что значит концептуальный сад
Дизайн-проекты концептуальных садов от Слушателей АНО ДПО «ВГАППССС»
Фестиваль «Сады и люди» в этом году был организован в дистанционном формате. Будущие ландшафтные архитекторы и дизайнеры ландшафтного проектирования, обучающиеся в АНО ДПО «ВГАППССС» спроектировали несколько садов специально для конкурса «Трудный возраст» в номинации «Начинающие».
Петровичева Евгения создала сад «Гармония или баланс противоречий». Гиперссылка на названии ведёт на страницу проекта на сайте конкурса, где можно подробно рассмотреть планы, схемы, визуализации, скачать описание концепции, смету и ассортиментную ведомость каждого проекта.
Проекты Слушателей программы:
Квалификация: Ландшафтный архитектор
Концепция сада Евгении построена на сочетании противоположностей и игре контрастов. Одна сторона – светлая, с лиственными растениями: ива, берёза, алиссум и гипсофила. Другая – тёмная, с елями, туями и самшитом. Статика и динамика объединены в единое гармоничное решение.
Читайте также об участии Петровичевой Е. в конкурсе «Green Roof Challenge».
Проект Калининой Юлии сад «Поколения»
Ярусы сада, созданного Юлией, символизируют этапы детско-родительских отношений. Детство, отрочество, юность – каждому периоду здесь соответствует свой уровень. Мягкая газонная трава и круговая лавочка для родителей с маленькими детьми. Выше – камин и стеклянная перегородка как отражение огня юности, желания отделиться от родителей. Самый высокий ярус – зона единения и гармоничных, зрелых взаимоотношений поколений.
Проекты Слушателей программы:
Квалификация: Дизайнер ландшафтного проектирования
Абакумова Лидия создала сад «Наедине» – уголок для размышлений и обретения душевного равновесия. В концепции своего проекта Лидия выделяет три переходных возраста – 17, 30 и 45 лет. Человеку любого возраста будет хорошо в саду «Наедине»: здесь умиротворяющие растения, пруд с рыбками, качели между сушей и водой.
Мещерякова Ольга в соавторстве с Оксаной Шкарун спроектировали сад с медведем «Тотем». Пространство безопасности, где можно замедлиться и разобраться в себе, найти ответы на важные вопросы. Малая архитектурная форма «Медведь» и площадка с тропинкой в форме медвежьей лапы, уютная скамья в тени листвы, фонарь и очаг – в этом саду все решения и ответы живут в гармонии с вопросами, которые нас волнуют.
Эксперты-практики АНО ДПО «ВГАППССС» Анна Сергеевна и Денис Дмитриевич Кулаковы рассказали об этих и других проектов конкурса «Сады и люди» подробнее записали на видео подробный профессиональный разбор этих и других проектов конкурса, их смет и ассортиментных ведомостей:
Квалификация: Специалист по благоустройству и озеленению территории
Японские сады и их символика. Выполнила: Студентка группы ДП-9 Глухова Карина 2020 г. — презентация
Сад замка Вакаяма
Японский сад
(яп. 日本庭園, にほんていえん,
нихон тэйэн
или яп. 和風庭園, わふうていえん,
вафу тэйэн
) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках.
Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная и сложная система японского садового искусства.
В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение глицинию.
Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.
Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.
Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.
Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).
«Три сада Японии»
Краткая история — эволюция японского горного сада (V — VIII-й в.в.)
Давайте оглянемся на пятый век, когда китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Это древняя даосская вера в то, что где-то посередине океана есть три или пять островов, где живут бессмертные.
В японской литературе эта вера проявляется в виде сказки о рыбаке по имени Урашима Таро, который спасает жизнь морской черепахе, которая в свою очередь переносит его на один из бессмертных островов. Там рыбак женится на принцессе и становится бессмертным. Однако с течением времени он страдает от тоски по родине и решает вернуться в свою старую деревню. К сожалению, как только он вступает на родной берег, он сразу же стареет и умирает.
С V по VIII век даосские бессмертные острова вдохновили не только рассказчиков, но и японских создателей садов настолько, что слово «шима», что означает «остров», употреблялось как слово «сад». В те времена типичный японский сад представлял собой большой пруд, окруженный пышными деревьями. В середине пруда устанавливался хотя бы один островок или иногда просто большой горный камень, символизирующий землю с неувядающей молодостью и вечной жизнью, как это было в рассказе об Урашиме Таро.
Рекомендации по озеленению
Сад в японском стиле рекомендуется оформить с использованием следующих видов растений:
Сад в японском стиле
Типичные атрибуты японского сада можно применить в ландшафтном проекте. Например, для зрительного увеличения небольшого пространства можно сделать холмистый рельеф. Чтобы, наоборот, визуально уменьшить территорию, на ней оставляют газон или делают мощение, сокращают количество высокорослых деревьев и добавляют кустарники и травянистые растения.
Хейанский период (конец VIII — XII в.в.)
Поскольку столица Японии была перенесена в Хэйан-Кио (Киото) в 794 году, художники и садовые мастера стали отходить от влияния китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады стали изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя в этот период пруд и острова оставались неотъемлемой частью японских садов, все остальные элементы были отобраны и организованы гораздо более скрупулезно. Например, конструкции, окружающие сад, соединялись друг с другом длинными крытыми галереями. Предпочтения отдавались лиственным деревьям, чьи формы и цвета изменялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыба в пруду считались частями садовой композиции.
Этот стиль японского сада помимо олицетворения буддизма, также отразил беспокойство общества гражданскими войнами, которые бушевали по всей стране во второй половине периода Хэйан. Непрерывно изменяющееся состояние сада повторяет буддийское учение об исчезновении нашего существа и бесконечном цикле смерти и возрождения. Философия японского сада того периода демонстрировала, что зловещие войны пробудили людей к осознанию неустойчивости жизни и это воплотилось в эфемерной красоте природы; недолговечности цветения весенних цветов и красочности листвы, которая умирает с наступлением зимы.
Период Муромачи (XIV—XVI в.в.)
Примерно в конце XI века в период Хэйан сухие скалистые ландшафты стали господствовать в японских садах. Профессиональные садовники тогда назывались «монахи, которые укладывают камни». Это может показаться немного странным для нас, современных граждан, но буддизм настолько влиял на ландшафтный дизайн садов, поэтому не удивительно, что монахи были ответственны за проектирование и создание дзэн садов.
Только в период Муромачи дзен сады настолько развились, что они получили широкую славу и продолжают радовать нас и сейчас. Говорят, что отцом ландшафтного дизайна Дзен был Мусо Сосеки, великий монах Дзэн, который создал один из самых старых каменных садов и принес популярность этой загадочной технике озеленения.
В то время как сады Хейан отражали неустойчивость жизни, сады Муромачи отвергают переменчивость мира. Садоводы в этот период обнажили природу и создали дзен-сады в основном из скал и песка, чтобы выявить истинную сущность жизни и природы. Иногда добавлялись небольшие вечнозеленые кусты, но они не были главными элементами ландшафта. Это не значит, что особняки Муромачи полностью пренебрегли традициям создания прудов. Пруды в дзен саде есть, но они без воды. Монахи рисуют волнистые узоры на песке граблями, имитируя волнообразные движения воды. Все камни в саду символизируют собой элементы, присущие обычным японским садам, такие как острова, горы, деревья, мосты и даже животные.
Все сады Дзэн, которые были созданы уже после периода Муромачи, на самом деле являются неотъемлемой частью наследия именно этого периода. По сей день в Японии и в разных странах продолжают появляться новые сады камней. Есть бесчисленные вариации, рожденные самобытным воображением и творчеством современных озеленителей. Тем не менее, сады Дзэн, построенные в период Муромачи, всегда остаются почитаемыми как древние прототипы этого уникального ландшафтного стиля.
История появления
Японский стиль в ландшафтном дизайне появился очень давно: почти полторы тысячи лет назад. Он плотно переплетается с историей культуры страны восходящего солнца. Для благородного японца или японки обладание обостренным чувством восприятия эстетической стороны мира было одним из главных достоинств. Сформированный под воздействием этого принцип «очарование вещей» — мононо аварэ — играл важную роль в жизни людей того времени.
