что значит характер размещенных данных в соц сети
Будущих ФСБшников заставят раскрывать свои соцсети и блоги
ФСБ проверит соцсети
Согласно обновленной форме анкеты, кандидатам потребуется предоставить не только ссылки, но и своего рода «обзор» содержимого каждого из аккаунтов. Также им будет нужно указать название интернет-ресурса, на котором у соискателя есть профиль.
Детальные подробности о личной жизни
В дополнение к этому кандидату необходимо будет раскрыть не менее детальные сведения обо всех ближайших родственниках и сообщить, приходилось ли ему или родственникам состоять в общественных организациях, в том числе некоммерческих и политических.
Перечисленное – малая часть того, что необходимо будет раскрыть о себе каждому кандидату. Сама анкета после внесения в нее всех необходимых изменений занимает 10 листов формата А4 и состоит из 30 пунктов.
Работодатели и соцсети
В России изучением профилей в социальных сетях занимаются работодатели, и подобная практика существует не один год. Многие делают это вручную, но еще летом 2016 г. ресурс Superjob.ru разработал проект, с помощью которого работодатели смогут получить о кандидатах срез структурированных тематических данных, собранных из соцсетей. На очереди — сбор информации о собственных действующих сотрудниках и выявление их связей с конкурентами.
В компании указывают, что сервис главным образом сможет помочь работодателям при первичном анализе кандидатур, при подготовке к собеседованию и при принятии окончательного решения о найме.
Но, если владельцы частных компаний могут самостоятельно принимать решение о проведении проверки социальных сетей соискателя, то чиновники при получении новой должности обязаны предоставлять соответствующую информацию в рамках закона.
Здесь подразумевается поправки к закону «О муниципальной службе в России», известные как «закон Лугового-Бурматова» и обязавшие чиновников отчитываться о своей жизни в соцсетях. Они были утверждены в июне 2016 г. и также коснулись закона «О государственной гражданской службе России».
За сокрытие информации о своей жизни в интернете чиновника может ждать увольнение, что и случилось в Самарской области в январе 2017 г. Своей должности лишилась служащая администрации сельского поселения Большечерниговского района Самарской области, при поступлении на работу не предоставившая подробности о своих личных страницах в интернете. Представление на увольнение было подано местной прокуратурой.
Запрет социальных сетей для военнослужащих
В марте 2019 г. президент России Владимир Путин подписал закон о запрете военнослужащим передавать данные о себе и своих сослуживцах в СМИ и публиковать их в интернете. Запрет также распространяется на информацию, позволяющую идентифицировать ведомство, к которому они относятся, часть или место несения службы.
Закон, к тому же, предусматривает полный запрет на использование во время службы в армии России смартфонов, планшетных компьютеров, навигаторов и других устройств, «в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации».
Законом разрешается использование классических сотовых телефонов. Кроме того, означенный запрет не распространяется на те случаи, когда перечисленные гаджеты используются в рамках служебных обязанностей.
Что значит характер размещенных данных в соц сети
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (разработаны Министерством труда и социальной защиты РФ)
Порядок
заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1.1 В случае если служащим или гражданином в сети «Интернет» не размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, форма не заполняется.
2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы;
3) федеральные государственные гражданские служащие;
4) государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации;
5) муниципальные служащие.
1.3 Форма заполняется как печатным, так и рукописным способом.
1.4 На титульном листе формы в отведенных для заполнения местах указываются:
1) фамилия, имя и отчество лица, заполняющего форму, в именительном падеже полностью, без сокращений в соответствии с паспортом;
2) дата рождения, серия, номер, а также дата выдачи паспорта (посредством последовательной записи данных арабскими цифрами), а также орган, выдавший паспорт;
4) отчетный период, составляющий в соответствии с частью 1 статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ и частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 25-ФЗ для служащего календарный год, предшествующий году представления сведений, для гражданина три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу или муниципальную службу (календарный год исчисляется с 1 января по 31 декабря включительно).
При указании сайта или страницы сайта в таблицу вносится адрес в сети «Интернет» в соответствии с тем, как он указан в адресной строке.
1.6 Исходя из положений части 1 статьи 20.2 Федерального закона № 79-ФЗ и части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 25-ФЗ, сайт и (или) страница сайта подлежит(-ат) отражению в таблице при соблюдении одновременно следующих условий:
1) на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация;
2) на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность служащего или гражданина;
3) общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно служащим или гражданином;
4) указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода, указанного в подпункте 4 пункта 1.4 настоящих методических рекомендаций.
В этой связи адреса электронной почты, сервисов мгновенных сообщений (например, ICQ, WhatsApp, Viber, Skype), а также сайтов, связанных с приобретением товаров и услуг, не указываются при заполнении формы.
1.8 В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).
1.9 К сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», подлежащим включению в таблицу, относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.
1.10 Образец заполнения формы прилагается (Приложение).
Образец
заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать
Я, Иванов Алексей Сергеевич, 16 сентября 1991 г.р.
(фамилия, имя, отчество, дата рождения,
паспорт 4510 № 782477, дата выдачи 21.10.2012, выдан отделением
по району Печатники ОУФМС России по гор. Москва в ВАО
главный специалист-эксперт отдела кадров и государственной службы
Административного департамента Минтруда России
должность, замещаемая государственным гражданским служащим
или муниципальным служащим, или должность, на замещение которой
претендует гражданин Российской Федерации)
сообщаю о размещении мною за отчетный период
с 1 января 2016 г. по
31 декабря 2016 г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
общедоступной информации*,
а также данных, позволяющих меня
¦N ¦ Адрес сайта** и (или) страницы сайта*** ¦
¦ ¦ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ¦
Достоверность настоящих сведений подтверждаю.
гражданского служащего или
гражданина Российской Федерации,
претендующего на замещение
или муниципальной службы)
(Ф.И.О. и подпись лица, принявшего сведения)
* В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Обзор документа
Государственные и муниципальные служащие, граждане, претендующие на замещение соответствующих должностей, должны сообщать представителю нанимателя об адресах сайтов, страниц сайтов в Интернете, на которых ими размещалась общедоступная информация, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
Разработаны методические рекомендации по заполнению формы представления указанных сведений.
В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).
К сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», подлежащим включению в форму, относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.
Минтруд разъяснил чиновникам, как отчитываться о страницах в соцсетях
МОСКВА, 17 фев — РИА Новости. Минтруд разъяснил, как заполнять форму представления информации об адресах сайтов и страниц в интернете для чиновников. В методических рекомендациях, размещенных на сайте ведомства, говорится, что госслужащие должны отчитываться только о страницах, где размещена общедоступная информация, позволяющая идентифицировать личность человека. Документ не предписывает предоставление каких-либо паролей. При этом адреса электронной почты, сервисов мгновенных сообщений, а также сайтов, связанных с приобретением товаров и услуг, не указываются при заполнении формы.
Ранее «Независимая газета» сообщила, что в ряде регионов чиновников просят вписать в специальную форму не только информацию о страницах в соцсетях, но и предоставить пароли.
Обязанность сообщать адреса сайтов и страниц, на которых чиновники размещают общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, установлена Федеральным законом в июне 2016 года. Форма утверждена распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2016 года.
«Методические рекомендации Минтруда России направлены на обеспечение единообразного применения государственными органами и органами местного самоуправления указанных положений законодательства и могут быть использованы государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими, а также гражданами Российской Федерации в рамках исполнения данной обязанности», — сообщается на сайте Минтруда.
Согласно рекомендациям, помимо имени, должности и паспортных данных, чиновник должен предоставить полные ссылки на все страницы, где сам госслужащий размещал общедоступную информацию, позволяющую идентифицировать личность человека.
«Согласно указанным положениям Федерального закона №149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина», — говорится в документе.
«В этой связи адреса электронной почты, сервисов мгновенных сообщений (например, ICQ, WhatsApp, Viber, Skype), а также сайтов, связанных с приобретением товаров и услуг, не указываются при заполнении формы», — отметили в Минтруда.
При этом к сайтам и страницам сайтов в интернете, подлежащим включению в таблицу, относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.
Можно ли использовать данные из соцсетей
Начну немного издалека, чтобы вы могли понять что можно, а что нельзя делать и почему.
Нормы, которые регулируют вопрос можно разделить на:
Сейчас мы с вами разберёмся с позицией законодательства РФ и именно императивными нормами по использованию общедоступных данных.
Одним из главных положений в работе с общедоступными данными является положение Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
Также наш вопрос вопрос регулируют, в основном следующие законы:
Статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» вот что говорит про общедоступные источники персональных данных:
«1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных«.
Как это ранее было определено тем же ФЗ и Роскомнадзором письменное согласие = «галочка» о согласии в веб-форме:
Получение согласия на обработку персональных данных может быть получено посредством проставления «галочки» пользователем в соответствующей веб-форме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладатель информации вправе определять порядок и условия доступа к информации, а также разрешать осуществление иных действий с информацией. Информация, размещаемая в форме открытых данных, является общедоступной (пункт 4 статьи 7 Федерального закона № 149-ФЗ), что в свою очередь означает отсутствие ограничений по ее использованию (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 149-ФЗ).
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных
Из этого следует, что на такие данные распространяется положения вот этого документа: «Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» (утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19.09.2016 № 6). Нас весь документ не очень интересует, но вот несколько норм оттуда:
Также нет необходимости получать отдельного согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, которые он сделал общедоступными.
Сейчас мы с вами определили как законодатель регламентирует работу с общедоступными данными и можно ли это делать. Но есть же ещё сами социальные сети и диспозитивные нормы в соглашениях с ними, а это уже совсем иное регулирование.
Лучше бы сразу всю конституцию выложили вместе с ФЗ. Мутная статья
И спасибо за фидбэк, следующие статьи изложу более просто)
Давайте, вместе почитаем законы, чтобы у нас сложилось общее понимание. Не против, надеюсь? Так как в комментариях, к сожалению, нельзя выделать текст, поэтому буду указывать только интересующие нас части норм.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” определяет форму согласия на сбор персональные данные:
«. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. «.
Делаем вывод: не важна форма, а важна возможность подтвердить факт согласия.
Часть 4 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” говорит, что согласие в письменном виде требуется тогда, когда того требует ФЗ. К примеру, согласие в письменной форме требуется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, биометрических персональных данных, на трансграничную передачу персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных. При иных обстоятельствах согласие на обработку персональных данных может быть дано в любой форме.
Являются ли общедоступными персональные данные, размещенные в социальных сетях?
dragonstock / Depositphotos.com |
Роскомнадзор выявил нарушения в части соответствия деятельности по обработке персональных данных требованиям законодательства по результатам плановой выездной проверки одного из бюро кредитных историй. Эти результаты бюро попыталось оспорить в Арбитражном суде города Москвы (решение Арбитражного суда города Москвы от 5 мая 2017 года по делу № А40-5250/17-144-51).
Суть выявленных Роскомнадзором нарушений заключалась в следующем:
Арбитражный суд города Москвы определил, что обработка персональных данных допускается в случаях, когда персональные данные доступны неопределенному кругу лиц, имеется согласие владельца данных и сведения предоставлены непосредственно самим субъектом (п. 1, п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).
Суд подчеркнул, что без письменного согласия субъекта персональных данных нельзя утверждать о предоставлении согласия именно указанным лицом. По его мнению, если владелец сделал персональные данные общедоступными для всех, то они могут содержаться только в общедоступных источниках (ст. 8 Закона № 152-ФЗ). По мнению суда, соцсети не являются такими источниками получения персональных данных, соответственно информация о лице, размещенная в них, не может быть отнесена к общедоступной.
В решении арбитража указано, что в общедоступные источники персональных данных могут включаться фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные их владельца с его письменного согласия и сообщаемые им самим. Суд пришел к выводу, что владельцы персональных данных не сделали сведения общедоступными, которые обрабатывались бюро кредитных историй в социальных сетях (ч. 3 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). В связи с чем суд признал предписание Роскомнадзора законным и отказал финансовому учреждению в удовлетворении исковых требований.
Можно ли привлечь к ответственности компанию за использование изображения физического лица без его согласия, если она обнародовала фотографии сотрудников в социальные сети? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами нижестоящего суда, подчеркнув, что размещение персональных данных в социальных сетях не делает их автоматически общедоступными, следовательно, требуется согласие субъекта на обработку информации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2017 года по делу № А40-5250/17). Суд кассационной инстанции и Верховный Суд Российской Федерации встали на сторону Роскомнадзора и не нашли оснований для отмены обжалуемых судебных актов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 года по делу № А40-5250/2017, Определение ВС РФ от 29 января 2018 года по делу № 305-КГ17-21291).
Таким образом, суды решили, что персональные данные являются общедоступными при выполнении двух условий: они предоставлены владельцем и доступны неопределенному кругу лиц. По их мнению, из-за отсутствия согласия владельца персональных данных на размещение сведений о нем в соцсетях, нельзя их [соцсети] отнести к общедоступным источникам. При этом оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, в случае его отзыва, только при наличии соответствующих оснований, например, для противодействия терроризму или коррупции (ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Елена Держиева отметила, что по условиям пользовательского соглашения соцсети «Вконтакте» владелец персональных данных дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на своей странице, но не на обработку третьими лицами.