что значит искушать бога
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 19-й седмицы по Пятидесятнице
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Искушение Христа начинается сразу же после Его Крещения. И как в Крещении нам открывается природа и личность Сына Божия. Но не просто ради радости созерцания этой тайны. А ради того чтобы мы, в свою очередь, обрели мужество в сражении жизни против смерти, истины против лжи, реальности против мечты.
За спиной Господа – пустыня с памятью сорокадневного исхода народа Божия. Христос – истинный и верный Слуга Господень, должен пройти по Своему человечеству через испытания – без ропота, без колебаний, без падений – в отличие от ветхозаветного народа Божия. Отныне новый народ Божий может в совершенном доверии Богу следовать за Тем, Кто исполнен Духа Святаго, Кто имеет подлинную силу Божию – не ту, ложную, которую предлагал сатана, но силу всецелого послушания замыслу Божию, даже если это путь страданий и превосходит человеческое разумение.
Можно заметить, что последовательность искушений в Евангелии от Луки несколько отличается от Евангелия от Матфея. Они завершаются Иерусалимом, тем Иерусалимом, который в центре всего Евангелия от Луки. Ибо это место великого последнего противостояния Господа диаволу, кажущегося поражения Мессии и реальной Его победы над злом и смертью. Высшее искушение Христа – избежать такого стечения обстоятельств, в которые вводит Его замысел Божественной любви среди зла мира, и найти иные пути, иные возможности победы. Иерусалим будет местом высшего сражения, но также конечной и решительной победой Христа над злом – в верности Отцу Небесному, Который пребудет с Ним до конца. Смерти Христа на Кресте будет сопутствовать восклицание сотника, прославляющего Бога: «Воистину, Человек этот был праведник». И весь народ, «видя происходящее», сознавал свой грех, «бия себя в грудь» (Лк. 23, 47–48).
С самого начала служения Христа дьявол вынужден отступить от Него – но «до времени». И на горе Елеонской – перед лицом Отца Небесного, надо будет молиться, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 40), да совершится воля Отчая, а не человеческая воля, теснимая страхом. (Лк. 22, 42). Эту молитву Господь заповедал нам: « И не введи нас во искушение». Речь идет в ней, как свидетельствуют святые отцы, о великом искушении отступничества, предпочтения Богу дьявола. Мы молим Бога в момент искушения, чтобы Он сохранил нас от неисцельного падения, а не о том, чтобы Он Сам не искушал нас – это было бы хулою. Один из древних переводов звучит так: « Не дай нам уступить искушению». И апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13).
Евангелие искушений предлагается нам для того, чтобы мы поняли, что поистине Иисус есть Христос, Сын Божий, что в силе Духа Святого Он имеет власть побеждать всякое искушение и принимать все последствия Своего послушания замыслу Отчему и Его любви к нам. Диавол бросает Господу вызов: «Если Ты Сын Божий». В этом «если» – все испытание веры. Подлинно ли Он – Спаситель? Подлинно ли у Него есть сила, которая позволит Ему повернуть наш мир к любви, к верности истине, к вечному блаженству, к победе над смертью? Петр был испытан во время бури на озере: «Если это Ты, Господи», – сказал он, но усомнился, и тотчас погрузился в воды смерти. Любовь к Богу, доверие и верность Ему запрещают всякое «если».
На нашем пути мы встретимся с искушением превратить камни в хлеб, то есть обожествить материальные блага, деньги, собственность. Иначе говоря, увидеть в них предмет наших устремлений, место нашего счастья. Мы встретимся с искушением восходить все выше, на вершину нашего «я», принимая себя за Бога, поклоняясь себе и подчиняя все нашему желанию.
Во втором искушении дьявол показал Господу все царства вселенной во мгновение времени и сказал: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Это искушение компромисса со злом. «Отступи немного от требований, о которых говорит Твое Евангелие и все последуют за Тобой». Но в войне со злом не может быть компромисса. Мы встретимся с искушением создать такого бога, который бы был у нас в услужении, магического бога, который обещает нам спасение с самыми малыми нашими усилиями, ограниченными исполнением некоторых церковных установлений, заменяющими требования трудного и опасного служения Церкви.
