что значит гласные первого и второго

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.

Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]

В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.

Таблица гласных букв и звуков

[и] весло́ [в’исло́]

[э] мо́ре [мо́р’э]

[’и́] мирт [м’ирт]

[ы] цирк [цырк]

[’и] свисто́к [св’исто́к]

[ы] цита́та [цыта́та]

[’а] пла́мя [пла́м’а]

[’и] пята́к [п’ита́к]

Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].

Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]

1). в начале слова:

е: [й’э] ель [й’эл’]

ё: [й’о] ёж [й’ош’]

ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]

2). после гласных звуков или в начале слога:

е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]

[й’и] твоему́ [твай’иму́]

ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]

ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]

я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]

[й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]

е: [й’э] съел [с’й’эл]

[й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]

ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]

ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]

я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]

[й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]

и: [й’и] воробьи́ [вараб’й’и́]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Гласные звуки

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й’и], е → [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о].
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Источник

Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второго Анастасия Спицина
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

• Закрепление знаний о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;

• Формирование понятия различия букв «а» и «я»;

• Закрепление и уточнение словаря;

• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);

• Развитие пространственных представлений;

• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;

• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков «а» и «я»;

• Закрепление навыка синтеза букв «а» и «я» из их элементов;

• Закрепление правильного написания букв «а»-«я» на письме (словах, предложениях);

• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• Воспитывать культуру устной и письменной речи;

• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Ход занятия

I. Организационный этап

• Какое сегодня число?

• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)

• Сколько букв в русском алфавите? (33)

• Звуки мы (произносим)

• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)

• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.

• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.

Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

Педагог читает сказку «Хвастун»

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову,и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник?Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный.Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

— Кто поставил хвастунишку на место?

— Почему согласные и без него стали мягкими?

— Давай посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. Это буквы А, О, У, Ы, Э. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда.Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

Заметил, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

— Отлично, а сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку.

Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.

А теперь я буду произносить слова.А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

— Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число

Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»

На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:

Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,

ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.

Зайка беленький сидит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)

е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО

Лена Лёша Лида Люда Оля

-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)

-Какое слово лишнее? Почему?

Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.

-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)

Аналогично характеризуются остальные буквы

Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?

– Что у них общего? (Гласные)

– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второгоКонспект занятия «Динозавры» для детей младшего школьного возраста (конструирование) Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второгоФрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второгоКонспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возраста Цель: Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Белая ворона» Как вы.

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второгоКонспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второгоКонспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Источник

Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать

Что такое гласный звук?

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второго

Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:

Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

Сколько звуков может обозначать гласная буква?

Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.

Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).

Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор

. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.

Гласные буквы

На пись­ме глас­ные зву­ки обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

Узнаем, что глас­ных букв, исполь­зу­е­мых на пись­ме, в рус­ском язы­ке боль­ше, чем зву­ков. К неко­то­рым глас­ным зву­кам при­со­еди­ня­ет­ся звон­кий соглас­ный [й’] и обра­зу­ет с ними двой­ные зву­ки. В пись­мен­ном виде такие зву­ки допол­ни­тель­но обо­зна­ча­ют­ся четырь­мя глас­ны­ми буквами:

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второго

Эти глас­ные бук­вы пишут­ся в ряде случаев:

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твёр­до­го знака

3. после дру­гих глас­ных букв

Итак, в рус­ском язы­ке в пись­мен­ной речи исполь­зу­ют­ся десять глас­ных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Гласные бук­вы «а», «о», «у», «ы», «э» выра­жа­ют твёр­дость преды­ду­щих согласных:

Гласные бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют мяг­кость согласных:

Гласные зву­ки слы­шим, а бук­вы пишем.

Учтем, что глас­ные бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют один звук после мяг­ко­го согласного:

Какие бывают гласные звуки?

Типы гласных звуков определяются позицией в слове:

Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:

Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:

Йотированные звуки произносятся с [j]:

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

Источник

Гласные 1и 2 ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных при чтении

Виды гласных (как учат в школе)

В школе эти звуки делятся на две большие группы:

Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.

А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.

Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.

Скоро я выложу подборку самых лучших курсов по подготовке к ЕГЭ и подготовке к ОГЭ. Среди них будут платные и бесплатные программы, обзоры скидок и специальных предложений. Подписывайтесь на обновления – я отправлю вам письмо на почту, как только статья выйдет.

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов

В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.

Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.

Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.

Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.

Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:

что значит гласные первого и второго. Смотреть фото что значит гласные первого и второго. Смотреть картинку что значит гласные первого и второго. Картинка про что значит гласные первого и второго. Фото что значит гласные первого и второго

Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.

Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.

Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.

Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.

Внимание. Все сказанное выше относится к гласным под ударением. О безударных, их произношении и типах будет сказано в отдельной статье.

Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.

Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.

Письма иногда уходят в спам – проверьте. Если письмо вообще не пришло – напишите комментарий, разберусь.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й»и], е → [й»и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

БуквыЗвуки
В ударном положенииВ безударном положении
а[а́] лавр [лавр][а] ло́дка [ло́тка]
е[’э́] те́сто [т’э́сто]
ё[’о́] пёс [п’ос]не бывает
и
о[о́] торт [торт][а] вода́ [вада́]
у[у́] стул [стул][у] пурга́ [пурга́]
ы[ы́] пры́гнул [пры́гнул][ы] прыжо́к [прыжо́к]
ю[’у́] лю́стра [л’у́стра][’у] слюна ́ [сл’уна́]
я[’а́] пять [п’ат’]