что значит фраза умываю руки
Умыть руки
В русском языке используются два образных выражения, связанных с «умыванием рук».
Первое выражение «умыть руки» означает: снять с себя ответственность за что-нибудь, объявить о своем неучастии в деле.
Умывание рук в древние времена было своеобразным обрядом. Ритуал свидетельствовал о непричастности человека к какому-либо неблаговидному событию и нежелании принимать в нём участие.
По древнему обычаю человек, для доказательства невиновности в преступлении, омывал водой руки. У некоторых народов судьи и обвинители в знак своей беспристрастности совершали символический обряд: умывали руки.
Умывание рук производилось морской водой. За неимением её добавляли соль к пресной воде. В католической церкви и поныне употребляется солёная вода.
Затем во всеуслышание заявлял: «Я не повинен в сём», или «Руки мои чисты». Эти слова приравнивались к торжественной клятве.
Широкое распространение выражение получило благодаря евангельской легенде, согласно которой слова «умываю руки» произнёс Понтий Пилат. Римский наместник намеревался спасти от казни Иисуса, в чью вину не верил. Пилат призывал народ помиловать Иисуса. Толпа требовала смерти и могла взбунтоваться.
Понтий, увидев, что все его мольбы бесполезны, умыл руки перед толпой и сказал: «не виновен я в крови праведника сего». Тем самым показал свою непричастность к дальнейшей судьбе Мессии, отдав решение о судьбе Иисуса на откуп врагам.
В Евангелии от Матфея рассказывается об этом так: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (гл. 27, ст. 24).
Умывание рук применялось также в случае нахождения мёртвого тела. Предписывалось совершить обряд омовения рук над жертвой и тем самым показать, что среди присутствующих нет виновника этой смерти
Второе выражение – пословица «Рука руку моет», в полной форме звучит: «Рука руку моет, и обе чисты бывают». Данная пословица не связано с первым выражением.
Смысл пословицы: взаимная помощь, полезная обеим сторонам. Применяется обычно там, где речь идет о незаконной обоюдной поддержке.
Выражение возникло из образа обыкновенного умывания одной руки другой и связи с древними обычаями не имеет.
Умывать руки
Понтий Пилат умывает руки. Дуччо ди Буонинсенья.
Однако какое отношение отказ от ответственности имеет к мытью рук? В Библии, в книге Второзаконие, говорится о ритуальном омовении рук. Если в то время находили убитого человека, а убийца не был известен, то старейшины ближайшего города должны были принести в жертву корову, не носившую ярма, и омыть руки над ее головой, произнося при этом слова: «Руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; Очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови».
Однако широко известно выражение «умыть руки» стало благодаря событию, описанному уже не в Ветхом, в Новом Завете. Когда первосвященники и старейшины иудейские захотели казнить Иисуса Христа им пришлось привести Его к римскому наместнику.Иудея тогда находилась под властью Рима, и смертный приговор мог вынести только римский прокуратор Понтий Пилат.
Пилат допросил Иисуса и выслушал обвинения, которые против Него выдвигали. Он понимал, что Иисус ни в чем не виновен, а казнить Его хотят из зависти. К тому же жена Пилата просила не причинять зла Иисусу.
В то время существовал обычай — в праздник Пасхи отпускать на свободу одного заключенного. Понтий Пилат, не желая казнить Иисуса, предложил освободить Его. Но старейшины возбудили народ и требовали, чтобы был отпущен известный разбойник и убийца Варавва, а Иисус распят на кресте. «Какое же зло сделал Он»? – спрашивал Понтий Пилат. Но толпа, подстрекаемая старейшинами, кричала и требовала распять Христа. Пилат увидел, что все его доводы не имеют никакой силы. Тогда он публично решил снять с себя ответственность за осуждение Христа. Он умыл свои руки перед народом и сказал: «Невиновен я в крови праведника Сего; смотрите вы». На что народ иудейский ответил ему: «Кровь Его на нас и на детях наших». После этого, согласно требованию толпы, Пилат освободил Варавву, а Иисуса повелел распять на кресте.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Умывать руки
Умывать руки
Из Библии. Согласно Евангелиям, эти слова сказал римский наместник Понтий Пилат, который пытался спасти Иисуса от казни, не видя за ним особой вины. Но поскольку толпа требовала его смерти и могла в противном случае взбунтоваться, он вынужден был отдать решение о судьбе Иисуса на откуп его врагам. В Евангелии от Матфея (гл. 27, ст. 24) рассказывается об этом так: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».
В то время умывание рук было ритуалом, означавшим непричастность человека к какому-либо неблаговидному делу или его отказ в нем участвовать. Так, в случае нахождения мертвого тела предписывалось совершить обряд омовения рук над жертвой и тем самым показать, что среди присутствующих нет виновника этой смерти
Иносказательно: устраниться от ответственности за что-либо.
Полезное
Смотреть что такое «Умывать руки» в других словарях:
Умывать руки — «Пилат умывает руки» (Дуччо. «Маэста», деталь) Умывать руки вид ритуального омовения в различных религиях, а также выражение, означающее «устраниться от ответственности, объявить о своем неучастии в деле» … Википедия
Умывать руки — УМЫВАТЬ РУКИ. УМЫТЬ РУКИ. Разг. Экспрес. Отстраняться от участия в каком либо ответственном деле. Вот люди! все таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, а потом … Фразеологический словарь русского литературного языка
умывать руки — См … Словарь синонимов
умывать руки — отстраняться от чего либо, снимать с себя ответственность за что либо. У некоторых древних народов судьи и обвинители в знак своей беспристрастности совершали символический обряд: умывали руки. Широкое распространение выражение получило благодаря … Справочник по фразеологии
Умывать руки — крыл. сл. Выражение употребляется в значении: устраняться от ответственности за что либо; возникло из евангельской легенды. Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса для казни, и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего» (Матф., 27, 24) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
УМЫВАТЬ — УМЫВАТЬ, умыть кого, мыть лицо, либо руки, тело водою, для чистоты, смывая грязь; чем, мыть, натирать, споласкивать водянистым снадобьем. Нянюшка, умой ребенка! Не умыв рук, за стол не садятся. Она умывает чем то лицо, от веснушек. Кабы кто умыл… … Толковый словарь Даля
умывать — УМШЫТЬ, умою, умоешь; умШытый; сов., кого что. Помыть (лицо, шею, руки). У. ребёнка. У. руки (также перен.: отстранившись, снять с себя ответственность за что н.; книжн. [по евангельскому сказанию о Пилате, перед казнью Иисуса Христа омывшего… … Толковый словарь Ожегова
Умывать — несов. перех. 1. Мыть кому либо лицо, шею, руки. 2. перен. Освежать, омывая (о дожде, росе и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
умывать — см. умыть; а/ю, а/ешь; нсв. Умыва/ть старика. Умыва/ть лицо, руки. Дождь умывает крыши домов … Словарь многих выражений
Умывать/ умыть руки — 1. Разг. Отстраняться от чего л., снимать с себя ответственность за что л. ФСРЯ, 401; БТС, 1388. 2. Жарг. мол. Скрываться, незаметно исчезать, уходить, убегать откуда л. Максимов, 369. /em> От древнего обряда: судьи и обвинители в знак своей… … Большой словарь русских поговорок
Словари
крыл. сл. Выражение употребляется в значении: устраняться от ответственности за что-либо; возникло из евангельской легенды. Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса для казни, и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего» (Матф., 27, 24). О ритуальном умывании рук, служившем свидетельством непричастности умывавшего к чему-либо, рассказывается в Библии (Второзаконие, 21, 6-7).
УМЫВАТЬ РУКИ. УМЫТЬ РУКИ. Разг. Экспрес. Отстраняться от участия в каком-либо ответственном деле.
Выражение употребляется в значении: устраняться от ответственности за что-либо; возникло из евангельской легенды. Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса для казни, и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего» (Матф., 27, 24). О ритуальном умывании рук, служившем свидетельством непричастности умывавшего к чему-либо, рассказывается в Библии (Второзаконие, 21, 6-7).
Из Библии. Согласно Евангелиям, эти слова сказал римский наместник Понтий Пилат, который пытался спасти Иисуса от казни, не видя за ним особой вины. Но поскольку толпа требовала его смерти и могла в противном случае взбунтоваться, он вынужден был отдать решение о судьбе Иисуса на откуп его врагам. В Евангелии от Матфея (гл. 27, ст. 24) рассказывается об этом так: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».
В то время умывание рук было ритуалом, означавшим непричастность человека к какому-либо неблаговидному делу или его отказ в нем участвовать. Так, в случае нахождения мертвого тела предписывалось совершить обряд омовения рук над жертвой и тем самым показать, что среди присутствующих нет виновника этой смерти
Иносказательно: устраниться от ответственности за что-либо.
Что значит фраза умываю руки
Выражение «я умываю руки». Откуда пришло в русский язык и что именно обозначает. рука язык выражение
Из Библии. Согласно Евангелиям, эти слова сказал римский наместник Понтий Пилат, который пытался спасти Иисуса от казни, не видя за ним особой вины. Но поскольку толпа требовала его смерти и могла в противном случае взбунтоваться, он вынужден был отдать решение о судьбе Иисуса на откуп его врагам. В Евангелии от Матфея (гл. 27, ст. 24) рассказывается об этом так: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».
В то время умывание рук было ритуалом, означавшим непричастность человека к какому-либо неблаговидному делу или его отказ в нем участвовать. Так, в случае нахождения мертвого тела предписывалось совершить обряд омовения рук над жертвой и тем самым показать, что среди присутствующих нет виновника этой смерти
Иносказательно: устраниться от ответственности за что-либо.
А я слышала другую версию происхождения этого выражения: у евреев принято после похорон омывать трижды руки там же, на выходе из кладбища. Кроме физического, это действие имеет и определенное значение: я не имею отношения к смерти усопшего.
Спорить не буду. Все равно евреи были раньше
В русский язык это выражение пришло вместе с легендами и мифами Христианства о смерти Назаретянина и омовением рук Префекта Иудеи. На самом деле, Пилат совершил это действо по более древнему иудейскому обычаю очищения совести в действии, в котором обвиняемый не виновен, либо был вынужден его совершить. Иногда, это связывают с обычаем омовения рук после иудейских похорон, но это спорно.
И ещё. самый надёжный способ заставить человека что-то делать для его же пользы, это объяснить ему, что это обрядовая традиция предков. пусть даже немножечко лукавя. это же для пользы.