что значит граффити ясно
Массовый стрит-арт в Москве: где искать и что значат эти надписи и наклейки
Наклейки на мусорках, дырки в сетке вокруг особняка на реставрации и разноцветные разводы на асфальте перед стадионом. Верьте или нет, но все это – современное искусство, с которым вы соприкасаетесь ежедневно.
«Зачем»
Что это? Гигантские буквы «Зачем» на заборах и стенах зданий – в центре и в промзонах.
Кто автор? Первопроходец московского уличного искусства Дмитрий Позе и его команда придумали «Зачем» еще в 90-е прошлого века.
Смысл? Смысла искать не стоит. К «Зачем» нужно относиться как к арт-манифесту, не более того.
Где посмотреть? Много где. «Зачем» – наверное, самый долгоиграющий уличный арт-проект Москвы: буквы то и дело закрашивают, но они «возрождаются» уже по новым адресам и в новой стилистике.
Наклейки с пятью непонятными словами
Что это? Черно-белые стикеры со словами «SPACER, NAMER, JUICE, COZEK, CAPTEK» на фонарных столбах и водосточных трубах в центре Москвы. Анонимные авторы (то есть, собственно, Spacer, Namer и так далее) утверждают, что расклеили собственноручно два миллиона таких наклеек.
Кто автор? Творческая группа A.D.E.D., в которую входят московские граффитчики разных поколений.
Смысл? Удивительно, но даже за таким примитивом кроется смысл. Это классический тег, один из неубиваемых базовых жанров стрит-арта. Те, кто только начинают свой путь, часто просто ходят по городу и пишут везде с помощью баллончика имя или никнейм. Группировка A.D.E.D. превращает свои прозвища в часть визуального кода города, сами становятся неотъемлемой частью Москвы.
Где посмотреть? Их в принципе сложно не увидеть. В центре города – например, на каком-нибудь мусорном баке.
Глаза в баннерах
Что это? Вырезанные глаза на баннерной сетке, «украшающей» здания на реконструкции.
Кто автор? Кирилл Кто, известный российский художник, чьи работы находятся в ММОМА и даже в Третьяковской галерее.
Смысл? Кирилла очень раздражают баннеры, поэтому он и придумал глаза, чтобы все знали, что происходит за уродливыми строительными ограждениями.
Где посмотреть? Там, где проводится реконструкция старинных зданий. Например, в Вознесенском переулке.
Птицы со стикерами вместо глаз
Что это? Бесконечно позитивные птицы и летучие мыши с большими глазами.
Кто автор? Художник и дизайнер @pigeon_frolk, он это или она – мы не смогли выяснить.
Смысл? Предполагаем, что пернатые и рукокрылые выглядят интереснее с большими глазами, чем без них.
Где посмотреть? Например, в рамках фестиваля современного искусства «КОТ!», который пройдет на Artplay 31 января.
Буквы и брызги
Что это? Гигантские граффити. Общая площадь конкретно этой работы, что на картинке, – 11 000 квадратных метров.
Кто автор? 27-летний Покрас Лампас – пионер каллиграфутуризма (сочетание каллиграфии и граффити), один из самых успешных создателей стрит-арта 2010-х.
Смысл? В этом красно-бело-зеленое граффити зашифрован новый слоган «Локомотива» на разных языках мира: «У нас свой путь».
Где посмотреть? Перед стадионом «РЖД-Арена». Улица Большая Черкизовская, дом 125, строение 1. Добавим, что с творчеством Лампаса можно соприкоснуться и в других районах города – на крыше «Красного Октября» (Берсеневская набережная, дом 6, строение 1) и в пешеходном надземном переходе, соединяющим «Атриум» и Курский вокзал (Земляной Вал, дом 33).
Благодарим Николая Стекольникова за помощь в подготовке этого материала
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?
Граффити команда «Зачем»
Граффити «Зачем?». Интервью с командой райтеров.
Разобраться в том, что же такое граффити — вандализм или искусство, нам помогут ребята из самой известной московской граффити-команды «Зачем?» Позе(П), Керл(К) и Шухер(Ш) (свои настоящие имена ребята просили не называть).
Что такое граффити?
