что значит функционально неграмотный

Функциональная неграмотность

Функциональная неграмотность (англ. functional illiteracy) имеет множество синонимов, которые употребляются реже, но имеет схожее значение, например: вторичная неграмотность (англ. secondary illiteracy), полуграмотность (англ. semiliterate), дислексия (англ. dyslexic) и так далее.

Независимо от употребляемого термина, функциональная неграмотность, подразумевает неумение правильно понимать прочитанные тексты и неумение написать сложный и связный текст, дополненные неумением ясно выражать свои мысли и чувства.

Функциональная неграмотность не имеет ничего общего с обычной неграмотностью, когда человек, банально, не умеет читать, писать и считать. Нет, функционально неграмотные люди могут быстро и внятно читать, писать под диктовку, считать на калькуляторе и даже в уме, но все эти действия они выполняют неохотно, с трудом, каждый раз избегая чтения, письма и счета.

Приведу пример. Я работаю преподавателем в колледже (средне-профессиональное образование) и преподаю геодезию, довольно сложный для понимания предмет. Студенты, выпускники школы, пришедшие в колледж после 9 класса. В данный момент им всем около 18 лет. Дети городские, практически все из Уфы.

Что я вижу и слышу на лекциях? Я вижу и слышу людей, которые умеют читать, но не понимают смысла прочитанного, умеют говорить, но не могут выражать свои мысли чётко и связно. Также студенты не могут объяснить элементарных вещей, глядя на наглядное пособие, на котором уже все написано и разжевано, например, на плакат или на прибор.

Этой статьи не было бы, но из четырех десятков студентов трудно выделить детей, хорошо понимающих предмет. Доходит до смешного, например, приглашаю студента к прибору и объясняю его устройство «на пальцах», используя разговорные термины. Студент вроде все понимает, кивает головой, шевелит губами пытаясь запомнить. Затем прошу повторить сказанное несколько минут назад и получаю молчание и ступор. Если же объяснять устройство инструмента на чертежах, используя научную терминологию, то результат вообще нулевой.

В чем причина функциональной неграмотности

На мой взгляд, причина функциональной неграмотности лежит на поверхности. С одной стороны информации стало слишком много, а с другой стороны она стала проникать в мозг человека, минуя мышление и критическое восприятие. Например, телевизионные передачи, почти всегда сделаны таким образом, что сказанное и показанное в них проникает в мозг напрямую, минуя все фильтры. Это хорошо для пропаганды и рекламы товаров и услуг, но плохо для последующего обучения человека.

Вредное влияние телевидения дополняется разрушающим действием интернета. Для большинства моих знакомых весь интернет уже давно заключается в соцсетях. Когда ко мне обращаются с просьбой починить интернет, то, скорее всего, проситель просто не может зайти на сайт социальной сети.

Вышеупомянутые студенты иногда напоминают бродячих животных, которых заели вши и блохи. Смартфоны и планшеты непрерывно зудят вибратором и мигают светодиодами, мешая сосредоточить оставшиеся мозги на предмете изучения. Студенты, то и дело, тянут руки в карманы, под парту и вообще напоминают мужчин, играющих в «карманный бильярд».

Ругаться бесполезно. Человек, у которого отняли цацку, с которой он даже в туалет ходит, не будет более сосредоточен на предмете, так как его мысли далеко в переписке с тремя, а то и десятью объектами. Преподаватель становится на уровень жандарма, но предмет от этого лучше не усваивается. А потому надо отбивать интерес к переписке в стенах учебного заведения, но как это сделать? Как привить гигиену умственного труда человеку, которого развращали телевизором и смартфоном долгие годы?

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотныйЛиквидация неграмотности. Источник: Википедия

В докладе «Нация в опасности» Национальная комиссия приводит следующие цифры, которые рассматриваются ею в качестве «индикаторов риска»: около 23 млн. взрослых Америки являются функционально неграмотными, им трудно справиться с простейшими задачами ежедневного чтения, письма и счета, около 13% всех семнадцатилетних граждан США могут считаться функционально неграмотными.

Функциональная неграмотность среди юных может возрасти до 40%; многие из них не обладают целым рядом интеллектуальных навыков, которые можно было бы ожидать от них: около 40% не могут сделать выводы из текста, только 20% могут написать сочинение, где будет убедительная аргументация, и только 1/3 из них может решить математическую задачу, требующую поэтапных действий [3].

