что значит индивидуальные особенности ребенка
Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста
Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста.
Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна
Индивидуальные особенности ребенка.
1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент.Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
— активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I.Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова.Базисными мы считаем потребности:
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого, абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мир.
Аркин Е. А. «Ребенок в дошкольные годы» М. 2007.
Буреев Р. С. Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети».
Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.
Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Надежда Карамышева
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные и индивидуальные особенности детей
Возрастные особенности детей раннего возраста
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее («Я сам», формируется образ Я, кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений, может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет).
Продолжает развиваться предметная деятельность (усвоение культурных способов действия с различными предметами, развитие соотносящих и орудийных действий).
Ситуативно-деловое общение взрослого и ребёнка (продолжает развиваться понимание речи, слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение, возрастает количество понимаемых слов).
Совершенствуются речь (к трём годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов, речь становится средством общения ребёнка со сверстниками);
Начальные формы произвольного поведения (у детей появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем, полом,
Наглядно-действенное мышление (особенность в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга
Общение становится внеситуативным
Игра становится ведущим видом деятельности (главная особенность игры – условность, основное содержание –действия с игрушками и предметами-заместителями, продолжительность игры небольшая, простые, неразвёрнутые сюжеты, одна-две роли, начинают формироваться игры с правилами)
Изобразительная деятельность зависит от представлений о предмете (отсутствие деталей или более детализированы, использование цвета, лепка простых предметов, простейшие формы аппликации)
Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу или по замыслу (освоение сенсорных эталонов)
Развивается память, внимание (к концу года дети могут запомнить значительные отрывки из любимы произведений)
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление (способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами)
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами (ярко проявляются в игровой деятельности, пока играют рядом, могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения, конфликты преимущественно по поводу игрушек)
Поведение ещё ситуативное (сознательное управление поведением только начинает складываться)
Начинает развиваться самооценка (в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя)
Продолжает развиваться половая идентификация (характер выбираемых игрушек)
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия (в процессе игры роли могут меняться, игровые действия выполняются не ради них самих, а ради смысла игры, разделение игровых и реальных взаимодействий детей)
Значительное развитие получает изобразительная деятельность (совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности – рисование основных геометрических фигур, вырезание ножницами, наклеивание изображения на бумагу, рисунок предметный и детализированный, человек – туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда одежда и детали)
Усложняется конструирование (постройки включают 5-6 деталей, конструирование по собственному замыслу, планирование последовательности действий)
Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики (развивается ловкость, координация движений)
Возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание (запоминают до 7-8 предметов, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение)
Начинает развиваться образное мышление (дети способны использовать простые схематизированные изображение для решения несложных задач, развивается предвосхищение – на основе пространственного расположения объектов могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия)
Продолжает развиваться воображение (могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему
Увеличивается устойчивость внимания (сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут)
Речь становится предметом активности детей (Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма, развивается грамматическая сторона речи – словотворчество, при общении со взрослым речь становится внеситуативной, при общении со взрослым ведущим становится познавательный мотив)
Возрастной феномен – повышенная обидчивость
Выделяются лидеры, появляется конкурентность, соревновательность (детализируется образ Я)
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Развитие игры (распределение ролей до начала игры, построение своего поведения в игре, придерживаясь роли, освоение социальных отношений, одни роли более привлекательны, чем другие – могут возникать конфликты)
Развивается изобразительная деятельность (возраст наиболее активного рисования, рисунки приобретают сюжетный характер, многократно повторяющиеся сюжеты, человек – более детализирован и пропорционален)
В конструировании овладевают обобщённым способом обследования образца, конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу, по условию (конструирование из различных видов конструкторов, из бумаги, из природного материала)
Продолжает развиваться образное мышление (продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления)
Развивается воображение (сочинение достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй, требуется специальная работа по активизации воображения
Развивается устойчивость, распределение, переключение внимания
Совершенствуется речь (звуковая сторона – шипящие, свистящие, сонорные звуки, развивается фонематический слух, интонационная выразительность, совершенствуется грамматический строй, активное словотворчество, развивается связная речь)
Возрастные особенности детей
В сюжетно-ролевой игре дети начинаю осваивать сложные взаимодействия людей (игровые действия более сложные, несколько игровых центров, которые поддерживают свою сюжетную линию, дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству, могут взять на себя несколько ролей)
В изобразительной деятельности появляются сюжеты из окружающей жизни, литературных произведений (рисунок приобретает более детализированный характер, обогащенный цветовой гаммой, более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек, человек более детализирован – пальцы, брови, подбородок, одежда украшена различными деталями)
В конструировании владеют обобщённым способом анализа изображения и постройки (способны выполнить различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям, осваивают более сложные формы сложения из бумаги и придумывать собственные при специальном обучении – это очень важно для углубления их пространственных представлений, композиции из природного материала по предварительному замыслу, самостоятельно могут подбирать материал)
Развивается образное мышление (однако воспроизведение метрических отношений затруднено – девять точек)
Продолжает развиваться воображение
Развивается внимание, оно становится произвольным (дети могут сосредоточиться до 30 минут)
Продолжает развиваться речь (в высказываниях отражается как расширяющийся словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в данном возрасте, развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи)
Формируется позиция школьника (обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему успешно учиться в школе).