П: Мы часто пересекались с различными СМИ, давали интервью, все подробно рассказывали, а потом с ужасом читали сказки и бред. Наши идеи до такой степени искажали, что мы научились говорить о граффити, не объясняя, что это такое. Читаешь статью. Вроде речь о граффити, а на самом деле нет.
К: Если говорить примитивно, то граффити называется разновидность живописи, сделанной в отличие от всех остальных не на бумаге, а на стенах, потолках, асфальте — словом, на плоскостях, совсем для нее не предназначенных. Дальше уже нужно разделять культуру граффити на официальную и хулиганскую. К официальной относятся модные художники, которые сидят дома, рисуют что-нибудь на вертикальной поверхности, потом делают популярные выставки и собирают деньги. Любой нормальный граффитчик скажет, что его искусство — дрянь. Хотя, возможно, лет в 50 все мы придем к тому же.
П: Хулиганские граффити в первую очередь не домашние, а городские. Их делают на стенах домов, заборах, вагонах метро и поездах. Словом, в местах наибольшего скопления народа. Общедоступные рисунки на стене (или, говоря нашим языком, «бомба») представляют собой пример самого что ни на есть свободного искусства. Мы просто рисуем то, что хотим. Нам наплевать, как наше творчество оценят знаменитые мастера кисти и акулы пера или сколько денег мы за него получим. Нам просто интересно, особенно если учитывать еще и то, что в отличие от творения на бумаге граффити увидят тысячи людей, которые удивятся, разозлятся или порадуются.
А что включает в себя культура граффити?
Ш: Начиналось все с афроамериканских детей в США, слушающих рэп, носящих широкие штаны и говорящих друг другу: «Йо, чувак!». В заграничных фильмах 90-х годов их настенное творчество достаточно хорошо представлено.
К: Сейчас все проще. Граффитчики слушают то, что им нравится, носят то, что практично и удобно. Я, например, некоторое время в качестве маскировки ходил с кейсом, в черном пальто, под которым у меня был перепачканный краской халат. Когда я рисовал, то снимал пальто, кейсом, набитым баллонами, загораживал рисунок от любопытных прохожих и «бомбил».
П: Хорошо быть высоким, чтобы «бомбить» выше всех, и хорошо быть маленьким, чтобы удачно прятаться. А когда ты рисуешь, например, синим цветом, то носишь только синюю одежду, дома у тебя синие обои и у твоей девушки синие волосы. Или ты «бомбишь» только двери дорогих магазинов, потому что ты их не любишь. Тогда ты настоящий художник — со своей культурой, идеей.
Откуда появились граффити?
Ш: Есть много разных вариантов. Для меня более понятно, когда говорят, что в 50-е годы в Америке гангстеры, чтобы пометить свою территорию, квартал, который они «держали», писали на его стенах название своей группировки. Постепенно их надписи становились все затейливее и красочнее. Так появились граффити. Поэтому я считаю, что рисовать на стенах лучше всего именно буквы своего имени.
П: А в России прообразом граффити можно считать пресловутые три буквы на заборе, надписи типа «Спартак — чемпион». Кстати, некоторые взрослые люди до сих пор ассоциируют граффити с футбольным хулиганством. А первыми советскими граффитчиками были Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Помните их «тэги» на стене ущелья: «Здесь были Киса и Ося». Первым настоящим отечественным граффитчиком был некий Баскет. Ему, наверное, сейчас уже лет 30, и он до сих пор рисует. Говорят, у него папа был дипломат и привозил ему из-за границы разные молодежные журналы, чтобы сынок учил язык. А сынок по ним учился «портить» стены.
К: А следом за ним мы, старшее поколение граффитчиков. Тогда приобрести краску и насадки было настоящей проблемой. Свои «тэги» мы рисовали обычным гуталином для обуви, отбирали у младших братьев фломастеры, истершиеся маркеры заправляли пастой, спиртом, зеленкой, и ничего, малевали в своих дворах корявые закорючки. Главное — желание, а деньги и тому подобные буржуазные заморочки ничего никогда не значили и ничего до сих пор не определяют. Зато гоняли нас представители правопорядка не в пример меньше.
Ш: Сейчас все проще. Мы покупаем в автосервисах баллоны для покраски машин, там же насадки, за маркерами для «тэгов» идем в канцтовары, но романтика куда-то исчезла, да и злиться люди стали сильнее.
Что такое «тэги»?