Дух Святой говорит с нами в этом Евангелии, напоминает нам слово истинного Сына Божиего, сказанное апостолам: «В мире скорбны будете. Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Тайна искушения неисследима. Человеческая жизнь исполнена искушений. «Она – воинская служба», как говорит книга Иова, в ней – трудности, страдания, искушения, которые могут достигать предельных глубин, и иногда как будто превосходить наши силы. Но Христос уже победил, и мы не должны ничего бояться. Тайна христианина – в том, что все уже совершилось, и все еще предстоит совершить. И Христос истинный Сын Бога и истинный человек, пребывает с нами на всех наших путях, заповедуя нам: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» и «Не искушай Господа Бога твоего».
Что значит искушать Бога?
РРёСЃСѓСЃ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, чтобы РјС‹ РЅРµ искушали Бога. РќРѕ что означает это выражение?
“Написано также: не искушай Господа Бога твоего.” Матф. 4:7.
“Не искушай Господа Бога твоего” – было твёрдым ответом Иисуса, когда сатана искушал Его в пустыне броситься вниз со скалы, чтобы Бог мог спасти Его. Эти же слова написаны и в Ветхом Завете, в заповедях, которые Моисей дал народу израильскому. Что же означает это выражение: “Не искушай Господа Бога твоего”?
Что означает искушать Бога?
Каждый из нас рождён с совестью – “внутренним голосом,” который служит руководством для нас, подсказывая о том, что хорошо, а что плохо. Даже будучи детьми, мы чувствовали, когда шли против этого внутреннего голоса.
Однако, если мы намеренно делаем то, о чём знаем, что это плохо и поступаем против своей совести, и в то же самое время ожидаем, что Бог будет благословлять нас и прощать нам то плохое, что мы сделали, тогда мы искушаем Бога.
В Ветхом Завете Бог обещал благословить народ Израильский, если они будут исполнять Его заповеди, но Он также обещал проклять их, если они не будут следовать законам, которые Он дал им. (Второзаконие 30:19.) Израильтяне были свободны выбирать благословение или проклятие, и часто они выбирали нарушение законов, отвращаясь в своём сердце от Бога. Однако, несмотря на это, они ожидали земных благословений!
Это так легко иметь такое отношение: я хочу, чтобы Бог благословил меня, но в то же время хочу жить для себя, поступать так, как хочется мне, следовать желаниям плоти. Возможно я хочу быть вместе с друзьями, которые оказывают плохое влияние на меня, боюсь возразить, когда знаю, о чём-то, что это плохо. Возможно я думаю, это не так опасно, потому что “большую часть времени я хороший”, и “Бог ведь хочет, чтобы я был нормальным человеком, и наслаждался жизнью”. Или же возможно я даже думаю: “Всё будет хорошо, я просто потом попрошу прощения у Бога.” Когда я так отношусь ко всему, тогда я искушаю Бога, потому что я хочу, чтобы Он благословил меня, и в то же время продолжаю сознательно грешить.
Такое отношение и поведение является на самом деле гордостью и высокомерием, по причине которых Бог будет противостоять мне! Как это ужасно – противостояние Бога, это настоящее проклятие! Однако, если я выбираю смирять себя и отрекаться от своих собственных желаний и похотей, чтобы исполнять Его волю, а не свою, тогда Он изольёт Своё благословение надо мной. Это то, что является истинным благословением! (Иакова 4:6; 1 Петра 5:5.)
Сделай правильный выбор.
В Иоанна 8:12 Иисус говорит: “Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.” Если я поступаю вопреки тому, о чём знаю, что это правильно, тогда я сознательно хожу во тьме, и Бог не может благословить меня. Тогда меня постигнет проклятие. Если же я действительно люблю Иисуса и хочу угождать Ему во всём, что бы я ни делала, тогда я хожу во свете, как Он. Это значит, что когда я стою перед выбором, я выбираю то, что является добрым и правильным, потому что не хочу разочаровать Его. Это приводит к тому, что я теряю свою жизнь, отрекаюсь от своей воли, от своих желаний, своих мыслей и т.д. – ради Него. Однако, поступая так, я получаю мир в сердце, потому что, даже если никто другой не видит моей жертвы, я поступаю благоугодно Ему и Бог благословит меня. (Матф. 10:39.)
О Иисусе написано, что Он “возлюбил правду и возненавидел беззаконие,” так было всегда. (Евр. 1:9.) Его глаза обозревают всю землю, Он ищет тех, кто стремится к праведности там, где их никто не видит, из любви к Нему. (2 Парап. 16:9.)
“Иди и больше не греши”.
Находясь в пустыне, Иисус обратился к Слову Божьему, чтобы победить сатану. И Он сделал это возможным и для нас, во время нашей жизни на земле: “Иди и больше не греши.” Иоанна 8:11.
Когда мои помышления направлены на то, чтобы во всём угождать Богу, Он посылает мне Святой Дух, который охотно укрепит меня, чтобы я мог победить всякий грех! Так же сильно, как Бог ненавидит грех, Он любит нас и желает, чтобы мы испытали Его благословение над своей жизнью. Он обещал, что когда мы жертвуем всем ради Него, Он прольёт над нами Своё благословение в такой мере, что не найдётся достаточно места, чтобы вместить его! (Малахии 3:10.) Это благословение, которое касается не только земных вещей, но ещё в большей степени победы над грехом и свободы от греха, и обетование заключается в том, что мы станем участниками самых великих и драгоценных обетований, данных нам Богом! (2 Петра 1:2-4.)
Что означает — искушать Господа?
Давид Вилкерсон
Искушение Господа начинается, когда Бог позволяет кризису в нашей жизни усилиться. Почему Он делает это? Что за этим всем стоит? Наш Господь позволяет всему этому случиться для того, чтобы искоренить последние корни нашего неверия! Дух Его проникает во все уголки нашего сердца, разыскивая самые негодные вещи — гордость, самодовольство и всё остальное, что препятствует Его полноте в нас.
Псалмопевец писал о грехе Израиля: «Искушали Господа в сердце своём…» (Пс. 77:18). Эта фраза в еврейском переводе говорит, что Израильтяне были испытаны сверх человеческих сил. Это значит, что у них не было никаких человеческих способов обеспечить самих себя. И когда они пришли к такому месту, они решили, что Бог оставил их, оставаясь безмолвным и невидимым.
Вот что значит искушать Господа. Это случается, когда Его избранные и благословенные Им попадают в огонь испытания, когда кризис усиливается до тех пор, пока страх не овладевает их сердцем и они начинают взывать: «Господи, где Ты? Где же моё освобождение? Почему Тебя нет на месте действия? Ты со мной или нет?»
Неспасённый человек не может искушать Господа. Такой человек не признаёт Бога ни в какой сфере своей жизни. Он думает, что всё происходящее в его жизни зависит либо от хорошего стечения обстоятельств, либо от плохого. Только избранные Господом могут искушать Его, те, которые однажды видели Его силу, вкусили Его благодати и были призваны ходить верою.
Даже праведный Иоанн Креститель прошёл через такое испытание, которое могло привести его к искушению Господа. Когда он сидел в тюрьме, он, наверное, думал, где же находится Бог во всей этой ситуации. Он услышал о всех тех чудесных делах, которые делал Иисус: исцелял людей, делал чудеса и знамения, привлекая к себе толпы людей, которые когда-то следовали за Иоанном. И вот он сидит в одиночестве, ожидая казни.
Иоанн был всего лишь человек. Он, наверное, думал, что Бог оставил его. Вообще, я считаю, что депрессия прямо из ада всей силой устремилась на него в это время!
Иоанн знал, что он должен умаляться, чтобы Иисус возрастал. Но сейчас к нему приходили мысли: «Умаляться — это да, но умереть? Почему я должен умереть, если Иисус является в самом деле Богом? Если Он делает все эти чудеса для других людей, почему Он не может освободить меня? Господи, это уже слишком много для меня, чтобы вынести!» (Помните, что в тот момент Иисус ещё не удалил жало смерти).
