что значит искать бога

Найти Бога и самого себя

Спастись — значит найти Бога и самого себя. Каждый человек — неповторимое явление, в этом выражены премудрость и красота Создателя. Некоторые считают спасением отказ от себя как личности и индивидуальности, растворение в какой-то общей, абстрактной идее. Это, как нам кажется, заблуждение.

что значит искать бога. Смотреть фото что значит искать бога. Смотреть картинку что значит искать бога. Картинка про что значит искать бога. Фото что значит искать бога

Человек должен освободиться не от себя, а от чуждого в себе, сохранив свою личность и индивидуальность как дар Божий. Если бы целью творения было обобщение и унификация, то Господь мог сотворить нас в виде одинаковых геометрических фигур. Каждый человек имеет неповторимую телесную структуру. Это знак того, что каждый имеет и единственную во всем мироздании душу. И в этом как бы приоткрывается нам красота Божия, отображенная не в однообразии, а в многообразии Своего творения.

Человек должен найти себя среди чуждого, вторгшегося в него, обступившего со всех сторон. А чуждое — это грех, страсти и мир. Но на духовном пути часто встречается именно такая ошибка: чтобы освободиться от чуждого и наносного, человек ломает не только грех, но и себя, уничтожает данную ему от Бога неповторимость своей личности, то есть лицо своей души. Это похоже на то, как если бы реставратор, вместо того чтобы очистить картину от копоти и грязи, загрунтовал ее и написал на том же холсте другую картину, да при этом еще и неумело.

Человек находит себя, только борясь с грехом: он как бы выкапывает и извлекает себя из земли своих страстей. Как отличить голос греха и страстей от голоса души? На голос греха сердце отзывается тревожным чувством, оно или, затаившись, молчит, или, образно выражаясь, стонет. Грех сжимает человеческое сердце, делает его маленьким, узким и серым. Некая тень падает на человека — тень грядущего возмездия. Голос страсти сопровождается чувством наслаждения, при этом ум как бы смежает свои глаза, погружается во тьму, а внимание сливается с чувством наслаждения, пьет его как чашу с опьяняющим сладким напитком. По своему действию наслаждение — это усыпление, погружение в подсознание, в процесс, не имеющий цели, то есть когда целью становится сам процесс или мутная радость нервов и крови, похожая на странное удовольствие, которое испытывает человек, расчесывая на своем теле лишаи или рану. Признак страсти — погашение ума (будь это гнев или похоть), чуждая душе, излишняя привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь, мысль, что мы не можем жить без этого («другого»). Более того, подсознательно предмет страсти приобретает для нас значение самого Божества.

Следование своему пути приносит человеку чувство мира, а при действии благодати, когда снимаются все противоречия, — великий покой и внутреннюю свободу, как будто у него расширяется сердце (духу становится в сердце не тесно). И еще — чувство радости. Чужой путь редко дает радость. Духовная радость может присутствовать и при глубоком покаянии человека. Здесь не эмоциональная земная радость, а мир сердца, озаренный теплым светом. Когда благодать в душе говорит: «Это мое», — там нет сомнений; а когда вместо духа страсть говорит: «Это мое», — то сомнения и смущения возникают в сердце, колеблют и тревожат его. Но страсть своей агрессивной энергией подавляет тревогу, отгоняет сознание от сердца, как пса от чужого двора, и заставляет рассудок лгать самому себе.

Еще один вид насилия происходит от неопытных духовных руководителей. В духовном руководстве надо обладать способностью чувствовать чужую душу. Духовными руководителями не «назначаются», количество прочитанной литературы не делает человека духовным наставником. Здесь нужны способности, интуиция, благодать Духа Святаго, чтобы видеть душу каждого человека, чувствовать ее, помочь человеку найти самого себя и свой путь. Духовник, который действует по шаблону и схеме, как психолог, будет калечить своих детей. Душа человека глубже всех систем и теорий. Духовный отец должен обладать тем зрением, которое видит лицо души, как бы входит в другую личность, видит ее изнутри, принимает на себя. В двух одинаковых ситуациях для двух различных людей он может указать противоположные решения, на один и тот же вопрос дать разные ответы. Неопытный руководитель будет вспоминать, что он читал у того или другого святого отца, как бы беря с полки вслепую лекарство и давая его человеку, не зная, чем тот болен. Духовным руководителем невозможно сделаться по заказу, как невозможно сделаться поэтом, начитавшись стихов, — это дар Божий, это та древняя харизма, которая пусть в ослабленном и сокрытом виде, но все еще действует в современной нам церковной жизни.