Согласно Д. Козол (1985), данные из различных источников показывают, что примерно от 60 до 80 млн. американцев являются неграмотными или полуграмотными: от 23 до 30 млн. американцев полностью неграмотны, т.е. фактически не могут читать или писать; от 35 до 54 млн. полуграмотны — их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни».

Автор приводит убедительные сведения о том, как «неграмотность берет тяжелую пошлину с нашей экономики, влияет на нашу политическую систему, и, что еще более важно, на жизнь неграмотных американцев» [4].

По мнению исследователей, эта проблема особенно тяжела тем, что носит латентный характер. Взрослые обычно стремятся скрыть дефекты своего образования и воспитания — неумение, незнание, плохой уровень информативности и другие навыки и качества, которые мешают преуспеванию в современном информационном обществе.

Функционально неграмотному человеку действительно приходится нелегко даже на бытовом уровне: например,

Среди других проблем: оплата счетов, заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оформление почтовых отправлений и писем и проч.

Функционально неграмотные испытывают проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д. Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним, ведут к их порче, а иногда и к бытовым травмам хозяев.

Функционально неграмотные не могут работать с компьютерами и другими аналогичными системами. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Потери от нее составили, по расчетам специалистов, около 237 млрд. долларов [5].

В.П. Чудинова
Функциональная неграмотность — проблема развитых стран. 1994

Не можешь победить — возглавь!

Функциональную неграмотность невозможно победить в одиночку — это факт. Бесполезно запрещать и читать лекции о просвещении, потому как функционально неграмотный человек пропустит ваши сентенции мимо ушей, не поняв их смысла. Что же делать? Надо использовать такое положение дел в собственных коммерческих интересах. Что многие и делают, в том числе и на государственном уровне.

Людям, страдающим от функциональной неграмотности, а их ныне большинство, продают дорогущие кредиты, впаривают ненужные вещи, ими управляют на каждом шагу при помощи маркетинговых манипуляций, а также используют в качестве мишени для пропагандистского воздействия любого рода.

Это очень выгодно! С каждым годом функционально неграмотных людей становится все больше. Школа и вузы не решают ликвидации функциональной безграмотности. А значит, если тенденция по оболваниванию масс сохранится, то вскоре небольшой процент высокообразованных и полноценно грамотных людей будет прекрасно существовать, направляя массы в нужную сторону. Это наблюдается и сейчас, но эффект разбавлен большим количеством грамотного населения, получившего достойное «советское» образование. Когда эти люди уйдут, останутся лишь массы функционально безграмотных, увы.

Дарья Сокологорская приводит пример инструкции для маркетологов по работе с функционально неграмотным населением:

Что же делать?

Это далеко не полный перечень первоочередных мер по локализации проблемы функциональной неграмотности. Борьба с этим злом должна вестись на всех направлениях, а значит причины любых проявлений функциональной неграмотности должны устраняться. Специалисты утверждают, что борьба с безграмотностью имеет смысл до летнего возраста.

Надо ставить пароли на гаджеты детей? Значит ставьте! Предприниматель Крис Андерсон вообще делал так, чтобы дети не могли использовать гаджеты более двух часов в день: «Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье. Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети»

Вот что пишет Дарья Сокологородская:

«Будем честны, до сих пор общество не выработало определенной информационной культуры. Наоборот, все становится хуже год от года по мере того, как коммерчески ориентированные структуры захватывают информационное пространство. Отделам рекламы и SMM-маркетинга нужны потребители. А кто еще может стать лучшим потребителем, чем функционально неграмотный человек? Пусть у этих людей низкий доход, но их легион, а из—за низкого IQ они легко поддаются манипуляциям. Например, подавляющее большинство кредитных должников — люди, которые не в состоянии правильно прочитать банковский договор, прикинуть порядок выплат и рассчитать собственный бюджет.

Нищета порождает нищету. В том числе и в интеллектуальной сфере. Я часто вижу, как молодые родители, чтобы избавиться от ребенка хоть на полчасика, дают ему планшетку с играми. И это в полтора-два года. Лично я начала играть и зависать перед телеком лет в пять-шесть, но к тому моменту у меня в сознании уже были сформированы приемы информационной самозащиты. Я умела отфильтровавать рекламный мусор и критично относиться к любым образам на экране. Я могла сконцентрироваться на чтении одной книги на протяжении долгих часов. А ранний доступ к несущим удовольствие и релаксацию информационным потокам ведет к стремительной деградации и атрофии синтетических функций мышления».