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.
Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.
Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : » Возрастные особенности детей 3-4 лет» Воспитатель.
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ» с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.
Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.
Проект «Индивидуальные особенности развития ребенка»
Я представляю вашему вниманию выступление на тему индивидуальные особенности развития ребенка.Для начала мы разберем три основных понятия: способные, одаренные и талантливые дети.
Выстроим такую цепочку: способности — одаренность — талант.
1. Способные дети
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы, большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности.
Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам.Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.
Какого же школьника можно считать способным?:
• он рано научился читать, считать, писать;
• легко запоминает и пересказывает;
• поет или играет на музыкальном инструменте;
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей: яркое воображение; способность к нестандартному восприятию; интуиция; любознательность, оригинальность и конкретность мышления.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Различают одаренность в следующих видах деятельности:
Кроме достоинств отмечаются и проблемы одаренных детей:
• Стремление к совершенству
• Потребность во внимании взрослых
По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.
Первая категория – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.
К второй категории можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе. У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам.
Третья группа – дети, достигшие успехов,в каких либо областях деятельности: одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.
Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.
способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.
Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей так и учителей.
Итак, термины «способный«, «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Понятие «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный», а в понятие «талантливый» подчеркиваются природные данные человека.
Самое важное для педагога — не прозевать способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям — не такой, как все. А научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Развитие одаренных и способных детей — актуальная задача современной педагогики.
2. Педагогически запущенные дети
Можно выделить следующие ее разновидности:
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья
В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие дети не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью. Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями.
Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
Дети с отклонениями в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.
При всем этом, отклонения в психическом развитии ребенкамогут различаться по двум категориям: первичные и вторичные нарушения. К первичным нарушениям относят снижение интеллекта, зрения или слуха, которое имеет органический характер, и требует медицинской коррекции. Ко вторичным, относят нарушения, которые основаны на первичных, носящие системный характер, и поддающихся педагогической коррекции. Первичные нарушения характеризуются отставанием от сроков формирования психологических функций, и качественным отклонением в развитии. При этом нарушаются все познавательные процессы — процесс восприятия, словесно-логического или наглядного мышления. Также нарушаются процессы общения и самоконтроля, затормаживаются процессы смены ведущей деятельности.
Дети с сенсорными нарушениями
К сенсорным нарушениям относят нарушения: слуха; зрения; опорно-двигательной функции. Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины, инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.
5. Дети, владеющие разными языками («двуязычные»)
Различают следующие виды билингвизма:
В зависимости от ситуации:
— национальный билингвизм (употребление нескольких языков в определенном сообществе);
— индивидуальный билингвизм (выбор языка для индивида диктуется конкретной ситуацией);
— естественный (бытовой (встречается, в основном, у детей от смешанных браков или в семьях эмигрантов, возникает без видимых усилий благодаря языковому окружению (в т. ч. радио и телевидению) и богатой языковой практике, без осознания специфики языка.);
— искусственный (учебный (напротив, характеризуется тем, что знание языка приобретается посредством осознанных действий, включая понимание и применение на практике особенностей языковой системы).
В настоящее время в российских детсадах большое количество детей – мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами встаёт вопрос о том, как помочь этим детям адаптироваться и как содействовать тому, чтобы их приняли.
Промежуточным и наиболее «выгодным»вариантом адаптации является сосуществование стратегий: индивиды усваивают знаковые системы новой социальной среды, осваиваются с её традициями, но в быту сохраняют самобытность.
Не случайно мигранты живут лучше, чем местное население «в среднем».Одним из факторов этого преуспевания является обогащение сенсорного и интеллектуального опыта мигранта: он и своё сохраняет, и чужое осваивает, и в соответствующих случаях может ими пользоваться.
Безусловно, для родителей период адаптации является очень тревожным. Собственный эмоциональный настрой родителей очень важен. Если ребёнок видит, как мы переживаем, он как бы заряжается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода.
Главная задача родителей – создание эмоционально спокойной, ненапряжённой атмосферы. Ребёнку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играем мы взрослые (родители, педагоги). Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Одной из наиболее удачной формой работы с детьми мигрантами является та, что направлена на развитие культурной и расовой толерантности, помогающая формировать культуру межличностного общения, конструктивному взаимодействию между воспитателем и ребенком.