В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Таблица гласных букв и звуков
Буквы
Звуки
В ударном положении
В безударном положении
а
[а́]лавр [лавр]
[а]ло́дка [ло́тка]
е
[’э́]те́сто [т’э́сто]
[и]весло́ [в’исло́]
[э]мо́ре [мо́р’э]
ё
[’о́]пёс [п’ос]
не бывает
и
[’и́]мирт [м’ирт]
[ы]цирк [цырк]
[’и]свисто́к [св’исто́к]
[ы]цита́та [цыта́та]
о
[о́]торт [торт]
[а]вода́ [вада́]
у
[у́]стул [стул]
[у]пурга́ [пурга́]
ы
[ы́]пры́гнул [пры́гнул]
[ы]прыжо́к [прыжо́к]
ю
[’у́]лю́стра [л’у́стра]
[’у]слюна ́ [сл’уна́]
я
[’а́]пять [п’ат’]
[’а]пла́мя [пла́м’а]
[’и]пята́к [п’ита́к]
Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].
Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).
В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й’и], е → [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.
В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о]. Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
Анастасия Спицина Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
• Закрепление знаний о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;
• Формирование понятия различия букв «а» и «я»;
• Закрепление и уточнение словаря;
• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
• Развитие пространственных представлений;
• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков «а» и «я»;
• Закрепление навыка синтеза букв «а» и «я» из их элементов;
• Закрепление правильного написания букв «а»-«я» на письме (словах, предложениях);
• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
• Воспитывать культуру устной и письменной речи;
• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Ход занятия
I. Организационный этап
• Какое сегодня число?
• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)
• Сколько букв в русском алфавите? (33)
• Звуки мы (произносим)
• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)
• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.
• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.
Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)
Педагог читает сказку «Хвастун»
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову,и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник?Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный.Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.
Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.
Беседа по прочитанному тексту:
— Кто поставил хвастунишку на место?
— Почему согласные и без него стали мягкими?
— Давай посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы(на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. Это буквы А, О, У, Ы, Э. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда.Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.
Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.
Заметил, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.
— Отлично, а сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку.
Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.
А теперь я буду произносить слова.А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
— Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число
Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»
На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:
Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,
ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.
Зайка беленький сидит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Игра «Буквы рассыпались»(восстановить слова)
е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО
Лена Лёша Лида Люда Оля
-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)
-Какое слово лишнее? Почему?
Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.
-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)
Аналогично характеризуются остальные буквы
Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?
– Что у них общего? (Гласные)
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».
Конспект занятия «Динозавры» для детей младшего школьного возраста (конструирование) Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.
Фрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.
Конспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возраста Цель: Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Белая ворона» Как вы.
Конспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.
Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.
Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать
Что такое гласный звук?
Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:
Акустика
Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:
Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:
Сколько звуков может обозначать гласная буква?
Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.
Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).
Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор
. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.
Гласные буквы
На письме гласные звуки обозначаются соответствующими буквами:
Узнаем, что гласных букв, используемых на письме, в русском языке больше, чем звуков. К некоторым гласным звукам присоединяется звонкий согласный [й’] и образует с ними двойные звуки. В письменном виде такие звуки дополнительно обозначаются четырьмя гласными буквами:
Эти гласные буквы пишутся в ряде случаев:
2. после разделительных мягкого и твёрдого знака
3. после других гласных букв
Итак, в русском языке в письменной речи используются десять гласных букв:
Учтем, что гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают один звук после мягкого согласного:
Какие бывают гласные звуки?
Типы гласных звуков определяются позицией в слове:
Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:
Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:
Йотированные звуки произносятся с [j]:
Различительные признаки гласных
Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.
Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.
Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).
СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.
Подъём
Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:
ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.
Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:
ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.
Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.
Огубленность (лабиализация)
Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].
СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.
Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.
Назализация
В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.
Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.
Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.
СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.
Фонация
Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.
Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:
Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).
Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:
Положение корня языка
На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:
СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)
Дополнительные артикуляции
Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.
К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.
Эризация
Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию
При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.
«Напряжённость»
В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:
СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.
Долгота
Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]
В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).
ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.
Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]
Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).
Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:
Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].
Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].
СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].
Гласные 1и 2 ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных при чтении
Виды гласных (как учат в школе)
В школе эти звуки делятся на две большие группы:
Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.
А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.
Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.
Скоро я выложу подборку самых лучших курсов по подготовке к ЕГЭ и подготовке к ОГЭ. Среди них будут платные и бесплатные программы, обзоры скидок и специальных предложений. Подписывайтесь на обновления – я отправлю вам письмо на почту, как только статья выйдет.
Различительные признаки гласных
Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.
Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.
Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).
СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.
Подъём
Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:
ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.
Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:
ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.
Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.
Огубленность (лабиализация)
Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].
СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.
Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.
Назализация
В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.
Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.
Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.
СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.
Фонация
Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.
Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:
Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).
Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:
Положение корня языка
На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:
СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)
Дополнительные артикуляции
Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.
К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.
Эризация
Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию
При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.
«Напряжённость»
В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:
СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.
Долгота
Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]
В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).
ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.
Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]
Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).
Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:
Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].
Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].
СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].
Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов
В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.
Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.
Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.
Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.
Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:
Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.
Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.
Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.
Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.
Внимание. Все сказанное выше относится к гласным под ударением. О безударных, их произношении и типах будет сказано в отдельной статье.
Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.
Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.
Письма иногда уходят в спам – проверьте. Если письмо вообще не пришло – напишите комментарий, разберусь.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й»и], е → [й»и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.