К: «Тэг» в дословном переводе значит штамп, а у нас означает что-то вроде подписи. Все начинающие художники, у которых еще нет опыта или таланта рисовать большие «бомбы», просто маркером на стенах пишут красиво свое имя. Более опытные граффитчики оставляют «тэги» для своего продвижения. И еще по многим причинам.
Ш: «Тэгирование» — существенный элемент культуры граффити, существующий еще и как самостоятельное направление настенной живописи. Я, например, несколько лет назад покрыл своими «тэгами» пол-Москвы. Случалось, что ко мне в компаниях подходили симпатичные девушки и говорили, что знают меня, потому что видели мой «тэг».
Как люди смотрят на то, что вы делаете?
К: По-разному. Некоторые восхищаются. Бывали случаи, что ко мне подходили какие-то богатые дизайнеры, приглашали на работу, давали свои визитки. Взамен я давал им свои наклейки и посылал подальше. Искусство, как уже говорилось, не продается, тем более богачам.
Ш: А мне как-то раз в Питере помог самый настоящий бомж. Он спал в каком-то скверике, а я там начал рисовать. Он просыпается и говорит: «А я знаю, что ты хочешь сделать». Я очень удивился, а он продолжает: «Нарисовать выше всех». Изумленный, я подошел к нему, мы разговорились, и он показал мне лестницу, на которую можно залезть и сделать свое черное дело.
К: По-моему, по-настоящему может оценить твою работу только тот, кто будет оттирать твое художество.
А родители как смотрят на ваше хобби?
П: Мама одного парня из нашей команды, например, собственноручно стирает все заляпанные краской куртки, дает деньги на баллоны и просит, чтобы, как только заберут в милицию, вызывал ее — она уж точно спасет.
Проблемы с милицией серьезные?
П: Пока нет. Конечно, есть статья за вандализм. Штрафы, административные наказания всякие, но чаще всего удается отделаться легким испугом. Менты отнимают все наличные деньги, баллоны, звонят родителям и на работу. Вот и все.
П: А вот в Европе за голову граффитчика положено большое вознаграждение, поэтому в Праге, где полно всяких памятников старины, местные жители по ночам только и делают, что ловят художников.
Ш: Там вообще зверские нравы. Когда тебя ловят, то вешают на шею все граффити, нарисованные в твоем стиле, и если поймают одного человека из твоей команды, то посадят года на два и всех остальных. Поэтому к нам из Германии и Польши периодически совершают паломничество граффитчики, поставленные на учет дома. В Москве они находят достойное приложение своим силам.
Вы говорили, что разрисовали поезда дальнего следования и вагоны метро. Расскажите, как все проходило?
К: С поездами просто. Надо проникнуть на какую-нибудь станцию и там найти стоящий на перегоне поезд. Железнодорожники ужасно ленивые — им неохота нас гонять. Один раз мы даже делали поезд с машинистом внутри, так он даже из кабины не вышел. Просто каждые пять минут проезжал по 100 метров, думал нас отпугнуть.
Ш: Мы тоже однажды сделали поезд. Он готовился к эксплуатации. Такой весь новый, блестящий. Мы раскрасили его от и до. Неделю ночевали на поле возле станции, где он стоял. Все простудились, но дело доделали. Пришли на вокзал встречать своего красавца и тут обнаружили, что с другой стороны едет такой же разграффиченный состав. Получился настоящий парад крутых поездов.
П: Но, конечно, высший пилотаж — раскрасить вагоны метро. Тут гораздо сложнее. Сначала надо пролезть в депо, проще всего через вентиляционную трубу, потом пройти мимо будки, где сидит злобный охранник, и тогда все вагоны часа на два твои. Тут еще очень важно не ошибиться, раскрасить именно тот вагон, который поедет не на переплавку, а на маршрут.
К: Как-то мы пролезли в метро, прошли мимо пустого поста охранника и вдруг видим, что охранник в одном из вагонов распивает водку с уборщицами. Мы в ужасе бросились бежать, он за нами. Гонялись по пустым тоннелям часа два, потом он нас настиг. И тут кто-то предложил ему выпить коньячку, взятого на дело для согрева. Охранник не отказался, попил, поболтал с нами и вдруг заявляет: «Ну что, рисовать-то будете? Я пока на шухере постою!» Мы были просто в шоке.
«ЯСНО», проблемы с полицией и граффити за деньги: О жизни стрит-арт художников без цензуры
Имена Богдана и Кости наверняка знакомы жителям Сургута. В каждом районе города они встречаются ежедневно — на дорожных знаках, электрощитовых, стенах домов. Парни годами рисуют тег «ЯСНО» и собственные имена. В интервью СИА-ПРЕСС они рассказали (и показали), что такое граффити, какие проблемы и какую пользу приносит их хобби, а также что значит «ясно».
— Почему вы начали заниматься этим?
Бодя : Потому что ничего другого не умеем делать. Короче, сосед-наркоман написал «Толян был тут». А я взял маркер и написал «Бодя». Мы с друзьями испортили подъезд, а потом соседка маме нажаловалась, и мы все оттирали. Так я в первый раз оказался в ГОМе.
Костя (перебивает) : Это классика.
А у меня «супер» детство было. Всегда эта движуха влекла. Тем более я жил в трехе (доме-трилистнике — прим. авт.), а там всегда бомонд местный собирался.
Я в третьем классе увидел типа, который писал «Кос», а я ж тоже Костя. Ну я всем начал говорить, что это я. Потом я стал обращать внимание на стены в городе, замечать, где и что написано. Когда появился интернет, начал искать ребят, которые тоже рисуют, связываться с ними.
Бодя: В юношестве просто портишь стены и не можешь объяснить, зачем. Потом ты оставляешь граффити на постоянной основе. А после это превращается в хобби, и ты кроме как рисовать ничего не хочешь делать.
Вот как сейчас — чем нам летом заниматься? Мы ничего кроме рисования не умеем — так мы время проводим.
Мы с Костей познакомились, когда он перешел в мою школу. Я увидел, что он рисовал что-то в тетрадке, и позвал его гулять. Нам было по 15 лет.
— Как родители отреагировали на такое увлечение?
Бодя: Мама сказала — пусть лучше рисует, чем в падике сколется или бухает.
Костя: У меня то же самое. Мать всегда меня поддерживала.
Бодя: Родители вообще положительно воспринимают рисование. Мы с ними вечером можем гулять, и я буду рисовать.
Костя: Да, мамане спасибо большое — всегда давала деньги на краску. Я заказывал, она с зарплаты выделала по касарю-полтора. Раньше можно было коробку краски заказать на это — она копейки стоила. Сегодня на две тысячи рублей ты можешь купить шесть балонов краски, влить на стену за раз — и все.
— А можно поподробнее?
Бодя: Мы поднялись на крышу. Начертили две буквы. И тут появилась консьержка 180-киллограмовая. Первое, что я спросил у ребят — как она вообще сюда зашла?! Мы-то с трудом забрались, а тут такая тетя-бомба. Ну она и вызвала полицию, а из отделения нас родители забирали.
— Как у вас сейчас складываются отношения с правоохранителями?
Бодя: Мы рисуем в основном на испачканных стенах, которым явно не станет хуже от граффити. Поэтому даже когда полицейские подъезжают — не задерживают, штрафы не выписывают, если ты не с пивом.
— И вы никогда не убегали от полиции?
Бодя: Конечно, убегали. И под газельками прятались, и в сугробах, куда машина не сможет проехать.
— Так, ну а что значит «ясно?»
Бодя: Да, мы просто коротко и ясно относились ко всем этим ребятам (которые тоже рисовали граффити — прим. авт.) до тех пор, пока с ними не подружились.
Костя: Мы хотели быть злыми ублюдками, которые портят все.
Бодя: Но сейчас мы со всеми дружим.
— Как родилась идея «ясно»?
Костя: Это моя идея — целиком и полностью. Изначально «ясно» было моим toy. Когда кто-то стремно нарисовал — не стыдно его затоить. Ну то есть, если рисунок ни о чем — на нем поверх пишут toy. А я решил писать «ясно».
Посыл был такой: ходить всех анонимно закрашивать, быть на слуху у типов, которые круто рисуют. Когда это все придумывалось, мне было лет 12-15, и тогда, естественно, я не был на уровне.
— Вы работаете анонимно много лет. В сети встречали теории о том, кто пишет «ясно»?
— Можно ли стать частью вашей команды?
Бодя: Никому не запретишь писать «ясно», это идет от сердца. Много надписей по городу не наши.
— Ваши рисунки — это только буквы?
Бодя: Иногда есть желание что-то свое нарисовать, когда есть, что сказать. Бывают еще коммерческие заказы. У меня даже холсты дома стоят, но я все никак за них не возьмусь.
— Как выбираете эскиз?
Бодя: Всегда есть мысль. Вот, ЖКХ закрашивает мои рисунки. Я на 25-м (микрорайоне — прим. авт.) стену нашел — выкрашу ее в белый, она очень грязная. Там лист железа оторвался. Я нарисую огромную открывашку, типа я вскрываю эту стену, и напишу: «Я тебе б…ь позакрашиваю».
Посыл появляется, когда постарше становишься. Как у любого художника, писателя есть желание высказаться.
— Два года назад на набе режной СурГУ появилось многометровое граффити «Культура улиц». Знаете, что его планируют закрасить?
Бодя: Слышали. Вроде, если мы закончим боковые стены, оформим до конца, то его сохранят. Тем более в Сургуте это единственный крупный стрит-арт объект.
Все это время граффити не трогали, наверное, понимают, что это что-то достойное. Ни у кого не поднимается рука написать там «квартира на сутки» и номер телефона.
— Как появился этот рисунок?
Бодя: Знакомый позвал, собрал тусовку больше 10 человек. Мы за эту работу не получили денег. Рисовали два дня с утра до ночи. А краску, валики и другие расходники нам предоставили.
Говорят, городская администрация была не против, и насколько мне известно с чиновниками этот рисунок обговаривали. Зачем им тогда закрашивать?
— Идея с закрашиванием такого арт-объекта оскорбительная?
Костя: Конечно! В это вложено столько сил, времени и денег. Любой нормальный человек должен понимать, что закрашивать такое — преступление.
Бодя: Рисунок нормальный. Передайте Шувалову (главе Сургута — прим. авт.), если встретите, что не надо закрашивать.
— А если говорить о коммерции. Хорошие деньги приносит такое хобби? На заработок от заказов можно выжить?
Бодя: Да, конечно. Есть ребята, которые не работают и живут на коммерции. А можно все это совмещать: работу, заказы и рисование, как хобби.
— Из кого сейчас состоит граффити тусовка?
Костя: Но сейчас все пишут свое имя. Даже Богдан уже начинает «Бодя» и все такое.
Бодя: Просто, когда пишешь одни и те же буквы восемь лет — это надоедает. А если на какие-то мероприятия зовут — я обычно рисую за себя и за команду.
— Интересна ли культура граффити молодежи в Сургуте?
Бодя: Есть достойные художники, которые начинают, вливаются. Например, «Интер» — перспективный малой, ему 17 лет. Мы общаемся. Но таких с каждым годом все меньше.
Сделать так, чтобы о тебе говорили несложно — можно за ночь пол города разрисовать своими тегами. Но что будет с молодой командой — не угадаешь. Не факт, что они не забьют после первой зимы.
— Есть сейчас в городе деление на настоящую стрит-арт культуру и тех, кто тоже рисует баллончиком, но в тепличных условиях?
Бодя: Все делают всё — и за деньги рисуют, и в фестивалях участвуют, и интервью дают. Мы в маленьком городе, где 300 тысяч население и все друг друга знают. В мегаполисах есть андерграундные команды — на поездах рисуют, и ты никогда не узнаешь, кто они.
Костя: В наше время невозможно отказаться от возможности подзаработать немного на своем хобби. Я считаю, если ты оформляешь кому-то стену или офис — это нормально. Если ты берешь политический заказ — это не тру.
— Как горожане реагируют на ваши рисунки?
Бодя: Люди в основном позитивно реагируют, когда стоишь и рисуешь. Максимум интересуются: чем мы занимаемся, что значит надпись.
— Граффити в России сейчас развито?
Бодя: Из-за цен на краску интерес падает. Но я считаю, что это культура, которая не может умереть — будут рождаться новые дети, которые будут портить стены и писать «тут был Вася».
— Правительство Москвы недавно утвердило правила создания граффити. Теперь художники должны согласовывать тему рисунка, сроки и место его нанесения. В документе сказано, что нужно получить одобрение дизайн-проекта в семи ведомствах мэрии. Как вы к этому относитесь?