что значит кладовая солнца

Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина

М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.

Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»

Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.

Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

Источник

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

что значит кладовая солнца. Смотреть фото что значит кладовая солнца. Смотреть картинку что значит кладовая солнца. Картинка про что значит кладовая солнца. Фото что значит кладовая солнца

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

что значит кладовая солнца. Смотреть фото что значит кладовая солнца. Смотреть картинку что значит кладовая солнца. Картинка про что значит кладовая солнца. Фото что значит кладовая солнца

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

что значит кладовая солнца. Смотреть фото что значит кладовая солнца. Смотреть картинку что значит кладовая солнца. Картинка про что значит кладовая солнца. Фото что значит кладовая солнца

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

«Кладовая солнца» Пришвина: сказка — быль, и в ней намек

Повести и рассказы Михаила Пришвина в сложный период 20-50х годов отличаются сказочными мотивами и благоговейным трепетом перед природой. По мнению автора чудесные богатства и невероятные тайны скрываются в густой листве, под кронами деревьев, стоит только обратить свой взор. Способность к единению со всем живым вокруг играет важную роль в произведениях писателя. В сказках воплощаются идеалы персонажей, всеобъемлющее добро, нерушимые закономерности природы. Наглядным примером является сказка-быль «Кладовая солнца», смысл которой заключается в единении человека и природы, умении разумно принимать дары окружающего мира.

Краткое содержание

История рассказывает о нелегких временах Второй мировой войны. Главные герои — осиротевшие дети с добрыми помыслами и чистыми душами. Персонажи сказки, девочка Настя и ее брат Митраша, отправились за клюквой. В этом путешествии было обнаружено месторождение огромного количества торфа, который был в те времена ценной находкой. Однако, метафорический смысл названия сказки «Кладовая солнца» означает не только полезную для общества находку ископаемого. Это своеобразный портрет внутренне целостного человека, способного к состраданию, пониманию.

Много удивительных, а порой и опасных приключений довелось пережить детям в этом походе. Ведь окружающая природа, в случает отношения к ней без должного уважения, может нести угрозу не только здоровью, но и жизни. Трясина, Серый помощник — волк, возможность заблудиться в лесу.

На заметку! Жанр «сказка-быль» присвоен произведению неспроста. Михаил Пришвин особым образом переплетает правдивые события и описание самобытной природы, навевая на читателей ощущение сказочности. И в то же время, сопереживание персонажам оказывается очень глубоким и искренним.

Другие персонажи

Старый охотник в повести размышляет: «Что есть правда?». Вопрос, актуальность которого по сей день беспокоит множество умов. Обитатель строк пришвинской сказки предстает перед читателем, как добрый волшебник, мудрый и ведающий об истине.

Участие природы

Природа всячески помогала ребятам, стараясь предупредить о нависшей угрозе. Старые ели ветвями пытаются скрыть дорогу в топь, ворон пугает криком, сороки тревожно трещат над головой. Сгущаются тучи в момент расставания брата и сестры, закрывая теплые лучи солнца. Порывы резкого ветра и стоны древних деревьев навевают страх.

Взгляд Пришвина на смысл сказки «Кладовая солнца» тут весьма понятен — автор стремится показать природу, как неотъемлемую часть человеческой жизни.

Митраша и Настя ­ всеобщие любимцы. Их трудолюбие которых помогло справиться с утратой родителей и содержать небольшое хозяйство в деревне. Умение трудиться и любить ­ важнейшие качества в жизни. Смысл названия «Кладовая солнца» так же кроется в умении договориться и достигнуть взаимопонимания.

На заметку! Если бы дети не повздорили и не разошлись по разным тропам, они могли бы избежать опасных приключений.

Храбрость и отвага

Митраша в трудную минуту проявил силу своего характера, что повлияло на дальнейшие действия спасительницы Травки. Опасный волк оказался сражен маленьким мальчиком, что является проявлением невиданного мужества. Настя по своей воле отдала полезные ягоды клюквы детям в помощь. Брат и сестра оказались настоящими героями. Им пришлось одолеть множество жизненных трудностей. Но взамен они обрели качества, присущие добрым, смелым и сильным людям.

В чем же заключается смысл произведения «Кладовая солнца»? По мнению писателя, это не только многочисленные залежи полезного для жизни торфа. А еще и кладезь света в каждом человеке. Этот свет присущ всякому, кто способен любить, радоваться солнцу, проявлять храбрость и отвагу в трудные минуты. Главные герои олицетворяют «кладовую солнца». Они проявляют истину человеческого сознания, поскольку в душах детей много искренности, понимания и любви к природе.

Источник

«Картины природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Смысл названия произведения»

что значит кладовая солнца. Смотреть фото что значит кладовая солнца. Смотреть картинку что значит кладовая солнца. Картинка про что значит кладовая солнца. Фото что значит кладовая солнца

Урок литературы в 6 классе

Картины природы в сказке-были М.М. Пришвина « Кладовая солнца»

Смысл названия произведения

Чем богаче внутренний мир человека,

тем больше он видит в природе,

тем ярче для него жизнь, мир.

Учитель: Ребята, на том уроке мы с вами анализировали эпизоды из жизни Насти и Митраши, раскрыли их характер. Также говорили, что все это из реальной жизни, то, что принято называть былью.

II. Основная часть урока

1. Беседа по вопросам

Учитель: Сегодня мы побеседуем о том, что напоминает сказку. Скажите, какие признаки сказки есть в этом произведении?

( ворон, деревья, елочки-старушки, серый волк Помещик, Лежачий камень, говорящие и мыслящие лесные жители и т.д.)

Учитель: Как называется средство изобразительности речи, когда предметы и животные очеловечены?

Сегодняшний наш разговор я бы хотела начать со чтения стихотворения Аполлона Майкова. И так хочется, чтоб вы поняли, что природа – это и есть поэзия.

( чтение стихотворения « Пусть говорят: поэзия – мечта…»)

Хорошо. Давайте отправимся в лес по следам детей. Вот они добрели до Лежачего камня — это имя камня, написано с заглавной буквы. Кстати, если сравнить с русскими народными сказками, какое сходство есть?

(направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь)

Таким образом, дети оказались на точке, где нужно выбрать путь: протоптанный, по которой все ходили, но в обход; или короткий, как казалось Митраше, более легкий.

В какое время суток дети пришли к Лежачему камню?

( читается отрывок «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети. » до «. как зажженные свечи великого храма природы. » )

Обратите внимание: лес — великий храм природы, в котором все живое тянется к солнцу. Солнце — символический образ. Это олицетворение вечности. А вечность – это связь прошлого, настоящего и будущего; связь с общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.

Вечность – это еще и природа. Она бессмертна, всесильна. Мир природы полон голосов, движения, радости, тревоги. Писатель считал: чем богаче внутренний мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него жизнь, мир. Пришвин назвал это «родственным вниманием».

Обладают ли Настя с Митрашей «родственным вниманием»?

(Учащиеся выделяют существование встречающего восход солнца тетерева Косача, наблюдают за «проснувшимися» елью и сосной, их «взаимоотношениями»)

2. Конкурс знатоков леса

Учитель: Сейчас посмотрим, насколько вы внимательны.

К доске приглашаем знатоков леса. Они должны были приготовить информацию о лесе, куда пришли Настя и Митраша.

— Какие ягоды и цветы растут на лесной просеке?

— Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника?

— Как цветет волчье лыко?

— Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Какие у них повадки, крики, стоны?

— Почему болото называется Блудово?

— А что такое елань? И почему она Слепая?

Учитель: Как видим, лес живет своей жизнью. Это целое государство. Здесь так же, как и у людей есть разрешенное, есть запреты. Нарушивший запрет подвергается испытаниям. О каком запрете идет речь? Как природа предупреждает об опасности?

( После ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до «…завыли, застонали.»)

3. Значение эпизода о сосне и ели, растущих вместе

Учитель: Кроме Лежачего камня, всех путешественников в самом начале пути встречают сосна и ель, растущие вместе.

( Выразительное чтение отрывка «Лет двести тому назад. » до «. а волк выл от неизбывной злобы к нему». При чтении необходимо обратить внимание на ритмичность этого фрагмента. Детям предложено было дома записать его в стихотворной форме.)

Учитель: Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны? Они дружны? Счастливы?

( Деревья боролись между собой корнями за питание. Их стон близок был всем живым существам. Они несчастны.)

Учитель: В чем несчастье деревьев?

( Причина несчастий деревьев — в эгоистическом стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)

Учитель: Как вы считаете, зачем автор вставляет в свое повествование этот рассказ? Почему он помещен в самом начале пути героя?

( Возможно, он дает понять, что обычная история закончилась, начинается сказка. В сказке ведь тоже есть добро и зло; разобщенность и лад. И всегда перед героями есть выбор. С этого момента начинается выбор человеком собственного пути. Здесь проявляются самые главные качества человеческой личности. А какие — мы об этом уже говорили на прошлых уроках.)

4. Смысл названия произведения

Учитель: Дальше дети оказываются непосредственно на том самом месте, которое называется Блудово болото. Мы уже знаем, откуда такое название. А как возникает оно? Что значит это болото — кладовая солнца? Как это понять?

( В простой и ясной форме автор рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — тоже кладовая природы.)

Учитель: Как мы видели, в данном произведении жизнь людей и жизнь природы перекликаются. В чем их сходство?

( Есть борьба за жизнь. Добро побеждает зло.)

Учитель: Первоначальное произведение Пришвина имело совсем другое название — «Друг человека». Почему, по-вашему, автор отказался от такого названия?

( Главная идея рассказа в том, что природа — огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название « Кладовая солнца» соответствует этой идее.)

Учитель: Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль»?

Учитель: Чему нас учит данное произведение?

(Утверждается добро над злом. Добро – это дружба и любовь, вера и согласие. Дети победили жадность, упрямство, страх перед жизненными трудностями. Еще дети узнали, что такое правда. Правда – это взаимопонимание и любовь, правда – это приносить пользу другим, правда – это единство человека и природы, родственное и мудрое отношение человека к природе. Правда – это сила, красота человека, его могущество и огромные возможности, направленные на созидание.)

Учитель: Давайте найдем сходство между русскими народными сказками и данной сказкой- былью по композиции, т.е. по строению произведения.

В волшебных сказках: зачин – мотив запрета – переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета) – испытание – возвращение домой – концовка. То же самое и в сказке-были М. Пришвина: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – концовка.

III. Домашнее задание. Прочитать рассказы М.М. Пришвина из книги «Лесная капель». Постараться понять главную мысль этих рассказов.

Источник

Смысл названия сказки-были кладовая солнца?

1.Смысл названия заключается в том что природа очень богата разными ресурсами. Например как описывается в рассказе о торфе.

2. Природа это кладовая. Везде слышны звуки. Звуки пении птиц, звуки шелеста листвы, звуки воя волка, звуки лаяния собаки и звуки бегущего зайца.

С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”.
“Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

В словосочетание “кладовая солнца” автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. дааа

Произведение пронизано любовью к природе, к её богатствам.

Произведение пронизано любовью к природе, к её богатствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *