что значит классическая психология
ЛИТЕРАТУРА
1. Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. — М.: Академия исследований культуры, 2001.
2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. — М.: Смысл, 2002.
3. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 29–44.
4. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского (1929) // Собр. Соч. Т. 2. — М.: Русские словари, 2000. С. 5–175.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Академия-центр; Медиум, 1995.
6. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель-пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 308–332.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. — М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
9. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 2. — М.: Мысль, 1971.
10. Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. — М.: Смысл, 1997. С. 92–110.
11. Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. — М., 2005.
12. Джерджен К. Социальная психология как история // Социальная психология: саморефлексия маргинальности / Под ред. Е.В.Якимовой. — М.: ИНИОН РАН, 1995а. С. 23–50.
13. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности / Под ред. Е.В.Якимовой. — М.: ИНИОН РАН, 1995б. С. 51–73.
14. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. — М.: Смысл, 1997.
15. Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. — М.: Смысл, 2003.
16. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. — М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2005.
17. Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003.
18. Келли Дж. Психология личности. — СПб.: Ювента, 1999.
19. Левин К. Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001.
20. Леонтьев А.А. Деятельный ум. — М.: Смысл, 2001.
21. Леонтьев А.А. Альтернативная психология // Психологический журнал. Т. 26. № 1. 2005. С. 113–117.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2‑е изд. — М.: Политиздат, 1977.
23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 тт. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1.
24. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. Т. 13. 1992. № 2. С. 107–117.
25. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. Т. 21. 2000. № 1. С. 15–25.
26. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 13–46.
27. Леонтьев Д.А. Неклассическая психология состояний // Психология психических состояний. Вып. 5 / Под ред. А.О.Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 60–66.
28. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5–19.
29. Маслоу А. Маслоу о менеджменте: самоактуализация, просвещенный менеджмент, организационная теория. — СПб.: Питер, 2003.
30. Мэй Р. Терапия сегодня // Эволюция психотерапии. Т. 3. — М.: НФ «Класс», 1998. С. 72–84.
31. Сартр Ж.-П. Тошнота: избранные произведения. — М.: Республика, 1994.
32. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986.
33. Пузырей А.А. Психология — психотехника — психагогика. — М.: Смысл, 2005.
34. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
35. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. — М.: Наука, 1998.
36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
37. Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М.: Наука, 1987.
38. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. — М.: ИНИОН РАН, 1999.
39. Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979.
40. Adler A. What life should mean to you. — London: George Allen and Unwin, 1980.
41. Maddi S. The search for meaning // W.J.Arnold, M.M.Page (eds.). Nebraska symposium on motivation 1970. Lincoln: University of Nebraska Press, 1971. P. 137–186.
42. May R. Freedom and destiny. — NY: Norton, 1981.
43. Rychlak J. Discovering free will and personal responsibility. — NY: Oxford University Press, 1979.
44. Shotter J. Social accountability and selfhood. — Oxford: Blackwell, 1984.
45. Shotter J. Conversational Realities: the Construction of Life 46. through Language. — London: Sage, 1993.
Классическая психология.
От части философии к самостоятельной науке.Обычно всю историю психологии делят на два больших этапа: развитие психологии в рамках философии и развитие психологии как самостоятельной науки. В лоне философии возникли представления о душе с противоположностью идеалистических и материалистических трактовок. Аристотель разработал не только спекулятивную концепцию, но и обобщил древний эмпирический опыт о психических явлениях. В античности сложились основные темы: «душа и тело», «чувство и интеллект», «ощущение и мышление». В средние века господство христианства и ислама обновило тематику: «вера и знание», «душа и дух». Новое время выдвинуло проблематику, связанную с научным познанием: «вера и сомнение», «предрассудки и разум», «страсти и мышление». Если Р. Декарт ввел понятие рефлекса, то английские философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк заложили основы эмпирической психологии, центрированной сенсуализмом («нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»). Локк предложил термин «ассоциация идей», подразумевая им образование сложных образов из простых. Это понятие стало ведущим для английской ассоциативной психологии XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).
Психология – это наука о непосредственном опыте. Вундт многое переосмыслил заново. Традиционно психология считалась учением о душе и внутреннем опыте. Немецкий ученый дал новое определение психологии как науки о непосредственном опыте. Объект и субъект здесь выступают в неразрывном единстве и всякий объект является представляемым объектом. Единый опыт может рассматриваться с двух позиций: как психическое содержание, данное нам и как способ нашего восприятия этого содержания. Первое изучает естествознание, второе – психология. Ее предмет есть сознание в полном объеме: желания, воля, аффекты и интеллект. Все это существует в виде психических процессов. Эксперименту поддаются только самое простое – ощущения, чувствования, время реакций и ассоциаций.
Основой психики являются рефлексы. Основные идеи оформились в виде рефлекторной теории, где началом любого психического акта выступает внешний чувственный раздражитель. Материалистическая стратегия здесь очевидна цепью детерминации: материальные стимулы – физиологические реакции – психические процессы. Отсюда вытекала дискуссия Сеченова с Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818-1885), признавшим некоторую зависимость от нервов и мозга, но отстаивавшего самостоятельность содержания психики. Идеи Сеченова развивались И. П. Павловым, А. А. Ухтомским и др. Так возникла российская физиологическая школа в психологии.
Учение об условных рефлексах. Деятельность пищеварительных желез у животных весьма успешноисследовалИван Петрович Павлов (1849-1936), за что и был удостоен Нобелевской премией (1904). Но оказалось, что этот процесс обусловливается не только физиологическими, но и психическими факторами (вид пищи, ее запах и т. п.). Объяснение фактов «психической секреции» и было развито теорией условных рефлексов. Павлов оценил их вторичными сигналами безусловных (первичных) раздражителей. Создав физиологическую психологию, ученый понимал большую сложность «субъективной психологии».
Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 4812 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Психология классическая и неклассическая
Неклассический прорыв в психологии.
Концом 1920‑х-началом 1930‑х годов можно датировать несколько сделанных в разных местах разными учеными очень важных прорывов, которые привели к существенному изменению общего образа человека. Этот прорыв, который можно назвать гуманитарным, или неклассическим прорывом, обеспечили в первую очередь пять ученых — Курт Левин, Лев Выготский, Михаил Бахтин, Альфред Адлер и Людвиг Бинсвангер.
Курт Левин (см.: Левин, 2001) выдвинул идею галилеевского способа мышления как антитезу аристотелевскому способу мышления. Свойства, которые проявляют объекты, как показал Галилей по отношению к физическим объектам и физическим свойствам, не принадлежат природе самих этих объектов. Они обнаруживаются только при взаимодействии этого объекта с другими объектами, тела — с другими телами. Так, например, вес не есть свойство самого тела, а есть характеристика взаимодействия этого тела с гравитационным полем Земли. Если убрать это взаимодействие, то тело потеряет вес. Аналогичным образом, как показал Левин, психологические свойства мы также должны рассматривать не как внутренние атрибуты самих людей, черты диспозиции, а как что-то, что проявляется в некотором поле взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми.
Л.С.Выготский заложил основы неклассического подхода в узком смысле слова. Неклассическая психология в узком смысле слова — это методологическая позиция, эксплицированная Д.Б.Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С.Выготского, особенно в его поздних работах. Суть его заключается в том, что психические содержания и процессы существуют не только в интраиндивидной форме, будучи привязаны к активности нервной системы индивида. Они существуют также в объективированной, опредмеченной форме в культурных артефактах и могут передаваться (транслироваться) от индивида к индивиду. По мере нашего развития мы усваиваем эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми. Неклассическая психология — это наука «о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» (Эльконин, 1989, с. 478). Можно говорить о процессе циркуляции психологических содержаний из индивидуально-психологической в предметно-объективированную форму и обратно, осуществляемом посредством механизмов опредмечивания и распредмечивания (Леонтьев А.Н., 1977).
М.М.Бахтин в своих новаторских работах показал принципиальную разомкнутость сознания человека и смысловое взаимодействие сознаний. Он показал, что в таком процессе как диалог, который выходит за рамки классической парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, то есть в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу (см. напр.: Бахтин, 2000).
Альфред Адлер произвел революцию в психологии тем, что ушел от естественнонаучного детерминизма применительно к поведению человека. Человек не детерминирован причинами, которые толкают его к определенным действиям. Наоборот, причиной действия выступает цель. Мы должны по отношению к человеку задавать не вопрос «почему?», который задавал Фрейд, а вопрос «зачем?», и только через указание на цели, которые человек себе ставит, мы можем понять действие человека (см.: Adler, 1980).
И наконец Людвиг Бинсвангер — основоположник экзистенциальной психологии и психиатрии — ввел в обиход такое понятие как жизненный мир: чтобы понять человека, бесполезно его обмерять, изучать, тестировать, надо проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми (см.: Бинсвангер, 2001).
Эти прорывы (не случайно все они оказались так синхронны) привели к развитию и становлению нового взгляда на человека, который можно назвать неклассическим в широком смысле слова. Неклассическая психология в широком смысле слова — это все способы построения психологического знания и психологической практики, отличающиеся от классического. Под классической психологией мы будем при этом понимать психологию, строящуюся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования (см.: Дорфман, 2002; 2005). К характерным образцам классической психологии можно отнести бихевиоризм, особенно классический, и дифференциальную психологию (Штерн, 1998), а также (в более современной модификации) когнитивную психологию.
Соответственно, к неклассическим будут относиться все подходы, пытающиеся в той или иной степени отойти от этой парадигмы или полностью ее заменить, противопоставить естественнонаучной методологии гуманитарную. Гуманитарный подход я связываю прежде всего с двумя ключевыми особенностями. Первая — это активное включение в рассмотрение социально-исторического, культурного контекста, рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит. Гуманитарная, или неклассическая психология рассматривает личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект (см.: Мамардашвили, 1994), как произведение. Вторая особенность — рассмотрение личности как творца этого произведения, активного субъекта, не столько формируемого извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии понять субъектность человека (agency) — его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а источником и причиной своих действий.
Очевидно, что классический и неклассический способы построения психологического знания не во всех отношениях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Не вдаваясь здесь в детальное рассмотрение их соотношения в определенном временном срезе, ограничусь диахроническим рассмотрением, при котором правомерно говорить о постепенной трансформации психологической науки как целого в направлении, которое обозначено здесь в общем виде как неклассический вектор, — от классической модели к отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта изучения, что требует разработки иной, гуманитарной методологии. Этот общий вектор складывается из ряда более частных и конкретных векторов, обозначающих направления, в которых классическая модель психологической науки претерпевала изменения в разных конкретных психологических подходах.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 22 ; Нарушение авторских прав
Классическая психология и её основные особенности
С именем Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии
психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека,имеющий особое – духовное –бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положилначало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Итак, по Декарту: Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи. Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677). Он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.
При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости.
Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.
Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс.Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, “кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.
Далее исследования продолжил Локк. Он утверждал, что “в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях”. Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. “Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их». Примерами являются все наши симпатии и антипатии.
После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология”.
Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716). Он признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся и природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер. Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт –это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.
В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к
ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую законченную систему
ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слов и движения. Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке”.
По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д.Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения:зрительные, мышечные и осязательные.
Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.
Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII
Большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей.
Материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в
интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой.
Зарождение психологии как науки
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не
механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.
Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.
А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.
Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними.
В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.
В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же
молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Классика психологии (классические школы)
Перейти к другим разделам.
Чтобы скачать книгу, кликните на названии правой кнопкой мышки и выберите «сохранить как».
В живых диалогах речь идет о том, что значит по-настоящему быть самим собой, слышать свой внутренний голос, уметь управлять собственной жизнью, понимать свою уникальность.
По сути, каждый человек во многом представляет собой тайну для другого человека, – будь то терапевт, супруг, родитель, возлюбленный, друг или коллега. Все мы – загадки, потому что каждый из нас живет в отдельном мире.
Виды конфликтов, психологические подходы к их пониманию, анализ взаимодействия людей в конфликтных ситуациях, особенности переживания человеком конфликтов, закономерности реакций людей на трудные ситуации в общении, переговорные модели разрешения конфликтов, психологическая помощь людям при возникновении конфликтов —это и многое другое представлено на страницах этой не имеющей аналогов книги.
Учебник для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.
Здесь дается большое количество примеров и практически полезных советов по поводу того, как вести психологическое консультирование, направленное на решение многих типичных проблем, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни.
Душа и тело человека составляют неразрывное единство. И потому психологическое неблагополучие нередко становится причиной телесных недугов, а телесные нарушения оказывают влияние на психику. В современной чрезвычайно интенсивной жизни человека появилось множество психосоматических расстройств, которые можно устранить, лишь понимая «язык» его психики.
На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено.
Раньше или позже наши интересы, наши убеждения сталкиваются с интересами и убеждениями тех, кто окружает нас. А поскольку такие столкновения носят повседневный характер, внутренние конфликты составляют неотъемлемую часть всей человеческой жизни.
Несмотря на свои постоянно подчеркиваемые экзистенциалистские убеждения, в своем отношении к психотерапевтическому процессу Ялом остается психоаналитиком: как и для Фрейда, психотерапия для него — детективное расследование, разгадывание загадки, упорный поиск истины.
Беря в руки эту книгу, ты остаешься один на один с автором и становишься не читателем, а, скорее, слушателем. Ну, и, разумеется, учеником, потому что этот рассказчик учит. И когда он говорит: “Слушайте своих пациентов. Позвольте им учить вас”, на какой-то миг вы меняетесь местами: ты становишься врачом, а Ялом — твоим пациентом, который учит своего терапевта.