Последние слова, которые Иисус послал сказать Иоанну, были исполнены огромного значения: «И блажен, кто не соблазнится о Мне.» (Матф. 11:6). Христос говорил этому человеку Божьему: «Не соблазняйся о Мне, Иоанн. Ты знаешь, что Я делаю только то, что вижу и слышу от Отца. У Него есть план для всего этого, и Он достоин того, чтобы довериться Ему. Если бы Он хотел, чтобы Я пришёл и освободил тебя, ты знаешь, что Я был бы там немедленно. Поэтому успокойся, зная, что чтобы ни случилось с тобой, это будет для славы Отца. И это будет означать вечную славу для тебя!
Ты проходишь своё последнее испытание, Иоанн. На давай сомнению украсть твою веру. Наоборот, успокойся в Отцовской любви и верности к тебе. Он не судится с тобой и не наказывает тебя. Наоборот, ты удостоился великой чести в Его глазах. Так что держись!»
Я уверен, что Иоанн выдержал испытание. После того, как он был обезглавлен Иродом, он вошёл в славу Отца с верой и честью!
Моисей знал, что было искушением Господа в ситуации с Израилем.
Они не проявили доверие Господу при водах Мерры, и Господь увеличил степень их испытания в Рефидиме, где «…не было воды пить народу.» (Исх. 17:1).
Вы должны понять, это не было какое-то маленькое неудобство, которое Израиль встретил на своём пути. Человек может выдержать несколько недель без пищи, но только несколько дней без воды. И сейчас, когда Израиль подошёл к Рефидиму, воды нигде не было видно. Очень скоро дети начали плакать и люди начали терять сознание. Это была критическая ситуация.
Однако, Моисей понимал пути Господни и он знал, что происходило с Израилем. Он понимал, что Бог позволил своему народу быть испытанным сверх меры. Почему? Он хотел, чтобы они полностью доверили себя Его попечению. Он ожидал увидеть, что они поднимутся в вере и скажут: «Господь всё может!»
Писание говорит нам, что Моисей «…нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?» (ст 7).
Слова «Масса» и «Мерива» имеют одно и то же значение: «место проверки и испытания». Моисей бежал по стану, взывая: «Это Масса — всего лишь испытание. Но это не конец. Господь не забыл нас. Не сдавайтесь. Держитесь! Господь ищет веры, хочет узнать, что в наших сердцах. Он знает, как пополнить все наши нужды. Единственное, что Он желает, — чтобы мы доверились Ему для совершения еще одного чуда!»
Вы знаете, чем кончилась эта история. Печально, но факт — Израиль не доверился Господу. И Господь повелел Моисею взять свой жезл, идти к Хориву и там ударить в одну определённую скалу. Когда Моисей ударил по скале, из неё полилась вода для утоления жажды Израильского народа. Господь ещё раз доказал, что Он находился со Своим народом, несмотря на их неверие!
Ни одна из этих вещей не была настоящим искушением Господа. Искушение заключалось в следующем: «…искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?» (ст. 7).
У Бога всегда было в достатке воды. Он мог бы дать её Израилю при первых же признаках жажды. Но Он ждал. Его сердце желало, чтобы Его особый, избранный народ узнал Его любовь к ним и доверил себя в Его верные руки. К сожалению, они еще раз подвели Его!
Итак, Бог испытал их ещё раз — на этот раз позволив им поголодать. Моисей позже сказал: «…Господь, Бог твой …смирял тебя, томил тебя голодом …чтобы испытать тебя. » (Втор. 8:3,2).
Это было ещё одно испытание веры. Подтянули ли Израильтяне свои пустые желудки и стали ли ожидать, когда Господь пошлёт им хлеб? Начали ли они ободрять друг друга, говоря: «Бог провёл нас через Красное море. Он сделал сладкими горькие воды Мерры. Мы знаем, что Он верен Своему слову. Итак, Господи, мы верим, что Ты напитаешь нас. Живые или мертвые, мы всегда Твои!»
Это всё что Бог ожидал услышать! Мы, в действительности, не знаем, что кроется в наших сердцах!
Не имеет значения, сколько лет мы ходим с Господом, сколько часов мы проводим в молитве или насколько глубоко мы познали Библию. Если Бог видит, что есть в нас что-то, что не по вере, — какая-то область в нашей жизни, где мы не доверяемся Ему, чтобы Он один дал нам силы получить победу, — Он приведёт нас в «Массу». Он поставит нас в ситуацию, по-человечески невозможную, и мы будем очень серьёзно испытаны!
Например, вы искренне считаете, что у вас любящее сердце по отношению ко всем братьям и сёстрам во Христе. «Господь дал мне любовь ко всем» — свидетельствуете вы. Но Иисус знает, что у вас есть проблема в одной области: вы взрываетесь, когда кто-то злоупотребляет вашей любовью и добротой. После того, как это происходит, вы носите внутри себя постоянную боль, но продолжаете говорить, что любите этого человека.
Как Бог добирается до такого сорта лицемерия внутри вас? Он приводит вас в место испытания. Он позволяет несдержанному христианину напасть на вас! Вдруг вы находите себя молящимися: «Господи, почему Ты привёл этого человека в мою жизнь? Это жало в мою плоть! Я стараюсь верно служить Тебе, но всё, что я имею в ответ — вот это издевательство!»
Господь привёл вас в Массу! Он хочет добраться до чего-то сокровенного внутри вас. Он желает, чтобы вы были способны подняться в вашей ситуации и воззвать: «Я знаю, Господь со мной. Мои стези известны Ему. Он проведёт меня через все мои мучения и боль!»
Вот вам другой пример: вы являетесь избранным сосудом Божиим, пьёте Его живую воду, питаетесь Его Словом, видите Его могущественное освобождение в вашей жизни. Но в вашей жизни остаётся одна область, где грех преобладает. Вы всё ещё имеете один, последний запинающий вас грех — какую-то похоть, плохую привычку или пристрастие.
Вы ненавидите этот грех. Вы давали Богу обещание за обещанием исправиться, но никогда не могли сдержать их. Вы оплакивали свою похоть, умоляя Господа освободить вас. Вы рылись в книгах и кассетах, пытаясь найти ключ к свободе. Однако вы так и не нашли ответа. И вы живёте годами в страхе, боясь разоблачения.
Возлюбленные, в конце концов вы окажетесь в Массе — среди напряжённого испытания! Нечего и говорить о силе этого испытания — весь ад поднимется против вас. Господь позволит дьяволу искусить вас, и вы внезапно будете побеждены полностью своей похотью. Сатана будет стараться сеять вас, как пшеницу!
Вы будете думать, что у вас самое чёрное сердце на свете. Вы будете уверены, что вы просто отданы полностью вашему греху. В конце концов вы, упав на своё лицо, будете плакать: «Господи, что же это происходит? Откуда эти все похоти? Сейчас я переживаю большее искушение, чем вначале, когда я только начинал искать Твоего освобождения. Я теряю почву под ногами!»
Сомнения наполнят ваш разум. Вы начнёте думать: «Как Бог мог вообще позволить произойти таким вещам в моей жизни? Это продолжалось годами. Как Он мог давать мне все эти обетования и не сдержать Своё слово? Он со мной или нет?»
Бог привёл вас в место испытания!
«…при водах Меривы испытал тебя» (Пс. 80:8). Возлюбленные, Бог хочет, чтобы мы знали, что Он был в состоянии освободить нас при первой же нашей просьбе. Всё это время, когда вы плакали, страдали и всеми своими силами старались выбраться, Он имел достаточно силы, чтобы освободить вас от всякого зла.
«Тогда почему же Он это не сделал? — спросите вы. — Он что, наказывает меня? Почему Он позволил мне пережить такую борьбу?»
Когда вы рассмотрите кризис, в котором оказался Израиль, вам, может быть, тоже захочется сказать: «Господи, не ожидаешь ли Ты слишком много от этих людей? Они в страхе, но ведь есть от чего. В конце концов, никто ведь не может выжить без воды. Как они могли искушать Тебя, когда они просто взывали в своей нужде?»
Однако вы должны помнить: эти люди были хорошо научены и напитаны Словом, окружены знамениями и чудесами. Это не были духовные новички. И они не были оставлены без заботливого пастыря. Каждый день они имели видимое облако в доказательство того, что Бог с ними. И каждую ночь они видели успокаивающее зарево столпа огненного. Каждое утро они находили манну на земле, верно посылаемую им с неба. Бог снабдил Израиля всем необходимым для укрепления их веры!
Наш Господь говорит не просто маловажные слова, когда предупреждает: «Без веры вы не можете угодить Мне. Вы должны по-настоящему верить, что Я — Иегова, и Я всегда воздам по вере. Поэтому Я ожидаю, чтобы Мои хорошо обученные дети полностью доверяли Мне!»
А как насчёт того испытания, которое встретилось вам на пути? Что Бог хочет от вас в это трудное для вас время?
Он хочет, чтобы вы верили Его Слову и Его обетованиям! Он хочет, чтобы вы полностью доверились тому, что Он с вами в вашем переживании. Не имеет значения, если бы весь ад поднялся против вас. Его присутствие никогда не будет отнято от вас, даже в самой глубине ваших страданий. Никакое коварство дьявола, ни мощная его атака против вас, не смогут уничтожить вас. Ваш Отец уже имеет план вашего освобождения!
Он ожидает, чтобы вы просто прильнули к Нему в полном доверии. Он хочет, чтобы вы были способны встретиться лицом к лицу с самыми жестокими искушениями и сказать: «Я могу не понимать всего этого, но я знаю, что Господь не забудет меня. Живой или мёртвый, я доверяю Ему провести меня через всё это!»
Ваша борьба окончится только тогда, когда вы начнёте полностью доверять Господу, веря, что Он с вами во всей силе и любви. Так что отбросьте в сторону всякую мысль о том, что Бог забыл вас или закрыл глаза на всё, что происходит в вашей жизни. Вынуждать Господа вновь и вновь подтверждать Его верность к вам — это и есть искушать Его. Ведь Он доказывал Свою верность уже много раз!
Возлюбленные, вам не нужно бояться змея. Павел заканчивает свою мысль обетованием Божьим: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» (1Кор. 10:13).
Бог говорит вам: «Я всегда с тобой! Если ты будешь искать лица Моего и доверять Мне, Я проведу тебя. Я помогу тебе стоять твёрдо и переносить всё на твоём пути — потому что Я всегда с тобой!»
«Не искушай Господа Бога твоего»: Почему люди гибнут из-за ерунды
Хочу поговорить с вами о том, что было в пустыне после Крещения Иоаннова. Будем отталкиваться от Евангелия от Матфея.
Итак, Христос искушается от диавола. Берёт дьявол Христа в Святой город, поставляет на крыле и говорит: бросься вниз. Ибо написано: Ангелам заповедает о Тебе, на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Лукавый, искушая Иисуса Христа, цитирует Святое Писание. А именно Псалом 90-й. Тот псалом, который мы читаем, чтобы от дьявола защититься. Значит, лукавый пользуется словами, которыми мы его отгоняем, для того, чтобы Христа искушать.
Заметьте, боголюбцы, и удивитесь: лукавый умеет цитировать Писание. Это – первая мысль, которая должна быть сегодня с нами. Поскольку есть много врагов Божиих и врагов души человеческой, которые умеют привести не к месту и не вовремя какую-нибудь цитату из Священного Писания. Слово Божие – действенное, живое, острое, как меч, доходящее до разделения души и тела, состава мозгов, – вовремя и к месту процитированное, оно есть пластырь, златое яблоко в хрустальном прозрачном сосуде.
Иным оно может быть в устах у дьявола, ибо он тоже знает текст и может вертеть этим текстом, как хочет, чтобы соблазнить умы непосвящённых или неутверждённых. Это – первый урок из сегодняшнего чтения.
Второе. Он требует от Христа чуда. Христос чуда не совершает, говоря ему словами Второзакония: «Не искушай Господа Бога твоего». Эти слова, в практическом применении, я бы сказал очень многим людям. Например, желающим прыгнуть с парашютом, малолетним зацеперам, которых вечно током бьёт, и они погибают ни за что. Этим глупым «куклам», которые из-за селфи стоят на краю обрыва и, например, падают в этот обрыв. Мы постоянно читаем в новостях про эти дурацкие смерти. Люди гибнут из-за ерунды.
Я хотел бы, чтобы написали на билбордах: «Не искушай Господа Бога твоего». Не гоняй ты выше позволенной скорости по пустым дорогам ночью. И не садись за руль выпившим. И вообще, не делай всего того, что грозит смертью или тяжёлыми увечьями тебе и окружающим. Не искушай Господа Бога твоего. Это – важнейший призыв к современному безумцу.