Приведем еще пример: иной неопытный духовный руководитель может быть похож на врача, который, окружив себя справочниками, выписывает рецепт, даже не видя больного и его болезнь. Бывает и так: «духовный руководитель» считает, что, получив священный сан, он получил вместе с ним и гарантию безусловной правильности всех исходящих от него советов и решений; поэтому свои советы и указания пастве он расценивает как церковное таинство. Он обычно вообще не читает никаких духовных книг, полагая, что рукоположением уже освятились его мысли. В беседе такой человек чем-то напоминает пьяного, который убежден, что если он толкнет столб, то тот свалится. Столб не свалится, но он может сильно покалечить человека, встретившегося на его пути. Есть «духовные руководители», которые подыгрывают страстям и желаниям духовных детей из тщеславия или чтобы вызвать у них привязанность к себе. Человек любит того, кто оправдывает его страсти. Бывают «старцы», которые набирают духовных детей только для того, чтобы послать их на свой огород.

Если духовный руководитель не будет интуитивно чувствовать души своих духовных детей, то он чаще всего будет впадать в две крайности — или станет проявлять излишнюю осторожность, предоставляя болезни спокойно развиваться, а язвам гнить, или — что свойственно неопытным, но решительным врачам — не использовав всех средств, сразу станет применять шоковую терапию и ампутацию.

Господь дал каждому человеку какой-то талант. Это очень удачное слово: талант — это мера золота. Бог, как родитель, дал каждому из людей в наследство особые способности и определенное призвание. Необходимо только найти их, не ошибиться, не променять присущее своей душе на чужое, что будет для человека внешним и безжизненным. Человек не должен заменять себя другим. Евангелие — это Личность Самого Христа Спасителя: оно божественно и в то же время глубоко человечно. Поэтому каждый человек найдет в нем самого себя. Евангельские заповеди дают широту и свободу внутренней жизни. Христос предостерегал Своих учеников, чтобы они не заменяли заповеди внешним регламентом, формулами жизни, когда личность и индивидуальность не ориентируются на идеал Евангелия, а подавляются формальными законами. В этом принципиальное различие между христианством, возрождающим личность в Боге, и талмудизмом, заключающим человека на всю жизнь в железный корсет правил, законов, разрешений и запрещений, чтобы выработать обобщенный тип иудея. Евангелие в своем универсализме обращено к личности, а талмуд обращен к этносу как к самостоятельному субъекту и высшей ценности. В исламском фатализме личность обусловлена, предопределена; здесь царит закон необходимости. В индуизме и буддизме личности как реалии вообще не существует, она только мимолетная форма общего бескачественного бытия.

Понятия личности и свободы неразрывно связаны между собой. Христос открыл нам безграничные внутренние просторы свободы, как бы новые сменяющие друг друга горизонты при восхождении ввысь. Это возможность жить в соответствии с образом и подобием Божиим, дарованным человеку. Это возможность при помощи благодати Божией избавиться от рабства греха, возвратиться к себе, а от себя к Богу, сделаться снова из духовной интеллектуальной амебы богоподобной личностью.

Источник

Что значит действительно искать Бога?

что значит искать бога. Смотреть фото что значит искать бога. Смотреть картинку что значит искать бога. Картинка про что значит искать бога. Фото что значит искать бога

2 Паралипоменон 7:14: «и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их».

Б ожий призыв касается не Голливуда, Вашингтона или СМИ, а конкретно нас. Если «Мой народ» вернется ко Мне, я исцелю их и восстановлю.

Давайте более подробно рассмотрим третий призыв:

Если взыщут лица моего: В наши дни христианство стало очень пассивным. Время служения сокращается до часа, молитве уделяется все меньше времени, и поклонение предназначено для развлечения масс. «Люди скучают, говорят некоторые лидеры, поэтому наши служения должны быть более привлекательными».

Церковь скучна, потому что сила Бога исчезла из многих конгрегаций; есть недостаток желания искать Его, как на кафедре, так и на скамье. Подобно Самсону, они «не знают, что Дух Господень ушел» (см. Судей 16:20). Но у нас снова появится надежда, если мы снова будем искать Бога.

Искать в этом контексте означает «найти то, чего не хватает». Ивритское слово для поиска, бакаш, имеет очень сильное значение. Представьте, что вы потеряли своего ребенка в переполненном торговом центре. Ваше сердце будет не на месте. На чем будет сосредоточена Ваша энергия? Теперь также нужно искать Бога.

Одна из самых сложных проблем, связанных с пасторством, это не подготовка к проповеди, не ведение церкви, а платные консультации; это свидетельствует о трагических результатах духовного обезвоживания, наблюдая, как люди умирают духовно с живой водой в нескольких шагах от них. К сожалению, мы слишком заняты и слишком поглощены суетой, чтобы действительно стремиться к Нему всеми силами.

В сегодняшней культуре есть бесчисленные соблазны, которые отвлекают нас от истинного поиска Бога. Я твердо убежден в том, что, после спасения, поиск Бога — это самый важный аспект христианской жизни. настоящее познание Бога: «и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иеремия 29:13).

что значит искать бога. Смотреть фото что значит искать бога. Смотреть картинку что значит искать бога. Картинка про что значит искать бога. Фото что значит искать бога

Очень немногие из нас когда-либо испытывали эти близкие отношения с Богом, потому что они включают в себя такие вещи, как смирение, энергичную молитву и сердечное поклонение. Это не должно быть препятствием, но вдохновением к самоанализу. Самоанализ и самокритика — это прекрасные дары от Бога, которые обращают сердца к Нему.

Давайте будем честными: сколько из нас могут по-настоящему сказать, как Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иеремия 20:9)?

Сколько людей действительно испытали на себе слова Иисуса из Евангелия от Иоанна 7:38: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»?

Кто из нас действительно может пережить «времена отрады», о которых говорится в Деяниях 3:20?

Сколько из нас действительно понимает слова Иоанна Крестителя, когда он воскликнул: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфея 3:11)?

У многих есть знание о Боге, но они никогда не испытывали реального присутствия Бога.

Большинство никогда не ищут Бога из-за продолжающегося греха. Быть искушаемым — это не грех, а сдаться искушению — вот что грех.

В 1 Коринфянам 10:13 говорится: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Когда мы бежим от искушения, отвергаемся от греха и ищем Бога, наш дух наполняется.

Шейн Айдлмен / Перевод Дарьи Дацко / cnl.news

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Как найти Бога и где Его искать — золотые советы Библии

что значит искать бога. Смотреть фото что значит искать бога. Смотреть картинку что значит искать бога. Картинка про что значит искать бога. Фото что значит искать бога

Как найти Бога и путь к Богу? Можно ли вообще понять, где искать Бога? В Библии сказано, что Бога никто и никогда не видел, тем не менее миллионы людей по всему миру хотят найти Бога в своей жизни.

В этой небольшой статье мы попытаемся найти ответы на эти два вопроса, тем более что Библия дает нам очень хорошие подсказки о том, где и как искать Бога.

Где найти путь к Богу

В самом начале Своих взаимоотношений с человеком Бог обитал среди людей в райском саду. И все у них было хорошо… Такую картину описания мира мы видим в первых главах книги Бытия. После того как Адам и Ева согрешили, вкусив запретный плод, Бог отделился от людей, так как Бог не может иметь ничего общего с грехом.

Бог начал общаться с людьми через Своих пророков и ангелов. Бог приходил к людям во снах и видениях. Он передавал Свои законы через Своих доверенных лиц. Одним из таких людей был Моисей, которому Бог передал всем известные десять заповедей (на самом деле их было несколько сотен, но сейчас не об этом). Таким образом, человек мог узнать о воле Бога для своей жизни из заповедей, оставленных Богом и передаваемых на протяжении поколений в течение тысяч лет.