Типичным примером из раннего садово-паркового искусства Японии является императорский дворец (VII вв.) в г. Хэйан. Характер пейзажного парка складывался под влиянием Китая, однако был наделен своей особой идеей и стремился к сохранению естественности. Ассортимент растений составляли цветущие декоративные деревья и кустарники, такие как вишня, слива, азалия, сакура, керрия, ирисы и хризантемы. Уже тогда при подборе растений японцы руководствовались их символическим смыслом: сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др. В саду участвуют такие элементы ландшафта, как горы и реки, присутствующие в их уменьшенных копиях – холмиках и ручьях, озерах и островках. В связи с ростом населения и плотности застройки появляются внутренние сады — цубо, вписывающиеся в архитектуру дома. В них не было принято вторгаться, а также ходить по ним, ими можно было лишь любоваться.
С основанием новой столицы — Киото — формируются (IX – XII вв.) так называемые сады чайной церемонии, которые обустраивались прямо перед чайным домиком.
Сад чайной церемонии
В XIV-XVI вв. сад стал обязательным элементом храмового комплекса. Постепенно декоративность отходила на второй план, уступая место символике. Яркие краски цветения заменяются монохромным и строгим колористическим решением. Вода в озерах и ручейках иногда заменяется на гальку и песок, такой прием называется карэ сан-суй – «сухой пейзаж».
«Сухой пейзаж»
Заимствованный китайский стиль обустройства садов со временем перерабатывается в свой собственный, японский ландшафтный дизайн. Большой пейзажный парк для вольного времяпрепровождения превращается в миниатюрный концептуальный сад, назначение которого состоит в спокойном созерцании и совершенствовании духа.
Философия японского сада
Традиционно, дзен сады не предназначены для пикников или других развлекательных мероприятий. Это священное место для монахов-дзен, чтобы выполнять свою повседневную практику. Японское слово «нива», означающее в наше время «сад», в древности означало «пространство для ритуалов». В дзен-буддизме чтение священных писаний и молитв считаются поверхностными действиями. Чтобы достичь просветления, нужно пройти длительные периоды медитаций. В каменном саду монахи созерцают природу и ищут предельную свободу разума. Истинная цель ворошения песка граблями заключается не в создании чего-то эстетически приятного, а для тренировки собственной мысли, это своего рода неявный вид медитации в движении.
Дзен буддизм — это ветвь буддизма, которая не является религией, по крайней мере, не в обычном смысле, поскольку она не имеет ничего общего с божественной силой или метафизическими теориями человеческого существования. Это просто школа мысли или способ мышления. Основная деятельность дзен — не изучать Дзэн, а скорее изучать себя и понимать свою «настоящую природу», которую часто называют «природой Будды». Каждый родился с природой Будды, но по мере старения мы становимся привязанными к вещам и переживаниям, с которыми мы столкнулись. Чтобы вновь открыть природу нашего Будды, это не значит все забыть, необходимо включить разум, быть открытым для новых возможностей, готовым принимать и сомневаться; иметь ум, лишенный самовлюбленности, предрассудков и эгоистичной одержимости. Без осознания природы Будды наша деятельность всегда будет зависеть от нашей предвзятости и ограниченности. Мы не можем видеть все, что происходит вокруг нас, но мы получаем то, что является отголоском нас самих. Создавая своего рода скелетную обнаженность сада, монахи дзэн строят миниатюрный образ вселенной в ее самой первозданной форме, которая, как они считают, может напоминать людям об их собственной глубокой природе.
Пошаговую инструкцию, как создать японский сад камней своими руками читайте здесь.
Три знаменитых сада
Впервые сады начали устраивать в период Нара (710-794). Примерно с середины X века во многих буддийских монастырях создавали сады дзёдо (Чистая земля), в которых воплощались представления о Чистой земле будды Амиды. В период Муромати (1333-1568) в храмах направления Дзэн получили широкое распространение сады карэсансуй, «сухие горы и воды», известные также как «сады камней», в которых для условного воспроизведения гор и водных потоков используются камень, песок и гравий. Другие типичные японские стили - родзи, «росистая земля», или тянива, «чайный сад» - сады при домиках для чайной церемонии и прогулочные сады, которые феодалы устраивали в замках или поместьях. Начиная с периода Мэйдзи, сады создают частные землевладельцы, общественные организации, владельцы гостиниц.
В наши дни большинство старинных садов, принадлежавших феодалам, охраняются как культурное достояние, они открыты для посещений и являются туристическими достопримечательностями. Много таких садов находится в Киото, городе, который был японской столицей с 794 по 1867 год, и где проживало много аристократов. В Киото также есть множество буддийских монастырей и синтоистских святилищ с обширными территориями.
«Тремя знаменитыми садами» называют Кэнрокуэн (здесь и далее ссылки на англ. яз.) в Канадзаве, преф. Исикава, Коракуэн в Окаяме, преф. Окаяма, и Кайракуэн в Мито, преф. Ибараки. Эти сады были созданы по распоряжению феодалов эпохи Эдо (1603-1868) и сейчас открыты для посещений круглый год.
Коракуэн, преф. Окаяма
Реальность против манипуляций
В японском саду камней устанавливаемые скальные куски породы могут представлять горы или деревья или животных. Песок может символизировать простор воды или водопада, спускающегося с горы. На самом же деле, скалы — это просто камни, а песок — только песок. В глубоком смысле, это означает, что люди манипулируют, приписывают иные значения окружающим предметам, и в процессе этого, обманывают самих себя, становясь одержимыми этими пустыми ценностями. Например, бриллианты — это то, чем люди хотят обладать. Люди готовы платить большие суммы денег или даже влезть в долг за крошечный кусочек этого драгоценного камня. Считается, что алмаз — это символ роскоши, красоты и вечной любви. При этом он становится причиной зависти, жадности и мнимого счастья. Но согласитесь, разве это не просто блестящий камень? Рассматривая простоту дзен сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы и видеть вещи за пределами их бессмысленных явлений.
Теперь вы понимаете, что японский сад создается не только с эстетических соображений и желания созерцать. Философия японского сада кроет в себе глубокие смыслы и, прежде всего, познание самого себя.
Номинация «Концептуальные сады» (Conceptual Garden), традиционно одна из самых креативных номинаций выставки Hampton Court Palace Flower Show. Пройти мимо невозможно.
При этом никто не называет их инсталляциями, и не примеряет для жизни, это сады-идеи, сады-размышления, концентрация творческой мысли, выраженная средствами ландшафтного искусства, а их, заметьте, не мало.
В центе сада символизирующего грех зависти – «Трава всегда зеленее» среди свободной посадки трав, поднят на пьедестал в недоступности за стеной куба из зеленого плексигласа образец идеального газона из искусственной травы. Поистине «зеленая зависть».
Искусственный газон представляет уровень совершенства, которого луговые посадки никогда не смогут достичь, несмотря на их естественную красоту.
Авторы предупреждают, что чувство зависти может привести к неудовлетворенности и непониманию имеющихся преимуществ.
Гордыня. («Pride. Breaking Down the Walls of Pride»)
Композиция сада «Гордыня. Ломая стену гордости» представляет собой путь из ограничений устаревших верований, людей ослепленных гордостью, к свободной жизни.
Он начинается с дальней части сада, в подавленности разбитых стен и формальных посадок (стена с граффити людей с завязанными глазами,среди унылого пейзажа) и заканчивается свободным цветущим лугом со свободным человеком среди него.
Идея сада достаточно очевидна.
Обжорство один из смертных грехов, которые мы так часто и охотно забываем. Сад представляет этот грех в абстрактно-ироничной манере.
Дизайн подчеркивает огромное количество еды, что потребляется и впустую каждый день, за счет использования негабаритных скульптур-банок, из которых извергается цветочно-«продуктовое» изобилие. Они напоминают нам о нашем огромном и ненужном уровне потребления продуктов питания..
Автору сада «Гнев» (или Злость), отражающего неконтролируемое чувство гнева, эмоциональное давление, приводящее к саморазрушению (дизайнер Nilufer Danis) аналогия пришла от взрыва, извержения вулкана – как вспышка гнева, вулкан эмоций.
По графитной осыпи холма спирально закручиваются горячие краски цветника по всем правилам огненных монохромных композиции (книфофии и монбреции, теплые эхинацеи и тысячелистники, пурпурные астильбы и георгины. концепция, концепцией, а работу с растениями никто не отменял).
Выразительные гримасы-граффити на стене, сухое дерево в красном лаке, как концентрацию гнева, дополняют периодические «извергающиеся» эффекты пара.
Фото Людмила Белых