что значит инертность мышления
Инерция мышления
Под понятием инерции мышления в психологии подразумевается нежелание пересматривать какие-либо представления и убеждения. Было проведено множество психологических исследований, которые подтвердили, что инертность мышления негативно воздействует на речь учащегося. Ребенок может с большим трудом находить нужные слова, а уже усвоенные словосочетания постоянно повторяются.
Инерция мышления приводит к тому, что школьник готов применять свои знания даже в том случае, если это противоречит очевидному. Он будет продолжать настаивать на своем, ведь он так учил. Однако иногда происходит и наоборот, когда инертному уму тяжело понять очевидную вещь.
Каждый школьник в процессе обучения может испытывать определенные трудности перехода к новому материалу. Негласной особенностью инертного человека является то, что ему будет тяжело понять суть темы, даже если она является более простой, чем старая. Еще одним наблюдением специалистов в области психологии является восприятие инерционным умом обратной задачи. Им удалось выяснить, что ум такого человека нормально воспринимает обратную задачу, если она не имеет никакой связи с прямой, но если обратная задача предоставлялась следом за прямой, то большинство учеников не могли справиться с заданием.
Преодоление инертности
Не стоит впадать в панику и зацикливаться на мысли, что с этим ничего нельзя сделать. В ходе исследований психологи пришли к выводу, что преодолеть инертность можно благодаря систематическим упражнениям и специальным тренировкам. К торможению умственной активности приводят монотонные упражнения. Чтобы добиться обратного результата, необходимо выбрать различные способы работы, переключаясь с одного на другой. Это поможет школьнику научиться справляться с необычными задачами и проявлять гибкость.
Как добиться развития гибкости ума у школьника в домашних условиях? Можно начать с проверки домашнего задания. К примеру, те дети, которые отличаются инертностью мышления привыкли просто заучивать материал, не разбираясь в самой сути вопроса. Необходимо научить ребенка излагать прочитанный текст своими словами, а не судорожно вспоминать, какое слово за каким было написано в книге.
Еще одним способом борьбы с инерцией является применение старых знаний в новых ситуациях. Если ребенок просто зазубрил что-то и не может это связать с новыми знаниями, то старые знания считаются бесполезными. Не менее полезным при развитии гибкости ума является и помощь родителей ребенку в решении задач. Важным моментом является то, что необходимо не просто решать задачу с ребенком, а искать разнообразные пути ее решения, оценивая и сравнивая все предложенные варианты.
Еще одним прекрасным вариантом развития гибкости ума являются внешкольные занятия, к примеру, шахматы или шашки, заставляющие голову работать. Инертность мышления — не приговор. Чтобы активизировать умственную работу, необходимо просто начать действовать. В этом помогут тренажеры Викиум.
17. Инертность мышления
17. Инертность мышления
Инертность мышления характеризуется выраженной затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Данное нарушение мышления является антиподом лабильности мыслительной деятельности. В этом случае больные не могут изменять ход своих суждений. Такие трудности переключения, как правило, сопровождаются снижением уровня обобщения и отвлечения. Тугоподвижность мышления приводит к тому, что испытуемые не могут справиться даже с простыми заданиями, требующими переключения (с заданиями на опосредование).
Инертность мышления встречается у больных:
1) эпилепсией (наиболее часто);
2) с травмами головного мозга;
3) с умственной отсталостью.
Для иллюстрации инертности мышления приведем пример: «Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. „Это предмет, в котором хранится что-то… Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней буфет не помещается или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – 4 полки; там и посуда, и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это от моли порошок. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы вмуровываются в стены, но все равно – это шкаф“.
Инертность мыслительной деятельности выявляется и в ассоциативном эксперименте. В инструкции говорится, что испытуемый должен отвечать экспериментатору словом противоположного значения.
Полученные данные показали, что латентный период у таких больных составляет в среднем 6,5 с, а у отдельных больных он достигает 20–30 с.
У испытуемых с инертностью мышления отмечено большое количество запаздывающих ответов. При этом больные отвечают на ранее предъявленное слово, а не на то, которое предъявляется в данный момент. Рассмотрим примеры таких запаздывающих ответов:
1) больной отвечает словом «молчание» на слово «пение», а на следующее слово «колесо» отвечает словом «тишина»;
2) ответив словом «вера» на слово «обман», на следующее слово «голоса» больной отвечает словом «ложь».