И вот, в начале новой эры, Бог послал на землю Своего единственного Сына — Иисуса Христа. И, кстати, с приходом Иисуса Христа на землю здесь действительно началась новая эра — ведь от рождества Христова мы взяли отсчет нового тысячелетия.

И вот здесь мы подошли непосредственно к нашему вопросу — где же найти путь к Богу? Никто не ответит на этот вопрос лучше, чем это делает Сам Иисус Христос и авторы Нового Завета. Давайте прочтем несколько отрывков из Библии об этом. Вот что сказано в книге Деяний святых апостолов:

«Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. Бог создал сначала одного, а после него и все народы земли и определил времена и предел их обитания, чтобы они искали Бога; и возможно, они устремятся к Нему и найдут Его: ведь Он так близко от каждого из нас. Ибо в Нём мы живём, двигаемся и существуем, как и сказали некоторые из ваших поэтов: «Ибо мы Его порода» (Деяния 17:24-28).

Когда человек думает о том, где искать Бога, то прежде всего думает о месте, о каком-то месте на земле, где он мог бы оказаться ближе к Богу. Но такого места на земле нет. Люди посещают «святые места», пытаются искать особые храмы или места паломничества, но Библия говорит ясно: «Бог не живет в храмах…». Бог есть Господь небес и земли. В другом похожем отрывке сказано:

«Однако Всевышний обитает не в доме, построенном руками человеческими, ибо, как говорит пророк: «Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь, — или, где место покоя Моего? Не Моей ли рукой сотворено всё это?» (Деяния 7:48-50)

Вся Вселенная принадлежит Богу. Искать Бога в рукотворном храме нет никакого смысла, как бы красив ни был тот или иной храм. Однажды ученики Иисуса Христа решили удивить Его величием Иерусалимского храма, смотрите, что из этого вышло:

«Иисус шёл от храма, когда к Нему подошли Его ученики, чтобы показать Ему храмовые строения. В ответ Он сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю: камня на камне здесь не останется; всё будет разрушено» (От Матфея 24:1-2).

Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалима исполнилось с поразительной точностью всего несколько лет спустя. С приходом Иисуса на землю очень многое изменилось. Сам Бог в теле человека сошел на землю. Если кто-то хочет искать Бога, то он должен искать Его Сына — Иисуса Христа. Вот что говорит Иисус Христос об этом:

«То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого» (От Иоанна 7:16-17).

«Иисус ответил: «Если бы Бог был вашим Отцом, то вы возлюбили бы Меня, ибо Я от Бога, и вот теперь Я здесь. Я пришёл не по собственной воле, это Он послал Меня» (От Иоанна 8:42).

В этих и множестве других отрывках Библии Иисус ясно говорит о том, что Он пришел от Бога. Иисус говорит, что если человек хочет узнать, где найти Бога, то поймет, что необходимо обратиться к Его сыну — Иисусу Христу.

Таким образом, если вы действительно хотите найти Бога, надо понять две важные вещи. Первая заключается в том, что не надо искать никакого особого места, где обитает Бог. Вся Вселенная принадлежит Богу, и земля — подножие ног Его. И вторая — если хочешь найти Бога, ищи Его Сына — Иисуса Христа.

То, о чем учил Иисус Христос и что говорил о Боге, записано в Новом Завете. Начните читать и изучать Новый Завет. Другого пути просто нет, если вы действительно хотите искать Бога. Ведь только в Новом Завете находится первоисточник знаний о Боге.

Данная статья дает лишь основные сведения и направления для поиска Бога. Если вы хотите глубже разобраться в данном вопросе, напишите нам через раздел контакты, мы поможем вам в изучении основ христианства. На нашем сайте вы можете найти сотни историй христиан со всего мира об их духовных поисках Бога.

Как найти Бога

Давайте перейдем ко второму нашему вопросу — как же найти Бога, раз мы знаем теперь, где Его искать. Иисус сказал однажды:

«Не всякий, кто говорит, что Я его Бог, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот великий день: «Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твое?» Тогда Я прямо объявлю им: «Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники!»» (От Матфея 7:21-23).

Большинство людей, общавшихся лично с Иисусом, так никогда и не нашли Бога. Присутствие человека в храме или в «святом» месте нисколько не приближает человека к Богу. Точно так же и личное знакомство с Иисусом не означает, что тот или иной человек нашел Бога. Новый Завет полон историй о том, как разные люди, жившие во времена Христа, так и не угодили Богу своими жизнями. Что же необходимо, чтобы найти Бога? Мало знать, где Его искать, надо знать еще и то, как Его искать.

«Лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного…», — сказал Иисус Христос. Кто хочет быть с Богом, должен исполнять волю Бога. И в этом ничего ничего нелогичного или неразумного. Почему-то многие люди считают фанатиками и даже сектантами тех, кто искренне старается исполнять то, что написано в Новом Завете. Но смотрите что написано в Новом Завете об этом:

«Таким образом, мы можем быть уверены, что воистину познали Бога, если будем исполнять заветы Его. Тот, кто говорит: «Я знаю Его!», но не исполняет заповеди Его, лжёт, и нет в нём правды. В том же, кто повинуется учению Божьему, воистину воплощена любовь к Богу. Вот как можем мы удостовериться, что приобщились к Богу: кто говорит, что живёт в Боге, должен жить, как жил Иисус» (1 Иоанна 2:3-6).

Если мы говорим, что познали Бога, то есть способ проверить это, сказано в Библии. Такой человек должен исполнять заповеди Бога и жить, как жил Иисус Христос. И в этом нет никакого нездорового фанатизма. Это настоящая любовь. Ведь не станет же никто осуждать человека, искренне любящего свою жену (мужа) или своих детей и желающего искренне угодить им своей жизнью!

Однажды один человек решил испытать Иисуса Христа и спросил о том, какие же самые важные заповеди в законе? Это был законник, и вот какой ответ он получил от Иисуса Христа:

«Один из них, знаток закона, испытывая Иисуса, спросил Его: «Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях» (От Матфея 22:35-40).

Весь закон и все учения пророков сводятся к одному — люби Бога и ближнего искренне и от всего сердца. Как должна выражаться эта любовь и что есть любовь, описывается в Новом Завете более подробно.

Хочу поделиться с вами одной историей, которая отлично показывает, как человек должен искать Бога. Если вы читали когда-либо Библию, вы должны знать эту историю:

«Иисус проходил через город Иерихон. И был там богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов. Он старался увидеть, кто же Иисус, но не мог за толпой, так как был мал ростом. Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, ибо Он собирался пройти той дорогой. Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх, и, увидев Закхея, сказал: «Закхей, поскорее спускайся вниз, ибо Я должен остановиться сегодня в твоём доме». Тот поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство. И все, видя это, стали роптать, говоря: «Он остановился у грешника». Но Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину состояния своего я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!» Иисус сказал ему: «Сегодня спасение пришло в этот дом, ибо и этот человек истинный сын Авраама» (От Луки 19:1-9).

Похож ли Закхей на человека, который очень хотел найти Бога? Да. А как насчет других людей, ведь там было так много народу? Иисус сказал однажды: «Много званых, но мало избранных…». Закхей отлично показал на своем примере, как найти Бога. Если хочешь найти Бога — ты будешь искать Его всем сердцем, будешь готов изменить всю свою жизнь и покаяться во всех грехах. Настоящее желание и смирение помогают не только обрести веру, но и найти настоящего Бога. Возможно, что сегодня Бог стучится в твое сердце и твою жизнь…

Многие люди не хотят искать Бога, так как боятся, что их греховная жизнь выйдет наружу. Они не хотят ничего менять и боятся, что Бог не простит их. Но любящий Бог отдал Своего Сына за грехи каждого человека, чтобы грехи каждого человека могли быть прощены. Плата за грехи каждого из нас уже внесена. Но вот выбор принять эту плату или нет по-прежнему зависит от нас. Закхей покаялся и был прощен. Он нашел Бога и обрел спасение. «Сегодня спасение пришло в этот дом», — сказал ему Иисус.

Мы коротко узнали сегодня о двух важнейших вещах: где найти Бога и как найти Бога. Конечно, если вы никогда не читали Библию и никогда не сталкивались с людьми, живущими по Библии в наше время, у вас могло возникнуть много дополнительных вопросов. Это нормально. Даже апостолы Иисуса Христа, жившие с Иисусом три года своей жизни, многие вещи поняли только после распятия и воскресения Христа, несмотря на то, что общались с Ним каждый день. Всю свою жизнь человек ищет ответы на волнующие его вопросы. Но насколько проще искать ответы, когда ты наверняка знаешь, где и у Кого искать истинные ответы на них!

Ищите Бога. Находите Бога. Любите Его всем своим сердцем, всей душой и всем разумом своим.

Источник

Найти Бога

иеро­мо­нах Сергий (Рыбко)

— Во второе вос­кре­се­нье после Святой Пасхи Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­нает явле­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа апо­столу Фоме, когда тот усо­мнился в Вос­кре­се­нии Гос­пода. Хри­стос не отверг немощ­ного уче­ника и пока­зал ему язвы на руках и ногах ( Ин. 20:24-29 ). Как же ныне быть чело­веку, если он хочет убе­диться в суще­ство­ва­нии Бога? Что делать нам, обык­но­вен­ным людям, для укреп­ле­ния веры?

— Жела­ние вполне спра­вед­ли­вое. Вера чело­века должна быть осмыс­ленна, выстра­дана. Бог должен быть понят чело­ве­ком, должен открыться чело­веку. Чело­век должен найти Бога, только тогда он сможет верить, и не просто верить, но идти в этой жизни за Хри­стом путем испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей.

— А как искать веру, где ее найти?

— Для чело­века, ищу­щего Бога, ищу­щего истину, вся жизнь напол­нена этим святым иска­нием. И, скорее, не мы ищем и нахо­дим Бога, а Бог Сам откры­ва­ется нам. Потому Свя­щен­ное Писа­ние и назы­ва­ется Боже­ствен­ным Откро­ве­нием, что Гос­подь откры­вает нам Свои истины. Вот и чело­веку, ищу­щему Бога, нужно обра­титься к пер­во­ис­точ­нику хри­сти­ан­ства – Свя­щен­ному Писа­нию.

Новый Завет для очень многих явился откро­ве­нием Бога. Часто люди, с кото­рыми мне при­хо­ди­лось встре­чаться, при­зна­ва­лись, что впер­вые заду­ма­лись о высших исти­нах, про­чи­тав Еван­ге­лие или даже какой-то отры­вок из него. У меня самого в жизни было так: в тот период, когда я искал смысл жизни, я встре­тил чело­века, кото­рый про­тя­нул мне святое Еван­ге­лие. Я взял его и про­чи­тал. И дей­стви­тельно, мне откры­лось очень многое. После про­чте­ния оста­лась такая мысль: я не знаю, Что такое Бог, Кто такой Бог, но жить нужно именно так, как учил Хри­стос. Образ Христа, любя­щего людей Учи­теля жизни, уже навсе­гда запе­чат­лелся в моем сердце.

— То есть, для Вас Еван­ге­лие стало теми язвами, кото­рые пока­зал Хри­стос усо­мнив­ше­муся апо­столу Фоме. Почему же все-таки люди верят Еван­ге­лию?

— В Еван­ге­лии заклю­чена какая-то непо­сти­жи­мая сила, уди­ви­тель­ная, незем­ная кра­сота. Совре­мен­ный бого­слов архиеп. Иоанн (Шахов­ской) в одном из своих писем гово­рит, что всякое, хотя бы даже неболь­шое при­кос­но­ве­ние к Слову Божию, к Еван­ге­лию уже очень много значит для чело­века. Еван­ге­лие – дей­стви­тельно книга жизни: его святые слова дали жизнь мил­ли­о­нам и мил­ли­ар­дам людей в мире.

— Есть ли другие спо­собы позна­ния Бога?

— Гос­подь откры­ва­ется чело­веку на путях его жизни по-раз­ному: через обсто­я­тель­ства, через встречи с людьми, через слова и даже глаза какого-то чело­века. Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник гово­рит, что, кроме мира людей, рядом с нами суще­ствует, по край­ней мере, еще два мира: мир при­роды, Божьего тво­ре­ния, где Гос­подь откры­ва­ется через каждый цветок, каждый листо­чек, звезду, и мир Церкви – пра­во­слав­ный храм.

— Что же такое пра­во­слав­ный храм?

Храм – это дом Божий, это такое место на земле, в кото­ром пре­бы­вает Гос­подь во всей Своей пол­ноте, это особое место сви­де­тель­ства Бога о Себе. И поэтому любой чело­век, пере­сту­па­ю­щий порог пра­во­слав­ного храма, чув­ствует, что он вошел не в про­стое здание, но что это место особое, здесь душа встре­ча­ется с небом.

— А может ли это почув­ство­вать чело­век, кото­рый не крещен, кото­рый не верует в Бога?

— Это может почув­ство­вать любой чело­век; и мне при­хо­ди­лось слы­шать о том, как в труд­ные минуты даже неве­ру­ю­щие люди шли в храм и полу­чали там помощь, под­держку и уте­ше­ние, чув­ствуя, что Кто-то нахо­дится рядом с ними – Кто-то любя­щий, родной и близ­кий гово­рит с их серд­цами, уте­шает и успо­ка­и­вает их.

— Чело­век, в первый раз пере­сту­па­ю­щий порог храма, порой даже не знает, как себя вести. Что Вы ему посо­ве­ту­ете?

— Я посо­ве­тую ему обра­титься к свя­щен­нику, т. е. к чело­веку, кото­рый спе­ци­ально постав­лен Богом для того, чтобы сви­де­тель­ство­вать людям о Боге. Нужно не стес­няться и не бояться подойти к батюшке, задать свои вопросы.

Только вчера был такой случай: одна восем­на­дца­ти­лет­няя девушка обра­ти­лась ко мне с несколь­кими незна­чи­тель­ными вопро­сами о Боге, о вере. Мы с ней долго гово­рили, затем она ушла. А сего­дня пришла вновь. Я спро­сил ее: «Что же ты вынесла в своем сердце после нашей беседы?» И она мне отве­тила: «Батюшка, Вы знаете, про­изо­шло чудо: для меня теперь суще­ствует только вера, только то, что свя­зано с Богом, все осталь­ное как бы отсту­пило, отошло на второй план. Мне совсем неин­те­ресно все то, что было инте­ресно раньше, и у меня только одна мысль: я хочу знать Бога, хочу знать истину, хочу быть с Богом и в Боге».

— Чело­век, кото­рый заду­мы­ва­ется над смыс­лом бытия, не может пройти мимо вопро­сов веры. Но что такое вера? Может быть, она зало­жена в чело­ве­че­ской при­роде и без веры чело­век жить не может- он рож­да­ется с потреб­но­стью верить? Бывают ли такие случаи, когда вера рож­да­ется из-за страха муче­ний в аду?

— Это совер­шенно исклю­чено. Так свой­ственно думать людям неве­ру­ю­щим, не зна­ю­щим веры. Часто гово­рят о какой-то слепой вере, – ника­кой слепой веры не может быть. Бывает слепое неве­рие: чело­век не знает, потому и не верит. Верить можно только осмыс­ленно, только «зрячая» вера может быть дей­стви­тельно верой. Вера в Бога – это любовь к Богу; любить из страха нака­за­ний и муче­ний в аду невоз­можно. Иногда дей­стви­тельно чело­века удер­жи­вает от греха страх нака­за­ний, но это совсем другое. Есть разные сте­пени побуж­де­ния, разные сооб­ра­же­ния, по кото­рым чело­век не делает греха.

Совер­шен­ная вера – это любовь к Богу. Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ). Хри­сти­а­нин, духовно здо­ро­вый, не делает греха не потому, что его кто-то нака­жет, а потому что боится оскор­бить любя­щее его Суще­ство,- вот это дей­стви­тельно вера.

— Но Что же такое Бог. Какие каче­ства при­сущи Ему?

