что значит иванов день
Что значит иванов день
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Ивана Купала: дата, традиции и обычаи праздника
Праздник Ивана Купалы: Pixabay
Главное торжество лета, посвященное солнцестоянию, относится к любимым праздникам восточных славян. Праздник Ивана Купалы окутан мистикой природных явлений, примет и обрядов. Чтобы лучше понять его суть, поинтересуемся историей зарождения и традициями, дошедшими до наших дней.
Суть и история праздника Ивана Купалы
На Ивана Купалу молодежь прыгает через костер, а дети ищут цветок папоротника, открывающий путь к сокровищам, старики вспоминают молодость и традиции народа.
Праздник еще называют Иванов день, Ярилин день, праздник летнего солнцеворота или просто Купала. Почему он стал одним из немногих языческих праздников, почитаемых и сегодня?
Когда отмечают
Летний праздник Ивана Купалы, который отмечают 7 июля, сопровождается массовыми народными гуляниями в честь расцвета природы, который приходится на середину лета. Поэтому его дата изначально была приближена к дню летнего солнцестояния (20–21 июня), но постепенно сместилась на несколько дней.
В этот день наступает самая короткая ночь в году, а природа радует изобилием зелени, цветения и летнего урожая ягод и фруктов. Дата празднования приходится на момент, когда солнце обретает наибольшую силу.
В этот период погода становится теплой и мягкой, а дни — долгими и светлыми. Ивана Купалы — точка отсчета, противоположная Рождеству, макушка лета.
Самая значимая часть праздника — купальская ночь: YouTube/еxZotikA Мax
Наиболее значимой частью торжества считается купальская ночь 6 июля — день Аграфены Купальницы. Все праздничные мероприятия начинаются задолго до захода солнца и продолжаются до утра.
Ночные гуляния, игры и танцы вокруг костра в городах и селах — важная часть традиционного формата праздника Ивана Купалы, совместившего в себе языческие и христианские традиции. Их подробно описала группа авторов в книге «Боги славян. Язычество. Традиция».
История возникновения
В дохристианский период праздник был посвящен вечно молодому богу солнца Яриле. Считалось, что Ярило уходит до весны следующего года, а его место занимает могущественный Даждьбог — один из главных богов восточных славян.
После Крещения Руси языческое торжество связали с христианским праздником — Рождеством Иоанна Предтечи:
После Крещения Руси этот торжественный день приобрел новый смысл и новую дату. Некоторые исследователи совмещают его с религиозным христианским праздником, посвященным святым апостолам Петру и Павлу.
Рисунки с изображением купальских развлечений нашли на стенах соборов конца XI века. Позже был придуман персонаж, божество Купала, который стал символом мистического дня. Об этом пишет Татьяна Агапкина в книге «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл».
Венок из цветов — один из главных признаков праздника: Pixabay
Символы праздника, дошедшие до наших дней:
Праздник Ивана Купалы в его современной версии сохранил народные традиции предков. Мало что изменилось в обрядах и традициях, осталась прочная связь между людьми и природой. О том, как удалось сохранить, подробно рассказывает Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу».
Традиции и приметы на Ивана Купала
У магического праздника есть много ритуалов, которые делают событие зрелищным. Языческие традиции пытались искоренить, прививая христианскую веру, но люди научились совмещать веру предков и новое религиозное учение.
Традиции в подготовке и проведении праздника
На Ивана Купалу принято собираться вблизи водоемов, устраивать праздничные концерты, танцы, конкурсы. Молодежь наряжала деревце, устраивала вокруг него хороводы и шутливые состязания.
Предки считали, что в ночь на Ивана Купалу природа обретает мистическую силу. Главными атрибутами праздника издавна были:
Считалось, что если собрать на Купалу лечебные травы, то они приобретут особую силу. Собирая травы, нужно приговаривать «Земля-мать, благослови меня травы брать, и трава мне мать!» В этот день готовили веники для банных дней, парились в бане, собирали ягоды в лесу.
Силы природы использовали, чтобы привлечь любовь, здоровье и счастье, в праздничных обрядах задействовали силу огня, воды и трав. Действия подкрепляли магическими купальскими песнями. В день праздника варили специальную кашу из ячменя, готовили вареники, пекли лепешки и варили квас. Все ели много фруктов и ягод.
Костер — неизменный атрибут Ивана Купала: Pixabay
Приметы
У Ивана Купалы есть множество необычных примет, но главные из них связаны с силами природы:
Существовала легенда, согласно которой в ночь с 6 на 7 июля, всего один раз в году расцветает папоротник. Счастливчик, нашедший его цвет, обретал богатство и счастье, а также способность видеть под землей клады.
Считалось, что цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, необходимо разложить по углам дома. Тогда в жилище никогда не проникнут воры. Кроме лечебных трав, собирали чертополох, шиповник и крапиву для защиты от сглаза. Самые мощные приворотные зелья варили из трав, собранных в этот мистический праздник.
Светлячки, которые в изобилии покрывали землю в колдовскую ночь, считались душами умерших. Народ заметил, что после праздника не бывает гроз с сильным громом и молнией.
Гадания
Как и любой древний праздник, Иванов день — лучшее время для любовных гаданий.
Незамужние девушки гадали на венках из живых цветов. Они пускали их по воде:
Чей венок уплыл дальше, та быстрее выйдет замуж: Pixabay
Гадали на огне: кто выше прыгнет через купальский костер, будет успешен и счастлив весь год.
На Купалу вычисляли, нет ли среди близкого окружения людей с нечистыми помыслами. Считалось, что каждая девушка, не пришедшая в ночь к купальскому костру, — ведьма.
Что можно и что нельзя делать на Ивана Купалу
Множество суеверий, связанных с праздником, отпечатались в сознании людей. Что можно, а что нельзя делать на Ивана Купалу?
В некоторых деревнях сжигали старые вещи и чучело Купалы. С горы скатывали горящие колеса и бочки, что напоминало о связи праздника с языческим солнцеворотом.
Что нельзя делать? Учтите:
От нечистой силы, которая бушевала в праздничную ночь, защищались осиновыми колышками и ветками, раскладывали на пороге крапиву и чеснок.
Иванов день совместил традиции древних славянских народов, приметы и природные явления. Празднуйте его, чтобы получить заряд сил, бодрости и позитивного настроения, сохраняя особую ценность торжества для будущих поколений.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Что значит иванов день
Как отмечали Ивана Купалу на самом деле
Антон Скрипунов
В народе Рождество Иоанна Предтечи больше известно как День Ивана Купалы, который отмечали задолго до Крещения Руси. Но за тысячу лет традиции так изменились, что сейчас мало кто знает, каким тогда был этот праздник. Разве что современные язычники, которые проводят ритуалы вдали от людских глаз. Тем не менее корреспонденту РИА Новости удалось увидеть древние купальские обряды.
Что нам известно об этом дне? Что-то там про гадания, венки и купания. Вот и выходит: люди сначала ставят в храме свечки, а потом жгут костры и прыгают через них. И такая обрядовая мешанина началась давным-давно, ведь День Ивана Купалы в России особо чтили по деревням, где церковные обряды мирно уживались с языческими.
При этом в Церкви призывают не путать: 7 июля отмечается Рождество Иоанна Крестителя. А язычники строго просят называть праздник «Купало», не прибавляя имя Иван.
Да и в календаре эти праздники не совпадают. По старому стилю Рождество Иоанна Крестителя приходилось на 24 июня, а Купалу отмечали чуть раньше, в день летнего солнцестояния.
«Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков. А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов», — говорит жрец Союза славянских общин родной веры Вадим Казаков.
И название «Купало» вовсе не от слова «купаться». «Это имя божества: корень «куп» означает «соединение». Отсюда слова «совокупить», «купность», — объясняет жрец.
«Как целебна роса
На Купалу, на Купалу.
Как звонки голоса
На Купалу, на Купалу.
Собирался народ
На Купалу, на Купалу.
Заводил хоровод
На Купалу, на Купалу».
Именно «купностью», то есть всем селом, и справляли праздник. А тех, кто отлынивал, считали колдунами и ведьмами, прислужниками темных сил, что у славян было самым страшным грехом.
Поэтому до сих пор перед общей молитвой язычники проходят обряд очищения от злых духов. Помощница жреца окуривает всех входящих на территорию капища дымом горящей полыни, приговаривая: «Полынь-трава из земли взята, горьким духом богата, стань ину брегом (то есть чертой, через которую темные силы не могут пройти. — Прим. ред.), а нам — оберегом!»
Затем настает время молитв. Вопреки распространенному мнению, древние славяне молились не только богам — Велесу Перуну, Даждьбогу, Яриле, — но и «великим предкам». Они, пращуры, тоже участвуют в празднике.
«Наши предки не умерли, а перешли, скажем так, на другой уровень. Но они смотрят на нас и какими-то сигналами общаются с нами. И в дни великих праздников у нас есть возможность их услышать», — утверждает жрец Велизар Богатырев.
Молитва жрецов то и дело прерывается выкриками «гой!», что на древнерусском означает «жизнь». «Гой, Купало!» — возглашают верующие и вскидывают руки вверх.
Под те же возгласы разжигают и ритуальный огонь — главный элемент купальских обрядов. Ведь согласно языческим верованиям, в этот праздник происходит «небесная свадьба Огня с Водой».
Огонь зажигают по старинке: на лежащее бревно с вырезанной ложбинкой вертикально ставят другое и с помощью веревок более десятка крепких мужиков приводят «жернова» в движение. Жрец в это время внимательно вглядывается сквозь появившийся дым. А остальные молча наблюдают. Наконец жрец восклицает: «Гой!» — священный огонь добыт.
От этого огня жрец разжигает костер, в который бросается «треба» — особая жертва. Чаще всего это блины, поминальное блюдо у славян.
При совершении обряда священнослужитель читает специальную молитву: «Треба медвяна в огне багряна, земь окропивши сурьи (света. — Прим. ред.) испивши, буди ты иста, буди ты чиста! Буди справна богам отдана! Огнем объята буди принята! Гой!»
«Купала, Купала,
Где ты пропадала?
В лесе, под кусточком
Все девки в рядочке,
Одной розы нету,
Роза во садочку
Чешет свою дочку,
Чешет, умовляет
Замуж собирает».
Купало отмечают ровно через полгода после дня зимнего солнцестояния, который у язычников называется Карачун. И оба праздника можно назвать судьбоносными для каждого верующего: в эти дни происходит сватовство. Но в Карачун инициаторами выступают молодые люди, а на Купало — исключительно девушки.
На этом построены практически все ритуальные игры. Девушки готовят к этому дню «купайлу» — молодое деревце березы или клена. Дерево украшают лентами, полевыми цветами и фруктами под купальские песни.
А ближе к вечеру начинается игра. Девушки встают вокруг березки, а парни «нападают» на них, чтобы украсть купайлу. В это время невесты присматривают женихов.
Ритуальное деревце после импровизированного «боя» сжигают в костре вместе с чучелом Ярилы — бога солнца и плодородия (чтобы подчеркнуть это, сделанной из травы кукле приделывают детородный орган). Сначала вокруг него водят хороводы, отпуская соленые шутки, а потом устраивают тризну по умершему богу.
Иван Купала: что за праздник, традиции и обряды, что нельзя делать в купальскую ночь
Народно-христианский праздник Иван Купала отмечается в России 7 июля. На самом деле это очень древний дохристианский праздник, связанный с летним солнцестоянием, которое, увы, в 2021 году уже прошло. Праздник солнцестояния (Солнцеворот) издревле отмечался всеми народами и религиями. С приходом христианства солнцестояние объединилось с праздником Рождество Иоанна Крестителя, пророка, славящегося своей святостью и набожностью. Иоанн — один из наиболее почитаемых ветхозаветных святых, он считается предшественником (Предтечей) Спасителя (Мессии) — сына Божьего Иисуса Христа.
Согласно евангельским источникам, Иоанн крестил верующих, в том числе Иисуса, в водах реки Иордан, окуная своих последователей в воду. Отсюда принятое на Руси народное имя этого святого — Иван Купала. Праздник в честь Иоанна Крестителя отмечается 23–24 июня. По юлианскому календарю, которого придерживается Русская православная церковь, Ивана Купалу чествуют 6–7 июля.
Купальская ночь: традиции и обряды
Поскольку праздник имеет дохристианские корни, самым важным считается даже не сам день Ивана Купалы, а предшествующая ему Купальская ночь. Ночь накануне Ивана Купалы воспета в легендах и преданиях, в стихах, в живописи — во многих произведениях искусства. Считается, что Купальская ночь — момент наибольшего расцвета всех сил природы, поэтому нужно обязательно успеть прикоснуться к этому живительному источнику.
Отсюда — старинные купальские обряды, которые различались от местности к местности, а в древности были формой инициации. Только юноши, достойно выдержавшие положенные испытания, считались взрослыми, готовыми создавать семью, охотиться, быть полноценными членами общины.
В более поздние времена купальские обряды стали распространяться и на девушек. Отсюда — традиция у влюбленных прыгать через костер, взявшись за руки (если руки не расцепились — быть свадьбе; расцепились — скоро расстанутся). Отсюда — обычай влюбленным вместе искать таинственный никем не виденный цветок папоротника. Отсюда девичьи гадания на жениха с пусканием по воде венка с зажженной свечой — куда венок поплывет, оттуда и милый явится…
Наиболее древние купальские обряды подразумевали максимальную телесную свободу — купания обнаженными, сексуальные контакты, в том числе со многими партнерами, и так далее. Считалось, что ритуальная распущенность помогает людям напитаться силами от природы и увеличивает плодородие самой матушки-земли.
Основное развлечение на Ивана Купалу, естественно, — это купания в открытых водоемах. Согласно славянским представлениям, в это время русалки и прочая водная нечисть уже давно крепко спят на дне водоемов до самого Ильина дня (2 августа).
Отметим сразу, церковь категорически не одобряет купальские забавы, а особенно разврат; в древности с ревнителями этих обрядов сурово боролись не только церковные, но и светские власти.
Что нельзя делать в Купальскую ночь и 7 июля
Поскольку в это время продолжается Петров пост, верующим запрещены мясное, молочное, а также яйца. В честь праздника Рождество Иоанна Крестителя разрешены рыба, морепродукты, взрослом — вино.
Повторим, церковь категорически не приветствует языческие обряды в Купальскую ночь, особенно порицаются разврат и пьянство.
7 июля — в большой церковный праздник — на Руси была под запретом тяжелая работа.
По народному обычаю в Купальскую ночь зазорно спать, иначе счастье проспишь. Нельзя работать на земле металлическими инвентарем, женщинам запрещалось в этот день рукодельничать. Нельзя злиться, ссориться, таить дурные мысли.
В древности тех, кто сидел в праздник взаперти, сурово осуждали, считая, что такие люди нечисты в помыслах. Отказ девушки прыгать через костер трактовался как признак, что она знается с нечистью. За это односельчане могли такую отступницу сурово наказать.