Вон Шумахер. Гонял-гонял на колёсах по земле. Потом встал на лыжи – и вот, лежит. Встанет, может быть, даст Бог. Но уже полжизни вычеркнуто. Значит, если встанет, то уже за руль не сядет. Не искушай Господа Бога твоего. Нет же ж, они восхищаются всякими там стритрейсерами, всеми этими чудаками, которые, как Тарзан, скачут по бетонным крышам, разбивая себе то носы, то позвоночники. Не искушай Господа Бога твоего. Хороший принцип, который, если поймёте, долго жить будете. Не поймёте… живите как хотите.
Третье. Христос не любит творить чудеса. По крайней мере, Он не творит их с тем удовольствием, с которым творили бы их мы, если бы могли. Христос – не Эмиль Кио, который вытягивает зайца из перевёрнутого котелка или бесконечную ленту из чужой шляпы. Он вообще 30 лет прожил на Земле, не творя ничего. Он, могущий перстом вращать Вселенной, не творил ничего, 30 лет смиренно живя в Назарете, от Рождества до выхода на Крещение к Иоанну. Это уже само по себе чудо. Потому что у человека, если только есть какое-нибудь особенное умение или знание – музыкальное, филологическое, спортивное, жонглёрское, да какое хочешь – оно вылазит, как шило из мешка, и он не может его утаить. Не может утаить свою особенную способность.
О, это маленький Людвиг ван Бетховен, а это – маленький Моцарт, да, он уже с закрытыми глазками играл на клавесине, уже в семь лет. И любую мелодию сразу аранжировал. Это он, да, это тот маленький гений, этот маленький шахматист… Все наши таланты – из-за наших родителей, из-за этого блудного мира, где мы живём, из-за передач «Алло, мы ищем таланты» – вылазят наружу раньше времени, сырые, недоделанные.
Христос может, повторяю, перстом Вселенными вращать. И Он 30 лет живёт, не творя чудес. Ни одного чуда. И когда Он идет в пустыню, лукавый Его зовет на чудеса: ну, сделай чудо, слушай, Тебе что, трудно, что ли? Докажи, что Ты Христос. Что Ему, трудно, что ли? Да не трудно Ему, но зачем? Он-то знает, что Он может. Только есть заповедь: не искушай Господа Бога твоего. Да не бросайся ты вниз, чтобы тебя ангелы подхватывали.
Не искушай Господа, во-первых. Во-вторых, не дело это – творить чудеса по дьявольской просьбе. Он просит – ты будешь делать? Да мало ли, что дьявол просит. Он просит для того, чтобы тебя погубить, а не чтобы поверить. Он сам-то верить не будет. Он уже потерял эту способность. Он просит для того, чтобы тебе было хуже.
Поэтому это слово о чудесах – к перемене наших мыслей. Потому что мы-то любим чудеса. Ах, чудеса, чудеса! В нашем сознании творящий чудеса выше того, кто не творит чудес. А по правде Божией так не есть. Какие чудотворцы нами любимы? Святой Спиридон Тримифунтский, святой Николай Мирликийский, Святая Матронушка Блаженная Московская, святой такой, святой сякой. Они чудес творили множество, и слава Богу за чудеса эти. Это Бог творил через них. Но больше всех рождённых женами – кто? Иоанн Предтеча. Он творил чудеса? Нет. Но он больше всех святых. В нашем сознании чудеса – это отличительная черта того, кто лучше всех. А по Божьему замыслу самый больший, самый лучший чудес не творит. И Христос не творит чудес. Ни в течение 30 лет до своего выхода на проповедь, ни в пустыне по просьбе дьявола.
Поэтому вам нужно уцеломудриться и воспринять новое отношение к чудесам, собственно, новое старое. И правильное. Чудеса – это не главное. И Христос говорит нам сегодня, как и лукавому тогда сказал: «Не искушай Господа Бога своего». Вот и вы живите тихо и не искушайте Господа Бога своего. Таким образом ближе будете к правде Господней и к тому, чтобы Ему угодить.