— Бог есть Лич­ность. Бог есть Суще­ство. Сущий, – назы­вает Ветхий Завет Бога. Бог суще­ствует, сле­до­ва­тельно, Он не абстрак­ция, Он обла­дает при­су­щими Ему каче­ствами. Эти каче­ства – пре­муд­рость, бла­гость, все­ве­де­ние и прежде всего любовь. Это самое глав­ное Его каче­ство: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ). Бог выхо­дит за гра­ницы мате­ри­аль­ного мира, за гра­ницы чув­ствен­ного мира, Его нельзя потро­гать, уви­деть, услы­шать, но Его можно почув­ство­вать серд­цем, можно полю­бить. Если мы не видим Бога, это не значит, что Его нет. Это значит, что наше сердце недо­ста­точно зрячее.

Гос­подь гово­рит: Я путь и истина, и жизнь ( Ин. 14:6 ). Гос­подь есть жизнь. Для хри­сти­а­нина Бог – реаль­ность, Лич­ность. Мы не только верим в Бога, мы знаем, что Он есть, мы любим Бога, мы обща­емся с Ним в молитве. Как чело­век гово­рит с чело­ве­ком, так душа гово­рит с Богом, ищет волю Божию и полу­чает ответы, чув­ствует, что Бог – Суще­ство вели­кое и пре­крас­ное.

Чело­век имеет бес­смерт­ную душу, создан­ную по образу и подо­бию Божию. Душа, как суще­ство духов­ное, стре­мится к Богу, и этим объ­яс­ня­ется то, что люди, даже неве­ру­ю­щие, испы­ты­вают какую-то смут­ную тре­вогу, неудо­вле­тво­рен­ность всем земным, жела­ние чего-то выс­шего. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский гово­рит, что во всех гени­аль­ных про­из­ве­де­ниях вели­ких худож­ни­ков, музы­кан­тов, поэтов звучит тоска по веч­но­сти, тоска по чему-то пре­крас­ному, высо­кому, в конеч­ном счете, — тоска по Богу. Но гении земли, воз­буж­дая в чело­веке эту тоску, не дают ответа о том, как достиг­нуть Бога, как прийти к Богу. Ответ на это дает только Еван­ге­лие, только хри­сти­ан­ство.

Чело­век, кото­рый не молится, и не пони­мает радо­сти молитвы, Бога дей­стви­тельно не знает, хотя, может быть, верит в Бога. Для такого чело­века Бог – абстрак­ция. По мере углуб­ле­ния в духов­ную жизнь, по мере вхож­де­ния в нее через молитву все больше и больше откры­ва­ется перед чело­ве­ком Бог. Бог – это откро­ве­ние. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин. 15:16 ),- гово­рит Он. Он выхо­дит к нам первый, Он встре­чает нас на разных пере­пу­тьях жизни, только мы должны открыть Ему свои сердца, и тогда войдет в наше сердце это дивное чудо – Гос­подь.

— Гос­подь мой и Бог мой ( Ин. 20:28 ), – именно так сказал апо­стол Фома, осязав раны Христа, т. е. он обра­тился к Богу, стал гово­рить с Ним.

В позна­нии Бога важен опыт живого обще­ния с Ним. Недо­ста­точно просто слы­шать или читать о Боге, необ­хо­димо обра­титься к Самому Спа­си­телю. Чело­веку неве­ру­ю­щему, но ищу­щему Бога свя­ти­тель Феофан Затвор­ник сове­тует даже обра­титься к Нему с такой молит­вой: «Гос­поди, если Ты есть, откройся мне «. Знаю по себе, что такая молитва бывает очень силь­ной. Может быть, не сразу это про­изой­дет, но Гос­подь услы­шит и откро­ется.

— Батюшка, что бы Вы поже­лали нашим чита­те­лям?

— Конечно же, богат­ства веры, потому что вера в Бога есть бес­цен­ная жем­чу­жина, кото­рую чело­век ищет всю жизнь, и где бы он ни искал отве­тов на самые сокро­вен­ные свои вопросы, нигде, кроме Христа, кроме свя­того Еван­ге­лия, он их не найдет.

книга «Воз­можно ли спа­се­ние в XXI веке?» иеро­мо­наха Сергия (Рыбко)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *