что значит коня на скаку остановит в горящую избу войдет
Есть женщины в русских селеньях (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Цветет Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Не входите в «горящую избу». Что не так с образом русской женщины в поэме Некрасова
«Некрасовская женщина» — известный образ героической славянки из русской литературы. Та самая, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Она всё умеет, работает не покладая рук и, кажется, даже не нуждается в мужчине-защитнике. «Да ведь это лучшие заветы феминизма в действии!» — скажете вы. Но не всё так просто.
Никто не обвиняет Николая Алексеевича в намеренном создании негативного образа или неуважении к женщинам — общество тогда было совсем другим, и мы это понимаем. Но пока «Мороз, Красный нос» изучают в школе, мы считаем важным объяснить, почему не стоит ориентироваться на этот образ сейчас.
Итак, мы перечитали поэму Некрасова и нашли много причин не быть «некрасовскими женщинами».
Концентрация на внешних атрибутах
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
«Красиво ли я сижу?». «А вдруг я кажусь растяпой?». «Я неловко двигаюсь и руки держу странно». Мы думаем об этом на свиданиях, на собеседованиях и когда идём к кулеру за водой через офис. Женщины тратят много усилий на то, чтобы красиво выглядеть со стороны. Нас с детства учат, что нужно грациозно порхать и ровно держать спину.
Философ Мишель Фуко рассуждал о «Паноптикуме» — идеальной тюрьме цилиндрической формы со стеклянными перегородками, где один стражник может наблюдать за всеми одновременно. Заключённые не знают, когда именно на них смотрят, но осознают, что это может происходить в любой момент. Оттого ведут себя идеально всегда. Сейчас эта концепция широко используется в гендерных исследованиях (Gender Studies) — женщины чувствуют себя заключёнными в Паноптикум, где они должны хорошо выглядеть, когда занимаются сексом, тренируются в спортзале, выносят мусор или делают вообще всё что угодно.
Тотальная идеализация
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Необходимость всегда хорошо выглядеть — это полбеды. Но мы должны не только быть ослепительными, но и одновременно творить великие дела. Идеализация женщин — нарратив, который формировался столетиями. Классическая литература заложила основу для завышенных ожиданий и романтизировала образ женщины без недостатков. Глянцевые журналы журналы наглядно показали, как это должно выглядеть: идеальное тело, отточенный стиль, головокружительная карьера, крепкая семья и послушные дети. Социальные сети возвели идею в абсолют, показав, что идеальными бывают не только модели и актрисы, но и просто любые женщины вокруг нас.
Женщина должна уметь всё — эта идея так привычна, что фраза «Любящая жена и счастливая мама» в шапке профиля в Instagram вызывает у большинства людей жалость: бедняжка, она не состоялась профессионально. Девушки, которые построили карьеру, но не вышли замуж, тоже вызывают у многих сочувствие. И даже если вы создали семью и запустили свой бизнес, упаси вас боже один раз не покрасить отросшие корни. Вы сразу же перейдёте в другую категорию «бедняжек» — тех, что махнули на себя рукой.
Запрет на жалобы и отстаивание своего мнения
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Русская литература пронизана идеей о том, что терпение и покорность — высшая добродетель женщины. В «Анне Карениной» все восхищаются мужеством Долли Облонской, которая смиренно прощает измены мужа и пытается отвлечься заботой о детях. Один из самых нравственных персонажей «Войны и мира» — княжна Марья — терпит все оскорбления отца и не перечит ему.
В «Тихом Доне» Наталья Мелихова терпеливо ждёт мужа, пока он живёт с другой, и довольствуется его прохладной любовью, когда он возвращается. Попытка взбунтоваться сразу же наказывается — она делает аборт и умирает. Мораль ясна: лучше не роптать.
Это не просто истории из книг прошлых столетий. Это наша реальность. Даже сейчас вам могут давать советы вроде «перетерпи — не разрушай семью», «будь мудрее, ты ведь женщина», «уступи мужу». Хорошие девочки не жалуются, не спорят, не отстаивают свою точку зрения. Их задача — быть музами и вдохновлять мужчин.
Умение женщины доносить свою позицию — обстоятельно, чётко, словами через рот — часто воспринимается как придирки или капризы. Зато способность притвориться слабой, манипулировать мужчиной исподтишка, облапошивать его «женскими штучками», похвалами, полутонами и намёками преподносится как житейская мудрость.
Дом и хозяйство — забота женщины
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Кажется, что традиционную модель, где мужчина — добытчик, а женщина — хранительница очага, можно уже оставить в прошлом. У нас есть роботы-пылесосы, клининговые службы и сервисы по доставке еды — если вы предпочитаете зарабатывать деньги и заниматься другими делами, объективно нет никакой нужды заставлять себя готовить и убирать дом.
Но патриархальные установки и курс на управление хозяйством по «Домострою» оказались настолько мощными, что их хвост протянулся даже в 2020 год.
Архаичное «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок» до сих пор воспринимается многими как мантра. Чего стоят слова гимнастки Ляйсан Утяшевой о том, что она считает «недоженщинами» тех, кто не умеет готовить.
Приготовление еды и наведение порядка в доме преподносится как сакральный процесс, который определяет степень любви женщины к её партнёру. Когда в реальности это всего лишь один из множества вариантов.
Мы действительно можем выражать заботу через ароматный борщ и выглаженные рубашки. Но языков любви много. Если для вас забота о партнёре — это что-то иное, не давайте запереть себя в рамки гендерной роли и внушить вам, что вы «недоженщина».
Помните это стихотворение? Как вы считаете, подходит ли оно для изучения в школе?
Осколок русской интеллигенции за рубежом. Живу в Италии, в свободное время ем и играю в теннис. Пишу про разные аспекты современной жизни: от поиска себя до интересного опыта всех мастей.
Некрасову
ЭПИГРАФ.
Н. А. Некрасов.
«Есть женщины в русских селеньях. »
КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ БЫТЬ.
БЕЗЗАЩИТНОЙ.
ПАДАТЬ В ОБМОРОКИ.
ОТ ТРЕВОЛНЕНИЯ*,
НО ЖИВУ Я.
НЕКРАСОВСКОЙ БАБОЙ.
ТО КОНЯ. НА СКАКУ.
ТО В ПЛАМЕ’НИЯ.
ОТСТОЯТЬ, УДЕРЖАТЬ,
ВНОВЬ ПОСТРОИТЬ!
ПОТУШИТЬ, УБЕРЕЧЬ,
ПРИУМНОЖИТЬ!
ПУСТЬ ЧЕГО-ТО ВСЕ НЕЖЕНКИ.
СТОЯТ.
БЫТЬ ЖЕ БАБОЙ ВСЕГО.
ДОРОЖЕ.
ВСЁ ОСИЛЮ, БЫЛА БЫ ЛИШЬ
ВОЛЯ!
ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ПОЛНОЙ.
ПОБЕДЫ!
ВОТ ТАКАЯ. В РОССИИ БАБ.
ДОЛЯ,
НЕ ПУГАЮТ ИХ СТРАШНЫЕ.
БЕДЫ!
______________
ТРЕВОЛНЕНИЕ*, треволнения, ср. (книжн., теперь шутл.). Сильное волнение, беспокойство.
Полный текст Некрасова:
Н. А. Некрасов.
«Есть женщины в русских селеньях. »
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит.
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
Она улыбается редко.
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий
— Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет.
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!»
«ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ. »
(из поэмы «Мороз, Красный нос», НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублём подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идёт,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветёт
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнёк изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжёлые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит.
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!» —
Твердят мужики меж собой.
В игре её конный не словит,
В беде не сробеет — спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко.
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогой —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде,
Всегда у них тёплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идёт эта баба к обедни
Пред всею семьёй впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребёнок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведёт.
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Николай Некрасов — Есть женщины в русских селеньях: Стих
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова
В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. В поэме «Мороз, Красный нос» он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.
Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.
По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой. Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.
Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.
Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.
Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:
И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:
«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»
Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.