. Поэтому предстоит еще многое сделать по развитию теории светского государства, ее законодательному закреплению и практической реализации в нашу действительность.
Россия – светское государство
В части 1 статьи 14 Конституции провозглашено, что Российская Федерация – светское государство. Данным термином определяется, как государство относится к религии. Вторая часть этой же статьи указывает на то, что религиозные организации существуют отдельно от государства, это соответствует принципам светского государства.
Положение религии в государстве
В Конституции зафиксировано два положения:
Деятельность религиозных организаций
В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.
Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.
Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.
По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:
Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.
Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:
Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах. Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.
Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово.
Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь. Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.
Православие в России
Юридически церковь отделена от государства, но она неразрывна связана с обществом. Граждане страны вправе лично принимать решение исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Люди выбирают себе веру добровольно и добровольно участвуют в религиозных обрядах или игнорируют их. Именно такой порядок обеспечивает корректное взаимоотношение между разными религиозными объединениями, обеспечивает согласие и мир в такой многонациональной и неоднородной стране, как Россия. Вторая часть статьи 14 Конституции определяет все религиозные организации равными перед между собой и с точки зрения закона. В этом заложено не только правовое, но и моральное равенство всех религий.
В нашем государстве сложились особые социальные и исторические условия для развития религий, в результате которых самой широко представленной религией по количеству приверженцев стало православие. Данная особенность закреплена преамбулой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о том, что Россия, как светское государство, признает вклад православия в историю своего становления, в культурную и духовную составляющую жизни общества. При этом сохраняется уважение к исламу, иудаизму, буддизму и другим религиям, многие из которых также оказали содействие в формировании свободы совести и вероисповедания.
Русская православная церковь и все ее представители придерживаются позиции поддержания согласия и гармонии в отношениях с государством, невозможности противопоставление религии и государства. Церковь была отделена от государства, но это не означает начало политики конфессионального равнодушия.
Священник Алексей Николин выразил свое мнение относительно взаимодействия государства и церкви. Он считает, что основой взаимоотношений должна быть гармония, которую называют «симфонией властей» (consonatia), когда церковь и государство сотрудничают без стремления подчинить друг друга. По словам священника, именно к такому укладу стремились все православные христиане, проживающие в России.
Аналогичное видение должно распространяться на все конфессии и религии, тогда они смогут сосуществовать в согласии, сотрудничать ради соблюдения интересов своих прихожан, действовать в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 14 Конституции России
Текст Ст. 14 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комментарий к Ст. 14 Конституции Российской Федерации
1. Все государства мира с точки зрения взаимоотношений между государственной властью и церковью делятся на три неравные группы:
теократические (от гр. theos — бог, kratos — власть) — форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви, духовенству (например, Ватикан);
клерикальные (от лат. clericalis — церковный) — форма правления, при которой государство с церковью не слито, но последняя через законодательные институты, в том числе конституционные нормы, активно влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Италия, Великобритания);
светские — государства, где церковь отделена от государства, а школа от церкви (Франция, Россия, Турция).
Большинство демократических государств мира относится к числу клерикальных, где доминирующую роль играет традиционно сложившаяся вера, к которой принадлежит большинство граждан данного государства, но конституционно закреплена свобода совести и вероисповедания, свободно действуют иные конфессии, чье учение не противоречит законам данного государства. Что касается светских государств, то их формирование предопределено субъективно-историческими процессами, происходившими в конкретных государствах.
Как известно, православие (христианство кафолическое, восточного исповедания), заимствованное князем Владимиром в Восточной Византии, было направлено на создание Русского централизованного государства, объединение народа вокруг великокняжеской власти. В силу названных причин, православие превратилось в доминирующую религию преимущественно славянского и иного населения России, атрибутивно связанную с правящей властью. На определенном этапе (17 марта 1730 г.) Русская православная церковь был подчинена Святейшему Правительствующему Синоду, превратившему церковь в политический институт, подчиненный власти государства. Такое положение действовало до победы октябрьской социалистической революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Россия провозглашалась светским государством, Синод упразднялся, все имущество церкви объявлялось национальным достоянием, а церковь и ее учреждения лишались статуса юридического лица. В обществе провозглашалась свобода совести, а религия становилась частным делом граждан России*(54).
На столь резкий шаг по отношению к церкви большевиков подвигнуло небезосновательное опасение возможности реставрации самодержавия в России изнутри при поддержке Русской православной церкви, поэтому цель, которую преследовал Декрет, — максимально ослабить экономические и духовные позиции церкви в пока еще политически слабом Советском государстве.
Впоследствии все конституции, принятые в советское время, подтвердили светский характер российского государства. Действующая Конституция также не стала исключением. Комментируемая статья провозгласила Российскую Федерацию светским государством. Термин «светский» (введен в оборот Мартином Лютером в трактате «О светской власти», 1523 г.), означающий «мирской, гражданский, не религиозный», не слишком удачен с точки зрения юридической точности, но применяется для определения рассматриваемого предмета с незапамятных времен и означает противоположность всему духовному, религиозному.
Светский характер государства раскрывается через указание на запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. При этом термин «религия» универсальный, означающий совокупность духовных ценностей, вероучений, основанных на их божественном происхождении. Однако Россия — государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены почти все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге — православия, означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения. Таким образом, действующая Конституция пошла дальше провозглашения страны светским государством, а Россия, как демократическое государство, встало на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения, чего нельзя сказать о ряде представителей официальных духовных властей. В последнее время Русская православная церковь, при определенном попустительстве власти светской, занимает резко наступательную позицию в вопросах распространения веры, возвращения церковных ценностей и собственности, вмешивается в политическую, законодательную, образовательную сферы жизни общества. Такую деятельность нельзя назвать соответствующей Конституции и закону. Более того, это порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.
2. Вторая часть комментируемой статьи развивает характеристику России как светского государства, устанавливает равенство религиозных объединений и принцип их отделения от государства. Здесь надо иметь в виду различия между церковью как организационной формой отправления культов и религиозных церемоний и религией как совокупностью духовных ценностей, основанных на божественном происхождении. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозное объединение — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием, совершением богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей*(55).
Отделение от государства означает, что государство не вправе вмешиваться в дела церкви, если ее организации не нарушают законы Российской Федерации, а церковь не вправе вмешиваться в осуществление политической власти и иную деятельность государства. Хотя положения ст. 14 явно демонстрируют юридическую преемственность названному выше Декрету СНК РСФСР, в ней, к сожалению, отсутствует указание на отделение школы от церкви. Это досадное, на наш взгляд, упущение позволяет отдельным священнослужителям пытаться навязывать государственным и муниципальным школам, в нарушение Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», необходимость преподавания учебного курса закона Божьего. Еще раз подчеркнем: религия, в том числе религиозное обучение и воспитание, — частное дело ребенка и его законных представителей. Само религиозное обучение может осуществляться в организованной форме, но в специализированных учебных заведениях, учрежденных исключительно для выполнения этой цели, на добровольных началах (см. комментарий к ст. 28).
Какое государство считается светским
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В литературе можно найти как минимум три мнения о том, какое государство считается светским.
Одни рассматривают понятие с позиции мировоззренческого нейтралитета и утверждают, что власть не отдаёт предпочтение никакому из вероисповеданий.
Другие указывают на отделение религии от политических и правовых институтов. Третьи отождествляют светское государство с атеистическим (это каким?). Однако ни одна точка зрения не раскрывает термин полностью.
В этой статье вы узнаете, что же такое светское государство.
Чтобы понять, что означает «светскость», надо обратиться к типологии государств из общей теории права.
Наука выделяет три типа государств:
В переводе с древнегреческого языка словосочетание «θεoς κρατος» означает «власть Бога». То есть, в теократическом государстве власть полностью принадлежит религиозному институту или представителю.
Современным примером теократии может служить Ватикан, которым управляет Папа Римский. Глава страны избирается пожизненно Коллегией кардиналов.
С латинского языка слово «clericalis» переводится как «церковный». Клерикальным называют государство, в котором церковь формально хоть и не входит в государственный аппарат, но оказывает решающее влияние на жизнь общества.
Религиозные обоснования затрагивают, в частности, следующие сферы:
В клерикальной стране одна религия признаётся государственной (официальной) и получает преференции от властей. Пример – Великобритания, где англиканская церковь выступает влиятельной политической силой.
Светское государство – это страна, в которой нет признаков теократии или клерикализма. Религиозные институты отделены от государственного аппарата, не служат обоснованием для правовых норм и не оказывают влияния на выбор гражданами мировоззрения.
Однако в светском государстве могут присутствовать следующие явления:
То есть, светскость – это не отвержение и не игнорирование религии. А, скорее, партнёрские отношения между государством и церковью. Партнёры взаимодействуют, но не мешают друг другу.
Основные признаки светского государства
Перечисленные в таблице признаки соответствуют идеальной модели светского государства. На практике часто наблюдаются отступления и переходные состояния.
Например, учёные-политологи спорят о том, к какому типу государства относить Израиль: клерикальному или светскому.
В этой стране нет официальной религии. Однако иудаизм, который исповедуют почти 77% населения, оказывает огромное влияние на политику, право и образование.
Признак | Что означает |
---|---|
Свобода выбора | Граждане сами решают, во что им верить, и верить ли вообще. |
Равноправие всех конфессий | Представители всех вероисповеданий и атеисты пользуются равными возможностями в политике и гражданской жизни. А если власти и устанавливают преференции (это что?) для какой-либо церкви, то не должны ущемлять права меньшинств. |
Непредвзятое отношение государства к религиозным организациям | Власти стараются не вмешиваться в деятельность церквей и сект. Ограничительные меры затрагивают лишь те организации, которые нарушают действующее законодательство или создают угрозу для жизни и здоровья людей. |
Отсутствие религиозного санкционирования | Для принятия законов не требуется одобрение духовных лидеров. Хотя правовые нормы могут отражать ценности, которые соответствуют мировоззрению большинства верующих (пример – ст. 5.60 КоАП «Клевета») |
Недопустимость наделения религиозных организаций политической властью | В государственном аппарате отсутствуют структуры, которые отвечают за распространение определённого мировоззрения в стране и нравственное воспитание граждан. Не стоит путать этот признак с финансированием культурно-просветительской деятельности церкви. |
Светскость государственной службы | При занятии должностей религиозная принадлежность кандидата не учитывается. |
Светскость образования | В государственных школах нет обязательного изучения религии. Дети получают лишь базовые знания из курса истории. |
Россия – это светское государство?
В статье 14 Конституции прямо указано, что Российская Федерация – это светское государство.
А далее утверждение раскрывается в других положениях основного закона:
Однако одного закрепления принципов в Конституции недостаточно. Чтобы определить «светскость» государства, нужно посмотреть, как они реализуются на практике.
И тут учёные-политологи отмечают следующие расхождения России с идеальной моделью светского государства:
Однако сегодня реальное влияние православия на общественную жизнь далеко от стандартов клерикального государства. Причина в отсутствии поддержки со стороны населения.
Так, согласно данным Европейского социального опроса (ESS) 2018 года 49% граждан РФ в возрасте 16-29 лет не верят в Бога. А большая часть старшего поколения хоть и относят себя к православной конфессии, но не участвуют активно в приходской жизни.
Таким образом, Россию можно скорее расценивать как светское государство. Хоть и с рядом отступлений.
Заключение
Итак, светское государство – это государство, в котором религиозные организации выступают институтами гражданского общества (это что такое?), а не политическими структурами.
Граждане свободно выбирают мировоззрение и не подвергаются дискриминации по признаку вероисповедания. Светскость не означает отказ от религиозности. Это компромисс и грамотное разделение сфер влияния.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Малое число прихожан вовсе не свидетельствует о том, что государство светское, здесь важнее взаимоотношения церкви с государством.
Мы видим, что религиозные деятели всё чаще присутствуют на официальных государственных мероприятиях, например, на послании президента федеральному собранию, сидели главы религиозных конфессий, так же есть такой телевизионный канал Спас, который занимается открытой пропагандой православия.
Институты власти должны быть свободны от любых предрассудков и руководствоваться логикой и здравым смыслом при принятии решений. В свою очередь, лучше чтоб религиозные учреждения занимались духовным развитием своих прихожан и были свободны от политики.