Запаздывающие ответы больных являются значительным отклонением от протекания ассоциативного процесса в норме. Они показывают, что следовой раздражитель для таких больных имеет гораздо большее сигнальное значение, чем актуальный.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Чаще всего в работах внимание уделяется умственному развитию, но фактически развитие должно охватывать все входящие в свойство развитости качества. Кроме того, традиционным было рассматривать развитие детей в условиях школы, отчасти вуза. Однако во
50. Виды мышления
50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача
Поощрение мышления
Поощрение мышления Другой студент обнаружил, что на Роджерса оказали влияние Килпатрик и Дьюи. Взяв это за отправную точку, он, по его мнению, понял цель, к которой стремился Роджерс. Он считал, что Роджерс хочет, чтобы студенты мыслили оригинально и творчески, чтобы они
10. Паутина мышления
10. Паутина мышления Паутина всегда мешает точному мышлению и заставляет вас прийти к неверному выводу, если вы начинаете с ложной посылки.Забавный случай произошел с У. Клементом Стоуном. Вот что ему вспоминается:«Когда я был маленьким мальчиком, мне нравились лягушачьи
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
Алгоритм мышления
Алгоритм мышления Мышление… это длительный процесс, это ряд умелых импровизаций, скорее напоминающих экспромты джазмена, чем игру музыканта, исполняющего по нотам какое-нибудь классическое произведение. Рестак (Restak, 1988, р. 233) К сожалению, не существует универсальной
29. Виды мышления
29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным
Закрытые разговоры: ограничения и инертность
Закрытые разговоры: ограничения и инертность По аналогии со страхом, который ассоциируется с ограниченностью и закрытостью, и любовью, для которой характерна открытость и гибкость, некоторые разговоры бывают закрытыми и инертными. Закрытый разговор никаких результатов
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это обобщенное и опосредствованное отражение действительности. Мышление является опосредствованным отражением потому, что оно заменяет практические действия над самими вещами идеальными действиями над их образами и понятиями. Оно позволяет
Два типа мышления
Два типа мышления Результаты Фридмана воспроизводятся до сих пор. И разница в них сокращается даже быстрее, чем он ожидал. Но есть прямые доказательства, позволяющие предположить, что он и его коллеги находятся на верном пути. И что Генри Форд был совершенно прав,
Контекст мышления
Контекст мышления Давайте поговорим о такой важной вещи, как контекст мышления. Ошибка в контексте мышления приводит к тому, что ваш могучий ум теряет свою силу и ваше мышление становится абсолютно бессмысленным. Думали, думали, а все напрасно.Контекст мышления – это
Развилка мышления
Развилка мышления Видит Илья Муромец камень. А на камне написано: 1. Прямо пойти – жизнь потерять. 2. Налево пойти – живота лишиться. 3. Направо пойти – убитым быть. Илья: – Ха! Так я обратно пойду! Голос сверху: – Так эта… Мы и там тебя достанем… Каждая цепочка мыслей
Инерция мышления – психологическая проблема, которая мешает фантазии взлететь
Психологическая инерция, инерция мышления, ментальная ригидность. Все это описания одного и того же явления. Суть его можно определить, как неспособность идти новыми путями в решении задач. Человек ориентируется на уже известный ему опыт, старается спроецировать условия уже решенных задач на новый вопрос. Таким образом, можно говорить о шаблонности подхода, мышления в целом.
В меняющихся условиях, когда в цене гибкость, инертность мышления становится балластом, пережитком прошлого. Во многом вина за подобное явление, его массовость лежит на учебных заведениях: школах, университетах, которые не учат думать и не предлагают развиваться. Основа образования, которая существует в учреждениях постсоветского пространства, мешает нормальному развитию населения. Есть и субъективные факторы, которые также идут скорее из менталитета. Это традиционализм и консервативность в самых разных формах, суть от этого не меняется.
Можно ли преодолеть патологическую неспособность мыслить оригинально, ново? Да, решить вопрос можно. Но придется тренироваться, постоянно учиться и совершенствоваться. Это не самый быстрый процесс.
Причины инерции мышления
Патологический перекос мыслительной активности обусловлен несколькими весомыми факторами. Стоит сказать о них подробнее:
Как ни странно, это одна из основных причин. Привить интерес ко всему окружающему, подстегнуть творческое развитие ребенка — задача в первую очередь самих родителей. Также необходимо подать пример собственными действиями. Если этого не происходит, ребенок становится вялым и безынициативным. Это закономерное явление. Как показывают исследования, такие же негативные результаты обнаруживаются при императивном типе воспитания. По модели «я говорю — ты делаешь как сказано, и точка». Такой подход убивает интерес к миру и делает ребенка послушным в абсолютной мере. Лишает способности действовать самостоятельно, учит беспомощности.
Как показывает практика, это проявление конформизма. Склонности думать и действовать как все. Чтобы получить точную картину происходящего, явления или процесса, нужно провести тщательный анализ. Если человек видит или думает, что недостаточно разбирается в вопросе, он скорее поверит компетентному специалисту, чем начнет искать решение сам. Проблема в том, что никто не может проверить уровень профессионализма такого «специалиста». Соответственно, даже ложные решения человек воспримет как истинные и будет на них опираться. Это очень негативная черта, потому с ней нужно бороться. Развивать здравую долю недоверчивости. Отсюда возникает и другая проблема.
Недостаточная способность подвергать сомнению чужие слова, действия или решения. Развивается как черта, присущая конформистам. С этим связано восприятия любой информации как истинной, без тени сомнения. Черта негативная. Не менее деструктивно и обратное явление, другая крайность. Упрямство.
Встречается относительно редко. Каждый человек обладает творческой искрой, вопрос только в том, как ее развить и раздуть. Большинство не стремится к этому. Люди довольствуются простыми решениями и общими ответами. Сказывается воспитание и образование. Инерция мышления — это стереотипная черта. Она лишает человека индивидуальности. Творческие способности можно развить. Действительно низкий потенциал может быть, только если человек болен. Например, врожденными психопатологиями: олигофренией, синдромом Дауна или прочими состояниями подобного рода, которые сказываются на интеллекте. Все остальное — оправдания.
Краеугольный камень на уровне государства и общества. Западные страны, как и развитые государства Азии отошли от традиционализма в образовании. Они стремятся развить основной навык — способность думать и анализировать. Это происходит повсеместно: такая модель типична для школы, университета. Что касается стран бывшего Союза, здесь все так же сильны консервативные тенденции. Учат запоминанию большого количества информации, безусловному принятию точки зрения преподавателя, подавляют всякую инициативу. Соответственно, молодые люди не перенимают умения. Они становятся ходячими ретрансляторами чужого мнения, чужой позиции и не более того. Это сказывается на глобальном уровне. Формируются целые общества, склонные к абсолютному подчинению, доверяющие пропаганде и манипуляциям.
Проистекает из лени, неготовности работать и учиться на благо собственной личности. Инерция мышления — присущая человеку черта. Она устраняется только путем постоянного совершенствования. Также необходимо получение новой информации из нескольких источников, чтобы сформировать собственное мнение, восприятие. Когда таких стимулов, побуждающих интеллектуальную активность недостаточно, развивается безынициативность. Также это может быть врожденная черта характера.
Встречаются относительно редко, но существенно сказываются не общем состоянии человека, его когнитивном потенциале. Сюда можно отнести такие заболевания, как олигофрению, шизофрению, деменции, синдром Дауна, прочие состояния.
Есть и менее опасные патологические процессы. Они не столь очевидны, но оказывают большое влияние на развитие инерции мышления. Сюда можно отнести депрессию. Депрессия ставит крест на инициативе. Становится тем тормозом, которые препятствует развитию интеллекта. В том числе по причине апатии, нежелания что-либо делать, предпринимать. Вопрос решает не психолог, а узкопрофильный специалист. Зависит от конкретного диагноза. В случае с врожденным или приобретенным стойким слабоумием сделать ничего не получится.
Связан с недостаточным познавательным интересом и особенностями личности. Справиться с ситуацией можно, нужно только захотеть. Узкий кругозор связан с недостаточным временем, которое человек затрачивает на собственное развитие. Проблема в основном кроется здесь. Инерция мышления постепенно сходит на нет, когда осваиваются новые пути, мнения.
В некоторых случаях корнем всех бед может оказаться банальная лень. Нежелание тратить время на поиски собственного ответа. Это связано еще и с низкой познавательной активностью, нежеланием воспринимать новую информацию.
Инерция мышления, как ни странно, может быть связана с тревожным расстройством. При этом человек может и находит правильное, необычное решение, но старается не выказывать своих способностей, чтобы не стать объектом критики. Или же стремится к похвале, зная, какие решения от него требует начальство или преподавательский состав. Это негативная черта, часто она идет рука об руку с социофобией.
Сказывается мягкость и нежность организации личности. Нужно разделять критику и переход на личности. В странах бывшего Союза в большей мере принято переходить на личности, грубо осаживать и унижать человека, а не его творения. Потому склонность говорить как есть распространена уже, чем в странах Запада. Это связано с особенностями организации общества, менталитетом людей и способами менеджмента, преподавания. На самом же деле с когнитивными способностями все может быть в порядке.
Стремление выделиться из толпы оригинальностью решения. Обратное явление, описанному выше. В этом случае мыслитель в буквальном смысле изобретает велосипед. Вместо того чтобы использовать доступные и эффективные инструменты, старается выдумать что-то свое. Вполне может быть, что задача решена. Но нерационально и с большим количеством трудозатрат. Демонстративное поведение типично для личностей с нарциссическим складом личности.
Инерция мышления — это стремление решать задачи старыми, шаблонными способами. Причины в основном психологические, связанные с психотипом и развитием мыслящего субъекта. Крайне редко фактор касается заболеваний.
Виды психологической инерции
Существует масса форм склонности мыслить штампами.
Видов психологической инерции намного больше. Это только часть возможного перечня.
Как проявляется инерция мышления
Признаков аномального состояния множество. Среди таковых можно назвать:
Проблемы с анализом. Сложные задачи представляют большие сложности для субъекта. Из колеи выбивает все, что не соответствует устоявшемуся паттерну восприятия. Примеры такой инерции мышления: врач сталкивается с непростым клиническим случаем. Он теряется и не может поставить диагноз, потому что привык иметь дело с другими патологическими состояниями. Или же юрист-правоприменитель приглашен составить проект нормативно-правового акта. Это новый вид деятельности, с которым субъект ранее не встречался. Примеры профессиональные. То же самое можно встретить и в бытовой деятельности, повседневной активности.
Узость интеллектуальной активности. Сказывается низкий уровень компетентности. Склонность делать одно и то же. Чаще всего речь идет о разновидности профессиональной деформации. Особенно, если субъект работает с рутинными вещами, которые никак не способствуют творческой активности и развитию. Случиться такое может практически в любом виде деятельности.
Ориентация на чужой опыт. Восприятие чужого опыта как абсолютной истины. На самом же деле, речь идет об одной из возможностей. Но человек воспринимает единичный случай как общую закономерность. Это разновидность парадокса мышления, инерция в таком случае очевидна. Единственный способ справиться с подобной ситуацией, это проанализировать другие мнения, составить свое собственное видение. Нужен навык и некоторая степень мужества, готовности переступать через собственные привычки.
Отсутствие достаточного критического отношения к словам и действиям других. Логическое продолжение предыдущего проявления. Слова и мнения других людей воспринимаются за чистую монету. Особенно, если высказавшийся — это авторитет в своем кругу. Всегда есть возможность ошибки или банального непрофессионализма говорящего. Этого субъект не учитывает и делает неправильные выводы из ситуации. Нужно развивать самостоятельность. Это единственный способ справиться с проблемой.
Поспешность. Решение принимаются максимально быстро. Часто — в целях экономии времени. Это пагубно сказывается на задаче, ее решении. Субъект вычленяет первый же пришедший ему в голову путь выполнения задачи. Он далеко не всегда самый рациональный и правильный. Это в расчет не берется.
Шаблонность интеллектуальной активности. Типична для человека с так называемым синдромом отличника. В школьные или университетские годы такой субъект склонен принимать решения по его последствиям, но не рациональным. Так, задача будет решена тем способом, который предпочитает преподаватель, чтобы получить похвалу. Ничего общего с эффективностью такой подход не имеет. Затем такой паттерн закрепляется и становится привычным. Вырваться из ловушки можно, но потребуется недюжинное волевое усилие. Того же самого, конформизма, подчинения требуют и на рабочем месте. Это может стать препятствием для нормального развития и условного «излечения».
В некоторых случаях — желание выделиться из толпы. Об этом уже было сказано. В такой ситуации изобретается велосипед.
Справиться с инерцией мышления можно. Потребуется некоторое время самосовершенствования и упорной работы.
Диагностика состояния
Обнаружить аномальное состояние, перекос когнитивной деятельности не так трудно. Самостоятельно определить изменение тоже возможно. Но чтобы признать проблему, нужна определенная доля мужества. Что касается объективных способов диагностики, тут не обойтись без участия психолога.
Специальных опросников практически нет. Да и годятся они только для первичного обследования. Куда эффективнее оценка в «полевых» условиях. То есть использование стандартного задачника. Как правило, состоит он из 5-и казусов, которые нужно решить. По результатам можно судить о способности к рациональному, нетривиальному мышлению. Также применяется метод устного опроса. Важно выявить особенности логики условного пациента.
Если имеются данные за нарушения интеллектуальной активности, не обойтись без консультации специалиста по психотерапии или психиатрии. Зависит от ситуации. Задача — выявить первичный патологический процесс, который препятствует нормальной активности.
Как справиться с инерцией мышления и начать думать по-новому
Способы борьбы с психологической инерцией касаются коррекции искажений по основным направлениям.
Методы преодоления инерции мышления будут такими.
Всесторонний анализ ситуации
Нужно учиться исследовать предмет со всех позиций. Как в деталях, так и в целом. Для этого можно взять конкретный случай из своей профессиональной или учебной деятельности и тщательно его исследовать. Поступите также, исследуя историческую эпоху, юридический казус, клинический случай или академическую задачу.
Поиск вариантов решений
Нескольких способов. То же самое, что и с анализом. Только в этом случае происходит подбор вариантов путем практического разрешения проблемы.
Преодоление неуверенности
Психологическая проблема. Прорабатывается со специалистом.
Решение логических задач
Простая и приятная форма активности. Подойдет любой сборник с постепенным увеличением сложности заданий.
Поиск применения объекту с нестандартной точки зрения
Одновременно и метод развития креативности. Нужно взять конкретный предмет. Например, карандаш, канцелярскую скрепку, яблоко, что угодно. Затем в течение минуты придумать как можно больше способов применения объекта. Можно придумывать даже самые безумные варианты. Постепенно список будет становиться все больше. Это позитивный результат.
Развитие дивергентности мышления
Лечение тревожности
С помощью психотерапии и посредством медикаментов.
Развитие толстокожести
Преодоление ранимого отношения к критике, умения постоять за себя при агрессивных нападках. Вопрос лучше решать под контролем психотерапевта или психолога.
В теории изобретательства есть такое понятие, как вектор инерции мышления. Что такое вектор психологической инерции? Речь идет о методиках преодоления искажения. Всего предлагается несколько вариантов:
Инерция мышления. Научный и социальный прогресс против консерватизма
Происходящее вокруг нас находится в рамках некоторых законов и правил. Мышление человека не является исключением и тоже подчиняется ряду принципов. Главный принцип — минимизация усилий. Как говорится, лучше стоять чем идти, лучше лежать чем стоять и каждый у кого есть кот может в этом убедиться. Этот принцип распространяется и на наше мышление.
Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции
Ф.Г. Добжанский
Эволюция обусловила нас давать в обыденной жизни предпочтения быстрым решениям и суждениям, не требующих значительных когнитивных усилий. Во-первых, каждый день ставит бесконечное количество вопросов и попытка все их глубоко обдумать просто невозможна, а во-вторых — нас просто скушают быстрее. Поэтому человеческий мозг имеет предрасположенность к шаблонам мышления, которые позволяют нам жить просто и эффективно. Проблема в том, что в более сложных вопросах эти шаблоны дают сбои и ошибки и для того, чтобы их корректировать, у нас есть более глубокое аналитическое мышление требующее существенных когнитивных и энергетических затрат. Поэтому оно включается намного реже чем хотелось бы.
Если всмотреться в мигающую зелёную точку в центре, то восприятие отключит статичные жёлтые — эволюция обусловила нас уделять больше внимания динамическим объектам. Поэтому рекламные щиты стараются делать динамическими.
Представьте покупку печенек в супермаркете: можно воспользоваться правилом “большие упаковки стоят дешевле в пересчёте на сто грамм”. В большинстве случаев это даёт возможность сэкономить время на вычисления в уме одновременно экономя деньги, но есть и ушлые маркетологи, которые знают про этот шаблон и специально сделают большие упаковки более дорогими — в этом случае шаблон подведёт. Конечно, можно всегда делить цену на вес и стабильно получать правильные ответы, но это достаточно трудоёмко и редко кто пользуется этим приёмом постоянно.
Мышление ищет ту информацию и доводы, которые согласуются с её существующими убеждениями, а не ту, которая позволит их проанализировать
Даниел Канеман
Есть и врождённые шаблоны, один из таких шаблонов — “что видишь, то и есть” (оригинальное название: what you see is all there is). Мышление по умолчанию пытается строить непротиворечивые картины происходящего на основе имеющейся информации, не пытаясь определить насколько имеющиеся данные соответствуют минимальному объёму для формирования достоверного вывода.
Есть хорошие примеры…
Взгляд на «сланцы»
Например, у “сланцевых” скважин на нефть и газ высокие темпы снижения дебита (добычи). На первый взгляд логично, что накопленная добыча таких скважин меньше, чем у скважин без резкого падения дебита, но на самом деле из этой информации такой вывод делать неверно и в итоге принцип “что видишь, то и есть” приведёт к ошибке. Если дебит скважины падает быстро, но с очень высоких величин, то даже за несколько лет такая скважина успевает добыть намного больше, чем традиционная в США за всю свою жизнь (примеры кривых добычи скважин для понимания). В итоге, накопленная добыча “сланцевых” скважин (т.е. добыча за всю жизнь скважины) выше традиционных скважин США и выслушивая аргумент про быстро падающий дебит от противников сланцев можно убедиться в суровой реальности шаблона “что видишь, то и есть”.
Если в 2000-х приходилось ежегодно бурить 20-35 тысяч скважин на газ, то после сланцевой революции бурение скважин сократилось в три раза, а добыча газа выросла в полтора. Для объективности стоит отметить, что в случае “сланцевой” нефти всё не так однозначно.
Можно привести бесконечное количество примеров, но всё сводится к тому, что мышление автоматически ищет простые объяснения сложным явлениям. В итоге же, простое и непротиворечивое на первый взгляд объяснение часто будет ошибочным.
Инерция мышления
Ещё одна проблема — инерция мышления. Мышление с трудом отходит от старых убеждений и до последнего склоняется к ранее сформированным умозаключениям, даже если всё вокруг им уже вовсю противоречит. Экономика США всё никак не объявит дефолт/гиперинфляцию (нужное подчеркнуть), а волна банкротств так и не наступила у добытчиков сланцевого газа или нефти. Тем не менее, из-за инерции мышления над расхождением реальности и собственных стереотипов задумываются немногие.
Эволюционно, инерция мышления возникла не просто так — это ключевой компонент, например, доверия и дружбы, но когда нужно максимально рационально проанализировать ситуацию она становится обузой. В целом, проблема в том, что распознать влияние когнитивных иллюзий на своё мышление очень сложно, поскольку это очень утомительное занятие. Даже те исследователи, которые сами изучали и формулировали эти иллюзии, живо и с задором рассказывают сами, как они раз за разом попадались на удочку когнитивных иллюзий.
США становятся нефтегазовой державой №1
Относитесь к предчувствиям с недоверием и при любой возможности заменяйте впечатления вычислениями
Даниэль Канеман, нобелевский лауреат
Не будем утомлять читателей, так как про сланцы написали уже порядочно и ограничимся одним графиком:
Перед нами основная причина падения цен на нефть, а учитывая, что газовые контракты привязываются к ценам на нефть, аналогично снизились и цены на газ. Инерция мышления будет воображать очередные причины для обвала добычи “сланцев”, но не стоит на них поддаваться.
Риски количественного смягчения (QE) сильно преувеличены
Программы QE известны как “печать” долларов Федеральной Резервной Системой США. Так же как и к “сланцам”, к такой монетарной политике звучало множество упрёков, начиная от предрассудков “так нельзя!”, вызванных инерцией мышления, до заявлений о скорой гиперинфляции. В итоге же, США стремительно вырвались из глубокого кризиса, гиперинфляции не произошло и правильная монетарная политика (QE) сыграла в этом как минимум одну из основных ролей:
Иногда звучат возгласы, что такие фокусы монетарной политики (напечатать и не уйти в гиперинфляцию) под силу только США, чья валюта является мировой резервной и торговой. Однако и это ошибочное суждение. Программы QE осуществлялись в Японии, Англии, Швейцарии, Еврозоне и стоит заметить, что там аналогично не было инфляционных всплесков, не говоря уже и гиперинфляции. Более того, “напечатать” это логичный шаг в их ситуациях и любой свободный от инерции мышления центробанк в таких ситуациях должен поступать аналогичным образом. Статья обзорная и не будем углубляться в вопрос почему нет инфляционных рисков (“печать” в смысле QE, в действительности, не создаёт дополнительных активов в системе, а лишь меняет одно на другое), главное отметить эмпирику — QE не привело к высокой инфляции.
Биткоин как средство товарно-денежного обмена
На биткоин вылито не сильно меньше ушатов естественных удобрений. Тем не менее, живёт и здравствует. Уместно вспомнить что такое вообще деньги и для чего они нужны. Деньги это абстракция, которая упрощает торговые отношения, развивая их. Если у вас есть лишняя курица и вам нужна мука, то в системе с деньгами нет необходимости искать торговца мукой, которому нужна курица. Таким образом, деньги это средство обмена, которое служит цели упрощения товарно-денежных отношений, увеличивая производство и потребление товаров и услуг. Деньги не содержат внутренней ценности сами по себе и не обязаны её содержать (как золото).
Используется ли биткоин как универсальное средство обмена? Да. Биткоинами можно оплатить покупки в Amazon, Microsoft, Dell и т.п., хотя в крупных компаниях это делается через третьи руки. Можно как угодно относиться к биткоин и рассуждать о его будущем, но сегодня в нашей вселенной биткоин уже стал деньгами, выполняет их функцию, а значит развивает экономику и общество. Хотя инерция мышления может сопротивляться принятию этого эмпирического факта.
Биткоин справляется и с хранением средств, как минимум, не хуже многих валют. При этом не стоит забывать, что этот вид денег только начинает развиваться, а значит недостатки и ошибки возможны и простительны.
Дорогая возобновляемая энергия уже совсем не дорогая
Да, электроэнергия с ветряных электростанции раньше была дорогим удовольствием, а фотовольтаика была ну совсем дорогой. Инерция мышления говорит, что состояние дел останется таковым во веки веков. Тем не менее, ветряная энергетика по любым оценкам (МЭА и т.п.) уже достаточно дешевая штука. Солнечные панели за последние 10 лет подешевели в 10 раз и стереотип их дороговизны продолжает устаревать на глазах. Для примера, себестоимость электроэнергии для Германии:
Генно-модифицированные продукты изучаются намного тщательнее, чем натуральные. Во-вторых, натуральное это тоже результат операций, направленных на генетические изменения с целью получения новых видов (например, межвидовое скрещивание или мутагенез). При этом, ничто натуральное не застраховано от случайного ГПГ (горизонтального переноса генов), как внутри биологических царств, так и между царствами. Наконец, ГМО это способ накормить растущее человечество и деятельность “противников” выглядит как желание лишить общество дешёвой и хорошей пищи.
Среди учёных существует не полный, но всё-таки консенсус — 89% исследователей считают ГМО пищу безопасной. Эта статья обзорного формата и мы сошлёмся на интересные пояснения в блоге коллеги по блогосфере.