Что делать со взрослым населением? Здесь, на мой взгляд, действует правило: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Исправить недочеты взрослого мозга может лишь сам владелец запущенной черепной коробки. В конце концов, если вы дочитали эту статью до конца, то функциональной неграмотности у вас точно нет и теперь вы точно знаете, что надо предпринять.

Источник

Что такое функциональная неграмотность и как с ней бороться?

На прием к психологу приходит мама с сыном, которому 11 лет. Он довольно развитый физически мальчик, любит заниматься спортом. Врачи не находят у него отклонений умственного развития. Однако в школе он учится плохо. Вместе с мамой он вслух читает параграфы из учебника по несколько часов в день, однако ответить на вопросы по содержанию не может, смысл прочитанного не понимает.

В данном конкретном случае было установлено, что у ребенка — функциональная неграмотность.

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Под функциональной неграмотностью принято понимать неспособность ребёнка или даже взрослого использовать чтение или письмо в социальном контексте. Функционально неграмотный человек, умея читать и писать, не может применить свои умения на практике. Например, он не может прочитать, понять и воспользоваться инструкцией по пользованию бытовой техникой, не может заполнить квитанцию или другой подобный документ, не способен написать заявление с просьбой.

После ряда проведённых исследований оказалось, что функционально неграмотных людей — несколько десятков процентов, по некоторым исследованиям — до 50%.

«Слишком много букофф»?

Функционально неграмотный человек при чтении узнаёт слова, но не может найти ни художественного смысла, ни утилитарной пользы в том тексте, что он прочитал. Читать такие люди не любят категорически. Некоторые исследователи, имеющие медицинское образование, полагают, что функциональная неграмотность свидетельствует о более серьёзных нарушениях механизмов внимания и памяти, чем те, что имеются при обычной общей неграмотности.

Сегодня термин «функциональная неграмотность» стал трактоваться намного шире. Под ним чаще понимают степень неподготовленности человека к выполнению социальных функций.

Проявляется неподготовленность не только и не столько недостаточным пониманием прочитанного. Здесь и несформированность речевых умений: смысл при восприятии чужих слов или утрачивается, или искажается. Свои собственные мысли тоже не могут быть выражены чётко. Здесь и неспособность воспринять и соответственно применить на практике правила личной безопасности (человек не понимает инструкцию к электроприбору, его может ударить током). К функциональной неграмотности относится и неумение справиться с информационными потоками, недостаточную компьютерную грамотность.

Насколько серьёзна ситуация?

Масштабное исследование, касающееся функциональной неграмотности школьников России 8-9 классов, проводилось в 2003 году, и результаты были весьма печальными. Достаточными для преодоления своеобразного порога навыками чтения владели лишь чуть более трети школьников. Из них только около 25% могли выполнить задания среднего уровня сложности, такие как устное и письменное обобщение информации, расположенной в разных местах текста.

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Сформулировать выводы на основе текста и предложить свои гипотезы оказалось способно лишь 2% из принявших участие в исследовании. Россия — не исключение: примерно такая же статистика у школьников Италии, Финляндии, Англии, США.

Конечно, в общем случае, уровень функциональной неграмотности варьируется в разных культурах и странах. Связано это с тем, что в более развитом обществе требуются и более продвинутые навыки. Так, уровень чтения и понимания текста, достаточный для сельской местности развивающейся страны, может быть оценен как функциональная неграмотность в технологически развитом мегаполисе.

Основные признаки функциональной неграмотности школьника:

Причины функциональной неграмотности

Одно из наиболее популярных объяснений — резкое возрастание информационных потоков. Научных доказательств этому нет, но увеличение числа функционально неграмотных детей действительно совпало с развитием телевидения. Существует ряд исследований, в которых доказывается, что дети раннего возраста (1-3 года), проводящие перед экраном телевизора несколько часов каждый день, утрачивали часть познавательных навыков.

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Однако причина этого может быть просто в том, что ребёнком, который несколько часов в день сидит перед телевизором, просто никто не занимается?

Чётких доказательств «вины» телевидения и интернета в эпидемии функциональной неграмотности не представлено. Но в любом случае, они отнимают у ребёнка время, которое могло бы быть потрачено на то, чтобы учиться читать, писать, и вообще – заниматься учёбой.

Нельзя не признать, что функциональная неграмотность и дислексия были впервые описаны ещё в XIX веке, задолго до развития информационных технологий. Тогда это пытались объяснить наследственностью и генетикой. Сегодня генетический фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Можно ли бороться?

Отмечают, функциональная неграмотность — это не проблема педагогической науки, а последствия некорректного обучения в начальных классах школы. И устранять проблему следует именно там и именно в 6-8 лет. Для устранения функциональной неграмотности не требуется ни дополнительных финансовых вложений, ни отдельных научных разработок. Всё, что требуется — включить обучение функциональной грамотности в каждый урок, будь то чтение, родной язык, или информатика. Методики известны, овладение ими доступно любому современному педагогу.

Функциональное чтение называется основным средством борьбы с функциональной неграмотностью. Это чтение для поиска данных, чтобы решить заранее сформулированную задачу. Так, при функциональном чтении применяют приёмы просмотрового чтения (они называются также приёмы сканирования) и аналитического чтения. Аналитическое чтение — это подбор цитат, разработка схем и диаграмм, выделение ключевых моментов в тексте.

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Чтобы помочь ребенку справиться с текстом:

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit

Для того чтобы не допустить, а тем более преодолеть функциональную неграмотность, нужно много работать. Ребёнок, который не научился понимать прочитанное к 10-летнему возрасту, уже может считаться функционально неграмотным, и наверстать и преодолеть это в старшем возрасте будет сложнее.

Критика теории: ищите тексты проще!

Некоторые ученые считают термин «функциональная неграмотность» странным и антинаучным. Их аргументы примерно такие:

Однако нужно понимать, что в современном мире очень много информации именно в текстовом виде, так что читать и понимать прочитанное придется. Грубо говоря, если вы купили компьютерную программу, то никто не будет вам про нее читать лекцию: способ работы с ней придется осваивать по текстам.

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

3. Иногда говорят, что за функциональной безграмотностью стоит отсутствие мотивации: если читать не очень нужно, то и стараться не хочется.

4. Считается также, что плохо понятый текст — это свидетельство того, что он человеку неинтересен. Так, например, сварщику металлоконструкций может быть совершенно непонятен и неинтересен текст про искусство эпохи Возрождения. Значит, нужно выбирать тексты из интересной для человека области.

Источник

«Грамотные люди в России чаще остаются без работы»: ученые о функциональной неграмотности

Наталия Киеня

Функциональная неграмотность — это неспособность читать, писать и считать на уровне, необходимом для решения простейших повседневных задач. Доступное среднее образование должно давать эти навыки всем, — однако на практике до четверти взрослых жителей развитых стран не могут понять, что написано на коробке с лекарством, купленным в аптеке. «Теории и практики» решили отреагировать на популярность феномена экспертным мнением и расспросили исследователей из области нейробиологии и социологии о том, как возникает функциональная неграмотность и является ли она следствием всемирного заговора маркетологов или понижением уровня интеллекта вследствие проникновения интернета во все сферы жизни человека.

«Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать»

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Юрий Штыров,

нейробиолог, профессор, зав. лаборатории магнитоэнцефалографии Орхусского университета (Дания); старший научный сотрудник, зав. лаборатории Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ

В основе функциональной неграмотности, по всей видимости, нет единого физиологического расстройства. Она может возникать как проблем зрительного характера, так и когнитивных нарушений. Существуют разные расстройства понимания языка: от базовой неспособности воспринимать сочетания букв до нарушений синтаксического или прагматического анализа. Иногда текст воспринимается неправильно из-за того, что мозг просто не может охватить достаточный для восприятия слова объем зрительной информации. Чаще, однако, говорят о нарушениях сегментации — слаженного анализа текстовой информации — когда невозможен становится перевод зрительного кода в фонологический. В таком случае мы видим текст, но мозг оказывается не в состоянии передать заключенную в нем информацию для дальнейшего анализа, активировать следы памяти прочитанных слов и т. д.

В научной литературе отдельно выделяется дислексия, которая считается клинико-психологической проблемой и встречается довольно часто: в зависимости от используемого диагностического подхода и возрастной группы, с ней сталкивается до 15-20% населения. При этом у 2-4% проблемы могут носить довольно серьезный характер. При дислексии нарушается процесс обработки текста как такового, хотя остальные системы мозга внешне работают более или менее полноценно, интеллект развит, а устная речь нормальна. Дислексия считается расстройством развития, но может проявляться и как сопутствующее отклонение при других расстройствах.

Дислексия однозначно часто (но не всегда) является причиной функциональной неграмотноти, хотя и степень дислексии может быть разной: кто-то никогда не выучится читать, а (если вовремя начать заниматься по специальной программе) может добиться заметного прогресса. Причины дислексии лежат на нейробиологическом уровне, но конкретные механизмы появления этого расстройства до сих пор неясны. Любопытно, что то, как часто оно встречается, зависит от того, на каком языке говорит, читает и пишет человек. Текстовая информация на разных языках мозгом воспринимается по-разному, и одни орфографические системы проще в обработке, чем другие. Например, в русском написанный текст более или менее соответствует звукам устной речи, а вот французский, английский или датский намного сложнее, что очень затрудняет обучение чтению для детей. В результате, в странах с такими языками число людей с расстройствами восприятия текста оказывается выше. На противоположном полюсе находится, например, финский язык, где практически каждому звуку речи соответствует буква или пара букв.

«Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться»

В некоторых случаях связанные с чтением проблемы могут объясняться с точки зрения дефицита внимания. А просто толком не научился читать, потому что не уделял этому достаточно времени. Интернет и телевизор, конечно, во многом можно обвинить. Но если они просто отнимают у ребенка время, и он не успевает учиться читать, писать и считать, надо ли искать медицинское объяснение? Я не берусь это утверждать. Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать. Сколько было функционально неграмотных людей тогда, и каково было соотношение причин этого состояния? Доподлинно неизвестно. Известно только, что дислексия наблюдалась и до появления современных информационных технологий — ее первое научное описание было сделано в XIX столетии. По крайней мере частично это расстройство определяется генетически.

Перемены, вызванные современными технологиями, — это перемены последних десятков лет. Однако они происходят не сами по себе, а в контексте общего изменения жизни людей. Дело не только в том, что мы больше смотрим телевизор — мы меньше читаем. Без практики любой навык исчезает или не развивается. Думаю, непрямое влияние телевидения и интернета на компетенции чтения существует, но я бы не стал утверждать, что они вредны для способности читать как таковой. Другое дело, что в интернете далеко не всегда есть полноценная обратная связь: здесь пишут с ошибками, используют упрощенный стиль и разговорную лексику. Неправильные упрощенные формы фиксируются и уже не воспринимаются как ошибка.

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

К сожалению, в нашем случае ограничено не только время в сутках, которое можно уделить развитию грамотности, но и время жизни. Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться, и это сказывается на способности к развитию когнитивных навыков — в первую очередь, судя по всему, языковых. Как и устный язык, чтение — это очень сложный навык: по сути мы связываем довольно случайную произвольную комбинацию черточек и кружочков со звуками, словами и смыслом, объединяем все это в предложения и пытаемся понять общее значение текста. Несмотря на кажущуюся простоту этого навыка, от мозга чтение требует больших усилий, слаженной работы многих миллионов нейронов и нейронных сетей в самых разных областях. Если мы упускаем момент, когда мозг максимально пластичен, способен создавать новые связи и строить новые репрезентации для информации, то в будущем делать это ему будет сложнее. Вот почему когда ребенок вместо книг занят мультиками или компьютерными играми, вероятно, он упускает возможность, которую впоследствии будет трудно или даже невозможно восполнить.

«Малограмотность идет, как правило, из семьи»

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Вера Чудинова,

вице-президент Российской ассоциации чтения, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, кандидат педагогических наук

Функциональная неграмотность — неспособность жить в современном обществе — это, прежде всего, неумение хорошо читать, писать и считать. Неграмотность имеет отношение к обществу, поскольку чтобы учиться и адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире (освоить новую профессию, например), нужно быть способным читать. Также со временем к чтению, письму и счету добавили цифровую грамотность: умение работать на компьютере и пользоваться информационно-комбинационными сетями. Это и есть базовые умения сейчас. Однако сам термин — «функциональная неграмотность» — постоянно расширяется. Ведь для жизни в современном обществе уже требуется экономическая, правовая и другие виды грамотности.

Важно с детства научиться хорошо читать и работать с информацией. Очень много значит привычка родителей читать самостоятельно и уделять внимание творческому досугу детей. Малограмотность идет, как правило, из семьи.

Ошибки процесса преподавания в плане функциональной неграмотности не играют большой роли: дело в системе обучения в целом. Разумеется, в школах есть учителя, у которых дети учатся лучше или хуже, чем у других, но это вопрос не к ним. В некоторых странах — в Финляндии, к примеру, — специально корректируют навыки и умения чтения, чтобы школьники могли исправить свои недочеты и стали хорошо читать — а значит, начали и учиться. А для взрослых — здоровых — людей во многих странах есть специальные программы обучения для улучшения читательской и компьютерной грамотности. Грамотные люди способны критически мыслить и отбирать более точную и надежную информацию из источников разного вида, неграмотные — нет.

«Грамотные люди в России чаще остаются без работы»

что значит функционально неграмотный. Смотреть фото что значит функционально неграмотный. Смотреть картинку что значит функционально неграмотный. Картинка про что значит функционально неграмотный. Фото что значит функционально неграмотный

Олег Подольский

руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» Института образования НИУ ВШЭ

В России выявлен средний (в сравнении со странами ОЭСР) уровень грамотности чтения взрослых, при этом разброс результатов небольшой: людей с крайне низким уровнем грамотности мало, но и с высоким тоже немного. Как писал классик, «мы все учились понемногу, чему-нибудь и …», и этого видимо, как раз хватает, чтобы продемонстрировать средние результаты.

Результаты международного исследования напрямую не были направлены на выяснение того, кто умнее: руководители или их подчиненные, — но некоторые занятные факты выявить удалось. По результатам видно, что в России руководители как раз более грамотны, чем рабочие, и более грамотны, чем специалисты с высшим образованием. Ненамного, но тем не менее. Так что мы можем спать спокойно: в начальство у нас попадают люди в определенном смысле «грамотные». В других странах, (например, в Чехии, в Великобритании) наблюдалась тенденция, что некоторые специалисты с высшим образованием все-таки грамотнее руководителей. Как мы знаем, хорошие специалисты вполне могут получать больше своих руководителей.

Тем не менее, грамотные люди в России чаще остаются без работы, чем в среднем по ОЭСР. Но это уже, вероятно, больше вопрос к возможностям рынка труда, который должен привлекать и использовать национальный потенциал, навыки и компетенции взрослого населения в нужном русле.

«Люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде»

Самый высокий уровень владения компетенциями в России сегодня демонстрируют люди 45-49 лет, и если говорить про результаты исследования, то тут возможны самые разные причины. Самая простая — особенности выборки исследования PIAAC. Она репрезентативна в целом по стране, но цели сделать репрезентативной каждую возрастную когорту (например, каждую пятилетку от 16 до 65, чтобы потом сравнивать людей разных возрастов) не ставилось. В то же время, учитывая, что такая картина характерна лишь для нашей страны и еще, например, для Словакии (в других странах самый высокий уровень компетенций наблюдался в среднем у лиц 30-35 лет), есть предположение, что люди, которым на момент исследования было 45-49 лет, получили в советские годы наиболее качественное образование. Но, опять же, эта гипотеза требует серьезной проверки.

Способы снизить уровень функциональной неграмотности, конечно, существуют. Во многих странах есть программы повышения уровня грамотности взрослых: различные программы непрерывного обучения и развития, курсы повышения квалификации. Многие из них построены в неформальном ключе. Целые системы по поддержанию нужного уровня грамотности взрослых, действующие в Канаде, Великобритании и других странах, где этим вопросам уделяют должное внимание, уже доказали свою эффективность.

На вопрос о том, оказывает ли влияние на формирование низких компетенций чтения и математики чрезмерное увлечение компьютером и телевидением, невозможно ответить однозначно. Масштабных исследований грамотности взрослых не проводилось тогда, когда в домах у людей еще не было телевизоров, а компьютеров и подавно. Кроме того, тут важно разобраться, что значит «чрезмерное увлечение компьютером» — если мы говорим об использовании компьютера для решения профессиональных задач, то тут скорее обратная ситуация: без определенного уровня грамотности чтения и математической грамотности сегодня в принципе не обойдешься, и для работы с компьютером они ключевые. Подобная связь была выявлена в исследовании: люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде. Если речь идет о том, как влияют на грамотность чтения избыточный просмотр телевизора, использование интернета и компьютерных игр, то тут сложно делать какие-то всеобъемлющие выводы. Имеет смысл провести отдельное исследование и выяснять, как, например, связано с грамотностью чтения то, сколько времени в сутки взрослый человек играет в или смотрит комедийные сериалы. Тогда можно будет точнее ответить на этот вопрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *